Доклад обсуждавшийся сегодня будет напечатан причастный оборот

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Запишите три причастия.

___________________________________________________________

2.Найдите в приведенных примерах причастие и укажите их номера:

1.Спелый 2.Бушевать 3.Бушующий

4.Синевший 5.Синеть 6.Весенний

7.Весна 8.Расколотый

1.Найдите и подчеркните в предложениях причастие:

1.В пустом вечереющем небе пролетел ястреб.

2.Далеко в потемневшей тайге бубнил филин.

3.Свистящим шепотом перекликнулись между собой сосны.

4.Лодки закачались, поднятые и опущенные волной, оставленной

1 . Запишите по два причастия :

2.Подчеркните в предложении действительные причастия :

Трудна стрельба по внезапно вылетевшему из кустов фазану, подгоняемому криками охотников.

3.Укажите номера словосочетаний со страдательным причастием.

1.Плачущий ребёнок 2.Отцветшие луга

3.Увлекаемый течением 4.Любящий сны

5.Освещенная солнцем 6.Сжатое поле

1.Выберите правильную характеристику каждого причастия (а, б)

Смотрящим___________________собранный___________________

Нарисованное_________________задумавшийся_________________

Колотый____________________распиленный___________________

а) это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;

б) это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

2.Подоберите существительные:

- к действительным причастиям в именительном падеже;

- к страдательным причастиям в творительном падеже.

Обозначить в составленных словосочетаниях главное и зависимое слово:

Освещенный___________________________________________

Свистящий_____________________________________________

Разомлевший___________________________________________

Приближающийся________________________________________

Срываемый_____________________________________________

Видимый_______________________________________________

1.Напишите по одному действительному причастию настоящего времени с суффиксами:

– ащ – (-ящ -)_________________________________________

2.Объяснить, почему каждое из данных причастий имеет такой суффикс, указав спряжение глагола, от которого оно образовано:

Бреющийся, стелющий, слышащий, видящий, роющий, слушающий .

1.Вставьте нужную букву в суффиксы действительных причастий настоящего времени:

Руб…щие лес, держ…щие флаг, слыш…щие шорох, паш…щие поле, чуть плещ…щиеся волны, кол…щая лед машина, грохоч…щие вдали, завис…щий от погоды, та…щий лед, маш…щие крыльями, хлопоч…щая хозяйка, смотр…щие спектакль дети.

1.Напишите по одному страдательному причастию настоящего времени с суффиксами :

1.- ем – (-ом-)_______________________________________________

2.- им -_____________________________________________________

2.Объясните, почему каждое из данных причастий имеет именно такой суффикс, указав спряжение глагола, от которого оно образовано:

Рассматриваемый, видимый, выращиваемый, освещаемый, множимый

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Вставьте нужную букву в суффиксы страдательных причастий настоящего времени:

Пригиба…мый ветром, слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый другом, едва слыш…мый звук, невид…мый глазом, освеща…мый зарей.

1.Подчеркните краткие страдательные причастия:

Выращена, ласкова, примята, тиха, наполнена, взята, нарисован, красив, чист, переплетен.

1.Подчеркните в данных причастиях полные и краткие страдательные причастия как члены предложения.

1.По берегу, заливаемому прибоем, люди гонялись за набегавшей и скатывавшейся по гальке волной.

2.В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква.

3.На перепаханных полях убирают колхозники картофель.

4.Лист почти опал, им густо засыпана почерневшая от влаги земля.

1.Допишите окончания причастий в каждом падеже:

И.п. купивший

2.Вставьте нужную букву в окончания причастий:

1.В поредевш…м мраке прорезались стволы лиственниц.

2.Над поредевш…м лесом показалось солнце.

1.Выберите в скобках и подчеркните правильную форму причастия:

1.Доклад, (обсуждавший, обсуждавшийся) сегодня, будет напечатан.

2.Между колоннами, (образующими, образующимися) портик, была видна дверь.

3.Картина, (демонстрирующая, демонстрирующаяся) на выставке, была отреставрирована.

4.Небо, (затянувшее, затянутое, затянувшееся) тучами, черным потолком повисло над нами.

2.Найдите и исправьте ( где необходимо) ошибки в окончании причастий:

1.По небу бежали остатки вылившийся ночью тучи, сквозь которую неярко просвечивало обозначившиеся кругом солнце.

2.Над порозовевшем морем поднималось унылое солнце.

3.Маленькие птички, камышовки, перелетали по высоким, звеневшем на ветру высохшим стеблям.

1.Закончите формулировку:

Причастный оборот – это ……..

А ) причастие с определяемым словом;

Б ) причастие с зависимыми от него словами;

В) несколько причастий в предложении.

2.Завершите утверждение:

В предложении причастный оборот является……

а) сказуемым;

б) подлежащим;

в) определением;

г) дополнением;

д) обстоятельством.

Тонущий корабль, плывущая по волнам, летящий в небе, думающая девочка, пришедший в класс, увидевший слона, приехавший друг.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

1.Какое из данных предложений включает причастный оборот (укажите номер). Знаки препинания не поставлены.

1.На розовеющем востоке нарождалось солнце.

2.Дожди растревожили реку уже уснувшую в осеннем покое.

3.Тишина полуденного зноя тяготела над сияющей и заснувшей землей.

2.Выделите в предложениях причастные обороты и определяемые слова. Расставьте знаки препинания.

1.Озаряемая снизу солнцем высоко в небе стояла румяная тучка.

2.Плещется рыба в уже уснувшей реке.

3.Шорох шагов по опавшему на землю листу слышен далеко.

1.Выделите графически в данных предложениях причастные обороты. Знаки препинания не поставлены.

1 .По небу бежали остатки вылившейся ночью тучи.

2 .На мокром снегу рассыпавшемся под ногами стеклянной крупой было много медвежьих следов.

3.С самого утра перепадал мелкий дождик сменяемый по временам теплым солнечным сиянием.

2.Исправьте ошибки в расстановке знаков препинания в следующих предложениях:

За окном тускло освещенным лунным светом, серебрилось пшеничное поле.

Возле дома выстроились деревья увешанные, созревшими апельсинами.

Смешанную со снегом, пыль ветер несет нам в глаза.

Протоптанная в ягодниках и мхах, тропинка ведет нас к опытному полю.

1.Объясните правописание НЕ в данных примерах:

Не закончено_______________________________________________

Негодующий_______________________________________________

Не рассказанный мною_______________________________________

Невыученный_______________________________________________

Не начавшееся, а закончившееся собрание___________________________________________________

Пишется раздельно, т.к. у причастия есть зависимое слово ,

пишется слитно, т.к. причастие без НЕ не употребляется,

пишется раздельно, т.к. это краткое причастие,

пишется слитно, т.к. это одиночное причастие,

пишется раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом А.

Ничего несделавший ученик,

неподготовленный материал,

не созревшая рожь,

калитка не закрыта,

еще нескованная льдом река,

нераспечатанное, а разорванное письмо.

1.Укажите номера примеров, в суффиксах которых нужно писать две буквы Н:

ране…ый в ногу,

2.Укажите номера примеров, в суффиксах которых нужно писать одну букву Н:

броше…ые на стол книги,

моче…ое яблоко,

иллюстрирова…ый,

асфальтирова…а,

обветре…ое лицо.

1.Вставьте одну или две буквы Н в данные примеры:

Посеребре…ые инеем деревья, перевязать ране…ого бойца, выкраше…ый пол, груже…ая овощами корзина, посаже…ы в саду, средства вложе…ы, топле…ое молоко, варе…ый утром кофе, асфальтирова…ая дорога, тка…ая скатерть, квалифицирова…ый рабочий, утопта…ая тропинка, стега…ая курточка, писа…ая красавица, жела…ый гость.

1.Закончить утверждение

Буква Е перед Н и НН пишется в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на:

1)- ать , 2) – оть , 3) – еть , 4) – ить , 5) – уть .

2.Напишите два причастия с буквами А и Е перед Н или НН

а) с буквой А______________________________________________________

б) с буквой Е______________________________________________________

Напишите рядом с причастием номер правильного ответа на вопрос: почему в данных причастиях пишутся буквы А или Е перед НН?

Услышанный________________________________________________

Высушенный_________________________________________________

А ) Причастие образовано от глагола на –еть(-ить),

Б ) причастие образовано от глагола на –ать(-ять).

2.Напишите страдательное причастие прошедшего времени от основы данных глаголов

Увидеть____________________________________________________,

застрелить__________________________________________________,

взвесить____________________________________________________,

выслушать___________________________________________________,

расстрелять_________________________________________________.

1.Выберите только признаки причастия:

1.Род 2.число 3.падеж 4.склонение 5.лицо 6.вид 7.возвратность

8.спряжение 9.одушевленное или неодушевленное 10.наклонение 11.время

1.Найдите в предложении причастие и произведите его морфологический разбор:

Неоспоримая истина никаких украшающих её добавлений не требует.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 672 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.01.2018 1130
  • DOCX 78.5 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Захарченко Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Индивидуальная форма проверки знаний. В данном тесте предлагаются задания в зависимости от уровня обученности ученика.

ВложениеРазмер
TEST_PRIChASTIE.rar 17.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Запишите три причастия.

2.Найдите в приведенных примерах причастие и укажите их номера:

1.Спелый 2.Бушевать 3.Бушующий

4.Синевший 5.Синеть 6.Весенний

1.Найдите и подчеркните в предложениях причастие:

1.В пустом вечереющем небе пролетел ястреб.

2.Далеко в потемневшей тайге бубнил филин.

3.Свистящим шепотом перекликнулись между собой сосны.

4.Лодки закачались, поднятые и опущенные волной, оставленной

1 . Запишите по два причастия :

2.Подчеркните в предложении действительные причастия :

Трудна стрельба по внезапно вылетевшему из кустов фазану, подгоняемому криками охотников.

3.Укажите номера словосочетаний со страдательным причастием.

1.Плачущий ребёнок 2.Отцветшие луга

3.Увлекаемый течением 4.Любящий сны

5.Освещенная солнцем 6.Сжатое поле

1.Выберите правильную характеристику каждого причастия (а, б)

а) это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;

б) это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

- к действительным причастиям в именительном падеже;

- к страдательным причастиям в творительном падеже.

Обозначить в составленных словосочетаниях главное и зависимое слово:

  1. Освещенный___________________________________________
  2. Свистящий_____________________________________________
  3. Разомлевший___________________________________________
  4. Приближающийся________________________________________
  5. Срываемый_____________________________________________
  6. Видимый_______________________________________________

1.Напишите по одному действительному причастию настоящего времени с суффиксами:

  1. – ущ –(- ющ-)_________________________________________
  2. – ащ – (-ящ -)_________________________________________

2.Объяснить, почему каждое из данных причастий имеет такой суффикс, указав спряжение глагола, от которого оно образовано:

Бреющийся, стелющий, слышащий, видящий, роющий, слушающий .

1.Вставьте нужную букву в суффиксы действительных причастий настоящего времени:

Руб…щие лес, держ…щие флаг, слыш…щие шорох, паш…щие поле, чуть плещ…щиеся волны, кол…щая лед машина, грохоч…щие вдали, завис…щий от погоды, та…щий лед, маш…щие крыльями, хлопоч…щая хозяйка, смотр…щие спектакль дети.

1.Напишите по одному страдательному причастию настоящего времени с суффиксами :

1.- ем – (-ом-)_______________________________________________

2.- им -_____________________________________________________

2.Объясните, почему каждое из данных причастий имеет именно такой суффикс, указав спряжение глагола, от которого оно образовано:

Рассматриваемый, видимый, выращиваемый, освещаемый, множимый

1.Вставьте нужную букву в суффиксы страдательных причастий настоящего времени:

Пригиба…мый ветром, слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый другом, едва слыш…мый звук, невид…мый глазом, освеща…мый зарей.

1.Подчеркните краткие страдательные причастия:

Выращена, ласкова, примята, тиха, наполнена, взята, нарисован, красив, чист, переплетен.

1.Подчеркните в данных причастиях полные и краткие страдательные причастия как члены предложения.

1.По берегу, заливаемому прибоем, люди гонялись за набегавшей и скатывавшейся по гальке волной.

2.В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква.

3.На перепаханных полях убирают колхозники картофель.

4.Лист почти опал, им густо засыпана почерневшая от влаги земля.

1.Допишите окончания причастий в каждом падеже:

2.Вставьте нужную букву в окончания причастий:

1.В поредевш…м мраке прорезались стволы лиственниц.

2.Над поредевш…м лесом показалось солнце.

1.Выберите в скобках и подчеркните правильную форму причастия:

1.Доклад, (обсуждавший, обсуждавшийся) сегодня, будет напечатан.

2.Между колоннами, (образующими, образующимися) портик, была видна дверь.

3.Картина, (демонстрирующая, демонстрирующаяся) на выставке, была отреставрирована.

4.Небо, (затянувшее, затянутое, затянувшееся) тучами, черным потолком повисло над нами.

2.Найдите и исправьте ( где необходимо) ошибки в окончании причастий:

1.По небу бежали остатки вылившийся ночью тучи, сквозь которую неярко просвечивало обозначившиеся кругом солнце.

2.Над порозовевшем морем поднималось унылое солнце.

3.Маленькие птички, камышовки, перелетали по высоким, звеневшем на ветру высохшим стеблям.

Причастный оборот – это ……..

А ) причастие с определяемым словом;

Б ) причастие с зависимыми от него словами;

В) несколько причастий в предложении.

В предложении причастный оборот является……

Тонущий корабль, плывущая по волнам, летящий в небе, думающая девочка, пришедший в класс, увидевший слона, приехавший друг.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами.

1.Какое из данных предложений включает причастный оборот (укажите номер). Знаки препинания не поставлены.

1.На розовеющем востоке нарождалось солнце.

2.Дожди растревожили реку уже уснувшую в осеннем покое.

3.Тишина полуденного зноя тяготела над сияющей и заснувшей землей.

2.Выделите в предложениях причастные обороты и определяемые слова. Расставьте знаки препинания.

1.Озаряемая снизу солнцем высоко в небе стояла румяная тучка.

2.Плещется рыба в уже уснувшей реке.

3.Шорох шагов по опавшему на землю листу слышен далеко.

1.Выделите графически в данных предложениях причастные обороты. Знаки препинания не поставлены.

1 .По небу бежали остатки вылившейся ночью тучи.

2 .На мокром снегу рассыпавшемся под ногами стеклянной крупой было много медвежьих следов.

3.С самого утра перепадал мелкий дождик сменяемый по временам теплым солнечным сиянием.

2.Исправьте ошибки в расстановке знаков препинания в следующих предложениях:

  1. За окном тускло освещенным лунным светом, серебрилось пшеничное поле.
  2. Возле дома выстроились деревья увешанные, созревшими апельсинами.
  3. Смешанную со снегом, пыль ветер несет нам в глаза.
  4. Протоптанная в ягодниках и мхах, тропинка ведет нас к опытному полю.

1.Объясните правописание НЕ в данных примерах:

  1. Не закончено_______________________________________________
  2. Негодующий_______________________________________________
  3. Не рассказанный мною_______________________________________
  4. Невыученный_______________________________________________
  5. Не начавшееся, а закончившееся собрание___________________________________________________
  1. Пишется раздельно, т.к. у причастия есть зависимое слово ,
  2. пишется слитно, т.к. причастие без НЕ не употребляется,
  3. пишется раздельно, т.к. это краткое причастие,
  4. пишется слитно, т.к. это одиночное причастие,
  5. пишется раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом А.
  1. Ничего несделавший ученик,
  2. непройдена,
  3. неподготовленный материал,
  4. не созревшая рожь,
  5. калитка не закрыта,
  6. еще нескованная льдом река,
  7. нераспечатанное, а разорванное письмо.

1.Укажите номера примеров, в суффиксах которых нужно писать две буквы Н:

  1. Реше…а,
  2. закопче…ая,
  3. нарисова…ый,
  4. кова…ый,
  5. выуче…ый,
  6. ране…ый в ногу,
  7. груж….й,
  8. жела…ый,
  9. варе…ый,
  10. ране…ый.

2.Укажите номера примеров, в суффиксах которых нужно писать одну букву Н:

  1. Разброса…ый,
  2. слома…а,
  3. броше…ые на стол книги,
  4. жаре…ый,
  5. выуче..ый,
  6. выкова…ый,
  7. моче…ое яблоко,
  8. иллюстрирова…ый,
  9. асфальтирова…а,
  10. обветре…ое лицо.

1.Вставьте одну или две буквы Н в данные примеры:

Посеребре…ые инеем деревья, перевязать ране…ого бойца, выкраше…ый пол, груже…ая овощами корзина, посаже…ы в саду, средства вложе…ы, топле…ое молоко, варе…ый утром кофе, асфальтирова…ая дорога, тка…ая скатерть, квалифицирова…ый рабочий, утопта…ая тропинка, стега…ая курточка, писа…ая красавица, жела…ый гость.

Буква Е перед Н и НН пишется в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на:

1)- ать , 2) – оть , 3) – еть , 4) – ить , 5) – уть .

2.Напишите два причастия с буквами А и Е перед Н или НН

а) с буквой А______________________________________________________

б) с буквой Е______________________________________________________

  1. Напишите рядом с причастием номер правильного ответа на вопрос: почему в данных причастиях пишутся буквы А или Е перед НН?

А ) Причастие образовано от глагола на –еть(-ить),

Б ) причастие образовано от глагола на –ать(-ять).

2.Напишите страдательное причастие прошедшего времени от основы данных глаголов

1.Выберите только признаки причастия:

1.Род 2.число 3.падеж 4.склонение 5.лицо 6.вид 7.возвратность

8.спряжение 9.одушевленное или неодушевленное 10.наклонение 11.время

1.Найдите в предложении причастие и произведите его морфологический разбор:


Причастие — это часть речи, которая отвечает за признак предмета по действию и вместе с другими словами образует причастный оборот. В этой статье расскажем про особенности причастного оборота и как его определить в предложении.

О чем эта статья:

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник. То есть подарок испытывает действия именинника, но он сам действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок испытал действия именинника.

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Определение причастного оборота

Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.

Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.

Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего выполняет функцию определения и подчеркивается волнистой линией.

Причастие обозначает признак предмета по действию:

В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Границы причастного оборота

Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.

Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:

  • Пригревающее (кого?) — нас.
  • Пригревающее (как?) — нежно.

Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.

Знаки препинания при причастном обороте

Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.

По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

  • причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
  • причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);

Встревоженный, Владимир открыл окно. – Владимир открыл окно, (почему?) так как был встревоженный.

Напуганный шагами туристов, стараясь быстрее скрыться из виду, лис кинулся в чащу.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:

Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

Земля пропиталась влагой от дождя, еще не промерзшая.

Шум тихо трепещущей листвы наполнял все пространство.

Еще не промерзшая земля пропиталась влагой от дождя.

Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.

Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.

Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.

Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и устраивающую моих родителей.

Причастие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми обра­зу­ет при­част­ный обо­рот. Укажем, как отли­чить при­ча­стие и при­част­ный обо­рот, как опре­де­лить гра­ни­цы при­част­но­го обо­ро­та в предложении.

Что такое причастие?

Чтобы понять, как соот­но­сят­ся меж­ду собой при­ча­стие и при­част­ный обо­рот, вспом­ним сна­ча­ла, какая фор­ма гла­го­ла (часть речи) назы­ва­ет­ся причастием.

Причастие — это неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие?

Причастие это

  • пля­шу­щий клоун;
  • летя­щий комар;
  • изу­ча­е­мый предмет;
  • насу­пив­ший­ся мальчик;
  • обес­си­лев­ший старик;
  • запа­ян­ное отверстие;
  • при­гла­жен­ные волосы.

Во всех при­ве­ден­ных сло­во­со­че­та­ни­ях оди­ноч­ное при­ча­стие опре­де­ля­ет имя суще­стви­тель­ное и явля­ет­ся зави­си­мым словом:

В пред­ло­же­нии оно высту­па­ет в роли согла­со­ван­но­го определения:

Насупившийся маль­чик сидел воз­ле стола.

Что такое причастный оборот?

В пред­ло­же­нии у при­ча­стия могут быть зави­си­мые слова:

На арене цир­ка высту­па­ет весе­ло пля­шу­щий кло­ун .

Эта син­так­си­че­ская кон­струк­ция явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ни­ем. Определение выра­же­но при­ча­сти­ем с зави­си­мым сло­вом в виде наречия:

Обратим вни­ма­ние, что в отли­чие от рас­смот­рен­ных выше сло­во­со­че­та­ний при­ча­стий с суще­стви­тель­ны­ми в этой рече­вой ситу­а­ции при­ча­стие явля­ет­ся глав­ным сло­вом, а от него зави­сит наре­чие. Такая син­так­си­че­ская кон­струк­ция назы­ва­ет­ся при­част­ным оборотом.

Иначе гово­ря, сло­во­со­че­та­ние, в кото­ром при­ча­стие явля­ет­ся глав­ным сло­вом, назо­вем при­част­ным оборотом.

Причастный оборот

Имеем в виду, что при­част­ный обо­рот как опре­де­ле­ние орга­ни­зу­ет толь­ко пол­ная фор­ма при­ча­стия. Краткая фор­ма при­ча­стия, как пра­ви­ло, явля­ют­ся ска­зу­е­мым в предложении.

Листья кле­на, осве­щен­ные солн­цем , золо­тят­ся в его лучах.

Листья клё­на осве­ще­ны луча­ми солнца.

В при­част­ном обо­ро­те от при­ча­стия могут зави­сеть сло­ва раз­ных частей речи:

1. имя существительное

  • тан­цу­ю­щие у ёлки;
  • застре­лен­ная охот­ни­ком утка;
  • наде­яв­ший­ся на удачу;
  • опро­ти­вев­ший всем;
  • под­пи­сан­ный мной;
  • не зна­ча­щий ничего;
  • боль­но жаля­щие осы;
  • кри­во наве­шен­ная форточка;
  • оби­дев­ший­ся напрасно.

Примеры

Солнце, спус­ка­ю­ще­е­ся (куда?) за лес, бро­си­ло послед­ние лучи на обла­ка и разу­кра­си­ло их в розо­вый цвет.

Дети, уви­дев­шие (кого?) ёжи­ка, радост­но закричали.

Залаявшая (как?) гром­ко соба­ка раз­бу­ди­ла деда Федора.

Услышанный (кем?) мною рас­сказ охот­ни­ка пора­зил до глу­би­ны души.

Как найти причастный оборот?

Иногда быва­ет затруд­ни­тель­но отыс­кать при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот может нахо­дить­ся перед опре­де­ля­е­мым суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем или после них.

У дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий име­ют­ся харак­тер­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых они обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных глаголов:

  • сте­лить­ся — они сте­лют­ся — стел ющ ийся утром туман;
  • лако­мить­ся — они лако­мят­ся — лаком ящ ийся кон­фе­той мальчик;
  • зачер­ви­веть — быст­ро зачер­ви­ве вш ее ябло­ко;
  • обве­сить — обвеш енн ый про­дав­цом покупатель;
  • умыть — умы т ые росой листья.

Отыскав при­ча­стие, посмот­рим, есть ли рядом с ним сло­во, к кото­ро­му мож­но задать вопрос:

Парень при­це­лил­ся в раз­ве­шан­ные (где?) по стене мишени.

Мы осто­рож­но шли по дорож­ке, оле­де­нев­шей (когда?) с вече­ра .

Дети, услы­шав­шие (что?) зву­ки музы­ки , пошли в ту сторону.

Причастный обо­рот, нахо­дя­щий­ся в сере­дине пред­ло­же­ния после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, выде­ля­ет­ся с двух сто­рон запя­ты­ми. Перед опре­де­ля­е­мым сло­вом этот обо­рот не выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, если не име­ет обсто­я­тель­ствен­но­го зна­че­ния при­чи­ны или уступки.

Видеоурок

Читайте также: