Проблема нелегальной миграции в россии доклад

Обновлено: 28.06.2024

Севрюгин Максим Анатольевич, аспирант кафедры административного права и процесса юридического факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Миграция, как сложное явление, оказывает неоднозначное воздействие на социально-экономическую ситуацию в России. В процессе формирования миграционной политики предлагается принятие мер, которые в совокупности способны существенно благоприятно влиять на миграционные процессы и противодействовать незаконной миграции.

Ключевые слова: миграция, законодательство, рынок труда, криминализация, национальная безопасность.

Basic problems of fighting illegal migration in Russia

Sevryugin Maksim Anatol'evich, a graduate student of the Chair if Administrative and Procedure of M.M. Speranskij Law Faculty of the Russian Academy of People' Economy and State Service under the President of the Russian Federation.

Migration as the difficult phenomenon makes ambiguous impact on a social and economic situation in Russia. During forming of migration policy its necessary to make steps, which could affect positively on migratory processes and to counteract illegal migration in total.

Key words: migration, legislation, labor market, criminalization, national security.

Для Российской Федерации миграционные процессы играют особенную роль. За минувшие полтора столетия развитие страны непрерывно сопровождалось массовыми перемещениями населения, причем нередко на огромные расстояния: период заселения и освоения новых земель, массовые эмиграции в Европу и Америку, масштабные миграционные потоки из окраин к крупным центрам, вызванные распадом СССР. В последние 20 лет Россия впервые за всю свою историю столкнулась с явлением массовой центростремительной миграции. Страна оказалась в центре пересечения динамичных миграционных потоков больших масштабов.

Миграция, как сложное явление, оказывает неоднозначное воздействие на социально-экономическую ситуацию в России. Постоянный приток мигрантов в Россию дает возможность восполнять демографические потери страны, компенсировать увеличивающийся дефицит рабочей силы. Однако в последнее время отчетливо становятся видны негативные стороны миграции. Ниже некоторые из них:

  • потоки нелегальных мигрантов, стимулирующие теневой сектор экономики и уменьшающие пополнение бюджета государства;
  • многочисленный отток населения из Сибири и Дальнего Востока, приводящий к упадку в социальной и экономической сферах этих регионов;
  • бесконтрольный массовый приток в вышеуказанные территории иностранных мигрантов, в первую очередь китайских;
  • "утечка умов";
  • деградация деревень и сельского хозяйства, вызванная стремлением селян к переезду в крупные города;
  • отрицание и маргинализация традиционных социально-культурных ценностей коренного населения под воздействием миграции.

Из этого следует, что, оценивая с различных позиций последствия сегодняшней миграции в России, мы в большей степени отмечаем отрицательные результаты ее влияния на социально-экономическую ситуацию в стране .

Демина Н.Н. О некоторых проблемах создания правовых механизмов противодействия нелегальной миграции // Вестник РГТЭУ. 2009. N 2 (29).

В настоящее время особую озабоченность у исследователей данных вопросов в России вызывает нелегальная миграция. В наши дни миграционная ситуация в России характеризуется большим количеством иностранных граждан, не соблюдающих режим пребывания в стране. По данным Пограничной службы ФСБ России, за последние десять лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз. Исходя из оценок специалистов в области миграции, обнародованных в докладе ООН 11 сентября 2013 г., в России находятся примерно 11 млн. иностранных граждан. Из них, по данным ФМС, трудятся лишь 1,5 млн., а разрешение на временное пребывание или вид на жительство имеют лишь 720 тыс. человек. По прогнозам Росстата, в 2014 г. в РФ прирост мигрантов составит около 370 тыс. человек . Таким образом, в недалеком будущем количество незаконных мигрантов может превысить 10% населения страны. К сожалению, до сих пор в России не существует хотя бы относительно достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Нет точных статистических данных о количестве нелегальных мигрантов на территории страны. По экспертным оценкам, их количество составляет до 15 млн. человек, из которых на долю граждан стран СНГ приходится около 90% .

Непрерывно растущий поток иммигрантов в Российскую Федерацию на фоне отсутствия эффективной системы предупреждения и пресечения незаконной миграции превращается в наиболее актуальную проблему для населения и государства.

К главным отрицательным проявлениям нелегальной миграции можно отнести следующие.

Во-первых, это активное участие нелегальных мигрантов в финансировании и развитии теневого и криминального бизнеса, наносящего ущерб и бюджету всего государства, и доходам каждого россиянина, и т.д. В последнее время увеличиваются официальные и закрытые контакты части Республик СНГ с государствами блока НАТО. В данных условиях бесконтрольная иммиграция может представлять значительную угрозу геополитической и военной безопасности страны. Наконец, плотные контакты определенных кругов южных соседей нашей страны с антироссийски настроенными единомышленниками из Турции, Пакистана и стран Ближнего Востока никоим образом не способствуют уменьшению угрозы международного терроризма против России.

Во-вторых, неконтролируемый масштабный поток нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь в регионы Дальнего Востока. Обследование 406 китайских мигрантов, а также китайских землячеств (общин) в Москве, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, а также анализ материалов, собранных в Благовещенске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле и Белокурихе (Алтайский край), показали, что Россия, как и весь мир, переживает переломный момент - начало формирования новых условий глобального роста китайской миграции и развития китайских землячеств. Завершился период во многом стихийного становления и численного роста китайских землячеств, и начался этап организованного их количественного роста и развития их предпринимательской деятельности .

Незаконная миграция в России: Материалы конференции "Незаконные мигранты в России: ситуация, тенденции, политика". М., 2003.

В-третьих, массовое явление нелегальной миграции вызывает рост правонарушений и преступлений среди иммигрантов. Не имея четкого правового статуса, доступа к полноценному медицинскому обслуживанию, стремясь избежать контактов с правоохранительными органами, незаконные мигранты оказываются в положении маргиналов и чаще совершают преступления или становятся жертвами насилия и вымогательства. Большое число нелегальных мигрантов занимается противоправной деятельностью, в т.ч. в составе организованных преступных групп, формирующихся по этническому принципу. Данные группы нередко занимаются контролем распространения наркотиков, осуществлением другой криминальной деятельности во многих регионах страны. Часто они находят смежные интересы с местными организованными группами и коррумпированными чиновниками.

Нелегальная миграция постепенно превратилась в системный и налаженный криминальный бизнес с широкой структурой, выстроенной иерархией, миллионным количеством вовлеченных в преступную деятельность лиц и большими оборотами финансового капитала.

Преступная деятельность нелегалов влечет за собой ухудшение криминогенной обстановки, создает условия для обострения в обществе конфликтов на этнической почве, дестабилизирует общественный порядок и безопасность внутри государства.

Учитывая вышеизложенное, в процессе совершенствования миграционной политики целесообразно принимать во внимание отрицательное воздействие нелегальной миграции на различные сферы жизни российского общества. Не предпринимая шагов к их устранению, невозможно будет достигнуть ожидаемого позитивного эффекта от привлечения легальной трудовой миграции, в части улучшения экономической и демографической ситуации в стране.

Фактически государству в борьбе с нелегальной миграцией противостоят не сами мигранты, а глобальная структурированная и организованная сеть, членами которой являются те криминальные организации, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ. Они имеют высокий уровень технического оснащения. Об этом свидетельствует качество поддельных паспортов, штампов, приглашений, виз и иных документов. Эти организации отличаются способностью оперативно реагировать на любые изменения обстановки на пропускных пограничных пунктах, что позволяет им быстро корректировать работу всех взаимосвязанных звеньев. Также чаще всего их деятельность диверсифицирована: методы нелегальной транспортировки мигрантов на территорию РФ нередко совпадают с каналами наркоторговли и нелегального оборота оружия.

Последние меры, которые осуществляются в России и направлены на усиление контроля за миграционными потоками, - появление специальных миграционных карт, установление миграционных квот, создание центров содержания иностранных граждан, организация региональных миграционных информационно-аналитических центров с целью объединения их в единую информационную систему - имеют значительный потенциал для улучшения ситуации. Однако ситуация такова, что нелегальному мигранту в Россию легче въехать, чем выехать из нее.

Таким образом, одновременно с анализированием существующих точек зрения о способах борьбы с нелегальной миграцией и обеспечении безопасности нашей страны предлагается разрабатывать и внедрять в практику регулирования процессов незаконной миграции целый комплекс практических мер, которые будут действенно способствовать разрешению данной проблемы в России.

При этом предлагается сосредоточиться на следующих задачах.

В целях сокращения притока неквалифицированной иностранной рабочей силы, в т.ч. нелегальной, необходим эффективный механизм, который мог бы сделать это невыгодным для российских хозяйствующих субъектов экономически и юридически.

Однако целесообразно дополнить более жесткими санкциями существующие виды административной и уголовной ответственности, вплоть до лишения лицензий на занятие отдельными видами деятельности хозяйствующих субъектов. Весной этого года группа депутатов от разных партий внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает серьезные наказания, вплоть до тюремного срока, для работодателей, незаконно привлекающих на работу иностранных граждан. Разработчики законопроекта утверждают, что практика показывает недостаточность одних лишь экономических мер воздействия, т.к. выгода от использования труда нелегальных мигрантов огромна и окупает любые штрафы .

Полагается целесообразным также совершенствовать правовую систему привлечения иностранных трудовых мигрантов, создав прозрачный механизм с учетом экономических, социальных, политических и иных аспектов, важных для целостности государства, его безопасности и экономического развития.

Одновременно видится необходимость привести в соответствие с действующим законодательством правовое регулирование Правительством РФ вопросов, связанных с квотированием и контролем временного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Для осуществления оценки действительных масштабов миграции целесообразно совершенствовать сбор и ведение статистики соответствующей информации и вырабатывать комплексный подход к анализу этого явления.

Укреплению защиты рынка труда от дешевой неквалифицированной рабочей силы и успешной конкуренции на мировом рынке труда могут способствовать такие шаги, как улучшение качества рабочих мест, обеспечение хорошего уровня оплаты труда, а также организация защиты трудовых прав работников и создание социально-бытовой инфраструктуры. Это является совместной задачей государства и работодателей.

Вместе с этим возможно принятие мер по усилению контроля за выдачей российских виз, разрешений на осуществление трудовой деятельности, миграционных карт, сводя при этом различное коммерческое посредничество к минимуму.

Совершенствование правовой базы по международным договорам в области внешней трудовой миграции, заключение соглашений по реадмиссии с Казахстаном, Украиной, Туркменией, Киргизией, Китаем и другими государствами также могли бы способствовать успешному решению ряда названных проблем.

Нелегальная миграция в России, как и любое масштабное явление, - следствие определенных причин. Необходимо переносить акцент не на борьбу со следствием данного явления, а на поиск и устранение причин этого, которые в большей степени связаны с определенными административно-правовыми и экономическими условиями.

Усиление государственного контроля за въездом-выездом и пребыванием иностранных лиц в нашей стране, обустройство и укрепление государственной границы, а также разработка и внедрение действенной и эффективной правовой системы, увеличение эффективности работы правоохранительных органов, налаживание системы кадрового отбора и подготовки сотрудников миграционной службы, усиление борьбы с коррупцией в государственных органах, имеющих прямое отношение к области миграционных вопросов, - все это в целом способно оказать позитивное влияние на миграционные процессы и противодействие нелегальной миграции.

Литература

  1. Андреев Г.В. Незаконная миграция как критерий уровня взаимодействия правоохранительных органов // Право и безопасность. 2007. N 1 - 2.
  2. Демина Н.Н. О некоторых проблемах создания правовых механизмов противодействия нелегальной миграции // Вестник РГТЭУ. 2009. N 2 (29).
  3. За трудоустройство нелегальных мигрантов могут ввести тюремный срок // Российская газета. 2013. N 6048.
  4. Незаконная миграция в России: Материалы конференции "Незаконные мигранты в России: ситуация, тенденции, политика". М., 2003.
  5. Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. М., 2013.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. рост масштабов миграции, 2. трудности в регулировании; 3. тесное переплетение ее с проблемой лиц, ищущих убежища, и беженцев.

Сегодня в России проблема незаконной миграции и поиск мер по ее противодействию стали важнейшей составляющей внутриполитической жизни страны и в связи с этим провозглашены одним из приоритетных направлений деятельности государства.

Незаконная миграция рассматривается как определенный демографический процесс в рамках криминологического пространства с присущими специфическими особенностями и закономерностями.

Незаконная миграция занимает особое место в системе социальных отношений, охраняемых законом, прежде всего в силу своей повышенной общественной опасности. Присущие рассматриваемому феномену признаки придают ему качественное своеобразие, которое не может быть описано лишь с помощью социально-демографических параметров. Автором формулируется понятие незаконной миграции.

Социальная опасность незаконной миграции в Россию и из России заключается в следующем:

1) представляет угрозу национальной, особенно экономической, безопасности России, стимулирует рост теневой экономики, способствует коррупции среди государственных служащих;

2)демонстрирует слабость государственной власти, ее нежелание либо неумение контролировать значимые процессы;

3)создает реальную угрозу изменения сложившейся демографической ситуации не только в отдельных регионах Российского государства, но и в целом в стране;

4) стимулирует рост националистических настроений, создает условия для возникновения межнациональных конфликтов;

5)ухудшает благосостояние коренного населения;

7)ослабляет стремление желающих мигрировать в Россию сделать это законным, но более сложным и дорогостоящим путем;

8)наносит ощутимый ущерб интересам РФ в международной сфере.

Незаконная миграцияпредставляет собой одну из форм территориального перемещения населения, специфика которого заключается в том :

- что в процессе такого перемещения или пребывания мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства) в принимающем государстве нарушаются нормы международного права и (или) внутригосударственного права соответствующих стран.

Анализ миграционных процессов на территории Российской Федерации дает основание сказать:

- что незаконная миграция приобрела характер постоянно действующего фактора, все более негативно влияющего на социально-экономическую и внутриполитическую стабильность в стране.

Среди причин незаконной миграции можно выделить обстоятельства экономического, политического и социального характера. Процесс интенсивной глобализации и криминализации общественных отношений в мире привел к значительной трансформации преступности и обусловил выделение нового для России вида – миграционной преступности.

Негативные последствия незаконной миграции проявляются в экономической, политической сферах и в особенности в сфере противодействия миграционной преступности. Формулируется понятие миграционной преступности.

Миграционная преступность – это социальное исторически изменчивое общественно опасное относительно массовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных на данной территории за определенный период мигрантами, объединенными на территории России общностью криминальной сферы и интересов.

Исходя из определения, можно выделить признаки миграционной преступности:

1)миграционная преступность может иметь место в различных сферах жизнедеятельности общества;

2)субъектами миграционной преступности являются мигранты;

3)преступления осуществляются по экономическим и другим причинам;

4)гранты служат связующим звеном между преступными структурами стран исхода и российской организованной преступностью, а также организованными преступными группами этнических диаспор.

Таким образом , просматривается определенная органическая совокупность (система) преступлений, совершаемых мигрантами, объединенными на территории России общностью криминальной сферы и интересов.

Миграционная преступность представляется как полиобъективное общественно опасное деяние, субъектом которого выступает мигрант.

По данным МВД России, произошел рост общего числа ежегодных преступлений, совершаемых мигрантами, с 308 в 1991 году до 52 225 в 2005 году.

В структуре данного вида преступности прослеживается тенденция совершения мигрантами корыстных преступлений и с применением насилия .

Мигрантами на территории РФ в 2005 году совершено 51,2 тыс. преступлений, что на 4,7% больше, чем за 2004 год, в том числе гражданами государств – участников СНГ – 46,6 тыс. преступлений (+3,2%), их удельный вес составил 90,9%.

Следует отметить, что Россия в этом отношении на мировом фоне не является исключением. Надо четко осознавать, что весомый пласт криминальных проявлений статистикой не фиксируется, ученые его называют латентной преступностью. По оценкам экспертов, она в 3-4 раза превышает регистрируемую.

Структуру преступности мигрантов можно охарактеризовать по выявленным преступникам из числа мигрантов, совершивших преступления в 2001–2005 годах.

Удельный вес выявленных преступников-мигрантов, совершивших преступления против жизни и здоровья, превышает общероссийский показатель 2003 года и составляет 8,4%;

преступления против собственности – 29,6%;

преступления в сфере экономической деятельности – 17,5%;

незаконный оборот оружия – 1,9%;

незаконный оборот наркотиков – 14,4%.

Наибольший удельный вес имеют преступления общеуголовной направленности.

Для них характерно совершение тяжких насильственных и корыстных преступлений (разбои, грабежи, кражи, причинение тяжкого вреда здоровью. ).Удельный вес лиц, совершивших эти преступления, среди всех мигрантов-преступников составляет в среднем около 79%.

Рост миграционной преступности в Российской Федерации происходит быстрыми темпами, что по праву дает ему основание считаться неблагополучным явлением.

Серьезную проблему представляет активное участие мигрантов в организованных преступных группах и преступных сообществах, объединенных по национальному или этническому признаку.

Большая часть мигрантов относится к категории малообеспеченных, не защищенных в социальном и правовом отношении, а потому находящихся в стрессовом состоянии людей, в связи с чем они составляют устойчивый источник пополнения этноорганизованных криминальных группировок.

Анализ статистических данных миграционной преступности в России дает основание сделатьвывод о том, :

что большинство преступлений совершается гражданами стран СНГ, следовательно, деятельность по предупреждению преступности среди мигрантов должна строиться в первую очередь с учетом данных обстоятельств.


В настоящей статье рассмотрена незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации, а также пути противодействия ей.

Ключевые слова: миграция, национальная безопасность, мигранты, незаконная миграция.

Ученые и специалисты под мигрантом понимают физическое лицо, которое осуществило пространственно-территориальное перемещение за пределы своего постоянного места жительства на срок не менее 24 часов [9, с. 112].

Правовой статус мигранта — это сложная юридическая конструкция, отражающая связь определенного лица с обществом, государством и конкретизирует права и обязанности мигранта, а также особенности их реализации.

Российская Федерация является одной из самой принимающей стран по количеству приезжающих мигрантов, куда приезжают иностранные граждане на постоянное место жительство. Однако, Российская Федерация также и отдает большое количество своих граждан для эмиграции в такие страны, как Израиль, США и Канада. В настоящее время россияне стали активно покидать страну, а также Россия стала транзитным пунктом между Европой и Азией.

Стать нелегальным мигрантом лицо может тремя способами: незаконное пересечение границы; законное пересечение границы, но нарушение сроков визы или отсутствие регистрации; получение учебной визы и осуществление иного вида деятельности. Существует путаница в терминологии в сфере незаконной миграции, что создает сложности на практике и споры между научными деятелями.

Согласно исследованиям, около 90 % мигрантов являются гражданами именно стран бывшего СССР, остальные 10 % мигрантов — это граждане из стран дальнего зарубежья: Китай, Бангладеш, Индия и Пакистан. Незаконную трудовую деятельность зачастую осуществляют граждане ближнего и дальнего зарубежья, ее нарушение заключается в том, что иностранное лицо осуществляет коммерческую, предпринимательскую и иные виды деятельности без разрешения на работу, без патента и без оплаты налогов.

Присутствие незаконных мигрантов в стране порождает собой целый ряд угроз безопасности государства.

Во-первых, незаконная миграция влияет на политическую сферу, выступая угрозой геополитическим интересам страны и ее международному статусу.

В-третьих, для социальной сферы незаконная миграция вызывает рост таких явлений как безработица, социальная напряженность и ксенофобия.

Также ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка из-за распространения острых инфекций и нетрадиционных для России заболеваний. Увеличивается международная преступность по следующим видам: наркобизнес, торговля людьми, акты терроризма, вооруженные нападения с национально-этническим характером, появляется межконфессиональная напряженность, приобретающая насильственный характер [6, с. 24].

В настоящее время незаконная миграция рождает острую социальную проблему, значение которой возрастает в глобальном масштабе. В миграционном обмене участвует подавляющее большинство стран мира. Основными причинами миграции при этом являются серьезные экономические и политические кризисы. К эмиграции людей подталкивают голод, политические репрессии, межэтнические конфликты.

Главным шагом в совершенствовании и развитии миграционной политики стало принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой изложены идеи и предложения об усовершенствовании эффективности регулирования миграции, а также минимизации различного рода рисков, таких как социальные, правовые, культурные, экономические, политические, которые связаны с присутствием мигрантов на территории России [8, с. 131].

Противодействие незаконной миграции должно носить комплексный характер и включать в себя систему механизмов, для наиболее эффективного и достаточного разрешения проблемы и предотвращения угроз:

— необходимо ужесточение административной ответственности в отношении работодателей, которые нанимают нелегальных мигрантов, не имеющих разрешения на работу;

— разрешение и стимулирование въезда мигрантов именно в те регионы, в которых наблюдается дефицит рабочей силы;

— усиление контроля за: целью прибытия мигрантов, причиной выбытия из своей страны, а также составом прибывших мигрантов, особенно тех, кто впервые въезжает в страну;

— стимулирование притока высококвалифицированных специалистов с уровнем профессионализма, который соответствует экономическим целям и задачам инновационного развития страны;

— усиление работы по депортации граждан, если ими было не соблюдено и нарушено законодательство страны, при этом такой процесс должен носить невозвратный характер;

— реализация политики квотирования или ограничения въезда иностранных граждан на территорию страны с учетом национальных интересов [7, с. 119].

Кроме того, в отношении приезжих мигрантов можно применить такую новую миграционную процедуру как обязательное дактилоскопирование, для увеличения эффективности работы органов внутренних дел при выявлении лиц, которые скрывают свои данные, или которые пытаются покинуть территорию государства по поддельных, чужим документам, или которые ранее совершили правонарушении в отношении Российской Федерации.

Еще важной процедурой является подтверждение владения русским языком, знаний истории России и основ российского законодательства у приезжающих мигрантов.

При успешном прохождении этой процедуры выдается соответствующий сертификат, который необходим лицам, претендующим на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу [9, с. 112].

Таким образом, незаконная миграция — это сложное политическое, экономическое и социальное явления, влияющее на национальную безопасность государства. Для организации этой работы необходимо полностью сформировать нормативно-правовое регулирование процесса миграции и борьбы с незаконными мигрантами. Борьба с данным процессом должна быть комплексной, при выявлении угроз и их предотвращении должны использоваться механизмы из различных сфер жизни общества.

Основные термины (генерируются автоматически): незаконная миграция, Российская Федерация, мигрант, бывший СССР, вид деятельности, дальнее зарубежье, национальная безопасность, Россия, территория государства, территория России.

нелегальная миграция

Нелегальная миграция представляет собой реальную угрозу для населения и экономики многих стран. Эта проблема затронула большинство государств Европы и США. В России, по статистике ООН, около 9% населения – мигранты, причём более 50% находятся на территории государства нелегально.

Куда и как жаловаться на нелегальных мигрантов

Заниматься решением проблемы нелегальных мигрантов могут не только представители уполномоченных органов. Активное участие простых граждан помогает решать проблему, своевременно выявлять незаконно проживающих на территории государства лиц и способствовать их депортации.

Сообщать о местонахождении незаконных мигрантов необходимо в территориальные подразделения ГУВМ МВД. Данный вопрос находится в юрисдикции специалистов отдела иммиграционного контроля.

ГУВМ МВД.

  • В свободной форме;
  • В деловом стиле;
  • Без употребления нецензурных выражений;
  • Указывают личные и контактные данные.

Миграционная служба рассматривает жалобу и сообщает результаты по электронной почте и заказным письмом на почтовый адрес, указанный в заявлении. Информация о проведённом рейде также публикуется на официальном сайте МВД.

Сложность решения проблемы нелегальной миграции в России состоит в невозможности чёткого отслеживания перемещений граждан внутри страны. Пока работодатели будут предпочитать дешёвый труд мигрантов, отказываясь принимать на работу коренных жителей, положительных сдвигов в данном вопросе ожидать не приходится.

Что такое нелегальная миграция

нелегальная миграция

После въезда в РФ мигранты занимаются неквалифицированным трудом. Работодателю мигранты выгодны в плане низких финансовых затрат на оплату их труда, однако для экономики страны это создаёт немало проблем.

Понятие нелегальной миграции

Нелегальная миграция – въезд граждан одного государства на территорию другого для неофициального трудоустройства или проживания. Условно данное понятие делится на два типа:

  • В местах, не предназначенных для въезда;
  • По поддельным или не принадлежащим въезжающему лицу документам;
  • С надлежащими документами, но с отличающейся от указанной в них целью.
  • Длительное проживание без оформления регистрации;
  • Пребывание дольше разрешённого по закону срока без попыток продления времени пребывания.

Причины роста нелегальной миграции

Тенденция к увеличению числа нелегальных мигрантов наблюдается во всём мире. Специалисты объясняют явление следующими причинами:

  1. Экономические. Неблагоприятная экономическая обстановка в родной стране, большое различие в уровне жизни развитых и развивающихся стран;
  2. Политические. Спровоцированные правовой или политической нестабильностью;
  3. Военные. Связанные с захватом чужих территорий.

Главная причина увеличения потоков мигрантов из Средней Азии в Россию – высокая плотность населения на родине, и вызванная этим избыточность рабочей силы. Провоцирует потоки нелегалов повышенная степень коррумпированности сотрудников ОВД РФ и госорганов.

Нелегальное пересечение границы России

В России сформировались отрасли, где традиционными работниками являются исключительно нелегалы. Наиболее характерна данная ситуация:

  • В строительстве;
  • В сельском хозяйстве;
  • На отдельных предприятиях добывающей промышленности.

Вторая причина — недостатки законодательной базы и правоприменительной практики в государстве. Стимуляторами потока мигрантов выступают факторы:

  • Отсутствие стабильно функционирующей структуры пограничного контроля;
  • Низкий уровень контроля на отдельных участках границы;
  • Открытость границ между странами СНГ.

К внутригосударственным причинам большого количества нелегально проживающих и работающих в стране иностранцев специалисты причисляют бюрократическую затянутость процесса оформления законного пребывания. Получить официальное разрешение на работу или проживание можно только после сбора внушительного пакета документов и длительной процедуры их рассмотрения. В результате мигранты стремятся экономить время и средства, предпочитая не делать разрешение и оставаться на нелегальном положении.

Последствия нелегальной миграции

Незаконная миграция – прямой путь к развитию негативных процессов и нарушению безопасности страны. Негативные стороны данного явления состоят в следующем:

  • Утечка из госбюджета финансов за счёт ухода от уплаты налогов;
  • Усложнение ситуации на рынке труда. У отечественных предпринимателей повышен спрос на дешёвую рабочую силу мигрантов, поскольку это даёт возможность занижать зарплаты, угнетать права незаконно работающих иностранцев. Предпочитая дешёвый труд мигрантов, работодатели тормозят развитие производства, способствуют росту уровня безработицы среди коренного населения;
  • Риск развития эпидемий. Тяжёлый труд и проживание в плохих условиях подрывает здоровье мигрантов, и они могут стать источником распространения инфекционных заболеваний. Особую опасность для населения России представляет туберкулёз;
  • Образование внутри страны закрытых сообществ и криминальных структур, построенных по нацпризнаку. В них люди живут по особенным законам и обычаям. Подобные национальные анклавы приводят к выселению с некоторых территорий местного населения. А это может негативно сказаться на политической и культурной целостности государства;
  • Перенаселение некоторых регионов. В мегаполисах увеличивается количество квартир, где живёт 15-30 человек одновременно.

Количество нелегальных мигрантов в России

Указать точное количество мигрантов, проживающих и работающих в РФ нелегально невозможно. Статистика ФМС отмечает динамику роста количества трудовых мигрантов из Центральной Азии. С 2015 по 2017 годы резко возросло количество депортированных из РФ граждан иностранных государств. С 2014 до начала 2019 года из России выдворено более 3 млн. иностранцев, пребывавших в РФ нелегально.

Борьба с нелегальной миграцией в России

Нелегальная миграция – затронувшая множество стран мира проблема. Основная государственная мера борьбы с данным явлением – применение санкций к работодателям. К примеру, в Ирландии предприниматель, предоставивший место работы нелегалу, может лишиться лицензии и даже сесть в тюрьму на длительный срок.

Нелегальное пересечение границы России

На государственном уровне предпринимаются следующие защитные меры:

  • Штраф от 2 до 5 тыс. руб . с последующей депортацией для иностранца;
  • Наложение штрафа до 400 тыс. рублей для принимающей стороны;
  • Штраф до 4 тыс. лицу, предоставившему жильё нелегалу;
  • Штраф для работодателя, предоставившего рабочее место нелегальному мигранту: 800000 – юрлицам, 50000 – должностным лицам.
  • Лишение свободы сроком до 5-ти лет (до 7 лет организаторам массового нелегального пересечения границы);
  • Сроком до 3-х лет за фиктивную регистрацию;
  • Отстранение от занимаемой должности и штраф от 100000 до 500000 руб. для должностных лиц.

Для выявления нелегалов проводятся регулярные плановые и внеплановые рейды миграционной службы.

Читайте также: