Мода 18 19 века доклад

Обновлено: 17.05.2024



Эта эпоха- настоящая революция в женском костюме. Женщины освободились от корсета и кринолина и пустились "во все тяжкие", ни до, ни после этих лет таких откровенных, открытых и почти прозрачных платьев не носили.


"Passer Payez", a ca. 1803

Кардинальное изменение силуэта женского платья:
-------------------------

Кринолин и нижние юбки исчезли полностью, талия стала завышенной, а потом поднялась до уровня груди.
"A section of The Petticoat, or The Venus of 1742 and 1794", an English caricature engraving (presumably from 1794), comparing cutaway views of the fashion silhouettes of the two years (contrasting the hoop-skirt of 1742 with the somewhat narrow and high-waisted -- i.e. incipiently neo-classical -- gown of 1794). The left half is taken from a detail in the satirical painting "Taste in High Life" by William Hogarth (painted 1742, engraved 1746).

Text on the left: "The Mode - 1742 - Hogarth pinxit - from a picture of Hogarth's in the Collection of J. B. Esquire"
----------------------
Корсет или не носили, или носили при необходимости полулифчик-полукорсет, который поднимал обнаженную грудь.

Brassiere1808
Not actually a "brassiere", despite name of image, but a between corset and brassiere. In danish named: Bul. And the bul was the common 'corset' i Denmark to 1870 or later.

One Regency version of "long stays" ("short stays", not descending as far as these, were also worn). Note that even in the case of these long stays, the object was not to produce a narrow wasp waist.

Модники- щеголи перестают одеваться в те же роскошные и пестрые материи, что и женщины, перестают украшать себя лентами, кружевами, перьями, драгоценностями и мушками, вместо туфель на каблуках носят сапоги с гвоздями.

В период французской революции моды создавались чуть ли не ежедневно, возникая внезапно, как отклик на то или иное событие, и так же быстро исчезая.
Относительная стабильность в костюмах наступила только в период консульства Наполеона Бонапарта.

David - Portrait of Monsieur Lavoisier and His Wife
1788

Вдохновленные идеями Свободы, Равенства, Братства, идеологи французской революции обратились к образам античного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эстетические идеалы. Член революционного Конвента знаменитый художник Давид исполнил по государственному заказу ряд проектов типовых костюмов для граждан французской республики. При помощи таких костюмов Конвент хотел выразить идею равенства, стереть классовые различия. Однако эти несколько театральные одежды не отвечали конкретным условиям жизни и поэтому не вошли в быт народа.

Гойя La familia de Carlos IV Year 1800-1801 |


"Passer Payez", a ca. 1803 painting by Louis-Leopold Boilly.

Painting of a family game of checkers ("jeu des dames") by French artist Louis-Léopold Boilly, ca. 1803


Porträt der Henriette von Heintze, Ehefrau des de:Friedrich Adolph von Heintze auf Gut Niendorf bei Lübeck, mit ihren beiden Kindern Josua (1800-1867) und Henriette (1801-1837) vor romantischer Landschaft. Gemalt von F.C. Gröger, heute im Besitz des Museum Behnhaus in Lübeck.
Date 1803

Marie-Gabrielle Capet - Atelier of Madame Vincent - 1808


DAVID, Jacques-Louis
Anne-Marie-Louise Thélusson, Comtesse de Sorcy
1790
Oil on canvas, 129 x 97 cm
Neue Pinkothek, Munich

DONÁT, János
Portrait of a Woman
1810
Oil on canvas, 48 x 36 cm
Private collection

DONCKT, François van der
Portrait of Sylvie de la Rue
c. 1810
Oil on canvas, 120,5 x 89,5 cm
Groeninge Museum, Bruges

GÉRARD, François
Portrait of Catherine Worlée, Princesse de Talleyrand-Périgord
1804-05
Oil on canvas, 226 x 165 cm
Private collection


INGRES, Jean-Auguste-Dominique
Madame Rivière
1806
Oil on canvas, 117 x 82 cm
Musée du Louvre, Paris


Увлечение античными модами продолжалось,по форме и покрою платья напоминали хитон и пеплос античных богинь-газовая туника или батистовая юбка с разрезом сбоку, сквозь который были видны облегающие ноги шелковые панталоны розового цвета или же совершенно голая нога и сандалии с ремешками, иногда украшенные драгоценными камнями. Современники сплошь и рядом упрекали дам в бесстыдстве.
Но даже этого было недостаточно модницам- и без того прозрачные ткани еще и мочили для лучшего "обозрения", а на балах от тацев платья намокали сами собой и просвечивали насквозь.

Mademoiselle Caroline Riviиre
1806
Oil on canvas, 100 x 70 cm
Musйe du Louvre, Paris

ODEVAERE, Joseph-Denis
Portrait of a Lady
1805
Oil on canvas, 207 x 164 cm
Private collection

-----------------Законодательницы мод того времени----------


DAVID, Jacques-Louis
Madame Récamier
1800
Oil on canvas, 173 x 244 cm
Musйe du Louvre, Paris

GÉRARD, François
Madame Récamier
1805
Oil on canvas, 255 x 145 cm
Musée Carnavalet, Paris


Madame Raymond de Verninac (Portrait of Madame de Verninac), born Henriette Delacroix, elder sister of Eugène Delacroix. Oil on canvas, 1798–1799
----------Императрица Жозефина Богарне-----------------------


GÉRARD, François
Portrait of Josephine
1801
Oil on canvas, 178 x 174 cm
The Hermitage, St. Petersburg
Императрица, кстати, была до брака модницей роялистки настроенных "Merveilleuses".

PRUD'HON, Pierre-Paul
The Empress Josephine
c. 1805
Oil on canvas, 244 x 179 cm
Musée du Louvre, Paris

Российские дамы тоже следовали этой, абсолютно не приспособленной к нашему климату, моде:


Vladimir Lukich Borovikovsky
Боровиковский, Владимир Лукич
Portrait of Grand Duchess Maria Pavlovna. 1800s. Oil on canvas. The Pavlovsk Palace


Боровиковский, Владимир Лукич
Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной. 1802

Skating couple ca. 1800 -- the sly gentleman knows that under cover of teaching her to ice-skate, he can hold her and clasp her hand without being thought improper or forward. (Plate re-colored when printed in Fischel and Boehn's Modes and Manners of the Nineteenth Century, 1909.)


Parisian ladies in their winter dress for 1800. (1906)

Parisian Ladies in their winter dress for 1800
Print made by John Cawse
Date
1799

Costume d'une rouanaise a la Fédération.


Мода изменялась чрезвычайно часто. В моду входили то тюрбаны из легкой кисеи с массой перьев, то турецкие шарфы ярких расцветок, то (после египетской кампании Наполеона) кашмирские шали. Шарфы и шали стали необходимой принадлежностью гардероба каждой модницы. Женщины умело драпировались и закутывались в эти шали.
A lithograph plate showing a variety of ways of wearing shawls in early 19th-century France (ca. 1802-1814)


A drive in a whiskey, Longchamps, year V (1797)
----------

A gathering in the Luxembourg gardens, Year VIII (1800).

The sculpture gallery in the Louvre Museum (1806)

Costume parisien ; 8. (1807)

L'embarras des capotes.


-----------Muscadins,Incroyables and Merveilleuses-------------


Если модники 18 века-"макарони" бели просто щеголями, то их экстравагантные последователи имели политическую платформу.

Muscadins- роялисты, впервые появились около 1792 года. Они вновь появились после падения Робеспьера и прекращения террора и были настоящими головорезами, что стало известно как "белый террор",- негативная реакции против якобинского угнетения и насилия. Они бродили по улицам Парижа, напивались и нападали на патриотов с палками.
------------------Muscadins------------- --


Louis Alexandre Eustache Loursay
painting of Les Incroyables (Muscadins)
Date

Muscadins.
Category:Incroyables and Merveilleuses.
Carle Vernet

anonymous, French School

Caricatures Parisiennes / Le suprême bon ton
Published by Aaron Martinet
Date
1800-1805

Le suprême bon ton / Modes et nouveautés

Plate 1: three 'incroyables', men in fashionable coats, one seen from behind, the others from the two sides, accompanied by a woman exposing her leg. before 1800
Published by Aaron Martinet
After Carle Vernet (?)
1797-1800
Hand-coloured etching
--------------------


Französische Incroyables 1794.

Français sous le directoire, mode dite des incroyables.


Satire on the Incroyables: an Incroyable, holding a bundle of 'Mandats Territorials', addresses a laughing Republican while another picks his pocket. 1797


Le Retour incroyable et la precaution merveillieuse
Satire on the peace negotiations of 1797: a Frenchman greeting Lord Malmesbury on his return to France, with numerous couriers on horseback in background. March 1797

Satire on fashion: two Incroyables meet in the street and touch, rather than shake, hands. c.1796
Hand-coloured stipple

Satire on fashion: two Incroyables meet in the street and touch, rather than shake, hands. c.1796
Hand-coloured stipple
La rencontre des Incroyablessatirical print; print; Paul André Basset (Published by); Henry William Bunbury (After)

La Réponse Incroyable

Satire on fashion: two Incroyables eye each other, one through a monocle. December 1796

Social satire; two very fashionably dressed gentlemen, with wigs, hoop earings, coats with broad lapels and ribbons at the hem of their breeches; one holds his hat and leans on a cane, the other looks through a monocle and carries a club.

Satire on the Incroyables: a republican seizes an Incroyable by the arm and quizzes him through a lorgnette, while a boy holds up a caricature by Darcis after Carle Vernet and points at them. 1797

Social satire on fashion: a group of eight fashionably dressed men and women in a street, showing a progression from the clothing style of the ancien régime on the left, through 1789 on the left, 1796 in the centre, and 1801 on the right. c.1801


Mr Garrick, introducteur de modes
After Victor Auger
Date
1813

Caricatures Parisiennes / Le Goût du Jour / Les modernes incroyables
three men dressed in the height of fashion shake hands; the one in the centre wears a very high double-peaked hat. c.1813


L'incroyable et la merveilleuse

The "merveilleuse," 1793

L'incroyable et la merveilleuse


"Ah ! s'il y voyoit . " ("Ah! What if he could see!"). Library of Congress description: "Print shows two fashionably dressed women walking on a country road and a "blind" beggar with a small dog on a leash and holding a cup and stick in right hand. The man has stepped on the skirt of one of the women causing it to tear, exposing her bare buttocks for the "blind" man to see. A satire on contemporary clothing fashions.
Directoire_fashion_caricature_1797

Satire on fashion: a merveilleuse riding on a horse loses her hat. March 1797


Ladies dress, as it soon will be.

Print made by James Gillray
Date
1796

Advantages of wearing Muslin Dresses ! — dedicated to the serious attention of the Fashionable Ladies of Great Britain

Fashionable furbeloes or the back front of a lady of fashion in the year 1801
satirical print; print; S W Fores (Published by); A lady walks from the spectator holding out a closed parasol
------------

Waggoners frocks or no bodys of 1795
Print made by Isaac Cruikshank

The rage or shepherds I have lost my waist
Print made by Isaac Cruikshank
Date
1794


Ленточки на брюках чуть выше сапог или краг.
-Неподъемные воротники и чересчур широкие лацканы
Очень узкие брюки
золотое кольцо в одном ухе
Усложненные колбаски- кудри, называемые "собачьи уши".



Satire on the Incroyables: a fragment only, showing three fashionable persons at table, one holding lorgnettes, another pouring tea. 1797


Кафе
Cafe des Incroyables. Ma parole d’honneur ils le plaisante.
1797

Они первыми стали танцевать вальс- он считался очень неприличным танцем. Ниже карикатуры на "Вальс Incroyables".


Le Bon Genre / La walse
two couples dancing the waltz, dressed in costumes of the Incroyables and Merveilleuses; a later state with the heads of the two persons on the right reworked to bring them into the style of c.1815. 1801?

Le Bon Genre / La walse
two couples dancing the waltz, dressed in costumes of the Incroyables and Merveilleuses; a later state with the heads of the two persons on the right reworked to bring them into the style of c.1815. 1801?

Satire on the Incroyables: woman dances with man, to the accompaniment of a violinist seated among wine bottles. February 1797
After Louis Léopold Boilly

Le Bain Economique des Incroyables de la rue de la Tannerie a quinze centimes
Social satire on women's bathing; the interior of a women's bathhouse, with two clothed women and an attendant at the right and a group of semi-clothed women in the bath on the left, with a man appearing through the ceiling; a later state.


Marche incroyable
Date
1830-1840

----------------------
А эта картина по-разному толкуется- от просто фигур молодых людей- модников, до сцены предложения своих услуг проституткой.


Point de Convention ("Absolutely no agreement"), a painting by Louis-Léopold Boilly showing some of the transient and ephemeral extremes that accompanied the adoption of strongly neo-classically influenced styles in Paris during the second half of the 1790s (ca. 1797).


Satire on the Incroyables: an Incroyable, who is having his boots blacked by a young boy, offers a coin to a passing young woman who makes an obscene gesture in reply. c.1797





























































Фаворитом моды в начале 19 века был тюрбан с эгреткой из перьев экзотических птиц и сандалии по типу греческих богато украшенных драгоценными камнями. Женская мода начала 19 века предлагала огромный выбор шалей и палантинов. Они как нельзя лучше дополняли почти невесомые наряды модниц, а зачастую служили и единственной защитой от непогоды.

Ни для кого не секрет, что мода крайне изменчива. Ведь даже сегодня постоянно появляются и исчезают те или иные модные тренды, и каждый дизайнер вносит свою лепту в развитие мировой моды. А какой была одежда 19 века? Во что одевались люди двести лет тому назад? Как развивалась мода в те времена? Этими вопросами интересуются многие.

Мода — зеркало истории

одежда 19 века

Безусловно, мода и одежда напрямую связаны с некоторыми историческими событиями. И одежда первой половины 19 века демонстрирует эту зависимость. Ведь 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов, время активности феминистских организаций. Вполне естественно, что мода менялась практически постоянно.

Например, мужская одежда 19 века претерпела значительные изменения по сравнению с традиционными нарядами 18 века. В это время законодателем моды в Западной Европе (да и в России) был Наполеон Бонапарт. Если еще за двадцать лет до революции мужской костюм пестрил украшениями и драгоценными камнями, то теперь наряд дворянина характеризовался строгим покроем и минимальным количеством декора. Ведь, как утверждал великий полководец, дело мужчины — война и освобождение. Простые, удобные костюмы из качественной ткани демонстрировали деловитость и энергичность своих обладателей.

В 19 веке на первый план вышла женская мода. Теперь женщина демонстрировала состоятельность своего мужа. Кстати, женский костюм на протяжении ста лет претерпел массу изменений.

Одежда дворян и крестьян: в чем отличия?

Многие люди интересуются вопросом о том, отличалась ли одежда дворян 19 века от нарядов простых крестьян. Ведь это период революций, когда границы между простым населением и аристократией начинали постепенно стираться.

Тем не менее разница в одежде была. Простые женщины, разумеется, тщательно следили за модой, но в их распоряжении не было дорогих, роскошных тканей, из которых шили платья знатным дамам. Кроме того, простолюдинку всегда можно было узнать по чепцу и фартуку.

Мода начала 19 века: общая характеристика

одежда в стиле 19 века

Как уже упоминалось, на развитие мужской моды влияла философия и стиль жизни Наполеона. В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир.

Это было своего рода возвращение к античности: платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, затем в Европе, а потом уж появились и на территории России.

Женская одежда 19 века

одежда дворян 19 века

Одежда в античном стиле постепенно приобретала популярность. Многие модницы, стремящиеся уподобиться Жозефине, отказывались от корсетов в пользу удобства и естественности. Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Кстати, ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой, а иногда бусинками и бисером.

Кстати, для платьев в те времена выбирали мягкие, гладкие и тонкие ткани, в частности, батист, кисею, муслин, перкаль. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню. При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.

Что же касается верхней одежды, то женщины продолжали защищаться от холода с помощью пелерин и мантилий. Кстати, все более популярными становились большие платки, которые покрывали спину и затягивались узлами на плечах. Верхняя одежда 19 века в России представляла собой турецкие платки, без которых дамы просто не выходили из дома.

Естественно, одежда и ее оформление зависело от того, куда ее будут надевать. Бальные платья были более роскошными. В гардеробе модницы обязательно должны были присутствовать повседневные наряды, костюмы для верховой езды, прогулок на природе и т. д.

Мужская одежда 19 века

одежда первой половины 19 века

Мужская одежда девятнадцатого века нередко менялась. Например, в начале века считались модными сюртуки, кружевные жабо, туфли с большими пряжками и ботфорты. Но в связи с популярностью стиля ампир представители сильного пола начинают отдавать предпочтение другой одежде.

Если говорить о повседневной одежде, то мужчина надевал светлые панталоны, сорочку, жилет, а поверх него — шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Как правило, фраки шили из тканей приглушенных темных тонов, в частности, модными были черный, синий и коричневый цвета. В качестве верхней одежды использовался двубортный сюртук. Одежду украшали однотонной симметричной вышивкой.

Как одевались во второй половине 19 века?

одежда 19 века в России

Если вам нравится одежда в стиле 19 века, то вы должны знать о том, что на протяжении всего столетия мода постоянно менялась, причем радикально. Если в начале века модным был стиль ампир, который проповедовал естественность и простоту, то ему на смену вновь пришли громоздкие платья, нижние юбки и прочие детали.

В частности, женщины опять начали носить тугие корсеты, которые делали талию более тонкой. Кроме того, популярным становился кринолин — металлическое кольцо, которое поддерживало нижние юбки, делая бедра более пышными. В некоторых странах юбки имели длинный подол, который скользил по полу.

В дальнейшем на смену кринолину пришел турнюр — металлический каркас особой формы, который изготавливали из металла или китового уса. Такое приспособление давало возможность собирать юбки сзади в пышный узел, который украшали большими бантами. Одновременно платье тесно облегало бедра спереди.

Украшения, головные уборы и прически 19 века

На самом деле шляпки и прочие аксессуары менялись вместе с платьями и другими предметами одежды. Мужчины в те времена носили короткие стрижки. Крайне популярными были высокие цилиндры. Что же касается украшений, то строгий костюм предусматривал минимальное количество декора. Мужчина мог носить лорнет, который крепился к одежде с помощью цепочки. К допустимым украшениям относились также часы, табакерка, а также цепочки и брелоки для ключей.

А вот женская мода менялась практически постоянно. В начале 19 века модными были высокие замысловатые прически. Женщины носили шляпки и капоры. В середине века женщины просто зачесывали волосы назад, завязывая узлом сзади, разрешалось выпускать лишь несколько завитков. Уже в 1870-х годах в моду снова вошли высокие прически, но теперь они были намного проще. В это же время появились маленькие шляпки, которые украшали искусственными цветами и перьями.

Реформа женской моды в США

женская одежда 19 века

Именно в это время знаменитая суфражистка Е. Уайт подняла вопрос о непрактичности женского костюма. Ведь девушке постоянно приходилось одной рукой удерживать подол во время ходьбы, танца или даже домашней работы. Еще до ее выступления в Вашингтоне некоторые участницы феминистского движения начали носить одежду, похожую на традиционный мужской костюм. Тем не менее подобные привычки резко осуждались общественностью.

Именно тогда Е. Уайт предложила отказаться от кринолинов и корсетов, которые сильно сдавливали грудную клетку, укоротить юбку (или платье) хотя бы на 20–25 сантиметров, а под нее надевать брюки нового образца. Такой костюм был удобен и не нес угрозы для здоровья. Тем не менее подобная реформа вызвала массу споров. С другой стороны, именно благодаря мисс Уайт женские платья начали постепенно меняться.

мода 18 века

В Европе 18 век – эпоха, названная веком женщин. Раскованность и эротизм, огромные платья и грандиозные прически – все это символы 18 столетия. Именно в 18 веке женская мода находится на пике роскоши и пышности.

История моды 18 века

Английская мода 18 века

В английской моде испорченный и развращенный стиль рококо не прижился. Практичные британцы предпочитали сукно и шерсть, а не шелк и кружева. Для английского общества того времени основными идеалами были гражданские и семейные ценности, потому мода 18 века в Англии на женское платье отличается простотой кроя и отделки. Предпочтение отдавалось гладким тканям спокойных светлых тонов. Платье могло быть украшено небольшим букетиком цветов. Знатные англичанки поверх нижней юбки с фижмами и корсета надевали платье англез, состоявшего из облегающего лифа и сборчатой прямой юбки. Вырез декольте прикрывали нагрудной косынкой. Зачастую в домашней обстановке английские дамы и вовсе отказывались от фижмы, отдавая предпочтение платью с простой стеганой юбкой. Такое платье называлось неглиже.

Мода 21 века – это все то, что окружает нас каждый день, каждый час. Многие специалисты говорят о том, что об истории моды 21 века говорить еще слишком рано, мол, она еще не написана. Мы с этим не согласны, ведь прошло полтора десятилетия этого века, и значит можно подводить первые итоги.

Англия 19 века подарила миру викторианский стиль, который повлиял не только на моду в самой стране и за ее пределами, но и на всю мировую культуру. Да и современный готический стиль, особенно в архитектуре, во многом обязан именно Англии того времени.

Мода 19 века в России, особенно наряды женщин, во многом находятся под влиянием Европейской культуры. Хотя, безусловно, нельзя сказать, что не было совершенно никаких отличий. Кроме того, во второй половине 19 века наблюдается рост влияния на моду самобытной русской культуры.

Читайте также: