Соревнования и соревновательная деятельность в спорте доклад

Обновлено: 16.05.2024

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:
- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;
- объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи;
- внесения своевременных коррекций в планы подготовки

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕНОСВТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Доклад

на тему: Особенности соревновательной деятельности.

Кафедра физического воспитания

Студент 1 –го курса ,БЭ

Личное дело №100.17/120069

Содержание и особенности соревновательной деятельности.

Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:

- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;

- объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи;

- внесения своевременных коррекций в планы подготовки;

- повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;

- моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.

Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на организм спортсмена. Это связано и с ее экстремальными двигательными режимами (максимальная скорость движений и действий; проявление максимальной силы, выносливости; координационная сложность действий с элементами риска и др.), и с нервно-эмоциональными напряжениями, стрессовыми воздействиями, связанными с социальным статусом соревнований, их престижностью и др.

Поэтому в последние годы изучению закономерностей соревновательной деятельности стало уделяться значительно большее внимание.

Соревновательная деятельность спортсмена имеет фазовый характер.

Фазовая структура соревновательной деятельности спортсмена

I . Предстартовая фаза

II . Собственно-состязательная фаза

модель технико-тактических действий

коррекция элементов соревновательной деятельности

III . Фаза последействия

Первая фаза - предстартовая - состоит из психологической настройки и предсоревновательной разминки, которая часто значительно различается с тренировочной.

Вторая фаза - собственно состязание - включает в себя построенную модель технико-тактических действий, сам процесс спортивного соперничества и коррекцию отдельных элементов соревновательной деятельности в процессе состязания.

Третья фаза - последействие - включает в себя фазу ближнего восстановления (заключительная физическая нагрузка низкой интенсивности, часто называется "заминкой"), анализ проведенного соревнования и дальнего восстановления с возможным выходом в фазу суперкомпенсации (состояния более высокого, чем до старта).

Спортсмен в процессе соревновательной деятельности должен иметь конкретную систему целей, ресурсы для их реализации, информацию для принятия решения.

В соревнованиях спортсмену приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменами в каждой ситуации поединка и в соревнованиях в целом. Для решения конкретной задачи полезная информация о создавшейся ситуации соотносится с тактическим планом, выработанным спортсменом в тренировочном процессе, и соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важных задач тактики соревновательной деятельности.

Спортсмен в соревновании принимает решение, строящееся на размышлении - анализе собственного психического и физического состояния для выбора предполагаемого ответного действия соперника (или партнера). Разведав особенности действий противника, спортсмен на основании своего представления о его предполагаемых реакциях составляет собственный план. При этом во всех своих тактических рассуждениях спортсмен воспроизводит рассуждения противника (партнера по команде). Деятельность спортсмена в поединке определяется его представлением, мысленным воспроизведением моделирования основных положений предполагаемого поведения противника и своего. В спортивных играх и единоборствах моделирование соревновательной деятельности в конкретных соревнованиях и стартах приобретает решающее значение.

Способность к размышлению и анализу в спортивных играх связана с тем, что игрок в отличие от спортсменов других специализаций должен воссоздавать в своем сознании не только тактический план своих действий, но и адекватно отображать действия партнеров по команде, т.е. представлять их возможности: состояние подготовленности, индивидуальные особенности, техническое мастерство и тактическое мышление.

В видах спорта с отсутствием непосредственного контакта между спортсменами в процессе соревнования и очередностью старта принятие решения определяется последовательностью выступления спортсменов в соревнованиях до и после основных конкурентов. Так, например, заявка исходного веса в тяжелой атлетике и высоты в легкоатлетических прыжках определяется спортсменом, исходя из указанного условия, а также включение в комбинацию наиболее сложных элементов в гимнастике и прыжках в воду, фигурном катании на коньках.

Принятие решений в ходе соревновательной деятельности в видах ' спорта, характерных одновременностью начала, возможно непосредственно в процессе борьбы с соперниками. При одновременном старте партнеров по команде возможна взаимопомощь и групповые варианты состязательной борьбы (забеги в легкой атлетике на средние и длинные дистанции, шоссейные гонки в велосипедном спорте и др.).

Результативность соревновательной деятельности при условии хорошей подготовленности спортсмена зависит от надежности восприятия и быстроты переработки информации, характера ее отражения, времени выработки и целесообразности принятого решения, своевременности его воплощения, за счет целенаправленных специализированных действий.

Организация и проведение соревнований по фехтованию и соответствие правилам ведения поединков предопределяют условия для максимальной реализации духовных и физических возможностей спортсменов, демонстрации и сопоставления уровня их тренированности, достижения высших результатов на основе слагаемых итогов серии поединков. При многоэтапном их построении и непосредственной связи с задачами и содержанием тренировки соревнования принципиально отличаются друг от друга по четырем основным направлениям, среди которых:

- место в общей системе подготовки;

- возрастная преемственность и календарная последовательность.

Место соревнований в общей системе подготовки спортсменов. Функции соревнований включают как выявление способностей спортсменов к избранному виду деятельности и степени готовности к достижению определенных результатов, так и управление их тренированностью. Участие в соревнованиях содействует совершенствованию адаптационных возможностей организма фехтовальщика к интенсивным двигательным и психическим напряжениям, способностей к мобилизации волевых усилий и повышению устойчивости к экстремальным условиям единоборства.

Являясь самостоятельным средством тренировки фехтовальщиков и многократно повторяясь в годичном цикле, соревнования придают системе подготовки фехтовальщиков полисоревновательные характеристики. Данное положение позволяет разделить их на подготовительные, контрольные, модельные и главные.

Подготовительные соревнования направлены:

на рационализацию использования средств фехтования и тактических компонентов их подготовки и применения в поединках;

специализирование проявлений психических свойств спортсменов;

повышение уровня их тренированности и приобретение соревновательного опыта.

Контрольные соревнования направлены:

на объективизацию оценок тренированности спортсмена;

уточнение степени овладения приемами и реализации тактических задач применения действий;

определение уровня специализированности двигатель-ных и психических качеств, функциональной готовности к соревновательным нагрузкам.

Результаты контрольных соревнований позволяют оценить эффективность построения этапа подготовки и корректировать соотношение средств и методов тренировки. Контрольные функции выполняют и организованные по ходу учебного процесса тренировочные соревнования, а также отдельные официальные турниры.

Модельные соревнования решают задачи подведения фехтовальщиков к состоянию спортивной формы перед главными соревнованиями годичного цикла, четырехлетия. Они могут быть специально организованными или календарными, полностью или частично воссоздавая ус-ловия предстоящих главных соревнований.

Главные соревнования предназначены для достижения наивысших на определенном этапе совершенствования спортивных результатов, для чего фехтовальщику необходимо проявить полную мобилизованность технико-тактических и функциональных возможностей, максимальную нацеленность на высшие показатели и присущий спортсмену уровень морально-волевых усилий на их реализацию.

Значительное количество соревновательных стартов, доходящее в отдельных случаях до 25-30 в годичном цикле, положительно сказывается на стабильности спортивных результатов, позволяет удерживать высокий уровень подготовленности в течение сезона. Однако сохранение высоких результатов столь длительные сроки связано с большим расходом нервной и физической энергии спортсменов, резервы которых при большом количестве стартов постепенно истощаются. Поэтому в годичных циклах подготовки обязательным является ранжирование соревнований, выделение главных стартов с задачей достижения наивысших спортивных результатов, подчиняя остальные соревнования целям подготовки.

Способы проведения соревнований Выбор способа соревнований зависит от поставленных целей, количества участников и места проведения. Кроме того учитываются возможности судейской коллегии и выделенное на них время, сложившиеся традиции и др.

Наиболее часто встречающимися способами проведения соревнований по фехтованию являются:

в виде эстафеты;

Круговой способ находит преимущественное применение в контрольных и отборочных соревнованиях, командных турнирах с небольшим числом участвующих коллективов.

Отборочно-круговой способ предусматривает деление участников (команд) на группы (по 5-6 человек или по 3-4 команды), в рамках которых каждый спортсмен или команда проводят поединки (матчи) с каждым из соперников. Затем определенное число соревнующихся, занявших лучшие места, выходит в следующий круг состязаний.

Способ прямого выбывания предопределяет окончание соревнования для спортсмена (команды) после первого поражения, а также проведение в определенных случаях "утеши-тельных" поединков между проигравшими спортсменами, победы в которых позволяют продолжить борьбу за первенство. Возможно также проведение дополнительных боев с целью выявления окончательного места участников финала.

Смешанный способ представляет собой комбинацию боев по отборочно-круговому принципу и матчей с прямым выбыванием.

Вместе с тем проведение соревнований по фехтованию допускает различия следующего характера:

- в личных соревнованиях могут выявляться места всех участвовавших спортсменов, победителей, призеров;

- в лично-командных соревнованиях, кроме личных мест участников, параллельно определяются и результаты команд. Все участники в этом случае, в том числе и спортсмены каждой из команд, включаются в общую жеребьевку;

- в командных соревнованиях определяются места команд при ведении поединков между каждым из спортсменов соревнующихся коллективов или до выявления победившей команды, а также в определенных случаях и между конкретными номерами команд.

Организационная принадлежность соревнований. Разнообразие форм организации занимающихся в спортивных обществах, клубах, сборных командах городов, республик и т.п. позволяет различать соревнования, проводимые по территориальному и ведомственному принципам.

Территориальные соревнования включают городские, районные, республиканские и др., в которых принимают участие фехтовальщики определенного региона вне зависимости от принадлежности к спортивному обществу.

В связи с тем, что основой спорта являются соревнования, для обеспечения их функционирования в процессе исторического развития общества формируется и соответствующая сфера спорта. Сфера спорта — это специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования (СВ. Брянкин, 1983). Она включает в себя: идеологическое, научное и методическое управление; материально-техническое и финансовое обеспечение; подготовку кадров; отбор и подготовку спортсменов и связи с другими сферами человеческой деятельности.

Выделяют первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Главными особенностями спортивных соревнований являются:

1)строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;

2)полифункциональность, пол и структурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;

3)наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4)высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

5)высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

6)непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

7)равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления. Сравнимость результатов возможна, благодаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревнованиях, института квалифицированных судей, технических средств и навыков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту социльно-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрывается спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления возможного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями.

В общей структуре любого спортивного соревнования составными его частями являются: 1) спортсмены-соперники; 2) предмет состязаний, т.е. совокупность действий соперников, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избранном виде спорта; 3) судейство (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.); 4) средства и службы обеспечения соревновательной деятельности; 5) болельщики и зрители; 6) иерархия мест участников состязаний, т.е. распределение каждого из них на основе показанных спортивных результатов в порядке от лучшего к худшему.

Спортсмены-соперники. В спортивных соревнованиях могут участвовать не менее двух спортсменов. Можно состязаться с самим собой — стремиться достичь какого-либо результата. Но это не будет спортивным соревнованием, так как исключается его внешний признак — противоборство (А.А. Тер-Ованесян, 1978). Поэтому спортсмены-соперники и достигнутые ими спортивные результаты — центральный элемент соревнований.

Взаимодействия спортсменов-соперников.

Взаимодействие спортсменов в процессе соревнований выступает в двух основных аспектах: по отношению к противнику — в форме противоборства или соперничества; по отношению к партнерам по команде — в форме взаимодействия или сотрудничества. Противоборство соперников или соперничающих команд может быть непосредственным (при жестком, нежестком, условно-жестком контакте) и опосредованным (при отсутствии контакта). Сотрудничество между партнерами, общий смысл которого состоит в объединении усилий или достижения общей цели — спортивной победы, также может иметь различные формы проявления: совместно взаимосвязанные действия, совместно синергетические действия, совместно последовательные и совместно индивидуальные действия спортсменов. Эти особенности соревновательного взаимодействия во многом определяют содержание и структуру соревновательной деятельности спортсменов в том или ином виде спорта. В зависимости от структуры связей между спортсменами-соперниками и партнерами можно выделить три формы ведения соревновательного поединка: индивидуальную, групповую, командную и индивидуально-групповую (командную). Эти формы взаимодействия соревнующихся спортсменов находят свое отражение в личных, командных и лично-командных соревнованиях.

Судейство соревнований. Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и в известной мере за достигнутые результаты является спортивный судья. Вполне очевидно, что от квалифицированного и объективного судейства во многом зависит распределение мест участников соревнований. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью спортсменов (неблагоприятные метеорологические условия, плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это — отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место. Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Объективность и точность определения спортивно-технических результатов зависит от многих факторов:

1.Психофизиологических возможностей спортивного судьи, прямо или косвенное влияющих на процесс измерения результатов.

2.Наличия объективных средств и способов регистрации результатов в конкретных видах спорта. В видах спорта с метрическим определяемым результатом (легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика и др.) эта проблема в какой-то степени не является достаточно острой. В видах же спорта, в которых результат определяется в условных единицах и конечным эффектом (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.), объективность

3.судейства — одна из важнейших проблем проведения любого крупного соревнования.

Разницы в классе и достижениях соперничающих спортсменов. В тех случаях, когда одинаковый результат показывают большое число спортсменов (при существующей точности измерения результата в данном виде спорта и на данный момент времени), при всем желании очень трудно создать объективную картину распределения мест среди участников этого соревнования.

4. Внешних условий, в которых проводятся соревнования (температура окружающей среды, силы и направления ветра, влажности, поведения болельщиков и др.).

В настоящее время разрабатываются методы, позволяющие повысить объективность действий судей. К ним относятся: 1) аттестация судей на основе оценки правильности их действий специальным жюри.

Зрители и болельщики. Выступление спортсмена на соревнованиях практически никогда не обходится без реакции зрителей, аудитории. Зрители своим поведением создают положительный или отрицательный эмоциональный фон проведения соревнования. Поэтому присутствие зрителей, поддерживающих спортсмена или его соперников, их отношение к происходящему на соревнованиях может оказать существенное влияние на результат выступления. Неопытный спортсмен может испытывать сильное перевозбуждение и выступить хуже, чем обычно, в то время как более опытный участник не так легко поддается воздействиям среды и в той же соревновательной ситуации сохраняет самообладание.

В зависимости от отношения зрителей к спортсмену (сопереживания), их явных реакций, а также психологической близости, которая может быть между ними, предлагается следующая классификация зрителей (Б.Дж. Кретти, 1978):

1)зрители, состоящие из значимых для спортсмена людей, реагируют положительно;

2)зрители реагируют положительно, но незнакомы спортсмену;

3)зрители пассивно наблюдают за деятельностью спортсмена без каких-либо реакций в его адрес;

4)зрители не проявляют выраженного интереса к деятельности спортсмена;

5)зрители реагируют отрицательно на деятельность спортсмена.

В частности, установлено, что на психологическое состояние спортсмена и успешность его выступления на соревнованиях прежде всего влияют:

а) количество присутствующих зрителей на соревнованиях. Эмоциональное возбуждение спортсменов увеличивается по мере увеличения количества зрителей до оптимального предела, выше которого уже не происходит существенных изменений в уровне его активности или эмоционального возбуждения;

6)расположение зрителей — близко или далеко они находятся от спортсмена. Та или иная дистанция от наблюдателя до участника состязаний может вызвать разные изменения в психических и нервно-мышечных реакциях спортсменов. При этом важно также, где именно находится наблюдатель: сбоку, сзади или непосредственно перед участником;

в)выступает спортсмен один или в команде;

г)величина шума, поступающего от зрителей, одобрение и поддержка зрителями действий спортсмена или, наоборот, недоброжелательность, агрессивность. В этом случае реакция спортсменов бывает разной. Она зависит от особенностей личности участников состязаний.

Есть спортсмены, на которых шум толпы действует хуже всего, независимо от того, была ли это поддержка болельщиков или недоброжелательные выкрики. Некоторые из них быстро реагируют на каждый выкрик и оскорбительные замечания с трибун; другие же не обращают на них никакого внимания. Спортсмены, стремящиеся к высоким достижениям, как правило, положительно реагируют на одобрение и поддержку зрителей и показывают в этих условиях лучшие результаты. И наконец, в присутствии враждебного числа зрителей, приезжая команда обычно ведет себя агрессивно (допускает больше нарушений);

д) присутствие зрителей противоположного пола: зрители чаще положительно влияют на мужчин, чем на женщин;

е) возраст, подготовленность, особенности личности, темперамент самого спортсмена.

Поведение зрителей и возможные изменения в деятельности спортсменов, когда он начинает выступать перед ними, должно учитываться при подготовке к соревнованиям.

В системе спортивной подготовки выделяют подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные и главные соревнования.

Подготовительные соревнования. Основной целью их являются адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы, отработка рациональных технических решений в разнообразных ситуациях соревновательной деятельности, становление целесообразных тактических вариантов и развитие способности к их реализации в условиях острого соперничества, приобретение соревновательного опыта, совершенствование специфических психических качеств. Особую роль играют подготовительные соревнования как эффективное средство интегральной подготовки спортсмена.

Контрольные соревнования. Они проводятся с целью контроля за уровнем подготовленности спортсмена. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и тактического совершенства, интеллектуальных и психологических возможностей спортсмена, выявляются 'сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности. С учетом результатов контрольных соревнований разрабатывается программа последующей подготовки, предусматривающая устранение выявленных недостатков для успешного выступления в отборочных и главных соревнованиях. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально организованные контрольные соревнования. Программа их может существенно отличаться от программы отборочных и главных соревнований и быть составлена с учетом необходимости контроля за уровнем развития отдельных сторон подготовленности.

Подводящие соревнования. В этих соревнованиях отрабатывается модель соревновательной деятельности, которую спортсмен предполагает реализовать в главных соревнованиях. Необходимость отработки различных вариантов соревновательной борьбы (например, в единоборствах и спортивных играх) предусматривает подбор соперников, с которыми можно в наилучшей мере подготовить тот или иной технико-тактический вариант. Подводящие соревнования следует проводить в условиях, максимально приближенных к условиям главных соревнований. Подводящими могут быть как специально организованные, так и официальные соревнования.

Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в главных соревнованиях.

Главные соревнования. Целью участия в этих соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места. В них спортсмен ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей.

Подготовительные и контрольные соревнования занимают исключительно большое место в тренировочном процессе. Для квалифицированных спортсменов такие соревнования с часто изменяющейся программой организуются обычно с интервалом в 1—2 недели. Подводящие соревнования планируются в основном во 2-й половине подготовительного и в соревновательном периодах. Отборочные и главные соревнования в подавляющем большинстве видов спорта проводятся не чаще 2—3 раз в течение года.

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культ. - М., 1991.

4. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для ин-тов физ.культ.: В 2 т./Под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.

Структура системы спортивных соревнований, которая присутствует в подготовке юных спортсменов для планируемых и ожидаемых ими спортивных достижений, а также выполнения воспитательных функций их личности. Классификация и типы соревнований, их сравнение.

Рубрика Спорт и туризм
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 16.08.2018
Размер файла 18,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Система соревновательной деятельности юных спортсменов

Спорт, как известно, является многогранным общественным явлением в подготовке человека к различным видам деятельности, в том числе упрочнения и расширения интернациональных связей, а так же одним из средств этического и эстетического воспитания. Спорт, составная часть общей культуры общества, имеет различные черты и формы.

Особенностью спорта, исходя из его конечной цели - физическое совершенствование человека, является соревновательная деятельность. Соревновательная деятельность представляет собой специфическую форму деятельности - систему соревнований, исторически сложившуюся в области физической культуры, специальная сфера выявления человеческих возможностей, которая осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой достижения высокого спортивного результата [2, 4].

Соревновательная деятельность - это система специальной подготовки спортсмена, которая представляет сам процесс подведения его к необходимому уровню проявления физических и спортивных способностей. Кроме того, система подготовки спортсмена включает в себя огромное количество видов межличностных взаимодействий спортсмена и других участников этого процесса: отношения с тренером, с судьями, с организаторами соревнований, со спортивными врачами, со зрителями и т.п.

Широкое распространение в мире получили виды спорта, которые можно классифицировать условно по особенностям предмета состязаний в 6 групп:

1 группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с проявлением предельных физических и психических возможностей спортсменов. Это большинство существующих видов спорта;

2 группа - виды спорта, в которых операционной основой является управление специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, карт, мотоцикл, яхта, самолет и др.);

3 группа - виды спорта, где двигательная активность лимитирована жестко условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4 группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5 группа - виды спорта, где основным содержанием является характер абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, и др.);

6 группа - многоборья, в которые входят спортивные дисциплины из различных групп виды спорта (биатлон, спортивное ориентирование, морское многоборье, охота на лис, служебные многоборья и др.) [1,4].

Соревновательная деятельность в системе подготовки юных спортсменов представляет собой непосредственное проявление в соревнованиях своих возможностей и их соответствие с правилами и способами ведения спортивной борьбы в избранном виде спорта. Это различные приемы и действия, которые осуществляются непосредственно в игре или поединке на помосте, или на дистанции и т.п.

Соревнования являются кульминацией и итогом тренировочного процесса. Современная соревновательная деятельность спортсменов высокой квалификации очень интенсивна, например, сильнейшие бегуны на средние дистанции в течение года стартуют 50-60 раз, пловцы 140-150, велосипедисты 160-180, в игровых видах, например: гандболе, баскетболе, в год проводится 50-60 игр. Соревнования включаются в мероприятия спортивной школы, в форме календаря соревнований на учебный год для каждого этапа и уровня спортивной подготовки обучающихся, и способствуют решению основных задач воспитания юных спортсменов.

В российской системе физического воспитания сформировалась

следующая система спортивных соревнований по различным видам спорта. Все крупнейшие спортивные соревнования в различных видах спорта для учащихся ДЮСШ можно разделить на 3 группы:

1) спартакиады Российской Федерации, универсиады, всероссийские юношеские игры и др;

2) ежегодные Чемпионаты, соревнования на Первенство Российской Федерации;

3) соревнования всероссийского масштаба, посвященные знаменательным датам или памяти выдающихся людей, а также праздникам, учрежденные организациями [1].

Достигнуть спортсмену высокого уровня спортивных результатов возможно при условии создания стабильной, отлаженной его системы подготовки, которая включает в себя несколько крупных блоков компонентов:

- система отбора и спортивной ориентации;

- система спортивной тренировки;

- система внетренировочных и внесоревновательных факторов оптимизации тренировочно-соревновательной подготовки.

В зависимости от целевого назначения соревнования подразделяются на:

1) подготовительные, с целью адаптации спортсмена к условиям соревновательной борьбы, отработка технических приемов в разнообразных условиях соревнований, отбор целесообразных тактических вариантов, приобретение соревновательного опыта, совершенствование специфических для вида спорта психических качеств. Данные соревнования являются эффективным средством интегральной подготовки юных спортсменов;

2) контрольные соревнования в ходе учебно-тренировочных занятий проводятся с целью педагогического контроля состояния уровня тренированности и учета спортивных достижений. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень физических качеств, технического и тактического совершенствования, интеллектуальных и психологических возможностей спортсменов;

3) подводящие, в которых отрабатывается модель соревновательной деятельности, предполагаемой для реализации на главных соревнованиях. Данные соревнования следует проводить в условиях максимально приближенных к условиям главных соревнований. Они могут быть специально организованными или официальными;

4) соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной команды. В данных соревнованиях для спортсмена ставится задача занять определенное место, выполнить контрольный норматив, который позволит участвовать в главных соревнованиях и надеяться на успешное выступление в них;

5) главные соревнования, которые ориентированы для победы или завоевание возможно более высокого места и результата;

Кроме того, можно выделить дополнительно еще:

6) массовые соревнования с целью сдачи контрольных разрядных нормативов на уровне школы или района;

7) показательные соревнования для популяризации различных видов спорта [2,4].

По форме организации различают следующие виды соревнований:

1) закрытые соревнования для спортсменов одного коллектива (класса, школы, спортивного клуба);

2) открытые - в которых могут участвовать спортсмены других

коллективов, оспаривая призовые места, соревнования по предварительной договоренности между командами спортивных школ, коллективов, спортивных клубов;

4) заочные соревнования между спортивными клубами, спортивными школами и коллективами физкультуры в районе, городе, области и т.д.

В зависимости от возраста соревнования бывают: детские, юношеские, юниорские и взрослые. В Российской Федерации функционирует система соревнований по возрастным группам:

1 группа: мальчики и девочки 7-8, 9-10, 11-12 и 13-14 лет, занимающиеся в спортивных секциях, спортивных школах, сформированных по месту жительства;

2 группа: юноши и девушки 15-16 и 17-18 лет, проходящие систематическую подготовку в спортивных секциях, коллектив физкультуры, спортивных школах;

3 группа: юниоры 19-21 и 22-24 года, которые совершенствуют мастерство в спортивных клубах, ШВСМ и т.д. Эта группа выделяется в отдельных видах спорта для планомерного перехода в группу взрослых спортсменов.

4 группа: взрослые спортсмены [1].

В России, так же сложилась система, предусматривающая организацию соревнований по территориальному и ведомственному принципам. Территориальные соревнования проводятся управлениями по физической культуре, спорту и туризму и комитетами при администрации района, города, области и т.д. Они начинаются, как правило, с районных соревнований и заканчиваются Всероссийскими. Ведомственные соревнования организуются добровольными спортивными общественными организациями, обществами физкультуры организационных ведомств и министерств.

Документами, необходимыми для проведения соревнований являются: календарный план, положение о соревнованиях, составляет проводящая организация. Очень важно, чтобы календарный план заранее составлялся и рассылался участникам соревнований. Своевременное получение общего календарного плана позволяет организациям спланировать работу, составить свои календарные планы, успешно подготовиться [1,4].

Итоговым результатом соревновательной деятельности, как части спортивной подготовки, является спортивное достижение, которое служит показателем спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженное в конкретном количественном или качественном уровне результата в спорте.

Участвуя в соревнованиях, спортсмен преодолевает ряд препятствий различного уровня трудностей. В связи с этим, спортивное достижение становится финишем многоходового процесса борьбы с желательным или обязательным решениями частных задач на каждой его промежуточной ступени.

В связи с тем, что спорт развивается по двум направлениям: массовый спорт и спорт высших достижений, то деятельностью детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШ ОР), естественно, является, массовый спорт, как в нашей стране, так и во всем мире.

Массовый спорт выполняет определенные специфические и общие социальные функции. К специфическим функциям относятся: соревновательно-эталонныеи эвристически-достиженческие.

Соревновательно-эталонная функция представляет собой собственно соревновательная деятельность, в которой максимально выявляется оценка человеческих возможностей.

Эвристически-достиженческая функция заключается в творческой поисковой деятельности, связанной с познанием человеческих возможностей и поиском эффективных способов их максимальной реализации и увеличения.

Общими функциями являются личностно-направленного воспитания, обучения и развития, оздоровительно-рекреативная, эмоционально-зрелищная, функция социальной интеграции и социализации личности, коммуникативная функция [2, 3, 4].

Функции личностно-направленного воспитания, обучения и развития являются социально-общественными, т.к. спорт представляет собой не только физическое и спортивное совершенствование, но и нравственное, эстетическое, интеллектуальное и трудовое воспитание.

Оздоровительно-рекреативная функция состоит в положительном влиянии спорта на состояние и функциональное развитие возможностей организма человека. Особенно заметно это проявляется в детском и юношеском возрасте. В более зрелом возрасте спорт является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса, характерная особенность которого определена снижением двигательной активности, гиподинамией.

Эмоционально-зрелищная функция заключается в том, что спорт несет эстетические свойства, которые проявляются в гармонии физических и духовных качеств человека. Физическая красота тела, технически сложные и отточенные движения, торжественное, праздничное настроение соревнований - все это привлекает поклонников спорта.

Без зрителей, болельщиков спорт не стал бы общественным социальным явлением. Поэтому, функция социальной интеграции и социализации личностиявляется мощным фактором вовлечения людей в общественную жизнь и формирования у спортсменов опыта социально значимых общественных отношений.

Коммуникативная функция спорта заключается в развертывании международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов мира.

Следовательно, специфическими особенностями соревновательной деятельности в спорте являются такие элементы, как: восприятие среды, поведение противника (соперника) и партнеров, динамика собственного состояния, анализ полученной информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований, выбор мысленного решения и его воплощение в соответствующих двигательных действиях.

К условиям внешней среды соревновательной деятельности можно отнести:

- особенности места проведения соревнований (география, климатические и временные условия);

- состояние и оборудование спортивных баз; изменения характера предсоревновательной разминки и отдыха между отдельными стартами и т.п.

- характер судейства, особенно в спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта, особенности поведения зрителей и соперников.

Таким образом, система соревновательной деятельности юных спортсменов включает соревнования различного ранга в возрастном или территориальном аспекте, а соревновательная деятельность и система спортивных соревнований отличаются особенностями вида спорта, которые присутствуют в спортивной подготовке юных спортсменов не только для планируемых и ожидаемых ими спортивных достижений, но и выполнения воспитательных функций их личности.

Список литературы

соревнование спортсмен воспитательный

1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры [Текст] /Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

2. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст] / В.Н. Платонов. - М.: ФиС, 1986. - 286 с.

3. Пономарев, Г.Н. Подготовка специалистов физической культуры: интеграция образования и спортивной науки [Текст] / Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье. - №6 (36). - 2011. С. 11-14.

4. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие [Текст] / под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - 324 с.

Подобные документы

Первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Составные части спортивного соревнования. Взаимодействие спортсменов в ходе соревнований. Выступление спортсменов на соревнованиях. Противоборство между соперниками или соперничающими командами.

эссе [21,1 K], добавлен 30.11.2014

Соревнование как основной элемент спортивной деятельности. Обеспечение функционирования соревнований в процессе исторического развития общества, формирование соответствующей сферы спорта. Функции спортивных соревнований и взаимодействие спортсменов.

реферат [17,5 K], добавлен 24.02.2010

Подготовка юных спортсменов. Скоростные способности юных спортсменов-ориентировщиков. Направления оптимизации управления тренировкой. Структура специальной работоспособности юных спортсменов-ориентировщиков. Структура соревновательной деятельности.

курсовая работа [48,6 K], добавлен 27.07.2010

Особенности спортивного ориентирования, как отдельного цикличного вида спорта. Физическая и тактическая подготовка юных спортсменов-ориентировщиков. Тренировка мышечной массы, силовой выносливости, аэробной производительности организма юных спортсменов.

курсовая работа [35,7 K], добавлен 06.12.2012

Цели и задачи физической подготовки современного человека, на различных этапах профессиональной подготовки юных спортсменов. Непрерывный метод выполнения тренировочных упражнений, с перерывами. Основные принципы подбора упражнений и их эффективность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:

- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;

- объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи;

- внесения своевременных коррекций в планы подготовки;

- повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;

- моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.

Соревновательная деятельность и её роль в подготовке спортсмена

Развитие современного спорта, особенно на этапе высших достижений, сопровождается постоянным ростом уровня спортивных достижений, трудности соревновательных программ и мастерства исполнителей, эффективное и перспективное решение данных задач связано прежде всего с научной разработкой системы и технологии управления соревновательной деятельностью (СД) спортсменов. Это в полной мере относится и к соревновательной деятельности спортсменов-бальников.

В соответствии с современными представлениями в структуре подготовки спортсменов-бальников выделяют три основные подсистемы: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы. Основным результатом системы подготовки является спортивное достижение, уровень которого определяется одаренностью занимающегося, направленностью и эффективностью всей системы подготовки .

Долгое время усилия специалистов были направлены на совершенствование методологических основ спортивной тренировки, и только в последние годы наблюдается повышенный интерес ученых и практиков к изучению соревновательной деятельности (СД) спортсменов.

Как показывает анализ научно-методической литературы, в настоящее время широкое распространение получили исследования отдельных составляющих СД, в основе которых лежит деление соревновательной программы на части, временные отрезки или технико-тактические варианты, при этом используется различная степень детализации с последующей оценкой собственно соревновательных действий, которые определяются как компоненты СД. Большое внимание уделяется разработке модельных характеристик различных сторон подготовленности и состояний спортсменов в процессе соревновательной борьбы. Однако такие исследовательские подходы не всегда позволяют рассмотреть СД как целостную систему.

Нам представляется, что в качестве концепции, определяющей исследовательские подходы в изучении этого важного компонента подготовки спортсменов, должна выступать современная теория деятельности, согласно которой в основе любой деятельности лежит система интеллектуальных и моторных действий, реализуемых посредством целенаправленных субъект-объектных отношений и связей. При этом успешное выполнение деятельности определяется комплексом навыков, среди которых выделяют двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения.

Изучение научной литературы позволяет заключить, что СД необходимо рассматривать как целостную, самостоятельную систему, которая имеет конкретную мотивацию, содержание, результат, и как сам процесс, состоящий из внешних и внутренних сторон.

Развивая точку зрения ведущих отечественных специалистов, мы пришли к выводу, что соревновательная деятельность в бальных танцах это специфически организованная форма проявления двигательных способностей, выработанных в процессе тренировки навыков и мотивированного поведения, которая направлена на достижение максимально возможного спортивного результата в процессе соревнований.

Это можно представить в виде таблицы:

БИОЛОГИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ (подсистемы)

СОРЕВНОВА-ТЕЛЬНАЯ

СОРЕВНОВА-ТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

СОРЕВНОВА-ТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (подсистнмы)

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЯ

- положение о соревнованиях

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

- государственные и общественные организации

Предлагаемая система соревновательной деятельности и ее содержание определяются, прежде всего, направленностью на достижение высшего результата и должны рассматриваться с двух взаимосвязанных сторон - внешней и внутренней. К внутренним факторам СД спортсмена относятся его подготовленность, его собственно соревновательные действия и поведение. Внешняя сторона СД заключается в организации данной деятельности и условиях ее функционирования.

Внутренние факторы СД в спортивных бальных танцах включают следующие компоненты:

1. Подсистему мотивации , которая состоит из следующих частей:

а) потребностей в соревновательных отношениях; б) мотивов; в) целей; г) стратегии и тактики, которые вырабатываются исходя из конкретных условий. Подсистеме мотивации отводится одна из ведущих ролей в системе СД.

2. Подсистему готовности, среди множества компонентов которой следует выделить основные: а) техническую готовность - умение выполнять соревновательные упражнения, композиции; б) тактическую - умение вести борьбу в условиях соревнований; в) функциональную - определенный уровень развития физических качеств, функций и систем организма; г) психическую - комплексное состояние боевой готовности к выполнению соревновательных упражнений. Оптимальное соотношение всех компонентов подсистемы готовности обеспечивает необходимый уровень развития спортивной формы.

3. Подсистему соревновательных действий. Собственно соревновательные действия (ССД) - это подготовленная в соответствии с правилами соревнований программа, выполняемых на оценку и определяющих спортивный результат. Основными компонентами ССД в спортивных бальных танцах являются: а) сложность программы; б) техника выполнения отдельных элементов и всего упражнения в целом; в) выразительность движений; г) ритмическая структура комбинации; д) композиционное построение упражнения .

4. Подсистему соревновательных нагрузок. В процессе соревновательной деятельности на организм спортсменов воздействует множество факторов, которые определяют направленность, характер и величину соревновательных нагрузок. Основными составляющими данной подсистемы являются показатели физической, физиологической и психической нагрузок.

5. Подсистему поведения. Информация о восприятии среды, поведении участников соревнований, динамике собственного состояния также во многом обусловливает эффективность соревновательной деятельности . Среди множества компонентов необходимо выделить наиболее значимые: а) соревновательную адаптацию; б) накопленный индивидуальный опыт СД; в) поведение болельщиков; г) соперников; д) партнеров; е) судей; ж) тренера.

На основе подсистем мотивации и готовности разрабатывается соревновательная программа к конкретным соревнованиям.

Внешние факторы системы соревновательной деятельности в спортивных бальных танцах включают в себя следующие компоненты:

1. Подсистему соревнований. Подготовленная программа реализуется в процессе соревнований, которые в зависимости от решаемых задач могут быть: подготовительными, подводящими, контрольными, отборочными и главными.

2. Подсистему судейства. Основными составляющими данной подсистемы являются: а) положение о соревнованиях, которое разрабатывается проводящей организацией и в зависимости от программы, спецтребований и т.д. оказывает значительное влияние на содержание выполняемых комбинаций; б) правила соревнований, с помощью которых можно управлять как СД, так и развитием бальных танцев как направления спорта; в) судейская коллегия. Субъективный характер судейской оценки соревновательных упражнений позволяет также считать данную подсистему одной из главных во всей соревновательной деятельности танцоров .

Подсистемы соревнования и судейства отражают организационные аспекты соревновательной деятельности спортсменов.

3. Подсистему условий функционирования. На СД оказывают существенное влияние различные факторы, которые, не являясь определяющими, могут значительно улучшить или ухудшить конечный результат. К ним, прежде всего, следует отнести: а) государственные и общественные организации, проводящие соревнования; б) федерации по видам спорта, которые разрабатывают положения и правила соревнований, готовят судейские кадры; в) материально-техническую базу проводимых соревнований; г) особенности места проведения турниров; д) медицинское обеспечение участников; е) наличие эффективных средств восстановления физических и психических сил; ж) материальное стимулирование участников; з) рациональный режим жизни и питания спортсменов в процессе СД. Данные факторы во многом обеспечивают благоприятные условия функционирования системы СД как в период непосредственного проведения соревнований, так и во время подготовки к ним.

Итогом и системообразующим фактором в структуре соревновательной деятельности танцоров является спортивный результат, выраженный в экспертной судейской оценке достигнутого уровня технического мастерства исполнителей. Соревновательный результат включает в себя следующие составные части: социальную, биологическую, педагогическую и психологическую.

Первая фаза - предстартовая - состоит из психологической настройки и предсоревновательной разминки, которая часто значительно различается с тренировочной.

Вторая фаза - собственно состязание - включает в себя построенную модель технико-тактических действий, сам процесс спортивного соперничества и коррекцию отдельных элементов соревновательной деятельности в процессе состязания.

Третья фаза - последействие - включает в себя фазу ближнего восстановления (заключительная физическая нагрузка низкой интенсивности, часто называется "заминкой"), анализ проведенного соревнования и дальнего восстановления с возможным выходом в фазу суперкомпенсации (состояния более высокого, чем до старта).

Спортсмен в процессе соревновательной деятельности должен иметь конкретную систему целей, ресурсы для их реализации, информацию для принятия решения.

В соревнованиях спортсмену приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменами в каждой ситуации поединка и в соревнованиях в целом. Для решения конкретной задачи полезная информация о создавшейся ситуации соотносится с тактическим планом, выработанным спортсменом в тренировочном процессе, и соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важных задач тактики соревновательной деятельности.

Тренерские мысли и опыт должны быть нацелены на создание перспективных модельных характеристик, в которых параметры компонентов подготовленности для будущего результата соответственно индивидуальным особенностям спортсмена могут быть разработаны на основании информации о характеристиках больших групп выдающихся спортсменов, их усредненных результатах, математических моделей, обобщения опыта подготовки, экстраполяции современных достижений.

В.Н. Платонов (2004) говорит, что применительно к структуре соревновательной деятельности и подготовленности основной методологии разработки моделей наряду с изучением и использованием данных о группах спортсменов высокой квалификации должны являться всесторонние исследования задатков, способностей, адаптационных возможностей, закономерностей становления основных составляющих спортивного мастерства, взаимосвязи между отдельными факторами, компенсаторных возможностей организма конкретных спортсменов.

Понятие спортивной формы является одной из основных категорий науки о тренировке. По мнению Л.П.Матвеева, под спортивной формой следует понимать состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям, которое приобретается спортсменом в результате соответствующей подготовки на каждом этапе спортивного совершенствования. Основными компонентами спортивной формы являются физическая, функциональная, техническая, тактическая и психологическая готовность к достижению высоких результатов в соревнованиях. Только наличие всех этих компонентов и оптимальное соотношение между ними дают основание говорить о наличии спортивной формы.

Сложившиеся в настоящее время методы определения спортивной формы можно условно разделить на педагогические и врачебно-физиологические. Педагогические методы позволяют выявить состояние подготовленности спортсмена на основе обобщенной оценки его физических качеств, знаний, двигательных умений и навыков. Врачебно-физиологические методы направлены на выявление дееспособности важнейших функциональных систем организма, осуществляющих и обеспечивающих двигательную деятельность.

Вполне очевидно, что полная всесторонняя характеристика спортивной формы может быть дана лишь при комплексном использовании как педагогических, так и врачебно-физиологических критериев. Это не исключает, однако, возможности и практической целесообразности ориентировочной оценки спортивной формы, в частности, сроков ее сохранения, на основе преимущественного использования какого-либо одного из показателей, при условии, что он имеет достаточно интегративный характер. Серьезного внимания в этом отношении заслуживают показываемые в процессе соревнований спортивные результаты. По сравнению с любым другим показателем результат состязаний дает наиболее полную характеристику спортивной формы, причем именно в реальных условиях спортивной борьбы, которые должны приниматься в расчет для оценки возможностей спортсмена.

Современные спортивные достижения достигли такого высокого уровня, что нужны принципиально новые подходы к построению тренировочного процесса и, особенно, к сохранению здоровья спортсмена. Современные исследования позволяют ставить вопрос о необходимости нового подхода к планированию физических нагрузок с учетом индивидуального состояния организма спортсмена.

Таким образом, проведя анализ соревновательной деятельности и ее роли в подготовке спортсменов можно отметить, что СД предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:

- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;

- объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи;

- внесения своевременных коррекций в планы подготовки;

- повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;

Читайте также: