Наука и религия доклад по философии

Обновлено: 14.05.2024

На протяжении веков многие ученые, философы и теологи пытались определить природу отношений между религией и наукой. Это отношение часто рассматривается как конфликт между двумя несходными и несовместимыми сферами. Эта конфронтация уходит своими корнями в вопрос о происхождении жизни, который воспринимается по-разному с научной и религиозной точек зрения. Однако в эпоху быстрого технологического развития, глобализации и Всемирной коммуникации отношения между этими областями стали гораздо более тесными и сложными, чем просто дебаты о креационизме и эволюции. Предметы науки и религии переплетаются и влияют друг на друга самым глубоким образом. Со временем богословы пришли к пониманию и принятию эволюционной теории и разработали новые взгляды на сотворение мира и творческую деятельность бога.

Несмотря на то, что наука и религия имеют много различий, их объединяет одно общее намерение-найти ответы на самые фундаментальные вопросы жизни и вдохновить человечество на развитие. Наука открывает религии новые стороны человеческого опыта, но религию не следует рассматривать как форму менее развитой науки. Вместо этого люди должны рассматривать религию как отдельный способ мышления, который может предложить верующим решение проблем, которые в противном случае были бы недостижимы. Поэтому одним из результатов этого взаимного влияния стало принятие и применение научных данных в богословии; а другим-мотивационно-вдохновляющее влияние религии на отдельных ученых и научные изыскания в различных областях.

Связь между наукой и религией

Науку можно определить как знание, основанное на рациональном мышлении и систематическом изучении фактов средствами научного метода. Этот метод основан на наблюдении и эксперименте ( Chalmers , 2013). Однако определить религию несколько сложнее, поскольку она имеет дело с более нематериальными материями, которые являются духовными и даже сверхъестественными. Альберт Эйнштейн (1941) считал, что прежде чем дать определение религии, следует определить религиозного человека, который “в меру своих способностей освободился от оков своих эгоистических желаний и занят мыслями, чувствами и стремлениями .” Религиозный человек чувствует уверенность в этих качествах, которые не требуют никакой рациональной основы.

Если рассматривать отношения между наукой и религией с исторической точки зрения, то различия и противостояние между ними становятся отчетливо видимыми. С научной точки зрения Вселенная действует в соответствии с законом причинности, поэтому концепция божества, которое вмешивается в ход событий, кажется непостижимой. Более того, иррационально, что поведение людей должно основываться на религии, а не на образовании индивида, его социальных потребностях и симпатиях. Очевидно, что такое отношение к религии заставляет церкви выступать против науки и угнетать ее энтузиастов, как это было в темные века.

Несмотря на кажущееся очевидным столкновение противоположных взглядов, между наукой и религией существует родство. Артур Пикок , биохимик и теолог, утверждал, что эти сферы “в конечном счете сходятся” и “взаимодействуют и взаимно усиливают подходы к реальности” (цитируется по Nord , 1999). Эйнштейн (1930) утверждал, что религиозное чувство является самым благородным мотивом для научного исследования. Им руководствовались многие великие умы, в том числе Кеплер и Ньютон, которые провели годы в одиночестве, чтобы открыть законы гравитационной астрономии. Их приверженность можно сравнить только с чувствами религиозных людей, посвятивших всю свою жизнь подобным делам. Поэтому в наш материалистический век такая приверженность, которую проявляют ученые, делает их самыми религиозными людьми.

Влияние науки на религию

На протяжении всей мировой истории мировоззрение цивилизаций в значительной степени основывалось на религии. Однако в XVII веке, в эпоху, которую называют научной революцией, ученые стали приобретать все большее влияние в обществе. Однако в то время большинство великих ученых не были атеистами; между тем многие из современных ученых остаются верующими ( Nord , 1999). С начала научной революции церковь пережила некоторые огромные изменения. В настоящее время старая борьба между религией и наукой в значительной степени прекратилась. Этот процесс связан с изменением установок общества. Большинство людей уже сформировали свои убеждения относительно мира, и вопрос о сотворении и эволюции больше не имеет критического значения. Большинство церковных лидеров признавали основные научные открытия или присваивали их для объяснения (Шиллинг, 2009).

Римско-Католическая Церковь приняла теорию эволюции и принесла извинения за тюремное заключение Галилея и казнь Джордано Бруно ( Rogaly , 1997). Более того, многие либеральные богословы использовали свидетельства научного мира, чтобы пересмотреть свое понимание Бога. Они пытались приспособить свои традиции к современным принципам рациональности и разума. Впервые в наши дни многие теологи приняли критический взгляд на религию и начали считать религиозные утверждения проверяемыми, подобно тому, как ученые обращаются к научным утверждениям ( Nord , 1999).

В этом отношении теология и наука достигли своего рода мирного сосуществования, если не согласия. Например, теологическое объяснение теории эволюции может не дать никаких научных доказательств религиозных аспектов этого процесса. Точно так же эволюционная теория не может опровергнуть религиозные аргументы. Однако понятия теории Дарвина и теологические утверждения вовсе не обязательно должны быть несовместимы. Этот подход постулирует, что каким бы ни было происхождение жизни, будь то эволюция или божественное вмешательство, мир будет выглядеть точно так же, как он есть сегодня. Поэтому религиозные утверждения должны быть проверены и подтверждены или опровергнуты точно так же, как и научные ( Стивенс , Нью-Йорк).

Работа Чарльза Дарвина по теории эволюции оказала на науку самое глубокое влияние. Она сформировала представления людей о мире, человечестве, обществе и религии. Прежде всего, господствующее мнение состояло в том, что религия и эволюционная теория несовместимы , поскольку последняя бросает серьезный вызов традиционной теологической вере в сотворение всего живого. Сторонники обеих противоположных точек зрения стремились отвергнуть противоречивые точки зрения. Однако связь между эволюцией и теологией развивалась более последовательным образом. Хотя большинство религиозных традиций, таких как христианство, ислам и иудаизм, считают Бога творцом мира, они не всегда указывают конкретный путь этого процесса. Хотя почти во всех религиях священные тексты содержат ссылки на точку сотворения мира, у теологов часто возникают сомнения относительно того, следует ли им воспринимать их буквально или придерживаться научных объяснений ( Стивенс и т. д.).

Следует отметить, что теория Дарвина специально ставила под сомнение идею о том, что Бог создал все живые организмы такими, какими они могут быть видны сейчас. Некоторые креационистские теории утверждают, что все формы жизни остались неизменными, и процесс сотворения мира произошел несколько тысяч лет назад. Другие взгляды включают только идею о том, что естественный порядок вещей является неизбежным результатом Божьего замысла. Следовательно, эти теории постулируют, что Вселенная постоянна, потому что Бог повелел ей быть такой. Однако теория Дарвина предполагает, что мир более динамичен по своей природе; этот факт приводит к широкому спектру различных форм жизни, которые борются за выживание и медленно приспосабливаются к изменчивым условиям.

Хотя многие религиозные группы отрицали эволюционную теорию как предположительно атеистическую, другие приняли ее. Более того, многие богословы указывают на положительное влияние этой теории на религиозное мышление. Например, теолог Вольфхарт Панненберг сказал: “теория эволюции дала богословию возможность видеть непрерывную деятельность Бога не только в сохранении определенного порядка, но и в постоянном порождении новых вещей” (как цитируется в книге Стивенса , Нью-Йорк). Норд (1999) предполагает, что принятие Церковью теории эволюции вдохновило новый способ оценки Божьего замысла среди верующих как непрерывного и гибкого процесса.

Эволюционная теория изменила теологический взгляд на то, как Бог взаимодействует с людьми и Вселенной. Например, в некоторых теориях христианства сотворение мира воспринимается как форма кенозиса , согласно которой Бог не вмешивается в процесс эволюции всех живых форм, позволяя им развиваться естественным путем. Теолог Джон Хаут утверждает: “Бог эффективно действует в мире, предлагая ему широкий спектр автономно реализуемых возможностей, в рамках которых он может “стать самим собой” (как цитируется в книге Стивенса , n . d .). Поэтому люди и другие живые существа автономны и могут эволюционировать в то, чем они наиболее полно призваны стать.

Влияние религии на науку

Религия оказывает значительное влияние на научные исследования. Одним из наиболее важных факторов является индивидуальная мотивация ученых и их религиозные убеждения, побуждающие их искать ответы на вопросы о том, как устроена вселенная. Очевидно, что многие ученые отрицают Бога и религию в любой форме и часто делают скептические или даже атеистические заявления. Однако их число не столь подавляюще доминирует в научном сообществе, как некоторые могли бы подумать. Фрэнсис Коллинз (2010), директор Национального института здоровья, утверждает, что опросы показывают, что около 40 процентов ученых признают свою веру в Бога, к которому они могут молиться в надежде получить ответ или искать вдохновение, чтобы продолжить свои исследования.

Поэтому взаимосвязь науки и религии может принести пользу как этим сферам, так и отдельным людям. Религия многому научилась у науки, но наука не может быть занята теми, кто не полностью поглощен желанием искать истину. Эйнштейн (1941) утверждал, что источник этого стремления можно найти в религии и что истинный ученый не может работать без этой глубокой веры. По поводу этой точки зрения Эйнштейн (1941) также приводит одну из своих самых известных цитат: “Наука без религии хромает, религия без науки слепа .”

Одним из примеров того, как люди могут быть подвержены влиянию своей веры, является жизнь и работа Роберта Бойля, отца современной химии. Он был мотивирован своими религиозными убеждениями, чтобы продолжить свои исследования о природе вокруг него. Его выдающаяся религиозность была движущей силой его энтузиазма по отношению к миру науки. Считается, что его духовный характер был причиной его решимости проводить научные исследования. Интересно, что, несмотря на свою страстную любовь к Библии, он боролся с религиозными сомнениями, которые побудили его написать несколько значительных работ об отношениях между наукой и религией ( Davis , 2007).

Как было сказано выше, точкой пересечения конфликта между наукой и религией обычно является спор между эволюцией и креационизмом. Тем не менее, многие другие научные области взаимодействовали с теологией, и многие из них приняли некоторые из ее взглядов и теорий. Хотя эволюционная теория традиционно считалась угрозой религии, Теория Большого Взрыва часто включает в себя идеи креационизма. Одной из причин, почему ученые считают идею сотворения мира божеством, что вовсе не обязательно означает Бога, является свидетельство необычайного совпадения, которое связывают с Большим Взрывом. Она основана на некоторых доказательствах того, что вероятность образования Вселенной, поддерживающей жизнь, почти бесконечно мала. Если бы скорость, с которой Вселенная расширялась после Большого взрыва, была на долю больше или меньше, она не была бы создана или разрушилась.

Многие теории рассматривают этот факт и многие другие маловероятные совпадения как свидетельство преднамеренного замысла ( Nord , 1999). В этой связи клеточный биолог Кеннет Миллер выдвигает гипотезу, что теология может опираться на открытия физики, биологии и эволюционной космологии ( Стивенс , Нью-Йорк) . о н проводит параллели с утверждениями из Священного Писания, что жизнь была создана из праха земли. Однако факторы, способствовавшие этому процессу, гораздо сложнее, чем полагают теологи или астрономы. Человеческое существование не могло бы возникнуть, если бы не возник космос невообразимого возраста с его точно настроенными законами и константами, управляющими каждым процессом во вселенной ( Стивенс , Нью-Йорк).

В течение последних нескольких десятилетий многие богословские исследования касались проблем экологии, загрязнения природы и других экологических опасностей. Как правило, эта литература пропагандирует заботу об окружающей среде как важнейшую добродетель и приводит примеры из священных текстов, в которых описывается, как Бог заботится о природе ( Nord , 1999). Некоторые теологические принципы были приняты и в других областях науки. Например, многие ученые признают влияние лечения ума или души на лечение различных заболеваний. Многие медицинские учреждения финансируют и организуют конференции и исследования, посвященные влиянию духовности на исцеление и взаимоотношения между мозгом и душой ( Nord , 1999).

Религия и наука связаны между собой сложной и глубокой связью. На протяжении всей истории это отношение обычно принимало форму конфронтации, но после научной революции 17-го века оно использовало новую форму взаимодействия. И Наука, и религия по-разному влияли друг на друга и в результате менялись. Ученые и теологи пришли к пониманию того, что, хотя научная и религиозная перспективы не всегда совместимы, они могут сосуществовать и даже извлекать пользу из такого сотрудничества.

Таким образом, наука, особенно теория эволюции Дарвина, изменила то, как религиозные люди видят сотворение мира и творческую деятельность Бога. Однако отношения между этими областями гораздо сложнее и неоднозначнее , чем просто дебаты о креационизме и эволюции. В настоящее время многие религиозные традиции признают эволюционную перспективу, а другие научные теории утверждают, что они не обязательно должны вмешиваться в креационизм. Вместо этого многие из них стали считать Божий замысел формой кенозиса , Божьей воли, позволяющей его творениям развиваться и развиваться естественным путем.

Религия также играет значительную роль в научном исследовании. Считается, что он вдохновляет и дает ученым силы продолжать свои исследования и побуждает их искать ответы на вопросы об устройстве вселенной. Многие также признают положительное влияние теологии, духовности и религиозной этики на такие области, как экология и здравоохранение, среди многих других. Понимание религиозных понятий указывает на взаимосвязь науки с теологией.

Хотя научные открытия не зависят от каких-либо религиозных соображений, эти люди науки, которые представили миру свои выдающиеся достижения, были вдохновлены подлинной религиозной верой в то, что мир является продуктом совершенного замысла и управляется рациональными законами. Если бы их убеждения не были глубоко эмоциональными, эти люди едва ли смогли бы продемонстрировать такую настойчивость и приверженность и преуспеть в своих усилиях.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Религия (От лат. Religio благочестие, набожность, святыня) мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы Зороастр, ЛаоЦзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают более современные мыслители.

Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.

Современные защитники религии не хотят ссориться с наукой, они боятся ее огромного, постоянно растущего авторитета. Лидеры католической церкви ныне заявляют, что преследования ученых инквизицией были трагической ошибкой, а сейчас церковь якобы уважает науку и ученых.

Русская православная церковь ставит себе в заслугу тот факт, что она в меньшей степени, чем католическая церковь и католическая инквизиция, повинна в преследованиях передовых ученых. При этом замалчивается основное коренная мировоззренческая противоположность научного знания и религиозных догм. Ведь знание освобождает человека, дает ему возможность гармонично развиваться, перестраивать общество на подлинно гуманистических принципах. Религиозная же идеология напротив, порождена господством над человеком чуждых ему природных и общественных сил, она сковывает творческую энергию, усиливает несвободу человека.

И борьба научной и религиозной идеологии в России была столь же острой и подчас не менее драматичной, чем в Западной Европе.

Читая дореволюционную литературу, довольно часто встречаешь примеры неприязненного отношения церкви к науке и техническому прогрессу. Там где церковь была в состоянии затормозить научнотехническое развитие, помешать росту образовательного и культурного уровня населения, она всеми силами стремилась это сделать.

И хотя современные русские православные богословы пытаются создать впечатление, будто бы православная церковь в отличие, например, от католической никогда не враждовала с наукой и не преследовала передовых ученых, реальные исторические факты свидетельствуют о ее настороженном, неприязненном отношении к просвещению, науке и ученым. Русская православная церковь, хотя и в меньших масштабах, чем католическая, в дореволюционный период запрещала и сжигала научные книги, организовывала травлю крупнейших естествоиспытателей материалистов, преследовала атеистов и свободомыслящих, тормозила развитие образования и науки.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научнофилософское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специальнонаучными методами.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретикопознавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Религия (От лат. Religio- благочестие, набожность, святыня) — мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия — это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения.

Именно так понимали религию многие мудрецы и философы — Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают более современные мыслители.

Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.

«Есть четыре основания, в силу которых в умах людей образуются понятия о богах:

1. Вера в предсказание будущего.

2. Страх перед грозным явлением природы.

3. Изобилие предметов, которые служат для нашего существования.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Религия и наука

Современные защитники религии не хотят ссориться с наукой, они боятся ее огромного, постоянно растущего авторитета. Лидеры католической церкви ныне заявляют, что преследования ученых инквизицией были трагической ошибкой, а сейчас церковь якобы уважает науку и ученых.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Русская православная церковь ставит себе в заслугу тот факт, что она в меньшей степени, чем католическая церковь и католическая инквизиция, повинна в преследованиях передовых ученых. При этом замалчивается основное — коренная мировоззренческая противоположность научного знания и религиозных догм. Ведь знание освобождает человека, дает ему возможность гармонично развиваться, перестраивать общество на подлинно гуманистических принципах. Религиозная же идеология напротив, порождена господством над человеком чуждых ему природных и общественных сил, она сковывает творческую энергию, усиливает несвободу человека.

И борьба научной и религиозной идеологии в России была столь же острой и подчас не менее драматичной, чем в Западной Европе.

Читая дореволюционную литературу, довольно часто встречаешь примеры неприязненного отношения церкви к науке и техническому прогрессу. Там где церковь была в состоянии затормозить научно-техническое развитие, помешать росту образовательного и культурного уровня населения, она всеми силами стремилась это сделать.

И хотя современные русские православные богословы пытаются создать впечатление, будто бы православная церковь в отличие, например, от католической никогда не враждовала с наукой и не преследовала передовых ученых, реальные исторические факты свидетельствуют о ее настороженном, неприязненном отношении к просвещению, науке и ученым. Русская православная церковь, хотя и в меньших масштабах, чем католическая, в дореволюционный период запрещала и сжигала научные книги, организовывала травлю крупнейших естествоиспытателей — материалистов, преследовала атеистов и свободомыслящих, тормозила развитие образования и науки.

Вот о чем свидетельствует экскурс в историю.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Наука и философия.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия — единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают — в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

Религия и наука. Проблема соотношения

В статье мы кратко рассмотрим аспекты взаимоотношений религии и науки в истории и в современном мире, определим сходства и различия, общее и особенное, аргументы за и против, а также пути взаимодействия религии и науки.

История и современность

Согласно западной традиции (культурам Востока свойственен синкретизм) наука как точное и эмпирически выверенное знание, существующее во благо человечества, противопоставляется религии, постулаты которой предполагается воспринимать на веру. При этом научная традиция рассматривается обособлено, исключая взаимосвязь с другими способами познания мира. В обыденном представлении философы и ученые прошлого предстают как борцы с нерациональной религиозной стороной действительности. Однако такого представления, т. е. рассмотрения прошлого с позиции современности, стоит избегать.

Единство и различия религии и науки

Религия направлена на выявление утерянной человеком целостности мировосприятия, предлагая знания, воспринимаемые на веру, своеобразные аксиомы, которые углубляются и обновляются в процессе личного общения с Богом. Так и наука, представляя знания в виде фактов, способствует возникновению нового видения явлений.

Независимость науки и религии связана с самостоятельностью мира в отношении к Богу. Но эта самостоятельность относительна. С религиозной точки зрения, Бог присутствует в мире через человека, а также в мировой гармонии, которая лишь в определенной степени нарушается стихией природы. Поэтому между наукой и религией на самом деле существует глубокая связь и точки соприкосновения. Наука как частичное знание опирается на мировоззрение, имеет религиозный (или антирелигиозный) характер, то есть она зависит от духовных интересов, от веры как отдельных людей, так и целых эпох. Поэтому наука не может уничтожить религию — она может быть безрелигиозной только тогда, когда религия сама в запущенном состоянии.

Путем сравнения определений религии и науки приходим к выводу, что это два аспекта общественной жизни, которые являются различными областями духовной культуры и могут существовать рядом, не уничтожая друг друга. Утверждение, что религия и наука несовместимы — в корне неверно.

Использованная литература:

2. Релігієзнавство: Навчальний посібник. 2-ге вид. / За ред. Мозгового Л. І., Бучми О. В. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 264 с.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Читайте также: