В чем отличие монументальной живописи от декоративной доклад

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Виды и техники живописи. Содержание Виды живописи: Монументальная живопись Декоративная живопись Театрально-декорационная живопись Миниатюрная живопись." — Транскрипт:

1 Виды и техники живописи

3 Монументальная живопись Монументальная живопись - это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы. Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек год.

4 Декоративная живопись Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой. г. Вена

5 Театрально-декорационная живопись Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

6 Миниатюрная живопись Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

9 Темперная живопись Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно- оформительском деле. Темпера на деревянной основе. Икона Спас из Звенигородского чина. Андрей Рублёв

10 Фресковая живопись Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально- декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения. Собор Рождества Богородицы Стенопись Дионисия Святитель Николай Чудотворец

12 Мозаичная живопись Мозаичная живопись, или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д. Витражная живопись -- произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком- либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры. Верхняя половина Окна Библии Бедняков, Кентерберийский собор, Великобритания.

Монументальная живопись – это разновидность монументального искусства. На современном этапе она тесно связана с архитектурой. Это роспись, наносимая непосредственно на стены, своды, полы, потолки, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением.

Вместе с тем это самая древняя разновидность живописи. Она известна еще со времен палеолита. Наскальные рисунки, росписи в пещерах, созданные первобытными людьми, сохранились практически на всех континентах. Эти памятники являются очень ценным, а иногда и единственным источником информации об особенностях культур разных исторических эпох.

Виды монументальной живописи

В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 4 основных вида.

Техники монументальной живописи
ТехникаОписаниеПример
ФрескаИзображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке образуется кальциевая пленка, которая защищает рисунок.Настенные росписи православных соборов.
Живопись темперойИзображение наносится на сырую штукатурку красками из растительного пигмента, разведенными в яйце или масле.Настенные росписи православных соборов.
МозаикаИзображение выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла) или камня.Большой популярностью пользовалась в советское время: для украшения станций метро, ДК.
ВитражИзображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем.В убранстве средневековых готических соборов.

Памятники монументальной живописи Древнего Египта

Первые памятники монументальной архитектуры были построены в эпоху Древнего Египта. Это пирамиды с заупокойными храмами и гробницами для фараонов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Монументальная живопись, украшающая внутренне пространство пирамид, является бесценным источником информации о культуре египетской цивилизации, социальном и государственном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

Важно заметить, что пирамиды возводились с целью увековечить подвиги фараонов, которым предстояло упокоиться в них. Поэтому в настенных росписях важное место отводилось самому усопшему, его заслугам и связям с богами.

Монументальная живопись

Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.

Здесь представлены особенности быта разных слоев населения: тяжелый труд рабов, крестьян, ремесленников и роскошь правящей элиты. Там можно найти изображения сельскохозяйственных работ, охоты, рыбалки, а также картины господских праздников с обилием яств и развлечений.

Монументальное искусство в эпоху античности

Со времен ранней античности такая роспись являлась самым распространенным способом украшения каменных построек. К сожалению, древнегреческие образцы практически не сохранились. Но те, что уцелели, - в основном мозаики, позволяют составить общее представление. В них нашла отражение характерная для эллинистической культуры пластичность.

В культуре Древнего Рима монументально-декоративная живопись получила широкое распространение, причем не только при постройке культовых сооружений, но и в оформлении жилых построек. В I веке произошло знаменитое извержение Везувия, стершее с лица земли римский город Помпеи. Вулканический пепел засыпал дома и помог сохранить в целости большое количество уникальных росписей, некоторые из который сейчас выставлены в музее Неаполя.

Монументально-декоративная живопись

Фреска и мозаика активно использовались в искусстве Византии. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на становление древнерусского искусства.

Расцвет монументальной живописи в Европе

В период Средневековья в Европе строилось большое количество религиозных сооружений, внутреннее убранство которых до сих пор поражает воображение. Мастера того времени достигли невероятного уровня в искусстве изготовления витражей.

Виды монументальной живописи

В эпоху Возрождения вновь в центре внимания оказалась монументальная живопись. Фреска стала пользоваться невероятной популярностью. Сохранилось много грандиозных по размеру и технике исполнения образцов.

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

Станковая и монументальная живопись

Монументальная живопись в наши дни

В настоящее время монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. С точки зрения сюжетов и техник исполнения, наблюдается активное смешение стилей, возврат к образцам предыдущих эпох и новое их осмысление.

Монументальная живопись фреска

Монументальное искусство прошло долгий путь становления, развиваясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. По всей вероятности, оно будет жить и дальше, по крайней мере до тех пор, пока в нас сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, с чем мы взаимодействуем в процессе своей жизнедеятельности.

Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи — цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Джанни Стрино. Художница

Виды живописи

Различают следующие основные виды живописи:

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Доменико Гирландайо. Рождение Богородицы (фрагмент фрески в капелле), 1486-1490

Существует еще и декоративная живопись, главное призвание которой — украшать. Отличается чистыми, сочными цветами, тщательно проработанными формами, логическим построением композиции. К особенностям направления относятся: нарушение перспективы, изменение пропорций, отсутствие объема, наличие контура и орнаментальных узоров. Декоративная живопись может быть и станковой, и монументальной.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Олег Давыдов. Декоративный натюрморт

Основные стили живописи

На протяжении многовекового развития изобразительного искусства образовались все новые стили написания произведений. Некоторые стили существовали совсем не долго и не нашли поддержку в обществе. Другие же стали эталонами, на которые ориентируются и современные художники. Рассмотрим основные стили живописи:

Жанры живописи

В зависимости от сюжета, произведения изобразительного искусства принято делить на такие жанры живописи:

Техники живописи

История возникновения и развития живописи

История живописи берет свое начало с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.

История живописи. Первые наскальные рисунки

История живописи. Роспись в древнеегипетской усыпальнице

От античности до наших дней

Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.

История живописи. Аид и Персефона (древнегреческая фреска), 340 г. до н.э.

Живопись в средние века обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой, все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.

Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.

История живописи. Андреа Соларио, Клеопатра, 16 в.

История живописи. Жан-Батист Симеон. Прачка. ок. 1735

В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм, вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм — направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.

Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению. Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.

Жи́вопись - наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет.

Живопись подразделяют на: станковую, монументальную, декоративную:

Станковая живопись называется так потому, что картины пишутся на особом станке, мольбертом называемом. Это наиболее распространённый вид живописи. Возник в эпоху Возрождения.


"Отъезд Иоанна Грозного в Александрову слободу". Картина представляет собою станковую живопись и написана в историческом жанре.


Перфильева Марина Викторовна (1957 - . ). “Солнечный удар”.

Монументальная живопись – произведения большого масштаба, которые пишутся на поверхности стен или перекрытий зданий. Произведения монументальной живописи называют рОсписями.

Монументальная живопись возникла ещё в первобытно-общинном строе. (рОсписи на стенах пещер):


Пещера Ласко, Франция. Зал быков. XV-XIII века д. н. э.


Лука Джордано – (1634-1705) Фреска из дворца Медичи Рикардо. Флоренция.


Монументальная живопись. Стрит-арт.

Декоративная живопись (от латинского “украшать”) тесно связана с живописью монументальной. Она входит в состав архитектурных сооружёний и способствует украшёнию зданий.

К декоративной живописи относят предметы быта, расписанные красками, украшенные узорами:


Гжель. Кофейный и чайный сервиз. Во многих русских музеях имеются такие расписанные сундуки, коробки, прялки, деревянная посуда, etc.


Декоративный натурморт.

Декоративная живопись включает в себя также театральный декорации.


Декорация к опере "Аида", 1870. Джузеппе Верди.


Декорация к опере "Царская невеста". Н. А. Римский-Корсаков. 1899.

Живопись разделяется также и на жанры (от французского “род”, “вид”): исторический, батальный, бытовой, портрет, пейзаж, натурморт.

Исторический жанр – произведения, в которых изображается прошлое из жизни народов, а также такие произведения, где изображены события, происходившие сравнительно недавно, но представляющие важное значение в истории народа. Поэтому к историческому жанру относятся не только “Последний день Помпеи” Карла Павловича Бруллова или “Боярыня Морозова” Сурикова Василия Ивановича, но и такие полотна, как “Допрос коммунистов” Иогансона или “Мать партизана” Герасимова. В России крупнейшими мастерами исторической живописи были Брюллов, Васнецов, Иванов, Репин, Суриков, Шварц.


“Допрос коммунистов” (1933, ГТГ), гран-при в Париже в 1937 год. Б. Вл. Иогансон (1893-1973). Себя художник изобразил в образе сидящего спиной к зрителю белого генерала.


“Навеки с Москвой, навеки с русским народом” (1951, Украинский национальный музей, Киев). Хмелько М. И. (1919-1996). Гетьман Украины, Богдан Зиновий Хмельницкий в красном кунтуше. Рядом с ним стоит боярин Василий Вас. Бутурлин. Картина написана в честь празднования Советским Союзом 300-х летия воссоединения России и Украины. За эту работу Михаил Иванович получил свою вторую Сталинскую премию.


"Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси”, (1852, Старая национальная галерея, Берлин) . Адольф фон Менцель (1815-1905). В центре картины, у нотного пюпитра - король. Слева (если смотреть на картину), на заднем плане - сестра короля (одна одинёшенька сидит на красной софе). Учитель музыки, Иоганн Иоахим Кванц - на самом пресамом правом фланге, опирается на картину и одет в синий сюртук; смотрит в пол. За клавесином сидит, спиной к зрителю и смотрит на короля - К. Ф. Э. Бах, один из пяти сыновей Баха, того самого, музыку которого часто исполняют. Пишут, что, как-то король договорился с Кванцем о том, что, когда он возьмёт не правильно ноту, тот, Кванц, подаст знак в виде кашля. После концерта, принимая поздравления придворных льстецов, король сухо заметил, что герру Кванцу нужно срочно лечить горло.


“Крестный ход в Курской губернии” (1880-1883, ГТГ), Илья Е. Репин (1844-1930).

Батальный – (от фр. “bataille”, что означает “битва”, “сражение”) является как бы разделом исторического жанра. Художники-баталисты изображают военные сражения, а также различные события и эпизоды из военной жизни. Батальная живопись была широко распространена ещё в античности – в Ассирии и в Риме. В XIX веке передовые художники-баталисты начали разоблачать в своих картинах ужасы войны. А. вот, русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством русского солдата.


“Гибель турецкого флота в Чесменском бою”, (1771, Чесменская зала Большого дворца в Петергофе). Хаккерт Я. Ф. (Это для герра Хаккерта, чтобы он правдиво изобразил на своих полотнах гибель турецкого флота, их сиятельство граф Орлов А. Г. на рейде Ливорно, велел старый, отслуживший своё, взорвать фрегат).


Величайшим русским художником-баталистом был Василий Васильевич Верещагин. “Нападают врасплох”, (1871, ГТГ). Верещагин В. В.


Лучшие традиции русских художников-баталистов сохранили и советские живописцы. “Трубачи Первой конной”, (1934, ГТГ). Митрофан Б. Греков.


“Оборона Севастополя”, (1942, ГРМ). Дейнека А. А. Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны. Многие художники, и европейские в том числе, выступали против насилия и войн в открытую. Одним из символов тех событий служила картина Пикассо "Герника", написанная им в 1937 году.

Бытовой жанр – (его называют и жанровой живописью и просто жанром, а художников, работающих в этой области искусства, - жанристами) изображает обыкновенные повседневные житейские события и сцены. Развитие бытового жанра неразрывно связано с развитием демократических идей. Жанр этот появился в XVII веке в Голландии, которая была тогда одной из самых передовых стран Европы. (Напоминаем читателю, что в Нидерландах, в результате буржуазной революции и освобождения от гнёта Испании, начался бурный рост науки, производства и культуры. В Соединённых провинциях, в тот период работали и творили 12000 художников). Голландские художники впервые показали, что быт простых людей, их обычные радости и горести полны безыскусственной поэзии. В России крупнейшими мастерами бытового жанра был Венецианов, Федотов и художники-передвижники Перов, Прянишников, Максимов, Маковский В., Ярошенко и другие. Русские жанристы откликнулись на все острые вопросы своего времени, они использовали бытовой жанр для обличения мерзостей, существовавших в царской России.


“Прачка”, (1761, музей в Лос-Анджелесе). Жан Батист Грёз (1725-1805).


“Бассейн в гареме ”, (1875, Эрмитаж). Жан Леон Жером (1824-1904).


Галантная живопись - разновидность бытового жанра. “Домашний концерт”. Пио Риччи (1850-1919, Италия). “Какая музыка была, какая музыка звучала, она ничуть не поучала, а лишь тихонечко звала; звала добро считать добром, а жизнь считать благодеяньем . ”.


“Лирическое новоселье”, (1965, ГТГ). Пименов Юрий Ив.(1903-1977).

Портретный жанр – служит изображению определённых лиц. На портрете передаётся не только внешнее сходство персоны, художник проникает в её внутренний мир и раскрывает как бы её душу, её натуру, характер. Чем талантливее художник, тем лучше ему это удаётся. Вот один любопытный пример: великий испанский художник, Веласкес, написал портрет папы римского Иннокентия Десятого. Художник раскрыл как раз те черты характера, которые папа пытался скрыть от окружающих. На портрете изображён коварный, подозрительный, настороженный человек:


“Папа Иннокентий Десятый” (1650, Дория Памфили галерея во дворце, Рим), Веласкес Диего (1599-1660). Работа выполнена в жанре "Портретная живопись".

Среди лучших русских портретистов такие художники, как Рокотов, Боровиковский, Левицкий, Перов, Серов, Крамской и многие другие.


“Портрет А. Г. Бобринского в детстве” (1760-е, ГРМ). Рокотов Ф. Ст. (1735-1808).


“Казначейша”, (1841, ГРМ) Тропинин В. А. (1776-1857). История создания картины неизвестна, само же изображение молодой женщины, склонившейся из окна, лишено каких-либо деталей, связывающих его, изображёние, с сюжетом “Тамбовской казначейши”. Всё это не позволяет считать доказанной связь картины Тропинина с поэмой Лермонтова.

Если изображены две персоны, то такой портрет называется парным, а если несколько персон – групповым портретом:


“Портрет семьи Карла Четвёртого”. Фрагмент. (1801, Прадо, Мадрид). Франсиско Гойя (1746-1828). Напоминаем любопытным читателям, что на приглашение приехать в Россию и поработать во славу государыни, сеньор Франсиско ответил отказом.

Пейзаж – (с фр. “местность”) – произведения, на которых изображена природа. Существуют разновидности пейзажа: городской (изображающий виды города), архитектурный (изображающий архитектурные сооружения), марина (изображение моря) и некоторые другие. Как самостоятельный жанр пейзаж (шань шуй) возник в Китае в VII веке. В европейской живописи он начал развиваться с XVI века. До этого природа изображалась как фон в произведения исторического и портретного жанра. Новым этапом в развитии пейзажной живописи явился плэнер (с фр. “открытый воздух”) Художники вышли из своих мастерских и начали работать на открытом воздухе. Живопись, созданная в естественных условиях, пополнилась трепетным ощущением жизни, природа ожила и заговорила. Первыми, кто обратился к пленэрной живописи, были русские художники Щедрин С. и Иванов А.. Айвазовский, Васильев, Куинджи, Левитан, Саврасов являются лучшими мастерами русской пейзажной живописи.


“Путник”. Пейзаж в стиле шань-шуй (“гора-вода”) - китайская традиционная пейзажная живопись. Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии.


Коукеи Кодзима - совремённый японский художник-пейзажист, пишущий в стиле “сансуй”. Термин “сансуй-га” в японской живописи означает “картины гор и вод”. Обязательной, но очень малой частью почти в каждом пейзаже присутствует человек, крестьянин, живущий простой жизнью в согласии с природой. Всё естественно и просто, никаких бурных страстей, лишь радость созерцания и радость мирного труда…


“Болото в лесу. Осень”, (1872, ГРМ). Ф. А. Васильев (1850-1873).


“Лунная ночь на Днепре” (1880. ГРМ). Арх. Куинджи (1842-1910).

Разновидностью пейзажа является городской пейзаж; это, в первую очередь, ритм жизни совремённого города, с большим количеством людей и машин, суетой, новостройками и памятниками архитектуры:


“Новая Москва” (1937, ГТГ). Пименов Ю. Ив. (1903-1977). Моделью женщины, сидящей за рулём (ГАЗ А) послужила супруга художника - Нат. Конст. Бернардская.

Натюрморт– (с фр. “мёртвая природа”) воспроизводит цветы, снедь (овощи, мясо, дичь, фрукты) в сочетании с посудой, драпировками и другими предметами обихода. Жанр "натюрморт" зародился в Италии в XV веке. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в Голландии в XVII веке. В русском искусстве крупнейшие мастера этого жанра – художники Машков и Кончаловский.


“Снедь московская. Хлебы” (1924, ГТГ). Машков И. Ив. (1881-1944).


“Хлебы на синем” (1913, Вятский государственный музей). Кончаловский П. П. (1876-1956).


“Натюрморт с сыром”, (1615, Рийксмузеум, Амстердам). Флорис Клаас ван Дейк (1575-1651). На этой картине мастер изобразил несколько символов, среди которых наш любезный читатель различает стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечере; две кисти винограда - христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе Евы. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

Разновидности живописной техники существуют следующие: масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика, etc. К выразительным средствам живописи относятся: композиция, цвет, ритм. С этими понятиями наш любезный читатель будет ознакомлен в своё время.

Читайте также: