Наука на кубани в начале 20 века доклад

Обновлено: 07.07.2024

Задачи:
- развивать умения творчески работать с учебным материалом, обобщать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать у учащихся эстетическое отношение к своему наследию, чувство гордости за свою Родину, её великих сынов;
- изучить основные события культурной жизни Кубани во второй половине XX века, видных деятелей культуры;
- научить применять изученный материал в учебном процессе – анализировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: иллюстрации, книги, периодическая печать, пластинки, рефераты.
Ход урока:

Историю делают люди. Именно их умом, их руками создаются творения духовной и материальной культуры.
Память поколений бережно хранит имена тех, кто прославил родной край высокими урожаями, научными открытиями, спортивными рекордами и другими достижениями.
Богата талантами земля кубанская. Здесь жили и продолжают жить и трудиться сотни замечательных людей. Они многое сделали для развития нашего края, принесли Кубани мировую славу.
Опережающее задание ученикам.
План.

  1. Народное образование, наука, культурно-просветительная работа.
  2. Художественная культура (кино, театр, музыкальная культура).
  3. Физкультура и спорт.
  4. Культурная жизнь Белоглинского района, ст. Успенской.
    Народное образование, наука.
    Развитие культуры в советский период ограничивалось строгими идеологическими рамками и жестокой регламентацией со стороны партийного аппарата. Однако провозглашение с конца 80-х годов политики гласности способствовало раскрепощению общественного сознания и многообразию форм культурной жизни.
    Народное образование. Своего рода передовым рубежом культуры являлось образование. Количество школ и учащихся неуклонно росло.
    Перспективный план развития школ по Краснодарскому краю. Из семилетнего плана развития народного хозяйства Краснодарского края на 1959 – 1965 гг.

Учащихся 1 – 11 классов

Школы рабочей молодёжи

Школы сельской молодёжи

Власти много внимания уделяли созданию материальной базы средней школы. К началу 1958/59 учебного года в крае вступили в строй 85 новых школ, за пятилетие (1971 -1975) было построено 280 новых школ. Много внимания уделялось строительству школьных спортивных залов, мастерских, тиров. Во всех городах и районах края работали музыкальные и спортивные школы (или их филиалы), дворцы пионеров. Только в Адыгейской автономной области к 1961 году насчитывалось 244 школы. Однако преподавание на родном (адыгейском) языке велось лишь в 12 из них.

Значительные сдвиги происходили в развитии высшего образования: в Краснодаре открылись институты культуры и физической культуры, в Новороссийске - высшее мореходное училище (ныне - Новороссийская государственная морская академия), в Майкопе и Армавире успешно функционировали педагогические институты.

В феврале 1970 г. на базе Краснодарского педагогического института был открыт Кубанский государственный университет, он имел дневное, вечернее и заочное отделения, 8 факультетов, подготовительные курсы, типографию. КубГУ по праву считается ведущим вузом края и одним из ведущих вузов страны. За 80 лет(1920 -2000 гг.) им было подготовлено около 70 тыс. специалистов.

К 1985 г. число обучающихся достигло 1 млн. 800 тыс. человек (это и учащиеся школ, техникумов, училищ, и студенты вузов, и те, кто обучался на курсах усовершенствования, в школах коммунистического труда, в кружках экономических знаний, в народных университетах).

В 90-х годах поднимается престиж кубанских вузов. В них открывается обучение по новым специальностям, соответствующим потребностям времени. В Сочи создается университет курортного дела и туризма. Учебные заведения меняют свой статус. В январе 1991 г. Кубанский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт преобразован в Кубанский государственный аграрный университет. Политехнический институт тоже получает статус университета. Краснодарские институты - физкультуры, культуры, медицинский -стали академиями. На территории края открывают свои филиалы столичные вузы. Появилась сеть негосударственных - частных, коммерческих - учебных заведений. Широко распространились лицеи, гимназии, колледжи. Растет число образовательных учреждений, имеющих статус федеральных экспериментальных площадок.

Наука. На Кубани всегда трудилось немало учёных. Особенно широкую известность приобрели достижения в области сельскохозяйственной науки.

Для выведения новых сортов пшеницы, ячменя, кукурузы и других культур, разработки и совершенствования методов их селекции и семеноводства в 1956 г. был создан Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (КНИИСХ). Здесь работали П. П. Лукьянеико (лауреат Ленинской и Государственных премий, дважды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР и ВАСХНИЛ; с 1973 г. КНИИСХ носит его имя), М. И. Хаджинов (лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, академик ВАСХНИЛ).Трудился на Кубани и В. С. Пустовойт (лауреат Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР и ВАСХНИЛ). Их имена знала вся страна. Кубанские ученые вывели новые сорта пшеницы (например, "безостая-1", "аврора", "Кавказ", "ранняя-12"), подсолнечника ("передовик"), гибриды кукурузы (ВИР-42, ВИР-25, "краснодарская-5"), раннеспелые сорта черешни, высокопродуктивные сорта яблок, груши, абрикоса, более ста сортов овоще-бахчевых культур. Во многих регионах СССР и за рубежом внедрялись разработки кубанских учёных. (О международном сотрудничестве ученых Кубани в аграрном секторе речь уже шла.)

В 90-х годах на Кубани насчитывались десятки научно-исследовательских институтов, конструкторских и проектных организаций.

Учёные Кубани в своей деятельности испытывают сегодня множество трудностей, в первую очередь, это сокращение государственного финансирования фундаментальных проектов. Однако, для обмена информацией и пропаганды имеющихся разработок на Кубани традиционно проводятся региональные, всероссийские и международные научные конференции и симпозиумы. Часто финансирование осуществляется за счет грантов благотворительных фондов.

Лукъяненко Павел Пантелеймонович

Пустовойт Василий Степанович (1886—1972) - ученьш-селекционер. Родился в Харьковской губернии. Трудовую деятельность начал в 1908 году преподавателем в сельскохозяйственной школе Екатеринодара. Пустовойт разработал высокоэффективную систему селекции и семеноводства подсолнечника, автор более 20 высокомасличных сортов этой культуры. Академик ВАСХНИЛ (1956) и АН СССР (1964), дважды Герой Социалистического Труда (1957,1963), лауреат Ленинской (1959) и Государ ственной (1946) премий СССР

Культурно-просветительная работа. Краевое руководство уделяло повышенное внимание культурно-просветительной работе (такой подход имел место во всех регионах страны). Соответствующие показатели обязательно включались в планы развития Краснодарского края и во всевозможные отчёты.

Много внимания уделяли пропаганде новых гражданских обрядов и праздников, считая, что это "способствует воспитанию советского патриотизма, коммунистического отношения к труду, укреплению семейных отношений, преодолению религиозных предрассудков и суеверий". За 1963 г., например, в крае было проведено свыше тысячи торжественных гражданских регистрации новорожденных и более 400 торжественных гражданских регистрации брака. В организации новых гражданских обрядов участвовали работники клубов и Домов культуры, депутаты Советов (городских, районных, сельских и поселковых), представители коллективов, членами которых являлись родители новорожденных или лица, вступавшие в брак.

Проводились торжественные вручения паспортов, проводы в Советскую Армию, праздники в честь вступления молодёжи в трудовую жизнь. Силу традиций приобрели безрелигиозные праздники - труда, урожая, весны, русской зимы, встречи Нового года. Их отмечали новыми трудовыми успехами, приурочивали к ним новоселья, свадьбы и другие радостные события в жизни.

Как отмечалось в официальных документах, "новые гражданские обряды и безрелигиозные праздники получают всё большее признание и одобрение населения. В результате их внедрения в 1963 г. по сравнению с 1962 г. число крещений детей в церквах сократилось на 36,8 %, венчаний - на 62 % и похорон по церковным обрядам на 48 %".

В конце 80-х - начале 90-х годов взаимоотношения церкви и государства "выходят из кризиса". Право граждан на свободу совести получает законодательные гарантии. Средства массовой информации транслируют богослужения, к церковной обрядности, приобщаются широкие слои населения. Восстанавливаются храмы и монастыри. Пятнадцать лет назад в крае было 53 действующих прихода. В настоящее время их 316.

Престольный праздник в Храме Вознесения, (ст. Пластуновская)

2. Художественная культура.

Кино. Кинематограф в 50-60-х годах развивался под пристальным государственным контролем. В1951 г. после постановления Совета Министров СССР "О повышении доходности от кино" (от 13июня 1951 г., № 2516) по Краснодарскому краю во всех клубных помещениях колхозов и сельских Советов крупных населенных пунктов были размещены стационарные киноустановки. Строительство кинотеатров планировалось в крупных населённых пунктах, насчитывавших 20-30 тысяч человек взрослого населения (сельские кинотеатры были обеспечены мебелью на 60-70 %). В 1960 г. по Краснодарскому краю функционировала 1271 киноустановка, в 1965 г. - более 3 тысяч.

Городские кинотеатры выглядели по-другому. Открывшийся в Краснодаре в июле 1955 г. кинотеатр "Россия" имел зрительный зал на 600 мест, приточно-вытяжную вентиляцию, отличался удобной планировкой, в фойе была устроена эстрада для оркестра и концертных выступлений. После реконструкции кинотеатра "Кубань"( 1959-1960 гг.) в городе Краснодаре число зрительских мест в нем составило 1360. Скульптурно-архитектурный комплекс первого в Краснодаре широкоформатного кинотеатра "Аврора" становится визитной карточкой столицы Кубани.

Кубань часто становилась местом съёмок кинофильмов. В Курганинском районе был отснят "фильм о колхозном счастье" -цветная музыкальная кинокомедия "Кубанские казаки". В 1958 г. киностудия "Ленфильм" проводила в Краснодаре и близлежащих районах съёмки фильма "Кочубей" - о герое гражданской войны кубанском казаке Иване Кочубее.

В 90-х годах на Кубани организуется масса кинофестивалей. С 1991 г. в Сочи проходит кинофестиваль "Кинотавр" (сначала он имеет статус российского открытого, с 1994 г. - международного). В 1992 г. в Анапе впервые состоялся российский кинофестиваль "Киношок" (с 1994 г. он стал фестивалем стран СНГ и Балтии). "Киношок" проводит "Эхо фестиваля", которое охватывает крупные города края. В 1993 г. состоялся 1 Краснодарский международный кинофестиваль - кинорынок фильмов комедийного и музыкального жанра (второй фестиваль прошел в 1996 году).

В настоящее время многие кинотеатры переданы другим организациям, связанным с художественной культурой (молодёжным театрам, театрам кукол), или их площади сданы коммерческим структурам (кафе, магазинам).

Театры. Вторая половина 60-х-70-е годы - время расцвета кубанских театров. Краснодарский государственный драматический театр имени М. Горького в апреле 1973 г. отметил новоселье. В1969-1973 гг. для него построили здание на 1000 мест. Режиссёром театра был М. Куликовский (в 80-х годах лауреат Государственной премии РСФСР, народный артист СССР). Ведущими артистами театра являлись Д. Провоторов, Г. Апитин, И. Макаревич (народные артисты РСФСР), С. Тройский, Л. Кузнецова, Т. Приходько (заслуженные артисты РСФСР).

Краснодарский театр оперетты одним из первых в стране стал ставить мюзиклы. Художественным руководителем театра являлся Ю. Хмельницкий (народный артист РСФСР). Яркие образы создавали мастера сцены М. Лусинян (народный артист РСФСР), Е. Белоусова, В. Генин, Л. Рогова (заслуженные артисты РСФСР).

Краснодарский театр кукол, зрительный зал которого был рассчитан на 370 мест, открылся 25 февраля 1972 года. Театр был красив: в фойе сочинские декораторы создали зимний сад, второй этаж украсили радужные витражи. Восьмидесятые годы - время рассвета театра .

В июле 1970 г. в Краснодаре открылся стационарный цирк на 2 тысячи мест, строительство которого велось в 1965-1970 гг. Сооружали его из сборного железобетона и металлических конструкций, украсили мозаикой из смальты. В здании цирка выступали ведущие советские артисты.

В 90-х годах кубанские театры работают напряженно. Популяризации их работы способствовал театральный фестиваль, в котором участвовали кубанские и столичные театры (проводился фестиваль в 1994,1995 гг.). Репертуар театров выстроен на основе произведений Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Горького, Н. Гоголя, М. Булгакова, Л. Леонова, Ф. Легара, И. Кальмана, И. Штрауса.

Народный артист СССР М. Куликовский
Музыкальная культура Кубани имеет славные традиции. Кубанская консерватория, преобразованная затем в Краснодарское музыкальное училище (с 1992 г. - высшее музыкальное училище), готовила профессиональных музыкантов. На Кубани творили замечательные композиторы Н. Хлопков, Г. Плотниченко, Г. Пономаренко. Видные деятели музыкальной культуры России и СНГ (А. Пахмутова, Е. Дога, Л. Зыкина, И. Кобзон и др.) - частые гости кубанцев. В июне 1966 г. в Краснодаре было открыто краевое отделение Союза композиторов РСФСР. Одним из первых его мероприятий стало проведение "Кубанской музыкальной весны" (впоследствии это традиционный музыкальный праздник).

Среди музыкальных коллективов края популярность приобрел Кубанский казачий хор, возрожденный в 1969 году (в 1960 г. ансамбль песни и пляски кубанских казаков был расформирован). Художественным руководителем хора стал С.А. Чернобай (заслуженный деятель искусств РСФСР), главным балетмейстером -Г. Гальперин (заслуженный артист Дагестанской АССР). Уже в 1971 г. хор стал дипломантом фольклорного фестиваля в Бургасе (Болгария). В 1974 г. в хор пришел В. Г. Захарченко (его новый художественный руководитель). Коллектив исполнял народные песни, записанные в кубанских станицах, сохраняя их местные особенности. Концертная деятельность хора огромна - как в стране, так и за рубежом (Германия, Франция, Италия, Япония, США и другие страны). Кубанский казачий хор был включён в число ведущих концертных коллективов России, награждён орденом Дружбы народов (1988 г.), стал лауреатом Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко (1989 г.). К 1993 г. на фирме "Мелодия" выпущено 5 грампластинок хора.


И.Д. Кобзон, Л.Г. Зыкина, Н. И. Кондратенко, Г.Ф. Пономаренко, поэт В.Ф. Боков(слева направо)

В 1990 г. на базе Государственного Кубанского казачьего хора был создан Центр народной культуры Кубани (художественный и научный руководитель - В. Г. Захарченко, директор -А. Е. Арефьев). Среди целей его деятельности - сохранение, изучение, творческое освоение и развитие традиционной культуры края. (Следует отметить, что работа по изучению народных традиций, истории и культуры кубанского казачества велась ещё фольклорно-этнографическим кабинетом, созданным в 1974 г. при Доме народного творчества, затем - фольклорно-этнографической комиссией, с 1976 г. работавшей при Кубанском казачьем хоре. Проводились фольклорно-этнографические экспедиции, а с 1978 г. - и фольклорно-этнографические концерты, этнографические выставки. В структуру Центра народной культуры Кубани (ЦНКК) вошли отдел фольклора и этнографии, Государственный Кубанский казачий хор, детская экспериментальная школа народного искусства, отделы декоративно-прикладного искусства, педагогики, фестивалей, праздников и обрядов, иконописная мастерская, мастерские по изготовлению народных музыкальных инструментов. ЦНКК ведёт сбор материалов, характеризующих традиционную кубанскую культуру: праздники, обряды, фольклор, народную педагогику и медицину, верования, жилище, одежду, пищу.

Музыкальная жизнь Кубани в 90-х годах наполнена множеством фестивалей. С 1992 г. на Кубани проходит фестиваль "Звезды России". Его инициатор -Центр песни композитора Г. Пономаренко. В Армавире начал свой путь международный фестиваль "Культура сближает народы'".

С 1993 г. в крае проводятся фестивали симфонической и камерной музыки.В последние годы достаточно интенсивно развивается собственно кубанская художественная культура. В этом деле велика роль Краснодарского государственного камерного хора (создан в 1988 г. при краевом отделении Союза композиторов РСФСР как любительский камерный хор, с 1990 г. - филармонический коллектив, с 1992 г. - Государственный камерный хор; художественный руководитель - В. М. Яковлев; исполняет русскую духовную и классическую музыку, кубанские песни), творческого объединения

  1. Физкультура и спорт. Советское государство, заботясь о своем "социалистическом" престиже, росте оборонного потенциала обращало особое внимание на физкультуру и спорт. Они, как показал опыт, без государственной поддержки развиваться не будут. Поэтому успехи СССР в спорте не случайны.Центрами развития физкультурного движения стали стадионы. В 70-х годах они были построены практически во всех населенных пунктах Кубани. Тысячи школьников занимались в спортивных секциях при стадионах. Построенный в 1932 г. и разрушенный в период войны краснодарский стадион "Динамо" был вновь открыт в 1952 г. После реконструкции он надолго стал основной спортивной базой Кубани.В 1960 г. был торжественно открыт крупнейший стадион края "Кубань". После реконструкции его вместимость составила 40 тысяч мест. Большие стадионы были построены в Сочи, Новороссийске и других городах края. Кроме спортивных занятий, на стадионах проводились массовые зрелищные мероприятия:
    театрализованные представления с участием киноартистов, артистов цирка, коллективов художественной самодеятельности. В 1969 г. в Краснодаре был открыт Институт физической культуры (ныне - Кубанская государственная академия физической культуры), воспитавший целую армию специалистов и организаторов кубанского спорта.

Таким образом, культура Кубани в последнее десятилетие стала заметно разнообразнее. Она призвана содействовать формированию самосознания, более полного и глубокого освоения традиционных культур разных народов, способствовать объединению их усилий для защиты общечеловеческих ценностей, в решении гуманитарных и культурных проблем.

Несмотря на то что финансирование системы об­разования осуществлялось по остаточному принципу, выделяемые средства были значительны.

Количество школ неуклонно росло.

Тысячи жителей Кубани обу­чались в техникумах, училищах, на курсах усовер­шенствования и повышения квалификации, в школах коммунистического труда, в кружках экономических знаний, в народных университетах. К 80-м годам каж­дый работающий в сельскохозяйственном производ­стве имел техническую специальность, а каждый тре­тий житель села - высшее или среднее образование. На селе появились новые специальности: машинист, оператор, техник-электрик, теплотехник, лаборант, садовод-декоратор.

В целом в 60-е - начале 80-х годов в этой сфере жизнедеятельности общества удалось добиться впе­чатляющих успехов, что не могло не сказаться на развитии социальной сферы, повышении благососто­яния населения Кубани.

В этот период активно занимались улучшением социально-бытовых условий и жизни людей, велась газификация городов и станиц, улучшалось водоснаб­жение. Сводилась к минимуму потребность в детских садах и яслях, плодотворнее заработала система здра­воохранения, индустрия отдыха. Существенно улуч­шилось положение системы народного образования, профессионально-технического обучения и высшей школы. Активно шел процесс строительства, особен­но на селе, клубов, домов культуры, библиотек, ки­нотеатров, музыкальных школ. Заметные успехи были достигнуты в области развития спорта.

Еще в дореволюционный период на Кубани активно создавались музеи.

Традиционно на высоком уровне развивалось на Кубани театральное и музыкальное искусство. Музы­кальные школы, коллективы и ансамбли художест­венной самодеятельности, цирковые студии работали практически на каждом предприятии, в каждом сель­ском населенном пункте.

Музыкальная культура Кубани обогатилась в этот период новыми именами и традициями. Наиболее развитой считалась сельскохозяйственная наука.

Помимо того, ученые края вывели прекрасные ран­неспелые сорта черешни, высокопродуктивные сорта яблони, груши, абрикоса и других плодовых, а так­же более ста сортов овоще-бахчевых культур. Ученые Всесоюзного научно-исследовательского института риса передали в производство высокоурожайные сорта риса, создали новый тип инженерной оросительной системы. Во многих регионах нашей страны внедря­лись достижения научно-исследовательских учрежде­ний края, занятых проблемами добычи и переработки нефти, газа, нефтяного машиностроения, сейсмической разведки нефти, крепления скважин и буровых ра­створов и т. д.

Однако в развитии народного образования и на­учной деятельности имел место ряд проблем. Одной из них была слабая материальная база школ, сред­них специальных и высших учебных заведений. На­растание негативных явлений в общественно-поли­тической жизни страны приводило к постепенному снижению качества образования, которое отставало от растущего уровня требований современного произ­водства. Это в свою очередь приводило к снижению компетентности выпускников-специалистов и особенно руководящих кадров.

В целом в 1960 - начале 1980-х годов культура Кубани интенсивно развивалась по всем направлени­ям. Несмотря на некоторые негативные явления, на­растание кризисных процессов в общественной жиз­ни, в творчестве писателей и художников, артистов и музыкальных деятелей Кубани нашли отражения лучшие стороны советской действительности, богато­го историко-культурного наследия Краснодарского края - многонационального региона с глубокими культурными и историческими традициями.
27.




Несмотря на то что финансирование системы об­разования осуществлялось по остаточному принципу, выделяемые средства были значительны.

Количество школ неуклонно росло.

Тысячи жителей Кубани обу­чались в техникумах, училищах, на курсах усовер­шенствования и повышения квалификации, в школах коммунистического труда, в кружках экономических знаний, в народных университетах. К 80-м годам каж­дый работающий в сельскохозяйственном производ­стве имел техническую специальность, а каждый тре­тий житель села - высшее или среднее образование. На селе появились новые специальности: машинист, оператор, техник-электрик, теплотехник, лаборант, садовод-декоратор.

В целом в 60-е - начале 80-х годов в этой сфере жизнедеятельности общества удалось добиться впе­чатляющих успехов, что не могло не сказаться на развитии социальной сферы, повышении благососто­яния населения Кубани.

В этот период активно занимались улучшением социально-бытовых условий и жизни людей, велась газификация городов и станиц, улучшалось водоснаб­жение. Сводилась к минимуму потребность в детских садах и яслях, плодотворнее заработала система здра­воохранения, индустрия отдыха. Существенно улуч­шилось положение системы народного образования, профессионально-технического обучения и высшей школы. Активно шел процесс строительства, особен­но на селе, клубов, домов культуры, библиотек, ки­нотеатров, музыкальных школ. Заметные успехи были достигнуты в области развития спорта.

Еще в дореволюционный период на Кубани активно создавались музеи.

Традиционно на высоком уровне развивалось на Кубани театральное и музыкальное искусство. Музы­кальные школы, коллективы и ансамбли художест­венной самодеятельности, цирковые студии работали практически на каждом предприятии, в каждом сель­ском населенном пункте.

Музыкальная культура Кубани обогатилась в этот период новыми именами и традициями. Наиболее развитой считалась сельскохозяйственная наука.

Помимо того, ученые края вывели прекрасные ран­неспелые сорта черешни, высокопродуктивные сорта яблони, груши, абрикоса и других плодовых, а так­же более ста сортов овоще-бахчевых культур. Ученые Всесоюзного научно-исследовательского института риса передали в производство высокоурожайные сорта риса, создали новый тип инженерной оросительной системы. Во многих регионах нашей страны внедря­лись достижения научно-исследовательских учрежде­ний края, занятых проблемами добычи и переработки нефти, газа, нефтяного машиностроения, сейсмической разведки нефти, крепления скважин и буровых ра­створов и т. д.

Однако в развитии народного образования и на­учной деятельности имел место ряд проблем. Одной из них была слабая материальная база школ, сред­них специальных и высших учебных заведений. На­растание негативных явлений в общественно-поли­тической жизни страны приводило к постепенному снижению качества образования, которое отставало от растущего уровня требований современного произ­водства. Это в свою очередь приводило к снижению компетентности выпускников-специалистов и особенно руководящих кадров.

В целом в 1960 - начале 1980-х годов культура Кубани интенсивно развивалась по всем направлени­ям. Несмотря на некоторые негативные явления, на­растание кризисных процессов в общественной жиз­ни, в творчестве писателей и художников, артистов и музыкальных деятелей Кубани нашли отражения лучшие стороны советской действительности, богато­го историко-культурного наследия Краснодарского края - многонационального региона с глубокими культурными и историческими традициями.
27.

За весь дореволюционный период на Кубани, как и на всём Северном Кавказе не существовало ни одного научно-исследовательского учреждения. Однако Кубань с её древней историей, природными богатствами, разнообразием этнического состава населения представляла собой огромный интерес для ученых самых разных специальностей.

Занимался Е. Д. Фелицын и археологическими раскопками: именно он в 1888 г. раскопал курган близ станицы Крымской. Внутри кургана был обнаружен большой склеп из нескольких камер. В крайней восточной камере было обнаружено погребение женщины со множеством золотых украшений, в крайней восточной – погребение мужчины.

Кроме того, Е. Д. Фелицыным были совершены раскопки дольменов между реками Белой и Лабой. На основании собранных Е. Д. Фелицыным описаний местных древностей, в 1882 г. была издана археологическая карта Кубанской области – первая карта такого рода в России. Издало её Императорское Московское археологическое общество.

В 1893 – 1902 г. г. П. П. Короленко занимал должность архивариуса Кубанского войскового архива. К тому времени он был уже генералом и имел чин надворного советника, но всё равно лично занимался пересмотром дел во всех архивных помещениях, составлял описи. Однако, и выйдя в отставку в возрасте 78 лет, он не утратил интерес к истории родного края: по-прежнему продолжал собирать материал по истории Кубани.

Огромный вклад в изучение Кубанской области внёс Б. М. Городецкий. Коренной петербуржец по происхождению, он в 1904 г. был направлен в Екатеринодар для работы в Кавказском отделении Крестьянского банка. С тех пор 25 лет его жизни и деятельности связаны с Кубанью. Только опубликованных работ Б. М. Городецкого – свыше 400 названий, а его личная краеведческая библиотека насчитывала несколько сот томов.

Однако такие расходы и многолетний кропотливый труд полностью оправдали себя. В 1910 г. вышел первый том «Истории Кубанского казачьего войска, в 1913 г. – второй том.

Значительный вклад в изучение родного края внесли заведующий войсковым музеем К. Т. Живило, секретарь Екатеринодарской городской управы П. В. Миронов, руководитель Кубанского областного статистического комитета с 1892 г. В. А. Щербина (брат Ф. А. Щербины), архивариус И. И. Кияшко, инспектор народных училищ Л. Я. Апостолов и многие другие.

Среди исследователей Кубанской области были не только русские. Выдающимся кубанским краеведом был адыгский дворянин Султан Довлет-Гирей. Этот незаурядный человек имел прекрасное образование, свободно владел несколькими европейскими и восточными языками, прекрасно знал древнюю и новую историю. Он оказывал большую помощь Е. Д. Фелицыну и другим русским историкам: помогал собирать и расшифровывать сложные тексты на арабском и старотурецком языках.

В 1908 г. Султан Довлет-Гирей исследовал два памятника народа бжедухов (одного из адыгских племён), расположенных в местечке Горячий Ключ. На одном из этих памятников имелась надпись на старотурецком языке, в которой сообщалось, что поставил его в 1717 г. бжедухский князь Айтеч Хаджи, в честь своего дворянина и спутника по пути в Мекку Хапача Лашука.

Уроженцем Екатеринодара был известный русский учёный-минералог В. И. Воробьёв. Он является зачинателем геологического изучения бассейна реки Белой. За свои труды В. И. Воробьёв был избран членом Кавказского отдела Русского географического общества. Он трагически погиб во время экспедиции на леднике Дзитаку, в верховьях реки Киши, правого притока Белой. Его именем названы ледник Дзитаку и горная вершина на Северном Кавказе. В 1908 г. академик В. И. Вернадский в память о В. И. Воробьёве назвал новый минерал воробьёвитом.

Однако, несмотря на заметные успехи екатеринодарской медицины, перед врачами кубанской столицы стояло много нерешённых вопросов. Главной проблемой было недостаточное количество медицинских работников. По переписи 1897 г. во всей кубанской области их насчитывалось 98 человек. Для сравнения следует сказать, что православных священников было 627 человек.

Одним из участников съезда врачей Кубанской области был профессор петербургской Военно-медицинской академии С. В. Очаповский, с 1909 г. заведующий глазным отделением Екатеринодарской войсковой больницы. Он внёс серьёзный вклад в развитие кубанской медицины. Его доклад на съезде кубанских врачей был посвящён глазным заболеваниям в Кубанской области. Уже тогда учёный сделал вывод о необходимости открытия в Кубанской области пунктов для лечения глазных болезней, а для лечения больных в отдалённых районах Кубани предложил создать летучие отряды. Созданы, однако, они были только в 1920-х г. г.

Кроме работы в Екатеринодарской войсковой больнице В. С. Очаповский лечил больных на дому. В снятой квартире в доме купца Ф. М. Акулова он оборудовал глазной кабинет и открыл бесплатный приём.

Религиозное воспитание укрепляло моральное состояние молодых людей, устраняло страх перед смертью, делало равнодушными к опасности и готовыми к пожертвованию собой во благо родины. Воспитание велось с учетом специфики и военизированного быта казачества, в направлении старых казачьих традиций, чтобы дети со школьной скамьи приучались к строю и воинской дисциплине, гордились Отечеством и любили его. При женских церковно-приходских школах имелись классы рукоделия. Мальчиков в школах обучали иконописи, коневодству, сыроделию, кожевенному мастерству и др. В 1832 г. на Линии появились первые полковые школы и училища. В учебных заведениях не было единых программ и требований, полки и бригады вели школьное дело обособленно. Детей обучали лица духовного звания и писари.

В образовании существовал условно-обязательный вид обучения. Возник он по инициативе бригадных начальников и включал элементы трудового воспитания. В специализированных сельскохозяйственных школах значительное место отводилось садоводству и огородничеству. Учащиеся получали практические навыки ведения хозяйства, изучали состав почвы, средства и приемы ее улучшения, посадку растений. Знакомились с методами борьбы с вредными насекомыми, изучали классификацию сортов плодовых деревьев и кустов, климат и культуры разных растений [4]. Значительное распространение на Кубани получили ремесленные училища, в них изучали сапожное, плотницкое, токарное, столярное, переплетное и гончарное дело. Мальчиков дополнительно учили плести корзины и сети. В военно-ремесленных училищах дети казаков учились бесплатно шить казачье обмундирование и снаряжение.

Образовательные учреждения приближали казаков к историческим традициям и являлись хорошей подготовкой к воинской службе. В основу образования и воспитания закладывались государственность, любовь к Отечеству, патриотизм, сочетание индивидуальных и общественных интересов [8]. При нехватке квалифицированных специалистов по решению станичных кругов казаки направляли своих стипендиатов в учительские семинарии. В учебных заведениях с учетом военизированного быта казачества значительное внимание уделялось физическому, духовному, патриотическому воспитанию, глубокому сознанию чувства долга, обладанию неустрашимостью и силой воли. Система образования и воспитания у казаков была направлена на формирование гармонически развитой личности. Различные методы взаимно дополняли и обогащали друг друга, а в конечном итоге создавали необходимые условия для общественно-полезной трудовой и военно-профессиональной деятельности.

Материальная база учебных заведений пополнялась за счет отчислений различных учреждений и добровольных пожертвований казаков. Церковно-приходские школы содержались за счет церковных приходов, остальные находились на содержании станичных правлений, которые выделяли образовательным учреждениям участки земли, чтобы, сдавая их в аренду, они могли удовлетворять свои материальные потребности. Для призывников, не умеющих читать и писать, станичные общества нанимали учителя на 3-4 месяца с оплатой 15 руб. Для получения высшего и среднего образования станичные правления выделяли средства на содержание стипендиатов в общих и специальных учебных заведениях. В среднем на образование и воспитание казачьих детей войско расходовало ежегодно более 100 тыс. руб.

Особое место в системе образования и просвещения занимала подготовка казачьих офицеров. Комплектование полков офицерами осуществлялось производством в офицерский чин урядников и рядовых казаков за особые боевые заслуги, обязательно после сдачи установленных экзаменов. Грамотные старшины, штаб- и обер-офицеры за заслуги перед Отечеством, выдающиеся способности к службе и храбрость получали титул служилого дворянства. Неграмотные казаки офицерского чина и дворянского титула не получали.

На рубеже XIX – XX столетий кубанские казаки по уровню грамотности занимали одно из первых мест в России. Справедливости ради отметим, что воспитание в казачьей организации не было лишено промахов и издержек, вместе с тем обеспечивало культурно-историческую преемственность, передачу подрастающему поколению сложившейся системы ценностей, взглядов на мир, человека, природу.

Примечания:

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство труда и социального развития Краснодарского края Государственно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края Государственно.

Министерство труда и социального развития Краснодарского края Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа – интернат с профессиональным обучением Выполнил учитель истории Грузинов Сергей Тимофеевич Развитие науки и культуры на Кубани в 20-30 годы

В 20-30 годах в стране осуществлялась культурная революция. За это время знач.

В 20-30 годах в стране осуществлялась культурная революция. За это время значительно повысился образовательный уровень кубанцев, открылось множество кинотеатров, несколько театров, была осуществлена радиофикация края, неуклонно росли тиражи газет и журналов, объемы книгоиздания.

К концу 30-х годов на Кубани насчитывалось: 4 высших учебных заведения 50 тех.

К концу 30-х годов на Кубани насчитывалось: 4 высших учебных заведения 50 техникумов и училищ Около 2.5 тысячи школ 1157 библиотек

1934 год создается Адыгейское отделение Союза писателей. Первые члены Союза Т.

1934 год создается Адыгейское отделение Союза писателей. Первые члены Союза Т.М. Керашев А.Д. Хатков М.С. Паранчук

Активно развивается сельскохозяйственная наука. В 1932 году в Краснодаре начи.

Активно развивается сельскохозяйственная наука. В 1932 году в Краснодаре начинает свою деятельность Всесоюзный научно-исследовательский институт масличных культур В.С. Пустовойт П.П. Лукьяненко

Читайте также: