Мир школьных прозвищ доклад

Обновлено: 31.05.2024

2 Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство. А уж куды бывает метко … - одной чертой обрисован ты с ног до головы! Н.В. Гоголь

3 Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека. Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени. База исследования – учащиеся 5-11 классов.

4 Актуальность исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. Прозвища – широко распространённое явление среди школьников, оно присутствует повсюду, знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе русского языка. работа по теме позволит выяснить отношение школьников к прозвищам и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения ребят при употреблении прозвищ.

5 Цель исследования Изучение наличия прозвищ у школьников 5-10 классов, выявление особенностей употребления прозвищ и отношения к ним.

6 З АДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ : Провести анкетирование среди учащихся с целью изучения особенностей прозвищ. Составить картотеку школьных прозвищ. Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

7 Этапы исследования Январь-февраль – изучение научно- популярной литературы, подбор теоретического материала. Март – проведение анкетирования, обработка результатов. Апрель-май – написание исследовательской работы.

8 Метод сбора информации (изучение научно- популярной литературы, наблюдение) анализ; сравнение; Методы исследования: анкетирование статистические исследования (подсчет, вычисления).

9 Сведения из словарей Прозвище – это название, данное человеку по какой - нибудь характерной его черте. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Прозвище это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую- либо заметную черту его характера, наружности, деятельности. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.

10 История возникновения прозвищ Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду. Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству. Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.

12 Школьные прозвища Плакса

13 По мнению ребят, прозвище – это кличка второе имя человека псевдоним секретное имя ник

15 Образование школьных прозвищ Другие причины 2 чел. – 10 % По имени 3 чел. – 15 % По внешности 7 чел. 35 % От фамилии 8 чел. – 40 % По характеру 1 чел. – 5 %

20 Наличие прозвищ Анкеты показали, что 20 человек из 36 опрошенных имеют прозвища (на самом деле гораздо больше, так как некоторые ребята не знают, что у них есть прозвища или просто стесняются своих прозвищ). Из них считает это обидным 1 человек, остальные не обижаются. Иногда обижаются – ответили 2 человека. Привыкли – 9 человек.

21 Анкетирование учащихся Употребляют ли сами ребята прозвища? На этот вопрос получила такие ответы: 1. Никогда не употребляю, так как для этого есть имя -14 человек. 2. Употребляю, если только человек не против - 21 человека. 3. Употребляю, даже если это не нравится человеку - 1 человек.

23 Выводы Итак, можно сделать вывод, что прозвище человека нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

24 Выводы: Прозвища – одна из форм общения в школьной среде. К 5о% ребят обращаются не по имени, 35% школьников считает прозвища нормальным явлением, 38% учеников негативно относится к прозвищам.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. На уроках русского языка мы знакомились с группой собственных имен существительных. Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

Изучая дополнительную литературу, мы узнали, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика. Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 6 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Мы обозначили

Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

База исследования – учащиеся 6-8 классов МБОУ СШ №2 г. Димитровграда Ульяновской области. Нас заинтересовала проблема использования школьниками прозвищ

Данную проблему считаем актуальной:

- прозвища являются самым распространенным явлением среди школьников;

- природа возникновение прозвищ интересна, и знакомство с этим явлением может расширить знания о лексическом составе языка, т. е. углубить знания по русскому языку в целом;

-исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, применить имеющиеся знания на практике, повысить наблюдательность (находить интересное и неисследованное рядом с собой);

-работа по теме исследования поможет выяснить отношение школьников к прозвищам и выявить проблемы общения учащихся.

Гипотезу о том что

Прозвища – категория вечная, существует всегда и повсюду, широко распространена в среде школьников, доказывали путём достижения целей задач.

1. Изучить научно-популярную литературу по данной теме;

2. Провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; 3. Составить картотеку школьных прозвищ;

4. Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

5.Установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

6. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Этапы исследования. Методы исследования

– изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала.

– проведение анкетирования, обработка результатов.

– написание научно-исследовательской работы.

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- статистические исследования (подсчет, вычисления).

Теоретические сведенияИз истории собственного имени

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют. Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым. Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?

Отличие имен от прозвищ

Особенности прозвищ как языкового явления

Практические исследования

1.Фамилия. Имя. Отчество. 2. Класс. 3. Есть ли у вас прозвище? 4. Назовите своё прозвище? 5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы) 6. Кто дал вам прозвище? 7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое) 8. Менялось ли у вас прозвище? 9. Считаете ли вы его обидным? 10. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу? 11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь) 13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны? 14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

Собрав и проанализировав информацию (было опрошено 254 учащихся 6-8 классов) по заявленной теме, мы выявили следующее: прозвища имеют 32 % опрошенных, из них обидными их считают 28%. 24% участников анкетирования заявили о необходимости этого явления, остальные разделились следующим образом: 45% определяют прозвища имеющейся ненужностью, а 31 % - равнодушны. Среди критериев, по которым даются прозвища, преобладают особенности фамилии (50%) и имени (22%), а вот внешность и поступки разделили оставшиеся проценты пополам (по 14%).

Как прозвища влияют на детей? (мнение школьного психолога)

Прозвище, может быть, как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но главное- эта реакция самого человека на прозвище.Зависит она от темперамента человека- меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном, прозвища появляются в переходном возрасте, когда человеку очень важно общение с другими, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой. Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя, самого себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план.Прозвище- это не всегда плохо, ведь у человека есть свое имя.

Советы:1. Не поддавайся эмоциям, не обращай внимания на обидные слова;2. Научись отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать;3. Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе;4. Никогда не обижай другого, не наделяй его прозвищем, ведь и ты можешь оказаться на его месте.

Вывод

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, в таком случае те, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе или постеснялись признаться в его наличии.

Прозвища даются в разные периоды жизни, и чаще всего известны довольно ограниченному кругу людей. Например, как показали исследования, только коллективу класса или только друзьям. Некоторые имеют несколько прозвищ, каждое из которых связано с принадлежностью к той или иной группе.

Кто придумывает прозвища? Существует некто, кому детским коллективом дано своего рода право на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.

Прозвище, может быть, как приятным человеку, так и нанести ему ужасную психологическую травму. Но главное - эта реакция самого человека на прозвище. Как мы видим, это явление неискоренимое, следовательно, необходимо научиться контролировать свои эмоции.

Список используемой литературы

Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1984.

Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.

Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.

Тайная власть имени. В.А.Миронов.- М.,2000.

Учебник Русского языка 6 класс: Разумовская М.М Львова С.И. Капинос В.И. Львов В.В.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИР ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ

Научно-исследовательский проект по русскому языку

Выполнил: Артюшин Данил, 7 класс

Научный руководитель:

Сидорова Анжела Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

1. Выбор темы-проблемы 4

1.1. Область исследования, объект исследования 4

1.2. Актуальность темы 4

1.3. Формулировка цели и задач исследования 5

1.4.. Этапы исследования. Методы исследования 5

2. Теоретические исследования 6

2.1. Из истории собственного имени 6

2.2. Отличие имени от прозвища 6

2.3. Из истории возникновения прозвища 7

2.4. Особенности прозвища, как языкового явления 9

2.5. Возникновение прозвищ в школьной среде 10

3. Практические исследования 11

Список используемой литературы 18

Отзываются на кличку-

Он решит: других зовут

Витя сразу тут как тут

Вся внимание она.

Наименование русского человека состоит из трёх частей: имени, отчества, фамилии. Но это официально. Неофициально существуют и другие категории, в частности, прозвища. Прозвище - это название, данное человеку в шутку, в насмешку, обычно содержащее в себе указание на какую-либо заметную черту его характера, внешности, деятельности. Оно дается с целью выделить человека из толпы, обратить на него внимание, подчеркнуть его индивидуальность.

Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом. Прозвища широко распространены среди школьников. Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.

Некоторых людей прозвища сопровождают всю жизнь: от школы до старости. Прозвища или клички порой выделяют названных среди других, так как могут быть люди с одинаковыми фамилиями, именами. Нельзя забывать и то, что прозвища чаще всего имеют негативный оттенок. Прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека, при этом отличительно и то, что прозвища не оглашаются прямо в отличие от имен, отчеств и фамилий, относящихся к официальной сфере употребления, и не связанных с образными эмоциональными переживаниями. Прозвища отягощены различными добавочными значениями, поэтому они особенно интересны и, безусловно, нуждаются в подробном изучении. В последнее время ономастика ( наука об именах) привлекает к себе все больший интерес лингвистов, однако отдельные ее области до сих пор остаются недостаточно разработанными. Таким мало исследованным видом в разряде антропонимов являются прозвища. Исследования современных прозвищ базировались преимущественно на диалектной лексике, и только в последние годы лингвисты обратили внимание на прозвища, бытующие в различных группах нашего общества. И в настоящее время встает вопрос об уточнении границ понятия. Кроме того, сам материал (критерии выделения этого вида антропонимов) отличается большой степенью разнородности, поэтому до сих пор отсутствует единая типология прозвищ.

Меня, школьника, прозвища очень интересуют, у всех они есть и были. Поэтому моё исследование посвящено изучению прозвищ. Сбор и классификация прозвищ по причине их происхождения. Исследования проведены в средних и классах: у кого из учащихся есть прозвища, причины их происхождения. Сколько процентов учащихся имеют прозвища. Следует иметь в виду то, что некоторые прозвища воспринимаются как обидные, поэтому информаторами, как правило, выступали не столько непосредственные носители прозвищ, сколько лица, не связанные с ними близкими узами.

Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом. Прозвища широко распространены среди школьников. Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.

1. Выбор темы-проблемы

Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

1.2. Актуальность:

- прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.

- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.

-исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.

1.3. Цель исследования

Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 5-8 классов, проанализировать отношение к прозвищам.

Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?

• изучить научно-популярную литературу по данной теме;

• провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ;

• составить картотеку школьных прозвищ;

• выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

• установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

1.4. Этапы исследования

Сентябрь – Организационный этап (изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала);

Октябрь – Основной этап (проведение анкетирования, обработка результатов)

Ноябрь – Заключительный этап (описание результатов проекта, оформление работы)

Методы исследования:

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- статистические исследования (подсчет, вычисления);

анализ и обобщение данных;

2. Теоретические сведения

2.1. Из истории собственного имени

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.

Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?

2.2. Отличие имени от прозвищ

«- Меня зовут Алиса, и я…

- Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?

- Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.

2.3. Из истории возникновения прозвищ.

Итак, старые русские имена возникли на иноземной почве и в X веке были искусственно пересажены в Россию. Они были трудны для произношения. Все имена подвергались изменениям и стали похожи на другие слова русского языка. Дионисий – Денис, Феодор – Федор. Среди имен заимствованных из Византии, были такие, которые в русском языке оказались созвучными с нарицательными именами. Сюда относятся: Мардарий, Карп, Сосий, Усфазан, Урван, Макрина . К таким именам особенно легко придумывать всякого рода дразнилки и прозвища.

А что же было раньше, до принятия христианства? Были же у русских имена? Безусловно, были. И самое интересное, что многие из тех старых до христианских имен, которые сохранились в летописях, в различных грамотах, очень похожи на прозвища, даваемые друг другу ребятишками: Рыжий, Хромой, Долговязый, Заика, Умник, Чудак, Забияка . Теперь нам эти имена кажутся смешными. Основная масса имён давалась по физическим и моральным свойствам людей, по различным обстоятельствам их жизни.

Ожидают в семье ребенка: Ждан, Любим.

По порядку рождения детей: Первуша (первый), Шестак (шестой) Большак (старший сын), меньшак (младший сын).

Чтобы предохранить ребенка от действия злых сил, давали такие имена: Горе, Неудача, Захворай, Навоз, Собачье ухо.

Многие древнерусские имена, каким–нибудь образом отделяли людей, отражая свойства их характера, внешний вид, физические недостатки. По этим признакам давалось наибольшее количество имен и прозвищ. Не стеснялись непристойных прозвищ, не думая об отношении к ним называемого лица: Безнос, Седой, Хрипун, Молчун . Многие древнерусские имена, каким–нибудь образом отделяли людей, отражая свойства их характера, внешний вид, физические недостатки. По этим признакам давалось наибольшее количество имен и прозвищ. Не стеснялись непристойных прозвищ, не думая об отношении к ним называемого лица: Безнос, Седой, Хрипун, Молчун .

Вот несколько русских имен-характеристик:

по внешности человека: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Милава, Некраса;

по черте характера: Добр, Храбр, Горд, Молчан, Баян, Умник, Несмеяна, Досада;

по месту в семье: Первый, Второй, Друган, Третьяк, Ждан, Нечай, Меньшак, Старшой, Неждана;

по профессии: Кожемяка, Скорняк;

по месту жительства: Селянин, Казанец, Мудрей

по социальному положению: Богатой, Рыболов, Скоморох

по особенности образа жизни или речи человека: Пёсья Старость (один старик твердил эту фразу).

Кое-кто может не поверить в их подлинность, скажет, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков. А в Древней Руси никакой разницы между именем и прозвищем не было.

Эти русские имена с XV века начинают превращаться в прозвища.

Такова судьба антропонимов. Произошло превращение имен собственного в нарицательное. Такое явление называется деантропонизация.

По прозвищам 15 - 17 веков можно узнать много интересного: какие кушанья готовили ( Борщ, Кисель ), что носили ( Лапоть, Дерюга, Рунь (лохмотья) , какие были предметы быта (Голик – веник без листьев, Кулема – капкан, ловушка, Копыл – часть прялки) , какими были отношения между людьми, то есть древние прозвища помогают ближе познакомиться с бытом России прошлого, а значит, современные прозвища могут многое рассказать нашим потомкам.

Итак, возраст прозвищ довольно солидный – около 9 веков. Они очень подвижны. Они не только могут исчезать, сменяться другими, совсем не связанными с первыми, но и порождать новые.

Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

2.4. Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

2.5. Возникновение прозвищ в школьной среде

Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем ( карапуз, егоза, слюнявчик ).

Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:

- выдвижение лидеров микросообщества,

- выделение из группы отвергнутых людей,

- различение детей с одинаковыми именами,

- подчеркивание преемственности по родовой линии,

- поддразнивание и унижение,

С прозвищем человек сталкивается с детства. Сейчас, в современной жизни, это именования неофициальные, они не записываются в деловые бумаги, как в древности, и используются, как правило, в небольшом коллективе. В разных коллективах прозвища могут быть различными. Чаще всего прозвища употребляются детьми. Это является своеобразной языковой игрой, в процессе которой и придумываются новые слова, являющиеся: 1) собственными именованиями человека (то есть именами); 2) словами, заключающими в себе характеристику человека.

3. Практические исследования

Прозвища - неотъемлемая часть жизни школьников, важная составляющая их общения. Они определяют межличностные отношения внутри школьного коллектива, лаконично и ёмко характеризуют носителя и автора прозвища, особенности ситуации, в которой происходит именование. Именно эти факторы определили актуальность моей работы.

3.1. Сбор материала для исследования я проводил в форме анкетирования и интервью. В рамках практического исследования было опрошено 120 человек учащихся 5-8 классов, родители и учителя. Были предложены следующие вопросы:

1 . Фамилия. Имя. Отчество.

3. Есть ли у вас прозвище?

4. Назовите своё прозвище?

5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

6. Кто дал вам прозвище?

7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

8. Менялось ли у вас прозвище?

9. Считаете ли вы его обидным?

10. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?

12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

имеют прозвище 54% ;

не имеют прозвища 46%

3.3. Появление прозвища.

Прозвище, данное в школе - 31 человек ( 44 %) Прозвище, данное вне школы – 7 человек (10%)

3.4. Отношение к прозвищу.

Обижаются – 7 человек - 18% Привыкли, не обращают внимания–13 человек - 34%

Гордятся - 6 человек – 16%

С юмором – 12 человек – 31%

3.5. Предпочитают, чтобы называли:

По имени – 49 человек (70%)

По прозвищу – 6 человек (9%)

Всё равно – 15 человек (21%)

3.6. Выяснения наличия прозвищ у школьников 5-8 классов

3.7. Способы образования прозвищ

Самое меньшее количество прозвищ (9,7%) образовано просто так, скорее всего это своеобразный ник, созданный для общения в социальных сетях: Блондинка, Пилюля, Белка, Бэн, Андрюха, Крабэ, Красавчик, Кнопка, Поночка

Вторая группа прозвищ (11,1%) – это прозвища, образованные от личных имен: Юша – Юлия, Евгэ – Евгений, Вантус – Иван, Багдик, Бо – Богдан, Тимати, Тимон – Тимофей, Семечка – Семен, Яна – Обезьяна, Серый, Серьга - Сергей Данная группа прозвищ чаще всего рифмуется с именем.

Самая многочисленная группа прозвищ (18,1%) – это отфамильные прозвища. Они широко распространены в речи современных школьников. Прозвища из фамилий чаще всего не имеют никакой эмоциональной окраски, в них нет ничего обидного или особенно приятного: они нейтральны, почти как имена. И используются они чаще всего с целью подчеркнуть дружеское, близкое, приятельское отношение того, кто обращается к носителю прозвища. Распространенный способ образования отфамильных прозвищ –

усечение: Гончаров – Гончар, Конкин – Конь, Королев – Король , Уланов – Улан, Кузнецов – Кузнец, Лебеденко – Лебедь, Симаков – Симак, Сарайкина – Сарай, Бондарева – Бондарь, Солдатов – Солдат, Комаров – Комар, Журавлёва – Журавль, Приказчикова – Приказ, Карпенко-Карп, Морозов – Мороз, Калмыков – Калмык, Шеянова – Шея, Волкова – Волк, Знобишин – Зноб, Чаще всего эти прозвища не несут дополнительной смысловой нагрузки, а образуются для экономии речевых средств.

Следующая группа отфамильных прозвищ – именования, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: Рыбкина – Рыбка, Закорюкина – Закорючка, Казаков – Казачок, Глазков – Глазок, Илюшкина – Илюшка, Новичков – Новичок, Пуговкин – Пуговка,

Прозвища, образованные путем вычленения части фамилии и созданные по созвучию с именем: Лизунова – Лиза, Васильев – Вася, Гаврилова – Гаврюша, Давыдов –Давыд, Назаров – Назар, Яшин – Яшка, Борисов – Борис, Гришин – Гришка, Фадеева – Фадей, Магомедов – Магомед, Мишин – Мишаня, Филиппова – Филиппок, Макаров – Макар, Родичкин – Родя, Романов – Романыч, Никитин – НикитА, Николаева – Никола, Кондракова – Кондрат, Европейцев – Ева, Фомин, Фоминов, Фомичёва – Фома, Марусева – Маруся.

Еще один способ образования отфамильных прозвищ – подмена фамилии словами по ассоциации, то есть по близости понятий: Красовский – Кроссовок, Кислов – Кислый, Жутяева – Жучка, Лупей – Лупа, Лапшин – Лапша, Кукурузяк – Кукуруза, Смирнов – Мирный, Кубанцева – Кубань, Костерин – Костёр, Пешехонов – Пеший, Синицына – Синица, Вилков – Вилка, Косицина – Косица, Потапкин – Потап, Скворцова – Скворец, Сапунов –Суп, Уткина – Утка, Киселёва – Кисель, Буянкин – Буян, Пучкова – Пучок, Сорокина – Сорока, Белов – Белка, Горин – Гора, Булгаков – Писатель, Знобишин – Зноб, Куковальский – Куколка, Трубникв – Труба, Байбикова – БайБай, Бутакова – Бутка, Фелоктистов – Фео, Глухов – Глухарь, Слесарева – Слесарь, Царёв – Царица, Елисеев – Король (т.к. Королевич Елисей), Грушев – Груша, Катков, Кадкин – Каток, Смолина – Смола, Башкайкин – Башка, Гудкова – Гудок, Ту-ту, Сурков – Сурок, Сурёнок, Тюрюшкин – Тюря, Галкина – Галка.

3.8. Почему же подростки столь часто прибегают к прозвищам? Не выполняют ли имена и прозвища в процессе развития личности человека особую функцию психологической защиты? С этими вопросами я обратился к школьному психологу. По мнению психолога, система присвоения прозвищ оказывает огромное влияние на процессы порождения и поддержания общественного порядка, который создают дети в рамках своего автономного детского сообщества. Прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшем прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвище несет на себе очень важную коммуникативную функцию, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой. Психолог считает, что прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя .


Имя дается человеку при рождении и сопровождает его всю его жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Имя собственное - имя существительное, обозначающее слово или словосочетание, предназначенное для называния конкретного, вполне определённого предмета или явления, выделяющее этот предмет или явление из ряда однотипных предметов или явлений. Имя собственное противопоставляется имени нарицательному.

К именам собственным, в частности, относятся имена людей: личное имя — имя при рождении человека; отчество — патроним — именования по отцу, деду и т. д.; фамилия — родовое или семейное имя; прозвище.

В течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем. Прозвища бывают разные. Одни - обидные, высмеивающие физические или умственные недостатки. Другие прозвища кажутся безобидными. Ими могут называть друзья. Они не причиняют страдания человеку, которого обозвали. Но в результате этого может забыться настоящее и, может быть, очень красивое имя!

Возникновение прозвищ – это явление социальное, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по истории в целом. Прозвища широко распространены среди школьников. Работа по теме позволит выяснить отношение школьников к прозвищам, и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

Цель исследования: Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 7, 8, 9 классов, проанализировать отношение к прозвищам, подобрать рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище.

Классификация школьных прозвищ. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь же имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.

Исследования ученых показали, что существуют основные принципы происхождения прозвищ: по внешнему признаку; по различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения; по линии внутренних качеств; по особенностям речи; по месту прежнего местожительства; по прозвищу кого-либо из родственников.

Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни. Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Функции, которые они выполняют при этом: выдвижение лидеров микросообщества, выделение из группы отвергнутых людей, различение детей с одинаковыми именами, подчеркивание преемственности по родовой линии, поддразнивание и унижение, проявление симпатии.

Какие прозвища употребляют в речи современные школьники, а также как их классифицировать, я и попыталась выяснить. Я провела анкетирование среди обучающихся 7, 8,9 классов.

В анкетировании приняло участие 30 ребят. По результатам анкетирования выяснилось, что 20 учащихся имеют прозвище, остальные 10 – нет (или постеснялись ответить). Какие же закономерности в происхождении школьных прозвищ я смогла обнаружить? Оказалось, что среди них можно выделить следующие группы:

1. Самой многочисленной группой прозвищ оказались прозвища, образованные от фамилии их носителей. а) распространенный способ образования отфамильных прозвищ – это усечение: Шубин - Шуба, Прокопьев – Прокопян, Хасанов – Хасе, Соколов - Сокол, Бурова-Буриха, Абдрахимов – Абдурахман, Горохов – Горох, Чупров - Чупик.

2. Следующая группа – прозвища, связанные с именами носителей данных прозвищ: Леха – Палеха, Андрейка – Копейка, Рома – Ромашка, Машка – Простоквашка; Светка – Конфетка.

3. Третья группа – прозвища, данные по внешности: Перышко, Лапа, Лысый, Череп, Краснокожий, Гусь, Курица, Пончик.

4. Еще одна группа прозвищ, связанная с известными личностями, героями кинофильмов, мультфильмов: Лунтик, Вини-Пух, Леший, Толя Потер, Дукалис, Чебурашка.

Я попыталась выяснить, кто же дает, и откуда берутся прозвища. По результатам анкетирования видно: чаще всего школьники получают прозвища от своих друзей или одноклассников – ответили 22, есть и особенные случаи: 4 опрошенных назвали конкретного человека.

Следующий вопрос, ответы на который я попыталась найти: Считаете ли вы свои прозвища обидными и как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвища? Выяснилось, что большинство школьников не считают свои прозвища обидными и опрошенных относятся с юмором, 7 человек просто не обращают внимания, 1 обижаются, а 2 даже гордятся.

Рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище. Конечно, идеальный вариант, когда воспринимаются насмешки, прозвища легко и человек может сам посмеяться над собой. Это умение может здорово пригодиться в дальнейшем по жизни. Ведь прозвища — это относительно маленькая проблема, по сравнению с тем, что придется пережить или столкнуться в обществе. Можно научиться адекватно, воспринимать свое прозвище, без обид.
Например, если будешь все время дуться на своих сверстников, плакать, то обидчики будут постоянно тебя обзывать. А если будешь вести себя равнодушно, то у обидчиков пропадет интерес к насмешкам. Это случится, даже если будешь демонстрировать чисто внешнее спокойствие.

Но намного важнее это научиться нормально, воспринимать это в душе, обзывающих ровесников можно игнорировать. Не замечать, как его называют и не отзываться, пока не станут ровесники звать тебя по имени.

Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным по многим характеристикам. У детей этого возраста можно встретить но, чаще всего временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще к близким, людям, а к остальным – в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого. Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как равным.

Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого человека, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей младшего школьного возраста. Для того, чтобы закрепить толерантное поведение необходимо учитывать и поведенческий компонент. Формирование толерантности должно опираться на эти компоненты, что позволит получить более эффективные результаты.

Проведение методики определения уровня толерантности классного коллектива двух экспериментальных классов, позволяет сделать выводы, что критерии толерантного класса сформированы. В сфере межличностных отношений изменился психологический климат, он стал более благоприятным, агрессия особенно вербальная уменьшилась, ребята стараются не употреблять клички данные до этого некоторым детям, стали уважительно обращаться друг с другом, к детям из неблагополучных семей относится стали с сочувствием и пониманием. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для воспитания толерантности. Воспитание качеств толерантной личности должно быть целенаправленным и систематическим и учитывать особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста и необходимо продолжать формировать толерантную личность на протяжении всего периода школьного обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): прозвище, младший школьный возраст, имя, толерантная личность, толерантное отношение, результат анкетирования, употребление прозвищ, качество, ребенок, чаща.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прозвища школьников - разряд имён собственных, который до сих пор не привлекал внимания учёных – лингвистов, так как на уроках русского языка в 5 классе на изучение имён собственных отводится всего один час. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть и были. Некоторых людей прозвища сопутствуют всю жизнь: со школы до старости, то есть прозвища – это второе личное имя человека, но даётся оно ему без регистрации в юридическом документе: свидетельстве о рождении, паспорте.

Прозвища – своеобразная виза в жизни: в детсаде, школе, на работе. Кроме имени в свидетельстве, зафиксированном при рождении, большинство детей имеют второе имя, прозвище - своеобразное крещение, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде, на улице, бывает очень живучим, если приклеится, то долго будет сопровождать носителя определённого наименования.

Улусная научно – практическая конференция школьников

Автор работы: Олешко Павел, обучающийся 7 класса

Научный руководитель: Коптелова Екатерина Васильевна,

Учитель русского языка и литературы

Прозвища в школьной среде…………………………………………. стр - 3

История возникновения прозвищ………………………………………. стр – 5

Прозвища в литературе………………………………………………….. стр – 6

Функционирование прозвищ в разговорной речи…………………….. стр – 7-8

Происхождение прозвищ среди школьников………………………….. стр – 9

Информационная таблица………………………………………………. стр – 10

Цель исследования:

Показать возникновение и функционирование прозвищ в школьной среде.

1.Ознакомиться с литературой по ономастике.

2.Выяснить путем опроса среди подростков 5-9 классов их индивидуальные прозвища.

3. Выявить возрастные особенности прозвищ.

4.Определить причины, по которым даются прозвища, сгруппировать данные прозвища в соответствии с причинами возникновения.

5. Составить список наиболее распространенных прозвищ, нарисовать диаграммы.

6. Проследить, до какого возраста обучающегося сопровождает прозвище.

Источник исследования:

Надпись на парте, крик в коридоре, на улице.

Сфера употребления:

Школьный двор, подъезд дома, улица, класс, телефонный разговор, беседа.

Этап исследования:

Сбор материала, разграничение, получение результатов.

Предмет исследования:

Объект исследования:

Школьная языковая среда.

Методы исследования:

Практические методы:

Интервью, метод независимых характеристик, статистические методы.

Актуальность:

В современной жизни тоже употребляются прозвища. Прозвища - неумирающее явление.

Прозвища школьников - разряд имён собственных, который до сих пор не привлекал внимания учёных – лингвистов, так как на уроках русского языка в 5 классе на изучение имён собственных отводится всего один час. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть и были. Некоторых людей прозвища сопутствуют всю жизнь: со школы до старости, то есть прозвища – это второе личное имя человека, но даётся оно ему без регистрации в юридическом документе: свидетельстве о рождении, паспорте.

Прозвища – своеобразная виза в жизни: в детсаде, школе, на работе. Кроме имени в свидетельстве, зафиксированном при рождении, большинство детей имеют второе имя, прозвище - своеобразное крещение, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде, на улице, бывает очень живучим, если приклеится, то долго будет сопровождать носителя определённого наименования.

Прозвища употребляются в быту, в частных разговорах, на улице, в школьной среде, поэтому это лексический пласт разговорного стиля. Учащиеся в школе чаще пользуются разговорным стилем. Поэтому объектом моей работы стала школьная языковая среда и существование в ней прозвищ. Сбор и классификационное рассмотрение прозвищ - это моё исследование, которое развивает интерес к изучению русского языка, истории, краеведения.

История возникновения прозвищ.

Прозвища закреплены и в литературе, истории. Если мы обратимся к истории возникновения имен, то узнаем, что в Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека. Были имена, которые часто отражали порядок появления детей. (Первой, старшой.) Отдельные имена характеризовали время рождения ребенка, явления природы, христианские праздники. Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденных. (Пискун) Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол. Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил, Несков, Татарин. Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Ковриша, Тюря, Сахар, Борщ Прозвища существовали со времён Древней Руси. Это отражает учебник истории, из него мы узнаём причины возникновения прозвищ во времена Древней Руси. Этот факт свидетельствует о том, что без прозвищ не обойтись, что они существовали и существуют до наших дней и искоренятся не скоро. Да ещё бесспорный факт, который доказан лингвистами: началом многих фамилий послужили, несомненно, прозвища.

Прозвища в литературе

Обратимся к литературе, к самой замечательной поре в жизни учеников, к лицейской поре современников А. С. Пушкина. Поинтересуемся биографией писателей, сверстников и друзей великого поэта. Увидим, что А. С. Пушкин, обучаясь в лицее, тоже имел прозвище: Француз, и его друзья – лицеисты по фамилиям своим имели прозвища.

Обладал железным характером несгибаемой волей: по мнению лицеистов, он походил на

Функционирование прозвищ в разговорной речи.

имена, правильно пишем и произносим их. К тому же собственные имена встречаются почти во всех дисциплинах школьного курса. Так на уроках проводится работа по изучению антропонимии на протяжении всех лет обучения. Но наряду с официальной антропонимической системой бытуют различные виды и формы неофициальных наименований. Значительную их часть составляют неофициальные именования, то есть прозвища, которые функционируют весьма активно. У многих народов наряду с официальной антропонимической системой бытуют различные виды и формы неофициальных именований, которые функционируют весьма активно, видоизменяясь под воздействием социальных факторов, претерпевая влияние современного литературного языка. То, что подобные именования заслуживают сбора и специального изучения со стороны языковедов, фольклористов, этнографов, историков, отмечают многие учёные. Исследователи – языковеды неофициальные антропонимы называют общим термином – прозвища. Они раскрывают много интересных подробностей старинного и современного быта, в них могут в более или менее изменённом виде сохраняться слова, уже утраченные общеупотребительным словарём. Сбор и классификационное рассмотрение подобных прозвищ даёт ученикам дополнительный стимул для развития интереса к изучению русского языка, истории, географии, краеведения. Прозвище употребляется в неофициальной обстановке в пределах улицы, села. Оно бесконфликтно сосуществует с официальной «паспортной « лично – именной формулой и почти не имеет юридической значимости.

Сбор прозвищ проводится методом опроса. Следует иметь в виду: поскольку подобные именования не всегда охотно обнародуются (некоторые воспринимаются их носителями как обидные), информаторами, как правило, выступают не столько непосредственные носители прозвищ, сколько лица, не связанные с ними близкими узами.

В качестве прозвищ часто выступают собственные имена христианского происхождения, которые появились на Руси после крещения (например, Максимов от Максим, Антонинин от Антонина, Мишин от Миша), сейчас этот процесс идёт в обратном направлении; различные нарицательные слова, которые передают мироощущение людей, их представление о внешнем мире, его явлениях, о взаимосвязях и взаимоотношениях между членами общества.

Можно предположить, что праосновой современных неофициальных прозвищ является дохристианский период, когда в качестве личных имён употреблялись собственно славянские, языческие антропонимы. Они были своеобразными характеристиками людей, имя играло роль приметы , отличительной черты. В летописях фиксируются антропонимы Ковёр, Волчий Хвост, а в настоящее время встречаются именования типа Коза, Бочка, Монах.

Таким образом, сосуществование современных официальных и неофициальных именований (« паспортных « антропонимов и прозвищ) в своей основе восходит к взаимодействию у восточных славян дохристианской и христианской антропонимических систем.

Разговорная речь - некодифицированная, но нормированная разновидность литературного языка. Поэтому важно научить подростков понимать отличие разговорного литературного стиля от разговорного просторечного и грубого ( жаргон, арго, сленг и т. д. ), находящихся за пределами литературного языка. Прозвища относятся к разговорному стилю, дают определённую информацию о носителе. Поэтому следует считаться со своеобразием этого стиля, изучать лексический пласт этого стиля, развивать, а не подавлять языковую интуицию школьников.

Читайте также: