Доклад на тему диалектика и сознание

Обновлено: 11.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Диалектика и ее альтернативы.

Диалектика и метафизика и их исторические формы.

Диалектика как система принципов, законов и категорий.

Диалектика и метафизика и их исторические формы.

2. Диалектика как система принципов, законов и категорий.

Среди способов понимания диалектики развития законов, категорий, принципов - основополагающими являются законы диалектики.

Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью , поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

Можно также выделить различные виды борьбы:

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым . Примеры:

• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие - только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• генетические и функциональные;

• пространственные и временные;

• случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Категории диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

Альтернативы диалектики . Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. К альтернативам диалектики относятся: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;

• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового - если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения - согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества - сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Вопросы для закрепления

процесс уничтожения старого;

процесс, который отражает наиболее общие черты прогрессивного развития;

преемственность, передача положительных качеств в новое.

Что не относится к законам диалектики?

1.закон перехода количественных изменений в качественные;

2.закон единства и борьбы противоположностей;

3.закон отрицания отрицания;

4. закон целостности системы и ее связи.

Какие категории характеризуют закон перехода количественных изменений в качественные:

3.количество

Суть закона перехода количественных изменений в качественные заключается в следующем:

1.количественные накопления не могут происходить сколь угодно долго, т.к. наступит переход к новому качеству.

2.Количественные накопления могут происходить бесконечно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;

3.Количественные накопления характеризуют одну сторону объекта или вещи и являются формой проявления качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2
Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2
ГЛАВА 2. Диалектика как система 6
2.1. Принципы диалектики 6
2.1. Законы и категории диалектики 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему Диалектика, ее принципы и законы.docx

"Российская Экономическая академия имени Г.В.Плеханова"

Кафедра философии

" Диалектика, ее принципы и законы "

студентка факультета маркетинга

Научный руководитель:

Скатерщикова Алла Викторовна

Москва - 2010

ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2

Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2

ГЛАВА 2. Диалектика как система 6

2.1. Принципы диалектики 6

2.1. Законы и категории диалектики 9

Список используемой литературы 16

Элементы диалектики представляют собой целостную, развивающуюся систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности отражают единство, целостность реального мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалектики относительны, условны и подвижны.

Какую бы историческую форму диалектика ни принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта, направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, цикличность формы, развертывание во времени.

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.

Определенной важностью при рассмотрении понятия диалектики философии обладают три закона диалектики, которые, в свою очередь, носят универсальный и всеобъемлющий характеры.

Таким образом, в своем реферате мы рассмотрим наиболее подробно сущность диалектики, развитие представлений о ней в истории философии, а также основные ее элементы: принципы, категории и законы.

    1. Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии

    В первую очередь разберемся, что такое диалектика и как развивались взгляды и представления о ней в истории философии. Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через ее законы, категории и принципы.

    Главная проблема диалектики – что такое развитие? Развитие – это общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения, а движение, в свою очередь, основа развития.

    В истории философии принято выделять основные три исторические формы диалектики:

    1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики)
    2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. ( И. Кант , Г. Фихте , Ф. Шеллинг , Г. Гегель )
    3. Материалистическая диалектика ( К. Маркс , Ф. Энгельс , философы советской школы Э. Ильенков , Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)

    Обычно диалектикой называют умение вести беседу и достигать истины путем раскрытия противоречий, в первую очередь, в аргументах противника.

    Еще в глубокой древности мыслители исходили из таких представлений о мире, как противоположности, противоположности покоящегося и изменяющегося, покой и непрерывные процессы изменения и становления. Поэтому справедливо считается, что в своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности. Известны примеры рассуждений, например, Лао-цзы, который учил, что мир состоит из мельчайших частиц и подчинен естественному закону (Дао). Известны и ближневосточные представления о противоположностях, движущих мир, и о вечном изменении мира (например, учение Заратустры).

    Но диалектика в аспекте как учение - это диалектика Платона. Платон определил исключительную, нерациональную форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется себя-тождественными и взаимно определенными идеями. Главное в таком мышлении – это движение вслед за истиной. Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. В диалектике Платона различаются положительный и отрицательный моменты. А так как Платон понимает диалектику как положительную, то его метод состоит из 2-ух стадий: сначала происходит восхождение от низших понятий к высшим, нахождение идеи за счет подведения под нее разных вещей, а потом осуществляется нисхождение к низшим понятиям, определение видов, что Платон связывает с проверкой гипотез.

    Диалектика Платона – это преамбула истинностной диалектики Гегеля: познанная в чистых понятиях абсолютная сущность и изображение этих понятий, хотя еще не самодвижение понятий и не в себе деятельность самого себя мышления.

    Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития, т.е. диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей.

    Гераклит, который заслуженно считается первым диалектиком, указал на взаимодействие противоположностей и всеобщую смену явлений, которыми он объяснял все изменения в природе. Гераклит утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего, это пояснял известным примером о том, что в одну и ту же воду реки нельзя войти дважды. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом. Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно; хотя и эти преобразования были известны до Гераклита), движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей, вплоть до того, что добро и зло – одно и то же.

    И. Кант освободил диалектику от видимости произвола, отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам. По Канту, диалектика – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях.

    В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:

    1. Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.

    3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически, то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой.

    Затем прошел временной отрезок диалектического материализма. И настала эра современной диалектической философии.

    В Новом времени диалектические моменты познания в своей наивной форме стали появляться в рассуждениях многих мыслителей.

    Еще в начале XV в. Н. Кузанский говорил о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной, о том, что все в природе находится в вечном движении. Дж. Бруно говорил о том, что если требуется познать тайны природы, то необходимо в ней рассматривать минимумы и максимумы противоречий и противоположностей.

    Диалектические моменты воззрений были в исследованиях Коперника, Декарта, Лейбница, Спинозы, Дидро, Руссо и других мыслителей, но которые сводятся, в основном, к признанию движения и изменения материи и единства некоторых противоположностей. Стоит отметить следующие моменты. Декарт утверждал самостоятельность развития природы, обозначил переменные величины для математики. Лейбниц обозначил принцип самодеятельности и связь единичного и всеобщего, учил о непрерывности развития и о появлении нового, как единства противоположностей. Спиноза обозначил положения единства свободы и необходимости, а также конечного и бесконечного. Хотя самым главным было, пожалуй, то, что Руссо и Вольтер развили идеи развития общества, максимально подойдя к его диалектическим принципам.

    Актуальность проблемы исследования. Человек, чем бы он не занимался, является познающим существом. Он постоянно размышляет. Во всех сферах своей жизнедеятельности человек познает мир. Это касается профессиональной, художественной и иной деятельности. Через познание раскрывается истина. Наиболее действенным инструментом познания является диалектика как метод исследования. Использование диалектики как метода познания оказывает существенное влияние на развитие современной науки и практическую деятельность людей.
    Актуальность исследования подтверждается тем, что роль диалектики в системе научных методов познания до сих пор вызывает жаркие дискуссии. Именно поэтому изучение диалектики как метода познания становится важным.
    Цель нашей работы — исследование диалектики как метода познания.
    Объект исследования — диалектика.
    Предмет исследования — диалектика как метод познания.
    В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
    провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
    1. познакомиться с историческими формами диалектики;
    2. изучить диалектику как теорию познания;
    3. рассмотреть основные черты и принципы диалектического метода познания.
    Гипотеза исследования диалектика это способ описания и изучения реальности.
    Методы исследования: изучение теоретических материалов по проблеме.
    Структура работы. Работа состоит из введения, двух теоретической глав, заключения и списка литературы.
    1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИИдейные основы диалектики были заложены в древнем мире мыслителями Индии, Китая, Греции. Долгое время после своего зарождения диалектика представляла собой конкретизацию идей. И только в XIX веке благодаря философской системе Гегеля диалектика приобрела теоретическую базу для своего развития.
    Первоначально диалектика возникла в качестве искусства ведения спора. Основателем диалектического метода познания считается Сократ, затем метод получил дальнейшее развитие благодаря софистам. Сократ считал диалектику искусством достижения истины через столкновение противоположных мнений. Т.е. по Сократу истина рождается в споре. Сам он прекрасно владел этим искусством.
    Диалектиками были многие древнегреческие философы. Диалектику как метод познания действительности предложил Гераклит. Именно он наиболее ясно высказал идею изменчивости. Он много времени уделял обоснованию идеи диалектического развития мира в целом. Разработанные им диалектические идеи в последствии были высоко оценены немецким философом Гегелем в процессе работы над теоретической базой диалектического взгляда на мир.
    Аристотель считал "изобретателем диалектики" Зенона Элейского, который выделили ряд диалектических проблем, таких как противоречивость понятия движения и противоречивость отдельных форм бытия. Изучением диалектики занимались Платон, Аристотель, Кант и другие последователи. Развитие диалектики продолжали неоплатоники. В феодальном обществе под диалектикой подразумевали формальную логику. В эпоху Возрождения диалектические идеи выдвигались Николаем Кузанским и Бруно. В Новое время образцы диалектического мышления предлагали Декарт и Спиноза. В 18 веке большое количество диалектических идей выдвигали Дидро и Руссо.
    Важным этапом в развитии диалектики стали труды Лейбница и Канта. Первый представлял учение о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания, а второй подчеркивал значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах. Однако Кант считал диалектику разума иллюзией. Учение Канта продолжил Шеллинг.
    Но именно идеалистическая диалектика Гегеля имеет наиболее законченную и совершенную форму. Основу диалектики Гегеля представляет идеалистическое представление о том, что источником всякого развития является саморазвитие понятия, а, следовательно, он имеет логическую и духовную природу. Таки образом, диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. В своих трудах Гегель изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. По Гегелю "познание есть противоречие, снимающее само себя". Им были проанализированы все основные и наиболее важные категории философии, на основании чего были сформулированы три основных закона диалектики. Гегель опроверг учение Канта. Именно на них базируется диалектический метод.
    В XIX веке вслед за диалектикой Гегеля была создана система марксистской диалектики. К. Маркс и Ф. Энгельс построили материалистическую диалектику. Она основана на противоречии. Это философский метод, позволяющий исследовать природу, общество и познание. Марксистская диалектика признает постоянное становление и развитие явлений материального мира. Синтез диалектики и материализма отрицали некоторые философы, например Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков.
    В настоящее время можно говорить о существовании разработок диалектики, а также ее интерпретаций, но в целом выделяют три логически разработанных системы диалектического метода познания. И только одну из них считают наиболее полно развитой - гегелевскую.
    А.С. Казеннов подчеркивает, что существует два наиболее распространенных термина "диалектика". В первом случае под ней понимаются противоречия и их разрешения в природе и обществе. Примером являются диалектика Платона, природы, "Капитал" Карла Маркса и диалектика общественного развития. А в узком смысле "диалектика - это учение о всеобщих категориях, систематически развернутых в целостную логическую систему". Таких логических систем автор выделяет три:
    1) логическое учение Аристотеля, наиболее полно представленное в работе "Категории";
    2) учение о трансцендентальных категориях И. Канта;
    3) логическое учение Г. Гегеля, представленное в "Науке логики".
    Были более поздние попытки создания логической системы диалектики, но они в основном представляли собой попытки применения законов диалектики Гегеля к проблемам науки и философии. Такие попытки делали Ф. Тренделленбург, Ф. Брэдли, Э. Ильенков, П. Копнин и др. Несмотря на все эти попытки, никаких поправок и дополнений к логике Гегеля внесено не было.
    Единственным приемником философии Гегеля остался марксизм, который отмечал свою преемственность с его диалектикой. Главная категория материалистической диалектики - противоречие. Именно в ней находится ключ к другим категориям. Материалистическая диалектика - это философский метод, позволяющий исследовать природу, общество и познание. Все происходящее в мире подчиняется законам диалектики. Для ее понимания необходимо знать некоторые исходные положения, которые и будут рассмотрены в следующей главе.
    2. ДИАЛЕКТИКА КАК НАУКА2.1 Диалектика как теория познанияКак мы видим в качестве философской науки диалектика имеет довольно большую историю. Ее корни закладывались во времена античности. Во времена Сократа и Платона под термином "диалектика" подразумевалось умение вести спор (беседу), которая позволяла найти истину через противоречия в суждениях собеседника. Таким образом, уже в античный период диалектика предстает перед нами как учение, которое изучает окружающий материальный мир, а также мир идей через противоречия, в процессе движения и развития. Еще Гераклит отмечал изменчивость и текучесть мира.
    На первом этапе диалектикой называли учение об искусстве вести беседу, которая строилась на вопросах и ответах. Существует большое количество определений диалектики, но среди них выделяют три характерных:
    "1) учение о всеобщей связи;
    2) учение о развитии и его наиболее полном и свободном от односторонности виде;
    3) учение о единстве противоположностей (ядро диалектики)"
    На основании данных определений, можно сделать вывод, что "Диалектика – научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания".
    Человеческое мышление, также как объективный мир подчиняются законам диалектики, т.е. они не должны противоречить друг другу, а должны находиться в согласии. Термин диалектика отражает всеобщие законы движения и развития объективной действительности. Он имеет три значения:
    1) объективная диалектика;
    2) субъективная диалектика;
    3) теория диалектики или философское учение о диалектике.
    "Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.
    Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании".
    Таким образом, объективная диалектика царит в природе, а субъективная диалектика - это мышление, отражающее существующее в природе движение через противоположности. Субъективную диалектику характеризуют "относительность, противоречивость, подвижность понятий. Эти характеристики присущи мышлению". Содержание же понятия "объективная диалектика" составляют "изменчивость, относительность, противоречивость процессов, протекающих вне сознания".
    Диалектика в качестве учения рассматривает такие проблемы, как особенности развития, которые отличают его от других изменений, источник развития и его формы. Взаимосвязь объективной диалектики с диалектикой понятий привела к возникновению идеи "особого диалектического видения мира, при котором фиксируются подвижность, противоречивость, взаимосвязь объективных процессов". Это и есть философская теория познания.
    Познание отражает реальную действительность. Но это отражение не пассивно, оно является активным процессом и осуществляется на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. В процессе практической деятельности происходит переход логики бытия в логику познания. Идет процесс формирования мышления в понятиях. Отсюда следует, что субъективная диалектика, как отражение объективного мира, не может иметь существенных отличий от объективной диалектики.
    Диалектика подразделяется на материалистическую и идеалистическую. Так диалектика Гегеля идеалистична. В его учениях материальный мир является лишь отражением, особой формой и стадией развития логических категорий. А вот логические идеи живут с самодовлеющей полнотой. Но именно эта диалектика позволила К. Марксу и Ф. Энгельсу заложить основы материалистической диалектики. Они изучают реальные диалектические процессы, которые происходят в природе и в человеческом обществе.Для понимания любого философского учения необходимо изучение его методологии. Следует отметить многозначность термина "методология". Существуют разные смыслы его употребления. "Методология – учение о методе, наука о построении человеческой деятельности. Традиционно наиболее развитой областью методологии является методология познавательной деятельности".
    Познание осуществляется с помощью методов. Познаваемые объекты и методы взаимосвязаны. Человеку свойственно действовать осознанно. Он в отличии от животных действует целенаправленно, ставит перед собой цели и определяет средства и пути реализации их. Нормы и правила, необходимые для достижения результата и представляют собой метод.
    Е.А. Шибакова дает следующее определение метода - "путь способ познания принцип теоретической и практической деятельности человека направленный на овладение объектом".
    Любой теоретический прием может стать методом. Существуют частнонаучные методы, которые специфичны и используются только одной какой-либо наукой, и общенаучные, которые используются рядом наук. Философские методы являются всеобщими и используются для решения разнообразных задач. Они не отменяют частнонаучные методы, а дополняются ими.
    Диалектика как инструмент познания на протяжении своего длительного развития, получила различные толкования. Исследуя основания, структуру и логику диалектического подхода Г. Гегель выявил связи познания и реальности, отмечая их универсальность. Он открыл ряд законов. Благодаря диалектике мы можем анализировать мир в его целостности, в процессе развития, всеобщей связи, учитывая при этом взаимодействия противоположных тенденций.
    Несмотря на то, что ряд ученых ставят под сомнений возможности диалектики как метода познания, но их замечания не смогли подорвать интерес к диалектике.
    "Диалектика в качестве метода познания направляет научную мысль на поиск новых, более сложных форм реальности, т.к. изначально исходит из двух фундаментальных установок: принцип всеобщности развития и принцип взаимосвязи всех уровней бытия".
    Диалектика имеет определенную структуру и ряд характеристик, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
    2.2 Основные черты и принципы диалектического метода познанияА.П. Шептулин утверждал, что "будучи всеобщим методом, применимым в любой области познания и практической деятельности, диалектический метод отражает всеобщие свойства и связи объективной действительности. Его требования, принципы формулируются на основе законов и категорий диалектики, являются выводом из всеобщих диалектических закономерностей, выраженных в их содержании".
    Структура диалектики образуется из совокупности устойчивых отношений и связей между элементами диалектики. Материалистическая диалектика строится на основании универсальных всеобщих законов развития объективного мира. Элементами диалектики являются категории, законы и принципы, все вместе отражающие единство и целостность реального мира. Различия между этими элементами условны, подвижны и относительны.
    "Категории диалектики - это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики".
    Основные категории диалектики универсальны и могут применяться к любым явлениям действительности без исключения. К ним относятся: материя, сознание, движение, время, пространство, причина и следствие, качество и количество, противоречие и др. Категории диалектики носят объективный характер, т.к. отражают в сознании человека реальный мир. Они выражают всеобщие закономерности природы и общества. В тоже время категории субъективны, т.к. являются ступенями познания мира.
    Связь и взаимодействие философских категорий в свою очередь выступают как законы диалектики. Выделяют три закона диалектики:
    1) закон единства и борьбы противоположностей;
    2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
    3) закон отрицания отрицания.
    Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается такими категориями, как противоположность, противоречие, тождество, различие. По этому закону основой любого развития является борьба противоположных сторон. Кратко суть данного закона можно выразить формулой: "разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве".
    Механизм саморазвития описывает закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он раскрывает каким именно образом происходит развитие. Категориями закона являются: качество, количество, мера, скачок. Сущность закона заключена во взаимосвязи данных категорий. Накопление количественных изменений со временем приводит к качественным преобразованиям предмета, т.е происходит скачок и возникает новый предмет, нового качества. В свою очередь качественные преобразования влияют на количественные изменений.
    Закон отрицания отрицания показывает общий результат и направленность процесса развития. Отрицание включает в себя три основных момента: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового. Данный закон характеризуется цикличностью развития.
    Не менее важную роль в диалектике играет такой ее элемент, как принцип. "Принцип - это фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно способом (методом) ее познания и преобразования".
    Можно выделить следующие принципы диалектического познания:
    "- принцип всеобщего развития (мир рассматривается как бесконечно изменяющееся, развивающееся);
    - принцип противоречивости, развитие через противоположности (борьба противоположностей - источник развития мира);
    - принцип всеобщей связи (в мире все связано);
    - принцип детерминизма (взаимодействия, обусловленность) (мир некоторая система элементов, которые объединяются в силу некоторой закономерной связи);
    - принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную систему)".
    Диалектика носит регулятивный характер, т.е. деятельность людей всегда регулируется определенными нормами, предписаниями, правилами.
    Диалектика выполняет ряд функций:
    - онтологическая (диалектика направлена на выявление и изучение природы и общественного бытия и их общих характеристик);
    - гносеологическая (изучает закономерности познавательного процесса);
    - логическая (изучает формы мышления, принципы и категории, а также их развитие и взаимосвязь с точки зрения отражения объективной действительности);
    - методологическая (на основе всеобщих объективных законов действительности разрабатываются системы нормативов, принципов, предписаний, которые направляют познавательную и практическую деятельность людей);
    - мировоззренческая (определяет социальную ориентацию субъекта);
    - праксеологическая (не только "объясняет мир", но и "участвует" в его изменении).
    Таким образом, диалектика не только важная форма развития мыслей и в тоже время эффективное руководство к практической деятельности, но и мощное орудие преобразований. Использование диалектики как метода познания играет существенную роль в развитии науки и в практической деятельности людей.
    ЗаключениеПроведя теоретический анализ литературы по проблеме исследования нам удалось изучить диалектику как метод познания. На основании изученного материала, можно сделать вывод, что без настоящего метода никакой поиск истины не возможен. А такой метод сегодня известен только один - диалектика Гегеля. Без нее никакого движения к истине и уж тем более развития не будет.
    В результате теоретического исследования проблемы мы установили, что диалектика - это высший метод познания. Конечно, философское познание использует и другие методы, но этот во всех исследованиях остается руководящим.
    Диалектический метод необходимо применять прежде всего потому, что в природе, обществе и даже в мышлении все осуществляется диалектически.
    Диалектика в качестве метода познания прошла долгий путь развития. От античности до наших дней и получила разные толкования в разные периоды. Но изучение диалектического метода, его структуры и характеристик, позволяет сделать вывод о том, что именно благодаря диалектики стало возможно анализировать и познавать мир как в его целостности, так и в процессе развития.
    В результате теоретического исследования нам удалось доказать гипотезу, выдвинутую в начале написания данной работы.
    Таким образом, мы можем говорить о том, что цели и задачи, поставленные при написании реферата выполнены полностью.

    Список используемой литературы

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ 1
    ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2
    Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2
    ГЛАВА 2. Диалектика как система 6
    2.1. Принципы диалектики 6
    2.1. Законы и категории диалектики 9
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
    Список используемой литературы 16

    Вложенные файлы: 1 файл

    реферат на тему Диалектика, ее принципы и законы.docx

    "Российская Экономическая академия имени Г.В.Плеханова"

    Кафедра философии

    " Диалектика, ее принципы и законы "

    студентка факультета маркетинга

    Научный руководитель:

    Скатерщикова Алла Викторовна

    Москва - 2010

    ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2

    Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2

    ГЛАВА 2. Диалектика как система 6

    2.1. Принципы диалектики 6

    2.1. Законы и категории диалектики 9

    Список используемой литературы 16

    Элементы диалектики представляют собой целостную, развивающуюся систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности отражают единство, целостность реального мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалектики относительны, условны и подвижны.

    Какую бы историческую форму диалектика ни принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта, направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, цикличность формы, развертывание во времени.

    В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.

    Определенной важностью при рассмотрении понятия диалектики философии обладают три закона диалектики, которые, в свою очередь, носят универсальный и всеобъемлющий характеры.

    Таким образом, в своем реферате мы рассмотрим наиболее подробно сущность диалектики, развитие представлений о ней в истории философии, а также основные ее элементы: принципы, категории и законы.

      1. Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии

      В первую очередь разберемся, что такое диалектика и как развивались взгляды и представления о ней в истории философии. Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через ее законы, категории и принципы.

      Главная проблема диалектики – что такое развитие? Развитие – это общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения, а движение, в свою очередь, основа развития.

      В истории философии принято выделять основные три исторические формы диалектики:

      1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики)
      2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. ( И. Кант , Г. Фихте , Ф. Шеллинг , Г. Гегель )
      3. Материалистическая диалектика ( К. Маркс , Ф. Энгельс , философы советской школы Э. Ильенков , Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)

      Обычно диалектикой называют умение вести беседу и достигать истины путем раскрытия противоречий, в первую очередь, в аргументах противника.

      Еще в глубокой древности мыслители исходили из таких представлений о мире, как противоположности, противоположности покоящегося и изменяющегося, покой и непрерывные процессы изменения и становления. Поэтому справедливо считается, что в своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности. Известны примеры рассуждений, например, Лао-цзы, который учил, что мир состоит из мельчайших частиц и подчинен естественному закону (Дао). Известны и ближневосточные представления о противоположностях, движущих мир, и о вечном изменении мира (например, учение Заратустры).

      Но диалектика в аспекте как учение - это диалектика Платона. Платон определил исключительную, нерациональную форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется себя-тождественными и взаимно определенными идеями. Главное в таком мышлении – это движение вслед за истиной. Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. В диалектике Платона различаются положительный и отрицательный моменты. А так как Платон понимает диалектику как положительную, то его метод состоит из 2-ух стадий: сначала происходит восхождение от низших понятий к высшим, нахождение идеи за счет подведения под нее разных вещей, а потом осуществляется нисхождение к низшим понятиям, определение видов, что Платон связывает с проверкой гипотез.

      Диалектика Платона – это преамбула истинностной диалектики Гегеля: познанная в чистых понятиях абсолютная сущность и изображение этих понятий, хотя еще не самодвижение понятий и не в себе деятельность самого себя мышления.

      Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития, т.е. диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей.

      Гераклит, который заслуженно считается первым диалектиком, указал на взаимодействие противоположностей и всеобщую смену явлений, которыми он объяснял все изменения в природе. Гераклит утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего, это пояснял известным примером о том, что в одну и ту же воду реки нельзя войти дважды. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом. Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно; хотя и эти преобразования были известны до Гераклита), движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей, вплоть до того, что добро и зло – одно и то же.

      И. Кант освободил диалектику от видимости произвола, отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам. По Канту, диалектика – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях.

      В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:

      1. Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.

      3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически, то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой.

      Затем прошел временной отрезок диалектического материализма. И настала эра современной диалектической философии.

      В Новом времени диалектические моменты познания в своей наивной форме стали появляться в рассуждениях многих мыслителей.

      Еще в начале XV в. Н. Кузанский говорил о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной, о том, что все в природе находится в вечном движении. Дж. Бруно говорил о том, что если требуется познать тайны природы, то необходимо в ней рассматривать минимумы и максимумы противоречий и противоположностей.

      Диалектические моменты воззрений были в исследованиях Коперника, Декарта, Лейбница, Спинозы, Дидро, Руссо и других мыслителей, но которые сводятся, в основном, к признанию движения и изменения материи и единства некоторых противоположностей. Стоит отметить следующие моменты. Декарт утверждал самостоятельность развития природы, обозначил переменные величины для математики. Лейбниц обозначил принцип самодеятельности и связь единичного и всеобщего, учил о непрерывности развития и о появлении нового, как единства противоположностей. Спиноза обозначил положения единства свободы и необходимости, а также конечного и бесконечного. Хотя самым главным было, пожалуй, то, что Руссо и Вольтер развили идеи развития общества, максимально подойдя к его диалектическим принципам.

      Читайте также: