Сказочные герои в музыке доклад

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

Работа по теме урока:

1. Разнообразие сказочных образов.

Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она - воплощённая мечта человека о прекрасном?

Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая встречается в реальности.

Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника на стр. 185.

Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой: блестит,
А во лбу звезда горит.

Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной красотой - тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в своих звучаниях, достигает небывалой красочности - может быть, даже большей, чем это возможно на полотнах живописцев.

2. Образы в балете И. Стравинского.

Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов - Жар-птице - посвящён балет И. Стравинского.

Жар-птица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет.

Посмотрите эскизы костюмов Жар-птицы на странице 188, выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть определённого настроения как в живописи, так и в музыке, нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание.

3. Сказочная тема в искусстве.

А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.)

Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память художника, была организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, рисунки и наброски.

Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик на курьих ножках - жилище лесной колдуньи. Композитор сделал домик обитаемым.

Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок - смешную и страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле а La russe.

Баба-Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.

В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают, сменяются звуками колдовского леса. Лес наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. Старуха оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут птицы.

В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков. Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт.

Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и живопись могут при помощи выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование.

Вопросы и задания:

Презентация

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель: познакомиться со сказочными образами в музыке на примере произведения.

Почему в минуты радости и печали человек обращается к музыке? - музыка - оди.

Почему в минуты радости и печали человек обращается к музыке?
- музыка - один из древнейших видов искусства который тесно связан с духовной культурой народа;
- в музыке мы находим все традиции народа: обычаи, обряды, поверья;
- музыка – зеркало души русского народа;
- именно музыка способна наиболее глубоко и полно выразить все порывы человеческой души: эмоциональное переживание, чувства, мысли, настроения.

Роль сказки в музыке Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных герое.

Что такое опера? Опера - это музыкальное действие, в котором только поют. Ска.

Что такое опера?
Опера - это музыкальное действие, в котором только поют.
Сказку можно не только прочитать нарисовать, но и прослушать.
Сказочные образы показывают нам фантастические и волшебные картины, нарисованные воображением автора.

Опера: Сказка о царе Салтане Композитор: Николай Иванович Римский-Корсаков Ск.

Опера: Сказка о царе Салтане
Композитор: Николай Иванович Римский-Корсаков
Сказка: А.С. Пушкина

Послушаем какие три чуда произошли в городе острове - Леденце, котором оказа.

Послушаем какие три чуда произошли в городе острове - Леденце, котором оказались царевна и царевич.

Какие три чуда переданы в опере? Сказочный образ белки Сказочный образ 33 бог.

Какие три чуда переданы в опере?
Сказочный образ белки
Сказочный образ 33 богатырей
Сказочный образ царевны Лебедь

Какой музыкальный образ имеет маршевый характер? (33 богатыря выходят из моря.

Какой музыкальный образ имеет маршевый характер?
(33 богатыря выходят из моря)
Каким изображено море?
(море бурлящее, взволнованное, беспокойное)
Как Пушкин выразил это чудо?
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Какая у композитора царевна – Лебедь? Волшебная, сказочная, красивая, таинст.

Какая у композитора царевна – Лебедь?
Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая
Вот как о ней написал А.С.Пушкин:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Вывод: Сказочные образы в музыке обладает мощным ресурсом для осознанного вос.

Вывод:
Сказочные образы в музыке обладает мощным ресурсом для осознанного восприятия музыки, дают возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества, открывает дверь в театр.

Литература 1. Н. А.Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане, о сыне ег.

Краткое описание документа:

Урок, помогающий детям познакомиться с разными мифическими персонажами, изображенными средствами музыки, мне показался нелишним. Ниже приведен сценарий этого занятия, из которого дети узнали много нового о сказочных существах Руси и Европы. Весь материал, который я использую на этих уроках, доступен для скачивания в интернете. Я даю на него ссылки (QR-код и текстовые гиперссылки, которые открываются щелчком мыши с одновременным нажатием клавиши CTRL).

Пока идет клип, дети заходят в класс, рассаживаются и начинают вспоминать сказки, персонажей которых они видят на экране. В этот момент вовсе не нужна мертвая тишина в классе, я как раз ловлю их реплики: интересно, какие сказки дети знают, а какие никогда не видели.


А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Какие сказочные персонажи вам знакомы? (Ответы детей.)

Сегодня я приглашаю вас в сказку, но в сказку не простую, а музыкальную. Музыка умеет рассказывать сказки и изображать сказочных героев. Нам предстоит сегодня познакомиться с музыкальными портретами разных сказочных персонажей.

Попытаемся выяснить, какая это сказка: веселая или грустная, страшная или смешная? Какие герои в ней появлялись?



Показываю изображение кикиморы (Рис. 4) (RubrumLepus – псевдоним художника).


– Кто изображен на этой картине?

Этого сказочного персонажа дети почти совсем не знают. Урок проводился в семи группах детей начальной школы (1–3 классы). И только один человек узнал кикимору болотную. Для рассказа о кикиморе используем фрагмент, взятый А.К. Лядовым в качестве программы своей симфонической картины.

Слушаем произведение целиком (время звучания – 8 минут; по возможности – зависит от подготовленности детей и настроя класса) с обязательными комментариями.

– Вот – каменные горы, вот кот поет, а это – звенит хрустальчатая колыбелька, а вот кикимора раскапризничалась – не хочет лежать спокойно. И все с нетерпением ждем, когда, наконец, кикимора вырастет и начнет проказничать (я прошу поднять руку в этот момент).

После прослушивания обсуждаем характер кикиморы – вредная, суетливая, злобная. Будьте готовы к тому, что детей очень заинтересует этот персонаж, мы выходили с некоторыми на философские рассуждения о врожденном зле. Также будут вопросы о том, кто ее родители и чем она питается, тут учителю придется немного пофантазировать и отвечать односложно, потому что иначе весь урок будет посвящен кикиморе.



– Давайте послушаем, как удалось русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому изобразить вот такую Бабу-Ягу с помощью музыки. Вы услышите в начале, как, прихрамывая, подходит она к своей ступе, как постепенно разгоняется и взлетает, мчится, раздвигая ветки, в ступе по лесу. А в середине произведения музыка как будто немного застывает: то ли Баба-Яга высоко-высоко взлетела и осматривает свои владения, то ли это чары, колдовство изображены в музыке – решать вам, на то это и музыка – можно всегда что-то представить свое. Потом снова возвращается первая сильная и решительная тема.

Слушаем целиком (время звучания – 3,5 минуты). Учитель комментирует отдельные моменты (особенно в средней части). Во время слушания изображение Бабы-Яги не убираем.


Послушайте пьесу Э.Грига (Рис. 9) и скажите, как удалось композитору передать внешность, характер и занятия эльфов, с помощью каких музыкальных приемов? (Ниже приведены ссылки на ноты для самостоятельного исполнения и на музыкальный файл для прослушивания в записи).



После прослушивания выясняем, что с помощью подвижного темпа и отрывистого звучания удалось создать образ почти невесомых подвижных существ и даже передать в музыке, как они порхают в воздухе, перелетая с цветка на цветок.





До новых встреч со сказкой! (Звучит аудиоверсия песни, с которой начинался урок, под эту музыку дети выходят из класса.)


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, дирижер Семен Бычков

Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Василий Небольсин, солисты Иван Петров, Евгения Смоленская

Исполнение: Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Дмитрий Китаенко, Академический Большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, солисты Евгений Нестеренко, Борис Тархов, Елена Устинова

Исполнение: Оркестр и хор Вашингтонской оперы, дирижер Игорь Стравинский, солисты Лоран Дрисколь, Рери Грист, Дональд Грамм


Артур Рэкем. Девочка со спичками. 1932 год George G. Harrap & Co.

В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье, идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино во время праздника в доме, где стоит богато украшен­ная елка. В вальс вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой, заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж, сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.

Исполнение: Виктор Рябчиков.
К сожалению, полной записи оперы нет на стриминговых сервисах, но мы надеемся, что вы найдете возможность услышать ее живьем

Исполнение: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Духовой оркестр Большого театра, дирижер Геннадий Рождественский, солисты Аркадий Футер и Михаил Черняховский

Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный рус­ский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.

Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин

Атмосферу волшебства создает необычный оркестр. В его составе наряду с традиционными симфоническими инструментами есть особенные фантасти­ческие тембры: ветряная машина (эолифон), лютеал (модификация форте­пиано), джазовая флейта с кулисой и даже сырная терка! Музыка часто строится на звукоподражании: оркестр и исполнители имитируют кошачье мяуканье и лягушачье кваканье, бой часов и звон разбивающейся чашки. Учитель арифметики, вылезающий из разорванной книжки, поет то звонким фальцетом, то нарочито гнусавым голосом, зажав нос. Так в этой шутливой сцене возникает вихревое бессвязное движение, от которого у мальчика начинает кружиться голова. В другой сцене вокальная партия Огня передает свободное движение языков пламени: ее вьющаяся виртуозная мело­дия, достигающая предельно высоких нот, скорее инстру­ментальная, нежели вокальная.

Исполнение: Национальный оркестр Французского радио, дирижер Лорин Маазель, солисты Франсуаз Ожеа, Мишель Сенешаль

Сергей Прокофьев написал музы­кальную симфоническую сказку специально для Московского детского театра. Главный герой сказки — десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его до появления Охотни­ков. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.

Тему каждого героя играет один инструмент или группа сходных по тембру инструментов симфонического оркестра. Например, Дедушку, недо­вольного тем, что внук ушел за калитку без разрешения, изображает низкий деревянный духовой инструмент — фагот; бесстрашного Петю — струнный квартет (две партии скрипок, альты и виолончели), а его друга и помощника Птичку — флейта, которая лучше всего передает трепет маленьких крыльев и звонкие трели.

Характер главного Петиного врага — Волка — передают медные инструменты, самые мощные, громкие в оркестре. В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре. У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку передает кларнет, и заносчивая и высоко­мерная Утка. В момент спора Утки и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички, а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой. Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев звучат по очереди.

Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов, текст читает Наталия Сац

Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя


Лев Бакст. Иван-царевич и Жар-птица. 1915 год Wikimedia Commons

Исполнение: Columbia Symphony Orchestra, дирижер Игорь Стравинский

Исполнение: Лондонский симфонический оркестр, дирижер Андре Превин

В этом балете нет закрепленных за персонажами лейтмотивов, музыка следует за сюжетом, а не за конкрет­ными героями. Например, погоня за Чиполлино очень точно передана с помощью задорной музыки с подпрыгивающим ритмом, намекающим зрителям, что бояться за героя не стоит. Детская простота и доступность балета подчеркнута и преобладанием в партитуре действенных номеров (например, освобождение Чиполлино и встреча с друзь­ями, появление принца Лимона с гвардией) над традицион­ными балетными (как па-де-де Магнолии и Вишенки, вариация стражника, вариация Магнолии). Несложная хореография позволяет участвовать в представлениях даже юным танцорам. А еще на основе балета Хачатурян создал детскую сюиту для форте­пиано в четыре руки .

Исполнение: Симфонический оркестр Большого театра, дирижер Александр Копылов

Читайте также: