Инвестиционная безопасность государства доклад

Обновлено: 02.07.2024

В числе первоочередных проблем, стоящих перед российской экономикой, необходимо назвать проблему обеспечения инвестиционной безопасности государства. Несмотря на многочисленные попытки решения этой проблемы, предпринимаемые уже не один десяток лет, она на сегодняшний день продолжает оставаться крайне актуальной. По-прежнему пороговые показатели инвестиционной безопасности (такие как степень износа основных фондов, средний возраст машин и оборудования, доля инвестиций в ВВП) выходят за свои предельно допустимые границы. При этом тенденции динамики этих показателей не оставляют надежд на то, что проблема обеспечения инвестиционной безопасности государства будет решена в ближайшем будущем.

Следует отметить, что данную проблему нельзя решить традиционными способами на основе опыта и интуиции. Ее решение требует пространственно-временного согласования действий огромного числа субъектов, что не всегда под силу для человеческого разума. Дополнительные трудности в решении этой проблемы возникают и из-за того, что она не относится к классу рутинных проблем, то есть проблем, решаемых регулярно по известным готовым схемам и алгоритмам.

Как правило, определить компонентный состав системы не представляет большого труда, в него включают те элементы, которые необходимы для решения поставленной задачи.

Очевидно, что для решения проблемы обеспечения инвестиционной безопасности необходимы определенные силы и средства. К силам обеспечения инвестиционной безопасности будем относить государство, а также участников инвестиционной деятельности. Последних необходимо включить в компонентный состав проектируемой системы по следующей причине: они своими действиями (или бездействиями) определяют уровень инвестиционной безопасности государства. В самом деле, инвестиционная безопасность во многом зависит от инвестиционной активности нефинансовых корпораций, осуществляющих реальные инвестиции; от посреднической активности финансовых корпораций, мобилизующих временно свободные денежные средства и предоставляющих их на возвратной и платной основе нефинансовым корпорациям; от сберегательной активности домашних хозяйств, являющихся для финансовых корпораций главными поставщиками временно свободных денежных средств. Поскольку субъекты инвестиционной деятельности непосредственно и активно влияют на уровень инвестиционной безопасности, их можно считать и субъектами ее обеспечения.

Субъекты обеспечения инвестиционной безопасности нуждаются в определенных средствах для осуществления своей деятельности. Для государства такими средствами являются инструменты регулирования инвестиционной деятельности: нормативно-правовые предписания, регламентирующие права и обязанности участников этой деятельности, порядок ее осуществления, централизованные инвестиционные ресурсы, объекты госсобственности, учетная ставка, налоговые ставки, налоговые льготы, амортизационные нормы, государственные гарантии, субсидии, дотации, кредиты. Для остальных субъектов инвестиционной безопасности средствами ее обеспечения являются предметы обмена между этими субъектами – инвестиционные ресурсы (собственные и заемные), капитальные блага, информация.

Перечисленные выше силы и средства способны обеспечить инвестиционную безопасность только в случае тесного взаимодействия друг с другом. Поэтому взаимодействия, отношения между ними тоже следует включить в систему обеспечения инвестиционной безопасности государства.

Итак, в компонентный состав системы обеспечения инвестиционной безопасности входят государство, субъекты инвестиционной деятельности, инструменты государственного регулирования этой деятельности, предметы обмена между субъектами инвестиционной деятельности, отношения между ними.

Что касается структуры системы обеспечения инвестиционной безопасности государства, то ее определение по сравнению с установлением компонентного состава системы представляет собой гораздо более сложную задачу.

Поскольку система обеспечения инвестиционной безопасности включает достаточно большое количество элементов, то количество связей, отношений, которые способны образовать эти элементы представляет собой еще большую величину величину. Если бы каждый элемент системы обеспечения инвестиционной безопасности мог вступать только в бинарные отношения, соединяющие между собой два элемента и не более (например, капитальное благо и его собственника в отношении собственности), то по законам комбинаторики число этих связей в системе обеспечения инвестиционной безопасности составило бы достаточно большую величину (1):

где – количество элементов в системе;

– количество связей между ними.

На практике элементы системы обеспечения инвестиционной безопасности вступают, по большей части, не в бинарные, а в многосторонние отношения, соединяющие несколько элементов. В качестве примера можно привести отношения между иностранным инвестором и российским реципиентом инвестиций – хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Элементами этого отношения помимо иностранного инвестора и указанного хозяйственного общества являются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления иностранных инвестиций такого рода; государственные органы, производящие предварительное согласование сделки между иностранным инвестором и указанным хозяйственным обществом; инвестиционные ресурсы, принадлежащие иностранному инвестору; ценные бумаги, подлежащие передаче иностранному инвестору в случае, если сделка между ним и российским реципиентом инвестиций состоится.

Поскольку количество различных комбинаций элементов системы обеспечения инвестиционной безопасности, способных вступать в многосторонние отношения, представляет собой астрономическую величину, то и число таких отношений поистине безгранично. Описать все многообразие этих отношений не представляется возможным.

Наиболее существенными компонентами, подлежащими включению в структуру системы инвестиционной безопасности, являются, по мнению автора, субъекты ее обеспечения – государство, нефинансовые и финансовые корпорации, домашние хозяйства. Именно эти элементы являются той активной силой, которая формирует систему обеспечения инвестиционной безопасности и поддерживает ее существование. Именно эти элементы остаются относительно стабильными в процессе функционирования этой системы, в то время как прочие элементы, например, инвестиционные ресурсы, капитальные блага постоянно претерпевают изменения, взаимопереходят друг в друга.

Признание субъектов инвестиционной безопасности единственными объектами отношения, лежащего в основе структуры системы ее обеспечения, не означает, что прочие элементы системы обеспечения инвестиционной безопасности выпадают из этой структуры. Эти элементы тоже входят в отношение, формирующее структуру системы обеспечения инвестиционной безопасности, но не в качестве объектов этого отношения, а в качестве других его компонентов.

В числе обязательных компонентов отношения, формирующего структуру системы, один из выдающихся отечественных системологов В.И. Свидерский помимо объектов этого отношения называл также основу, материальный фон, результат, а также отношения между объектами рассматриваемого отношения [3, с. 30]. Таким образом, структуру системы, он понимал как отношение отношений и отношение явлений.

Что же подразумевал В.И. Свидерский под основой, материальным фоном, результатом и отношениями, формирующими отношение, называемое структурой системы?

Разложим отношение, формирующее структуру системы обеспечения инвестиционной безопасности, на элементы, выделенные В.И. Свидерским.

Основой этого отношения будем считать цель проектируемой системы, которая состоит в обеспечении инвестиционной безопасности государства. Именно эта цель объединяет в единое целое все объекты отношения, формирующего структуру проектируемой системы. Отношения (то есть зависимости и взаимозависимости), возникающие между объектами рассматриваемой структуры, есть, по сути, отношения, в которые субъекты инвестиционного комплекса вступают в процессе обеспечения собственной инвестиционной безопасности, а государство – в процессе регулирования этой деятельности. Материальный фон создает нормативно-правовая база, регламентирующая отношения по обеспечению инвестиционной безопасности, инструменты их регулирования, а также продукты обмена между объектами. Результатом рассматриваемых отношений служит инвестиционная безопасность государства.

Для познания структуры системы обеспечения инвестиционной безопасности существенное значение имеет идентификация типа отношений (связей) между объектами этой структуры.

Отношения взаимодействия. Каждый из объектов этих отношений, например объект А, оказывает определенное влияние на другой объект – объект Б. Результат этого влияния служит для объекта Б стимулом для воздействий на объект А.

Таким образом, состояние, функции, само существование объекта А служит одновременно причиной и следствием состояния, функций, существования объекта Б. Поэтому отношения взаимодействия являются одновременно и причинно-следственными отношениями.

Примером отношений взаимодействия в сфере обеспечения инвестиционной безопасности являются отношения между государством и нефинансовыми корпорациями, в которые они вступают в случае предоставления последним льготных инвестиционных кредитов. Государство, будучи участником этих отношений, в целях обеспечения своей инвестиционной безопасности стимулирует инвестиционную деятельность нефинансовых корпораций, предоставляя им из бюджета займы на льготной основе. Благодаря эффекту мультипликации предоставление льготных инвестиционных кредитов вызывает рост производства на предприятиях – получателях этих кредитов, а также на смежных с ними предприятиях. Общий прирост объемов производства вызывает обратное положительное воздействие предприятий нефинансового сектора на государство – прирост налоговых поступлений в бюджет. Прирост налоговых поступлений в бюджет в свою очередь дает государству дополнительные возможности для осуществления льготного кредитования предприятий нефинансового сектора экономики, а значит, и дополнительные возможности по укреплению собственной инвестиционной безопасности.

Не всякие взаимодействия относятся к тому же классу отношений, что и только что описанные, то есть к классу кооперативных отношений. Объекты, формирующие структуру системы, могут вступать также и в конфликтные взаимодействия (в такие отношения, например, вступают нефинансовые корпорации, конкурирующие за инвестиционные ресурсы).

Но в любом случае отношения взаимодействия (и кооперативные, и конфликтные) являются базовыми, основополагающими отношениями в структуре системы обеспечения инвестиционной безопасности: кооперативные отношения обуславливают ее существование, конфликтные – развитие.

В самом деле, система существует только тогда, когда она обладает эмерджентными качествами, то есть качествами, не сводимыми к качествам отдельных ее элементов. В противном случае она превращается в простую совокупность последних. Но эмерджентные качества то или иное образование приобретает лишь в результате кооперативного взаимодействия его компонентов.

Так, система обеспечения инвестиционной безопасности приобретает свое эмерджентное качество – способность обеспечивать эту безопасность – в результате кооперативных взаимодействий между финансовыми и нефинансовыми корпорациями, в результате которых первые предоставляют вторым на возвратной и платной основе принадлежащие им инвестиционные ресурсы; между домашними хозяйствами и финансовыми корпорациями, в результате которых первые предоставляют вторым свои сбережения, а вторые трансформируют эти сбережения в инвестиции; между домашними хозяйствами и всеми остальными элементами системы, в результате которых последние осуществляют выплаты в пользу домашних хозяйств, за счет которых те и делают свои сбережения.

В отличие от кооперативных взаимодействий, которые обуславливают существование системы, конфликтные взаимодействия обуславливают ее развитие. Эти взаимодействия порождаются противоречиями в интересах элементов системы обеспечения инвестиционной безопасности, а противоречия, как известно, являются источником развития. Так, конфликт между нефинансовыми корпорациями, конкурирующими за ограниченные инвестиционные ресурсы, побуждает их искать новые источники этих ресурсов, новые формы инвестирования, внедрять новые капиталосберегающие технологии.

Отношения координации и субординации.Координация – это отношения между объектами одного иерархического уровня системы. Результатом этих отношений является согласование интересов их объектов, достигнутое путем компромисса, взаимных уступок. Примером таких отношений в сфере обеспечения инвестиционной безопасности являются отношения между производителями и потребителями капитальных благ, в результате которых обеспечивается равенство спроса и предложения на эти блага. Субординация – это отношения между объектами разных иерархических уровней системы. В результате этих отношений объекты вышестоящих иерархических уровней подчиняют интересы объектов нижестоящего уровня своим интересам, приводят состояние и функции этих объектов в соответствие со своими целевыми установками. Примером отношений субординации являются отношения между государством, выполняющим управленческие функции в системе обеспечения инвестиционной безопасности, и субъектами инвестиционной деятельности, образующими управляемую подсистему в данной системе.

Необходимые и случайные отношения.Необходимым отношением между элементами системы приято считать такое отношение, которое имеет один единственно возможный результат. В отличие от необходимого отношения случайное имеет несколько альтернативных исходов, какой из них будет реализован в действительности, заранее неизвестно.

По мнению автора, между элементами системы обеспечения инвестиционной безопасности нет абсолютно необходимых и абсолютно случайных отношений. В данной системе можно выделить лишь преимущественно необходимые и преимущественно случайные связи.

К преимущественно необходимым относятся, например, кредитные отношения между банками и нефинансовыми корпорациями. Необходимыми их следует признать потому, что между их важнейшими параметрами (кредитной ставкой и объемом кредитования) существует устойчивая связь: с ростом кредитной ставки объемы кредитования чаще всего сокращаются, падение кредитной ставки, как правило, вызывает увеличение объема выданных кредитов. Тем не менее, данное отношение можно признать лишь преимущественно необходимым, поскольку связь между кредитной ставкой и объемом кредитования не является жестко детерминированной. В некоторых случаях, например в условиях экономического бума, увеличение кредитной ставки не вызывает сокращения объема кредитных заимствований. Обратная зависимость между кредитной ставкой и объемом кредитования может не соблюдаться и в период депрессии, когда снижение кредитной ставки не вызывает роста кредитных заимствований.

Рассматриваемое отношение можно было бы считать истинно необходимым, если бы мы могли достоверно предсказывать наступление экономических спадов и подъемов (в этом случае зависимость между кредитной ставкой и объемом кредитных заимствований можно было бы сформулировать следующим образом: в фазу оживления связь между указанными параметрами обратная, в фазы депрессии и подъема – связь между этими параметрами отсутствует).

Однако достоверные методы прогнозирования будущих экономических спадов и подъемов пока не разработаны. Таким образом, мы не можем с уверенностью утверждать, к какому результату приведет повышение (снижение) кредитной ставки, этот результат целиком и полностью зависит от динамики экономического цикла, которая пока является для нас случайным параметром.

Что касается преимущественно случайных отношений, то к ним можно отнести отношения между участниками фондового рынка. Преимущественно случайными они являются потому, что изменение их важнейших параметров – стоимости ценных бумаг зависит от случайных факторов, например от психологических настроений участников фондового рынка. Тем не менее, абсолютно случайными эти отношения назвать нельзя, поскольку они носят массовый характер и, как все массовые явления, подчиняются статистическим закономерностям. Указанные закономерности с определенной долей вероятности позволяют предсказывать будущие изменения стоимости ценных бумаг.

Таким образом, в любых отношениях между объектами структуры системы обеспечения инвестиционной безопасности в той или иной мере присутствуют элементы случайности. Это означает, что результат реализации данных отношений не является строго детерминированным. Вместе с тем, этот результат нельзя считать и абсолютно случайным, а значит непредсказуемым. Учесть роль и значение элементов случайности позволяют методы статистики и теории вероятностей.

Итак, подведем итоги. Для решения проблемы обеспечения инвестиционной безопасности государства требуется особое проблеморазрешающее средство – система обеспечения инвестиционной безопасности. В ходе проектирования данной системы в настоящей работе был установлен ее компонентный состав (включающий государство, субъекты инвестиционной деятельности, инструменты государственного регулирования этой деятельности, предметы обмена между субъектами инвестиционной деятельности и отношения между ними). Кроме того, была определена структура проектируемой системы (представляющая собой совокупность отношений между ее элементами, в частности, отношений взаимозависимости, субординации, координации, необходимости и случайности). Полученная система может быть использована в моделировании процессов обеспечения инвестиционной безопасности, осуществляемого с целью оптимизации этих процессов.

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.

2. Малиновский А.А. Теория структур и ее место в системном подходе // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1970. М.: Наука, 1970. С. 10-22.

3. Свидерский В.И. О диалектике отношений. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. 135 с.

4. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. Киев: МАУП, 2003. 368 с.

5. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник / Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006. 848 с.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.

Гост

ГОСТ

Инвестиционная безопасность – это составная часть экономической безопасности; состояние защищённости инвестиционной системы от воздействия внутренних и внешних угроз.

Роль и место инвестиционной системы в современной экономике

Государство (как ключевой участник рыночных отношений) при осуществлении экономической политики большую часть своих задач решает через реализацию своих функций в инвестиционной системе.

Инвестиционная система – это совокупность специализированных содержательных элементов, которая способна формировать институты, предназначенные для организации инвестиционного процесса и функционирования экономики в целом.

Инвестиционная система является одним из важных структурных элементов системы воспроизводства. Ее значение заключается в том, что инвестирование представляет собой процесс по движению денежных средств (или других финансовых ресурсов) от одного субъекта к другому и по их последующему использованию в качестве капитальной стоимости. Следовательно, инвестиционная система, функционирующая на грани финансовой и производственной сфер, ориентирована на решение главной задачи – обеспечения эффективного воспроизводства и превращения денежных потоков в материальные.

Основные сведения о системной инвестиционной безопасности

Важнейшим элементом концепции национальной безопасности любого современного государства и в то же время отдельным направлением государственной экономической политики является инвестиционная безопасность (рассматриваемая через призму концептуальных взглядов на нее и механизма функционирования ее обеспечения). Акцентирование внимания именно на инвестиционной безопасности (т.е. с некоторой долей абстрагирования от других составляющих экономической безопасности) объясняется следующими тезисами:

Готовые работы на аналогичную тему

  • инвестиции являются одними из главных средств выхода народного хозяйства на траекторию устойчивого экономического развития;
  • существует немалый сектор теневых (криминальных) инвестиций;
  • большинство иностранных инвесторов, как правило, выражают сугубо спекулятивные интересы;
  • инвестирование иностранного капитала в отечественную экономику осуществляется с целью решения экономических вопросов своих стран за счет ресурсов и возможностей отечественных рынков;
  • наличие иностранных инвестиций создает угрозу для конкурентоспособности отечественных производителей;
  • инвестирование иностранного капитала преимущественно осуществляется в виде переноса производств тех отраслей экономики, которые утрачивают свое первостепенное значение и др.

Надлежащее состояние системной инвестиционной безопасности предполагает, что у нее имеются следующие характерные черты:

  • инвестиционная система приобретает устойчивость, что означает ее крепкое внедрение в систему воспроизводства и ее адекватное реагирование на изменения этой системы;
  • в необходимых и достаточных объемах в экономике сформированы производственный потенциал и финансовые возможности;
  • обеспечивается целостность национальной финансовой системы, способной противостоять действию неблагоприятных макро- и мегапроцессов;
  • действуют эффективные инструменты защиты производственной и финансовой систем страны;
  • созданы условия для всестороннего использования мультипликативных факторов поступления в национальную экономику инвестиционных потоков;
  • обеспечивается реализация стратегических целей по созданию новых инвестиционных отраслей и продуктов;
  • гарантируется социально-политическая стабильность общества.

Ключевые аспекты обеспечения системной инвестиционной безопасности

Обеспечение системной инвестиционной безопасности предполагает разработку и реализацию комплекса мер, а также включает в себя критерии, инструменты и процедуры, которые в своей совокупности направлены на контроль за производственной деятельностью в масштабах региона и всего государства, а также на выявление, нейтрализацию и предотвращение проявлений негативного влияния криминального капитала, закрепившегося во многих народно-хозяйственных комплексах.

Проблемы системной инвестиционной безопасности рекомендуется рассматривать со всех сторон. Это, прежде всего, означает уточнение границ и уровней безопасного инвестирования. В данном случае требуется проанализировать текущие инвестиционные процессы в экономике по видам, объемам и структуре вложений, по территориальному признаку, по степени ограждения отечественных производителей от негативных проявлений деятельности инвестированного криминального капитала.

Уровень инвестиционной безопасности чаще всего оценивается по следующим критериям:

  • инвестиционная активность хозяйствующих субъектов;
  • динамика, структура и источники финансирования инвестиций в основной капитал;
  • масштабы и результативность инвестиционных процессов и их влияние на процесс формирования производственной базы национальной экономики.

Кроме того, степень инвестиционной безопасности национальной экономики определяется на основе таких макроэкономических показателей, как доля накопленных инвестиций в ВВП, соотношение темпов роста инвестиций и темпов роста ВВП, степень модернизации и обновления основного капитала. Это позволит оперативно принять решения для совершенствования инвестиционного климата внутри страны и для повышения ее инвестиционной безопасности.

Во время хронических кризисов и неотложных социальных и экологических проблем использование экономического роста для устойчивого и инклюзивного развития как никогда важно. Инвестиции являются основным двигателем такого роста. Таким образом, обеспечение системной инвестиционной безопасности и обеспечение их вклада в достижение целей устойчивого развития является приоритетом для всех стран.

Системную инвестиционную безопасность можно описать как набор конкретных действий или мер, которые содержат известные функции управления проектами или менеджмента в инвестиционной сфере: определение целей инвестиционной деятельности в стратегическом масштабе, разработка согласованной стратегии и ее тактическое воплощение в реальных условиях. Сегодня инвестиционная безопасность требует серьезных вмешательств. И желательно, чтобы вмешательство было со стороны частных инвесторов, которые будут делать инвестиции не только с целью получения прибыли, но и с умными инвестициями для развития экономики в целом [3, с.3].

В целом системная инвестиционная безопасность направлена на:

  • создание синергии с более широкими целями экономического развития или промышленной политикой и достижение полной интеграции в стратегии устойчивого развития экономики;
  • способствует ответственному поведению инвесторов и внедряет принципы корпоративной социальной ответственности (КСО);
  • обеспечивает эффективность политики при ее разработке и реализации, а также в институциональной среде, в которой они действуют.

Одной из проблем обеспечения системной инвестиционной безопасности государства является низкая инвестиционная привлекательность РФ.


Рис. Приток ПИ в Российскую Федерацию, 2009-2019 гг. (млрд. долл. США)

Как видно из приведенной диаграммы, наибольший рост наблюдается в 2019 году, в связи с подписанием и развитием сотрудничества РФ, в различных сферах.

С одной стороны, механизм инвестиционной безопасности основан на усовершенствованной концептуальной базе, которая включает три компонента: национальные интересы (особенно инвестиционные интересы), препятствия как угрозу реализации интересов и систему мер по устранению угроз, их прогнозу и своевременному предупреждению.

Для обеспечения инвестиционной безопасности и устойчивого развития экономики существующее управление может осуществляться в четырех взаимосвязанных областях.

Первый – это всестороннее исследование взаимосвязи всех законов, постановлений и управленческих решений с целью прояснения соответствия и сосредоточения внимания на укреплении безопасности общества.

Второй – организовать борьбу с существующими угрозами безопасности, которая не может ограничиваться реагированием на реальные нарушения существующих законов, норм, правил и пороговых значений, характеризующих угрозу. Это, как правило, включает в себя действия по устранению условий и условий, которые способствуют дальнейшему развитию этих угроз, вызванных первоначальными ошибками политического и экономического управления.

Третий - организовать работу всех управленческих структур на усиление инвестиционного потенциала, т.е. на создание жизнеобеспечения. В эту область входит мониторинг положительных тенденций в области общественной безопасности, определение источников, факторов развития этих тенденций, условий проявления и возможностей распространения.

Четвертое - обеспечить устойчивость развития экономики в целом, то есть создать возможности для будущего развития экономической системы. Это исходная безопасность долгосрочного стратегического развития, прежде всего достоверная оценка эффективности, выявление реальных возможностей мобилизации сил и ресурсов в каждом проекте, комплексный ситуационный анализ проблем, актуальный прогноз изменений в стране, безопасность реализации проекта. разработка рациональной схемы управления каждым проектом в связи с реализацией проекта.

Четыре стратегических направления обеспечения инвестиционной безопасности государства обязательно предусматривают анализ новых угроз, условий и возможностей нарушения национальных интересов в различных сферах жизни общества, а также подготовку прогноза негативных последствий социально-экономической трансформации общества для безопасности.

Таким образом, организационно-экономический механизм обеспечения инвестиционной безопасности, взаимосвязанные ключевые организационно-экономические элементы и их типы групп (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты и т. д.), а также их многоуровневый период взаимодействия, оказывает влияние на экономические отношения (интересы) государства, экономических субъектов и общество.

Конечным результатом такого механизма обеспечения инвестиционной безопасности является формирование рациональной экономической стратегии государства, то есть формирование стратегии устойчивого экономического развития, основанного на балансе экономических интересов всех участников инвестиционной деятельности, для обеспечения устойчивого экономического роста в стране.

Вопросы инвестиционной безопасности как неотъемлемой составляющей экономической безопасности нашего государства в настоящее время приобретают всё большее значение. Наблюдается смещение опоры политики защиты жизненно важных интересов страны с военного на экономическое могущество.

Поэтому, учитывая сложившуюся в стране ситуацию и существующие тенденции, необходимостью становится обеспечение экономической безопасности России и, в первую очередь, разработка критериев и требований к идущим в стране экономическим процессам с точки зрения борьбы с криминализацией. Криминальные капиталы деформируют структуру экономики страны, навязывают неблагоприятные приоритеты развития субъектов экономики.

Источники угроз криминальной безопасности субъектов российской экономики можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним источникам относятся:

- недружественная политика иностранных государств, заинтересованных в использовании российской организованной экономической преступности для осуществления масштабных экономических операций, прежде всего неэквивалентного вывоза из России ресурсов;

- деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, использующих российскую экономическую преступность для своих целей;

- деятельность иностранных политических и экономических структур, направленной на использование российской экономической преступности для осуществления своих целей;

- преступные действия зарубежных криминальных организаций российского и зарубежного происхождения и т.п.

Внутренними источниками угроз являются:

- противозаконная деятельность российских коммерческих и государственных структур при совершении финансово-хозяйственных операций;

- неправомерные действия российских государственных органов, приводящие к созданию условий для совершения экономических преступлений юридическими и физическими лицами;

- деятельность российских организованных преступных сообществ и т.п.

При этом все угрозы носят не умозрительный характер, а в каждой из них присутствуют целенаправленные действия конкретных носителей враждебных намерений, наносящих ущерб российским национальным интересам.

Кроме того, мы можем выделить следующие проявления воздействия организованной экономической преступности:

- криминализация экономических, производственных, торговых и финансовых процессов приводит к тому, что экономические механизмы начинают работать не в российских национальных интересах, а в интересах отдельных групп российских и зарубежных предпринимателей и чиновников:

- коррумпированность органов власти и управления на уровнях от районного до федерального приводит к тому, что принимаемые решения и повседневная служебная практика направлены на корыстные интересы получения личных доходов в ущерб интересам государства и общества;

- превращение криминального капитала в мощную финансовую силу, контролирующую огромные массы финансовых средств и имущества приводит к тому, что важнейшие государственные институты, в том числе в некоторых случаях правоохранительные, переориентируются на обслуживание криминального капитала (в различных организационных формах), а не на те цели, для осуществления которых они созданы, и т.п.

В этих условиях достижение стоящих перед российским государством целей как микро- и макроэкономических, социальных, так и геополитических становится невозможно. Реализация государственных задач не может быть осуществлена при такой изначальной деформации практически всех сторон и механизмов осуществления жизнедеятельности государства и общества.

В настоящий период в области инвестиционных отношений, определяющих динамику и тенденции развития российских региональных производственных комплексов, существуют серьёзные проблемы.

В обобщенном виде изменение показателей развития предприятий, составляющих региональный производственный комплекс, под влиянием криминальных инвестиций можно изложить в следующем виде:

R = R0+ k (F/ F0 – 1)I,

где R0, k, F0, I > 0; R – обобщенный показатель развития всех предприятий регионального производственного комплекса в условиях влияния криминальных инвестиций (предприятий с криминальными инвестициями и без них); R0 – обобщенный показатель развития предприятий регионального производственного комплекса без влияния криминальных инвестиций (предприятий, не имеющих криминальных инвестиций); F – фактическая доля криминальных инвестиций; I – величина криминальных инвестиций; F0 – доля (порог) криминальных инвестиций, приводящая к потере подконтрольности и управляемости развитием предприятия, как части регионального производственного комплекса, со стороны правоохранительных органов и региональных органов управления; k – число предприятий в региональном производственном комплексе.

Как видно, одной из наиболее серьезных проблем этих процессов является снижение подконтрольности и управляемости развитием предприятий, составляющих региональный производственный комплекс, одновременно с увеличением инвестиционного влияния криминального капитала.

Таким образом, в процессе развития регионального производственного комплекса под влиянием криминальных инвестиций возникает противоречие между необходимостью и целесообразностью привлечения как можно больших сумм инвестиций, теоретически стимулирующих экономическое развитие предприятий, с одной стороны, и накоплением негативных факторов влияния криминальных инвестиций, в том числе снижением подконтрольности и управляемости, с другой. Это противоречие можно назвать главным экономическим противоречием рассматриваемых процессов. Сущность этого противоречия состоит в том, что в условиях острой нехватки любых инвестиций и исчерпания инвестиционных резервов национальной экономики приходится привлекать средства практически из любых источников. Причем, в связи с растущим разрывом между потребностями производства в инвестициях для структурной перестройки, качественной и количественной модернизации, и наличием любых инвестиций вообще, необходимость привлечения инвестиций во все больших объемах постоянно возрастает. Таким образом, значение любых инвестиций возрастает, а наличие среди них значительной части криминальных инвестиций делает развитие регионального производственного комплекса менее подконтрольным и управляемым (рис. 1).

Рис. 1. Связь эффектов при использовании криминальных инвестиций: увеличение темпов развития и снижение подконтрольности экономическим развитием регионального производственного комплекса: А – увеличение темпов развития; В – снижение подконтрольности и управляемости экономическим развитием; А min, В min – минимально допустимые уровни параметров А и В; Са – увеличение темпов развития при А = Аmin; Св – снижение подконтрольности и управляемости экономическим развитием при С = Сmin.

С увеличением доли криминальных инвестиций увеличиваются темпы развития регионального производственного комплекса и снижается подконтрольность и управляемость. Пока экономическое развитие осуществлялось в отсутствие острого кризиса, в том числе инвестиционного, то условие обеспечения при использовании криминальных инвестиций приемлемых уровней подконтрольности и управляемости экономическим развитием (В>В min) и увеличения темпов развития (А>А min) выполнялось (Са = С = Св при Са С>Св при Са

Читайте также: