Проблемы взаимоотношений россии и белоруссии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Для Беларуси отношения с Россией - традиционно приоритетное направление внешней политики, поскольку представляют важный ресурс для отстаивания на международной арене выбранной модели государственного развития, упрочения своих собственных позиций в региональных и глобальных международных процессах. Это сотрудничество имеет также ключевое значение для стабильного экономического развития республики.

Россия и другие постсоветские государства представляют для Беларуси крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост Беларуси в 2004—2006 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией.

Началом международных отношений между Россией и Беларусью как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году. 13 ноября 1992 было подписано Соглашение о свободной торговле.

Геополитическое и военно-стратегическое значение Беларуси как партнёра для России обусловлено её удобным географическим положением между Россией и Западной Европой. Союз с Белоруссией позволяет России экономить значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку белорусские объекты ПВО обеспечивают безопасность всего воздушного пространства Белоруссии и европейской. Россия, в свою очередь, представляет собой гигантский рынок сбыта для продукции белорусской промышленности и сельского хозяйства и является поставщиком необходимых стране энергоресурсов.

Соююзное государство - политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. В настоящее время символы Союзного государства — флаг, герб и гимн не утверждены.

Однако, уже на рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Беларуси рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен стать В. В. Путин, чьи полномочия как президента России истекли в мае 2008. С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства.

В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.

Анализ политических, экономических и социальных аспектов, связанных со становлением и развитием союзнических отношений наших стран, показывает, сколь сложным и противоречивым является процесс интеграции различных государств. Это утверждение относится не только к постсоветским государствам — бывшим республикам СССР, но, как показывают факты, ко всем современным объединительным структурам на мировой арене, когда каждый ее участник старается решить прежде всего свои задачи, отстоять свои национальные интересы порой в ущерб другим. Особенно остро такие тенденции стали проявляться в конце XX—начале XXI в. Это всецело относится и к российско-белорусским отношениям, зависящим как от внутриполитических, так и от геополитических факторов.

После распада СССР Беларусь взяла курс на тесное сотрудничество с Россией. Беларусь делала все от неё зависящее, чтобы сохранить хозяйственные связи с восточным соседом. Определенные ожидания связывались с получением материальной помощи в ликвидации последствий чернобыльской аварии. Одновременно белорусское руководство демонстрировало и политическую лояльность в отношении Москвы. Оно объявило о безъядерном статусе своей страны и признало Россию единственной правопреемницей Советского Союза в качестве ракетно-ядерной державы.

Беларусь - одна из немногих стран Содружества, выразивших заинтересованность в сохранении российского военного присутствия на своей территории. 6 января 1995 г. состоялось подписание рассчитанных на 25 лет российско-белорусских соглашений о завершении строительства и последующем использовании военных объектов в Барановичах, где находятся системы предупреждения о ракетном нападении

Самое тесное сотрудничество во всех областях, прежде всего в экономической и военно-политической, заложило основу "особых" отношений между двумя странами. По сути, создавался политический союз двух стран, предусматривающий, в частности, взаимодействие их дипломатий во внешнем мире и совместные мероприятия в области обороны.

Впрочем, уже год спустя Сообщество было преобразовано в Союз де-юре. 2 апреля 1997 г. стороны заключили Договор о Союзе России и Беларуси, а 23 мая приняли Устав Союза. В Союз России и Беларуси стал приносить конкретные результаты. На его западных границах были созданы общая пограничная и таможенная службы, велась подготовка единого таможенного кодекса. Успешно работал Комитет по вопросам безопасности. Создавались благоприятные условия для углубления экономической интеграции, которая включает не только торговлю, но и регулирование совместной внешнеэкономической деятельности.

Беларусь и Россия солидарно выступали по многим проблемам внешнеполитической сферы. Это касается и позиции двух стран относительно расширения НАТО, вопросов сотрудничества с третьими странами, оценки событий в Югославии и др.

После длительной подготовки 8 декабря 1999 г. был заключен Договор о создании Союзного государства России и Беларуси.

Главное — это содержательные аспекты интеграции. Это выработка и проведение единой экономической политики, установление правовых основ общего внутреннего рынка, регулирование хозяйственной деятельности, осуществление единой денежно-кредитной, валютной, налоговой, ценовой, инвестиционной и таможенно-тарифной политики, функционирование единых транспортной и энергетической систем. 26 января 2000 г., после обмена ратификационными документами

между президентами России и Белоруссии Договор о создании Союзного государства вступил в силу, что позволило приступить к его практическому воплощению.

Россия и Беларусь являются членами-соучредителями Союзного государства, Таможенного и Евразийского экономического союза, а также осуществляют военное сотрудничество в рамках ОДКБ (на территории Белоруссии расположен ряд российских военных объектов).

Для достижения заданной цели поставим задачи:
1)Рассмотреть основные этапы взаимоотношении РФ и Беларуси;
2) Исследовать экономические предпосылки создания союза;
3)Исследовать политические предпосылки создания союза;

Работа состоит из 1 файл

геополитика беларусия.doc

2 апреля 2012 года исполнилось 16 лет с момента подписания Республикой Беларусь и Российской Федерацией Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996г., указами президентов России и Беларуси этот день был объявлен Днем единения народов Беларуси и России.

За это время оба государства претерпели многое: и хорошее, и не очень. Каким был долгий путь сотрудничества России и Беларуси, каково настоящее положение дел и каковы ближайшие и дальнейшие перспективы российско-белорусских отношений – рассмотреть и проанализировать все это и является целью работы. Актуальность темы работы обуславливается тем, что в последнее время отношения между государствами претерпели некоторые проблемы, однако, Союзное государство Беларуси и России стало примером стабильности и ориентиром для многих стран на постсоветском пространстве. Ключевые задачи Союзного государства успешно решаются. Останутся ли отношения двух государств добрососедскими и какие планы строят два государства на будущее является на сегодняшний день актуальным вопросом, касающимся россиян и белорусов.

Для достижения заданной цели поставим задачи:

1)Рассмотреть основные этапы взаимоотношении РФ и Беларуси;

2) Исследовать экономические предпосылки создания союза;

3)Исследовать политические предпосылки создания союза;

1.Этапы взаимоотношений РФ и республики Беларусь

Важнейшим благоприятным фактором для развития интеграционных процессов является накопленный за многие века опыт интеграции – межэтнического и межгосударственного сотрудничества, преодоления разногласий и конфликтов, поиска взаимоприемлемых компромиссов. Беларусь и Россия одними из первых государств СНГ осознали необходимость более тесной двусторонней интеграции. Этому способствовали следующие факторы:

• историческая и культурная близость Беларуси и России;

• тесные экономические, политические, научные и культурные связи, сформированные во времена СССР;

• общее геополитическое пространство (транспортный коридор, система нефти- и газопроводов, единая система обороны на западном направлении);

• воля народов двух государств.

После развала СССР республики, которые в него входили, не пошли по пути Центральной Европы конца 80-х годов, где предпочтение отдавалось парламентским республикам. Страны Содружества выбрали президентскую форму правления. Их воля была чётко выражена на Референдуме 17 марта 1991 года, когда более 85% населения России, Беларуси, да и Украины проголосовало за сохранение СССР.

Сотрудничество между двумя странами отличалось активностью уже с самого начала существования их в качестве самостоятельных государств. В октябре 1991 года Беларусь подписала соглашение об экономическом союзе с Россией. Вообще за 1992-1993 годы между Россией и Белоруссией было заключено 42 соглашения. В частности: соглашение о снятии ограничений в хозяйственной деятельности от 27 января 1992 года, соглашение о принципах сотрудничества и взаимоотношений в области транспорта от 20 июля 1992 года, соглашения о координации деятельности железнодорожного транспорта, о сотрудничестве в области воздушного транспорта, об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти, о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, о транспортировке природного газа через территорию Республики Беларусь и поставки его потребителям Беларуси (все подписаны 20 июля 1992 года). В сентябре 1992 года правительство Беларуси подписало соглашение о военном сотрудничестве с Россией, какое продлило период нахождения российских войск на территории Беларуси до 2000 года. До второй половины 1993 года Беларусь оставалась в зоне действия российского рубля. Наиболее активно шло экономическое сотрудничество. Значительные меры к облегчению торговых отношений были предусмотрены в Соглашении о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и в Соглашении о Таможенном союзе от 5 января 1995 года. Референдум 14 мая 1995 года, проведённый в Беларуси президентом Лукашенко показал, что большинство белорусов (83,3%) поддерживает курс власти на экономическую интеграцию с Россией. А Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Белоруссией от 21 февраля 1995 года подвел некоторые итоги сотрудничества и наметил перспективы на будущее.

2 апреля 1996 года подписан договор о Сообществе Белоруссии и России. Его целью объявлено объединение материального и интеллектуального потенциалов России и Белоруссии. В Договоре сказано, что Россия и Белоруссия согласовывают свою внешнюю политику, позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью. Победа президента Лукашенко на II референдуме 24 ноября 1996 года, по результатам которого он ввел в стране прямое президентское правление, захватив всю государственную власть, создало условия для преобразования Сообщества в Союз Белоруссии и России (2 апреля 1997 года)[1]. 23 мая 1997 года подписан Устав Союза, в котором было прописано, что каждое государство-участник Союза сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

С момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства, подписанного в 1999 году президентами двух стран и ратифицированного парламентами, правовое сотрудничество Беларуси и России проводится по трем направлениям. Это сближение национальных законодательств путем гармонизации и унификации, принятие нормативных правовых актов Союзного государства и заключение международных договоров по различным вопросам сотрудничества. В Договоре выделялось в качестве приоритетной стратегической цели на первоначальном этапе создания Союзного государства формирование единого экономического пространства. Договор и Программа стали фактически концепцией и стратегией развития всесторонней интеграции двух стран, формирования условий их объединения в рамках Союзного государства. Важнейшее значение процесса создания Союзного государства России и Беларуси заключается, прежде всего, в том, что положено начало формированию принципиально иной геополитической и экономической конфигурации на постсоветском пространстве. Договор о создании Союзного государства вступил в силу 26 января 2000 года. В развитие договора разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов Союзного государства: статус и регламент Высшего Государственного Совета, положения о Совете Министров и Постоянном комитете, Временное положение о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов и ряд других. Был также утвержден бюджет Союзного государства России и Беларуси, который активно используется для финансирования модернизационных, образовательных и социально-культурных программ. Гражданам России и Беларуси предоставляются равные права и равные возможности в деле построения своей социальной судьбы: доступ в высшие учебные заведения обеих стран, возможность участвовать в имущественных отношениях и т.д.

В Соглашении между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования констатируется, что будут приняты "необходимые законодательные и иные меры по обеспечиванию равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования сторон. Равные условия хозяйствования предполагают унификацию всех аспектов деятельности. Статьи Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан декларируют равные права граждан избирать и быть избранными в выборные органы нового Союза, участвовать в хозяйственной деятельности, получать образование, обмениваться жилыми помещениями, приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом на его территории, равные права на трудоустройство и оплату труда, предоставление других социально-правовых гарантий. Статьи Договора во многом повторяют положения ранее принятых документов Сообщества и Союза России и Беларуси, а также Содружества Независимых Государств и гражданам ничего реального пока не дают.

Наиболее успешно в рамках Союза идет сотрудничество в сфере обороны и безопасности. Созданы Комитет по вопросам безопасности, Пограничный комитет, совместная коллегия министров обороны, объединенная коллегия министров внутренних дел. Высшим Советом Союза утверждены Концепция совместной оборонной политики, Общие принципы военного сотрудничества и использования элементов военной инфраструктуры. Подписаны Договор о военном сотрудничестве и Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере. Указанные документы заложили основу механизма принятия согласованных решений по вопросам совместной оборонной политики, создания и обеспечения региональной группировки войск на западном направлении, модернизации объектов военной инфраструктуры. Перспектива образования военно-политического союза России и Беларуси становится важным аргументом внешней и оборонной политики для этих государств

К весне 2001 г. была подготовлена Военная доктрина Союзного государства. В основу документа легла национальная Военная доктрина РФ. Подкорректированы были лишь некоторые моменты, касающиеся вопросов ядерного сдерживания с учетом безъядерного статуса Белоруссии. Совет министров Союзного государства, проходивший в Москве 29 августа 2001 г., одобрил указанный документ[2]. В сентябре 2003 г. президентами Белоруссии, Казахстана, России и Украины было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Суть его заключается в том, чтобы выработать единые параметры взаимодействия с Европейским Союзом и Всемирной торговой организацией с целью создания единого мирового и европейского экономического пространства. В феврале 2009 г. вступило в силу Соглашение об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. С 1 января 2010 года начал действовать Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана.

2.Экономические предпосылки создания союза между РФ и республики Беларусь

Глубокая экономическая депрессия, отбросившая страну на 116 место по уровню платежеспособности — дальше Казахстана, Украины и Узбекистана, — имели объективные и субъективные причины. Объективные заключались, прежде всего, в полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с некоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которые Белоруссия была не в состоянии оплачивать (рисунок 1).

Рисунок 1 - Расходы на энергоносители в Белоруссии (% от ВНП)

В результате этих, а также иных неблагоприятных факторов можно проследить непрерывное ухудшение экономических показателей Белоруссии до создания союза (рисунок 2).

Рисунок 2 - Основные экономические показатели Беларуси (в % от 1990 г.)

Еще один впечатляющий пример распада экономики — взаимные задолженности предприятий, которые к концу 1995 г. достигли 57% ВНП.[3]

Исходя из приведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии.

Понимая значимость экономических реформ для создания благополучного будущего своих народов, Россия и Белоруссия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой - рыночной - основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере.[4]

Читайте также: