Игры донских казаков доклад

Обновлено: 02.07.2024

Мы живём на Дону. В живописном, красивом месте! Испокон веков освоили эти земли вольные, смелые люди, которые защищали здесь свои земли, а позднее южные границы России. В целях воспитания патриотических чувств и развития интереса к истории родного края мы изучаем и играем с детьми в народные казачьи игры. Издавна в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о чести и смелости, желание обладать силой, ловкостью, быстротой, выносливостью, проявлять стремление к победе. Очень важно помнить и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций.

Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие детей. Главное преимущество таких игр- это лаконичность, выразительность, доступность. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. Это могут быть верёвки, камешки, палки, мячи. И проводить их можно как на поляне, на свежем воздухе, так и в спортивном зале. Игры маленьких казачат универсальны! Поскольку они подходят детям разного возраста от 5 до 17 лет!

Донести до потомков колорит казачьих обычаев, традиций, своеобразие языка, желание обладать силой и ловкостью – вот главная задача при обучении детей казачьим играм. Предлагаю подбор игр, в которые с интересом играют наши дети.

станица – большое село; хутор – маленькое село; курень – дом;

Кочет – петух; чувяки – тапки; цибарка – ведро; баз – сарай;

Майдан – площадь; завеска – фартук; нехай – пусть;

ноне – сегодня; атаман – вожак; вечерять – ужинать; шлях – дорога; гутарить – говорить; нагайка – плётка.

«В лесу во лесочке на зелёном дубочке

Птицы зёрен не клюют, птицы песни поют.

«Заря – заряница, красная девица.

По станице ходила, ключи обронила.

После слов, тот ребёнок, кто находит на своём плече ленту, гоняется за ведущим, стараясь ударить его лентой.

Главный город Ростовской области; фамилия губернатора области; главная река Ростовской области; год образования области; цвета флага области; назови соседей области; почему наш город называется портом пяти морей; и т. д.

Все румяны- горячи.

А папаха набекрень,

Заходи скорей в курень.

Меняется песня - дети ходят в рассыпную по залу и становятся к центральной стене, отвернувшись от ковриков.

Ведущий взрослый меняет местами предметы на ковриках. Музыка стоп – дети должны быстро построить хоровод вокруг своего предмета.

Игры народов Дона

Игры народов Дона

Конкурсная программа (для учащихся 1-5 классов)

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, смекалку, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры

Русские народные игры имеют вековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Игра "Ручеек"

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку "ручейка" и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.

Перед началом игры все играющие поют слова:

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Когда скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. Фанты разные. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих.

Белорусские игры

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Играют 10 и более человек.

Армянская игра

Татарские игры

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Туркменские игры

Из названия игры уже во многом ясен ее смысл. Платок подвешен на шесте, или привязан к вере­вочке, переброшенной, скажем, через сук дерева. В общем, надо так устроить, чтобы платок можно было поднимать выше и выше.

Игра начинается - платок можно достать, лишь слегка подпрыгнув (с разбега). Это всем удается. Новый заход, пла­ток подняли повыше - тут уж придется очень постараться, чтобы дотянуться до него. С каждым разом задача все слож­нее, и вот уже для кого-то платок недосягаем. В конце кон­цов, останется один, кому удалось подпрыгнуть выше всех.

Азербайджанская игра

Калмыцкая игра

В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке, одновременно пытаясь достать левой рукой правое ухо из-под правой руки. Игра требует большой ловкости и гибкости. Выдержавшие пять-шесть кругов считаются победителями.

Немецкая игра

Играют 10 и более человек.

Узбекская игра

Играют 5 и более человек.

Украинские игры

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга – перепелочка. На слова народной песни:

На припев: «Тут была, тут была перепелочка,

дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка – вправо. На последнее слово все останавливаются.

Казачьи игры

Таджикская игра

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Использованная литература:

1. Игры детей мира: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 176 с.: ил.

2. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-н/Д.: Кн. Изд-во, 1979. – 176 с.: ил.

3. Якуб С. Вспомним забытые игры: научно-худ. изд. – М.: Дет. Лит., 1988. – 159 с.: ил.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В прошлом в каждой казачьей семье было от 5 до 12 детей. И не последним делом была для них организация своего отдыха, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые распространялись от станицы к станице, укрепляя тем самым здоровье. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия. Но уж коли игра завладела душами детей, то нередко оставались в станицах на долгие годы. На Кавказе многие игры не знали границ, и посредством казачества и связей народов, проживающих в непосредственной близости переходили от народа к народу

В прошлом в каждой казачьей семье было много детей, которые очень любили играть в разные игры. Иногда сами дети выдумывали новые игры, которые прижились среди станичных мальчишек и девчонок.

Кулачный бой — одно из старинных боевых искусств казаков и, временами, народная потеха, которая представляет собой бой кулаками. На Руси существует с глубокой древности. Помимо развлечения, кулачный бой у казаков был своеобразной школой войны, развивающей навыки, необходимые для защиты своих земель. Бои проводились с Масленицы до Петровских праздников.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА : После 1917 года, кулачный бой был зачислен в “прогнившее наследие проклятого царизма” и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины, шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития. Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались. Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

Казачьи шермиции - исконные забавы казаков Традиционные казачьи игры – шермиции – имеют долгую историю. Издавна в станицах собирались вместе казаки, от мала до велика, чтобы состязаться между собой в ратных умениях. Казаки состязались в умении владеть традиционным оружием: рубка шашкой одиночных мишеней и полосы, фехтование на шашках и пиках, кулачные поединки и борьба на поясах.

Содержание

Этимология и похожие праздники

Это слово созвучно с шермувати — орудовать (оружием), шермицерія — фехтование, схватка, стічка, сшибка, шермір — фехтующий, шермірство — фехтование на украинском языке.

Из традиционных праздников народов, живущих возле донских казаков, наиболее близкими являются черкесcкие игрища, в массе своей совпадающие по структуре, видам состязаний с домашними играми и шермициями донцов, отдалено близок татарский праздник сабантуй, с которым его роднит конные скачки и борьба, татарские названия места проведения состязаний (майдан), но функционально шермиции не были связаны с земледельческими культами, поскольку казаки начали заниматься земледелием в XVIII в..

Происхождение шермиций

Культурогенез казачьей состязательной культуры проистекает из двух основополагающих моментов ранней истории донских казаков. Это пойменное положение донского населения и граница со степными районами. Известно, что современные донские казаки формировались на основе автохтонного населения поймы р. Дон. В его этногенезе участвовали степные кочевники, донские славяне, народы Предгорий Кавказа. Становлению этнического самосознания можно связать с образование в казацкой культуре особого воинского этоса и воинской культуры, которая отразила в себе два указанных аспекта — морской и степной. Первый был связан с пойменным положением населения, развитым мореплаванием, рыболовством, второй со степным пограничьем и скотоводством. В раннее средневековье донское население принимает христианство, которое оказало влияние на многие стороны культурной жизни, в том числе и на воинскую культуру. Появление донских казаков в исторических источниках относится к 1547 г. и известно по переписки Ивана IV и ногайского царевича Ших-Мамая [5] . Османская империя столкнулась с донским населением после того, как захватила город Азов, изгнав из него европейских купцов, и перекрыв устье Дона для рыбного промысла, чем обострили отношения с местным населением. Военное положение казачьих городков создало необходимость в поисках (походах) и дальних набегах, как морских, так и степных, на соседние государства. В среде казаков-Воинов вырабатывались и особые воинские ритуалы, обычаи и обряды связанные с войной, оружием и военным делом.

В XVII в. донцы присягнули на верность Московскому царю, а в начале XVIII века Земля Донских казаков потеряла самостоятельность, и управлялась царскими наместниками. В 1835 году донские казаки были превращены в полупривилегированное сословие Российской империи и послужили костяком для формирования других казачьих войск России. Сословные рамки произвели изменения в обрядах инициаций, вклинились в военно-траурную обрядность, обычаи связанные с кругом. Под воздействием сословных предписаний этническая культура (в воинском аспекте) становилась выхолощенной, превращалась в смотры, военные парады. Казарменный дух входил в быт казаков, регламентировал их жизнь, подчинял букве устава.

Воинские инициации в казачьей культуре

В традиционном обществе ритуальные формы поведения выполняли различные функции, к которым можно отнести передачу культурного опыта, формирование необходимых социуму образцов поведения, формирование картины мира и др.. В воинских культурах состязание занимает доминирующее положение, поскольку оно формирует воинственный тип личности, готовый на схватку, на состязание за право первенства, отвечающий требованиям и ожиданиям того коллектива, частью которого он является.

Подростковая инициация происходит в 13-15 летнем возрасте. Историки и этнографы Дона почти единодушны в определении приоритетов воспитания растущего поколения: с первых сознательных шагов мальчиков приучают к обращению с лошадью. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутником казака на всех путях его жизни — и мирных, и немирных. От знания повадок лошадей, навыков обращения с ними подчас зависела сама жизнь казака. Постепенно сфера воспитания мальчиков расширялась, в нее включались элементы следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград и т. п..

Подобные состязательные практики воспитывали в казачьих сообществах человека, носителя определенных культурных ценностей, которые можно обозначить как воинский (рыцарский) этос. Вырабатывались правила поведения на войне, которые закреплялись в обычаях, адатах и даже приказах войсковой канцелярии в более поздний период.

Шермиции на современном этапе

Ради достижения целей консолидации казачьего народа на основе традиции предков, обретения им национального самосознания был воскрешен институт праздничных шермиций. Они проводятся на Дону в станице Старочеркасской с 2009 года. По сути шермиции сегодня стали этноспортом [10] всех казаков России. В шермициях принимают участие казаки разных общин со всей России, а также с ближнего и дальнего зарубежья. Помимо донцов, приезжают казаки с Кубани, Урала, Терека.

В качестве дисциплин были включены — рубка мишеней в пешем строю (как шашкой, так и шашкой с кинжалом), фланкировка шашкой, фехтование на шашках и фехтование на пиках.

Дисциплины шермиций

— исторически сложившаяся у донских казаков форма проведения состязаний в рубке шашкой. Подобные состязания проводились в качестве подготовительных упражнений к рубке верхом на коне. Соревнование представляет собой прохождение полосы с разными мишенями в пешем строю с целью поражения их шашкой и получением определённого количества баллов за фиксированный промежуток времени.

исторически сложившаяся у донских казаков особая форма состязаний с оружием, сопровождавшая праздничные мероприятия. Основная задача состязаний — нанесение сопернику оцениваемых колющих ударов пикой (дротиком) (длинно-древковым оружием с мягким наконечником). На Масленицу гулебные ватаги казаков ходили по станице с флагами, при встрече с другой командой устраивали шермиции, бросались друг на друга в дротики. Систематизация движений с пикой в пешем строю была проведена генералом А. Соколовым в середине XIX века [11] .

Читайте также: