Доклад сравнительный анализ развития службы ранней помощи в россии и за рубежом

Обновлено: 30.06.2024

Ранняя помощь – это семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Отечественные и зарубежные модели личностно-ориентированной абилитации детей с ОВЗ

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Реализация содержания личностно ориентированной технологии способствует:

· Повышению эффективности процесса социально-педагогического сопровождения, обусловленной индивидуализацией, связанной с доминирующими проявлениями личности (предполагает, прежде всего, учет уровня когнитивного развития), индивидуализацией на основе наиболее значимых видов деятельности (игра, труд, познание, общение), где основаниями, определяющими данный вид индивидуализации, являются те качества личности, которые связаны с успешностью обучения, с умениями репродуктивной и творческой деятельности, самостоятельной работы.

· Развитию, а в некоторых случаях формированию специальных способностей детей, обусловленных индивидуализацией по учебным предметам (математические, музыкальные, способности к художественному творчеству), индивидуализацией на основе проектируемых достижений и выбранной специальности (выявление профессионально важных качеств, а также тех элементов содержания образования, которые являются значимыми для определенного вида деятельности).

· Развитию дополнительных (компенсаторных) возможностей ребенка, присущих ему как человеческому существу и опосредованно влияющих на успешность процесса обучения, что связано с обращением к таким характеристикам, как эмоциональная и чувственная сферы, навыки общения, самопознание и саморазвитие.



Приоритетные задачи в области реабилитации и абилитации детей раннего возраста с ОВЗ

Реабилитация является системой государственных, социально медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

Реабилитация – завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента.

Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности.

Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но, прежде всего – личностный подход к больному человеку. В настоящее время принято различать медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную реабилитацию.

Рассматривая психологическую реабилитацию как функцию психотерапии и психологической коррекции, нам приходится говорить о ней как о психологическом (психотерапевтическом) вмешательстве.

Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

· Психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним.

· Конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

Основные принципы психологической реабилитации:

· Реабилитация детей должна начинаться на самых ранних стадиях развития.

· Процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций.

· Комплексный подход в осуществлении психореабилитационных мер.

· Разноплановость усилий – направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности.

· Принятие в единстве социально-психологических и биологических факторов развития в системе реабилитационного воздействия.

Для систематизации мер психологической реабилитации, обеспечение контроля за ходом реабилитационного процесса, возможности внесения корректив и т.д. индивидуальная комплексная программа реабилитации должна быть обличена в определенную форму. В этой форме должны быть отражены, прежде всего, основные аспекты (звенья) реабилитации, задача каждого аспекта, меры реабилитации, их объем, сроки проведения и контроля, а также методы психологической реабилитации. Необходимы также данные о реабилитационном потенциале, под которым понимается совокупность имеющихся психофизиологических, психических и физических особенностей и задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстанавливать нарушенные сферы жизни и деятельности.

Социальная реабилитация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретно социально - средовых условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Социальная реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инвалида и, охватывая все сферы жизнедеятельности инвалидов, ставит перед собой следующую цель: восстановление способностей инвалида к самостоятельной, общественной и семейно - бытовой деятельности.

В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:

1. Социально - бытовая реабилитация.

2. Социально - средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде.

Социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий всех направлений реабилитации, так как только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей индивида к социальному функционированию. Осуществление всех направлений медико-социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психологические особенности инвалида и связанный с ним реабилитационный потенциал.

Абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Реабилитация – система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности.

Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Список используемой литературы:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ранняя комплексная помощь ребенку и его семье в России и за рубежом .

Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Уже в начале 70-х гг. XX в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи).

В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.

На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей - детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни.

В рамках созданной системы проведение медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременного пребывания

Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.
Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства .


1.4. Создание государственной системы ранней помощи— перспектива в развитии специального образования
Сопоставление зарубежного и отечественного опыта убедительно доказывает, что необходимо создание единой государственной системы выявления детей с нарушениями в развитии и обеспечения ее методами комплексной помощи. При этом ни в коем случае не предполагается отказ от ранее созданных учреждений: они будут реконструированы и обогащены на основе государственной системы, а их работа будет подлержана на переходном этапе.
Таким образом, первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.
Промежуточным результатом работы должен стать проект Программы внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с нарушениями в развитии на всей территории Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что реализация такой программы как нового приоритетного направления развития системы образования на государственном уровне возможна только при скоординированном взаимодействии Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств, ведомств, различных структур, отдельных научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, групп исследователей и разных категорий специалистов.
Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций. Им должно быть предоставлено право широкого вариативного выбора места размещения: на базе общеобразовательного или специализированного дошкольного учреждения, или учреждений здравоохранения (детских поликлиник или кабинетов по катамнезу при детских больницах), специализированных центров при психолого-медико-педагогических комиссиях.

Вопросы и задания
1. Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?
2. Расскажите об отечественных научных исследованиях в области ранней помощи детям с отклонениями в развитии и о полученных в их ходе результатах.
З. Приведите данные, характеризующие систему ранней диагностики и специальной помощи в США и странах Западной Европы.
4. Охарактеризуйте наиболее известные отечественные модели ранней помощи.
5. Каковы приоритетные задачи ближайшего будущего в области становления отечественной системы раннего выявления и специальной комплексной помощи проблемным детям и их семьям?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:

Службы осуществляющие социально-педагогическую помощь.

- Выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития (движений, речи, слуха ,зрительного восприятия и т.д.

  • Развитие специальной системы образования родителей,
  • -организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии,
  • -социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи,
  • - координация всех видов помощи, оказывающейся ребенку и семье.

Критерии эффективности работы служб ранней помощи в США

Система раннего психотерапевтического воздействия

Законодательная база

Обязательным составляющим процесса ранней комплексной помощи являются взаимодействие с членами семьи, целенаправленное обучение родителей и включение их в активную повседневную работу.

Знание типичного и нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста, умение проводить оценку развития и разрабатывать индивидуальную программу раннего образования на основе базовой.

Содержание индивидуального плана обслуживания семьи. Данные о потребностях ребенка и возможностях семьи; Информация об уровне развития ребенка в различных областях; Подробное описание направления работы на каждом этапе; Организационные формы конкретных мероприятий; Ответственный из состава специалистов за координацию действий всех сотрудников службы; Форма обслуживания семьи; Частота и длительность специальных мероприятий; Методы обучения ребенка и членов семьи; Утверждаются процедуры медицинской коррекции; Критерии и периодичность оценки результатов работы по всем направлениям.

Содержание индивидуального плана обслуживания семьи.

Направления конструирования программ

Во всех моделях психотерапевтического вмешательства отражены методы, способствующие нормализации семейного микроклимата, позитивному изменению отношений к ребенку, формированию социальных связей семьи.

 Ранее социально-педагогическое вмешательство : Ориентированно на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации младенцев и детей раннего возраста. Программы раннего развития ориентированы не только на детей, но и на их семьи (семейноцентрированные программы раннего вмешательства). Профессиональная помощь оказывается и детям и родителям.

Ранее социально-педагогическое вмешательство :

Ориентированно на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации младенцев и детей раннего возраста.

Программы раннего развития ориентированы не только на детей, но и на их семьи (семейноцентрированные программы раннего вмешательства). Профессиональная помощь оказывается и детям и родителям.

Диапозон семейно-центрированного обслуживания состоит из следующих элементов: Информационная поддержка и помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих структур, как государственных, так и негосударственных систем образования; Разработка и реализация индивидуальных программ поддержки ребенка и членов семьи; Помощи в организации взаимодействия родителей и ребенка; Реализация специальных программ для обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс;

Диапозон семейно-центрированного обслуживания состоит из следующих элементов:

Обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода

К обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинской, психологической, социально-бытовой, педагогической)

  • Организация Лекотек- библиотек игрушек.
  • Впервые появились в 60-х годах в Скандинавских странах,
  • К 1990 годам были организованы уже в 21 стране мира;
  • В Швеции около 75,
  • Концепция.

Использование игр и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, налаживания общения, социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями

Это место встреч родителей, объединенных аналогичными проблемами.

Ведущий специалист лекотеки - это Педагог в области специального образования. Организует комплексную диагностику. Вместе с командой сотрудников разрабатывает индивидуальную программу его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации. Занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования Организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии. Специфическая особенность лекотек состоит в равноправном сотрудничестве профессионалов и родителей.

Ведущий специалист лекотеки - это

  • Педагог в области специального образования.
  • Организует комплексную диагностику.
  • Вместе с командой сотрудников разрабатывает индивидуальную программу его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации.
  • Занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования
  • Организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии.
  • Специфическая особенность лекотек состоит в равноправном сотрудничестве профессионалов и родителей.

Реализация вариативных программ

В западных странах подавляющее большинство детей с инвалидностью воспитываются в условиях семьи (родной, ее замещающей, специально организованной), а не в специальных учреждениях вне дома.На всех этапах жизни дети и семьи находятся под патронажем специалистов, организован процесс сопровождения этих людей в образовательное и социальное пространство. Будучи полноценными членами общества, дети, подростки, взрослые с ограниченными возможностями здоровья так же могут, как и их здоровые сверстники вести активный образ жизни- учиться, работать, отдыхать.

Читайте также: