Доклад о мануфактурах гамильтон

Обновлено: 06.07.2024

(Hamilton, Alexander) (1755–1804), выдающийся государственный деятель и первый министр финансов США. Родился на острове Невис в Британской Вест-Индии 11 января 1755. Отец Гамильтона оставил семью, его мать умерла, когда мальчику было 13 лет. Чтобы заработать на жизнь, он поступил на работу в счетоводческую контору. В 1772 перебрался в Америку и на следующий год поступил в Кингз-колледж (ныне Колумбийский университет), где после года учебы получил степень бакалавра искусств.

В начале войны с Великобританией он сформировал артиллерийскую роту и стал ее капитаном. Вскоре привлек внимание генерала Н. Грина, который представил его Дж. Вашингтону, главнокомандующему американской армией. В марте 1777 Вашингтон, на которого произвели впечатление личные качества молодого офицера, назначил его своим адъютантом в звании подполковника. Знание французского языка и литературные способности нового адъютанта представляли исключительную ценность для Вашингтона, и Гамильтон оставался на этом посту около четырех лет. Участвовал в осаде Йорктауна в 1781, по приказу Вашингтона возглавил штурмовую группу.

Из 85 записок в Федералисте лично Гамильтону принадлежит 51 (№№ 1, 6–9, 11–13,15–17, 21–36, 59–61 и 65–85), и три (№№ 18–20) написаны совместно с Мэдисоном. Авторство двенадцати записок (№№ 49–58, 62 и 63) не установлено, но они были написаны либо Гамильтоном, либо Мэдисоном. В любом случае основная часть текста Федералиста принадлежит Гамильтону, которого можно считать автором труда, признанного классическим в политической науке и воспроизведенного в многочисленных последующих изданиях и переводах.

Портрет Александра Гамильтона печатается на 10 долларовых купюрах США
выпуска - 1928, 1934, 1950, 1963, 1969, 1974, 1977, 1981, 1985, 1988, 1990, 1993, 1995 года.

И на купюрах нового образца выпуска - 1996 года

После отставки с поста министра финансов он вернулся в Нью-Йорк и посвятил себя семье, в которой было уже семеро детей, и успешной юридической практике. Его единственной общественной деятельностью в эти годы, помимо оказания помощи Дж. Вашингтону в составлении его Прощального послания (1796), была служба в армии в 1798 в чине генерал-майора в ходе необъявленной войны с Францией.

2. Политические взгляды Гамильтона

Александр Гамильтон был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на создание Конституции США 1787 г.

В период непосредственной подготовки Конституции, и особенно после ее принятия, в стране разгорелась острая политическая борьба между федералистами и антифедералистами. Основой раскола на эти политические группировки было отношение к намеченной конституции федеральной форме государственного устройства США.

Александр Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов. Наполовину англичанин, наполовину француз, он родился в Вест-Индии. Человек выдающихся способностей и ясного ума, прекрасный юрист, умный руководитель, государственный деятель широкого кругозора, Гамильтон определил основную политическую линию федералистов, руководил ее проведением в жизнь и добился ее торжества. Он очень хорошо подходил для такой деятельности, ибо, в отличии от коренных американцев, его не связывали узкие местные интересы. Гамильтон мыслил категориями всей страны, а не одного штата. Он стремился уничтожить самостоятельность местной власти и свести отдельные штаты до положения церковных приходов. К демократии городского собрания и законодательным собраниям, где большинство принадлежало фермерам, он относился с нескрываемым презрением. Гамильтон не знал и не понимал сельского жителя-фермера Америки. Он выражал интересы крупных собственников: плантаторов-земледельцев, богатых купцов, промышленной буржуазии, т. е. антиаграрных классов. По мнению Гамильтона, только сильная центральная власть была способна остановить демократическое движение масс, возросшее после победы в войне за независимость. Федерация будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Политические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествующий войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под влиянием Монтескье: его теории разделения властей и идеализации конституционного устройства английской монархии. Это устройство Гамильтон считал необходимым положить в основу Конституции США.

Он был убежденным приверженцем английского образца "смешанного правления", в котором законодательная власть делилась между тремя политическими формами - монархической в лице короля, аристократической в лице палаты лордов, демократической в лице палаты общин. Однако концепция "смешанного правления", бравшая под защиту интересы имущих "верхов", находилась в противоречии с доктриной естественного равенства Декларации Независимости. Противоречила она и положению Декларации о том, что государство создается для защиты прав на жизнь, свободу, стремление к счастью, а не право на собственность.

В некоторых своих принципах Гамильтон был также последователем Гоббса. Его философия логически подводила к государству - Левиофану с высокоцентрализованной, принудительной и действенной властью. Но Гамильтон не был идеалистом и не считал государство божественным вместилищем власти, вечной сущностью, независимой от гражданина и стоящей над ним.

Гамильтон рассматривал государство, как весьма полезное орудие, которое во имя законности и порядка должно служить интересам власть имущих и сдерживать проявления тех, кто лишен власти. Он понимал, что в государстве, основанном на принуждении, а не на доброй воле, вечное брожение среди тех, кому применяется принуждение составляет серьезную угрозу и в конце концов эксплуатируемые могут наброситься на эксплуататоров. Поэтому в таких государствах эгоистические интересы требуют, чтобы общественные беспорядки предавались посрамлению и подавлялись полицейскими силами. Критерий сильного государства заключается в его способности защитить привилегии меньшинства от анархии большинства.

В Конституционном конвенте Гамильтон горячо отстаивал идею государства, основанного на принуждении. В его планы государственного устройства принцип централизованной власти развивался значительно глубже того, на что было готово пойти большинство, а в выступлениях в защиту этого плана Гамильтон высказывал мысли, которые пугали некоторых его слушателей. Он был откровенным монархистом и отстаивал монархические принципы с гоббсовской логикой: "Принцип, который должен быть принят, - это необходимость постоянной воли. Государство должно строиться на основе, способной сдерживать народный поток".

Однако логика освободительной борьбы колонии вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от монархической.

Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительные органы законодательной власти, который под давлением избирателей может принять "произвольное решение". Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически неответственными перед парламентом. Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом.

Гамильтон считал, что государство и собственность должны выступать в тесном и действенном союзе. "Новое государство останется слабым и неспособным действовать, если оно будет враждебно капиталу. Но лишь только оно станет относиться к капиталу дружелюбно, как капитал поспешит прийти к нему на помощь".

Союз государства и капитала, по Гамильтону, это основа экономического переворота, которым предстоит превратить Америку из страны аграрной в высокоразвитую индустриальную державу. В отличие от Джефферсона Гамильтон считал, что главной целью государственного управления является не благоденствие отдельных граждан, а достижение материального могущества государства и защита интересов частной собственности.

3. Правопонимание Гамильтона

Гамильтон отрицал теорию естественного равенства людей . Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества, было для него бесспорным. По этому поводу он писал следующее: "Во всяком обществе происходит деление на большинство и меньшинство. К первым относятся масса народа, ко вторым - богатые и знатные. Глас народа называют гласом божим, однако, как бы часто это положение не повторялось и сколько бы людей в него не верило, оно не соответствовало действительности. Народ - буйная и изменчивая сила. Его суждения редко правильны. Посему второму классу надлежит представить твердую и постоянную роль в управлении государством. Он будет обуздывать непостоянство первого и, поскольку изменения не несут ему выгод, навсегда обеспечит хорошее правление. Можно ли описать, что демократическое законодательное собрание, ежегодно переизбираемое народом, будет стремиться неуклонно к всеобщему благу? Только постоянно существующий орган в состоянии сдержать неразумие демократии. Её бурный и необузданный нрав нуждается в узде ограничения".

Гамильтон был убежден, что единственно эффективный способ обуздания демократической фракционности заключается в создании органа судебного надзора - Верховного суда, обладающего широкими полномочиями. По его мнению, пожизненно назначаемые независимые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с ответственностью. Они смогут сделать это отчасти потому, что сами являются не избираемыми и не ответственными. Таким образом, потерпев неудачу в попытке добиться признания монархического принципа, Гамильтон посвятил свои усилия изобретению всевозможных ограничений демократической власти.

Вывод : Не все идеи Гамильтона были приняты Конституцией США. Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. Это и определило общий характер и содержание Конституции, порывающей с основными идеями Декларации независимости.

Американские мыслители не внесли существенно-новых положений в Западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но, бесспорно, их заслуга в ее пропаганде и оригинальной трактовке некоторых положений применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США (пример: выведение из права на революцию право на образование независимого государства). Характер этой трактовки определялся теми классовыми интересами, которые они отражали. В политических и правовых взглядах Пейн и Джефферсона отразились демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов. У Гамильтона естественно-правовая доктрина получила иное истолкование, отвечающее компромиссным тенденциям в среде высших слоев колонистов в борьбе с Англией.

Общие, в принципе, теоретические посылки привели поэтому к различным практически-политическим и конкретно-правовым выводам. В области политической это проявилось в разном отношении к государственному строю Великобритании. Если Пейн и Джефферсонс не считали этот строй идеальным, то Гамильтон стоял на противоположных позициях. В области правовой такое же различие в отношении к естественному равенству людей и вытекающему из него равноправию граждан, противником которого был Гамильтон.

Оценивая политические и правовые взгляды Пейна, Джефферсонса и Гамильтона, необходимо иметь в виду и еще одно существенное обстоятельство - впервые в истории идеи естественно-правовой доктрины были конкретизированы и закреплены в конституционных документах.

Так, Декларация независимости, провозглашая образование США как независимого государства, закрепила развитые Пейном и Джефферсоном идеи народного суверенитета и права народа на революцию. А правовые взгляды Гамильтона послужили теоретической базой для разработки Конституции США 1787 г.

Список использованных источников

Во время президентства Джорджа Вашингтона далеко не всё было гладко в политической жизни США, а о роли правительства в жизни молодого государства возникало немало вопросов. Эти вопросы пытался развеять Александр Гамильтон, занимавший в то время должность министра финансов, а точнее серия его докладов, которые вызвали бурю недовольства.

Александр Гамильтон - первый министр финансов США, основатель Первого центрального банка Соединенных Штатов и автор программы ускоренного торгово-промышленного развития страны. Это теперь для всех американцев он одна из самых важных личностей в истории страны, однако тогда, в конце XVIII века, его доклады вызывали непонимание, споры и недовольство.

Вступив на должность министра финансов в 1789 году, молодой и амбициозный экс-адъютант Вашингтона сразу занялся серьёзными преобразованиями в области экономики и внутренней политики США. Получив практически полное доверие президента, Гамильтон впоследствии представит Конгрессу немало докладов, которым в той или иной степени суждено будет повлиять на формирование экономической системы в Штатах, во многом, существующей и по сей день.

Результатом его деятельности на посту министра финансов в первые годы стала экономическая программа, которую Гамильтон разработал в 1790–1791 годах и представил вниманию Конгресса в виде упомянутых докладов. В программе рассматривались такие вопросы, как государственный кредит, основание единого национального банка и развитие отечественного производства, дальнейший экономический курс Штатов.

Доклад о государственном кредите

Выступление Гамильтона в США с его программой вызвало бурю ожесточенных споров, ведь прежде всего следовало решить, каким именно образом молодая республика должна распорядиться принадлежащими ей деньгами. Страна имела огромные долги перед кредиторами, и нужно было решить как их выплачивать, и выплачивать ли вообще? Гамильтон же предлагал рассматривать их не как тяжёлое бремя, а как возможность укрепить финансовый базис страны. Министр утверждал, что "национальный долг может стать для нас национальным благословением". В своём первом докладе-"Докладе о государственном кредите"- он разделил долг на национальный и государственный и далее разделил национальный долг на внутренний и внешний.

Гамильтон предлагал всех держателей долговых расписок связать с федеральным правительством, ведь тогда все они были бы непосредственно заинтересованы в его успехах. В таком случае, если правительство постиг бы крах, кредиторы теряли бы все свои средства. Всё это к тому же обуславливало поддержку правительства в среде наиболее обеспеченных граждан молодой республики. Гамильтон также считал целесообразным провести операцию консолидирования, отменив старые формы долговых расписок и введя вместо них государственные обязательства в виде процентных облигаций. Однако в данном случае против министра сыграло общественное мнение: многие посчитали, что схема с консолидированием сыграет на руку всевозможным спекулянтам. В Конгрессе ни на минуту не утихали споры касательно "Доклада о государственном кредите", однако в итоге доклад все же был принят, хотя и не полностью (Так, план передачи долгов штатов федеральному правительству также не встретил одобрения в обществе и был временно забаллотирован).

В Конгрессе Джефферсон согласился поддержать "Доклад о государственном кредите" политического оппонента только в том случае, если тот в ответ поддержит совместный план Джефферсона и Виргинии Мэдисон о переносе федеральной столицы дальше на юг. Гамильтон, ведомый целью сделать свой проект успешным, согласился разместить "особой округ Колумбия" вдоль реки Потомак. Дальнейшие события покажут, что уступки Гамильтона имеют предел.

Создание национального банка

Доклад о мануфактурах

Еще одной темой для обсуждения был подходящий экономический курс; и вновь Александру Гамильтону удалось внести новую идею: в 1791 году он представил Конгрессу "Доклад о мануфактурах". Вопреки американской традиции, предполагавшей предпочтительное развитие сельского хозяйства, Гамильтон делал основную ставку на развитие торговли и промышленной деятельности. Будучи противником децентрализованного государства, Гамильтон доказывал, что государство продолжает занимать подчинённое положение по отношению к европейским странам, обладающим развитой экономической системой. Министр финансов небезосновательно считал, что, несмотря на политическую независимость в экономическом отношении Штаты сохраняют колониальный статус. Он был твёрдо убеждён в том, что нация должна развивать всевозможные виды промышленности и заниматься строительством предприятий. По этой причине им также был разработан целый ряд мер, направленных на развитие внутреннего и внешнего рынка.

Гамильтон был сторонником активного вмешательства государства в экономику, и поэтому считал, что правительство должно побудить граждан не ограничиваться сельским хозяйством, а сделать упор на другие, более прибыльные отрасли промышленности. Своим "Докладом о мануфактурах" Гамильтон фактически произвёл рыночную революцию для того времени. Он разработал целую систему мер: протекционистские тарифы были призваны инициировать развитие промышленности, акцизные сборы – обеспечить повышение доходов государства, а поощрительные государственные премии должны были поддерживать прибыльные отрасли сельского хозяйства.

Естественно, такие кардинальные преобразования не нашли поддержку у Конгресса. Оппозиция во главе с Джефферсоном доказывала нецелесообразность создания мануфактур и перехода к политике тотальной индустриализации общества. Оппозиционное сопротивление стало настоящим камнем преткновения для реализации экономической политики Гамильтона. В итоге, Конгресс согласился лишь незначительно повысить тарифы на импорт и ввести небольшие акцизные сборы на некоторые виды продукции, в том числе на виски. Но и этого хватило, чтобы вызвать недовольство аграриев — фермеров и плантаторов. Впоследствии Конгресс признает верность экономического курса Гамильтона, введя в 1816 году протекционистский тариф, однако это случится уже после смерти министра финансов.

Выражая интересы деловой элиты Севера‚ Гамильтон заложил основы финансовой системы США, содействовал развитию национальной промышленности и торговли, что способствовало укреплению национальной независимости молодой американской республики.

Заключение

Заслуги Гамильтона перед Америкой безусловно велики. Его экономическая политика значительно опережала свое время, а потому не могла быть полностью реализована в фермерской Америке, сторонником который как раз и был Джефферсон. Многие проекты были реализованы уже после смерти великого реформатора, во многом, сформировавшего действующую политическую и экономическую систему Штатов. Гамильтон получил память от благодарных потомков: сейчас, спустя более 300 лет после его гибели на дуэли, каждый, взяв в руки десятидолларовую купюру, может увидеть портрет Гамильтона:сосредоточеннолицо мужчины, задумчиво глядящего куда-то вдаль.

Москва, 11 января - "Вести.Экономика" 11 января 1757 года родился Александр Гамильтон - первый министр финансов США, основатель Первого центрального банка Соединенных Штатов и автор программы ускоренного торгово-промышленного развития страны. О том, почему этого государственного деятеля, который не был президентом, американцы считают одной из самых значимых личностей в своей истории – в совместном проекте "Вести.Экономика" и журнала Бюджет.

Александр Гамильтон - первый министр финансов США

Гамильтон не был президентом, а потому заметно уступает по популярности Джорджу Вашингтону или Томасу Джефферсону. Тем не менее, он входит в десятку лиц, наиболее сильно повлиявших на историю этой страны. Александр Гамильтон был среди немногих государственных деятелей, чей портрет увековечен на национальной валюте США. Пожалуй, он ближе других оказался именно к доллару – и как к символу финансовой мощи Америки (он изображен на десятидолларовой банкноте), и как к инструменту ее становления в качестве единого государства. Взгляды Гамильтона трудно назвать либеральными. Один из основателей и лидер партии федералистов, он отстаивал преимущества централизованного федеративного государства с сильной властью президента. В результате, Гамильтон оказался одним из главных противников расширения прав штатов и многих принципов народовластия, характерных для раннего периода истории независимой американской республики.

Джон Уорд Дансмор "Бетти Росс и первый звёздно-полосатый флаг"

Однако Александру Гамильтону удалось не только заложить основы самой мощной на сегодняшний день экономики, но и определить экономические ориентиры того пути, по которому страна смогла успешно двигаться в последующие два с половиной столетия. Он имел отношение к таким фундаментальным основам американской государственности, как конституция, институт президентства, армия, федеративное устройство. Однако особого внимания заслуживает его работа на посту первого в истории страны министра финансов. Гамильтон был назначен на эту должность Президентом США Джорджем Вашингтоном в 1789 г. и немедленно приступил к активному продвижению своей финансовой программы. В 1790 г. он подготовил знаменитый "Доклад о государственном кредите", в котором сформулировал ряд смелых и радикальных предложений. В частности, он требовал от федерального правительства полностью выплатить внутренний и внешний долг США и принять на себя все долги штатов, накопившиеся за годы Войны за независимость. Нужно сказать, что объем долгов составлял существенную для не самого богатого тогда государства сумму в 75 млн долл. Очевидно, что "Доклад о государственном кредите" был направлен на решение крупных экономических и политических, а не только финансовых задач. Гамильтон стремился к созданию и укреплению сильных центральных институтов, как необходимой политической и экономической инфраструктуры единого государства, что вызывало серьезное противодействие сторонников более широкой автономии штатов. Призывая к выплате долгов штатов, он надеялся связать интересы федерального правительства с интересами влиятельных и богатых людей, которые держали большую часть соответствующих долговых обязательств. Против столь заметного шага на пути укрепления власти федерального правительства по отношению к правительствам штатов поначалу выступил тогдашний госсекретарь США Томас Джефферсон - сторонник меньшей централизации.

Джон Трамбулл "Принятие Декларации независимости"

Кроме того, одной из главных целей Гамильтона стало восстановление доверия к государству как надежному заемщику, поскольку в будущем неизбежно пришлось бы прибегать к выпуску облигаций. В "Докладе о государственном кредите" говорится: "Долг есть цена свободы Доверие Америки явилось залогом свободы, и это обстоятельство придает особую силу нашим обязательствам". Там, где другие видели только проблему, Гамильтон находил возможности. Он аргументированно доказывал, что консолидация национального долга позволит превратить долг в ликвидный капитал, сделав его одним из факторов экономического роста. "Если национальный долг не слишком большой, он может стать национальным благословением", – заявлял министр. Серьезную проблему для молодого государства представляла неупорядоченная банковская система и, как следствие, царивший в стране валютный хаос. После окончания Войны за независимость банковское дело стало активно развиваться, и уже к 1790 г. в стране появилась сеть частных банков, деятельность которых, однако, имела ряд особенностей. Во-первых, банк, получивший лицензию на работу в одном штате, не имел права проводить операции на территории другого. Во-вторых, большинство частных банков эмитировало собственные банковские билеты. Каждый раз, когда частный банк осуществлял выпуск банкнот, он тем самым увеличивал денежную массу страны. Такую систему следовало регулировать. Гамильтон полагал, что регулятором должен быть некий особенный банк, наделенный функциями государственного учреждения. Его противники считали, что финансовый рынок сам является регулятором, поскольку банки не станут печатать необеспеченные деньги, чтобы не прогореть.

Александр Гамильтон изображен на 10-долларовой банкноте

В 1791 г. Гамильтон добился от Конгресса лицензии для первого центрального банка Америки, так называемого Первого банка США, имеющего начальный капитал 10 млн долл. Доллар получил статус общегосударственной денежной единицы. Поначалу инициатива министра финансов вызвала напряженные дебаты на самом высоком уровне. Ведь речь шла об акционерном банке, создаваемом на основе банка штата Филадельфия, в числе акционеров которого - не только правительство, но и частные лица, даже иностранцы (кстати, именно обвинение в иностранном присутствии помешало возобновлению лицензии банка, истекшей в 1811 г.). Однако Гамильтон хотел создать не просто акционерный банк, а мощный и эффективный финансовый инструмент государства. Банк должен был принимать налоги, кредитовать правительство, выплачивать проценты по государственным облигациям, а главное – регулировать выпуск банкнот частными банками, предъявляя их к оплате золотом. Перспектива появления огромного банка, имеющего филиалы во всех штатах, предлагающего деньги под низкие проценты и надзирающего за денежной эмиссией других банков, напугала всех сторонников децентрализации. Оппоненты Гамильтона указывали, что в таком случае штаты теряют свое конституционное право запрещать и создавать банки. Все южные штаты (где конгрессмены стояли близко к акционерам местных банков или сами являлись такими акционерами) высказались против, однако северные штаты, и особенно Филадельфия (на основе банка которого и создавался Центральный банк), предложение Гамильтона поддержали.

Первый центральный банк США

Так или иначе, Первый банк США был создан и в течение 20 лет служил финансовой базой для быстро развивавшейся экономики. Основной его задачей стало обеспечение условий для наращивания в стране производственного капитала. Гамильтон писал: "Золото и серебро, используемые лишь как инструмент обмена и отчуждения, – это подвергающиеся деноминации мертвые активы. При депонировании же в банки они становятся основой обращения бумажных денег, и в этом случае получают жизнь или, другими словами, активное и продуктивное качество". Отметим, что ликвидация в 1811 г. центрального банка привела к зависимости банков от правительств штатов и "дефициту надежности" банковской системы. Поэтому уже через несколько лет, в 1816 г., центральный банк возродился под именем Второго банка США. Александр Гамильтон был уверен, что центральная власть, формально наделенная обширными полномочиями, не может быть сильной без прочной финансовой основы своей деятельности: "Деньги совершенно справедливо считают костяком политических структур, обеспечивающим их существование и деятельность, выполнение самых важных функций. Полновластие в отношении регулярного и должного получения их, насколько позволяют ресурсы страны, можно рассматривать как неотъемлемую часть всех конституций. За нехваткой средств следует одно из двух зол: систематический грабеж народа вместо приемлемых методов удовлетворения общественных потребностей либо полная атрофия правительства, погибающего в кратчайший срок". Поэтому министр финансов уделял особое внимание созданию эффективной системы налогообложения, для чего предлагал передать всю власть в сфере налогообложения национальному правительству. Однако у этой позиции имелись серьезные противники в лице антифедералистов, сторонников широкой автономии штатов, с которыми Гамильтону пришлось вести идеологическую и политическую борьбу еще до принятия Конституции США в 1789 г. Гамильтон считал, что правительство должно располагать "всей полнотой власти для решения задач, порученных его заботам, и выполнения до конца доверенных ему функций, за что оно несет ответственность" и должно быть полностью свободным от любого другого контроля, "за исключением уважения общественного блага и мнения народа". Тем не менее, он признавал, что штаты должны иметь независимые права сбора налогов для удовлетворения собственных нужд. Министр финансов отмечал: "Коль скоро обязанности надзора за национальной обороной и обеспечения общественного мира против внешних или внутренних бесчинств включают в себя ассигнования в связи с потерями и опасностями, размеры которых нельзя заранее определить, права на эти ассигнования не должны знать иных границ, кроме неотложных нужд нации и размеров ресурсов страны. Доходы являются основным двигателем, при помощи которого обеспечиваются средства для удовлетворения национальных нужд. Право на получение потребных средств полностью должно входить в полномочия ассигнований на эти нужды". Гамильтон считал жизненно необходимым для государства поощрять развитие промышленности и торговли, справедливо полагая, что Соединенные Штаты не смогут конкурировать с индустриально мощной Европой, если останутся нацией фермеров. Отсутствие капиталовложений в промышленном секторе представляло собой серьезную проблему, и Гамильтон был намерен ликвидировать указанный недостаток. Используя различные управленческие инструменты, он стремился создать целостную систему стимулирования промышленного производства. В результате, в США возник ряд форм государственной поддержки предпринимательства, таких как протекционистские тарифы на импорт и правительственные субсидии. Министр финансов верил в дух свободного предпринимательства и его функцию катализатора экономики, однако считал, что государство может и должно вмешиваться в экономику, в частности, чтобы направлять деловую активность граждан в нужное русло. Очевидно, что у подобной экономической политики имелось множество противников. Явный акцент на развитии коммерции и промышленности, в том числе на получении быстрой прибыли, которую программа сулила бизнесменам промышленно более развитого Севера, в скором времени привел к образованию мощной оппозиции из числа аграрных штатов Юга. Противником Гамильтона был и Томас Джефферсон, стоящий на позициях "защиты простого человека от политической и экономической тирании" и предлагавший развивать более децентрализованную аграрную демократию, поскольку "настоящими представителями великого американского народа" являются мелкие фермеры. Гамильтон способствовал созданию не только класса промышленников, необходимого для развития капиталистического метода хозяйствования, но и капитала, с которым они могли работать. В знаменитом "Докладе о мануфактурах", представленном Конгрессу, он доказывал, что Америка получила прочную основу для притока капитала, требующегося на промышленное развитие, приводя в качестве примера рост банков, привлечение иностранных инвестиций и использование консолидированного долга как одного из видов капитала. Три упомянутых источника получения капитала появились, главным образом, благодаря действиям самого Гамильтона. Реализация новой программы способствовала формированию финансовой системы, адекватной реалиям единого американского государства, и укреплению позиций федерального правительства. Значение деятельности Александра Гамильтона для дальнейшего развития США трудно переоценить. С небольшой натяжкой можно сказать, что курс, который Соединенные Штаты взяли в конце XVIII в. и которого придерживаются (с небольшими коррективами) до сих пор, – это курс Гамильтона, сумевшего соединить властные инструменты сильного централизованного государства с энергетикой "нации свободных предпринимателей". Марк Цуциев

Секрет экономического чуда США: Гамильтон против Адама Смита

Первый министр финансов США Александр Гамильтон был отцом американского протекционизма. Он шёл вопреки и мнению Томаса Джефферсона, и английского экономиста Адама Смита, считавших, что лучшая судьба США — оставаться сырьевой страной. Гамильтон резко поднял импортные тарифы на импорт промышленной продукции. Он же был основателем полугосударственного Банка Америки. Если бы не реформы Гамильтона, Америка никогда не смогла бы стать экономической, а затем политической сверхдержавой.

Корейско-английский экономист Ха-Джун Чхан — редкий сегодня представитель школы кейнсианства. Он противник неограниченного глобализма, неолиберализма (в Англии он близок к Лейбористской партии). Заниматься неортодоксальной экономикой он начал под руководством одного из известнейших британских марксистов, Роберта Роуторна.

Сегодня мы приводим отрывок из той же книги, в котором рассказывается, как протекционизм, придуманный Александром Гамильтоном, способствовал превращению США в развитую экономическуюдержаву.

Почему не надо слушать Адама Смита


Многие американцы были с ним согласны, в их числе Томас Джефферсон, первый госсекретарь (министр иностранных дел) и затем третий президент. Но иные яростно возражали. Они утверждали, что стране нужно развивать производственные отрасли и для этого использовать государственную защиту и субсидии, как до них это делала Британия. Движущей интеллектуальной силой этого движения стал юный выскочка и наполовину шотландец по имени Александр Гамильтон.

Одиннадцать групп Гамильтона

(Гамильтон разделил эти мероприятия на одиннадцать групп. В их число входили:

Тарифная политика США


Гамильтон оставил пост секретаря казначейства в 1795 году после скандала, вызванного его внебрачной связью с замужней женщиной, и не имел дальнейших возможностей продвигать свою программу. Жизнь этого блестящего человека, оборвалась на 50-м году (в 1804 году) в пистолетной дуэли в Нью-Йорке, на которую его вызвал его бывший друг, ставший его политическим соперником, Аарон Бёрр, впоследствии вице-президент при Томасе Джефферсоне.

Проживи он ещё хотя бы десять лет, Гамильтон смог бы увидать воочию как его программа реализуется в полной мере. Когда разразилась Война 1812 года (Англо-Американская война 1812-1815), Конгресс США немедленно удвоил тарифы, подняв средний тариф с 12,5% до 25%. Прервав импорт промышленной продукции из Британии и остальной Европы, война также создала пространство для появления новых отраслей. Новая образовавшаяся прослойка промышленников, естественно, захотела, чтобы защита продолжилась и даже усилилась после войны.

(Аналогичным образом, промышленное развитие Латинской Америки получило неожиданный импульс, когда Великая Депрессия 1930-х нарушила международную торговлю)

В 1816 году тарифы были подняты ещё выше, до среднего значения в 35%. К 1820 году средний тариф возрос до 40%, прочно укореняя программу Гамильтона. То, что создал Гамильтон стало основой американской экономической политики вплоть до конца Второй мировой войны. Его программа зарождающихся отраслей создала условия для быстрого промышленного развития. Ещё он создал рынок государственных ценных бумаг и стал инициатором дальнейшего развития банковской системы (опять же, вопреки оппозиции Томаса Джефферсона и его сторонников).


Джефферсон и его сторонники и эту идею считали опасной, потому что считали банки движущей силой спекуляций и эксплуатации. Для них полугосударственный банк был ещё хуже, потому что он базировался на искусственно созданной монополии. Чтобы отвести их потенциальное сопротивление, Гамильтон просил учреждения банка на основании временной 20-летней лицензии, которую ему дали, и Банк США был учреждён в 1791 году. Когда в 1811 году срок её действия истёк, Конгресс её не продлил. В 1816 году был учреждён другой Банк США (так называемый Второй Банк США) под другой 20-лентней лицензией. Когда в 1836 году вышел срок её действия, её не обновили. После этого в США не было полугосударственного банка почти 80 лет, до тех пор пока в 1913 году не был создан Федеральный Резервный Совет.

Читайте также: