Человек общество познание доклад

Обновлено: 17.05.2024

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Общество - это особая социокультурная реальность, которая требует формирования специфических методов постижения своей сущности. Исследование общественной жизни и основания его эффективной организации свидетельствует о необходимости формирования специальных подходов в сфере осмысления социальной природы человеческих отношений.

Специфика общественного познания прежде всего заключается в применении специальной социально-философской методологии. Ведь объектом социально-философского исследования является общество, социальная действительность. Важной особенностью социального познания является то, что общество узнает самого себя, то есть одновременно является и субъектом, и объектом познания. Познавая общество, человек познает себя и, наоборот, познавая себя, одновременно познает общество, в котором живет и действует. Поэтому познание общества - является процессом самопознания, социальной саморефлексии, это познание особенностей и законов функционирования общества, тенденций его исторического развития. Социально-философское знание анализирует основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.

К тому же социальная философия не склонна предлагать окончательные концепции общественного бытия и его динамики. Социально-философские концепции, как правило, указанные исторической эпохой, в рамках которой они сформированы и являются отражением потребностей того или иного этапа общественного развития. Социальные поиски различных периодов исторического развития и становления общества отмечаются выявлением принципов и принципов его объяснения и определения тенденций и перспектив дальнейшего развития. Так, Платон видел реализацию эффективного общества в осуществлении предлагаемого им принципа справедливости социальной стратификации, К. Маркс движущим механизмом социального прогресса считал экономику, М. Вебер - рациональность, Хабермас - коммуникативную деятельность.

Характерной чертой общества является его структурная динамичность, изменчивость, мобильность. Поэтому современная социальная философия учитывает все множество различных подходов к постижению сущности и специфики общественной жизни и его структурных уровней. Основными структурными уровнями социального процесса сегодня общественные группы, социальные институты, учреждения, формы общественного сознания и т.п.. Существенными феноменами общественной жизни является власть, собственность, идеология, культура и другие проявления социальности. Поэтому анализ таких феноменов требует отличной от природиyчо научной методологии подходов.

Центральная проблема социальной философии - это проблема человека, его социального бытия, целей и главной цели жизнедеятельности. В основных методологических принципов социально-философского осмысления действительности принадлежат, во-первых, системный подход, позволяющий определить и проанализировать составляющие системы, их инвариантную структуру, определяет взаимоотношения и связи таких элементов социальной системы, как культура, политика, экономика и т.д. . Динамичность общественного развития требует от социально-философской мысли принципа конкретно-исторического подхода, или, как его еще называют, принципа историзма, который обеспечивает общественно-историческую соответствие социально-философских идей и теорий, а также требует выявления характерных закономерностей, которые обусловливают специфику определенной степени развития социума, закономерностей перехода от одной ступени его развития до следующего - качественно нового.

Принцип развития ориентирует социально-философское познание на постижение становления социума, восхождения его от элементарных форм организации к более сложным. Социально-философское познание основывается на простых категориях и элементарных понятий, характеризующих ранние этапы развития социальности, а на более поздних этапах ее развития обращается и к более сложным обществоведческих категорий. Принцип развития требует также соблюдения таких условий как, во-первых, выявление источника и конкретного механизма общественного развития, и, во-вторых, анализ его конкретных форм и этапов, по крайней мере в наиболее общих, принципиальных моментах. Первое условие позволяет понять социум как развивающуюся систему, вторая - проследить весь исторический путь ее развития - от начальных форм до современных.

Познание – процесс получения человеком нового знания, ранее неизвестного. Роль чувственного познания в жизнедеятельности человека. Интеллект как высшая познавательная способность. Этапы рационального познания. Проблема границ субъекта и объекта познания.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.01.2018
Размер файла 46,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие познания и его виды

2. Средства и методы познания

3. Проблема границ субъекта и объекта познания

Список использованных источников

Его рассматривали разные направления с разных сторон, и каждое вывело свои заключения по поводу данного понятия.

Так, например сторонники эмпирической теории познания считают чувственный опыт единственным источником знания. Познавательные возможности человека зависят от их познавательных способностей. То есть опыт для них является: 1. результатом деятельности органов чувств; 2. результатом деятельности разума (комбинирование материала, поставляемого органами чувств).

Ко второму источнику опыта относятся данные этапы рационального познания:

Анализ - способ мысленного разделения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.

Синтез - соединение различных элементов в одно целое.

Аналогия - способ рассуждения, где конкретному предмету присваиваются признаки на основании его сходства с другим предметом, которые раньше у него отсутствовали. Она часто используется при выдвижении гипотез.

Дедукция - логический способ рассуждения, пользуясь которым можно получать истинное заключение (логического следования).

Индукция - логический способ рассуждения, с помощью которого из частного знания получают общее.

Рационализм подразделяется на онтологический (разумность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум является главной формой познания).

Каждая теория несет в себе определенный смысл, который и сделал понятие познания таким распространенным и изучаемым до сих пор.

1. Понятие познания и его виды

Познание - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Оно достигается человеком при наличии тех или иных предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. В результате этого процесса у людей возникают знания об окружающем мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Существуют определенные длительным изучением формы познания: чувственное и рациональное (логическое).

Основную роль в познании всегда отводилось чувственности - ощущению и восприятию, ведь познание человеком внешнего мира, в большей мере, осуществляется с помощью различных ощущений. Информация, поступающая от органов чувств человека, связана с теми или иными переживаниями. При этом происходит ее оценка и определение значимости для практической деятельности и жизни человека.

Существует мнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается только его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.

Восприятие - это отражение человеком или животным предметов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданию целостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития и приобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.

Так, чувственное познание играет огромную роль в жизнедеятельности человека:

«органы чувств непосредственно связывают человека с внешним предметным миром;

без них человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;

потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (взаимная компенсация одних органов чувств другими, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и другое);

все рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств;

регулирование предметной деятельности осуществляется с помощью информации, получаемой органами чувств;

В большей степени благодаря мышлению, люди дошли в своем развитии до изучения огромного количества научных знаний. В последние десятилетия у людей вызывает особый интерес технические науки, с помощью которых можно изобрести всевозможные компьютерные феномены. Появилось немало исследований, направленных на проблему возможности создания искусственного интеллекта. Но пока этого сделать не удается, так как даже людям, с невероятно развитым мышлением, отличным восприятием и ощущениями не удается познать все тайны и возможности человеческого мозга.

Мышление не может существовать без языка, как средства получения информации. Это как система знаков, имеющих значения, что образует самостоятельную систему, имеющую свои законы, правила и формы связи. В качестве знаков могут выступать звуки, жесты, рисунки, чертежи и многое другое. Они воспринимаются органами чувств другого человека, воздействуют на нервную систему и на сознание.

Представление - чувственный образ ранее воспринимаемого органами чувств предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для получения таких образов человеку нужны память и воображение.

Существуют также познавательные способности, которые играют не маловажную роль в жизнедеятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже различными методами познавать окружающую реальность.

Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновидения и другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного с интуицией.

Интуиция - постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием или созерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства.

Эти признаки отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различных ситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычной и не приемлемой в данном случае и т.д.

Ее можно подразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).

Интеллект определяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, основных первичных принципов.

Талант - данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.

Так, многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и прочее.

Главное в науке - это устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Также, понятие точности знания обычно связывают именно с наукой, так как научность предполагает достаточно высокую степень достоверности, факта и вывода.

В последние годы ее возможности возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации.

2. Средства и методы познания

чувственный рациональный познавательный интеллект

Процесс познания может осуществляться с помощью эмпирического (теории и факты) или теоретического (гипотезы и законы) метода.

Эмпирический метод предлагает такие средства познания как наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения выступают не только предметы внешнего мира. Такому виду познания характерно еще такое свойство, как самонаблюдение, когда восприятию подвергаются переживания, чувства, психические и эмоциональные состояния самого субъекта. Наблюдение, как правило, не ограничивается механическим и автоматическим отмечанием фактов. Основную роль в этом процессе выполняет сознание человека, то есть наблюдатель не просто фиксирует факты, а целенаправленно ищет их, опираясь в своем поиске на гипотезы и предположения, привлекая уже имеющийся опыт. Полученные результаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории), либо для ее опровержения.

Наблюдения должны подводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта, то есть они должны давать объективную информацию.

Эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент необходим для проверки гипотез, установления причинных связей между феноменами. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания, а сам эксперимент осуществляется путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания. Результаты испытаний должны фиксируются и контролируются. Если повторять эксперимент, то это даст возможность сравнения получаемых каждый раз результатов.

По целям их можно поделить на две группы:

I - эксперименты, с помощью которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез;

II - эксперименты, с помощью которых можно сбирать информацию для уточнения тех или иных предположений.

По исследуемому объекту и характеру научной дисциплины они делятся на:

Если нужно будет изучить какие-либо специальные явления или свойства предмета, то их круг может быть расширен.

Сегодня природа эксперимента очень изменилась, так как повысилась его техническая оснащенность. Поэтому появился новый метод эмпирического познания - моделирование. Модели (образцы, макеты, копии объекта-оригинала) заменяют собой объекты исследования тогда, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойства объекта, занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно от исследовательского центра и т.п.

По характеру методов и результатам исследования их подразделяют на:

«Качественные эксперименты, направленные на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик.

Оба вида способствуют более полному раскрытию свойств и признаков предмета, приводя в итоге к его целостному познанию.

Сегодня эксперимент никак не представляется без его предварительного планирования, причем важное место при этом занимает прогнозы ожидаемых результатов.

3. Проблема границ субъекта и объекта познания

Изучая теорию познания, ученые пришли к выводу о том, что его структура, как и структура многих других явлений, подчиняется принципу системности, то есть состоит из простых частей и элементов. Ими, как правило, являются субъект и объект.

Но, в конечном счете, высшим производителем знания и мудрости является все человечество, так как оно на протяжении многих веков накапливает различные сведения о явлениях природы, о животных, о нравах и обычаях различных народов. Так, собрав в одно целое познания отдельных народов, можно сделать вывод, что каждый народ, производя свои какие-то нормы, идеи и ценности, фиксируемые в культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности.

В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых, также в этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения.

Объект познания - это то, на что направлена практическая и познавательная деятельность этого индивида. Объектом познания могут быть как материальный мир (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) тоже могут стать объектом познания.

Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются или в ходе практической деятельности, или в ходе познания.

Так, можно сделать вывод, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга, так как предмет - это только одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки, также понятие предмета по объему шире понятия объекта.

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов.

Кант утверждал, что познание всегда будет являться ограниченным (агностицизм: существуют границы познания, но не отрицаются познавательные возможности человека, его потенциал). Познание - это постоянная проблема человека.

Границы субъекта и объекта познания определяются практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.

За последние сто лет значительно расширились границы объекта познания, а вместе с этим и круг познавательных интересов, на много вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности.

Так, можно сказать, что развитие познания определяется потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежит разрушение и возникновение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому человеку свойственно стремление к познанию, к истине, к знанию. Поэтому процесс познания не прервется, пока существуют науки, природно-географические, экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические моменты, существует мир, который человек может познать, использую огромное количество своих способностей, данных ему природой, и материально-технические средства, созданные им самим.

Познавательные способности - это индивидуальные качества человека (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение), которые обычно называют источниками познания.

В современном мире теория познания представляет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Ведь любое знание является связующей нитью между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, учебник. М., 2014;

2. Балашов Л.Е. Философия, учебник. М., 2005;

3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 2004;

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия, справочник студента. М., 2015;

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. М., 2013;

6. Смирнов И., Титов В. Философия, учебник. М., 2004;

7. Спиркин А.Г. Философия, учебник. М., 2006;

8. Философия, учебное пособие под ред. Лавриненко В.В. М., 2004.

Подобные документы

Анализ сущности и видов познания - процесса получения человеком нового знания, открытия неизвестного ранее. Отличительные черты чувственной (восприятие, представление, воображение) и рациональной форм познания. Проблема границ субъекта и объекта познания.

контрольная работа [31,0 K], добавлен 23.12.2010

Изучение теории познания как раздела философии, изучающего взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности и критерии истинности и достоверности знания. Особенности рационального, чувственного и научного познания. Теория истины.

контрольная работа [20,8 K], добавлен 30.11.2010

Мышление как процесс познавательной деятельности человека. Подходы, объясняющие природу сознания. Методы и уровни научного познания, особенности рационального и чувственного познания. Многообразие форм человеческого знания. Проблема истины в философии.

реферат [25,3 K], добавлен 17.05.2010

Формы чувственного и рационального познания. Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Концепция неразрывной взаимосвязи чувственно-рациональных форм освоения действительности с предметной деятельностью человека.

реферат [23,3 K], добавлен 21.11.2010

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение к реальности, субъекта и объекта познания. Характеристика рефлексивных и нерефлексивных форм познания.

реферат [11,3 K], добавлен 23.12.2003

Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.

реферат [26,3 K], добавлен 15.06.2017

Общая характеристика теории познания. Виды, субъекты, объекты и уровни познания. Сравнительный анализ чувственного, эмпирического и теоретического познания. Понятие, сущность и формы мышления. Описание основных философских методов и приемов исследования.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Общество - это особая социокультурная реальность, которая требует формирования специфических методов постижения своей сущности. Исследование общественной жизни и основания его эффективной организации свидетельствует о необходимости формирования специальных подходов в сфере осмысления социальной природы человеческих отношений.

Специфика общественного познания прежде всего заключается в применении специальной социально-философской методологии. Ведь объектом социально-философского исследования является общество, социальная действительность. Важной особенностью социального познания является то, что общество узнает самого себя, то есть одновременно является и субъектом, и объектом познания. Познавая общество, человек познает себя и, наоборот, познавая себя, одновременно познает общество, в котором живет и действует. Поэтому познание общества - является процессом самопознания, социальной саморефлексии, это познание особенностей и законов функционирования общества, тенденций его исторического развития. Социально-философское знание анализирует основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.

К тому же социальная философия не склонна предлагать окончательные концепции общественного бытия и его динамики. Социально-философские концепции, как правило, указанные исторической эпохой, в рамках которой они сформированы и являются отражением потребностей того или иного этапа общественного развития. Социальные поиски различных периодов исторического развития и становления общества отмечаются выявлением принципов и принципов его объяснения и определения тенденций и перспектив дальнейшего развития. Так, Платон видел реализацию эффективного общества в осуществлении предлагаемого им принципа справедливости социальной стратификации, К. Маркс движущим механизмом социального прогресса считал экономику, М. Вебер - рациональность, Хабермас - коммуникативную деятельность.

Характерной чертой общества является его структурная динамичность, изменчивость, мобильность. Поэтому современная социальная философия учитывает все множество различных подходов к постижению сущности и специфики общественной жизни и его структурных уровней. Основными структурными уровнями социального процесса сегодня общественные группы, социальные институты, учреждения, формы общественного сознания и т.п.. Существенными феноменами общественной жизни является власть, собственность, идеология, культура и другие проявления социальности. Поэтому анализ таких феноменов требует отличной от природиyчо научной методологии подходов.

Центральная проблема социальной философии - это проблема человека, его социального бытия, целей и главной цели жизнедеятельности. В основных методологических принципов социально-философского осмысления действительности принадлежат, во-первых, системный подход, позволяющий определить и проанализировать составляющие системы, их инвариантную структуру, определяет взаимоотношения и связи таких элементов социальной системы, как культура, политика, экономика и т.д. . Динамичность общественного развития требует от социально-философской мысли принципа конкретно-исторического подхода, или, как его еще называют, принципа историзма, который обеспечивает общественно-историческую соответствие социально-философских идей и теорий, а также требует выявления характерных закономерностей, которые обусловливают специфику определенной степени развития социума, закономерностей перехода от одной ступени его развития до следующего - качественно нового.

Принцип развития ориентирует социально-философское познание на постижение становления социума, восхождения его от элементарных форм организации к более сложным. Социально-философское познание основывается на простых категориях и элементарных понятий, характеризующих ранние этапы развития социальности, а на более поздних этапах ее развития обращается и к более сложным обществоведческих категорий. Принцип развития требует также соблюдения таких условий как, во-первых, выявление источника и конкретного механизма общественного развития, и, во-вторых, анализ его конкретных форм и этапов, по крайней мере в наиболее общих, принципиальных моментах. Первое условие позволяет понять социум как развивающуюся систему, вторая - проследить весь исторический путь ее развития - от начальных форм до современных.

Познание — базовая потребность человека, вид деятельности.
Субъект познания — тот, кто познает.
Объект познания — то, что познается.
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и других наук — математики, физики, биологии, социально-политических учений — начался прогресс в области познания, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Познание с точки зрения философии.docx

  1. Познание
    1. Формы познания.
    2. Направления в теории познания.

    Познание

    Познание — базовая потребность человека, вид деятельности.
    Субъект познания — тот, кто познает.
    Объект познания — то, что познается.

    Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и других наук — математики, физики, биологии, социально-политических учений — начался прогресс в области познания, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.

    Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теорией познания, или гносеологией (от древне греч. "gnosis" — познание). Теория познания возникла уже в античной философии: Сократ учил, что подлинное знание нужно отличать от мнения, что знание выражается в понятиях; Платон считал, что истина есть постижение вечных и неизменных идей; Аристотель построил целостное учение о познании, разработал логику как науку о формах правильного мышления.

    Познание — это активное отражение и восприятие действительности в сознание человека.

    Знание — это продукт познания.
    Знание — это результат активного взаимодействия субъекта и объекта.

    Познание — процесс отражения мира в сознании людей. Это движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.

    В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Люди многое познают в ходе своей обычной жизни и практической деятельности, но они создали и специальную форму познавательной деятельности — науку, главная цель которой состоит в достижении достоверного и объективного — истинного знания. Для этого в науке используются разнообразные методы познания: наблюдение и эксперимент, индукция и дедукция, выдвижение гипотез и построение теорий.

    Формы познания.

    Человеку от природы даны познавательные способности: чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир.

    Чувственное познание — самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.

    Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы. (Например: если мимо нас проносится машина, то это вызывает увеличение и уменьшение звуковых и зрительных ощущений. Но мы воспринимаем их соединенными в одном объекте — автомобиле.) Это основное свойство восприятия определяется как его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом. Психологи обозначают это свойство понятиями "разумный глаз", "визуальное мышление".

    Еще в большей степени работа сознания проявляется в представлении и воображении. Человек обладает способностью к воспоминанию, поэтому он может мысленно воспроизвести образ того предмета или явления, которое он когда-то воспринимал. Эта способность называется представлением. В воображении к способности представления присоединяется творческое начало. Мы можем вообразить то, что никогда не видели и не могли увидеть, (например: Пегаса, кентавра или строение атома).

    Близка к воображению по своему творческому характеру интуиция. Под интуицией понимается непосредственное, т.е. не опирающееся на какие-то логические рассуждения, постижение сущности вещей или их отношений. Это своего рода нечувственное, интеллектуальное созерцание действительности, которое обычно приходит внезапно и поэтому похоже на "озарение".

    Воображение и интуиция, как творческие способности, очень важны для познания, поскольку оно не замыкается в сфере чувственно воспринимаемого. Эти способности, (например: помогают ученым выдвигать гипотезы) с помощью которых различные явления связываются в единое целое или им дается предположительное объяснение. Разумеется, эти гипотезы должны потом проверяться фактами. Однако без изначального творческого акта выдвижения догадок и гипотез не было бы никакого развития знания.

    Способность к абстрактному, логическому мышлению дает возможность познавать чувственно не воспринимаемые свойства и отношения вещей. (Например: мы не можем чувственно воспринимать социальные отношения, поскольку они невидимы и неосязаемы. Однако мы можем познавать их с помощью логического мышления и выражать с помощью таких понятий, как социальные нормы и социальные роли, социальная группа и социальная стратификация и т.п.).

    Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с образами, а с понятиями и умозаключениями.

    В понятиях выражаются существенные свойства предметов. А отображая свойства вещей в суждениях и умозаключениях, мы можем путем рассуждений, выводов, доказательств строить определенные системы знания на основе имеющихся фактов.

    Итак, можно сделать вывод о том, что человек обладает многочисленными, взаимосвязанными, но отличающимися друг от друга формами познания.

    Направления в теории познания.

    При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии возникли два основных направления — эмпиризм и рационализм.

    Эмпиризм (от древне греч. "empeiria" — опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание.

    Рационализм (от лат. "ratio" — разум) — признает разум, мышление основой познания.

    Между представителями эмпиризма и рационализма шел постоянный спор, особенно в философии Нового времени. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что в сознании человека есть набор некоторых исходных "врожденных" идей. Это такие идеи, как "я мыслю, следовательно существую", основные положения логики и математики (целое больше части и т.п.). Исходя из них как из аксиом можно посредством логических выводов получать знание о действительности.

    Эмпирики (Бэкон, Локк, Юм) доказывали, что никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть "чистая доска", а все знание первоначально приобретается из восприятия и опыта. Их основной принцип: "нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах".

    Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию — вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов.

    Спор между рационализмом и эмпиризмом внес много ценного в теорию познания. Но сторонники рационализма и эмпиризма слишком преувеличивали значение одной стороны человеческого познания и соответственно недооценивали другую. Для того чтобы получить знание, на самом деле нужны и понятия разума, и чувственный опыт. Противостояние между рационализмом и эмпиризмом во многом преодолел в своем учении о познании Кант, который показал, что в познании всегда необходим синтез чувственного и рационального. Согласно Канту, опыт, эмпирия дает материал, содержание нашему познанию, а разум придает ему форму. Содержание невозможно без формы, а форма без содержания.

    В современной теории познания положение о том, что в человеческом познании чувственное и рациональное неразрывно связаны, стал общепринятым.

    Де́ятельность — процесс ( процессы) активного взаимодейс твия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности , достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека , которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения ). В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является осознанно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие все более демонстрирует, что не только деятельность в сфере искусства и нравственности, но и научные познания, и технико-инструментальная деятельность получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой деятельности от других социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

    Классификация деятельности

    Развитие этого процесса подчеркивает, что личность несводима к выражению только в формах деятельности и что гармония личности и деятельности возможна лишь на основе наполнения деятельности подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним деятельностью, а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении деятельности и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека.

    Человек как субъект деятельности

    Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально - практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.

    Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие:

    1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов;

    Читайте также: