Доклад пуританизм в англии

Обновлено: 17.05.2024

Протестантская Реформация привела к созданию лютеранских, анабаптистских и реформатских разновидностей христианской веры. Четвертая, самая важная для Соединенных Штатов и наций Английской республики разновидность — английская Реформация. Ее можно поставить на один уровень с лютеранством по консервативному отношению к реформе. Не имея никакого ведущего церковного руководителя, подобного Кальвину или Лютеру, англиканство возникло под руководством короля, который стал главой национальной Церкви. В результате эта разновидность зародилась как светское политическое движение, выросшее в религиозное, и сформировалась при Елизавете в середине XVI века. Англиканство распространялось во всем мире, по мере того как во всем мире распространялись британские поселения.

1. Преобразования в Английской Церкви

1.1. Причины Реформации в Англии

Лоллардов, задачей которых было распространять учение Джона Виклифа, не удалось истребить до конца. Наоборот, их учение передавалось из дома к дому среди наиболее низких слоев населения Англии и стало религиозным подпольным движением XV века. Упор лоллардов на авторитет Писания и на потребность личного общения с Христом был подкреплен политическими преобразованиями в Англии в первой четверти XVI века.

Следует также помнить, что династия Тюдоров, правившая в Англии с 1485 по 1603 год, создала мощное национальное государство, в котором король через армию и бюрократический аппарат мог дать развивающемуся среднему классу безопасность, необходимую для его спокойных занятий делами. В свою очередь представители среднего класса признавали ограничения своей свободы и сотрудничали с королем, который использовал их в управлении. Старое феодальное дворянство практически полностью исчезло к 1485 году, поскольку оно занялось, по существу, классовым самоубийством в виде войн Алой и Белой розы. Король и средний класс объединились, чтобы обеспечить благополучие страны. Из-за этого существовала все увеличивающаяся склонность к национальному самосознанию, которая дала поддержку короля в его попытках отделить Английскую Церковь от папства. Большие земельные владения Римской Церкви на территории Англии, папские налоги, которые перекачивали большую часть английских денег в Рим, и церковные суды, которые были соперниками королевских судов, вызывали возмущение как короля, так и его подданных. Эти проблемы привели нацию к тому, что она поддержала Генриха VIII, когда он решил разорвать с Римом.

Не следует игнорировать и интеллектуальный фактор. Библейские гуманисты или оксфордские реформаторы, такие, как Джон Колет (ок. 1466–1519), диакон церкви святого Павла, занялись в начале XVI века изучением Библии в переводе Эразма Роттердамского и объясняли значение Библии своему народу. Эти гуманисты чрезвычайно критически относились к недостаткам, которые они видели в Римской Церкви, и пытались начать реформы. Вильям Тиндейл (ок. 1494–1536) и Макс Ковердейл, который позже сделал Писания доступными английскому народу на его родном языке, также были реформаторами. Тиндейл опубликовал два издания (каждое по три тысячи экземпляров) своего английского перевода Нового завета в Вормсе в 1525 году. Этот перевод с греческого Нового завета Эразма Роттердамского был первым печатным Новым заветом и был распространен в Англии купцами. Хотя Тиндейл был замучен около Брюсселя в 1536 году, его дело продолжало жить и помогало проведению религиозной реформы в Англии. Майлс Кавсрдейл опубликовал первый полный напечатанный перевод Библии на английский язык в 1535 году. Человек, изучающий Реформацию, всегда поражается тому, что успехи Реформации в государстве тесно связаны с переводом Библии на язык живущего там народа.




Прямой причиной английской Реформации были не столько любовные похождения Генриха VIII, сколько его желание иметь законного наследника мужского пола. Казалось, что он и Катерина никогда не смогут иметь сына, а чтобы получить развод с ней и право жениться на Анне Болейн, с которой он вступил в отношения, ему нужно было привести Римскую Церковь в Англии под свое управление. Действия Генриха были прямой и личной причиной начала Реформации.

1.2. Церковная Реформация при Генрихе VIII (1509–1547)

Генрих VIII, правивший с 1509 по 1547 год, был красивым, благородным, сильным, образованным королем, который знал богословие, был хорошим музыкантом, мог говорить на латинском, французском, испанском языках так же хорошо, как по-английски. Он наслаждался охотой, стрельбой из лука, игрой в теннис, спортом, что и сделало его более популярным среди английского народа, чем его скупой отец Генрих VII. Его отец посвятил себя объединению в одну семью главных королевских фамилий Европы путем стратегических супружеских браков. Его дочь Маргарет вышла замуж за Якова Шотландского (ее правнук Яков VI Шотландский стал Яковом I Английским в 1603 году). Его сын Артур женился на испанской принцессе Катарине Арагонской. Когда Артур умер, обедневший король, не желая терять приданое Катарины, уговорил папу Юлия II даровать диспенсацию, и Катарина смогла выйти замуж за Генриха, младшего брата Артура, в 1503 году. Генрих и Катарина имели одного ребенка. Позже этот ребенок стал королевой Марией Тюдор.

Когда выяснилось, что Генрих не может иметь сына от этого брака, он обеспокоился, поскольку считал, что Англии понадобится правитель-мужчина после его смерти, чтобы присматривать за владениями в период колонизации. Он также полагал, что, возможно, Бог наказывает его за вступление в брак со вдовой его брата, действие, запрещенное как каноническим законом, так и книгой Левит (20:21). Вступив в связь с симпатичной Анной Болейн, Генрих приказал своему советнику кардиналу Волси начать переговоры с Климентом VII, чтобы тот разрешил освободиться от Катарины. Климент VII не смог выполнить эту просьбу, потому что в 1527 году он находился под влиянием племянника Катарины, могущественного Карла V, короля Испании и императора Германии. Генрих обвинил Волси в заговоре, когда тому не удалось получить развод, но Волси умер прежде, чем Генрих смог казнить его.

Томас Кромвель стал главным советником Генриха, и в 1532 году протестант Томас Кранмер (1489–1556) был сделан архиепископом Кентерберийским. Поскольку было ясно, что папа римский не разрешит развод, Генрих решил получить его от английского духовенства, которое могло смягчиться под давлением парламента. Парламент Тюдоров состоял из представителей народа, но он был подотчетен королю, а не народу, поскольку Тюдоры правили как диктаторы, скрывая под вельветовыми перчатками ежовые рукавицы. Таким образом, Реформация в Англии была инициирована светской властью короля и парламента. Реформаторский парламент покончил с папским контролем и монашеством.

В это самое время Генриху уже наскучила Анна Болейн, особенно из-за того, что их ребенком была девочка, которой дали имя Елизавета. В 1536 году Анну призвали в суд и ей отрубили голову по обвинению в супружеской измене, после чего Генрих вступил в брак с Джейн Симор, которая родила ему желанного сына, прежде чем умерла. Позже Генрих женился на Анне Клевской, с которой он развелся, затем на Катерине Ховард, которую он казнил, и в конце концов на Катерине Парр, которой единственной удалось пережить его.

Генрих освободил Церковь от папства и поставил ее под королевскую власть как национальную Церковь. В завещании он указал, что после смерти трон должен занять его сын Эдвард. За Эдвардом должна следовать Мария, дочь Катерины Арагонской, а за Марией следует Елизавета, дочь Анны Болейн. Когда Генрих умер, английская Церковь была национальной Церковью, главой которой был король, но по вероучению она была католической. Библия, однако, была доступна народу на его родном языке. Сыну Генриха Эдварду предстояло осуществить протестантскую фазу Реформации, начатой Генрихом как церковное движение с 1527 по 1547 год.

1.3. Протестантская Реформация при Эдварде VI

1.4. Католическая реакция при Марии Тюдор

Мария, правившая с 1553 по 1558 год, была дочерью Генриха VIII от Катерины Арагонской. Ее правление совпало с развитием контрреформации в Римской Церкви на континенте и может рассматриваться как английская параллель этому движению. Под влиянием кардинала Реджинальда Мария, убежденная католичка, вынудила парламент восстановить религиозную практику в Англии, которая существовала там до смерти ее отца в 1547 году, и отменить изменения, сделанные при Эдварде. Парламент согласился с необходимыми мерами, но не захотел вернуть земли, которые были взяты у Римской Церкви в правление Генриха VIII. Мария вышла замуж за Филиппа II Испанского в 1554 году, но этот брак не получил поддержки у английского народа, и Филипп не отвечал взаимностью на любовь Марии.

1.5. Компромисс Елизаветы

Взойдя на престол в возрасте 25 лет, Елизавета столкнулась со многими проблемами. Мария Стюарт предъявила свои законные претензии на престол. Испания была готова начать вторжение, поддерживая претензии Филиппа на английский престол как мужа прежней королевы Марии Тюдор, а Англию раздирали противоречия между протестантизмом и католичеством. Елизавета вряд ли могла отречься от протестантизма, потому что римское духовенство не признало бы законность брака ее родителей, но она не хотела рисковать и идти на открытый конфликт с силами, поддерживавшими папу римского. По этой причине она благоприятствовала курсу, который был приемлем большинству народа Англии, — умеренное разрешение религиозных проблем и отсутствие крайних отклонений в любую сторону.

Эти шаги, хотя и несколько умеренные, вызвали глубокую враждебность папы римского. К 1570 году папа Пий V издал буллу, отлучившую Елизавету и освободившую ее подчиненных от необходимости подчиняться ей. Елизавета отомстила за это казнью 125 иезуитов, которые хотели вернуть Англию папству (в 1568 году Вильямом Алленом была образована семинария в Дуаи, во Фландрии, где люди могли получать у иезуитов образование, с тем чтобы потом тайно служить папе римскому в Англии). Тогда папа заручился поддержкой испанского короля Филиппа, желая вернуть Англию Римской Церкви. Филиппу было лишь приятно вступить в такой союз, поскольку он был послушным сыном Римской Церкви и знал, что Елизавета тайно помогает голландским подданным в восстаниях против него. В 1588 году он собрал большой флот, известный под названием испанская Армада, и отплыл в Англию. Его флот потерпел позорное поражение от английского флота, состоявшего из более мелких и более маневренных судов, которыми командовали хорошо обученные моряки. Эта победа утвердила Англию как чемпиона протестантизма в Европе и лишила папу последней надежды на возвращение Англии Римской Церкви.

Реформация принесла английскому народу Библию на родном языке. Англия встала во главе протестантизма в Европе и помогала голландским и французским кальвинистам в борьбе против их католических правителей. Была образована государственная Церковь. Углубилась враждебность ирландцев к Англии из-за того, что Ирландия оставалась в подчинении папства. Ирландское восстание в конце правления Елизаветы до предела истощило ее финансы. Распродажа и раздаривание среднему классу земель, взятых у Римской Церкви, привели к появлению нового тюдорианского дворянства. Аббаты, потерявшие свои монастыри, больше не участвовали в деятельности палаты лордов. Потребность в работниках, которые заботились бы о благополучии церковных дел, привела к расширению участия государства в этой области. Действия Елизаветы повернули Англию на путь величия будущей империи, но впереди было много сложностей. Поражение Испании и папы римского дало возможность английской короне уделить больше внимания проблеме пуританизма. С 1567 по 1660 год пуритане были главной силой в английских внутренних делах. Они пытались преобразовать, а не уничтожить Англиканскую Церковь.

Пуритане и сепаратисты

2.1. Пуритане

Пуританизм продолжал расти и получил поддержку многих адвокатов, купцов и сельского дворянства. После того как исчезла угроза со стороны папы, Елизавета в 1593 году приняла акт против пуритан. Этот акт давал властям право заключать в тюрьму пуритан за непосещение Англиканской Церкви. Следует помнить, что пуритане были не сектантами, а партией в Англиканской Церкви, которая в случае с Картрайтом и его последователями стремилась создать пресвитерианскую государственную Церковь, а Джекоб и его последователи стремились к конгрегационалистской государственной Церкви. Последняя группа сформировала группу пуритан известную как индепенденты (независимые). Индепендентов следует отличать от сепаратистов, которые хотели разделения церкви и государства и конгрегационного управления Церковью. Обе группы продолжали расти, несмотря на оппозицию короны, и вели здоровую критику Английской Церкви. Ими осуждались излишества в одеяниях, отсутствие усердия в соблюдении воскресения и отсутствие осознания греха. Корни английских конформистских сект и конгрегационализма Новой Англии уходят в пуританское движение.

2.2. Сепаратистские пуритане

Основным различием между епископальными, пресвитерианскими и независимыми пуританами (которые описывались до настоящего времени) и сепаратистскими пуританами является взгляд на церковный завет. Сепаратисты связывают себя обязательством подчинения Христу и друг другу вне государственной Церкви. Схема дает некоторые представление о развитии различных пуританских групп (см. с. 193).

2.3. Борьба пуритан со Стюартами

Религиозные силы, развившиеся вследствие высылок при Марии Тюдор людей, которые познакомились с кальвинизмом в Европе, а также силы, созданные женевской Библией 1560 и недовольные условиями жизни в Англии, бежали в Америку. Примерно 20 тысяч человек уехало из Англии в Америку с 1628 по 1640 год.

Карл назначил Вильяма Лауда (1573–1645), человека неказистой наружности и с узким мировоззрением, архиепископом Кентерберийским, что породило целый ряд обстоятельств, которые в свое время привели к его падению. Лауд благоприятствовал единообразию в политике и богословию арминианства, что не нравилось кальвинистским пуританам, и назначал арминиан на главные церковные должности.

 Пуритане - то это такие, что за религия

В современном мире пуританами называют людей, которые придерживаются скромного образа жизни. С пуританством ассоциируются, например: аскетизм, строгость нравов, трудолюбие. Но у каждого слова есть своя история происхождения. История пуританства уходит своими корнями в глубину веков, откуда и дошёл до нас слегка искажённый и упрощённый смысл слова.

Исторический экскурс

Для того чтобы понять кто такие пуритане, необходимо обратиться к истории Западной Европы XVI века. В это время духовная жизнь европейцев находилась под контролем Римско-католической церкви с папой во главе. Церковь обладала властью и сконцентрировала в своих руках огромные богатства, собирая с католиков церковный налог. Влияние церкви выходило далеко за религиозные рамки и распространялось на политическую жизнь средневековых государств.

Королей и их подданных часто тяготила монополия Римско-католической церкви, что привело к началу движения за реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Мыслители той эпохи обвиняли церковь в злоупотреблениях и в том, что она отошла от Священного Писания. Сторонники этого движения, или Реформации, получили название протестанты, а новое направление христианства — протестантизм.

Пуританизм - религиозные особенности анличан

В Англии процесс реформирования церкви произошёл сверху и связан с именем короля Генриха VIII, который перешёл от католичества к протестантству. Парламентом был издан акт, сделавший короля верховным главой церкви, оттеснив этим Римского папу с религиозной арены Англии. Таким образом, английские протестанты создали так называемую Англиканскую церковь с королём во главе.

Кто такие пуритане?

Полностью процесс отделения Англиканской церкви от Римско-католической был закончен при дочери Генриха VIII Елизавете I. Она провозгласила Англиканскую церковь государственной с королевой во главе. Кроме этого, были утверждены нормы богослужения и закрепилась иерархическая структура церкви, где епископов назначала королева. Но этим оказались недовольны представители нового течения внутри протестантской церкви — пуритане.

Требования шли вразрез с интересами королевской власти и были отвергнуты. Елизовета I пыталась не допустить углубления раскола общества на религиозной почве, так как часть её подданных оставались католиками. Это привело к ещё большим противоречиям внутри самого движения пуритан и усилению сепаратистских настроений в нём.

Что такое пуританство и его идеология?

Пуританство, прежде всего, религиозное движение реформ. Вся их деятельность была направлена на серьёзные изменения церковной жизни Англии. Пуритане внутри своего течения были неоднородны, но их объединяла общая идеология, которая включала в себя следующие черты:

  • Центральная роль Библии и библейских заповедей;
  • Вера в провидение (промысел Божий);
  • Аскетизм (самоограничение во имя достижения духовных целей);
  • Строгость нравов;
  • Осуждение расточительности и роскоши;
  • Патриархальные представления о семье и браке.

Пуритане в период марии Тюдор - исторические факты

Изначально, пуританство было чисто английским движением, причём движением меньшинства. Несмотря на приобретённую значимость и широкое представительство в Английском парламенте, численно пуритане уступали остальным. Но это не помешало им принять активное участие в Английской революции XVII века, известной также как Английская гражданская война. Дело в том, что пуританская идеология со своим отказом от роскоши и излишеств, оказалась близка зарождавшемуся слою буржуазии в противовес феодальной аристократии. Но пуританский образ жизни не пришёлся по вкусу англичанам. В конечном счёте монархия была восстановлена, что ознаменовало крах пуританства в Аглии.

Носители пуританской идеологии, подвергаясь гонениям, стали переселяться в Новую Англию (северо-восток США) и континентальную Европу, где создавали церковные общины. Этим пуритане определили религиозную жизнь Америки на столетия вперёд, заложив основы морали, этики и культурных традиций. Кроме этого, современные пресвитерианские, конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на принципах пуританства.

Возникнув как локальное религиозно-политическое движение, пуританство прожило короткую, но очень яркую жизнь. Идеологические и нравственные основы, заложенные пуританами, дошли и до наших дней. Конечно, истинное значение слова давно забыто, но сохранилось ощущение пуританского духа, как чего-то строгого, сурового и чистого.

Согласно церковному историку Томасу Фуллеру, "пуританство" как признанный описательный термин впервые вошло в употребление примерно в 1564 году. Но кто такие были пуритане и что такое пуританизм? Эти вопросы куда легче задать, чем ответить на них.

1. Запутанный вопрос

В 1910 г. Джон Браун писал: "Пуританизм был не столько организованной системой, сколько религиозным нравом и моральной силой" (1). Это четко прослеживается в истории рассматриваемого периода, при этом не ограничиваясь теми, кто вышел из Церкви Англии, но включая многих, кто оставался в ее лоне. Однако, как выразился один современный писатель, "определения пуритан и пуританизма в связи с их ранним использованием в Англии породили многостороннюю дискуссию и масштабную путаницу" (2). Фергюсон рассуждает аналогичным образом: "Проблема определения понятия "пуритан" в историческом плане обсуждалась неоднократно и безрезультатно" (3). Если это так, то эту сложность надо с самого начала учитывать для понимания пуританского этоса, а также для выработки рабочего определения пуританства как исторического феномена. При этом никто не должен находиться под влиянием популярных предрассудков, по которым пуритане - это суровые моралисты, убийцы радости и даже лицемеры. "Это самое распространенное современное понимание этого слова, но снова вчитать его в историю - страшная ошибка" (4). Как выразился один из лучших нынешних авторитетов в этом вопросе - "пуританство должно быть определено по отношению к пуританам, а не наоборот" (5).
Методисты XVIII века, и в какой-то степени фундаменталисты ХХ-го сильно пострадали от подобных заблуждений. Несомненно, в пуританском движении были отдельные явления, которые можно причислить к упомянутым категориям, и популярный образ умирает тяжело, но клеймить таким образом пуританство в целом значит говорить ложь, которая даже не стоит серьезного разбора. Между тем тщательное историческое расследование - это то, что прежде всего здесь требуется. Например, статья в "Дейли Телеграф" от 3 августа 1991 года описывает пуритан как тех, кто якобы "наслаждался уничтожением витражей в готических соборах" (6). Вслед за этим речь заходит о "новом пуританстве на рабочем месте" с упором на физическое здоровье и фитнес аж в Белом доме! Ясно, что понятие "пуританство" далеко вышло за пределы своей эпохи не без влияния его противников и врагов, которые вряд ли были объективными. Все, кто хочет понять сущность пуританизма, следовательно, должны освободить свой ум от популярных предрассудков и недоразумений. В том-то и дело, что, как и само христианство, пуританизм - это историческое явление, и как таковое он "должен быть исследован на основании исторических доказательств" (7) и "определен через глубокий анализ его истоков" (8).

2. Проблема определения

Как же нам определить пуританизм? Джон Адаир пишет: "На самом деле слово "пуритане" было одним из нескольких названий, применяемых критиками и врагами к горячим протестантам (9). Но хотя сказанное говорит об их усердии, все это дает мало информации об их отличительном мировоззрении, убеждениях и причинах их мотивации. "Горячих протестантов" называл пуританами еще елизаветинский памфлетист Персиваль Уилбум в своей "Проверке доказательств" (10), но он не хотел "глубоко встревать в обсуждение этой проблемы" (11). В подобном же ключе Элтон в своей истории Англии при Тюдорах описывает строгих протестантов как "пуритан", поскольку они хотели "религии, очищенной от всех дел Рима" (12). Это тоже звучит не слишком адекватно, ибо обеспечивает хорошее определение протестантизма, но слишком упрощенное - пуританства.
В своем предисловии к изучению пуританского учения об уверенности недавний автор Вестминстерского богословского журнала представляет дело таким образом: "Что все же такое английский пуританизм? Было ли это по сути богословское движение, подчеркивавшее учение о завете и реформы в богослужении? Или это было движение политическое, отстаивавшее неотъемлемые права совести перед Богом, верховенство естественного права над прерогативами судебной власти, зависимость короля от парламента, а всей государственной власти - от народа? Некоторые исследования указывают на третью возможность - на то, что сутью пуританизма было его благочестие, опора на обращение, на христианскую жизнь и внутреннюю религию" (13).
Немалое свидетельство о далеко идущем влиянии пуритан - это то, что постоянный поток работ, исследующих их вклад во все эти три сферы, по-прежнему не иссякает. Дело в том, что, поскольку английские пуритане занимались очень многообразными вещами, неизбежно, что вся картина их деятельности становится фрагментарной. Так, профессор Джон Фиске, считающийся одним из двух величайших американских историков (14), говорит: "Не будет слишком, если мы скажем, что в XVII в. все политическое будущее человечества зависело от вопросов, вставших в Англии. Не будь пуритан, политическая свобода, видимо, исчезла бы из мира. И если тогда были люди, которые положили свою жизнь во имя всего человечества, то это были именно эти мрачные старые броненосцы, с уст которых не сходили слова из Священного Писания, а их боевыми песнями были псалмы" (15). Впрочем, чтобы внимательнее рассмотреть политическую составляющую пуританства, можно начать с блестящего исследования Уильяма Халлера "Свобода и Реформация в пуританской Революции" (16).
Некоторые считают, что если Оливер Кромвель и его секретарь Джон Мильтон были пуританами, то пуританизм - это политическое движение. Для других, если Джон Оуэн был пуританином, значит, это движение богословское. Третьи полагают, что раз Джон Буньян был Пуританином, то это должно быть движение типа пиетизма. Такой подход кажется почти невероятным, ибо если этих столь несхожих людей что-то объединяло, то это значит, что они были органически связаны с одним существенным движением. Но тезис данного исследования состоит в том, что эта тенденция размножать делением сами определения пуританизма должна быть закончена, и ей следует противопоставить то, что мы надеемся установить в качестве объединяющего принципа, окончательной основы пуританизма. В документе, представленном в 1990 году под названием "Природа пуританизма" А. А. Дэвис выражает эту цель несколько шутливо следующим образом: "Значение термина "пуританизм" расширилось подобно государственному долгу, инфляции или женской талии, и его надо сокращать!" (17).
Сегодня слово "пуритане" часто применяется, как правило, с презрением, к людям, которые являются или считаются "строгими и щепетильными в вопросах религии и нравственности" (18). Джон Адаир в "Пуританстве внутри нас" выявляет пять характеристик, которые, по его мнению, мы унаследовали от наших пуританских предков: этика упорного труда; понятие брака как союза духа, души и тела; культурная простота музыки, архитектуры, одежды или проповеди; убеждение, что научное исследование и свобода более важны, чем традиционная власть; наконец, такие ценности, как участие в общественной жизни, соблюдение договорных обязанностей, политический реализм и самопроверка" (19).
Все эти широкие коннотации пуританства не являются современными; в основном они появились в XVII веке. Так, в политическом смысле понятие "пуритане" часто применялось к тем, кто выступал за ограничение власти монарха парламентом, или даже к людям, выступавшим против испанской внешней политики (20)! Пуританами порой считали архиепископа Уитгифта и даже Карла II (? - Пер.). Будучи используемым в религиозном плане, этот термин распространяется, с одной стороны, на жестких кальвинистов, поддержавших Дортский синод 1618 года, а с другой - "на всех, кто, как отец Ричарда Бакстера, читал Библию, когда другие шли на танцы, молился дома, стыдил пьяниц и богохульников и порой говорил открыто о будущей жизни" (21).
Правда такова, что поскольку послеелизаветинское общество стало более светским и богатым, "критерии для определения того, кто был пуританином, стали постепенно слабеть и расширяться, включая большинство серьезно настроенных протестантов, кто посмел подвергнуть сомнению свободу англичан говорить и делать что-то по своему усмотрению в любой день недели" (22). "О том, кто не клянется и не божится при каждом слове, говорят, что он пуританин, а точнее дурак, которому не место среди джентльменов" - писал некто Барнаби Рич (23). В 1641 г. Генри Паркер жаловался на людей, которые расширили это понятие настолько, что оно стало включать в себя "любого гражданственного честного протестанта", а потом подхватили его так, что оно стало применимым "ко всем, кроме самых мерзких еретиков и грешников" (24). Понятие пуританства в итоге обесценилось настолько, что, как утверждают Ч. и К.Джордж, "слово "пуританин" - это х в социальном уравнении: оно не имеет смысла, пока ему не придадут его в алгебре злоупотреблений" (25). Но как инфляция должна быть взята под контроль, нам нужно убрать такие злоупотребления для того, чтобы прийти к исторически точному определению.
Изначально слово "пуританин" было неточным обобщение презрительных оскорблений, возникших примерно между 1564 и 1642 гг. (эти даты приводит Томас Фуллер, говоря о Бакстере) (26). Оно применялось по меньшей мере к пяти пересекающимся группам людей. Это 1) духовенство, сомневавшееся в некоторых литургических выражениях и церемониях, 2) сторонники пресвитерианской программы реформ, выдвинутой кембриджским профессором Томасом Картрайтом, и "Вразумления парламенту" 1572 года; 3) духовенство и миряне, не обязательно нонконформисты, которые практиковали серьезное кальвинистское благочестие, 4) строгие кальвинисты, которые приняли Каноны Дортского синода, в отличие от англикан, которые на это не пошли; 5) депутаты парламента и представители аристократии, которые являли публичное уважение к религии, законам Англии и правам граждан" (27). Описание пуритан как жестких кальвинистов впервые появилось в печати у Антония де Доминиса в "Причинах возвращения из Англии" (28). Этот знак равенства использовал англиканский профессор богословия в Кембридже Джон Оуврелл, который в 1619 г. противопоставил "ремонстрантов-арминиан и контрремонстрантов-пуритан" (29). Ч. и К.Джордж пишут: "Такова была конкретная, сложная и многогранная реальность, к которой на самом деле относилось это некогда одиозное название. Это было духовное движение, больше века объединявшее очень многих людей, хотя в их идентичности были слишком глубокие различия суждений по вопросам политики, чтобы они могли исчезнуть" (30).
Упоминание о величии пуритан может показаться необоснованным упражнением в агиографии. Осуждение их давно стало популярным занятием по обе стороны Атлантики. Их имена постарались заляпать грязью с самого начала. Возникшее в 1560-е гг., это понятие быстро было превращено в обозначение раздражительности, чванства, лицемерия и других плодов религиозно мотивированного недовольства тем, что происходило в "лаодикийской" елизаветинской Церкви. В дальнейшем это слово получило политический подтекст, направленной против монархии Стюартов с оттенком республиканства, но его основное значение было охарактеризовано как некая "странная, яростная форма протестантской религии" в Англии (31). Это антипуританское восприятие активизировалось в эпоху Реставрации и живо до сих пор.
За последние полтора века, однако, в исторической науке имеет место серьезная переоценка пуританизма. Полвека назад "академическое исследование пуритан прошло водораздел открытия, что есть такая вещь, как пуританская культура, более богатая, чем просто реакция на некоторые аспекты культуры Средневековья и Ренессанса" (32). На самом деле Америка шла в авангарде этой новой оценки с пятью классическими исследованиями, появление которых гарантировало, что пуританская историография больше никогда не будет прежней: это "Пуританизм при Тюдорах" Кнаппена, "Восход пуританизма" Халлера, "Пуританизм и свобода" Вудхауза, "Новоанглийское мышление" Перри Миллера и, позже, "Елизаветинский пуританизм" Коллинсона (33).

3. Недавняя переоценка

В результате этого сдвига привычный образ пуритан радикально изменился, и множество более поздних исследователей подтвердили взгляд на пуританизм, который дали эти книги. Ныне общеизвестно, что типичные пуритане "были не религиозными фанатиками и социальными экстремистами, но трезвыми, добродетельными и культурными людьми. отличавшимися внутренней добродетелью, при которой их слова не расходились с делами" (34). Великие пуританские богословы - Оуэн, Бакстер, Гудвин, Хоу, Перкинс, Сиббс, Брукс, Уотсон, Гарнэлл, Флейвел, Беньян, Мантон и другие - "были людьми выдающихся интеллектуальных способностей, а также духовного понимания" (35).
"На протяжении более чем двух веков, начиная с "Истории пуритан" Ниля, было обычным определение пуританского движения в категориях борьбы за власть, которая шла в Церкви и государстве" (36). Это, конечно, отчасти правда, но оставляет вопрос о мотивах пуритан нерешенным. Дж.Пакер цитирует д-ра Моргана, предложившего ключ к разгадке. Он пишет: "Главным для понимания пуритан является то, что они были прежде всего проповедниками. Их целью было изменить мир через церковь, но эти усилия были фактически сорваны лидерами самой церкви. Но тем, что соединяло их вместе и будило их совесть, было призвание проповедовать Евангелие" (37).
Иными словами, пуританизм был прежде всего духовным движением, страстно заинтересованным в Божьей славе и жизни в благочестии. И именно так было с самого начала. Уильям Халлер утверждает, что пуританское духовенство обратилось к проповеди и пастырской работе уже для того, чтобы закрепить и развить Реформацию, добиться чего прямыми политическими действиями с 1570 г. по его убеждению стало невозможно (38). На самом деле скорее было то, что Эдвард Деринг охарактеризовал в "Увещании" к королеве Елизавете в 1572 г. таким образом: "Все церкви считают целью то, что на самом деле является лишь средством ради цели - не угашать Духа, прославить Бога через спасение грешников и вырастить живую общину, в которой люди встретятся с Богом" (39). Основой этого мировоззрения был пуританский взгляд на Писание, "регулирующий принцип" в учении и практике, и особенно в церковном богослужении. Пуританство, по словам Пакера - это "движение за реформу Церкви, за благовестие и за пастырское и духовное возрождение" (40). Это мировоззрение, заинтересованное в чести и славе Бога, а также в христианской философии и образе жизни.
Подведем итог. Целью пуритан было завершить то, что начала Реформация в Англии, преобразить церковное богослужение, ввести эффективную церковную дисциплину в англиканских приходах, ввести праведность в политике, быту, хозяйстве и обществе. Профессор Бэзил Холл указывает, что понятие "пуритане" должно трактоваться так, как это было исторически: это "критичные и иногда непокорные члены английской Церкви, желавшие ее дальнейшего очищения - в составе, поклонении и управлении" (41).

4. Главная проблема

1 J Brown, The English Puritans (London: Cambridge University Press, 1910), p. 1
2 P Lewis, The Genius of Puritanism (Haywards Heath: Carey Publications, 1975), p. 11
3 SB Ferguson, John Owen on the Christian Life (Edinburgh: Banner of Truth Trust, 1987), p. 20
4 J Adair, Founding Fathers (London: Dent, 1982), p. xi
5 Collinson, The Elizabethan Puritan Movement (Oxford: Clarendon Press, 1991), p. 13
6 p. xxii7
7 22 July, p. 17
8 JG Machen, Christianity and Liberalism (New York: Macmillan, 1923), p. 20
9 Adair, p. xi
10 PWibum, A checke or reproofe of M. How/et's untimely schreeching, 1581 (25586), fol. 15V.
11 Collinson, p. 27
12 GR Elton, England Under the Tudors (London: Methuen, 1967), pp. 265, 287
13 RM Hawkes, 'The Logic of Assurance in English Puritan Theology", in the Westminster Theological
Journal, Vol. 52, No*2 (Philadelphia, Fall1990), p. 247
14 L Boettner, The Reformed Doctrine of Predestination (Grand Rapids: Eerdmans, 1954 ), p. 3 72
15 J Fiske, The Beginnings of New England (Boston: Houghton, Mifflin & Co., 1900), pp. 37, 51
16 W Hailer, Liberty and Reformation in the Puritan Revolution (New York: Columbia UP, 1963)
17 Andrew A Davies, 'The Nature of Puritanism" in Perfecting the Church Below, (London: The
Westminster Conference, 1990), p. 1
18 Oxford English Dictionary, p. 871
19 Adair, pp. 265-285
20 Davies, p. 1
21 Reliquire Baxterianre (1696), Vol. I, p. 3
22 Adair, p. 103
23 Adair, p. 104
24 B Hall, "Puritanism: the Problem of Definition", in Studies in Church History, ed. GJ Ciming, 2
volumes (London; Nelson, 1965), 2:285
25 CH and K George, The Protestant Mind of the English Reformation 1570-1640 (Princeton: Princeton
University Press, 1961), p. 6
26 cf. Hall, p. 288ff.
27 CHill, Society and Puritanism in ?re-Revolutionary England (London: Mercury Books, 1966), p. 20ff
28 M Antonius de Dominis, The Cause of his Return, out of England (Rome: 1623), p. 31
29 HC Porter, Reformation and Reaction in Tudor Cambridge (Cambridge: Cambridge UP, 1958), p.410
30 Packer, pp. 41,42
31 Packer, p. 23
32 Packer, p. 31
33 W Hailer, The Rise of Puritanism (New York: Columbia UP, 1938); ASP Woodhouse, Puritanism
and Liberty; MM Knappen, Tudor Puritanism (Chicago: Columbia UP, 1939), described as
"magisterial" by Professor Patrick Collinson, himself author of another, more recent classic, The
Elizabethan Puritan Movement; and Perry Miller, The New England Mind (New York: Harvard
UP, 1939), Vol. 1
34 JI Packer, Among God's Giants (Eastbourne: Kingsway, 1991 ), p. 24
35 Packer, p. 33
36 Packer, p. 43
37 I Morgan, The Godly Preachers of the Elizabethan Church (London: Epworth Press, 1965), p. 11
38 Hailer, The Rise of Puritanism, 5, 173 etc.
39 Packer, p. 45,46
40 Packer, p. 32
41 Hall, p. 290
42 WT Fuller, The Church History of Britain, ed. JS Brewer (Oxford: Oxford University Press, 1845),
Vol. IV, p. 327
43 JM Lloyd-Thomas, The Autobiography of Richard Baxter (London: Dent, 1931 ), p. 356
44 Davies, p. 2
45 Hall, p. 293
46 lain H Murray, D Martyn lloyd-Jones, 2 Vols (Edinburgh: Banner of Truth Trust, 1990), 2:460
47 DM Lloyd-Jones, 1662-1962: From Puritanism to Non-Conformity (London: Evangelical Library,
1962), p. 11
48 TB Macaulay History of England (London: Longmans Green, 1877), Vol. I, p. 29
49 Hailer, Liberty and Reformation in the Puritan Revolution, p. xi
50 JD Legg, The Footsteps ofGod (Welwyn: Evangelical Press, 1986), p. 195
51 Hailer, Liberty and Reformation in the Puritan Revolution, p. xi
52 Hall, p. xi
53 Hailer, Liberty and Reformation in the Puritan Revolution, p. xi
54 Legg, p. 196
55 Lewis, p. 13
56 Maurice Ashley, England in the Seventeenth Century (Harmondsworth: Penguin, 1952), p. 30
57 Knappen, p. xii

Буржуазная идеология. Английская королевская реформация церкви. Революционная идеология. Идеолог пуританизма Томас Хелвис. Сепаратисты, индепенденты. Учение об "общественном договоре". Тираноборческие теории в Англии в XVI в.. Пуританская публицистика.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.10.2008
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Начало Реформации в Англии Генрихом VIII, нарастание его конфликта с папой римским. Лишение католической церкви ее богатств. Жестокие преследования протестантов Марией Тюдор. Золотой век Елизаветы I, итоги ее правления. Укрепление королевской власти.

презентация [2,1 M], добавлен 19.12.2014

Учение об "абсолютном предопределении" как одно из основных догматов кальвинизма. Основной тип пуританина во время королевы Елизаветы. Пуританство во время английской буржуазной революции в XVII веке. Особенности реставрации и заката пуританства в Англии.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 28.11.2010

Исследование причин зарождения Реформации в Англии. Изучение этапов реформации: при Генрихе VIII, Эдуарде VI, Марии Тюдор, Елизавете I. Выявление влияния реформационного движение на дальнейшую судьбу церкви. Анализ результатов и последствий Реформации.

курсовая работа [44,0 K], добавлен 28.04.2014

Английская церковь во времена Чосера. Тенденции к англизации Церкви. Обязанности монахов. Доминиальные земли монастырских маноров. Проблема нехватки священнослужителей. Отношение к католической церкви в Англии в конце XIV в. Коррупция среди духовенства.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 07.02.2013

Определение сущности национал-социалистической идеологии в Германии и политики национал-социалистов по отношению к церкви. Идея возрождения нации. Нордическая идея. Антисемитизм. Фюрер-идея. Отношение официальных учреждений церкви к национал-социализму.

курсовая работа [105,4 K], добавлен 22.03.2015

Первая гражданская война 1642-1646 гг. Английская буржуазная революция XVII в., казнь короля. Восстановление монархии, возникновение партий тори и вигов. Индепенденты, политическим лидером которых стал Оливер Кромвель. Изменение формы государства.

курсовая работа [2,2 M], добавлен 07.11.2013

Английская буржуазная революция XVII в: предпосылки, причины, основные события. История формирования политических концепций индепендентов, левеллеров, диггеров. Сравнительный анализ программных положений политических партий времен Английской революции.

Читайте также: