Гендерные особенности инвалидности доклад

Обновлено: 04.07.2024

Инвалидность возникает, когда нарушения физического, сенсорного, умственного типа сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. В России проблема гендерной идентичности в связи с инвалидностью практически не затрагивалась в социальных исследованиях, а на Западе эта тема попадает в поле академической дискуссии в 1980-е гг. под влиянием социальных движений (Oliver; Fin, Asch; Morris; Murphy; Ярская-Смирнова).

С одной стороны, общество отказывает инвалидам в половой принадлежности, и самая простая иллюстрация тому - это знаки на туалетах в общественных учреждениях на Западе (рис.1). Отметим, что в России инвалидам-колясочникам вообще отказано в общественной деятельности, ввиду изобилия физических барьеров, отсутствия специально оборудованного транспорта, въездов в здания, лифтов и мест общественного пользования.

С другой стороны, гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100% безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты (см. Стигма инвалидной сексуальности).

Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, сочетаясь друг с другом, лишь усиливают патриархатный облик конвенциальной феминности, предлагая ассоциации с жалостью, бессмысленной трагедией, болью, святостью и бесплотностью. И несмотря на то, что демографическая реальность характеризуется преобладанием среди инвалидов пожилых женщин, подобные репрезентации очень редки и в основном негативны: женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных ролей. В свою очередь, на пересечении смысловых полей популярных образов маскулинности и инвалидности образуются ролевые несоответствия и формируются конфликтующие идентичности. Именно этот конфликт попадает в центр внимания массовой культуры, апеллирующей к имиджу инвалидности в поисках метафоры слабости, зависимости, уязвимости, потери мужественности (Shakespeare). Жизненная реальность мужчин-инвалидов порой сильно отличается от стереотипных репрезентаций. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, ресурсами независимой жизни.

М. Оливер интерпретирует отличие, испытываемое инвалидами, как следствие маргинализации (см. Маргинальность) и социального исключения. Инвалиды подвергаются особой форме угнетения, которое исходит от социальных институтов и "здоровых" в сочетании с ростом зависимости от специалистов социального обеспечения (Oliver, Iarskaia-Smirnova). Называя, давая новые характеристики событиям, люди с инвалидностью оформляют свою идентичность и определяют реальность своей жизни через гибкость и сопротивление. Речь идет о политике интерпретации, политике символического самоопределения (см. Феминистская социальная работа). В мире растет сопротивление негативному культурному образу инвалидности в масс-медиа и искусстве, репрезентациям инвалидности как объекта милосердия и благотворительности; в исследованиях, средствах массовой информации и художественной литературе делается акцент на жизненной силе и энергии инвалидов, их индивидуальных, гендерных и "расовых" отличиях, культуре и солидарности, достижениях и биографических ресурсах.

Будучи объектом социального контроля и конструирования, гендерная идентичность инвалида становится ресурсом сопротивления нормирующим стереотипам. Подчеркнутые женственность у женщин (слабость, привлекательность, феминный стиль одежды) или маскулинность у мужчин (спортивные, интеллектуальные достижения, технологии и механизмы) - один способ сопротивления. Другой способ сопротивления "инвалидизирующему" дискурсу - это формирование солидарности с угнетенными - инвалидами, другими меньшинствами и женщинами. О тех, кто использует стигму отверженного и униженного в качестве "ваучера" для позиционирования себя как нищего и попрошайки, можно услышать от других инвалидов, что он (или она) "сломался", "опустился". В странах Восточной Европы, бывших республиках СССР таких инвалидов можно увидеть на центральных площадях и улицах крупных городов, и здесь гендерная идентичность уходит на второй план, т. к. окружающие в первую очередь должны воспринимать их как несчастных калек. В России среди таких нищих преобладают мужчины, "рабочая одежда" которых предполагает элемент камуфляжной формы, апеллирующий к их реальному или виртуальному доблестному прошлому. В этих случаях гендерная идентичность все же играет свою роль в культурном капитале, который предполагается обменивать на милосердие окружающих.

Гендерная идентичность инвалидов в России во многом принимает форму тех ограничивающих социальных институтов, в которых оказывается мужчина или женщина, но через личностное освобождение и коллективное участие происходит трансформация негативного общественного мнения об инвалидности. Социальные изменения и самоутверждение придают форму биографиям и идентичностям инвалидов в социальных контекстах времени и пространства, пола и класса, сервисов и социальных сетей поддержки.

Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. N 4.

Campling J. (ed.). Images of Ourselves - Women with Disabilities Talking. London: Routledge and Kegan Paul, 1981.

Fine M. and Asch A. Disabled Women: sexism without the pedestal // Deegan M. and Brooks M. (eds.). Women and Disability: the Double Handicap. New Brunswick: Transaction Books, 1985.

Morris J. Gender and Disability // Swain J. (ed.). Disabling Barriers, Enabling Environments. London: Sage, 1993.

Oliver M. Disability and Dependency: A Creation of Industrial Societies // Barton L. (ed.). Disability and Dependency. London, New York, Philadelphia: The Falmer Press, 1989. P. 6-22.

Shakespeare T. Power and Prejudice: Issues of Gender, Sexuality and Disability // Barton L. (ed.). Disability and Society: Emerging Issues and Insights. Essex: Longman, 1996. P. 191-214.

Iarskaia-Smirnova E. Social Work in Russia: Professional Identity, Culture and the State // Lesnik B. (ed.). International Perspectives of Social Work. Brighton, Pavilion Publishing. 1999. P. 31-44.

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "Гендерная идентичность инвалидов" в других словарях:

Стигма инвалидной сексуальности — это политика репрезентации инвалидов как сексуальных субъектов: политика восприятия инвалида как экзотически природного, расово биологического, бесполого и асексуального или гендерного и гиперсексуального тела. Сексуальность инвалидов табуируется … Термины гендерных исследований

gender identity of people — with disabilities гендерная идентичность инвалидов … Термины гендерных исследований

Гендерные проблемы инвалидности — см. Гендерная идентичность инвалидов, Стигма инвалидной сексуальности … Термины гендерных исследований

Феминистская социальная работа — ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками социальных служб и их клиентами, выступая альтернативой патерналистским… … Термины гендерных исследований

Сексизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сек … Википедия

Полит-корректность — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

Политкорректность — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

Вся система социальных, экономических и политических отношений имеет четко выраженную гендерную структуру, и это не может не отражаться на том, как реагируют отдельные мужчины и женщины или социально-демографические группы населения в ответ на такие явления, как радикальное реформирование политики социального обеспечения, занятости, рост бедности и расширение теневого рынка труда. Текущие процессы реформирования социальной политики оказывают существенное влияние на изменение социального положения отдельных социально уязвимых групп населения, в том числе инвалидов.

Социальное окружение, как правило, отказывает инвалидам в половой принадлежности. В то же время гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности. Данное положение подтверждается фактами из статистики Всемирной организации здравоохранения: женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100 % безработных; специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, мало интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты. Дискриминирующие социальные установки и гендерные стереотипы препятствуют полноправному участию детей-инвалидов и их семей, а также взрослых людей с инвалидностью в жизни современного общества.

Для перехода на инвалидность необходимы достаточно серьезные хронические заболевания или весьма тяжелые травмы, ведущие к утрате трудоспособности. Но даже если такие основания есть, они дают человеку только право получить инвалидность, но это отнюдь не означает, что он пожелает этим правом воспользоваться, особенно тогда, когда речь идет об инвалидности второй или третьей группы. Практика показывает, что женщины значительно чаще используют это право, чем мужчины.

Однако, когда речь идет о трудоспособных возрастах, мужская инвалидность значительно превышает женскую. Интенсивность первичной инвалидности у мужчин существенно выше, чем у женщин. В данном возрастном периоде хронические болезни играют не столь существенную роль, как в более старших возрастах, и важной причиной инвалидности являются травмы и отравления, уровень которых у мужчин несопоставимо выше, чем у женщин.

В стремлении оформить инвалидность не могут не проявляться гендерные различия, связанные с неформальными социальными нормами, регулирующими ролевое поведение мужчин и женщин. Для мужчины переход на инвалидность означает потерю роли основного кормильца семьи, которая, согласно традиционной морали, до сих пор сохранившейся в широких кругах населения, является основной обязанностью мужа и отца. Это для него тяжелый моральный удар, связанный с утратой авторитета в глазах жены, детей, родственников, друзей, соседей, сослуживцев – то есть всего социального окружения. Разумеется, никто не осудит этого человека, если его инвалидность очевидна для всех – например, если у него парализованы или ампутированы ноги. Но если это человек внешне здоров, то его уход с работы и переход на инвалидность превращает его в глазах окружающих в иждивенца. Поэтому мужчины трудоспособного возраста переходят на инвалидность, как правило, лишь тогда, когда состояние здоровья действительно не позволяет им работать.

Для женщин дело обстоит совсем иначе. Мораль не возлагает на них основную ответственность за материальное обеспечение семьи. Согласно традиционным социальным нормам, женщина, прежде всего, должна вести домашнее хозяйство и воспитывать детей и внуков. Эти социальные роли можно выполнять даже более успешно, будучи (или считаясь) инвалидом и находясь дома, чем тогда, когда каждый день надо ходить на работу. Поскольку зарплата у большинства женщин невелика, и, как правило, значительно меньше, чем у мужей, то и потеря в деньгах для семейного бюджета обычно менее существенна в тех случаях, когда на инвалидность уходит жена, а не муж.

Для многих женщин решение о переходе на инвалидность больше связано с семейными обстоятельствами, чем с состоянием здоровья.

В ряде исследований, посвященных проблемам гендерного анализа инвалидности, определяется противоречие между гендерно-чувствительной самоидентификацией инвалидов и сконструированной обществом гендерно-нейтральной идентичностью инвалидов.

Анализируя гендерные особенности инвалидности, следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин и женщин, но и о том, что они часто связаны с дополнительными потребностями, например, возможностью вести независимую жизнь. Половая принадлежность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчинам и женщинам.

По мнению ряда исследователей, инвалидность женщин – проблема еще более обостренная, чем инвалидность у мужчин. Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, соединяясь, лишь усиливают друг друга.

Женщины-инвалиды подвергаются множественной дискриминации как по половой принадлежности, так и из-за инвалидности. Примеры множественной дискриминации женщин-инвалидов можно произвести на примере возраста, этнического происхождения, сексуальной ориентации и социально-экономического положения. Женщины-инвалиды могут испытывать дискриминацию как в отношениях со здоровыми женщинами и мужчинами, так и в отношениях с мужчинами-инвалидами.

Женщины с инвалидностью под действием многих обстоятельств, работая даже в общественных организациях инвалидов, в меньшей степени участвуют в принятии решений, их истории редко представлены в примерах независимой жизни, среди них гораздо меньше руководителей организаций и на конференциях и собраниях по проблемам инвалидов, как правило, присутствуют мужчины. О женщинах-инвалидах мы можем судить преимущественно по западным источникам, поскольку в российском контексте их голоса и проблемы остаются неозвученными.

Женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных и семейных ролей.

Женщины-инвалиды составляют контингент, чаще других подвергающийся дискриминации в социально-профессиональной сфере. Женщине, согласно существующим в обществе стереотипам, отводится главная роль в семье, но не за ее пределами.

Положение женщин на рынке труда в целом неблагоприятно, а существующих норм, не допускающих отказа в приеме на работу по признакам, которые не связаны с деловыми качествами работника, не достаточно, они не ограждают от дискриминации. Вместе с тем очевидно, что предусмотренные законами меры в отношении защиты инвалидов от дискриминации на рынке труда не работают, это отмечают как сами инвалиды, так и специалисты отделов социального обслуживания, работодатели и другие. Женщины-инвалиды предпочитают либо жить на пенсию по инвалидности, либо работать на дому, чаще всего находят работу по знакомству, а не по системе социальных гарантий. Молодые женщины-инвалиды вполне допускают вероятность того, что им придется столкнуться при трудоустройстве с дискриминацией не только по признаку инвалидности, но и по признаку пола.

Дискриминация в трудовой сфере во многом влияет на локализацию бедности в одних и тех же группах населения (женщины, инвалиды). Наличие в трудовом законодательстве таких норм, как запрет на работу в ночное время, на многие виды занятий; ограничение режима рабочего времени, в частности командировок, сверхурочных работ; ориентация законов на защиту права работницы-матери, а не родителя независимо от пола, а также комплекс ограничений и трудовых рекомендаций МСЭ снижают спрос на труд инвалидов, усиливают предпосылки для дискриминации женщин-инвалидов.

Одной из острых проблем женщин-инвалидов является проблема репродуктивного здоровья, возможностей реализации прав женщин-инвалидов на материнство. В обществе сформировался стойкий стереотип, что женщины-инвалиды не могут иметь нормальную семью и воспитывать здоровых детей. Этот стереотип нередко подкрепляется тем, что сами женщины-инвалиды испытывают закомплексованность и даже обреченность, полагая, что они не могут быть объектом серьезного внимания со стороны мужчин. Социальные институты образования практически не занимаются воспитанием и подготовкой девушек-инвалидов к самостоятельной жизни, сексуальным отношениям, созданию своей семьи. Все это позволяет говорить о существовании латентной политики дискриминации в плане деторождения по отношению к данной категории женщин в нашем обществе.

Женщины-инвалиды часто становятся объектом сексуального домогательства и насилия. Особенно это касается тех, кто проживает в интернатах. В силу своих физических недостатков, психологической зависимости далеко не каждая девушка и женщина сможет дать отпор насильнику, поэтому сексуальное насилие проявляется как посягательство на личную свободу.

Проанализировав основные факторы, влияющие на формирование социального статуса женщины-инвалида, можно сказать, что большинство из них связано с семейной жизнью. Данное обстоятельство отражает общие тенденции стереотипизации гендерных ролей в обществе, а соответственно не может не быть предметом пристального анализа и учета в процессе формирования социальной политики государства.

Характеризуя особенности мужской инвалидности, необходимо, в первую очередь, сказать о сложности сочетания категорий инвалидности и маскулинности (мужественности) как совокупности элементов мужской модели поведения, одобряемой и принимаемой обществом. Стереотипные представления о мужественности и инвалидности в рамках медикалистской модели отношения к инвалидам вступают в противоречия, поскольку мужественность предполагает силу, физически развитое тело, эмоциональную сдержанность, активность и самостоятельность, а инвалидность – слабость, телесную немощность, пассивность и зависимость.

Кроме того, нередкой является ситуация, характеризующая низкий по сравнению со здоровым мужчиной социальный статус мужчины-инвалида, который остается более высоким по отношению к отдельным категориям даже здоровых женщин.

Мужчины с инвалидностью являются более конкурентоспособной группой на рынке труда, чем женщины-инвалиды. Им в ряде случаев гораздо легче трудоустроиться, у них больше шансов получить работу, соответствующую их профессиональному уровню.

В вопросах создания семьи и рождения детей общество также более лояльно относится к мужчинам-инвалидам. У них есть все основания планировать брак и семейные взаимоотношения не только с женщинами-инвалидами, но и женщинами, не относящимися к этой категории. Это объясняется значительным превышением количества женского населения над мужским. Вступая в брак со здоровой партнершей, мужчины с инвалидностью преследуют две основные группы задач: повышение собственного социального статуса и решение вопросов социально-бытового обслуживания.

Все вышесказанное позволяет говорить об относительно более высоком социальном статусе мужчины-инвалида по сравнению с женщиной-инвалидом. Так или иначе, но в жизненном сценарии мужчины с инвалидностью присутствует гораздо больше возможностей решения проблем, возникающих в традиционно считающейся мужской профессионально-трудовой сфере, чем у женщины-инвалида – в приписываемой ей обществом в качестве приоритетной – семейной сфере.

Таким образом, противоречие между гендерно-чувствительной самоидентификацией инвалидов и гендерно-нейтральной позицией по отношению к ним со стороны общества актуализирует необходимость использования гендерного подхода в социальной работе с инвалидами, который позволит обеспечить решение следующих задач:

- расширение информационной базы о проблеме инвалидности на основе гендерного анализа, учитывающего значительные факторы женской и мужской инвалидности;

- согласование интересов различных секторов социальной защиты при проведении программ и мер социальной интервенции;

- преодоление проблемы непропорционального негативного или позитивного воздействия на женщин и мужчин с инвалидностью программ, политического курса и законодательных мер;

- расширение базовых знаний и навыков работы в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания.

Социальные работники в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы.

Женщины-инвалиды сталкиваются со значительно большими трудностями в публичной и частной сферах, такими как препятствия для доступа к достаточному жилью, здравоохранению, образованию, профессионально-технической подготовке и трудоустройству, и вероятность их помещения в учреждения закрытого типа является более высокой 1 . Женщины-инвалиды также испытывают на себе неравное обращение при найме на работу, повышении по службе, оплате за равный труд, доступе к обучению, переподготовке, кредитам и другим производительным ресурсам, и они редко участвуют в принятии экономических решений 2 .

Поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин являются насущно необходимыми для достижения согласованных на международном уровне целей в области развития, включая Цели развития тысячелетия. Женщины и девочки-инвалиды подвергаются двойной дискриминации, в результате чего они подвергаются большему риску гендерного насилия, сексуальных надругательств, небрежного отношения, плохого обращения и эксплуатации. Согласно исследованию ПРООН 3 , мировой показатель уровня грамотности среди женщин-инвалидов составляет всего 1 процент. По данным Всемирного банка, каждую минуту более 30 женщин получают серьезные увечья или становятся инвалидами во время выполнения трудовых обязанностей, и эти 15–50 миллионов женщин в целом остаются незамеченными 4 .

Международная нормативная база по женщинам и девочкам-инвалидам

Устанавливая международные нормы и стандарты, международное сообщество признает необходимость в том, чтобы учитывать интересы и расширять права и возможности женщин-инвалидов, с тем чтобы они могли на равной основе пользоваться всеми правами человека и достижениями развития для всех, включая инвалидов.

Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов указывается, что последствия дефектов и инвалидности особенно серьезно отражаются на женщинах. Во многих странах женщины находятся в неблагоприятном социальном, культурном и экономическом положении, что ограничивает их возможности в преодолении трудностей, связанных с инвалидностью, и еще больше затрудняет их участие в жизни общества 5 .

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов упоминаются положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в интересах обеспечения прав девочек и женщин-инвалидов, и женщины и девочки-инвалиды упоминаются в целом ряде правил, например в правиле 4 о вспомогательных услугах, правиле 6 об образовании и правиле 9 о семейной жизни и свободе личности.

В Конвенции о правах инвалидов признается, что женщины и девочки-инвалиды как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования и надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации 6 . Для решения этих проблем в Конвенции о правах инвалидов также закреплен двусторонний подход к поощрению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин-инвалидов. Одним из закрепленных в ней принципов является равенство мужчин и женщин 7 , и одна из ее статей посвящена женщинам-инвалидам 8 .

Кроме того, в своих двух недавних резолюциях о достижении провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов, Генеральная Ассамблея призвала учитывать гендерные аспекты. В резолюции 63/150 от 18 декабря 2008 года Генеральная Ассамблея настоятельно призывает государства уделять повышенное внимание особым гендерным потребностям инвалидов, в том числе посредством принятия мер в целях обеспечения полного и эффективного осуществления ими всех прав человека и основных свобод (пункт 8 постановляющей части). В резолюции 64/131 от 18 декабря 2009 года Генеральная Ассамблея призывает правительства предоставить инвалидам возможность участвовать в качестве агентов и бенефициаров развития, в частности во всех усилиях, направленных на достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, обеспечивая, чтобы программы и политика, касающиеся, среди прочего, поощрения гендерного равенства, расширения прав женщин и улучшения здоровья матерей, носили инклюзивный характер и были доступны для инвалидов (пункт 6 постановляющей части).

В Пекинской платформе действий, принятой на четвертой Всемирной конференции по положению женщин: действия в интересах равенства, развития и мира, Пекин, 15 сентября 1995 года, и итоговом документе двадцать третьей специальной сессии о дальнейших мерах и инициативах по осуществлению Пекинской декларации и Платформы действий признается, что женщины-инвалиды сталкиваются с дополнительными препятствиями на пути достижения гендерного равенства, и содержится призыв принять меры на всех уровнях для решения и учета их проблем 9 . Кроме того, в итоговом документе двадцать третьей сессии признается, что дискриминация в отношении женщин-инвалидов является препятствием для полного осуществления ими своих прав человека, а также препятствием для осуществления Пекинской декларации и Платформы действий 10 . Маргинализация женщин и девочек всех возрастов, страдающих инвалидностью в любой форме, по-прежнему является препятствием для обеспечения полного и скорейшего осуществления Пекинской платформы действий. В этой связи необходимо учитывать и решать проблемы женщин и девочек-инвалидов во всех стратегических и программных документах. Необходимо также принимать особые меры на всех уровнях для вовлечения их в основное русло развития 11 .

Документы, представленные в ходе группового обсуждения, и справочные источники:

    by Rangita de Silva de Alwis (Executive Summary)
  • The Intersections of the CEDAW and CRPD: Putting Women’s Rights and Disability Rights into Action in Four Asian Countries by Rangita de Silva de Alwis
  • “Defying Double Discrimination”, Georgetown Journal of International Affairs, 8, 95-104. Pre-Publication Draft
  • Recognizing the Rights of Women and Girls with Disabilities: An Added Value for Tomorrow’s Society, European Conference, Madrid 2007: CERMI/EDF Collection No. 32
  • 1er Plan Integral de Acción para Mujeres con Discapacidad 2005-2008 (Spain)
  • Emerging Issues: Sexual and Reproductive Health of Persons with Disabilities, United Nations Population Fund, 2007

Ресурсы Интернета по женщинам и девочкам-инвалидам

Международная сеть женщин-инвалидов

Международная сеть женщин-инвалидов (МСЖИ) охватывает международные, региональные, национальные и местные организации, группы и сети женщин-инвалидов, а также отдельных женщин-инвалидов и их союзников. Задача МСЖИ заключается в том, чтобы женщины-инвалиды могли делиться нашими знаниями и опытом, расширять возможности по отстаиванию наших прав, расширять наши права и возможности в плане обеспечения позитивных перемен и включения в наши общины и поощрять наше участие в соответствующих стратегических решениях на всех уровнях в целях создания более справедливого и равноправного мира, в котором признаются инвалидность и гендерные проблемы, справедливость и права человека.

1 Женщины и достаточное жилище, исследование Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень Милуна Котари, E/CN.4/2005/43, пункт 64.

2 Employment barriers for women with disabilities, Arthur O’Reilly, The Right to Decent Workof Persons with Disabilities, Skills Working P aper No. 14, Geneva, International Labour Organization, 2003.

5 Резолюция 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года (см. A/37/351/Add.1 и Add.1/Corr.1, приложение, раздел VIII, пункт 45).

6 Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, пункт (q) преамбулы.

7 Там же, статья 3(g).

8 Там же, статья 6.

9 Резолюция S-23/3 Генеральной Ассамблеи от 10 июня 2000 года, приложение, пункт 5.

Вся система социальных, экономических и политических отношений имеет четко выраженную гендерную структуру, и это не может не отражаться на том, как реагируют отдельные мужчины и женщины или социально-демографические группы населения в ответ на такие явления, как радикальное реформирование политики социального обеспечения, занятости, рост бедности и расширение теневого рынка труда. Текущие процессы реформирования социальной политики оказывают существенное влияние на изменение социального положения отдельных социально уязвимых групп населения, в том числе инвалидов.

Социальное окружение, как правило, отказывает инвалидам в половой принадлежности. В то же время гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности. Данное положение подтверждается фактами из статистики Всемирной организации здравоохранения: женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100 % безработных; специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, мало интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты. Дискриминирующие социальные установки и гендерные стереотипы препятствуют полноправному участию детей-инвалидов и их семей, а также взрослых людей с инвалидностью в жизни современного общества.

Для перехода на инвалидность необходимы достаточно серьезные хронические заболевания или весьма тяжелые травмы, ведущие к утрате трудоспособности. Но даже если такие основания есть, они дают человеку только право получить инвалидность, но это отнюдь не означает, что он пожелает этим правом воспользоваться, особенно тогда, когда речь идет об инвалидности второй или третьей группы. Практика показывает, что женщины значительно чаще используют это право, чем мужчины.

Однако, когда речь идет о трудоспособных возрастах, мужская инвалидность значительно превышает женскую. Интенсивность первичной инвалидности у мужчин существенно выше, чем у женщин. В данном возрастном периоде хронические болезни играют не столь существенную роль, как в более старших возрастах, и важной причиной инвалидности являются травмы и отравления, уровень которых у мужчин несопоставимо выше, чем у женщин.

В стремлении оформить инвалидность не могут не проявляться гендерные различия, связанные с неформальными социальными нормами, регулирующими ролевое поведение мужчин и женщин. Для мужчины переход на инвалидность означает потерю роли основного кормильца семьи, которая, согласно традиционной морали, до сих пор сохранившейся в широких кругах населения, является основной обязанностью мужа и отца. Это для него тяжелый моральный удар, связанный с утратой авторитета в глазах жены, детей, родственников, друзей, соседей, сослуживцев – то есть всего социального окружения. Разумеется, никто не осудит этого человека, если его инвалидность очевидна для всех – например, если у него парализованы или ампутированы ноги. Но если это человек внешне здоров, то его уход с работы и переход на инвалидность превращает его в глазах окружающих в иждивенца. Поэтому мужчины трудоспособного возраста переходят на инвалидность, как правило, лишь тогда, когда состояние здоровья действительно не позволяет им работать.

Для женщин дело обстоит совсем иначе. Мораль не возлагает на них основную ответственность за материальное обеспечение семьи. Согласно традиционным социальным нормам, женщина, прежде всего, должна вести домашнее хозяйство и воспитывать детей и внуков. Эти социальные роли можно выполнять даже более успешно, будучи (или считаясь) инвалидом и находясь дома, чем тогда, когда каждый день надо ходить на работу. Поскольку зарплата у большинства женщин невелика, и, как правило, значительно меньше, чем у мужей, то и потеря в деньгах для семейного бюджета обычно менее существенна в тех случаях, когда на инвалидность уходит жена, а не муж.

Для многих женщин решение о переходе на инвалидность больше связано с семейными обстоятельствами, чем с состоянием здоровья.

В ряде исследований, посвященных проблемам гендерного анализа инвалидности, определяется противоречие между гендерно-чувствительной самоидентификацией инвалидов и сконструированной обществом гендерно-нейтральной идентичностью инвалидов.

Анализируя гендерные особенности инвалидности, следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин и женщин, но и о том, что они часто связаны с дополнительными потребностями, например, возможностью вести независимую жизнь. Половая принадлежность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчинам и женщинам.

По мнению ряда исследователей, инвалидность женщин – проблема еще более обостренная, чем инвалидность у мужчин. Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, соединяясь, лишь усиливают друг друга.

Женщины-инвалиды подвергаются множественной дискриминации как по половой принадлежности, так и из-за инвалидности. Примеры множественной дискриминации женщин-инвалидов можно произвести на примере возраста, этнического происхождения, сексуальной ориентации и социально-экономического положения. Женщины-инвалиды могут испытывать дискриминацию как в отношениях со здоровыми женщинами и мужчинами, так и в отношениях с мужчинами-инвалидами.

Женщины с инвалидностью под действием многих обстоятельств, работая даже в общественных организациях инвалидов, в меньшей степени участвуют в принятии решений, их истории редко представлены в примерах независимой жизни, среди них гораздо меньше руководителей организаций и на конференциях и собраниях по проблемам инвалидов, как правило, присутствуют мужчины. О женщинах-инвалидах мы можем судить преимущественно по западным источникам, поскольку в российском контексте их голоса и проблемы остаются неозвученными.

Женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных и семейных ролей.

Женщины-инвалиды составляют контингент, чаще других подвергающийся дискриминации в социально-профессиональной сфере. Женщине, согласно существующим в обществе стереотипам, отводится главная роль в семье, но не за ее пределами.

Положение женщин на рынке труда в целом неблагоприятно, а существующих норм, не допускающих отказа в приеме на работу по признакам, которые не связаны с деловыми качествами работника, не достаточно, они не ограждают от дискриминации. Вместе с тем очевидно, что предусмотренные законами меры в отношении защиты инвалидов от дискриминации на рынке труда не работают, это отмечают как сами инвалиды, так и специалисты отделов социального обслуживания, работодатели и другие. Женщины-инвалиды предпочитают либо жить на пенсию по инвалидности, либо работать на дому, чаще всего находят работу по знакомству, а не по системе социальных гарантий. Молодые женщины-инвалиды вполне допускают вероятность того, что им придется столкнуться при трудоустройстве с дискриминацией не только по признаку инвалидности, но и по признаку пола.

Дискриминация в трудовой сфере во многом влияет на локализацию бедности в одних и тех же группах населения (женщины, инвалиды). Наличие в трудовом законодательстве таких норм, как запрет на работу в ночное время, на многие виды занятий; ограничение режима рабочего времени, в частности командировок, сверхурочных работ; ориентация законов на защиту права работницы-матери, а не родителя независимо от пола, а также комплекс ограничений и трудовых рекомендаций МСЭ снижают спрос на труд инвалидов, усиливают предпосылки для дискриминации женщин-инвалидов.

Одной из острых проблем женщин-инвалидов является проблема репродуктивного здоровья, возможностей реализации прав женщин-инвалидов на материнство. В обществе сформировался стойкий стереотип, что женщины-инвалиды не могут иметь нормальную семью и воспитывать здоровых детей. Этот стереотип нередко подкрепляется тем, что сами женщины-инвалиды испытывают закомплексованность и даже обреченность, полагая, что они не могут быть объектом серьезного внимания со стороны мужчин. Социальные институты образования практически не занимаются воспитанием и подготовкой девушек-инвалидов к самостоятельной жизни, сексуальным отношениям, созданию своей семьи. Все это позволяет говорить о существовании латентной политики дискриминации в плане деторождения по отношению к данной категории женщин в нашем обществе.

Женщины-инвалиды часто становятся объектом сексуального домогательства и насилия. Особенно это касается тех, кто проживает в интернатах. В силу своих физических недостатков, психологической зависимости далеко не каждая девушка и женщина сможет дать отпор насильнику, поэтому сексуальное насилие проявляется как посягательство на личную свободу.

Проанализировав основные факторы, влияющие на формирование социального статуса женщины-инвалида, можно сказать, что большинство из них связано с семейной жизнью. Данное обстоятельство отражает общие тенденции стереотипизации гендерных ролей в обществе, а соответственно не может не быть предметом пристального анализа и учета в процессе формирования социальной политики государства.

Характеризуя особенности мужской инвалидности, необходимо, в первую очередь, сказать о сложности сочетания категорий инвалидности и маскулинности (мужественности) как совокупности элементов мужской модели поведения, одобряемой и принимаемой обществом. Стереотипные представления о мужественности и инвалидности в рамках медикалистской модели отношения к инвалидам вступают в противоречия, поскольку мужественность предполагает силу, физически развитое тело, эмоциональную сдержанность, активность и самостоятельность, а инвалидность – слабость, телесную немощность, пассивность и зависимость.

Кроме того, нередкой является ситуация, характеризующая низкий по сравнению со здоровым мужчиной социальный статус мужчины-инвалида, который остается более высоким по отношению к отдельным категориям даже здоровых женщин.

Мужчины с инвалидностью являются более конкурентоспособной группой на рынке труда, чем женщины-инвалиды. Им в ряде случаев гораздо легче трудоустроиться, у них больше шансов получить работу, соответствующую их профессиональному уровню.

В вопросах создания семьи и рождения детей общество также более лояльно относится к мужчинам-инвалидам. У них есть все основания планировать брак и семейные взаимоотношения не только с женщинами-инвалидами, но и женщинами, не относящимися к этой категории. Это объясняется значительным превышением количества женского населения над мужским. Вступая в брак со здоровой партнершей, мужчины с инвалидностью преследуют две основные группы задач: повышение собственного социального статуса и решение вопросов социально-бытового обслуживания.

Все вышесказанное позволяет говорить об относительно более высоком социальном статусе мужчины-инвалида по сравнению с женщиной-инвалидом. Так или иначе, но в жизненном сценарии мужчины с инвалидностью присутствует гораздо больше возможностей решения проблем, возникающих в традиционно считающейся мужской профессионально-трудовой сфере, чем у женщины-инвалида – в приписываемой ей обществом в качестве приоритетной – семейной сфере.

Таким образом, противоречие между гендерно-чувствительной самоидентификацией инвалидов и гендерно-нейтральной позицией по отношению к ним со стороны общества актуализирует необходимость использования гендерного подхода в социальной работе с инвалидами, который позволит обеспечить решение следующих задач:

- расширение информационной базы о проблеме инвалидности на основе гендерного анализа, учитывающего значительные факторы женской и мужской инвалидности;

- согласование интересов различных секторов социальной защиты при проведении программ и мер социальной интервенции;

- преодоление проблемы непропорционального негативного или позитивного воздействия на женщин и мужчин с инвалидностью программ, политического курса и законодательных мер;

- расширение базовых знаний и навыков работы в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания.

Социальные работники в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы.

В пакет документов, регулирующих проблемы инвалидности, входят ратифицированные Российской Федерацией международные декларации, федеральные законы, постановления правительства, указы президента и иные нормативные документы, а также региональные законы и постановления, акцентирующие некоторые стороны проблемы инвалидности.

Большинство документов Российской Федерации стремится к гендерно-нейтральному характеру, который минимизирует гендерные различия. Существует точка зрения, согласно которой равенство рассматривается как одинаковое обращение со всеми, независимо от личных особенностей и обстоятельств. Такая точка зрения исходит из убеждения в том, что все люди должны быть равны, и, следовательно, справедливо одинаковое отношение ко всем. Анализ проблемы равенства показывает, что абсолютное равенство невозможно, форм социальной организации людей на основе полного равенства никогда не существовало, стремление демократий к равенству целесообразно рассматривать как движение к социальной справедливости. Если гендерно-нейтральное законодательство старается минимизировать различные физические, социальные, экономические характеристики и жизненный опыт женщин и мужчин, и особых групп женщин и мужчин, таких как инвалиды, это вряд ли означает снятие всех проблем дискриминации по признаку пола или инвалидности. Кроме того, как показывает практика, рассмотрение каждой категории нуждающихся в социальной поддержке и защите людей отдельно (например, дети-инвалиды), ведет к формированию более эффективных специфических, адресных мер помощи.

Определение социально-правовых гарантий и положения женщин-инвалидов можно найти в законодательных актах различных областей и сфер общественной жизни.

К факторам риска относятся также социальные показания к прерыванию беременности, а именно: смерть мужа во время беременности, пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными, наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав, многодетность (число детей 3 и более) и другими. Необходимо отметить, что речь идет о социальных показаниях к прерыванию беременности, что никоим образом не сопряжено с медицинскими противопоказаниями и не связано с возможными негативными последствиями для плода.

Распад системы государственного заказа и экономический кризис, сокращение числа рабочих мест, сокращение или банкротство специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, обострили для многих женщин-инвалидов проблему занятости.

Следует отметить, что вопросы положения инвалидов в сфере труда отдельно в документе не рассматриваются. Вместе с тем факты дискриминации работающих инвалидов многочисленны.

Новый трудовой кодекс содержит раздел, посвященный особенностям регулирования труда отдельных категорий граждан, в том числе женщин и лиц с семейными обязанностями. Женская занятость в большей степени попадает в фокус особого рассмотрения в связи с физической тяжестью работ, репродуктивной и родительской функциями женщины.

Закон запрещает отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Мотивы, связанные с инвалидностью или иными особенностями женщины, в законе не оговариваются.

Реализация равных прав на образование и повышение квалификации мужчин и женщин должна находить свое конкретное воплощение в программах профессиональной ориентации, профессионального обучения и переподготовки. В настоящее время женщины-инвалиды ограничены в возможности выбора профессии и переподготовки.

В настоящее время женщины-инвалиды по-прежнему не активно вовлекаются службами занятости и иными подобными структурами в процесс повышения квалификации, сами инвалиды не знают о существовании каких-либо общественных ресурсов помощи.

Женские общественные движения и объединения в последнее время набирают силу, это отчасти подтверждает поиск веб-ресурсов и Интернет-ссылок, который показывает достаточно разветвленную сеть женских общественных организаций. Существует достаточное количество общественных организаций для отдельных категорий женщин (женщина-предприниматель, женщина-политик). Однако общественных организации или групп взаимопомощи женщин-инвалидов практически нет в реальном пространстве. Электронные ресурсы по проблеме женской инвалидности достаточно скудны, но все же встречаются небольшие информационные сайты о деятельности единичных общественных объединений женщин-инвалидов.

Вся система социальных, экономических и политических отношений имеет четко выраженную гендерную структуру, и это не может не отражаться на том, как реагируют отдельные мужчины и женщины или социально-демографические группы населения в ответ на такие явления, как радикальное реформирование политики социального обеспечения, занятости, рост бедности и расширение теневого рынка труда. Текущие процессы реформирования социальной политики оказывают существенное влияние на изменение социального положения отдельных социально уязвимых групп населения, в том числе инвалидов.

Социальное окружение, как правило, отказывает инвалидам в половой принадлежности. В то же время гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности. Данное положение подтверждается фактами из статистики Всемирной организации здравоохранения: женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100 % безработных; специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, мало интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты. Дискриминирующие социальные установки и гендерные стереотипы препятствуют полноправному участию детей-инвалидов и их семей, а также взрослых людей с инвалидностью в жизни современного общества.

Для перехода на инвалидность необходимы достаточно серьезные хронические заболевания или весьма тяжелые травмы, ведущие к утрате трудоспособности. Но даже если такие основания есть, они дают человеку только право получить инвалидность, но это отнюдь не означает, что он пожелает этим правом воспользоваться, особенно тогда, когда речь идет об инвалидности второй или третьей группы. Практика показывает, что женщины значительно чаще используют это право, чем мужчины.

Однако, когда речь идет о трудоспособных возрастах, мужская инвалидность значительно превышает женскую. Интенсивность первичной инвалидности у мужчин существенно выше, чем у женщин. В данном возрастном периоде хронические болезни играют не столь существенную роль, как в более старших возрастах, и важной причиной инвалидности являются травмы и отравления, уровень которых у мужчин несопоставимо выше, чем у женщин.

В стремлении оформить инвалидность не могут не проявляться гендерные различия, связанные с неформальными социальными нормами, регулирующими ролевое поведение мужчин и женщин. Для мужчины переход на инвалидность означает потерю роли основного кормильца семьи, которая, согласно традиционной морали, до сих пор сохранившейся в широких кругах населения, является основной обязанностью мужа и отца. Это для него тяжелый моральный удар, связанный с утратой авторитета в глазах жены, детей, родственников, друзей, соседей, сослуживцев – то есть всего социального окружения. Разумеется, никто не осудит этого человека, если его инвалидность очевидна для всех – например, если у него парализованы или ампутированы ноги. Но если это человек внешне здоров, то его уход с работы и переход на инвалидность превращает его в глазах окружающих в иждивенца. Поэтому мужчины трудоспособного возраста переходят на инвалидность, как правило, лишь тогда, когда состояние здоровья действительно не позволяет им работать.

Для женщин дело обстоит совсем иначе. Мораль не возлагает на них основную ответственность за материальное обеспечение семьи. Согласно традиционным социальным нормам, женщина, прежде всего, должна вести домашнее хозяйство и воспитывать детей и внуков. Эти социальные роли можно выполнять даже более успешно, будучи (или считаясь) инвалидом и находясь дома, чем тогда, когда каждый день надо ходить на работу. Поскольку зарплата у большинства женщин невелика, и, как правило, значительно меньше, чем у мужей, то и потеря в деньгах для семейного бюджета обычно менее существенна в тех случаях, когда на инвалидность уходит жена, а не муж.

Для многих женщин решение о переходе на инвалидность больше связано с семейными обстоятельствами, чем с состоянием здоровья.

В ряде исследований, посвященных проблемам гендерного анализа инвалидности, определяется противоречие между гендерно-чувствительной самоидентификацией инвалидов и сконструированной обществом гендерно-нейтральной идентичностью инвалидов.

Анализируя гендерные особенности инвалидности, следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин и женщин, но и о том, что они часто связаны с дополнительными потребностями, например, возможностью вести независимую жизнь. Половая принадлежность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчинам и женщинам.

По мнению ряда исследователей, инвалидность женщин – проблема еще более обостренная, чем инвалидность у мужчин. Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, соединяясь, лишь усиливают друг друга.

Женщины-инвалиды подвергаются множественной дискриминации как по половой принадлежности, так и из-за инвалидности. Примеры множественной дискриминации женщин-инвалидов можно произвести на примере возраста, этнического происхождения, сексуальной ориентации и социально-экономического положения. Женщины-инвалиды могут испытывать дискриминацию как в отношениях со здоровыми женщинами и мужчинами, так и в отношениях с мужчинами-инвалидами.

Женщины с инвалидностью под действием многих обстоятельств, работая даже в общественных организациях инвалидов, в меньшей степени участвуют в принятии решений, их истории редко представлены в примерах независимой жизни, среди них гораздо меньше руководителей организаций и на конференциях и собраниях по проблемам инвалидов, как правило, присутствуют мужчины. О женщинах-инвалидах мы можем судить преимущественно по западным источникам, поскольку в российском контексте их голоса и проблемы остаются неозвученными.

Женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных и семейных ролей.

Женщины-инвалиды составляют контингент, чаще других подвергающийся дискриминации в социально-профессиональной сфере. Женщине, согласно существующим в обществе стереотипам, отводится главная роль в семье, но не за ее пределами.

Положение женщин на рынке труда в целом неблагоприятно, а существующих норм, не допускающих отказа в приеме на работу по признакам, которые не связаны с деловыми качествами работника, не достаточно, они не ограждают от дискриминации. Вместе с тем очевидно, что предусмотренные законами меры в отношении защиты инвалидов от дискриминации на рынке труда не работают, это отмечают как сами инвалиды, так и специалисты отделов социального обслуживания, работодатели и другие. Женщины-инвалиды предпочитают либо жить на пенсию по инвалидности, либо работать на дому, чаще всего находят работу по знакомству, а не по системе социальных гарантий. Молодые женщины-инвалиды вполне допускают вероятность того, что им придется столкнуться при трудоустройстве с дискриминацией не только по признаку инвалидности, но и по признаку пола.

Дискриминация в трудовой сфере во многом влияет на локализацию бедности в одних и тех же группах населения (женщины, инвалиды). Наличие в трудовом законодательстве таких норм, как запрет на работу в ночное время, на многие виды занятий; ограничение режима рабочего времени, в частности командировок, сверхурочных работ; ориентация законов на защиту права работницы-матери, а не родителя независимо от пола, а также комплекс ограничений и трудовых рекомендаций МСЭ снижают спрос на труд инвалидов, усиливают предпосылки для дискриминации женщин-инвалидов.

Одной из острых проблем женщин-инвалидов является проблема репродуктивного здоровья, возможностей реализации прав женщин-инвалидов на материнство. В обществе сформировался стойкий стереотип, что женщины-инвалиды не могут иметь нормальную семью и воспитывать здоровых детей. Этот стереотип нередко подкрепляется тем, что сами женщины-инвалиды испытывают закомплексованность и даже обреченность, полагая, что они не могут быть объектом серьезного внимания со стороны мужчин. Социальные институты образования практически не занимаются воспитанием и подготовкой девушек-инвалидов к самостоятельной жизни, сексуальным отношениям, созданию своей семьи. Все это позволяет говорить о существовании латентной политики дискриминации в плане деторождения по отношению к данной категории женщин в нашем обществе.

Женщины-инвалиды часто становятся объектом сексуального домогательства и насилия. Особенно это касается тех, кто проживает в интернатах. В силу своих физических недостатков, психологической зависимости далеко не каждая девушка и женщина сможет дать отпор насильнику, поэтому сексуальное насилие проявляется как посягательство на личную свободу.

Проанализировав основные факторы, влияющие на формирование социального статуса женщины-инвалида, можно сказать, что большинство из них связано с семейной жизнью. Данное обстоятельство отражает общие тенденции стереотипизации гендерных ролей в обществе, а соответственно не может не быть предметом пристального анализа и учета в процессе формирования социальной политики государства.

Характеризуя особенности мужской инвалидности, необходимо, в первую очередь, сказать о сложности сочетания категорий инвалидности и маскулинности (мужественности) как совокупности элементов мужской модели поведения, одобряемой и принимаемой обществом. Стереотипные представления о мужественности и инвалидности в рамках медикалистской модели отношения к инвалидам вступают в противоречия, поскольку мужественность предполагает силу, физически развитое тело, эмоциональную сдержанность, активность и самостоятельность, а инвалидность – слабость, телесную немощность, пассивность и зависимость.

Кроме того, нередкой является ситуация, характеризующая низкий по сравнению со здоровым мужчиной социальный статус мужчины-инвалида, который остается более высоким по отношению к отдельным категориям даже здоровых женщин.

Мужчины с инвалидностью являются более конкурентоспособной группой на рынке труда, чем женщины-инвалиды. Им в ряде случаев гораздо легче трудоустроиться, у них больше шансов получить работу, соответствующую их профессиональному уровню.

В вопросах создания семьи и рождения детей общество также более лояльно относится к мужчинам-инвалидам. У них есть все основания планировать брак и семейные взаимоотношения не только с женщинами-инвалидами, но и женщинами, не относящимися к этой категории. Это объясняется значительным превышением количества женского населения над мужским. Вступая в брак со здоровой партнершей, мужчины с инвалидностью преследуют две основные группы задач: повышение собственного социального статуса и решение вопросов социально-бытового обслуживания.

Все вышесказанное позволяет говорить об относительно более высоком социальном статусе мужчины-инвалида по сравнению с женщиной-инвалидом. Так или иначе, но в жизненном сценарии мужчины с инвалидностью присутствует гораздо больше возможностей решения проблем, возникающих в традиционно считающейся мужской профессионально-трудовой сфере, чем у женщины-инвалида – в приписываемой ей обществом в качестве приоритетной – семейной сфере.

Таким образом, противоречие между гендерно-чувствительной самоидентификацией инвалидов и гендерно-нейтральной позицией по отношению к ним со стороны общества актуализирует необходимость использования гендерного подхода в социальной работе с инвалидами, который позволит обеспечить решение следующих задач:

- расширение информационной базы о проблеме инвалидности на основе гендерного анализа, учитывающего значительные факторы женской и мужской инвалидности;

- согласование интересов различных секторов социальной защиты при проведении программ и мер социальной интервенции;

- преодоление проблемы непропорционального негативного или позитивного воздействия на женщин и мужчин с инвалидностью программ, политического курса и законодательных мер;

- расширение базовых знаний и навыков работы в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания.

Социальные работники в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы.

Читайте также: