Влияние почвы на рост и развитие растений доклад

Обновлено: 02.07.2024

Научно-исследовательский проект
"Влияние состава почвы на рост растений"

Земледелием люди занимаются с давних пор. И в наше время многие имеют собственные огороды и сады.
Каждую весну мы с родителями вскапываем свой огород, сеем семена, высаживаем рассаду, картофель и цветы. По осени собираем урожай.
Оказывается при равных погодных условиях, одни огородники получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие скудный. Почему так происходит? Мы заинтересовалась, как растут растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?
Ответы на поставленные вопросы мы получим с помощью наблюдения и опытов, которые проведем в ходе исследовательского проекта.

Объект исследования: почвы различного состава.

Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:
- собрать и изучить информацию о почве.
- изучить состав почвы
-провести наблюдение за ростом растений в почвах различного состава.
-изучить условия роста растений в различных почвах.
-проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.

Гипотеза исследования: предположим, что растения в почвах различных по составу не одинаково.

Почва – это, прежде всего, земля. Наш стратегический ресурс. Без земли нам не прокормиться.
Почва - самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Важней­шим свойством почвы является плодородие - способность обес­печивать рост и развитие растений. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см. Главная функция почв - это обеспечение жизни на Земле. В почве нуждаются как растения, так и животные, а так же и человек.
Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений. Таким образом, почва — условие существования жизни, но одновременно почва — следствие жизни на Земле.
Для того чтобы узнать, действительно ли это так, нам следует изучить состав почвы.

Изучение состава почвы.
В домашних условиях подобрали оборудование для проведения опытов. Подготовили образец почвы, взяли естественную природную почву.

Опыт 1.
Бросили комочек сухой почвы в стакан с водой. Из почвы начали появляться пузырьки.
Спустя час стенки стакана покрылись мелкими пузырьками.
Значит, в состав почвы входит воздух.

Опыт 2.
Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклом.
Стекло запотело, а через час на нем появились капельки воды.
Следовательно, в почве есть вода.

Опыт 3.
Нагрели почву над газовой плитой.
Появился лёгкий дымок и неприятный запах, это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Перегной придаёт почве тёмный цвет, влияет на плодородие почвы.

Опыт 4.
Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпали в стакан с водой и размешали.
Вода стала мутной. Когда осели частички почвы, мы рассмотрели различные её слои.
На дне видны песчинки песка и глины.
Сверху – перегной. Но когда часть перегноя сгорела, образовался пепел серого цвета. Он осел поверх всех слоёв.
Можно сделать вывод, что в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5.
Несколько капель раствора поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального
отопления.
Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.
Данный опыт показывает, что в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проведенные опыты наглядно доказали, что в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральный соли. Данные составляющие необходимы для жизни растений.

Кукушкина Елена Юрьевна

Богата наша земля. Люди разыскали в ней залежи железа, меди, золота, угля, нефти. Им нет цены. И все же самое ценное на Земле – земля, почва.

О земле говорят – плодородная. Она родит плоды – рожь, пшеницу, картофель, ягоды, фрукты.

Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.

ВложениеРазмер
proekt_genzel_o.docx 1.42 МБ
proekt_vliyanie_pochvy_genzel.pptx 1.51 МБ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "ВЛИЯНИЕ ПОЧВЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ" ученицы 2 класса А МАОУ СОШ № 164 ГЕНЗЕЛЬ ОЛЬГИ

Богата наша земля. Люди добывают в ней железо, медь, золото, уголь, нефть. Им нет цены. И все же самое ценное на Земле – земля, почва. Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, земля или по-другому почва . Объект исследования: почвы различного состава. Цель исследования: изучение влияния состава почвы на рост растений. Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

Почва – это верхний плодородный слой земли. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее? Чтобы проследить за ростом растений, я провела опыты. Подготовила для эксперимента почвы разных видов и семена фасоли, овса, гороха, пшеницы, три луковицы.

Фасоль, овес, пшеницу и лук посадили в почву с минеральными удобрениями. Горох и пшеницу высадили в почву с большим содержанием песка. Поместили луковицу в воду и в глинистую почву. Горох и овес высадили в почву, собранную во дворе у дома.

Результаты эксперимента через неделю Огородик подрастает. В земле, богатой удобрениями, побеги гуще и выше, чем в земле со двора. Семена фасоли хорошо проросли в почве, богатой минеральными удобрениями, а вот в глине проросло только одно семя фасоли и растет оно медленнее, чем в земле.

В почве лук пророс быстрее остальных, перья крепкие, сочные. И в воде лук хорошо чувствует себя. А вот в глинистой почве луковка лежит, не прорастает совсем. Горох дал дружные всходы в песчаной почве. Почва со двора неблагоприятна для семян гороха.

Пшенице больше понравилась почва с большим содержанием песка, рыхлая, пористая. В ней хорошо корням растений. Всходы дружные, сочные стебли. В земле, богатой минеральными солями, пшеница растёт хуже. В тяжёлой глинистой почве овёс тянет к солнышку чахлые побеги.

11 дней с начала эксперимента Горох дружно растёт в песчаной почве, в почве, собранной во дворе, растёт плохо, едва всходит. Луковица в почве продолжает лидировать. Неплохо чувствует себя луковка в воде. Совсем не желает принимать глинистую почву третья луковица. Овёс одинаково активно растёт в почве разного состава. Немного длиннее стебли у побегов, разросшаяся корневая система в почве с удобрением. Пшеница хорошо растет в земле с большим содержанием песка.

итоги экспериментов П ри более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я пришла к следующим выводам: - в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина; - состав почвы влияет на рост растений; - при благоприятных условиях растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут; - растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной; - всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве; - при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают. Результатом исследовательской работы считаю то, что были проведены наблюдения за ростом растений в почвах разного состава.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир. Где сохранилась почва, там взметнулись ввысь деревья, наливаются колосья пшеницы, разносится аромат зрелых яблок.

Издревле на Руси занимались земледелием. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. Потому с необычайной любовью и уважением относились люди к земле.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, земля или по-другому почва. Мы каждый день шагаем по неё, вытаптывая ботинками, с весны до глубокой осени бороним, рыхлим, поливаем на садовых участках. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Объект исследования: почвы различного состава.

Предмет исследования: влияние почв разного состава на рост растений.

Возникло ещё много проблемных вопросов:

А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?

Почему почвы бывают разного цвета?

По каким причинам одни садоводы получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие – скудный?

Цель исследования: изучение влияния состава почвы на рост растений.

Задачи исследования:

собрать и изучить информацию о почве;

провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;

изучить условия роста растений в различных почвах;

проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.

Гипотеза исследования

Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при создании определенных условий; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках биологии и географии, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

Глава 1. ДОРОЖЕ ЖЕМЧУГА И ЗЛАТА ПОД НОГАМИ – ЗЕМЛЯ!

Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву.

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни.

Корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Но солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

Характеристика почв

Песчаные почвы

Песчаные почвы – это лёгкие, тёплые, хорошо пропускают воду, поэтому поспевают раньше других. Однако большинство овощных культур испытывают на них недостаток влаги: после дождей или полива питательные вещества промываются в нижние слои и становятся недоступными растениям. Эти почвы бедны также и микроэлементами. Поэтому перед посевом или посадкой овощных культур рекомендуется внесение глин в виде порошка до 10 кг/м2 с дополнительным обогащением почвы перегноем (3 кг/м2) и фосфорно-калийными удобрениями. Песчаные и супесчаные почвы — относятся к легким.


Их состав – это бесчисленное количество частичек песка, через которые с легкостью просачивается влага.

- Эти почвы мало содержат питательные вещества.

- Они быстро прогреваются, но и также легко теряют тепло.

- Их легко и просто обрабатывать и они хорошо впитывают влагу.

- Но без систематической дополнительной обработки они не смогут обеспечить хороший урожай посаженных садово-огородных культур так как

Из-за своей большой влагопроницаемости практически все питательные вещества из таких почв быстро вымываются, а органические вещества — начинают разлагаться. Поэтому в такие почвы необходимо добавлять гумус и связывающие вещества — компост и порошок торфа. Песчаные почвы часто имеют примесь глины.

Улучшают плодородие таких почв искусственно - путем создания плодородного слоя или же постоянного внесения органических удобрений. Добавлять удобрения лучше в весеннее время и маленькими дозами. При внесении достаточного количества органических удобрений и необходимой влаги на песчаных супесчаных почвах хорошо растут плодовые деревья.

Солончаковые почвы

Солончаковая почва – это почва, в которой много растворимых солей по всему профилю. В верхнем слое такой почвы содержание солей может достигать 60 процентов.
Солончаковые почвы образуются под влиянием грунтовых, обогащенными минералами вод или засоленной горной породы. Они распространены в полупустынях, пустынях и южных степях, где могут простираться на обширные территории.
В местах близкого залегания грунтовых вод, в условиях выпотного режима происходит сильное испарение воды с поверхности почвы. Если грунтовые воды содержат минералы, то после испарения в капиллярах почвы оседают соли. Со временем процент их содержания увеличивается. Иногда солончаки могут образовываться из-за неправильного орошения, минерализации богатых натрием, хлором и серой растений-галофитов, наноса солей с помощью ветра и т.д.

Черноземые почвы


Природное совершенство чернозёма не способны заменить никакие минеральные и органические удобрения. Ведь чернозём формируется в природе в течение нескольких тысяч лет, в условиях тёплого и влажного климата. Создать чернозём искусственно невозможно, так как на его образование влияют сотни природных факторов (геологических, климатических, биологических и т.д.)
Чернозёмные почвы характеризуются богатым содержанием гумуса (особенно – в верхних слоях), питательных веществ, зернистой либо комковой структурой, высоким (до 70%) содержанием кальция, огромным количеством полезных для растений микроорганизмов и прекрасными водно-воздушными качествами. В чернозёме имеются полезные гуминовые кислоты (смесь органических соединений), которые являются самой ценной фракцией гумуса, легко усваивающейся корнями растений.

Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?

Чтобы проследить за ростом растений, мы провели опыты. Подготовили для эксперимента почвы разных видов.

Наша экспериментальная площадка


Подготовили для посадки семена фасоли, пшеницы


2. ПОЧВА И РАСТЕНИЯ

2.1. УСЛОВИЯ ПОСАДКИ

Семена предварительно замочили в воде.


Произвели посадку семян фасоли и пшеницы в разную почву





2.2. Результаты эксперимента через неделю

Пшеница взошла дружно в песчаной почве на 4 день, а черноземой на 6 день. В песчаной рыхлой почве побеги гуще и выше, чем в черноземой.




Семена фасоли быстро проросли в песчаной почве на 5 день, в черноземой проросла только семя фасоли на 6 день после посадки, а в солонцовой почве всходы появились только через неделю и довольно слабый росток.

Проверяем, как развивается корневая система у пшеницы. В песчаной почве корни пшеницы более сильные и мощные.

Пшенице больше понравилась почва с большим содержанием песка рыхлая, пористая. В ней хорошо корням растений. Всходы дружные, сочные стебли. В земле богатой минеральными солями пшеница растёт хуже.

2.3. 14 дней с начала эксперимента

Всходы пшеницы и фасоли в песчаной почве растут дружно, листья развиваются дружно и довольно крупные.

В черноземой почве хотя и растут медленнее, немного отличаются от всходов в песчаной почве, лишь размером так как взошли на 2 дня позже.

В почве солонцовой взятой со двора в школе всходы появились с разницей 1 (фасоль)-2 недели(пшеница). Значит данная почва вовсе не благоприятна для роста растений в ней мало питательных веществ для роста ростов.




Пшеница одинаково активно растёт в почве песчаной и черноземой. Немного длиннее стебли у побегов, разросшаяся корневая система в почве черноземой. А вот в солонцовой почве(земля) пшеница растет плохо.

Почва. Влияние почвы на рост растений

Неспроста почве (земле) оказывается такое почтение! Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.

  • ·А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?
  • Она и сильная, и богатая, и щедрая. Вечная ли она?
  • Чем дышит почва, из чего состоит?
  • Почему у одной хозяйки комнатные растения пышные цветущие, а у другой чахлые?
  • Почему на крохотном островке земли на крыше моего подъезда растёт деревце?

Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:

  • собрать и изучить информацию о почве;
  • узнать о проблемах почвы и её охране;
  • подобрать дома и в школьной лаборатории доступное оборудование, материалы, вещества для проведения опытов с почвой;
  • познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;
  • провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;
  • изучить условия роста растений в различных почвах;
  • проанализировать полученные результаты.

Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при определенных условиях; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.

Работая над темой, я узнала много интересного и полезного о почве.

Здесь почва жирная кругом,

Она от жира вся сочиться,

Она под золотым лучом

Блестящей влагою искриться.

Толщина слоя почвы бывает раной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, мы изучили состав почвы.

В лаборатории кабинета биологии и химии подобрали оборудование для опытов. Подготовили образцы почвы. Помним о безопасном обращении со спиртовкой, стеклянными колбами и воронкой. Опыты проводили в школе на уроках окружающего мира и в свободное от учёбы время.

Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в стакан водой. В стакане появились мелкие пузырьки. Значит, в состав почвы входит воздух.


Опыт 2. Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклянным стаканом. Поставили к батарее отопления. Стакан запотел, а через час на стекле появились капельки воды. Вывод. В почве есть вода.


Опыт 3. Почву на асбестовой пластине (асбест – волокнистое вещество, не подвержено воспламенению) поместили на металлическую решётку. Закрепили конструкцию на штативе, поместив внизу спиртовку. Опыт требует осторожности! Мы выполняли его вместе с учителем.

Нагрели почву над спиртовкой. Появился лёгкий дымок и неприятный запах!


Вывод. Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Перегной влияет на плодородие почвы.

Опыт 4. Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпали в стакан с водой и размешаем. Вода стала мутной. Когда осели частички почвы, мы рассмотрели различные её слои. На дне видны песчинки песка и глины. Сверху – перегной.

Но когда часть перегноя сгорела, образовался пепел серого цвета. Он осел поверх всех слоёв.

Вывод. В состав почвы входят песок и глина.


Опыт 5. Профильтровали воду через почву и глину. Отметили, что через почву вода проходит хорошо, но в стакане есть частички земли. Через глину вода проходит медленнее, чем сквозь почву, но в стакане оказалась чистая, прозрачная вода.

Вывод. Почва хорошо пропускает воду. А глина является природным фильтром.


Опыт 6. Несколько капель раствора после фильтрации палочкой поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального отопления. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

Вывод. В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.


Проводя опыты, мы доказали, что в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

Корни растений дышат воздухом, всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества.

Опыт показал, что солей в почве мало. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Животные, обитающие в почве, дождевые черви, рыхлят, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, обогащают остатками своей пищи.

Человек добивается плодородия почвы, ухаживая за ней.

Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?

Чтобы проследить за ростом растений, мы вместе с родителями провели опыты. Для эксперимента взяли семена фасоли, овса, гороха, пшеницы. Луковицы и высадили в почву разную по составу.


В богатую перегноем почву высадили фасоль, пшеницу, овёс и лук. В песчаную почву посадили горох и пшеницу. Лук пробовали прорастить в воде без почвы и в глинистом грунте. Использовали для опытов скудную почву, собранную во дворе у дома.

Опыты проводим в декабре. В природе всё замирает, а на нашей экспериментальной площадке жизнь бьёт ключом! Прошла неделя!



Дружно взошёл овёс, но в земле богатой перегноем побеги гуще и выше, корни сильнее, хорошо просматриваются.

Из 4-х семян фасоли даже в плодородной почве взошло только одно.

Наблюдаем за ростом луковиц: В почве лук пророс быстрее, перья крепкие, сочные. И в воде лучок хорошо чувствует себя! Лук неприхотлив и прорастает при условии, что находится во влажной тёплой среде. А вот в глинистой почве – беда! Луковка лежит, не прорастает совсем!

В тяжёлой глинистой почве овёс тянет к солнышку чахлые побеги. Трудно дышать корням!

Пшенице больше понравилась рыхлая почва с большим содержанием песка. Всходы дружные, сочные стебли. В земле богатой минеральными солями пшеница растёт хуже!

Горох дал дружные всходы в песчаной почве, скудная почва неблагоприятна для семян гороха (всходы редкие, побеги чахлые).

Прошло 11 дней с начала эксперимента



Горох дружно растёт в песчаной почве, в почве, собранной во дворе растёт плохо, едва всходит.

У фасоли появились настоящие листочки, но остальные 3 семечка так и не взошли.

Луковица в почве продолжает лидировать. Хорошо и луковке в воде. Совсем не желает принимать глинистую почву третья луковица!

Овёс одинаково активно растёт в почве разного состава.

Результаты опытов через 30 дней.



У фасоли уже 6 настоящих листочков.

Горох и через месяц лучше растёт в песчаной почве.

Лук в земле, по сравнению с растением в воде, имеет более плотные, крепкие листочки. В глинистой почве проросла луковица, но растёт очень медленно.

Овёс засох и пропал. Ему не хватало влаги.

По итогам исследовательской работы мы сделали такие выводы:

  • в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;
  • состав почвы влияет на рост растений;
  • при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;
  • растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной;
  • всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;
  • при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;
  • несмотря на то, что глина входит в состав почвы, она плохо пропускает воду, содержит мало воздуха, растения в глинистых почвах растут плохо;
  • почва подвержена разрушению, а восстанавливается очень медленно.

Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.



Вернуться к началу документа

Читайте также: