Доклад уполномоченного по правам человека в российской федерации за 2008 год

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Деятельность Уполномоченного способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права , развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами Госдумы и депутатскими объединениями в Госдуме. Такие предложения вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

2. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, соответствующая требованиям закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

4. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Кроме того, введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции ( ст. 4 и 10 Закона об Уполномоченном).

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Требования, предъявляемые к Уполномоченному :

- не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности;

- не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели; - обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Уполномоченный освобождается от должности по истечении срока исполнения его полномочий, возможно также досрочное прекращение его полномочий в случаях : нарушения предъявляемых к нему законом требований; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

Кроме того, его полномочия могут быть прекращены Государственной Думой также: ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности; в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение 2-х месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в соответствующем порядке. Уполномоченный освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

не может быть привлечен без согласия Государственной Думы к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден

Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Жалоба должна отвечать следующим требованиям :

· подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

· содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Уполномоченный, получив жалобу, имеет право : принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит (ст. 20 ФКЗ « Об Уполномоченном по правам человека в РФ).

О принятом решении Уполномоченный в 10-дневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При проведении проверки :

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

- бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий;

- запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок;

- получив заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

При рассмотрении жалобы :

- обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом;

Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

При этом он вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе :

· обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

· обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

· обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

· изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

· обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

· выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

· обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

· вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

В докладе анализируются наиболее актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека в России, приводится информация о рассмотрении Уполномоченным индивидуальных и коллективных жалоб и обращений, о его действиях, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, а также для совершенствования законодательства, правоприменительной практики и административных процедур.

Доклад содержит информацию о взаимодействии Уполномоченного с государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе о реакции государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц на его рекомендации и предложения, а также статистические данные о количестве и тематике обращений граждан.

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

В челябинской области - Павлова Маргарита Николаевна (22 января 1979). 22 октября 2015 года избрана Законодательным Собранием по предложению Губернатора Челябинской области Б.А.Дубровского на должность Уполномоченного по правам человека.

В РФ - МОСКАЛЬКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, 22 апреля 2016 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначена Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Владимир Лукин представляет в "Российской газете" свой ежегодный Доклад по правам человека

Правостороннее движение

Владимир Лукин представляет в "Российской газете" свой ежегодный Доклад по правам человека

Сегодня "Российская газета" публикует доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год, переданный накануне российским омбудсменом Владимиром Лукиным президенту.

В докладе, как всегда, дается оценка положению дел с правами человека в России.

Жалобы, индивидуальные и коллективные, беседы с гражданами, инспекция "закрытых" учреждений (тюрем, воинских частей, детдомов, психиатрических больниц), специальные исследования, переписка Уполномоченного с государственными органами - все это нашло свое отражение в тексте. Доклад анализирует состояние и динамику наиболее важных правозащитных проблем, информирует о работе Уполномоченного с обращениями граждан, оценивает взаимодействие с государственными органами и институтами гражданского общества, анализирует действующее законодательство в области прав и свобод человека.

Этот доклад отличается от предыдущих и по своей структуре: в основу легли 15 основных статей российской Конституции, имеющих непосредственное отношение к правам человека. Сотрудники аппарата Уполномоченного проанализировали, во-первых, как российское законодательство раскрывает и конкретизирует эти базовые конституционные положения, а во-вторых, каким образом это законодательство реализуется на практике. По словам Владимира Лукина, они пришли к выводу, что в стране создана хоть и не идеальная, но вполне достаточная и рабочая законодательная база. Но вот с практическим претворением законов в жизнь у нас пока серьезные проблемы. Причем это касается всех сфер нашей жизни, даже самого главного права каждого человека - права на жизнь. В документе, в частности, говорится, что "немалую тревогу вызывают серьезные нарушения прав человека на жизнь, по-прежнему имеющие место в Вооруженных силах России". Речь идет о так называемых небоевых потерях (самоубийствах военнослужащих, гибели в результате несчастных случаев и неуставных отношений). По официальным данным, за последние 4 года небоевые потери составили около 700 человек. Еще одна острая проблема, поднимаемая в докладе,- низкая эффективность и недостаточная оперативность расследования случаев лишения жизни.

Не меньше трудностей и проблем возникает вокруг прав человека на гражданство, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

В завершение доклада Владимир Лукин говорит о том, что "опыт истекших пяти лет не позволяет прийти к однозначным и тем более окончательным выводам о положении дел с правами и свободами человека в нашей стране.

Но при всем своем очевидном несовершенстве сегодняшняя Россия - страна развивающейся демократии".

Эта статья является комментарием к:

Источник: "Российская газета" - Центральный выпуск №4892 от 17 апреля 2009 г.

В документе федеральный омбудсмен обратила внимание на нарушения прав адвокатов, внесение поправок в КоАП и УПК, создание института региональных омбудсменов и рост случаев домашнего насилия в период действия режима самоизоляции


К Уполномоченному по правам человека стали чаще обращаться по поводу нарушений уголовно-исполнительного законодательства

При этом, согласно ежегодному докладу Татьяны Москальковой, обращения по вопросам нарушений в сфере уголовно-процессуального законодательства стабильно занимают первое место

В сфере права на защиту семьи, материнства, отцовства и детства Уполномоченный указала, что пандемия новой коронавирусной инфекции обострила такие проблемы, как задержки или невыплата зарплаты либо дополнительных стимулирующих мер, рост безработицы, ограничение доступа к госорганам, трудности в дистанционном образовании, сужение сферы санаторно-курортного обеспечения и иные негативные явления. Всего поступило 2060 обращений от семей, что на 10% превышает показатели 2019 г. (1866).

Уполномоченный также посчитала, что в целях повышения эффективности правозащитной деятельности на региональном уровне целесообразно проводить изучение общественного мнения по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина в регионах.

По мнению Антона Лебедева, особую пользу могут принести профессиональные объединения специалистов, обладающих познаниями в области правовой защиты, – ассоциации юристов и адвокатские палаты. Например, может формироваться объединение, состоящее из юристов и адвокатов, желающих осуществлять правозащитную деятельность на условиях pro bono. Для специалистов интерес может представлять освещение этой деятельности в СМИ, а для доверителей – возможность получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

В докладе омбудсмена отмечается, что в 2020 г. апелляционной инстанцией отменено 16 284 обвинительных (в 2019 г. – 4393) и 521 оправдательный (в 2019 г. – 424) приговор. В этот же период изменено 12 253 приговора (в 2019 г. – 12 386). Судом кассационной инстанции по жалобам и представлениям рассмотрено 21 857 уголовных дел, из них 11 350 удовлетворены. Причиной обращений участников уголовного процесса в апелляционные и кассационные инстанции послужило отсутствие в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства.

Тем не менее, указал юрист, как минимум одна из обозначенных проблем была упомянута сугубо декларативно. Речь идет о жалобах участников уголовного процесса, связанных с отсутствием в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства, а также о немотивированном отказе суда в приобщении к делу материалов, поддерживающих доводы в пользу невиновности обвиняемого.

Юрист полагает, что бороться с данной проблемой можно, например, с помощью введения самостоятельного состава преступления. Однако каких-либо конструктивных предложений, кроме указания на необходимость судов следовать разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, в докладе не приводится, заметил Андрей Коновалов.

Согласно докладу по вопросам соблюдения прав участников уголовного процесса в связи с пандемией в адрес уполномоченного поступило 306 обращений. Самая большая группа обращений касалась объективности, полноты и сроков предварительного расследования (125 обращений). По вопросам объективности, полноты и сроков проведения доследственных проверок, а также обоснованности избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу на горячую линию Уполномоченного поступило 110 обращений. Указывается, что по вопросам законности, обоснованности и справедливости приговоров по уголовным делам на горячую линию поступило 48 обращений.

По мнению Татьяны Москальковой, необходимо внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, которые позволят учитывать процессуальные особенности расследования уголовных дел в случае возникновения эпидемий или иных чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности человека. Нормы могли бы устанавливать возможность приостановления производства по уголовному делу по специальному основанию, связанному с особым режимом, которое предусматривало бы также возможность возобновления производства после окончания такого режима или до его окончания по мотивированному ходатайству участников уголовного процесса; процедуры, обеспечивающие непрерывное производство по уголовному делу с лицами, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (с применением видеосвязи, электронного документооборота и т.п.). Кроме того, омбудсмен считает необходимым расширить возможности применения видео-конференц-связи в уголовном процессе при производстве следственных действий.

В отзыве правительства, в частности, отмечено, что отнесение ряда преступлений к уголовным проступкам нецелесообразно

Отмечается, что принципиальное значение для развития уголовной политики России по пути гуманизма и справедливости имеет скорейшее принятие внесенного в Госдуму проекта поправок в УК и УПК РФ в связи с введением понятия уголовного проступка (законопроект № 1112019-7). Федеральный омбудсмен неоднократно указывала на своевременность принятия данной законодательной инициативы.

Виктория Шевцова отметила, что в период пандемии возбуждено огромное количество уголовных дел, расследование по которым не только идет очень медленно, но и не всегда эффективно. Таким образом, нарушаются права сразу широкого круга лиц.

В рамках взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями к Уполномоченному поступило 11 обращений, касающихся отказов в допуске членов ОНК и адвокатов в учреждения УИС, оказания медпомощи осужденным, перевода осужденного в другое учреждение, совершенствования законодательства в части условий содержания заключенных.

Отмечается, что почти на 50% возросло число обращений, в которых заявители выражали несогласие с действиями сотрудников правоохранительных органов при пресечении публичных мероприятий. Граждане преимущественно сообщали о необоснованных, на их взгляд, задержаниях участников акций и митингов. По данным ГИАЦ МВД России, было задержано 2452 человека. Многие жалобы задержанных на несанкционированных митингах были связаны с недопуском к ним адвокатов.

Согласно докладу в конце 2020 г. на общественное обсуждение был представлен разработанный Минюстом России проект поправок в УК и УПК, устанавливающий режим уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвокатов от преступных посягательств.

По мнению омбудсмена, целесообразно рассмотреть вопрос о присоединении России к Европейской конвенции о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений от 24 ноября 1983 г. Ее сторонами на сегодняшний день являются 26 стран. Источниками формирования компенсационного фонда, указано в докладе, могли бы служить средства, получаемые в результате уплаты штрафов, внесения залогов, а также конфискации имущества осужденных и имущества госслужащих, которые не могут обосновать его происхождение, и т.п.

Андрей Коновалов поддержал инициативу омбудсмена по созданию государственного фонда, целью которого была бы выплата компенсаций жертвам преступлений. Как справедливо отмечено в докладе, размер компенсаций, которые удается получить потерпевшим непосредственно с причинителей вреда, в настоящее время крайне низок, и, по мнению эксперта, государству следует рассмотреть данное предложение.

В докладе отмечается работа Уполномоченного по принятию Закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

Илья Сливко указал, что федеральному омбудсмену представлено право обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту нарушенных прав как отдельного гражданина, так и неопределенного круга лиц, а также право обращаться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда, знакомиться с материалами гражданских и административных дел, решение по которым вступило в законную силу, и т.п.

В докладе также отмечается, что ввиду обращения Уполномоченного в Минздрав России препарат для лечения граждан, страдающих спинальной мышечной атрофией, включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2021 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Деятельность Уполномоченного способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права , развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами Госдумы и депутатскими объединениями в Госдуме. Такие предложения вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

2. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, соответствующая требованиям закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

4. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Кроме того, введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции ( ст. 4 и 10 Закона об Уполномоченном).

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Требования, предъявляемые к Уполномоченному :

- не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности;

- не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели; - обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Уполномоченный освобождается от должности по истечении срока исполнения его полномочий, возможно также досрочное прекращение его полномочий в случаях : нарушения предъявляемых к нему законом требований; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

Кроме того, его полномочия могут быть прекращены Государственной Думой также: ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности; в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение 2-х месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в соответствующем порядке. Уполномоченный освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

не может быть привлечен без согласия Государственной Думы к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден

Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Жалоба должна отвечать следующим требованиям :

· подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

· содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Уполномоченный, получив жалобу, имеет право : принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит (ст. 20 ФКЗ « Об Уполномоченном по правам человека в РФ).

О принятом решении Уполномоченный в 10-дневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При проведении проверки :

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

- бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий;

- запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок;

- получив заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

При рассмотрении жалобы :

- обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом;

Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

При этом он вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе :

· обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

· обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

· обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

· изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

· обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

· выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

· обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

· вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

В докладе анализируются наиболее актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека в России, приводится информация о рассмотрении Уполномоченным индивидуальных и коллективных жалоб и обращений, о его действиях, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, а также для совершенствования законодательства, правоприменительной практики и административных процедур.

Доклад содержит информацию о взаимодействии Уполномоченного с государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе о реакции государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц на его рекомендации и предложения, а также статистические данные о количестве и тематике обращений граждан.

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

В челябинской области - Павлова Маргарита Николаевна (22 января 1979). 22 октября 2015 года избрана Законодательным Собранием по предложению Губернатора Челябинской области Б.А.Дубровского на должность Уполномоченного по правам человека.

В РФ - МОСКАЛЬКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, 22 апреля 2016 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначена Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

17 апреля 2013 года на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов представил доклад о своей деятельности и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге в 2012 году.

Александр Шишлов в Мариинском дворце 17.04.2013

Александр Шишлов начал выступление с данных общероссийского репрезентативного опроса ФОМ (Фонд Общественное Мнение): большинство россиян (63%) считают, что права человека в нашей стране не соблюдаются, при этом 72% процента опрошенных не сталкивались в течение последних двух лет с нарушением прав применительно к ним или их семьям. Такая парадоксальная картина обусловлена, по мнению Уполномоченного, тем, что многие наши сограждане весьма отвлеченно воспринимают понятие прав человека, недостаточно знают свои права и зачастую не готовы отстаивать их. А с другой стороны, для многих должностных лиц государственных органов, к которым обращаются граждане, стремящиеся реализовать свои законные права, характерно стремление найти причину для отказа, чем найти возможность практической реализации декларированного права.

Обобщенно оценивая ситуацию с правами человека в Санкт-Петербурге в 2012 году, Александр Шишлов отметил, что в ней проявлялись те же тенденции, что и в большинстве регионов России, те же проблемы, что были отмечены в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год применительно к России в целом. Так, в сфере защиты социально-экономических прав существенных изменений в 2012 году не произошло (и по-прежнему в Санкт-Петербурге наибольшее количество поступающих к Уполномоченному обращений граждан связано с соблюдением социально-экономических прав, прежде всего – в жилищной сфере).

Как и в целом по России, по-прежнему высокой остается доля обращений, связанных с нарушениями прав граждан работниками различных правоохранительных органов. При этом, по оценкам Александра Шишлова, в течение 2012 года ситуация в этой сфере начала изменяться к лучшему, что связано, в том числе, с жесткой позицией нового руководства ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по отношению к нарушителям закона в собственных рядах.

Так же, как и на федеральном уровне, в Санкт-Петербурге законодательные акты, затрагивающие права человека, порой принимались без серьезных общественных дискуссий, что, безусловно, сказывается на качестве законов и правоприменительной практики, которая в таких случаях зачастую приводит к дискредитации государственных институтов. Это подтверждает актуальность предложения о том, чтобы все петербургские законопроекты, затрагивающие вопросы прав и свобод человека, направлялись на заключение в государственный правозащитный институт - к Уполномоченному по правам человека.

Александр шишлов в мариинском дворце 17.04.2013

В 2012 году Уполномоченный получил 1643 письменных обращения – это почти на 20 % больше, чем в 2011 году. В текущем году рост обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года еще более значительный. Александр Шишлов связывает такую динамику с укреплением государственного правозащитного института Уполномоченного.

Несмотря на всю важность социально-экономических прав, особое место в работе Уполномоченного (и это установлено в петербургском законе об Уполномоченном) занимает защита фундаментальных гражданских и политических прав человека, определенных в статьях 2-21 Всеобщей декларации прав человека. И среди таких прав первое – право на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности.

В 2012 году погибло от внешних причин много жителей Санкт-Петербурга. 445 человек погибли в результате ДТП, 251 – стали жертвами преступлений, 151 человек погиб в результате пожаров, 68 человек погибли вследствие несчастных случаев на производстве. И хотя эти цифры немного меньше, чем аналогичные за 2011 год, они являются тревожным сигналом.

правозащитники Санкт-Петербурга слушают доклад Уполномоченного_17.04.2013

Весной 2013 года представители Уполномоченного были включены в состав призывных комиссий, находящихся на территории муниципальных образований Калининского, Московского и Приморского районов Санкт-Петербурга. В период осеннего призыва 2012 года на работу призывных комиссий именно этих трех районов города в адрес Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге поступало наибольшее количество жалоб.

К Уполномоченному поступает много обращений, связанных с ненадлежащими условиями содержания и недостатками в медицинском обеспечении в следственных изоляторах и других местах принудительного содержания. В состав уголовно-исполнительной системы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области входит 16 учреждений. По состоянию на 01.01.2013 в них содержалось 14 449 человек. Сотрудники аппарата Уполномоченного регулярно участвуют в проверках условий содержания в этих учреждениях.

Уполномоченный также уделяет большое внимание вопросам формирования системы пробации (системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества) в современной уголовно-правовой системе. Осенью 2012 года на заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе было принято решение о проведении в Санкт-Петербурге всероссийской конференции по проблемам пробации. Данная инициатива была поддержана Уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным и Полномочным представителем Президента РФ в СЗФО Николаем Винниченко.

Важным аспектом деятельности Уполномоченного являются проблемы обеспечения равноправия и защиты от дискриминации. В частности, защита прав лиц без определенного места жительства, которые пострадали от политических репрессий. В настоящее время ежемесячная компенсационная выплата, полагающаяся согласно действующему законодательству жертвам политических репрессий, выплачивается только реабилитированным гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Санкт-Петербурге, и на лиц без определенного места жительства не распространяется. Уполномоченный предложил внести поправку в Социальный кодекс Санкт-Петербурга с целью расширить меры социальной поддержки для данной категории лиц, инициативу поддержали в постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав людей с ограниченными возможностями здоровья. В Санкт-Петербурге проживает 730 897 инвалидов, среди них 12 225 – инвалиды-колясочники, 10141 – инвалиды по зрению, 11 683 – инвалиды по слуху. По оценкам общественных организаций инвалидов недоступными для них остаются государственные учреждения, школы, детские сады, поликлиники, учебные заведения, суды, полицейские участки, аптеки, в которых выдают льготные лекарства.

Ратификация Россией конвенции ООН о правах инвалидов стала серьезным шагом, который выражает намерение государства создавать условия для полноценного участия инвалидов в жизни общества. Конвенция закрепляет современное представление об инвалидности, признает, что инвалидность - это эволюционирующее понятие, связанное не только с ограничениями физических возможностей человека, но и с барьерами, существующими в обществе.

Одним из важных направлений деятельности Уполномоченного являлась в 2012 году миграционная тематика. Вопросы, связанные с ростом трудовой миграции, в Санкт-Петербурге с каждым годом становятся все более острыми. Александр Шишлов уверен, что в миграционной политике необходимо руководствоваться не только критериями экономической целесообразности привлечения на петербургский рынок труда низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, но учитывать и социально-культурные факторы, связанные с ростом количества внешних мигрантов, определиться – какова максимально допустимая доля трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге.

В 2012 году Уполномоченный по правам человека как институт государственной защиты прав человека в Санкт-Петербурге начал действовать в полном объеме лишь 4 апреля - после избрания Уполномоченного Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (должность Уполномоченного оставалась вакантной после принятия отставки предыдущего Уполномоченного А.С.Козырева 23 ноября 2011 г.). Поэтому ряд проблем в сфере прав и свобод человека (прежде всего, связанных с выборами, ростом публичной гражданской активности и конфликтов между государственной властью и активной частью гражданского общества), находившихся в начале 2012 года в центре общественного внимания, не получил соответствующего отражения в обращениях граждан к Уполномоченному. При подготовке к докладу были получены следующие данные о нарушениях в ходе выборов:

790 обращений (из которых 341 не нашли подтверждения) о нарушения в ходе выборов в Государственную Думу РФ, в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Президента РФ, которые поступили в 2012 году в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию;

5 046 нарушений, зафиксированных общественными организациями и политическими партиями только на выборах Президента РФ.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге в своем выступлении говорил также о соблюдении права на свободу собраний, права на труд, право на благоприятную окружающую среду.

Омбудсман отметил развитие системы государственной защиты прав человека в 2012 году. Впервые за 15 лет существования института региональных уполномоченных в августе 2012 года состоялась их встреча с Президентом России. В 2013 году при Администрации Президента РФ была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства об уполномоченных по правам человека, в которую входит Александр Шишлов.

Сегодня одной из главных проблем нашего общества является дефицит доверия, разрыв между обществом и властью. Одна из важнейших задач Уполномоченного как независимого государственного правозащитного института - способствовать диалогу, выполнять функции связующего звена, находить точки соприкосновения и понимания между гражданами и должностными лицами, между общественными организациями и государственными органами. Успех такой работы возможен только при сотрудничестве Уполномоченного с институтами гражданского общества. В 2012 году такое сотрудничество с петербургскими общественными организациями, с общественным Правозащитным советом Санкт-Петербурга получило новый импульс и активно развивалось. Также активно укреплялось в 2012 году и рабочее взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти Санкт-Петербурга и территориальными подразделениями федеральных государственных органов.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов пригласил на свой доклад в Законодательное Собрание руководителей ведущих правозащитных организаций нашего города ("Гражданский контроль", "Мемориал", "Петербургская ЭГИДА", "Солдатские матери Санкт-Петербурга", "Беллона", "Ресурсный правозащитный центр"), которые признались, что получили такое приглашение впервые.

Александр Шишлов с петербургскими правозащитниками в Мариинском дворце 17.04.2013

Читайте также: