Охрана и конвоирование в уголовно исполнительной системе доклад

Обновлено: 05.07.2024

Козлов Андрей Иванович, заместитель начальника кафедры режима и охраны в УИС Самарского юридического института ФСИН России, подполковник внутренней службы.

Шиханов Вячеслав Александрович, старший преподаватель кафедры режима и охраны в УИС Самарского юридического института ФСИН России, подполковник внутренней службы.

Авторы статьи рассматривают основополагающие понятия, употребляемые при функционировании подразделений охраны и конвоирования, и дают характеристику таким терминам, как охрана, конвоирование, процессы их функционирования.

Ключевые слова: охрана, конвоирование осужденных, процесс функционирования подразделений охраны и конвоирования.

Comparative analysis of conceptual definitions "guarding and convoy in the criminal-executory system"

A.I. Kozlov, V.A. Shikhanov

Kozlov Andrej I., deputy head, Chair of Regime and Security in the Criminal-Executory System, Samara Juridical Institute of the Federal Service for Execution of Punishment, lieutenant-colonel of internal service.

Shikhanov Vyacheslav A., senior teacher, Chair of Regime and Security in the Criminal-Executory System, Samara Juridical Institute of the Federal Service for Execution of Punishment, lieutenant-colonel of internal service.

The authors examine the fundamental concepts that are used in the operation and escort guard units, and give a characterization of such terms as "protection", "escort", "processes of their functioning".

Key words: security, escorting inmates functioning process units and convoy protection.

Служебная деятельность по охране и конвоированию заключенных под стражу и осужденных лиц в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) всегда являлась и является одним из важных и основных направлений в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России . И это очевидно по ряду причин; так, характеристика УИС на сегодняшний день констатирует, что в 219 следственных изоляторах (далее - СИЗО) и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее - ПФРСИ) при колониях, на 1 января 2015 г. содержалось 117,4 тыс. заключенных под стражу лиц, а в 728 исправительных колониях (далее - ИУ) отбывало наказание 550,8 тыс. человек, что, за исключением колоний-поселений, составило 599 учреждений и соответственно 510,8 тыс. осужденных к отбыванию наказания лиц . Данное количество заключенных под стражу и осужденных лиц (далее - спецконтингент) номинально выражается в объеме задач по охране и конвоированию. Изоляция в форме правового принуждения, которой подвергается спецконтингент, осуществляется за счет задач, выполняемых на постоянных объектах отделами охраны и в пути следования - специальными подразделениями по конвоированию. Так, отделами охраны выполняются задачи на периметрах учреждений, составляющих около 900 километров. А от специальных подразделений по конвоированию ежемесячно назначается более 4 тыс. караулов.

Сам по себе процесс функционирования подразделений охраны и конвоирования является достаточно сложным и емким. Так, кроме осуществления вооруженной изоляции спецконтингента сотрудники подразделений охраны и конвоирования осуществляют контрольно-пропускной режим в учреждениях, производят обслуживание инженерно-технических средств охраны и надзора, специальных средств и вооружения, принимают участие в различных режимных мероприятиях учреждений, осуществляют специальную дрессировку служебных собак и т.д. В связи с чем данная категория объектов, составляющих изоляцию в УИС, их терминология требуют пристального внимания и детального разбора как самого процесса функционирования данной деятельности подразделений, так и понятийной характеристики его элементов.

Охрана - это отдельный вид пенитенциарной деятельности, который появился одним из первых и ассоциировался с понятием "тюрьма". В связи с этим особый интерес могут представлять отдельные категории и понятия, отражающие сущность и содержание процесса функционирования подразделений охраны и конвоирования.

Категории (от греч. - высказывание) - это фундаментальные понятия науки, образующие ее логический "каркас", вокруг которого группируются понятия, не являющиеся категориями, законы и принципы науки.

Центральными категориями процесса функционирования подразделений охраны и конвоирования, безусловно, будут являться понятия "охрана", "конвоирование", "процесс функционирования подразделений охраны и конвоирования".

Этимологический анализ понятия "охрана" показывает, что это слово достаточно новое в русском языке, его нет ни в словаре старославянского языка, ни в словаре церковнославянского языка. В русской речи оно появляется лишь во второй половине XIX в. в словаре В.И. Даля. Очень возможно, что слово "охрана" сложилось не без влияния польского слова ochrona - "сохранение, бережение, изъятие, условие" (ср. ochrocca, ochroniciel) .

Schmidt J., Erdmann A. Nowy kieszonkowy polsko-rosyjski i rosyjsko-polski slownik. Lipsk, 1845. С. 125.

С лексической точки зрения "охрана, охранять" означает "стеречь, беречь, оберегать, сторожить, караулить" . Кроме того, этот термин означает группу людей, охраняющую кого-нибудь, что-нибудь .

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1999. Т. 2. С. 774.
Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. С. 486.

В настоящее время термин "охрана" широко применяется в самых разных значениях и сферах жизнедеятельности человека.

В свою очередь, "конвоирование" ("конвой") заимствовано при Петре I (1703 г.) из голландского konvooi или французского convoi - "сопровождение, обоз". Исходное слово - лат. via - "дорога" .

Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. М.: ИДДК, 2004. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). (Интерактивный мир). Систем. требования: ПК 486 или выше; 32 Мб ОЗУ; Windows 98/ME/2000/XP; Pentium 166 МГц; SVGA и более цв.; 4x CD-ROM дисковод; мышь. Загл. с экрана. Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 12 x 14 см.

С точки зрения лексики в России понятие "конвоирование" тесно увязано с понятием "этапирование". Конечно, эти оба термина означают перемещение кого-либо или чего-либо в пространстве. Тем не менее они в некоторой степени различаются по смыслу. Так, "конвой" - это вооруженный отряд, сопровождающий кого-либо для охраны или предупреждения побега, а конвоирование означает "провожать на ходу, охранять, оберегать, стеречь, беречь арестанта, сопровождать конвоем" .

Даль В. Толковый словарь. Т. 2. С. 149; Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Указ. соч. С. 289.

Исходным словом для термина "этапирование" является слово "этап", в России с 1822 по 1917 г. он означал отрезок пути и место привала партии арестантов, конвоируемых пешим и обозным порядком к местам заключения или ссылки; название партии арестантов, сопровождаемой конвоем, а с 1917 г. - название группы заключенных, переводимых на новое место . Необходимо отметить, что в официальных документах понятие "этап" в настоящее время не применяется. Можно сделать вывод, что слово "этап" является архаизмом.

Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Указ. соч. С. 913.

В жизнедеятельности общества "конвой" применяется реже, чем "охрана", и ассоциируется, как правило, с военным (вооруженным) сопровождением кого-либо, чего-либо (например, железнодорожное вооруженное сопровождение грузов; перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей вооруженными караулами; сопровождение военными кораблями торговых судов).

Этимологический и лексический анализ слов "охрана" и "конвоирование" ("конвой") дает основание полагать, что в целом их смысл одинаков. Единственное различие лишь в том, что охрана осуществляется стагнационно (на одном месте, территории), а конвоирование - в движении в пространстве.

Еще одной центральной категорией нашей тематики будет являться "процесс функционирования подразделений охраны и конвоирования" .

В нашем исследовании мы будем использовать тождественные этому выражению понятия, такие как "(служебная) деятельность подразделений охраны и конвоирования", "профессиональная деятельность персонала служб охраны и конвоирования", "функционирование подразделений охраны и конвоирования" и т.д.

Процесс - ход, развитие какого-нибудь явления, последующая смена состояний в развитии чего-нибудь . Функционировать - действовать, работать . Таким образом, под процессом функционирования подразделений охраны и конвоирования можно понимать развитие, ход деятельности (службы) подразделений охраны и конвоирования УИС.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во "Оникс"; Изд-во "Мир и Образование", 2009. С. 507.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. С. 687 - 688.

Часть 5 ст. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний рассматривает в качестве одной из основных задач ФСИН России охрану и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей . Таким образом, в этой норме воедино соединены две задачи пенитенциарной системы - охрана и конвоирование спецконтингента. Очевидно, Президент РФ определил эти две задачи как единое целое.

Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4109.

Безусловно, охрану и конвоирование спецконтингента можно рассматривать как единое целое, поскольку задачи и функции этих двух самостоятельных направлений в целом идентичны:

  • они осуществляются специализированными подразделениями в структуре ФСИН России;
  • охрана и конвоирование спецконтингента требуют при несении службы специализированными подразделениями использовать вооружение (огнестрельное оружие и специальные средства) - средство принуждения к изоляции;
  • охрана и конвоирование спецконтингента осуществляется специализированными подразделениями в одних организационных формах - несение службы вооруженными караулами;
  • охрана и конвоирование опосредованно, через деятельность специализированных подразделений, направлена на недопущение побегов спецконтингента из-под охраны (конвоя), выноса (вывоза) материальных ценностей с территории охраняемого объекта (спецтранспорта) и проникновения на охраняемый объект (спецтранспорт) посторонних лиц и запрещенных предметов и вещей;
  • охрана и конвоирование спецконтингента направлена на обеспечение изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Последняя задача имеет очевидное значение, поскольку охрану спецконтингента, в том числе в спецтранспорте, можно признать основным способом принуждения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, к изоляции , поскольку персонал, обеспечивающий охрану и конвоирование спецконтингента, принудительно удерживает последних в определенных условиях, на определенной территории (ИУ, СИЗО, спецтранспорт). Справедливо отмечает А.В. Шамис, что "обеспечить отбывание лишения свободы - это прежде всего значит создать условия для изоляции осужденных. организовать их надежную охрану" .

Маликов Б.З., Пленкин Ю.В. Изоляция осужденных к лишению свободы: проблемы правового выражения и реализации: Монография. Самара: СЮИ ФСИН России, 2005. С. 89, 95; Костюк М.Ф., Машнин В.А. Характеристика побегов и факторов, способствующих их совершению. Уфа: Уфим. юрид. ин-т МВД России, 1996. С. 38; Цаплин И.С. Инженерно-техническое обеспечение безопасности исправительных учреждений (правовые и организационные аспекты) // Уголовно-исполнительная политика России: настоящее и будущее. Сборник материалов круглого стола (24 ноября 2006 г.) / Ред. кол.: И.Р. Александрова [и др.]. М.: НИИ ФСИН России, 2007. С. 41.
Шамис А.В. Основные средства карательно-воспитательного воздействия на осужденных и механизм их реализации в ИУ: Дис. . д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996. С. 25.

Исследование охраны и конвоирования спецконтингента как направлений деятельности ФСИН России показывает, что они обеспечивают ряд уголовных наказаний, направленных на изоляцию личности. Так, охрана обеспечивает изоляцию осужденных к аресту (ст. 69 УИК РФ), лишению свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ), пожизненному лишению свободы (ст. 57 УК РФ) и смертной казни (ст. 184 УИК РФ). Конвоирование обеспечивает те же виды уголовных наказаний. Однако до января 2010 г. аналогичное правило при определенных обстоятельствах распространялось на осужденных к ограничению свободы (УИК РФ в редакции федеральных законов 1997 - 2009 гг.).

Функционирование подразделений охраны и конвоирования в обеспечении военизированной изоляции осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу, на протяжении почти двух столетий сформировало четкую структуру этих подразделений и их особенности в организационной и технической деятельности.

Подразделения охраны и конвоирования, как и УИС в целом, - это разновидности социальных систем, которые по своему содержанию представляют взаимодействующие иерархичные общности людей (персонала). Для этих организационных звеньев необходимо наличие своих структуры, составов, целей, задач и функций, поскольку эти элементы являются основополагающими в процедуре функционирования подразделений охраны и конвоирования УИС.

Литература

  1. Schmidt J., Erdmann A. Nowy kieszonkowy polsko-rosyjski i rosyjsko-polski slownik. Lipsk, 1845. С. 125.
  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1999. Т. 2. С. 774.
  3. Костюк М.Ф., Машнин В.А. Характеристика побегов и факторов, способствующих их совершению. Уфа: Уфим. юрид. ин-т МВД России, 1996. С. 38.
  4. Маликов Б.З., Пленкин Ю.В. Изоляция осужденных к лишению свободы: проблемы правового выражения и реализации: Монография. Самара: СЮИ ФСИН России, 2005. С. 89, 95.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во "Оникс": Изд-во "Мир и Образование", 2009. С. 507.
  6. Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. С. 486.
  7. Цаплин И.С. Инженерно-техническое обеспечение безопасности исправительных учреждений (правовые и организационные аспекты) // Уголовно-исполнительная политика России: настоящее и будущее. Сборник материалов круглого стола (24 ноября 2006 г.) / Ред. кол. И.Р. Александрова [и др.]. М.: НИИ ФСИН России, 2007. С. 41.
  8. Шамис А.В. Основные средства карательно-воспитательного воздействия на осужденных и механизм их реализации в ИУ: Дис. . д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996. С. 25.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

История и становление подразделений конвоирования. Организационно-правовая основа деятельности службы конвоирования. Проблемы и пути совершенствования обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы. Методика работы подразделений конвоирования.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 10.10.2010
Размер файла 94,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вместе с тем при решении вопросов приведения уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международно-правовыми актами необходимо учитывать, что международные акты не являются нормативными актами прямого действия, они соответствующим образом должны быть трансформированы в уголовно-исполнительном законодательстве.

Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года №1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, кроме того, предусматривалось ее поэтапное реформирование с целью решения проблем соблюдения прав человека в местах лишения свободы.

Несмотря на то, что процесс передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации не потребовал дополнительных затрат средств федерального бюджета, ситуация, в которой вынуждены строить свою работу организации уголовно-исполнительной системы, остается крайне сложной.

О критическом положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации неоднократно говорилось в постановлениях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где указывалось, что недостаток средств не дает возможности обеспечить условия содержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и норм международного права. Было также отмечено, что обязательства, данные при вступлении России в Совет Европы, по безотлагательному улучшению условий содержания осужденных в тюрьмах и охране их прав в период отбывания наказания, в том числе прав трудовых и социальных, не выполняются.

В октябре 1998 года Коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, правозащитных организаций, рассмотрев положение с соблюдением законов о медицинском обеспечении осужденных, отметила, что уровень медицинского обслуживания в учреждениях уголовно-исполнительной системы не гарантирует лицам, лишенным свободы, реализацию конституционного права на получение медицинской помощи, охрану здоровья и жизни. Здесь же было отмечено, что в исправительных колониях не созданы условия содержания, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам, которые наша страна обязалась соблюдать, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания.

Положения концепции реформирования уголовно-исполнительной системы, которая рассмотрена и в основном одобрена Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации (заключение от 20 августа 1999 года №23), а также коллегией ФСИН России, направлены прежде всего на наиболее полное обеспечение прав и законных интересов осужденных и приведение процесса исполнения наказаний в соответствие с международными нормами и стандартами, повышение социальной эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы. Концепцией реформирования УИС Российской Федерации предусматривается прежде всего создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих социально-правовую защиту осужденных, обеспечение их конституционных прав в период отбывания наказания, в том числе трудовых и социальных прав, а также обеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС зарубежного опыта пенитенциарной деятельности и требований международных стандартов.

Безусловно, опыт международного пенитенциарного сотрудничества в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляет определенный профессиональный интерес. Тем более что именно на основании норм основных международных документов будут и в дальнейшем определяться основные направления социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы в России.

Отметим, однако, и положительные тенденции в рассмотренной теме. Например, в системе исполнения наказаний в настоящее время очень результативно решается проблема кадров, и если в 2004 г. на службу было принято 29 тыс. новых сотрудников, то уже скоро прием сотрудников будет осуществляться только по конкурсу

Следовательно, наличие правовой защищенности и технической оснащенности учреждений исполнений наказания, решение вопросов конвоирования осужденных зависит, в том числе, и от здоровой экономики и сильного независимого государства.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.

2. Первая Советская Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г.

3. Уголовный кодекс 1922 г.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

6. Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР, 16 октября 1924 г.

7. Исправительно-трудовой кодекс, 1 августа 1933 г.

8. Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

9. Федеральный закон от 8 января 1997 г. "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 20 июня 2000 г. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

11. Полный свод законов Российской Империи. С. - Пб., 1911.

12. Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100

13. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904

14. Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. №1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. №38. Ст.4784.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. № 89 "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему".

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г. № 199 и совместный приказ МВД и Минюста России от 28 мая 1999 г.

17. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. №366 "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу" // СЗ РФ. 1999. №15. Ст.1818.

18. Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 30 января 1918 г. "О тюремных рабочих командах".

19. Постановление "Об освобождении некоторых категорий заключенных" 6 ноября 1919г.

20. Постановление ЦК КПСС от 12 марта 1954 г. "Обоснованных задачах Министерства внутренних дел СССР"

21. Постановление ЦК КПСС от 10 июля 1954 г. "О мерах улучшения работы исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР".

22. Постановление Совета Министров СССР от 10 июля 1954 г.

23. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 г. "О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР".

24. Приказ Минюста России от 24 марта 1999г. №56 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ"

25. Приказ Минюста России и МВД России от 07.12.01 №327/1066 "Об организации обеспечения и управления специальными и иными перевозками в УИС Министерства юстиции РФ".

26. Приказ Минюста России от 26.02.01 №26 "Об организации планирования и командировок в УИС".

27. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2000 г №346/1205 дсп "Об утверждении Наставления по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации". Текст Приказа получен по рассылке.

28. Приказ Минюста РФ 12 ноября 1998 г. №7 "Об утверждении Инструкции о порядке ввода усиления службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных". Текст Приказа получен по рассылке.

29. Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, Приказ МВД СССР от 17 июля 1954 г.

30. Положение Советом Министров СССР об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР, декабрь 1958 г.

31. Общая тюремная Инструкция, утвержденная министром юстиции, сенатором А. Хвостовым 28 декабря 1915 г.

32. Временная инструкция Народного комиссариата юстиции РСФСР от 23 июля 1918 г. "О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового".

33. Временная инструкция о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях НКВД СССР, 2 августа 1939 г.

34. Единая Временная инструкция о режиме содержания заключенных в штрафном изоляторе в ИТЛ и ИТК НКВД СССР, утвержденная НКВД СССР 2 ноября 1940 г.

35. Общая тюремная инструкция 1831 г. Российского государства.

36. Наставление по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2001г. №305

37. Наставление по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2000 г №346/1205.

38. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г) // Советская юстиция. 1992. №2.С. 19.

39. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 17.

40. Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст.1316.

41. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст.2964; 1998, № 16, ст.1796; № 30, ст.3613; 2000, № 26, ст.2730. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст. 198; 1998, № 30, ст.3613; 1999, № 12, ст.1406.

42. Устав о содержащихся под стражею (1890 г. с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.).

43. Устав о ссыльных издания 1909 г.

44. Устав конвойной службы. С. - Пб., 1907г.

45. Устав трудовых земледельческих колоний для лишенных свободы, утвержденный 12 августа 1919 г.

46. Перечень уголовных наказаний и видов наказаний, определенных Законом от 11 декабря 1879 г.

47. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) РСФСР, апрель 1919 г.

48. Декрет ВЦИК от 21 марта 1919 г. и постановление ВЦИК от 17 мая 1919

49. ЦГАОР. Ф.122. Оп.1. Ч.1. Делопроизводство 1. Д.685.

50. ЦГАОР. Ф.7420. Оп.2. Д.361.

51. ЦГАОР. Ф.122. Оп.1. Ч.1. Делопроизводство 1. Д.138.

52. Материалы Народного комиссариата юстиции РСФСР. Вып. XVII.М., 1922г.

53. Директива НКВД СССР от 7 октября 1942 г.

54. Учебно-методическая литература:

55. Александров Ю., Целмс Г. Нас здесь хоть кормят досыта // Новые известия. 2002.2 марта.

56. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. N° 2.

57. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т.1.М., 1941.

58. Детков М.Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении наказания в виде лишения свободы в 30-50-е годы. Домодедово, 1992.

59. Жуков В. (начальник Управления конвоирования и спецперевозок ГУИН Минюста России). Служба конвоирования: перевезено более двух миллионов осужденных и осужденных под стражу // Ведомости УИС. 2000. №2.

60. Информационно-аналитический журнал Ведомости уголовно-исполнительной системы. Спецвыпуск. 1999.

61. Карпец И.И. Проблемы исполнения уголовных наказаний, исправление и перевоспитание осужденных. Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. - М., 1986.

62. Колесов Ю.И. Органы и учреждения юстиции РФ/Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

63. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. С.В. Степашина. - М.: Юристъ, 2001.

64. Курицын В.М. Переход к НЭПу и революционная законность. М., 1972.

65. Международная научно-практическая конференция "Система подготовки кадров для УИС России на пороге XXI века: итоги и перспективы". - Рязань, 2000.

66. Белунов П. Организация службы конвоирования по воздушным маршрутам в УИН Минюста России по г. Москва // Ведомости уголовно-исполнительной системы // №1, 2005.

67. Поддубный В.К., Панкратов Д.В. Система подготовки кадров для УИС России на пороге XXI века: итоги и перспективы // Право и политика. 2000. №11.

68. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.

69. Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. Материалы научно-практического семинара, состоявшегося 6-8 апреля 1995 г. в Рязани / Под общ. ред.П.Г. Мищенкова. Рязань, 1996.

70. Региональный доклад. Ростовская область. - Р-н-Д., 2002.

71. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов: СГАП, 2001.

72. С. Иванов. Методика работы Управления, отделов и подразделений конвоирования. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. №1.

73. Сизый А.Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. Учебно-методическое пособие. - Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996.

74. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т.2 С. - Пб., 1902.

75. Таганцев Н.С. Уголовное уложение 22 марта 1903 г. Статьи. Введенные в действие. С. - Пб., 1911.

76. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. А.И. Зубков. - М.: Издательская группа ИНФРА-М- НОРМА, 1997.

77. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник/Под. общ. ред. Ю.И. Калинина. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.

78. Чайка Ю.Я. Выступление на правительственном селекторном совещании с главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Преступление и наказание - 2001. № 1.С. - Пб.

79. Эстрик А., Трахирев В. Развитие советской исправительно-трудовой системы как части советской уголовной политики // От тюрем к воспитательным учреждениям. М., 1934.

80. Ялунин В.У. УИС: итоги и перспективы // Ведомости УИС 2000. №2.

Приложения

Приложение № 1

Схема № 1. Принятие решения

Приложение № 2

Схема № 2.Принятие решения при изменении оперативной обстановки.

Приложение № 3

Схема №3. Подготовка сил и средств

Приложение № 4

Учебно-методические сборы с НК, ПНК, специалистами ТСО, кинологической службы

Заключение договоров с пароходством, Управлением гражданской авиации на конвоирование

Занятия с сотрудниками по изучению ухищрений осужденных для совершения побегов, особенностей несения службы, действий караула при осложнении обстановки, порядка эксплуатации ТСО и транспортных средств, правил техники безопасности

Переработка маршрутных расписаний, внесение необходимых изменений в служебные документы караулов по конвоированию

Уточнение системы охраны, планов охраны, планов действий при ЧО

Организация с появлением снежного покрова, обучения сотрудников действовать в составе резервной группы на лыжах, проведение занятий по предупреждению обморожений

Проверка исправности, техническое оборудование и ремонт вооружения, спецтехники, средств связи, ТСО и транспортных средств

Подготовка специальных вагонов, спецавтомобилей, постовой одежды и обуви к эксплуатации, принятие мер к всестороннему обеспечению подразделений по конвоированию

Схема №4. Подготовка к несению службы в зимних и летних условиях

Приложение № 5

Схема № 5. Организация работы офицеров организационного управления по выполнению принятого решения начальником ГУФСИН субъекта РФ.

Приложение № 6

Схема № 6. Организация контроля за службой караулов

Приложение № 7

Схема № 7. Организация планирования выполнения решения

Приложение № 8

Схема №8. Распределение штатной численности персонала территориальных органов УИС по службам

Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 366
"О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу"

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2005 г., 30 декабря 2011 г., 14 июля 2017 г.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4784) Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения

1. Установить численность специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы в количестве 23220 единиц за счет передачи учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы соответствующей численности воинских частей и подразделений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются - внутренние войска), выполнявших функцию конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

2. Распространить на специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы действие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также внутренних войск, в части, их касающейся.

3. Министру юстиции Российской Федерации:

утвердить в установленном порядке положение, структуру и штаты специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы;

обеспечить конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по установленным для внутренних войск плановым маршрутам до утверждения перечня этих маршрутов для специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы.

4. Сохранить за военнослужащими внутренних войск, проходившими военную службу по контракту и перешедшими в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава, на время их службы в этих должностях ранее получаемые должностные оклады, если эти оклады были выше окладов по вновь занимаемым должностям, до очередного повышения (индексации) окладов по штатным должностям.

5. Лицам, указанным в пункте 4 настоящего постановления, время их военной службы засчитывать в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных для лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы.

6. Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации передать в установленном порядке из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему оружие, боеприпасы, специальные средства, транспорт, средства охраны и связи, в том числе стационарно установленные в военных городках и на специальных автомобилях, учебно-материальную базу и иное имущество, а также служебную документацию, необходимые для выполнения функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847 в пункт 7 настоящего постановления внесены изменения

7. Министерству транспорта Российской Федерации определить совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок и условия предоставления учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, выделения на железнодорожных станциях оборудованных мест отстоя специальных вагонов, мест посадки в них и высадки из них конвоируемых лиц.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847 в пункт 8 настоящего постановления внесены изменения

8. Федеральному агентству морского и речного транспорта и Федеральному агентству воздушного транспорта оказывать содействие Федеральной службе исполнения наказаний в предоставлении учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847 в пункт 9 настоящего постановления внесены изменения

9. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом обеспечить в установленном порядке закрепление за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы находящегося в федеральной собственности имущества внутренних войск, высвобождаемого в связи с прекращением выполнения ими функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

10. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета предусматривать ежегодно выделение бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, связанных с выполнением учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

11. Утратил силу с 27 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 14 июля 2017 г. N 838

Кратко остановимся на основных актах нормативно-правовой регламентации материально-технического обеспечения охраны и конвоирования осужденных к лишению свободы.

"1) Когда осужденные направляются в место их заключения или переводятся из одного места заключения в другое, их следует в максимальной степени укрывать от посторонних взглядов и принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений, проявлений любопытства и любых видов огласки.

2) Перевозка осужденных в условиях недостаточной вентиляции или освещения, или же в любых других физически излишне тяжелых условиях подлежит запрещению.

3) Осужденные переводятся за счет управления, причем их транспорт должен осуществляться в одинаковых для всех условиях" [35] .

Нарушения требований МСП в части перемещения осужденных в значительной мере вызваны отсутствием необходимых экономических возможностей и, как следствие не хватает средств на перевозку, питание, существует недостаток спецмашин. В соответствии со статьей 73 (п.1) УИК РФ "осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены". Введение в действие этого положения позволяет уменьшить влияние обозначенных факторов, поскольку расстояния, на которые перемещаются осужденные, сокращаются [36] .

Применение этого положения также означает, что длительность этапа для большинства осужденных заметно сократилась, но его условия не изменились. Характерно, что в представлении осужденных сокращение времени пути искупает тяжелые условия перевозки - осужденные считают их "терпимыми".

При этом российское законодательство позволяет "при отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации" (ч.2 ст.73 УИК РФ). Но поскольку колонии зачастую переполнены, женские колонии, колонии строго режима и колонии для отбывающих пожизненное заключение есть далеко не в каждом регионе РФ, значительное число осужденных продолжает этапироваться на большие расстояния (до 1000 км и более).

Условия перевозки при этом не меняются, фактически являясь пыточными [37] .

Переполненность следственных изоляторов и недостаточное количество специального транспорта (так, по данным ГУФСИН, "на 1 января 2000 г. для организации и обеспечения перевозок осужденных под стражу, в оперативном использовании УИС находится 190 спецвагонов при норме 211 единиц и 473 специальных автомобиля при норме 735 единиц") [38] , приводят к тому, что служба конвоирования превышает лимит загруженности транспорта в два, три и более раз.

Поэтому перевозка осужденных в РФ практически всегда осуществляется в условиях недостаточной вентиляции, освещения и тесноты.

Перечень чрезмерно тяжелых условий перевозки осужденных разнообразен. В докладе по Ростовской области (при этом отметим, что именно из этого региона получены данные о наиболее жестоких условиях конвоирования осужденных) представлена наиболее полная картина всех встречающихся нарушений [39] .

Положение МСП, которое предписывает "в максимальной степени укрывать осужденных от посторонних взглядов и принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений, проявлений любопытства и любых видов огласки", представлено в соответствующих нормативных правовых актах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), оговаривающих порядок перемещения осужденных в спецавтомобилях и спецвагонах, обустроенных таким образом, что осужденные максимально укрыты от посторонних взглядов. В случае, когда возникает необходимость этапировать заключенного самолетом, это правило не всегда выполняется. Выделение средств на организацию особого рейса руководителями ГУФСИН признается нерациональным: "имеется ряд примеров, когда… даются указания на места о назначении особых караулов для авиационной перевозки одного осужденного по таким длинным маршрутам, как Магадан - Москва - Санкт-Петербург… необходимо всем службам более тщательно планировать организацию перевозок спецконтингента, сквозные и особые караулы должны планироваться только в экстренных случаях, так как их назначение ведет к нерациональному расходованию денежных средств" [40] . Поэтому перевозка осужденных самолетом зачастую осуществляется обычным рейсом.

Последний пункт положения МСП, касающегося перевозки осужденных, рекомендует перевозить осужденных за счет управления, причем их транспорт должен осуществляться в одинаковых для всех условиях. В Российской Федерации этот пункт положения соблюдается неукоснительно. Проблема в том, что условия перемещения осужденных в большинстве случаев противоречат как российскому, так и международному законодательствам [41] .

Тем не менее, указанные проблемы материально-технического обеспечения подразделений охраны и конвоирования осужденных государство пытается по возможности решить. Так, в соответствии с ранее упоминавшимся Постановлением Правительства России от 5 апреля 1999 г. указано:

Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации - передать в установленном порядке из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему оружие, боеприпасы, специальные средства, транспорт, средства охраны и связи, в том числе стационарно установленные в военных городках и на специальных автомобилях, учебно-материальную базу и иное имущество, а также служебную документацию, необходимые для выполнения функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Министерству транспорта Российской Федерации и Федеральной авиационной службе России - оказывать содействие Министерству юстиции Российской Федерации в предоставлении учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Министерству государственного имущества Российской Федерации - обеспечить в установленном порядке закрепление за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы находящегося в федеральной собственности имущества внутренних войск, высвобождаемого в связи с прекращением выполнения ими функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета - предусматривать ежегодно выделение бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, связанных с выполнением учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Таким образом, система мер нормативно-правовой регламентации конвоирования осужденных к лишению свободы включает в себя, прежде всего регламентацию кадрового и материально-технического обеспечения рассматриваемых мер. Проблема, как всегда, - в их исполнении, материально-технической и финансовой, а также кадровой необеспеченности системы исполнения наказаний. Недостаток средств не дает возможности обеспечить условия содержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и норм международного права.

Необходимо сказать, что, таким образом, обеспечение прав и свобод осужденных к лишению свободы и подвергнутых конвоированию во многом будет зависеть и от общего состояния экономики государства, сильной и независимой власти, уровня общей, профессиональной и правовой культуры населения.

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНВОИРОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ, В СПЕЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЯХ

Пантелеев Виктор Александрович
Владимирский юридический институт ФСИН России
доцент кафедры организации режима и надзора юридического факультета, кандидат юридических наук


Аннотация
Рассматриваются правовые и организационные проблемы конвоирования (перемещения) осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей в специальных автомобилях. Одной из проблем является организация работы систем жизнеобеспечения, в частности биотуалетов в условиях конвоирования на этом виде специального транспорта.

В современной пенитенциарной системе России наблюдается последовательное движение к гуманизации исполнения наказания. Данный факт объясняется тем, что с момента вступления Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы, а также ратификации ряда международных конвенций по защите прав осуждённых, Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России) прогрессивно стремится приблизиться к международным стандартам. Новеллы отражаются в федеральных законах, нормативно – правовых актах РФ. Необходимо отметить, что правила гуманного обращения с осужденными, лицами, содержащимися под стражей, обеспечение их всем необходимым для жизнедеятельности распространяются и на конвоируемых лиц в пути следования.

На наш взгляд представляется актуальным рассмотреть и проанализировать функционирование систем жизнеобеспечения в период конвоирования по автодорожным маршрутам в специальных автомобилях.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время, в теоретическом, а, следовательно, и в практическом аспекте обращение с осужденными (лицами, содержащимися под стражей) должно быть на подобающем уровне, в соответствии с международными стандартами. Недопустимо в отношении них унижение человеческого достоинства, ущемление прав, а тем более жестокое обращение.

Россия стала одной из первых стран, в которой применялось перемещение осужденных с помощью специальных автомобилей. Еще в 1909 году в пенитенциарной системе России при конвоировании использовались немецкие фургоны NAG. Примерно в то же время в стране стартовало собственное производство таких автомобилей. Однако, вмещали они лишь 8 осужденных и набирали скорость до 25 км/ч.

Долгое время, несмотря на комфортабельность современных автомобилей для конвоирования заключенных, не решался вопрос отправления ими естественных нужд. Данный момент не урегулирован в действующих нормативно-правовых актах. В Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утв. совместным приказом Минюста России и МВД России, говорится лишь о том, что вывод осужденных в туалет осуществляется через каждые 2-3 часа на остановках в учреждениях УИС, на соответствующем маршруте в пути следования.

Однако необходимо обратить внимание на человеческий фактор. Как поступать сотрудникам в случае острой необходимости вывода в туалет того или иного осужденного? Решая данный вопрос, с 2013 года спецавтомобили стали изготавливать с возможностью установки биотуалетов на случай конвоирования осужденных на большие расстояния или в условиях автомобильных пробок в городах-мегаполисах, а также дополнительными видеокамерами снаружи автомобилей для осуществления безопасного движения при маневрах. Все спецавтомобили, используемые ФСИН России, изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза. Автомобили оборудуются системами отопления, кондиционирования, видеоконтроля за соблюдением режима содержания и несением службы караула, связи и бортовым спутниковым навигационным оборудованием.

Двери камер и туалетной кабины должны быть оснащены однотипными унифицированными механическими замками с автоматически срабатывающим ригелем и съемной ручкой и соответствовать следующим требованиям:

- размер ригеля замка в поперечном сечении должен быть не менее 15 мм x 8 мм;

Ширина проемов дверей камер и туалетной кабины должна составлять не менее 510 мм. Зазор между стойкой дверного проема и дверью со стороны замка должен быть не более 5 мм.

На дверях камер и туалетной кабины должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения ключа для их открывания, на дверях камер – их номера, высота цифр – 60 +/- 2 мм, ширина – 13 +/- 1 мм, нумерация камер справа налево. Таким образом, законодатель урегулировал детально моменты обеспечения безопасности в спецавтомобиле.

Вместе с тем, неурегулированным остаётся вопрос санитарного обслуживания (уборки) биотуалетов. На наш взгляд данный вопрос, возможно, решить следующим образом. Во время остановки в учреждениях УИС в процессе конвоирования по автодорожным маршрутам, о чем говорится в Инструкции, осужденные отряда хозяйственного обслуживания должны осуществлять уборку и санитарную обработку биотуалетов под наблюдением сотрудников караула. В связи с этим, следует ввести дополнительный пункт к обязанностям хозобслуги в учреждениях УИС с соответствующим содержанием.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на то что, в модернизированных специальных автомобилях для осужденных появились биотуалеты, их практическое применение не осуществляется. Они закрыты на замок и не эксплуатируются по назначению. Это связано с тем, что не урегулирован вопрос их обслуживания. В обязанностях сотрудников, осуществляющих конвоирование нет пункта по обслуживанию туалетов, и быть не может, у них абсолютно другие задачи в пути следования. Сами осужденные также не могут осуществлять уборку биотуалетов, так как это нарушает правила безопасности и изоляции осужденных.

Представляется необходимым урегулировать вопрос санитарной обработки биотуалетов в спецавтомобилях. Для осуществления уборки необходимо привлекать отряд хозяйственного обслуживания учреждений УИС. Таким образом, санитарно – гигиеническое состояние биотуалетов будет обеспечиваться через каждые 3 – 5 часов на остановках в учреждениях УИС отрядом хозяйственной обслуживания данного учреждения, поскольку введение специальной должности по уборке биотуалетов с экономической позиции является неэффективным.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: