Форма государственного устройства доклад

Обновлено: 02.07.2024

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру страны, способ ее политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Формы государственного устройства

Суверенитет составных частей государства является ключевым элементом в определении формы государственного устройства. В зависимости от его наличия у субъектов страны государственное устройство делится на две формы:

  • простая форма (унитарное государство);
  • сложная форма (федерация, конфедерация).

Итак, различают четыре основных формы государственного устройства:

  • унитарное государство,
  • федерация,
  • конфедерация,
  • региональное государство.

Унитарное государство

Это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственной независимости.

Яркими представителями унитарных государств являются Албания, Дания, Болгария, Франция, Норвегия, Чехия, Афганистан, Швеция, Сербия, Япония, Тайланд.

Признаки унитарного государства:

Формальное деление государства на субъекты. Территория страны может быть разделена на области или районы, но они лишены самостоятельности и независимости.

Равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам государства. Однако, по степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство подразделяется на:

  • централизованное – глава местного управления назначается из центра (Финляндия, Чехия);
  • децентрализованное – местные органы избираются населением (Испания, Великобритания);
  • смешанное – имеет свойства централизованного и децентрализованного устройства (Франция).

Единая правовая система, в основе которой лежит Конституция. Нормы Конституции должны соблюдаться на всей территории государства.

Общая система законодательства.

Единая судебная система.

Единые для всей страны органы представительной и исполнительной власти.

Одноканальная налоговая система. Налоги сначала поступают в центр, а затем перераспределяются между административно-территориальными единицами.

Единое гражданство для всех жителей.

Общая денежная единица на всей территории.

Федеративное государство

Это добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, которое состоит из государственных образований (субъектов федерации).

Примерами стран с федеративным государственным устройством являются Германия, США, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Пакистан, Бразилия, Австралия.

Признаки федеративного государства:

  • реальное деление государства на субъекты. Субъекты федерации наделены правом принимать свои нормативно-правовые акты учредительного характера (конституции, уставы, основные законы);
  • единство суверенитета. Суверенитетом может обладать только федерация в целом;
  • право представлено в виде двойной системы: федеральная правовая система и правовая система субъектов федерации;
  • действует как федеральная Конституция, так и конституции (уставы) субъектов федерации;
  • правовые акты субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству;
  • полномочия между федерацией и ее субъектами разграничены в соответствии с конституцией на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации;
  • двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в нее избираются со всей страны. Вторая палата представляет интересы членов федерации;
  • двуканальная налоговая система;
  • единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации;
  • национальность может определяться как по принципу гражданства (США), так и по принципу права на самоопределения нации (Российская Федерация);
  • отсутствие права сецессии, т.е. ни один субъект федерации не может выйти из ее состава.

Все федерации можно разделить на следующие виды:

По способу образования:

  • договорные – созданные на основе союза ранее самостоятельных государств (Танзания, США, ОАЭ);
  • конституционные – созданы посредством принятия нормативно-правовых актов учредительного характера, которые разделяют всю территорию государства на федеральные субъекты (Пакистан, Индия);
  • договорно-конституционные – имеют признаки как договорных, так и конституционных федерации (Российская Федерация, Мексика).

По признаку образования:

  • национальные, территориальные, комплексные. В основе данной градации лежат либо национальный (языковой) принцип образования федерации (Бельгия), либо территориальный (США, ОАЭ). Стоит заметить, что в большинстве случаев в основе образования федерации лежит комплекс признаков (Российская Федерация);

По правовому положению субъектов федерации:

  • симметричные – субъекты федерации обладают равным конституционно-правовым положением (Австрия);
  • ассиметричные – различный объем правовых полномочий субъектов (США).

Конфедерация

Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Признаки конфедерации:

  • отсутствие единой территории и государственной границы;
  • отсутствие системы управления и единого законодательства;
  • отсутствие единого гражданства;
  • отсутствие суверенитета;
  • конфедеративный орган представлен делегатами суверенных государств;
  • решения принимаются по принципу консенсуса (общего согласия);
  • наличие права выхода из состава конфедерации.

Региональное государство

В настоящее время выделяется еще одна форма государственного устройства, которая представляет собой промежуточную форму между унитарным государственным устройством и федеративным.

Региональное государство – государство, гарантирующее конституционное признание и политическую самостоятельность региональной автономии.

В отличие от федерации региональное государство создается путем осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.

Яркими примерами данной формы государственного устройства являются Испания, Италия, ЮАР.

Признаки регионального государства:

  • правомочность принятия законов территориальными автономиями в рамках своих компетенций;
  • отсутствие учредительных полномочий у территориальных автономий;
  • разграничение полномочий между центральной властью и региональными остаточной компетенции;
  • асимметричность правового положения территориальных автономий;
  • подконтрольность региональных органов власти органам конституционного уровня;
  • отсутствие представительства в верхней палате парламента;
  • отсутствие возможности участия территориальных автономий в пересмотре конституции страны;
  • отсутствие полномочий у территориальных автономий в области судоустройства.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Вывод

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.

В классическом варианте выделяют три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Однако. современные реалии обусловили появление четвертой, промежуточной формы государственного устройства – региональное государство.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальность выпускной квалификационой работы обусловлена многообразием практических форм реализации территориального взаимодействия внутри отдельных государств и способов соотношения их между собой.

Актуальность работы также обусловлена необходимостью методологического поиска решения проблемы интерпретации термина, адекватно характеризующего организационно-территориальные отношения в государстве.

Также требует уточнения понятийно-категориальный аппарат, применяемый при рассмотрении видов форм государственного устройства.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу внутренней (территориальной) организации государственной власти, раскрывающие характер взаимоотношений государства в целом и его составных частей.

Предметом исследования стали правовые нормы, теоретические и категориальные разработки, посредством которых определяются формы государственного устройства.

Методологическую основу работы составила совокупность научных приёмов и способов исследования вопроса на основе общенаучных (диалектического, исторического, общелогического и др.) и частно- научных (формально-юридического, сравнительно- правового, структурно- системного, метода доктринального толкования объективного права, конкретно- социологического метода и др.) методов исследования.

Вопросам форм государственного устройства свои исследования посвятили А.В. Арбузов, И.А.Бардецкая, М.Х.Гельдибаев, Н.А. Касаткина, М.В. Глигич-Золотарева, С.В. Горбачева, И.А. Иванников, Ф.Ф. Конев, И.В. Лексин, В.С. Петров, Л.П. Рожкова, В.П. Стародубцев, А.С. Туманова, М.В. Безрученков, М.Х. Фарукшин и др.

Цель выпускной квалификационной работы – теоретико-правовой анализ форм государственного устройства, а также уточнение понятийного ряда.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

- дать классификацию форм государственного устройства;

- рассмотреть формы государственного устройства;

- определить понятие и признаки унитарного государства;

- исследовать понятие и принципы федерализма, являющихся принципами построения и функционирования федерации;

- выявить проблемы соотношения регионального и федеративного государства.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Форма государственного – это (территориальная) государственной власти, детерминирующая образования государства, положение и характер взаимоотношений в и его частей, в степени власти и разграничения компетенции.

К форм государственного устройства относятся федеративные и государства, а существует форма в виде государства.

Сровременное унитарное - это простое государственное образование, из административно-территориальных единиц, подчиняются органам и не признаками государственного суверенитета. При этом оно иметь в составе территориальные с правовым статусом, т.е. автономные, самоуправляющиеся образования, не статусом самостоятельных государств или образований, где органов и управления не за компетенции органов.

Федерализм – это цивилизационное политико-правовое и его − будь то как политическая общества и тип сотрудничества, социальных взаимосвязей, как конституционно-правового регулирования, федерализм как и государственного устройства-выполняет свою особую функцию, что и федерализм и международным процессом.

Региональное государство - это рода форма государственного между и государством. Региональным является государство , в котором обеспечивается признание и региональная (территориальная) автономия. Региональное государство создается при осуществления политико-территориальной региональной реформы, в которой унитарного целостного государства на административно-территориальные с предоставлением им в и сферах, а также на самоорганизацию. На различные относят к региональных по крайней мере два го­сударства – и Испанию.

Множественность перечней признаков федеративного, предопределена следующими обстоятельствами.

Читайте также: