Художественная культура востока доклад

Обновлено: 03.05.2024

Жизненный уровень населения средневекового востока считался выше, чем на западе. Крупные европейские города XIII века (Венеция, Париж, Лондон) уступали по численности китайским и арабским городам XI века. В торговых отношениях Европы и Востока последний выступал в роли экспортера, продавая пряности, фарфор, шелк, оружие. Зарождение феодализма в Индии, Китае, Иране, Византии началось раньше, чем у европейских народов.

Связь Востока и Запада не всегда проходила в мирном русле. Крестовые походы, организованные католической церковью, под эгидой освобождения христиан и Иерусалима от бесчинства турок-сельджуков, заканчивались завоеванием земель и образованием новых государств. В этих землях культура католиков переплеталась с местной.

Общей чертой становления обществ можно считать развитие аграрной сферы: увеличение объемов возделываемых земель, совершенствование сельскохозяйственной техники и инвентаря, освоение орошения площадей искусственным методом, разнообразие ассортимента выращиваемых культур, появление аграрных поселений. Благоприятные природные условия азиатских земель способствовали развитию скотоводства, торговли, аграрной экономики в целом на Востоке.

Крепко утвердившиеся, общинные традиции задерживали развитие феодализма в стране. Важным фактором, влиявшим на социальную жизнь людей, являлась религия. Буддизм, возникший до н. э., призывал человека внутренне трудиться над собой, чтобы достичь просветления. Смерть считалась переходом в высшее состояние.

С I по III век индийское государство представляло собой сильную державу. Затем последовала эпоха упадка, мелкие княжества враждовали между собой. В крупных государствах руководили губернаторы, в княжествах – раджи. Политическая структура была очень слабой, так как существовал легкий переход от княжества в государство и обратно.

Община, состоявшая из разных слоев населения и представляющая социально-экономическое целое, являлась главной силой страны. Общиной руководил совет. Религия учила людей спокойно относиться к неравенству высших и низших каст. Кроме уплаты налога ни военные, ни политические действия государства общину не интересовали.

На смену эпохи Гуптов в VII в. пришел раджпутский период. Математики открыли понятия бесконечность и ноль, извлекли кубический и квадратный корни. Декан, Бенгалия, Северная Индия становятся политическими центрами. Географическое расположение страны способствует развитию морской торговли.

Философия трансформируется в отдельную сферу знаний. Медицина, астрономия развиваются ввиду тщательного изучения. Басни, притчи, рассказы пишутся на местных языках (маратхский, бенгальский. ). Поэзия издается в основном на санскритском языке.

Красочность индийской культуре придают ее праздники, отмечавшиеся по лунному календарю. Прославляются богини, священные деревья, змеи, орудия труда и т.д. Раз в 12 лет, в новолуние, происходит священное омовение у рек Ямуны и Ганги. К основным праздникам относятся: Шиваратри (в честь бога Шивы), Холи, Ганеши. Четырехрукий слоноголовый Ганеши популяризовался как бог образованности и мудрости. Холи-праздник расцветающей природы весной, посвященный Кришне.

Насильственное насаждение ислама началось в XIII в. после утверждения Делийского султаната. В результате взаимодействия индуизма и ислама стали образовываться новые формы национальной религии. Литературные произведения начали писаться на новых языках фарси и урду. Влияние ислама коснулось и архитектурного искусства. Скульптурный декор уступил место плоскому орнаменту мечетей. Тем не менее при постройках мусульманских мечетей применялись индийские элементы зодчества.

Религиозные распри разрастаются в могольский период. Государственная власть усиливается, феодальные отношения развиваются, крестьяне облагаются постоянно повышающимися денежными налогами. Производство табака, селитры и тканей увеличиваются в объемах. С расцветом судостроения развиваются торговые отношения с иностранцами.

Основой сильного государства было конфуцианство. В нравственном учении Конфуция излагались правила семейного поведения, принципы отношений в социальном обществе, а также методы управления при создании идеального государства. Рациональное конфуцианство, хоть и было создано до нашей эры, впоследствии стало государственной религией на 2 тыс. лет.

Почитание старших младшими, покорное и преданное общество, ответственность государства перед народом- на этих принципах по мнению Конфуция строится сильная страна. В специальных школах будущим представителям власти прививались высокие духовно-нравственные идеалы, которыми должен обладать справедливый чиновник при управлении государством.

Распавшийся на 3 государства в III веке Китай, был подвергнут нападению кочевников в IV в. Лишь в 589г. удалось объединить юг и север. Следующие семь веков при династиях Тан и Сун считаются хорошими для страны, потому что возводятся новые города, процветает торговля и различные ремесла, строятся дороги.

В ХIII в. монголы захватили империю, а большинство населения поработили. Произведена перепись населения, пересмотрена налоговая система и введены новые налоги. Экономика страны пришла в упадок. Но уже в 1368г. недовольный народ свергнул монголов. Экономику восстановили, рабство отменили, налоги снизили. В ХVII в. Китай снова пал пред иноземцами. Маньчжурская династия, гармонично вписавшаяся в китайскую культуру, просуществовала до ХХ в.

Основными приоритетами сильного государства считались управление экономикой, контроль торговли и земледелие. Общество, хоть и подвергалось жесткому контролю, чувствовало заботу и внимание со стороны централизованной власти. Крупные землевладения, принадлежавшие частным лицам, были не выгодны государству, поскольку подрывали его авторитет. Поэтому власти старались тщательно контролировать право собственности, а крупных частников облагали большим налогом и даже конфисковывали земли. Государственная монополия распространялась на сферы производства железа, меди, фарфора, чая, соли. В системе землепользования налог составлял 20% урожая, плюс дополнительные отработки. В ремесле процветали деревообработка, шелкоткачество, выделка бумаги.

Культура средневекового Китая, оказавшая большое влияние на культуру Кореи, Японии и центральной Азии, знаменательна открытием пороха, фарфора, компаса и успехами в области медицины, астрономии. В поэзии VII-IX века актуальны темы гражданских мотивов, мира природы и исторических романов. Культовыми сооружениями были пагоды- высокие многоэтажные буддийские храмы. В живописи преобладали картины на бумажных и шелковых свитках, нарисованные тушью или красками.

Государственность в этой молодой цивилизации начала зарождаться в IV-VI вв. высокими темпами. Принц страны приглашал из Кореи и Китая ученых и ремесленников, а туда отправлял учиться японскую молодежь. С VII в., используя китайский опыт, начали происходить активные перемены в административном аппарате, сфере налогообложения, распределения земли. Раз в 6 лет происходит передел земель и перепись населения. Официальное письмо было на китайском языке.

Государственный аппарат не был таким крепким как в Китае. Власть находилась в руках бюрократической знати, находившимися радом с малолетними императорами. Чиновники освобождали свои феодальные поместья от налогов. Феодалы создавали дружины из самураев для охраны правопорядка. Возле таких поместий и возле монастырей начали возникать города.

С приходом к власти в 1192 г. аристократа Минамото начинает расцветать торговля и ремесленное дело. Торговали японцы оружием, драгоценными металлами.

Художники IX-XII веков рисовали иллюстрации для книг, пейзажи. В это же время появляются архитектурные шедевры, скульптуры. Особое внимание уделялось в создании гармоничного интерьера садов. В строительство замковой архитектуры, актуального в то время, внесли свой вклад европейцы. Развитие пейзажной графики, передающей многообразие природы, приходится на XV век.

К ХVI в. войны кланов привели к нестабильности и кризису в стране. С приходом военачальника Токугавы в начале ХVII в. удалось укрепить власть и объединить страну. Реформы были направлены на ослабление могущества феодалов, а в городах для управления были назначены чиновники сёгуна.

С ХVI в. страна была искусственно изолирована от внешнего мира, исключение составляла лишь ограниченная торговля с китайцами и голландцами. Сохраняя свои культурные традиции, японцы перенимали опыт других цивилизаций.

Исламская цивилизация.

На территории Аравии, где располагались торговые города, где население занималось разведением верблюдов и овец, выращиванием фиников, винограда и зерновых культур, где бедуины сопровождали караваны, в VII в. начала зарождаться молодая цивилизация.

Арабы были язычниками на момент появления ислама, идея которого заключалось в единобожии. Аллах спасет верующих, доверившихся ему полностью. Для спасения требуется поститься, молится, подавать милостыню, совершить паломничество в Мекку, а также привлекать к исламу с помощью оружия. Мусульмане, погибшие в войне с неверными, якобы попадут в рай.

После смерти пророка, под предводительством меняющихся халифов – религиозных вождей ислама, арабские племена силой оружия удалось объединить. В VII- VIII вв. арабы завоевали Иран, Палестину, Сирию, Испанию и северную часть Африки. На завоеванных землях халифы предлагали ощутимое снижение налога взамен на принятие ислама. Последними завоеваниями были о. Крит, Сардиния, Сицилия в IX в.

Начиная с династии Омеядов, научные работы, деловые документы и художественные произведения в пределах халифата составлялись на государственном арабском языке. Центральная власть обладала верховным правом собственности государственных земель. Частная собственность ограничивалась. За пользование земельными наделами в казну платился налог.

Значительный культурный рост произошел в Х-ХI вв., когда создавались исторические, философские произведения, работы в области медицины, науки, формировалось право. Такой расцвет произошел благодаря уважительному отношению к традициям иудеев и христиан, таким образом для арабов открылась греческая культура. Сталкиваясь с другими культурами, исламская цивилизация исследовала их и впоследствии сама уже оказывала культурное влияние на страны Запада и Востока.

Культура халифата развивалась на фундаменте индийского, иранского и греко-римского наследия. Арабы уделяли много внимания изучению точных наук, таким как: география, астрономия, математика. Общение между Европой и Азией способствовало культурному и экономическому росту.

История арабского халифата закончилась в 1492г. с падением Гранадского эмирата.

Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды. Культура Запада и Востока - это не одно и то же, но и не враждебные культуры. Диалог культур Запада и Востока ведётся с незапамятных времён.

Культура Древнего Востока во многом определяется способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма. В этом можно увидеть особенности культуры древнего Востока.

Культура и ее понимание на Востоке

Культуры цивилизаций Древнего Востока - наиболее древние из известных нам цивилизаций. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, оставленным нам шумерами. Но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники. На Востоке сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской. В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток "снисходительно", сверху вниз, считая, что это - догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада. Но такое состояние - результат развития за последние 3-4 века - краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке - кто знает? По крайней мере, роль восточной культуры сейчас явно возрастает, растёт и интерес к восточной культуре. Поэтому обойти вопрос об особенностях возникновения этой культуры было бы невозможно.

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение"; "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое.

Особенности восточной культуры

Основой письменной культуры Запада является алфавит - совокупность знаков, выражающих звуки. Для восточной культуры характерен иероглиф, фиксирующий значение. Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень, суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому - слову. За словом стоит понятие - форма мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано.

В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными тождествами, характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия - не внешняя форма, а содержательная форма.

В Западной культуре языку отводится роль средства выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения).

В западной культуре цель науки - истина. Она имеет практическую отдачу. В восточной - цель знания - выработка ценностей, выходящих за рамки утилитарности.

В западной культуре познание и нравственность разделены. Основной вопрос науки: "истина - неистина". В восточной культуре познание - средство нравственного совершенствования. Основной вопрос - соотношение добра и зла.

Таковы основные особенности восточной культуры.

Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе.

В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя явные ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека. Дело в том, что выжить на Востоке можно, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так зарождались основы культуры.

Художественная культура Древнего Востока

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественная культура Древнего Востока вобрала в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.

Заключение

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства.

Художественная культура Древнего Востока сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.

Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое. Это уже не первобытный синкретизм, в котором существуют лишь зародышевые элементы будущих видов искусств, жанров, художественных форм наравне с элементами религии, политики, морали и проч. Но искусство пока еще ангажировано религиозной, философской, морально-этической системами, прочими общественными структурами.

Отсутствие завершенной собственно эстетической системы не означало, что древние не понимали специфических задач искусства. Еще шумеры считали, что художественная культура способна доставить человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами биологической природы. Вопрос лишь в смещении акцентов.

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художе­ственный аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представ­лений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его де­ятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализо­вывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пре­делы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализ­момдревневосточных культур. Многие представления народов Вос­тока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно бы­ло неукоснительно следовать как общекультурным, так и художе­ственным традициям.

Мифологические тексты воспроизводят различные этапы окультуривания человеком среды обитания. С одной стороны, это сюжеты, рассказывающие о возникновении природных ланд­шафтов, о циклической изменчивости природы, о самообновле­нии флоры и фауны и прочее. С другой стороны, это повествова­ние о подвигах культурных героев, о созидании мира материаль­ной и духовной культур. Так, например, в китайской мифологии вначале устроение земли понималось буквально как наведение богиней Нюйвой порядка в разрушенном хаотичном космосе. По­зднее персонажи ранних мифов осушают землю, засевают поля, добывают огонь, плетут рыболовные сети, проводят дороги, сло­вом, создают мир культуры.

Миф — это произведение устного народного творчества, со­хранившее опыт поэтического осмысления действительности; это способ жизни, мышления, чувствования. Мифологические обра­зы и сюжеты не трудно отыскать и в тех формах искусства, кото­рые далеки от словесного воплощения — в скульптуре, в живопи­си, в архитектуре. Скажем, в Шумере храмы украшались изобра­жениями не конкретных человекоподобных богов, а тотемами этих богов, являя как бы свернутую формулу ранних шумерских ми­фов (скульптурное оформление храма Энину является иллюст­рацией мифологических сюжетов о Нингирсу и богине Узуд — священной козе).

Мифы, имеющие временную протяженность, могут быть, следовательно, свернуты до символического образа. Склонность к символизациихудожественных форм (не только мифологичес­ких) одна из типичнейших черт древневосточного искусства, вы­званная желанием приостановить и обобщить в символической фигуре длительный человеческий опыт в постижении внутрен­ней сути вещей. В символе идея остановлена, чтобы обнажить мно­гомерность смыслов.

Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии, воссоздающих в образной форме миниатюрные модели мира. Главная тема восточного искус­ства — тема перемен, вечного движения (смена времен года, много­значность душевного состояния, переменчивость настроения, че­редование рождения и смерти и прочее) раскрывает иллюзорность, непрочность мира. Поэтому здесь присутствует двойной план, тре­бующий многозначной оценки.

В художественной системе индо-буддистского Востока от­дается предпочтение скрытой красоте, не до конца явленной взо­ру, такой красоте, которая требует неспешного созерцания, отре­шенности от суеты, одиночества и покоя. Акцент делается не на то, что явленно, а на то, чего нет, что пребывает в покое, создает ситуацию замены конкретного и однозначно воспринимаемого образа символическим.

Каждый элемент древнекитайской живописи символичен (сосна — символ долголетия, бамбук — стойкости, мужества, аист одиночества и святости). Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, соединять символичес­кие образы в единую эстетическую картину.

Важнейшим символом всей древневосточной художествен­ной культуры является Солнце. Оно чаще всего представляется в мужском образе как родной сын и наследник небесного бога. Солн­це наследует важнейшее качество этого божества — умение все ви­деть и все знать. В Индии оно под именем Сурья является оком Варуны, в Египте — оком Ра. Однако этот мифологический образ по­лучил в различных культурах Востока дополнительные символические оттенки. Солнце как один из важнейших абсолютов древнеиндуистской культуры получило свое раскрытие через про­тивоположные начала (белый-черный). С одной стороны, солнце — источник света, гонитель тьмы. С другой, оно темного черного цве­та, пребывает в ночи. Второе значение связано с символом смерти. Солнце, подобно смерти, разрушает мир, отмеряя его днем и ночью.

На примере символической природы Солнца видно, что се­мантика этого образа органично соединила в себе элементы раз­личных культурных форм (философского, морально-этического, религиозного, собственно художественного и проч.). Именно на Востоке зародилась солярная (световая) религия. И именно солярное божество в процессе развития цивилизаций становится верховным государственным божеством. Искусство Востока, оперирующее столь многозначными образами-символами, не стремилось к чет­кому выделению художественной сферы из всеобщего социокультурного контекста.

Собственно эстетическое в культуре Древнего Востока не­редко пересекалось со смыслами иного плана. В частности, егип­тяне важнейшим качеством мудрости считали умение зафикси­ровать мысль письменно — в иероглифах и рисунках. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изоб­ражалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными зна­ками. Искусство живописцев практически не отделялось от ис­кусства писцов, то есть мудрецов и словесников. В Египте, Китае, других восточных культурах живописец нередко обрамлял свое произведение иероглифами, завершающими единое эстетичес­кое целое. Такое соединение было не случайным. У египтян муд­рость теснейшим образом связывалась с умением зафиксировать ее — письмом и изобразительным искусством. Это и неудивитель­но. Ведь древнеегипетские иероглифы произошли от рисунков, и пиктографические элементы (пиктография — картинное письмо) навсегда осталось в их текстах. Живописное изображение древ­ним египтянином воспринималось как знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета — значило сберечь и увековечить жизненное начало. Но и иерогли­фическая надпись тоже знак, обладающий подобной способнос­тью. Письменность, как и искусство, была в Древнем Египте час­тью религии, делом жрецов.

Иероглифы, украшающие древнекитайские свитки также несли на себе печать высокого сакрального смысла. Они были пре­красным дополнением к воплощенным в красках символам при­роды и помощником в истолковании философской сути произве­дения. Эта живопись, родившаяся в эпохи Тан и Сун, представля­ет совершенно специфический вид искусства. Она лишена декоративного начала и не может восприниматься с позиций лю­бования. Такие произведения требуют внимательного вглядывания и погружения в суть изображенного. Китайская картина — свиток, родившийся из книги- свитка, — живопись для образо­ванных людей.

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древ­него Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функ­ционирования искусства.

Древневосточная художественная культура сохраняла ма­гическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых вос­точных цивилизаций считали, что определенные действия, совер­шаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.

Все ранние культуры восточного региона носили безымян­ный характер. Художник не стремился в предмете искусства вы­разить субъективную авторскую позицию. Личностное начало от­сутствовало. Общественное, коллективное — получало высокое сакральное значение. Обязанностью художника была реализация всеобщих смыслов.

Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое. Это уже не первобытный син­кретизм, в котором существуют лишь зародышевые элементы бу­дущих видов искусств, жанров, художественных форм наравне с элементами религии, политики, морали и проч. Но искусство пока еще ангажировано религиозной, философской, морально-этичес­кой системами, прочими общественными структурами.

Отсутствие завершенной собственно эстетической системы не означало, что древние не понимали специфических задач ис­кусства. Еще шумеры считали, что художественная культура спо­собна доставить человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами биологической природы. Вопрос лишь в смещении акцентов.

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.

В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма.

Цель моей работы заключается в проведении анализа культуры древних цивилизаций Востока. Достижение поставленной цели опосредуется решением следующих задач:

- Изучение Восточной деспотии как социальной основы древних культур;

- Рассмотрение художественных и эстетических особенностей культуры Древнего Востока;

1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур.

Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе. В западной истории государство возникает как следствие выделения человеческих индивидуальностей с их жаждой власти и собственности. В результате появляется необходимость в стоящей над обществом власти. Эта власть (государство) охраняла новый порядок, т. е., с одной стороны, позволяла выделившейся группе сохранять свое преимущество, а с другой — умеряла индивидуальные и групповые столкновения, вводила их в общественно приемлемые рамки. Иными словами, на Западе возникновению государства предшествовало проявление человеческой свободы, происходившее в своевольно-необузданной и варварской форме. И если попытаться сформулировать главную суть государства такого типа, то можно сказать, что государство Запада — это форма социального осуществления свободы. Оно создавалось как ответ на своевольные проявления свободы, но оно же и защищало свободу своих граждан (сначала немногих избранных, но потом, с течением веков, этот круг постепенно расширялся и охватил собой всех).

В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя явные ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека. Дело в том, что выжить на Востоке можно, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения, что было ответом на вызов конкретных природных условий. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока — Египта, Индии, Шумера, Китая.

Восточная деспотия управляется огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. Если в западной истории государство зависит от общества и так или иначе выражает интересы группы свободных людей, то тут все обстоит иначе. Здесь нет свободных людей — свободных воинов и собственников, а есть только государственные рабы, крестьяне (часто находящиеся в еще более жалком положении) и чиновники, осуществляющие административное управление. В одном только древнем Шумере исследователи насчитывают от полумиллиона до миллиона государственных рабов, которые каждый день направлялись на ведение общественных работ, причем и работа и выдаваемые пайки строго документировались. Благополучие человека определяется почти исключительно его государственным рангом. Здесь нет общества — оно поглощено государством, а человек низведен до административной функции. Здесь раб может возвыситься до министра, но и министр остается бесправным рабом государя и всей системы.

2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока.

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.

Мифологические тексты воспроизводят различные этапы окультуривания человеком среды обитания. С одной стороны, это сюжеты, рассказывающие о возникновении природных ландшафтов, о циклической изменчивости природы, о самообновлении флоры и фауны и прочее. С другой стороны, это повествование о подвигах культурных героев, о созидании мира материальной и духовной культур. Так, например, в китайской мифологии вначале устроение земли понималось буквально как наведение богиней Нюйвой порядка в разрушенном хаотичном космосе. Позднее персонажи ранних мифов осушают землю, засевают поля, добывают огонь, плетут рыболовные сети, проводят дороги, словом, создают мир культуры.

Миф — это произведение устного народного творчества, сохранившее опыт поэтического осмысления действительности; это способ жизни, мышления, чувствования. Мифологические образы и сюжеты не трудно отыскать и в тех формах искусства, которые далеки от словесного воплощения — в скульптуре, в живописи, в архитектуре. Скажем, в Шумере храмы украшались изображениями не конкретных человекоподобных богов, а тотемами этих богов, являя как бы свернутую формулу ранних шумерских мифов (скульптурное оформление храма Энину является иллюстрацией мифологических сюжетов о Нингирсу и богине Узуд — священной козе).

Мифы, имеющие временную протяженность, могут быть, следовательно, свернуты до символического образа. Склонность к символизации художественных форм (не только мифологических) одна из типичнейших черт древневосточного искусства, вызванная желанием приостановить и обобщить в символической фигуре длительный человеческий опыт в постижении внутренней сути вещей. В символе идея остановлена, чтобы обнажить многомерность смыслов.

Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии, воссоздающих в образной форме миниатюрные модели мира. Главная тема восточного искусства — тема перемен, вечного движения (смена времен года, многозначность душевного состояния, переменчивость настроения, чередование рождения и смерти и прочее) раскрывает иллюзорность, непрочность мира. Поэтому здесь присутствует двойной план, требующий многозначной оценки.

В художественной системе индо-буддистского Востока отдается предпочтение скрытой красоте, не до конца явленной взору, такой красоте, которая требует неспешного созерцания, отрешенности от суеты, одиночества и покоя. Акцент делается не на то, что явленно, а на то, чего нет, что пребывает в покое, создает ситуацию замены конкретного и однозначно воспринимаемого образа символическим.

Каждый элемент древнекитайской живописи символичен (сосна — символ долголетия, бамбук — стойкости, мужества, аист одиночества и святости). Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, соединять символические образы в единую эстетическую картину.

Важнейшим символом всей древневосточной художественной культуры является Солнце. Оно чаще всего представляется в мужском образе как родной сын и наследник небесного бога. Солнце наследует важнейшее качество этого божества — умение все видеть и все знать. В Индии оно под именем Сурья является оком Варуны, в Египте — оком Ра. Однако этот мифологический образ получил в различных культурах Востока дополнительные символические оттенки. Солнце как один из важнейших абсолютов древнеиндуистской культуры получило свое раскрытие через противоположные начала (белый-черный). С одной стороны, солнце — источник света, гонитель тьмы. С другой, оно темного черного цвета, пребывает в ночи. Второе значение связано с символом смерти. Солнце, подобно смерти, разрушает мир, отмеряя его днем и ночью.

На примере символической природы Солнца видно, что семантика этого образа органично соединила в себе элементы различных культурных форм (философского, морально-этического, религиозного, собственно художественного и проч.). Именно на Востоке зародилась солярная (световая) религия. И именно солярное божество в процессе развития цивилизаций становится верховным государственным божеством. Искусство Востока, оперирующее столь многозначными образами-символами, не стремилось к четкому выделению художественной сферы из всеобщего социокуль­турного контекста.

Собственно эстетическое в культуре Древнего Востока нередко пересекалось со смыслами иного плана. В частности, египтяне важнейшим качеством мудрости считали умение зафиксировать мысль письменно — в иероглифах и рисунках. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками. Искусство живописцев практически не отделялось от искусства писцов, то есть мудрецов и словесников. В Египте, Китае, других восточных культурах живописец нередко обрамлял свое произведение иероглифами, завершающими единое эстетическое целое. Такое соединение было не случайным. У египтян мудрость теснейшим образом связывалась с умением зафиксировать ее — письмом и изобразительным искусством. Это и неудивитель­но. Ведь древнеегипетские иероглифы произошли от рисунков, и пиктографические элементы (пиктография — картинное письмо) навсегда осталось в их текстах. Живописное изображение древним египтянином воспринималось как знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета — значило сберечь и увековечить жизненное начало. Но и иероглифическая надпись тоже знак, обладающий подобной способностью. Письменность, как и искусство, была в Древнем Египте частью религии, делом жрецов.

Иероглифы, украшающие древнекитайские свитки также несли на себе печать высокого сакрального смысла. Они были прекрасным дополнением к воплощенным в красках символам природы и помощником в истолковании философской сути произведения. Эта живопись, родившаяся в эпохи Тан и Сун, представляет совершенно специфический вид искусства. Она лишена декоративного начала и не может восприниматься с позиций любования. Такие произведения требуют внимательного вглядывания и погружения в суть изображенного. Китайская картина — свиток, родившийся из книги- свитка, — живопись для образованных людей.

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства.

Древневосточная художественная культура сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.

Все ранние культуры восточного региона носили безымянный характер. Художник не стремился в предмете искусства выразить субъективную авторскую позицию. Личностное начало отсутствовало. Общественное, коллективное — получало высокое сакральное значение. Обязанностью художника была реализация всеобщих смыслов.

Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое. Это уже не первобытный синкретизм, в котором существуют лишь зародышевые элементы будущих видов искусств, жанров, художественных форм наравне с элементами религии, политики, морали и проч. Но искусство пока еще ангажировано религиозной, философской, морально-этической системами, прочими общественными структурами.

Отсутствие завершенной собственно эстетической системы не означало, что древние не понимали специфических задач искусства. Еще шумеры считали, что художественная культура способна доставить человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами биологической природы. Вопрос лишь в смещении акцентов.

Знакомясь с литературой, я достиг поставленной перед собой цели и сделал следующие выводы:

1) первые восточные государства возникли в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии;

2) духовная суть восточной деспотии состоит в том, что в основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека;

3) В большинстве своем восточная мифология носила зооморфный характер. Персонифицированные божества изображались со звериными или птичьими головами, с другими частями их тел;

4) Образ зверя-человека в мифологической культуре Древнего Востока был скорее знаком подчиненности людей природным силам;

5) Главная тема восточного искусства — тема перемен, вечного движения раскрывает иллюзорность, непрочность мира;

6) Каждый элемент древнекитайской живописи символичен.

Используемая литература:

1) Абаев Н. В. Чанъ-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. — Новосибирск, 1983;

3) Васильев Л. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность. — М., 1976. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х тт. — М., 1994;

4) Васильев Л. С. История религий Востока. 2-еизд. — М., 1988;

5) Васильев Л. С., Фурман Д. Е. Христианство и конфуцианство (опыт сравнительного социологического анализа) // История и культура Китая. — М., 1974;

6) Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. — М., 1987;

7) Гегель. Соч. — М.-Л., 1935. Т. VIII. Философия истории;

8) Дьяконов И. М. Ранние деспотии в Месопотамии // История Древнего мира: Ранняя древность. 2-е изд. — М., 1883;

9) Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. — М.,1986;

10) Жаров С. Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм.— (Преприит Г-563). Воронеж, 1995;

11) Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М., 1975. История эстетической мысли. В 6-и тт. Т. I. — М., 1982. Литература Древнего Востока: Тексты. — М., 1984. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. — М., 1994. Соколов-Ремизов С. Н. Литература — каллиграфия — живопись. — М., 1985;

12) Лапис И. А. Культура Древнего Египта // История Древнего мира: Ранняя древность. 2-е изд., испр. — М., 1883;


Древний Восток стал колыбелью первых цивилизаций, которым было суждено оставить глубокий след в истории человечества. Именно здесь произошел важный переход к оседлому образу жизни, появились условия для возникновения первых крупных государств, получило развитие искусство, культура и наука.


Кратко о культуре Древнего Востока

Зарождение и развитие культуры Древнего Востока относится к III тысячелетию до н. э. Предпосылками этому послужили благоприятные природные условия: жаркий климат, плодородные земли, но больше всего – наличие крупных рек, на берегах которых и зарождались первые цивилизации.

  • На территории между реками Евфрат и Тигр была сформирована уникальная культура Месопотамии или Междуречья.
  • Долина Нила стала родиной для культуры Древнего Египта.
  • С реками Ганг и Инд связано зарождение культуры Древней Индии.
  • Река Хуанхэ стала матерью для культуры Древнего Китая.


Рис. 1. Междуречье.

Важнейшая особенность культуры Древнего Востока – строгое соблюдение традиций. Такие страны относят к обществам традиционного типа. Это значит, что на протяжении сотен лет подобное общество тщательно соблюдает устоявшиеся традиции, которые оказывают влияние на все сферы жизни.

На территории Месопотамии проживало множество племен и народов, однако наибольший вклад в развитие науки был сделан шумерами. Они с высокой точностью предсказывали лунные и солнечные затмения, обладали глубокими познаниями в математике, слыли прекрасными архитекторами.

Достижения культуры Древнего Востока

Значение Древнего Востока в развитии культуры трудно переоценить. Именно здесь возникли все условия для разделения труда и появления различных социальных слоев общества, появились предпосылки для развития письменности, науки, искусства.

  • Возникновение письменности. Самой ранней разновидностью стала иероглифическая письменность, характерная для Китая, Египта и Междуречья. Позже в Финикии была создана алфавитная письменность, которая была освоена греками и римлянами.
  • Все мировые религии – буддизм, христианство и ислам – были рождены на Востоке. Их отличает большое количество последователей во всем мире, вовлеченность представителей всех социальных групп, межэтнический характер.

Читайте также: