Фольклор брянской области доклад

Обновлено: 07.07.2024

Исследовательская работа посвящена анализу народных мифологических рассказов (несказочной прозы) Климовского района Брянской области. Внимание уделяется таким персонажам низшей мифологии, как русалки, домовые, лешие, черти.

ВложениеРазмер
narodnye_mifologicheskie_rasskazy_klimovskogo_rayona_bryanskoy_oblasti.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 Народные мифологические рассказы: специфика жанра………………………….5

2 Народные мифологические рассказы Климовского района Брянской области. 6

2. 3 Духи культурного пространства………………………………………………. 7

Список использованной литературы………………………………………………. 10

Исследовательская работа посвящена анализу народных мифологических рассказов (несказочной прозы) Климовского района Брянской области. Несказочная проза представляет собой богатый материал для реконструкции материальной и духовной культуры народа. Ее изучение позволяет приблизиться к пониманию системы традиционного фольклора, проследить истоки верований.

Цель исследовательской работы – собрать и записать народные мифологические рассказы Климовского района Брянской области, выявить и описать персонажные типы низшей мифологии. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

  1. Изучение теоретического материала по теме исследования;
  2. Сбор фактического материала;
  3. Классификация материала;
  4. Исследование особенностей мифологических рассказов Климовского района Брянской области.

Объект исследования – фольклорные тексты, собранные на территории Климовского района, а также тексты, вошедшие в работы по исследованию демонологии Украины, Республики Беларусь.

Предмет исследования – персонажные типы низшей мифологии, их классификация и сравнительный анализ.

Основными методами в работе являются: исследовательский, аналитический, описательный, метод систематизации, сравнительно-сопоставительный.

Положения и выводы исследовательской работы могут быть полезными на элективных курсах, уроках истории, литературы, при проведении внеклассных мероприятий, фольклорных вечеров. Этим объясняется практическая значимость работы.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью описать, проанализировать и сохранить в памяти населения мифологические персонажи низшей демонологии. В связи с появлением фантастических фильмов, в которых много персонажей из низшей демонологии, тема представляется актуальной и интересной для современной молодежи.

1 Народные мифологические рассказы: специфика жанра

Устная народная проза существует тысячелетия. Проза эта включает в себя два вида народного творчества: сказочную и несказочную прозы. Для всех жанров несказочной прозы свойственная установка на достоверность. Данный вид прозы претендует на точность воспроизведения жизненных событий и фактов. Некоторые факты, с точки зрения, современного человека, фантастичны и не достоверны, но в понимании рассказчика они, как правило, таковыми не являются. Рассказчик убежден, что все они были в действительности или с ним лично, или с его знакомыми, или с его родственниками. [7, c. 10]

На формирование мифологических рассказов оказали влияния верования, связанные с календарными праздниками, изначально языческими, затем в большинстве своем христианизированными. Становление мифологической прозы происходит в контексте разнообразных обрядов и обычаев: календарных, семейных, бытовых, промысловых, аграрных, лечебных. Персонажей мифологических рассказов традиционно подразделяют на домашних духов, духов природы, чертей. Все чаще встречаются такие опрошенные, которые признают, что в старые времена нечисть жила, но в наши дни уже вся вывелась.

На территории Климовского района находим упоминание о духах природы, о домашних духах, о черте

2 Народные мифологические рассказы Климовского района Брянской области

2. 1 Хозяева леса

Хозяином леса в мифологических представлениях населения района является леший. Он может появиться перед людьми в человеческом облике (мужичок небольшого роста, в черном армяке, с длинной бородой). (Приложение 3, текст 1) Лесной хозяин может заниматься хозяйственными делами. Подобные факты находим среди белорусских быличек.[9, c. 75] Там встречается упоминание о том, что у лешего есть семья, свой участок земли, на котором он ведет хозяйство.

Жителям района неизвестно зооморфное воплощение лешего, а в белорусских и украинских рассказах, демон может появиться в облике диких или домашних животных. Леший нередко изображается в виде дерева, куста, пня и самого леса. [9, c. 75] Леший понимается как первопричина блуждания людей по лесу. Среди быличек, собранных на территории района, находим и обратное утверждение – леший может помочь выбраться людям, заплутавшим в лесу. (Приложение 3, текст 2)

На территории Климовского района часто на вопрос о существовании лешего респонденты рассказывают об аномальных явлениях в лесу. Эти места угнетающе действуют на человека: начинает болеть голова, появляется беспричинное чувство страха, тревоги. Место насильственной гибели людей может являться аномальным. Респондент утверждает, что тяжело находиться недалеко от деревни Парасочки. Здесь в июле 1943 года каратели расстреляли 83 жителя деревни. Жители окрестных деревень с опаской относятся к этому месту. (Приложение 3, текст 3)

Таким образом, упоминание о лешем находим всего в двух быличках, собранных на территории района. До конца не ясной остается природа аномальных зон на территории Климовского района.

2. 2 Хозяева воды

Русалки – в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж. В Климовском районе считается, что русалками становятся просватанные невесты, которые не успели вступить в законный брак, покончили жизнь самоубийством, утонув в воде. (Приложение 3, текст 4) Население Климовского района считает, что русалки питают большую любовь к мужскому полу. (Приложение 3, текст 4) Пик активности этих мифологических персонажей приходится на праздник Ивана Купала. Как правило, русалки выходят из воды по ночам и лишь в редких случаях днем. Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий русалки.

Жители Климовского района, описывая русалку, дают ей следующие характеристики: небольшой рост, человеческий вид, принадлежность к женскому полу, красивое лицо, длинные, зеленоватые волосы, вместо ног рыбий хвост. (Приложение 3, текст 5) Среди украинских быличек, находим упоминание о русалках как молодых красивых девушках, обнаженных или в белом. Они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове. [10, c. 175] В других местах (Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. [9, c. 89]

Делаем вывод, что Климовский район характеризуют отрывочные упоминания о данном мифологическом персонаже.

2. 3 Духи культурного пространства

Домовой — домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. По мнению жителей района, этот персонаж живет в каждом доме. (Приложение 3, текст 6) В случае переезда в другой дом, необходимо совершить определенные обряды, связанные с приглашением домового в новое жилище. Если же домового забывают пригласить в новое жилище, он остается в старой избе, покинутый домовой жалобно плачет или ломится каждый вечер до рассвета к прежнему хозяину. Оставшись в доме с чужой семьей, он переводит ее скот, людей щиплет до синяков, строит козни, стучит, пугает людей – выживает из дому.

Жители Климовского района считают, что домовой тщательно выбирает домашних питомцев. Неугодных животных домовой может выживать из дома или жестоко с ним расправится. (Приложение 3, текст 7) Необходимо подкреплять силу домового, оставлять угощения на столе. (Приложение 3, текст 8)

Проанализировав климовские мифологические рассказы о домовом, приходим к выводу, что этот персонаж широко известен местным жителям. Отношение к нему почтительное, люди уверены в его огромной силе, отзываются о нем с уважением, осознают, что благополучие семьи зависит от доброго расположения этого мифологического персонажа.

2. 4 Нечистая сила

Черт – в славянской мифологии злой дух. Образ черта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках это антропоморфные существа, покрытые шерстью, с рогами, копытами и хвостами.

По представлениям жителей Климовского района, черти неотступно следуют за человеком. Они не отпускают его даже в дороге. (Приложение 3, текст 14) Одним из излюбленных развлечений черта является катание на колесах гужевой повозки, что очень затрудняет передвижение лошади. Так как согласно представлениям жителей Климовского района черти имеют большой вес. (Приложение 3, текст 14)

Население Климовского района Брянской области убеждено, что черти жестоко карают людей за издевательства над своей силой. Один мужчина, который хвастал своей храбростью и неуязвимостью, поплатился жизнью за свои грубые, не лестные слова в адрес черта.

После проведенного исследования о черте делаем вывод, что население Климовского района воспринимает черта как злого духа, который вредит людям. Среди мифологических рассказов не находим упоминания о месте пребывания черта, описание его внешнего облика. Данный персонаж низшей мифологии не отличается разработанностью образа.

На территории Климовского района находим упоминание о духах природы, о домашних духах, о черте.

Хозяином леса в мифологических представлениях населения района является леший. Широкого распространения данный персонаж низшей мифологии на территории района не получил в данное время, население постепенно утрачивает сведения о лесном хозяине. Скорее всего, это связано с уменьшение роли леса в жизни современного человека. Упоминание о лешем находим всего в двух быличках, собранных на территории района. До конца не ясной остается природа аномальных зон на территории Климовского района.

Русалки – женский демонологический персонаж. В районе сохранились отрывочные сведения о данном персонаже. Все меньше остается на территории района водных объектов, которые посещают люди. Поэтому воспоминания о русалке в скором времени могут утратиться или остаться в памяти народа исключительно как персонаж известных сказок.

Домовой — домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома. Этот персонаж широко известен местным жителям. Отношение к нему почтительное, люди уверены в его огромной силе, отзываются о нем с уважением, осознают, что благополучие семьи зависит от доброго расположения мифологического персонажа.

Черта население района воспринимает черта как злого духа, который вредит людям. Данный персонаж низшей мифологии не отличается разработанностью образа.

Работа позволяет продолжить исследование народной несказочной прозы Климовского района.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 . Аникин В. П. Русское устное народное творчество/ В. П. Аникин. – М.: 1989. – 467 с.

2. Виноградова Л. Н. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу: поверья о домовом/Л. Н. Виноградова. – Киев: 1994. – 234 с.

3. Виноградова Л. Н., Левкиевская Е. Е. Народная демонология Полесья. Люди со сверхъестественными свойствами/Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 647 с.

4. Глебов В. Д. Былички и бывальщины. Суеверные рассказы Брянского края/ В. Д. Глебов. – Орел, 2011. – 403 с.

5. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки/Д. К. Зеленин. – М.: 1995. – 275 с.

6. Криничная Н. А. Русская мифология: мир образов фольклора/Н. А. Криничная. – М.: Гаудеамус, 2004. – 1001 с.

8. Левкиевская Е. Е. Низшая мифология славян. Очерки истории культуры славян/Е. Е. Левкиевская. – М.: 1996. – 175-196 с.

9. Новак В. С. Славянская мiфалогiя (на матэрыялах Гомельскай вобласцi)/

В. С. Новак. – Мiнск, 2009. – 252 с.

10. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре/Э. В. Померанцева. – М.: 1975. – 467 с.

11. Усачева В. В. Схема описания мифологических персонажей. Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал./ В. В. Усачев. – М.: 1994. – 40 – 44 с.

12. Швед И. А. Традиционные верования белорусов, связанные с охотой. Живая старина. 2009. № 2/ И. А. Швед. – С. 8 – 10

Оценить 1043 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Брянского района Брянской области

Региональный этап Всероссийского конкурса

Исследовательская работа по теме:

Выполнила: Матюхина Алина,

ученица 10 класса.

Руководитель: Рожкова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

231543 ул. Молодежная,

с. Малое Полпино, Брянского района,

Брянск, 2015

Методика исследовательской работы………………………….. 5

Глава 1. Понятие фольклора и основные жанры устного народного творчества.

Фольклорные произведения жителей с. Малое Полпино…….. 6

Глава 2. Целостный анализ лирической песни

Понять литературу, не зная мест,

где она родилась, не менее трудно,

чем понять чужую мысль,

на котором она выражена.

Брянский край славен своей историей, культурой. С ним связаны важнейшие события прошлого русского народа.

Сквозь все бури многосложной, трудной истории бережно пронесли брянцы самобытную культуру: жизнерадостные, искрящиеся задором пляски, чарующие красотой песни, яркое многокрасочное декоративно-прикладное искусство, поэтичную и мудрую мифологию, древние обряды и обычаи.

Всем хорошо известно, что фольклор отражает взгляды русского народа на окружающую действительность, его самосознание.

Культурно – литературное наследие земляков способствовало развитию брянского края и заслужило право на особое внимание к ним. Постигая мысли и чувства жителей Брянщины, узнавая их взгляды на окружающую действительность, становишься мудрее и благороднее. В связи с тем, что сейчас наблюдается тенденция снижения интереса к устному народному творчеству в обществе можно назвать выбранную тему актуальной и злободневной.

Цель работы – исследование фольклора Брянской области с целью выявления взаимосвязи фольклора Брянского края и действительности.

Гипотеза – фольклор Брянского края, как и всякое искусство, восходит к действительности; помимо воли создателей оно отражает реальную жизнь; народный художник ставит себе целью изобразить действительность.

Исходя из выше поставленной цели, вытекают следующие задачи:

выявить фольклорные жанры Брянской области, в которых представлена окружающая действительность, взгляды простых людей на мир;

доказать справедливость выдвинутой гипотезы;

прививать любовь к родному Брянскому краю, русскому языку и культуре.

В исследовании были использованы следующие методы работы:

1) описательный (описание фольклора и его жанров);

2) сбор произведений устного народного творчества Брянщины;

3) работа в библиотеках с литературными источниками;

Практическое применение работа может найти на уроках русского языка и литературы, истории Брянского края.

Объектами исследования стали: произведений устного народного творчества Брянщины.

Были рассмотрены произведения различных жанров фольклора, собранные мной и моим руководителем Рожковой О.Н. среди жителей с. Малое Полпино Брянского района, составлены фольклорные паспорта, изучена дополнительная литература по теме.

В конце исследовательской работы сделан вывод, который доказывает правильность выдвинутой гипотезы. В Приложении можно найти результаты анкетирования.

Методика исследовательской работы

Прежде чем приступить к работе по выбранной теме, был рассмотрен вопрос современного состояния в области исследования места и роли литературного наследия Брянщины. К сожалению, действующие школьные программы (в частности Г.С.Меркина, С.И.Зинина, В.Я.Коровиной и др.) не дают времени для ознакомления с литературой родного края. В основном краеведение сводится к изучению творчества Ф. И.Тютчева и А. К. Толстого, на изучение фольклора родного края время вообще не отводится, хотя есть много интересных фактов, о которых стоит узнать любому жителю Брянска, особенно школьнику. Тем более, что есть интересные исследования таких известных краеведов, как Н.А.Соболева, В.П. Парыгина, В.В.Скидана и др. Для более глубокого изучения данного вопроса была разработана методика исследовательской работы, а именно: анкетирование учащихся 7-11 классов; изучение первоисточников и специальной литературы, фольклорные паспорта.

С целью доказательства актуальности выбранной для исследования темы было проведено анкетирование среди учащихся 7-11-х классов (см. При-ложение). Вопрос о том, какие жанры устного народного творчества Брян-щины знают опрашиваемые, вызвал затруднение.

Почти все респонденты при ответе на вопрос № 2 написали, что в библио-теке берут только программную литературу. Краеведческой литературой ин-тересуются крайне мало. Но вот при ответе на вопрос № 3 опрашиваемые хо-тели бы узнать побольше о том, как представлена Брянщина в литературных источниках, аргументируя это тем, что знать свои истоки нужно для воспитания патриотизма и расширения кругозора.

Можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных имеют низкий уровень знаний о фольклоре своего края, но хотят расширять свой кругозор, быть патриотами своей малой родины и узнать больше информации об устном народном творчестве Брянской области. Следовательно, выбранная тема исследования актуальна и находит отклик в сердцах опрошенных учащихся школы.

Глава 1. Понятие фольклора и основные жанры устного народного творчества. Фольклорные произведения жителей с. Малое Полпино.

Поэтому народное творчество (народное искусство, фольклор) представляет собой художественную коллективную творческую деятельность народа, отра-жающую его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзию (предания, песни, сказки, эпос), музыку (песни, инст-рументальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр ку-кол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусст-во. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных худо-жественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые иссле-дователи относят к народному творчеству также все виды непрофессиональ-ного искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Администрация Карачевского района Брянской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

242513 Брянская обл., Карачевский р-н., д. Лужецкая, ул. Школьная, д.1

по духовно-нравственному воспитанию.

«Фольклор жителей с. Ружное Карачевского района Брянской области.

Автор: Мягкова Галина Михайловна,

зам. директора по ВР.

2015-2016 учебный год

1. Введение: стр. 3

1.1. Актуальность темы;

1.2. Цель и задачи;


2. Изучение проблемы: стр. 5

2.1. Знакомство с фольклором и культурой жителей

села Ружное Карачевского района Брянской области.


3. Заключение, выводы стр.7


4. Презентация.

^ 1.1 Актуальность темы

«Чем лучше мы будем знать прошлое,

тем легче, тем более глубоко и радостно

поймем великое значение

Духовно-нравственное воспитание и образование в Российской Федерации является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса, направленного на формирование всесторонне развитой личности. Основная трудность духовно-нравственного воспитания и образования в XXI веке – ослабление связей с национальными, духовно-культурными традициями.

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор – всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальными, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле.

Собирателем и хранителем фольклора жителей Карачевского района и с.Ружное, в частности, - является Руженский фольклорный хор , который в 2014 году отметил свое 50-летие. Участницы хора, сохраняя традиции прошлого, пытаются возродить самобытную культуру нашего народа. Справедливости ради нужно сказать, что наши предки гораздо

Так как фольклор представляет собой своеобразное явление народной культуры, в нем естественно преобладают черты, возникшие на местной русской почве, восходящие к быту древней Руси, куда вошли некоторые заимствования у других народов. При этом характерной особенностью русского национального фольклора остается удивительное многообразие в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местных особенностей.

В настоящее время особенно актуальна проблема воспитания человека, обладающего большим нравственным потенциалом, безусловной ценностью для которого является принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам. Именно такие исследования составляют основу развития национальной культуры. Ведь образованность это не только передача знаний, но и воспитание человека через изучение своих исторических корней. Изучение многовекового этнокультурного наследия: народной культуры, обрядов несет в себе свет добра, милосердия, народной мудрости; формирует стремление к нравственности, духовности, любви к малой родине.

Именно поэтому данная тема ,на мой взгляд, является актуальной.


^1.2. Цели и задачи исследования


Цель работы:

Познакомиться с фольклором местных жителей и историей создания Руженского фольклорного хора.

Задачи исследования:

1) Знакомство с фольклором вообще и с культурой местных жителей в частности;

2) Изучение истории создания Руженского фольклорного хора;

3) Собирание руженских песен, местных обрядов и обычаев;

4) Сохранение традиций.

^2. Изучение проблемы


2.1. Знакомство с фольклором и культурой русских жителей села Ружное Карачевского района Брянской области

В живописном уголке Карачевской земли, среди полевого раздолья и в окружении лесов, расположилось красивое русское село Ружное. Бурные исторические события не смогли помешать народу пронести через века одно из самых драгоценных своих сокровищ – песни, которые облегчали тяжелую работу, веселили в праздники, помогали в лихую годину. Из глубины веков песня донесла нам память о людях, незримыми нитями связала времена.

Село Ружное - зона экспедиционной работы большинства фольклористов и этнографов Центральной России. Именно здесь сохранились в первозданной чистоте народные обычаи, обряды, старинная праздничная одежда и традиции многоголосного распева.

Фольклорный хор с. Ружное был организован в 1964 году. Русский народный фольклорный увидишь нечасто, да еще такой самобытный, естественный, в местном традиционном наряде. Выйдут на сцену женщины в ярких опоясках, в сверкающих кокошниках и орлянках, взмахнут кумачами,и словно вздох печали, радости и откровения поплывет по враз притихшему залу.

Лучшие образцы руженских песен исполняют известные фольклорные коллективы Брянска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России , что говорит о несомненной эстетической и научной ценности руженской народной песни. В 1964 году Н. А. Сарамуд организовала этот хор. Сейчас широко известен не только в Брянской области, но и далеко за ее пределами обновленный состав возрожденного Руженского фольклорного хора. Его возглавляет руководитель, учитель Ревенской средней школы Мягкова Галина Михайловна.

В репертуаре хора очень много песен о несчастной женской доле, о любви,о тяжелом крестьянском труде, о красоте природы. Здешние песни напоминают о том, что руженские переселенцы своим ремеслом считали не военные походы и набеги, а хлеборобство.

Весна-красна

По заречью шла

А я вам принесла три угодьица.

Первое угодье-пастушок в поле.

Второе- и с сошками, и с боронками,

А третье угодье – аржаное жать,

Яровое дожидать.

Веселых и игровых песен в репертуаре очень мало.

В здешних местах бытуют лечебные заговоры. Например, от зубной боли, сглаза, испуга, порчи, чирья, ячменя, грыжи, бородавки, кровотечения.

Необрядовая лирика - описания вечерок, хороводов и других форм развлечений. Пожилые жители хорошо помнят вечерки и молодежные игры, песни, которые их сопровождали.
Село Ружное можно смело назвать кладезем частушек, при чем некоторые из них очень колоритные . Участницы хора поют их наперепев ( кто кого перепоет).

Те, кому довелось видеть выступления коллектива, отмечают его самобытность, непохожесть на другие певческие объеденения. Особым богатством и гордостью является старинный руженский костюм 19 века, который , как правило, передается по наследству, тщательно сбереженный на протяжении многих лет и от огня войны, и от пожаров, и от жизненных неурядиц. Как зеницу ока берегут женщины этот наряд, хранят его историю.

3. Заключение и выводы


«Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет,

но отнимите у современного человека этот

нажитой скарб обрядов, обычаев , всяких

условностей, и он все забудет, всему разучится,

В.О.Ключевский

Мода постоянно меняется из века в век и даже из месяца в месяц. Непостижима в своем богатстве и разнообразии музыкальная палитра страны. Оглядываясь в прошлое, можно увидеть самые причудливые составляющие русского фольклора. Но он неподвластен моде и течению времени.

И, все-таки, как хорошо, что в огромном музыкальном мире не затерялся фольклорный хор из небольшого села Ружное Карачевского района Брянской области. Верится, что его родниковым песням суждено еще долго жить.

Поставленную перед собой цель: знакомство с фольклором и культурой русских жителей села Ружное Карачевского района Брянской области я выполнила и могу сказать, что это
явление сложное, многообразное и очень интересное. Так как и по сей день многие из нас поют народные застольные песни, исполь зуют некоторые обряды и гадания, з начит русский фольклор у жителей нашей местности жив и еще будет жить.


И восемьсот, и пятьсот лет тому назад вся наша область была в лесах.

Лес — это и материал, и еда, и убежище. Но лес — это и страхи великие.

В ту пору курицу через реку соседу не отдавали — считали, что несчастье дому будет. Что ж про лес говорить, который, все были в этом убеждены, населяли страхи, оборотни, непонятные чудовища. Брянские люди и сейчас, в компьютерный век, остались полуязычниками.

Черти, домовые, лешие с лесихами, водяные, русалки, кикиморы, хлевники, банники, ведьмы, колдуны, кликуши.

Гости из параллельного мира, инопланетяне, мужик из реки, видения призрачных городов, вой в ночи, собака с человечьей головой.

Милости просим в Брянский край, нашу живописную, полную чудес — порой поистине страшных чудес — глубинку.

Книга преподавателя Брянского государственного университета Владимира Дмитриевича Глебова (увы, ныне покойного) — это уникальное собрание из 641 истории, что были рассказаны жителями брянского захолустья лично Глебову и его студентам с 1981 по 2011 год. Тираж в тысячу экземпляров раскупили практически мгновенно — и сегодня это библиографическая редкость.

Максимальный географической охват, большое количество опрошенных, тридцатилетний разброс, нежная забота о сохранении языка брянской глубинки — все это заставляет склонить голову перед вдохновителем и руководителем проекта Владимиром Дмитриевичем Глебовым. Десятилетиями занимаясь собирательством брянского фольклора, он, возможно, даже не предполагал, что кирпичик за кирпичиком создает нечто грандиозное.

Теперь о самих историях. Какие-то из них странные, какие-то — по-настоящему страшные. Книга не для впечатлительных, да и толстокожим на ночь читать, вероятно, не стоит. Рассказчики — простые жители Брянщины — не чураются жутких подробностей. Это вам не выдуманные хоррор-рассказы, напечатанные на компьютере. Это истории людей, которые каждый день просыпались, работали, отдыхали и ложились спать в царстве дремучих брянских лесов, болот и туманов. А еще эти рассказчики ходили по грибы-ягоды, плавали по Десне, убирали урожай в полях. Уж они-то не понаслышке знают, что такое русская нечисть. Именно поэтому от книги невозможно оторваться: в рассказах наверняка есть выдумка, но нет ни нотки фальши. Поэтому впечатляет. Поэтому страшно. Поэтому хочется ТУДА.

Брянская область вот уже много лет подряд вымирает. Поселки и деревни пустеют — старики отходят в мир иной, молодежь бежит в областной центр или еще куда-нибудь, где есть работа и перспективы. Судить, хорошо это или плохо, дело неблагодарное. Зато сейчас мы имеем редкую возможность причаститься загадочной прелести захолустного упадка. Карповка, Пашичи, Михайловка, Залядка, Малиновка, Никольск, Покровка, Философов Завод, Старые Умысличи.

Только постарайтесь не заблудиться. И остерегайтесь незнакомца: то может оказаться черт.

ПОТУСТОРОННЕЕ

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!


Рубрика: в Гордеевский район 16.06.2014

Свой богатый опыт селянки передают студентам московской консерватории имени Гнесиных, которые гостями праздника являются уже не первый год. Местный фольклор своеобразен и бесценен, ведь мы живем на землях брянско- гомельско- черниговского пограничья. Ребята записывали обрядовые песни, интересовались вышивкой и самоткаными рушниками, народным костюмом.

А 8 июня летнюю, знойную тишину в Петровой Буде нарушила звонкая частушка, ядреный перестук бубна, да задорные переливы гармошки. Вместе с Троицей пришел праздник. Село расцвело, заиграло разноцветными красками атласных лент в венках, яркой вышивкой народных костюмов, наполнилось пряным ароматом букетов, да еще задорными улыбками и отличным настроением селян.

Хочется напомнить, что праздник Святой Троицы отмечается Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло в тот момент, когда они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Пятидесятница считается днем рождения Новозаветной церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Праздник включил в себя обрядовое шествие, украшение березки атласными разноцветными ленточками, хороводом и традиционными песнями села Петрова Буда. Широте и размаху исполнения местного фольклора самодеятельных артистов можно было только позавидовать. Кроме традиционных участников , старожил села, в празднике приняло участие более молодое поколение: В. Мисник, Е. Стеклова, Л. Тригубко, С. Молявко, Н. Матросова, С. Рябцева, Т. Орешко, А. Орешко, при участии работников культуры Н. Ковтуновой и Л. Ляпуновой. Финансовую поддержку в проведении праздника оказал глава Петровобудского поселения А.С. Мищенко.

Участники праздника отламывали веточки с березки, их сохраняют до следующего года на счастье, загадывая желание.

Завершился праздник хороводами, играми и песнями у дома культуры.

береста, свирель. А между тем наследие прошлого — фольклор является одним из активных средств нравственного и эстетического воспитания молодёжи. Поэтому мы должны принять все меры, чтобы сохранить самобытное народное творчество. Большая роль в этом возлагается на учреждения культуры. От них будет зависеть дальнейшая судьба возрождения и пропаганды местного фольклора.

Читайте также: