Нравственная культура сотрудника овд как результат духовно нравственного воспитания доклад

Обновлено: 02.07.2024

В статье выявляется сущность и содержание процесса развития духовно-нравственной направленности личности сотрудника полиции в контексте компетентностного подхода. Проявление духовно-нравственной направленности раскрывается через системное новообразование в структуре личности и включает: идеальные потребности и гуманистические ценностные ориентации. Обосновывается, что на этих основах должно строиться целеполагание в воспитательном процессе сотрудников полиции. Общепринятые формы образовательного процесса, в статье наполняются духовно-нравственным содержанием, и раскрываются как индивидуально-личностные, общественно-групповые, массово-социальные. Предложены подходы, условия и выделены направления по ориентации воспитательного процесса в образовательных учреждениях на духовно-нравственное развитие обучаемых через предложенные формы и методы, наполняя их содержание общественно-значимой и социально-полезной деятельностью. Материалы реализованы в образовательном процессе вузов МВД России.


1. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образова-ния: автореф. дис. . канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2011. – 20 с.

2. Имангалиев А. Формирование духовных основ образа жизни на научную основу // Мысль, 1999. – №11/12. – С. 43-46.

3. Пантин И. К. Основы политико-философского мировоззрения Н. Г. Чернышевского. − М.: Наука, 2008. − 457 с.

5. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография. – М., 1998. – 182 с.

6. Федулов Б. А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений (аксиологический подход): дис. … док. пед. наук. – Барнаул, 2000. –345 с.

Компетентностный подход провозглашает высокие цели по развитию личности профессионала, но практическая их реализация представляет собой не простую проблему, особую сложность вызывают задачи традиционно связанные с воспитанием, например, формирование личностных черт, свойств и качеств личности, отношение к своей деятельности как общественно-значимой и т.д. Без реализации этих задач образование превращается в средство без цели, это чревато тем, что не исключено, что высокообразованные субъекты в своей деятельности будут ставить безнравственные цели. Для сотрудников полиции это недопустимо, так как связано с угрозой национальной безопасности. В современных условиях, сама постановка воспитательной задачи в образовательном процессе не имеет однозначных толкований, а ее целевое и содержательное наполнение вызывает множество дискуссий. В работе предлагается подход, который определяет целью воспитательного процесса - развитие духовно-нравственной направленности личности сотрудника полиции, что определяет актуальность представленной темы.

Достаточно значимой проблемой для нашего общества выделяется нравственное обеднение общей культуры населения, размывание выработанных человечеством традиционных духовных ценностей. Ценность не может быть объективной и реально действующей, если ее проявление не преломляется через нравственный внутренний мир субъекта [2]. Следует учитывать, что сегодня влияние массовой псевдокультуры и распространение псевдоценностей ведет к оскудению и обеднению духа людей, снижению уровня нравственности в человеческих отношения.

Современное состояние общества характеризуется тем, что нравственное содержание в воспитании приобретает все больше общечеловеческих аспектов, ширится процесс глобализации, растут культурные, образовательные, экономические, правовые и другие взаимосвязи различных стран и народов. Компетентностный подход, который определяет компетентности как результат образования, все шире распространяется в развитых странах [1]. Мировое сообщество, становится все более решающей силой, которая формирует общественное сознание всего человечества и оказывает влияние на решение как глобальных, так и региональных проблем. Но, пока не определены объективные нравственные основы для решения межгосударственных, межнациональных и межэтнических проблем, поэтому в процессе глобализации существует множество противоречий. Поэтому, духовно-нравственное воспитание как органическая часть общечеловеческого воспитания, должно определяться исключительно гуманизмом научного мировоззрения и его общественно-значимым идеалом - формированием активной, творческой, гуманной и социально-полезной личностью.

Прикладное значение естественнонаучных представлений о духовной жизни человека, мышлении, сознании и творчестве, суть которых идеальные процессы как средство познания в мысли процессов объективной реальности, все еще остается обособленной от социальной действительности и экономических и политических проблем. В науке духовность не определяет пока достаточных обоснований для однозначной трактовки и выделения критериев для категорий добра и справедливости, которые остаются субъективной проблемой, нет достаточных внутренних личностных мотивов, обеспечивающих их проявления. Мы придерживаемся точки зрения, при которой проявление духовности осуществляется через системное новообразование в структуре личности человека включающее гуманистические ценностные ориентации и идеальные потребности [6]. Таким образом, духовность как научная категория проявляется в идеальных потребностях, а нравственность через гуманистические ценностные ориентации. Считаем, что на этих основах должно строиться целеполагание в воспитательном процессе, в том числе и будущих сотрудников полиции. Далее раскроем содержание этих категорий.

Содержание идеальных потребностей включает: познание, творчество, созидание, единение, самосовершенствование и персонализацию [8]. Идеальные потребности обеспечивают мотивацию деятельности человека, которая проявляется в целях, гармонично сочетающих пользу, как для себя, так и одновременно для других людей, и для общества в целом. Ценностные ориентации определяются как личные ценности человека, закрепленные его жизненным опытом, закрепленные всей совокупностью его чувств, переживаний и разграничивающие существенное, значимое для каждого человека от незначимого и несущественного [4]. Структура гуманистических ценностных ориентаций для сотрудника полиции проявляется в отношении к себе как: мораль, совесть, честь, достоинство и благородство; отношении к окружающим людям: доброта, уважение, верность, отзывчивость, скромность, альтруизм; отношении к государству: патриотизм, государственность, преданность, долг; отношении к правоохранительной деятельности: профессионализм, ответственность, исполнительность, трудолюбие, инициатива [6]. Таким образом, духовно-нравственная направленность связана с новообразованием в структуре личности, содержание которой составляют гуманистические ценностные ориентации и развитые идеальные потребности. Определение развития духовно-нравственной направленности в качестве воспитательной цели наполняет новым содержанием формы, виды и средства образовательного процесса. Предлагаемые направления в воспитательном процессе обеспечивают появление внутренних мотивов на реализацию социальных и общественных интересов и становятся духовными источниками деятельности.

Методы. В этой связи нами предлагается наполнить новым содержанием такие основные общепринятые формы образовательного процесса, как индивидуальные, групповые, массовые, духовно-нравственным содержанием, а именно - личностным, общественным и социальным [6]. Ниже раскроем содержание индивидуально-личностных, общественно-групповых, массово-социальных форм и приведем некоторые примеры их реализации.

Индивидуально-личностные формы способствуют процессам, при которых социальные цели приобретают значение личных, через содержание таких индивидуальных форм, как беседа, доклад, задания, поручения, отчеты. Наиболее распространенной индивидуально-личностной формой является беседа, ее содержание необходимо наполнять личностно-нравственными проблемами, касающимися конкретных личностей, в ходе ее должно находиться оптимальное и гармоничное сочетание личных и общественных интересов, при этом целесообразно применять личностно-ориентированные средства, использовать специально подготовленные мультимедийные пособия, фрагменты художественных фильмов и т.д. В качестве примера, также можно привести такую форму как доклад, он приобретает индивидуально-личностное содержание когда, дается анализ состояния дел, касающихся ответственных за них личностей, которым ставятся конкретные задачи и проявляется личная заинтересованность в решении профессиональных задач.

Массово-социальные формы появляются тогда, когда сотрудники полиции участвуют в массовых мероприятиях и у них формируются социально-полезные цели. Примером служат: общественно-государственная подготовка, служебно-боевая подготовка, информирование, организационно-деловые игры, межотраслевые и комплексные учения. В практике учебных заведений МВД широкие возможности по развитию духовно-нравственной направленности имеют общественные организации. Они активно включаются в процессы самоуправления, самостоятельно разрабатывают программу и устав своей организации и на демократических принципах решают социальные, образовательные, воспитательные, бытовые и культурные проблемы в процессе служебной деятельности совместно с управлением ОВД. Эти формы реализуются через: торжественные исторические ритуалы; ритуал вручения табельного оружия; вручение сотруднику государственных наград, наградных знаков, именного оружия и объявление поощрений и т.д.[6].

Для развития духовно-нравственной направленности личности будущих сотрудников полиции в образовательном процессе юридических институтов МВД России предлагается реализовать следующие условия. В концептуальном компоненте - определить развитие духовно-нравственной направленности личности как цель воспитания, реализующей светские и теологические основы нравственности. В организационном компоненте - реализация и социально-полезного и общественно-значимого характера деятельности и гуманизацию в образовательном процессе. В содержательном компоненте - участие в подготовке и проведении массовых мероприятий социальной и общественной направленности. В дидактическом - комплексное внедрение компетентностного, личностно-профессионального, интерактивного и контекстного подходов в профессиональной подготовке. В коммуникативном - обеспечение реализации субъект-субъектного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. В гностическом - наличие личности педагога, реализующего функции фасилитатора, организатора и координатора образовательного процесса. При проведении опытно-экспериментальной работы были выделены экспериментальная и контрольная группы. Духовно-нравственная направленность оценивалась по уровням: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Анализ итогового результата развития духовно-нравственной направленности личности будущего полицейского показал, что его рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил не менее 30%.

Выводы. Для реализации духовно-нравственной направленности в образовательном процессе юридических институтов МВД России, определено, что под развитием духовности понимается формирование идеальных потребностей, а для реализации нравственной составляющей - формирование гуманистических ценностных ориентаций. Для этого предложены следующие направления: воспитательный процесс в образовательных учреждениях МВД ориентировать на духовно- нравственное развитие личности будущих сотрудников полиции, наполняя формы и методы духовно-нравственным содержанием; развитие личности будущего сотрудника полиции через формирование гуманистических ценностных ориентаций и идеальных потребностей; переключение теологического и аксиологического понимания нравственности в общественном сознании на сферы общественной практики в культуре, экономике, политике, социальной деятельности; переориентация воздействия средств коммуникации и массовой информации с формирования преимущественно потребительски-развлекательного сознания и биолого-гедонических потребностей на активизацию духовного развития населения; включение в содержание образовательного процесса компонентов духовно-нравственного развития личности.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул.

Кузнецова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г.Барнаул.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД протекает в настоящее время в условиях, которые предъявляют повышенные требования к правовой и нравственной сферам его личности. Негативные проявления в правоохранительной деятельности, трудности в решении задач борьбы с преступностью непосредственно связаны с размыванием нравственного смысла деятельности: нравственность перестает быть стимулятором и регулятором повседневного выполнения служебных обязанностей. Выполнение профессиональных обязанностей в ситуациях, когда оплата труда снижает мотивацию, унижает чувство собственного достоинства профессионала, не способствует престижу профессии, ведет к коррумпированности сотрудников на всех уровнях - все это понижает нравственную устойчивость работников правоохранительных органов. К этому добавляется необходимость постоянного общения с лицами, нарушающими моральные и правовые нормы, непосредственное взаимодействие с криминальной и аморальной средой.

Высокий уровень духовно-нравственной культуры сотрудника правопорядка позволяет осуществлять эффективное исполнение служебных полномочий на основе сформированных убеждений в необходимости стремления к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Сущность и содержание гражданского долга сотрудника органов внутренних дел.

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Долг - та общественная необходимость, которая выраженна в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Гражданский долг - совокупность законодательно установленных и моральных обязанностей лица по отношению к другим лицам, группам, социальным общностям и обществу в целом.

Гражданский долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Специфика требований долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества - исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Служба в органах внутренних дел предъявляет высокие профессиональные и этические требования к моральному облику ее сотрудников независимо от занимаемого служебного положения и специального звания.

Таким образом, высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами: гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности; законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона; объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений; справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения; толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.

Высший нравственный смысл служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел по защите человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел:

- относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания;

- быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей; проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства;

- в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда - средством;

Смысл и содержание основополагающих нравственных ценностей службы в органах внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности: гражданственность - как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственность - как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства; патриотизм - как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.

В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требования к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему:

• Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и человеческого достоинства в соответствии с международными и российскими правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

• Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общественная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищенность населения, граждан.

• Разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга.

• Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений.

• Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям.

• Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать невинных от беззакония и обмана, слабых от запугивания, мирных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не оставлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инвалидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности.

• Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в нестандартных, экстремальных условиях.

• Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое) освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники правоохранительных органов, способные в своей деятельности проявить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, беспристрастность, скромность, профессионализм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности:

Нравственные ценности составляют основу морального духа сотрудника, воплощающего осознание причастности к благородному делу защиты правопорядка, героической истории органов внутренних дел, победам, достижениям, успехам предыдущих поколений.

Автореферат диссертации по теме "Воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ГГ" л МВД РОССИИ

'., На правах рукописи

ЩЕГЛОВ Александр Васильевич

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Специальность: 13.00.01 — теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Санкт-Петербургского юридического института МВД России.

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент В. С. ОЛЕЙНИКОВ

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор С. А. РАСЧЕТИНА; кандидат педагогических наук, доцент П. М. СТРЕЛЬНИКОВ.

Ведущая организация — Санкт-Петербургская высшая школа МВД РФ

Защита состоится «_ _ 1994 года в часов

на заседании специализированного Совета К-052.10.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России по адресу: 198075, Санкт-Петербург, ул. Летчика Иилютова, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского юридического института МВД России.

Автореферат разослан 1994 г.

Ученый секретарь специализированного Совета К-052.10.02 кандидат педагогических наук, доцент

Практика показывает, что, как правило, недостаток нравственно?. культуры отдельных сотрудников сводит на нет их другие положительные качества, профессиональные знания, служебный опыт, приводит к так называемой профессиональной (а по существу - нравственной) деформации. К том>' же, нравственная культура личности представляет большую самостоятельную ценность. Речь идет не только о культуре государственного служащего, его поведения и отношений, но и о культуре нравственного самосознания личности. Утверждавшийся в пепагогикэ органов внутренних дел принцип "От человека знаний - к человеку культуры" определяет статус профессиональной нравственной культуры сотрудника как одно из приоритетных направлений воспитательной деятельности. Подлинный профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только при условии воспи-

1 Здесь и далее "сотрудник" -них пел России.

то ость сотрудник органов внутрен-

танности у него естественного побуждения к нравственному самосовершенствовании, при сохранении преданности своему долгу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при несомненном обладании им определенным моральным "стержнем" повседневного поведения.

Актуальность разработки поставленной в диссертации педагогической проблемы объясняется еще и недостаточной полнотой и известной односторонностью ее исследования в системе органов внутренних дел. По ней нет научных изысканий и учебных пособий, а изданные тематические сборники и отдельные публикации"" носят частный характер и не претендуют на рассмотрение проблемы в диалектическом комплексе единства и противоречивости. Исходя из этого, определены цель, объект, предает и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования - сформулировать теоретические положения и определить педагогические условия эффективного воспитания про-^есспопальноп нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел.

Объект исследования - профессиональная подготовка сотрудника в системе ОБД России.

Предмет исследования - процесс воспитания профессиональной нравственной культуры сотрудника правоохранительных органов.

Обтей концептуальном основой исследования является личностно-деятельностннй подход к воспитанию профессиональной нравственной культуры как организованному взаимодействию (взаимовлиянию) сотрудников на основе нравственно-этических норм обновляющегося государства, гуманистической направленности и нового содержания служобных задач, выполняемых органами внутренних дел. России в современных условиях.

В качества основной гипотезы исследования било выдвинуто положение о том, что воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудника представляет собой сложный педагогический процесс перевода объективных требований слугебно-профессиональ-ной морали в личные убеждения сотрудника и на этой основе развития ©го способности к саморегуляции своих действий и поступков, а также регуляции общественного поведения. Движущей силой этого

1 Указаны в дисоертаиии - в списке литературы.

процесса выступает целенаправленное преодоление несоответствия между достигнутым к необходимым уровнями профессиональной нравственной культуры.

Исходя из выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования:

1. Обосновать место и роль профессиональной нравственной культуры сотрудника в общей системе воспитания.

2. Изучить влияние на процесс воспитания профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел условий его специфической деятельности, состояния взаимоотношений в служебное коллективе, особенностей быта, уровня профессиональной подготовленности.

3. Определить педагогически обусловленные пути профэссионаяь-но-этического самосовершенствования сотрудника и руководства им в структуре воспитательного воздействия.

4. Разработать предложения по улучшению руководства профессионально-этического самосовершенствования сотрудника в современных условиях.

Теотатико-методологической основой достижения поставленной цели и решения навлеченных задач послужил диалектический подход как всеобщий метод познания и развития социально-личностных явлений в их природосообразности, взаимообусловленности и взаимосвязи; а также изучение и анализ педагогической, йглосо$ской и педологической литературы по исследуемой ката проблеме, как отечественных, так и зарубежных ученых. Психолого-аедагогичесхой базой з осмыслении йункционально-содержательной структуры воспитательного процесса послужили теоретические направления, разработанные з трудах Т.К.Ахата, В.И.Гинецинского, О.Г.Дробницкого, В.С.Олейникова, С.А.Расчетиной; общеметодологическими истоками диссертации явились некоторые универсальные положения, предложенные А.С.Баткзэвш, Г.В.Дубовым, З.В.Кузнецовым, К.Б.Кузькиной, Б.П.Сальнпкозым, В.А. Якуниным. ''етодическую сторону исследуемой проблема диссертанту з значительной степени помогли обосновать научные изыскания, проведенные Н.ИЛиинко, В.Я.Слеповым, В.И.лальзовым, 13.А.Шараповым, Я.Я.Ерченко, а также исследования ряда ученых, специализирующихся в сфере профессиональной деятельности правоохранительных органов -В.Л.Васильева, В.В.Дсмбровского, А.Т.Иваницкого, В.М.Кукушина, В.В.Луикина, А.М.Столяренко, А.В.Стремоухова, А.К.Томашева и др.

Методы исследования : теоретический анализ проблемы и выра -ботка исследовательской концепции ; диагностические методики, направленные на изучение содержания и форм организации нравст -венного воспитания ; контент-анализ литературы и документации ; педагогическое наблюдение ; методы опроса /индивидуальные и груп -повые беседы, анкетирование/ ; естественный эксперимент ; мате -матическая обработка данных исследования.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность получен -ных результатов обеспечивались : конкретным определением педаго -гических основ теоретической концепции, её границ и специфичес -кого характера ; апробированным применением в педагогическом ис -следовании методов других наук, имеющих непосредственное отноше -ние к проблематике воспитания профессиональной нравственной куль -туры ; реализацией в диссертации следующих фундаментальных прин -ципов психологии : детерминизма, единства сознания и деятельности, опосредованности внешних воздействий внутренними субъективными условиями ; адекватностью применяемых методик ; личным опытом службы в системе МВД России.

На защиту выносятся :

1. Теоретические положения, раскрыващие понятие и сущность профессиональной нравственной культуры сотрудника органов вну -тренних дел.

2. Логическая структура профессиональной нравственной культуры личности.

3. Содержание процесса воспитания профессиональной нравст -венной культуры сотрудника.

4. Практические рекомендации по совершенствованию и самосо -вершенствованию профессиональной нравственной культуры кадров ОВД.

Научная новизна исследования :

1. Раскрыто содержание феномена профессиональной нравствен -ной культуры сотрудника.

2. Воспитание рассматривается не только как процесс, но и как результат взаимодействия людей.

3. Установлены критерии воспитанности профессиональной нравственной культуры личности.

4. Определены уровни воспитанности профессиональной нравственной культуры сотрудника правоохранительных органов.

5. Раскрыты специфические психолого-педагогические факторы, оказывающие доминирующее влияние на формирование профессиональной направленности сотрудника к развитой нравственной культуре, в том числе в процессе морально-этического самосовершенствования.

Личшй вклад автора состоит в нетрадиционном подходе к исследованию профессиональной нравственной культуры личности в тесной совдобразности с общественны® отношениями и практической деятельностью людей; применении диалектики как рационального метода по-стиаения акмеологической природы личности; обобщении и интерпретации научных основ управления воспитательным процессом, разработанных в диссертации, а такде исследованиях ученых кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета и кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского юридического института МВД России.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется обоснованием личностно-деятельностного подхода к изучению феноменологии воспитания профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел. Данная диссертация продолжает одно из перспективных направлений з области исследований акмеоло-гических аспектов профессиональной деятельности сотрудника. Педагогически обоснованные пути профессионально-этического самосовершенствования сотрудника призваны способствовать повышению профессиональной подготовленности слушателей (курсантов) в школах, училищах, вузах МВД РФ и работников подразделений правоохранительных органов. Выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть учтены при разработке новых учебных планов и программ для вузов МВД РФ, при организации учебно-воспитательного процесса и служебной подготовки в целях их оптимизации и совершенствования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Предварительные, итоги исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и психологии Санкт-Петербургского юридического института МВД РФ (СПбШ) и Санкт-Петербургского Бксззго военного командного училища внутренних войск МВД Pi. Теоретические и практические рекомендации, изложенные в диссертации, одобрены Ученым советом CTïoIli и включаются в учебные планы и программы по педагогике и культурологии, в программы профессиональной подготовки и комплексные перспективные планы переподготовки сотрудников правоохранительных органов. Б рамках научного кружка пр;; кафедре педа-

гогики и психологии СПбШ автором диссертации читается цикл лекций по проблематике воспитания профессиональной нравственной культуры кадров ОВД. Основные аспекты диссертационного исследования • отражены в опубликованных научных работах автора. Результаты применения и внедрения основных положений и выводов исследования обсуждались на различных этапах изучения проблемы. Они явились достоянием научной общественности и специалистов, докладывались на теоретических, научно-практических, межвузовских и международной конференциях (1990-1994 гг.), научных семинарах преподавателей вузов МВД РФ (1992-1994 гг.), а также Всесоюзном конкурс® студенческих работ, на котором автор был удостоен Диплома 1 степени (1931 г.).

Основной замысел, цели й задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, которая включает: введение, две главы и заключение, список использованных источников и литературы, приложение. Обьем текста - 180 машинописных страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована, актуальность, раскрыта научная новизна и практическая значимость диссертационной работы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, личный вклад автора в разработку исследуемой проблемы, сформулирована.основная гипотеза, представлены положения, выносимые на защиту, изложены апробация и внедрение.

, В пешой главе - "Профессиональная нравственная культура как педагогическая проблема" - отмечается, что раскрытие механизма функционирования профессиональной нравственной культуры невозможно без исследования социальных, психологических и педагогических основ и закономерностей. Поэтому обоснованным представляется междисциплинарный, общеледагогический подход к-изучение названного явления и его феноменологии в контексте проблемного воспитания нравственной личности.

Моральный облик государственного служащего, каковым является сотрудник правоохранительных органов, его нравственная культура, профессионализм и гражданская зрелость всегда были, (в той или иной степени) значимы в обществе, но их роль-.неизмеримо возрастает в переломные этапы истории. Имннно такой этап переживает а> 1)0( к

Мораль – это центральная категория этики; это основные нравы и обычаи людей, принятые в том или ином обществе. Мораль часто ассоциируется с понятием нравственности.
Понимание морали претерпевало изменения с течением времени. Разные общества формировали свои понятия о морали и нравственности, свои этические ценности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА. 5
2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ОВД 9
3. НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 14
4. ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА СОТРУДНИКОВ ОГРАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания сотруднико -1.docx

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Мораль – это центральная категория этики; это основные нравы и обычаи людей, принятые в том или ином обществе. Мораль часто ассоциируется с понятием нравственности.

Понимание морали претерпевало изменения с течением времени. Разные общества формировали свои понятия о морали и нравственности, свои этические ценности.

Основные категории этики – это добро, зло, долг, честь, совесть, достоинство, равенство, справедливость и др. Категории – это понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека.

Профессиональная этика представляет собой важный раздел общей этики. Выделение профессиональной этики в самостоятельную область знания было необходимо с ростом профессий и осознанием необходимости их этического регулирования.

Цель данного реферата – раскрыть сущность, особенности и задачи нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько исследовательских задач:

- изучить специфику профессиональной этики юриста;

- выявить сущность и задачи этики в системе воспитательной работы с будущими сотрудниками ОВД;

- исследовать возможности нравственного самовоспитания сотрудников ОВД;

- рассмотреть особенности служебного этикета сотрудников органов внутренних дел.

Структура работы включает в себя введение, четыре основных параграфа, заключение и список литературы.

Во введении ставится цель и задачи работы, определяется объект и предмет. В основной части раскрывается основное содержание работы. В заключении делаются выводы по всей работе и подводится ее итог.

Юридическая этика – это один из видов профессиональной этики, она обусловлена спецификой деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. Как и для ряда других профессий (врачей, учителей, ученых и т.д.) для юристов и сотрудников органов внутренних дел завышены моральные требования, так как их деятельность затрагивает права и интересы людей.

Так как профессиональная деятельность сотрудников ОВД затрагивает права и интересы граждан, она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Поэтому к людям, находящимся на страже закона предъявляются повышенные требования в сфере морали, чести и достоинства. Вся служебная деятельность юристов регламентирована законом, их деятельность и решения всегда должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

Таким образом, в профессиональной этике юриста формируется определенный кодекс поведения на службе, основанный на доминировании правовых и нравственных принципов.

Представители профессии юриста, будь то судья или прокурор, должны являть собой пример высокоэтичного поведения и строжайшего соблюдения законов. Нарушение же закона его защитниками может подорвать веру в его авторитет. Поэтому этика юриста во многом созвучна этике учителей, от которых также зависит судьба и интересы людей.

При принятии решений юристы несут за них личную моральную ответственность перед государством, обществом и людьми, а также перед своей совестью. Юрист всегда опирается на закон. Поэтому соотношение правовой и нравственной составляющей в кодексе поведения каждого юриста должно быть полностью сбалансированным. Любое отступлении или обход закона по сути своей не этичны и безнравственны. Это нарушение не только противоречит правовым нормам, но и неприемлемо с точки зрения норм морали и сформированной веками профессиональной этики юриста.

Таким образом, в профессиональной этике юриста формируется определенный кодекс поведения на службе, основанный на доминировании правовых и нравственных принципов. Представители профессии юриста должны являть собой пример высокоэтичного поведения и строжайшего соблюдения законов. Нарушение же закона его защитниками может подорвать веру в его авторитет. Поэтому этика юриста во многом созвучна этике учителей, от которых также зависит судьба и интересы людей. Этический кодекс обязывает юриста и сотрудника МВД быть:

- компетентным;

- добросовестным;

- пунктуальным;

- ответственным;

- старательным;

- доброжелательным.

Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом6.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел предназначена для разрешения разного рода социальных конфликтов. В ведении юриста находится восстановление нарушенной справедливости и определение меры наказания за произведенное нарушение закона.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел связана со сложными, порой быстро меняющимися ситуациями, она всегда связана с риском для здоровья и даже жизни. Этические нормы и их соблюдение позволяют с легкостью выходить из затруднительных ситуаций.

Таким образом, особенности профессии юриста и сотрудника органов внутренних дел обусловливают необходимость существования юридической этики.

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ОВД

Нравственный облик сотрудника ОВД регулируется специальным документом – Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Во время обучения в вузе у курсантов развивают не только профессиональные навыки, но и нравственно-значимых качеств личности.

Статьи Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации убеждают нас в том, что речь должна идти о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России.

Среди основных задач профессионально-нравственного воспитания можно выделить следующие:

  1. привитие курсантам и слушателям верности Конституции Российской Федерации, законам, присяге сотрудника органов внутренних дел;
  2. формирование гордости и уважения к своей профессии, понимания ее общественной значимости;
  3. воспитание преданности служебному долгу, честного и добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, проявления инициативы, самостоятельности;
  4. формирование позитивного отношения к высоким требованиям, предъявляемым к результативности работы, личной ответственности за порученную работу;
  5. привитие убежденности и потребности в систематическом повышении профессионального мастерства и самовоспитании, поддержании личной готовности к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальной обстановке, соблюдению профессиональной бдительности;
  6. развитие здоровой потребности в служебном росте;
  7. воспитание устойчивых нравственных чувств и качеств (гуманизма, справедливости, честности, доброжелательности, принципиальности и т. п.);
  8. формирование убежденности в правоте и внутренней потребности в необходимости строгого соблюдения профессионально-нравственных норм Кодекса;
  9. создание здорового морально-психологического климата в учебных группах и коллективах вуза МВД России;
  10. привитие будущим сотрудникам чувства коллективизма, готовности к взаимопомощи и непримиримости к фактам нарушений правовых и нравственных норм, недобросовестного отношения к служебным обязанностям;
  11. предупреждение профессиональной деформации сотрудников, профилактика грубости, хамства, черствости и бездушия9.

Таким образом, главной целью профессионально-нравственного воспитания будущих сотрудников ОВД заключается в формировании у них таких моральных и деловых качеств, которые необходимы для эффективного выполнения учебно-профессиональной деятельности и служебного долга.

Реализация поставленных задач воспитания входит в сферу деятельности нескольких структур. Во-первых, это профессорско-преподавательский состав вузов структуры МВД России. Во-вторых, начальствующий состав. В-третьих, СМИ курсанты и слушатели. В-четвертых, все остальные сотрудники соответствующих учебных заведений.

Поскольку в вузы поступают люди еще не до конца сформировавшиеся, вчерашние школьники, то процесс их нравственного воспитания крайне важен. Задача всех участников образовательного и воспитательного процесса – помочь молодым людям определиться со своими жизненными принципами и морально-нравственными ориентирами.

Важным моментом является – дать курсанту возможность раскрыться, проявить свой творческий потенциал и свою активность. То есть воспитание должно быть направлено к личностным, внутренним силам студента. Тогда он сможет правильно понять и воспринять то, что педагоги стремятся донести до него. При подобном подходе внешнее воспитывающее воздействие эффективно влияет на личность курсанта, причем только проходя через ее внутреннюю сферу, ее активность и, реализуясь в ней.

Можно сказать, что основные требования профессионально-нравственного воспитания сводятся к освоению профессии, формированию чувства долга, чести, нравственных основ, невосприимчивости к профессиональной деформации.

Теоретической базой для профессионально-нравственного воспитания является четко выстроенная система фундаментальных знаний, которая обязательно включает не только профессиональную этику, но и другие науки философского цикла. Это будет способствовать всестороннему развитию личности курсанта, становлению его как самостоятельного члена общества.

Бесспорно, что нравственная составляющая деятельности сотрудников ОВД имеет более важное значения, чем для представителей других профессий. С этим связано гораздо более пристальное внимание руководителей ОВД и исследователей, работающих в системе МВД, к профессионально-этическим и теоретическим основам воспитательной работы.

Читайте также: