Доклад качество образования при дистанционном обучении

Обновлено: 12.05.2024

В статье рассматривается возможность использования в образовательном процессе дистанционных технологий обучения. Анализируется проблема совершенствования системы высшего образования. Представлены средства обеспечения дистанционного обучения, достоинства его применения в процессе обучения. Отмечены принципы дистанционного обучения. Акцентируется внимание на возможности применения методов развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационно-коммуникационных технологий. Выделена специфические особенности дистанционного обучения в формате электронных курсов, которые содержат в себе огромное количество наглядного (визуального) представления учебного материала, текстовых и звуковых средств материалов, что способствует эффективности процесса обучения. Определены современные направления развития и совершенствования информационных технологий и средств телекоммуникаций которые могут создавать основу для осуществления образовательных программ на качественно новом уровне.


1. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.

2. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.

3. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.

5. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций/М. И. Колдина, А. В. Лапшова//Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.

6. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кутепова Л.И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения//Перспективы науки. 2015. № 4 (67). С. 23-25.

7. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования//Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 31.

Характерная черта современного мира - стремительное развитие информационных технологий. Расширение возможностей средств массовой коммуникации способствовало появлению дистанционных технологий обучения.

Дистанционное обучение–это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.) [2, c. 13].

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии. Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения [5, c. 74].

Проблема совершенствования системы высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов и приближения уровня их профессиональной подготовки к международным требованиям является одной из самых актуальных. Обеспечить надлежащее качество подготовки студентов с помощью исключительно традиционных методов обучения невозможно. К примеру, заочная форма обучения имеет ряд существенных особенностей (небольшой аудиторный цикл, большой объем самостоятельной работы), что вызывает потребность совершенствования учебного процесса [1, c. 185].

В условиях дистанционных технологий обучения система построения качества образованности выпускника будет определяться следующими факторами:

- в учебном заведении должно быть создано программно-техническое оснащение учебного процесса (компьютеры, программные пакеты и системы, телекоммуникация и др.);

- студент имеет устойчивую мотивацию к самостоятельному обучению;

- в вузе разработаны учебно-методические пособия и рекомендации для самостоятельного изучения материала.

Одним из средств обеспечения дистанционного обучения являются электронные учебные материалы. Организовать работу студентов при дистанционном обучении во многом помогает структура электронных учебных пособий с разбивкой изложенного теоретического материала на отдельные модули. Чередование теоретического изучения электронного курса лекций с выполнением индивидуальных практических заданий по каждой теме стимулирует познавательную деятельность, активизирует интерес к изучаемым дисциплинам, способствует упрочнению знаний [3, c. 18].

С помощью электронного учебника решаются проблемы индивидуализации обучения. Студент имеет возможность выбрать индивидуальный темп и последовательность изучения учебного материала, самостоятельно регулировать интенсивность и продолжительность занятий, создавая индивидуальный график обучения, что, в свою очередь, позволяет достигать более высоких результатов в обучении.

Электронные курсы содержат в себе огромное количество наглядного (визуального) представления учебного материала, текстовых и звуковых средств материалов, что способствует эффективности процесса обучения [5, c.74].

Специфика дистанционного обучения накладывает свой отпечаток на используемые технологии. Прежде всего, это связано с ролью учителя (преподавателя) в учебном процессе. Если ранее в традиционной системе образования преподаватель занимал центральное место как интерпретатор знаний, теперь же, в условиях информатизации, это место все более и более принадлежит студенту, самостоятельно приобретающему знания из различных источников. В данных условиях преподаватель выступает как координатор, помогая студенту добывать знания и применять их на практике. Предметом заботы преподавателя является выбор методов и технологий для реализации своей деятельности. И главную роль здесь играют методы активного и развивающего обучения [4, c. 254].

Следующей особенностью дистанционного обучения является возможность реализации личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения, учитывающего личностные качества обучающегося, его возможности и образовательные цели. Технологии реализации самостоятельной работы учащегося на основе интерактивных мультимедийных средств обучения позволяют построить индивидуализированное дифференцированное обучение [6, c. 24].

Таким образом, технологии дистанционного обучения – это педагогические технологии, основанные на широком применении методов развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из определения дистанционного обучения, как организации познавательной деятельности, основанной на самообразовании, где непосредственное педагогическое общение сведено к минимуму, необходимо определить дидактические принципы, отличающие дистанционное обучение и лежащие в основе построения дидактической модели.

Итак, в дистанционном обучении должны соблюдаться следующие принципы:

  1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента.
  2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер.
  3. Дистанционное обучение должно быть личностно-ориентированным [7, c. 31].

Педагогические технологии дистанционного обучения – это педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств. При этом под дидактическими средствами дистанционного обучения понимаются материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, учитывающие ограниченность непосредственного общения с преподавателем [6, c. 25].

Применяемые в дистанционном образовании информационные технологии можно разделить на три группы:

  • технологии представления образовательной информации;
  • технологии передачи образовательной информации;
  • технологии хранения и обработки образовательной информации.

В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогическим процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. При дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий [1, c. 186].

Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления образовательных программ на качественно новом уровне. Создание скоростных телекоммуникаций и разработка технологий реального времени дает возможность реализации моделей распределенной образовательной среды, построенной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения [6, c. 25].

Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные комплексы стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным технологиям управления на расстоянии и создают основу научного сервиса в Интернет [7, c. 31].

Внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс обусловлено тем, что в условиях современного общества человеку всю свою сознательную жизнь приходится заниматься самообразованием, что предполагает непрерывность образования. В свою очередь, непрерывное образование по ряду причин, гораздо удобнее и экономичнее осуществлять, используя дистанционные технологии обучения. Поэтому студентам необходимо владеть дистанционными технологиями обучения. Готовность преподавателя к применению в образовательном процессе технологий дистанционного обучения-является частью профессиональной компетентности учителя. А также является предпосылкой дальнейшего профессионального совершенствования [6, c. 23].

Телекоммуникационные средства сети Интернет способны не только расширять возможности, но и менять привычный смысл образования как передачи обучаемому знаний. Одно из главных таких изменений - переход от репродуктивного усвоения информации к интерактивным и продуктивным формам обучения, обусловленным интеграцией новейших педагогических технологий с телекоммуникационными технологиями [4, c. 253].

Технологии дистанционного обучения являются тем инструментом, который может придать заочному обучению новые черты, обеспечить результаты, отвечающие требованиям новой социально-экономической системы.

В педагогической работе с учащимися, у которых плохо сформирована способность к самостоятельной познавательной деятельности, подходят дистанционные курсы с поддержкой традиционного обучения. Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от взаимодействия преподавателя и обучаемого, от обратной связи между преподавателем и обучающимся, от используемых при этом педагогических технологий и разработанных методических материалов. Успешность дистанционного обучения в большой мере зависят от организации и методического качества используемых материалов, а также от руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе [7, c. 31].

Модель дистанционного обучения с поддержкой традиционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу (справочные, дополнительные материалы), и оперативного систематического взаимодействия с преподавателем, а также групповую работу с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса. Кроме того, эта модель должна предусматривать совместные телекоммуникационные проекты с другими учебными заведениями в виде телеконференций, обмена мнениями, информацией с участниками курса [7, c. 31].

Преимущества технологий реального времени очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных центров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и создавать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный доступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение вычислительных и лабораторных экспериментов, осуществлять совместные научные проекты и образовательные программы.

Интенсивное развитие дистанционного обучения позволит сохранить и развить интеллектуальный потенциал нации, закладывает основы демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного, качественного образования на всех уровнях, расширяет возможности граждан на получение качественного образования по всей территории России, создает благоприятные условия для формирования рынка образовательных услуг и интеграции российской системы образования в мировое образовательное сообщество [5, c. 74].

Проблема качества дистанционного образования все больше волнует не только специалистов, непосредственно занятых в этой области, но и широкие слои населения. Вместе с тем, бытует мнение среди части педагогов и потенциальных потребителей подобных образовательных услуг, что дистанционное обучение — это дешевое, но не качественное образование. Так ли это? Как определить качество новой формы обучения?

Процесс обучения можно отнести к таким образовательным услугам. Тогда под качеством обучения следует, видимо, понимать такую организацию взаимодействия учителя и учащихся (преподавателя и студентов), т. е. учебного процесса, который соответствовал бы основным принципам используемой концепции обучения, отражающей запросы современного общества и прогнозируемые компетенции, которыми должны обладать выпускники образовательного учреждения, чтобы быть конкурентно способными в развивающемся обществе.

Чем же определяется качество образования? Конечно, степенью достижения обозначенных целей на каждой ступени обучения, в каждом образовательном учреждении. Есть и общие понятия, характеризующие достижение определенного уровня квалификации (компетентности):

— способность самостоятельно совершенствовать свои профессиональные, если речь идет о профессиональных учебных заведениях, и общекультурные знания, умения;

1. Начнем, естественно, с концепции обучения. Чтобы судить о качестве учебного процесса, нужно прежде всего рассмотреть используемую концепцию обучения, насколько она соответствует поставленным целям обучения, формированию тех самых компетенций, которые могут обеспечить человеку конкурентоспособность при поступлении в высшее учебное заведение или в его будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества и прогнозируемого его развития.

2. Организация и структурирование содержания образования, учитывающие особенности дистанционной формы обучения, особенности используемой концепции обучения.

3. Используемые методы, организационные формы, которые должны быть адекватны используемой концепции и учитывать индивидуальные способности и интересы обучаемых, а также особенности дистанционной формы обучения.

4. Организация информационно-образовательной среды учебного процесса, необходимой и достаточной для ведения полноценного учебного процесса на основе современных педагогических технологий.

5. Используемые при этом средства обучения — носители учебной информации, в которых должны быть адекватно отражены основные принципы используемой концепции, созданы условия для организации эффективной познавательной деятельности учащихся с учетом специфики предметной области, психологических особенностей восприятия и усвоения информации, развития умений работы с информацией, специфики дистанционной формы обучения.

6. Использование технических средств (информационные и коммуникационные технологии) с учетом их дидактических свойств и функций (т. е. природных качеств и соответственно их роли и места в учебном процессе в дистанционной форме для решения конкретных дидактических задач), их надежности и доступности.

7. Профессионализм преподавателя, владеющего не только своей предметной областью и в определенной степени смежными областями знания, но и педагогическими, психологическими знаниями, особенностями используемой концепции обучения, а также информационными и коммуникационными технологиями, спецификой организации учебного процесса в дистанционной форме.

Возникает еще один чрезвычайно важный вопрос, который накладывается на все предыдущие: какая модель дистанционной формы обучения используется и подлежит оцениванию? От этого зависит структурирование, организация содержания, выбор педагогических и информационных технологий, выбор средств обучения, организация информационно-образовательной среды в целом. Каждая модель имеет свою специфику организации учебного процесса, не учитывать которую также нельзя.

Под педагогической эффективностью учебно-воспитательного процесса мы понимаем достижение поставленных целей обучения современными педагогическими и технологическими средствами, действенность полученных знаний, умений для решения разнообразных проблем с наименьшими затратами времени, труда и сил учащихся и учителя, а также обеспечивающие достаточно устойчивую конкурентоспособность на рынке труда на перспективу, возможность дальнейшего обучения в прогнозируемый период времени.

— показатели рациональности использования той или иной концепции обучения, тех или иных педагогических технологий, средств обучения,

Кроме того, речь должна идти о степени сформированности интеллектуальных умений критического мышления.

Показатели затрат учебного времени обучающихся характеризуют быстроту поиска, анализа и усвоения информации, формирования необходимых понятий, умений, навыков, принятия решений, выполнения самостоятельных работ.

Показатели работоспособности обучающихся характеризуют степень напряженности их труда, сохранения произвольного внимания и хорошего самочувствия.

Показатели мотивационной устойчивости учебной деятельности обучающихся характеризуют степень влияния используемых методов и средств познавательной деятельности на удовлетворенность результатами учения, потребность в выполнении заданий, способность поддерживать интерес к процессу и результатам познания.

Показатели рациональности использования современных концепций обучения, педагогических технологий, средств информационных и коммуникационных технологий учителем характеризуют их влияние на достижение целей обучения, на полноту информационного обеспечения учебного процесса.

Показатели затрат времени учителя на передачу учебной информации характеризуют время, затраченное учителем на ведение учебного процесса в разных моделях дистанционного обучения, на подготовку дополнительного информационного материала, на ответы учащимся по электронной почте или иным способом.

Показатели работоспособности учителя характеризуют влияние используемых информационных и коммуникационных технологий на напряженность и производительность труда учителя и степень изменения его физиологического и эмоционального состояния.

Показатели мотивационной устойчивости трудовой деятельности учителя характеризуют влияние использования информационных и коммуникационных технологий на удовлетворенность учителя процессом и результатами труда, мотивацию к выполнению поставленной задачи и интерес к результатам работы.

Для определения показателей педагогической эффективности используются общепринятые в научных исследованиях методы: экспертный метод, экспериментальный метод, хронометраж, педагогическое наблюдение, тесты, анкеты, там, где это доступно, видеозапись, опрос, ситуационные модели, контрольные работы.

Полат Е. С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией средств и технологий дистанционного обучения Российской академии образования

Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении, что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

ВложениеРазмер
Доклад "Качество образования при дистанционном обучении" 22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Качество образования при дистанционном обучении.

Педагогический совет: 28.10.2020

Выполнил: руководитель ШМО начальных классов

Сейчас в век информационных технологий невозможно обойти своим вниманием и проблему внедрения этих самых технологий в процесс обучения, а какие технологии могут быть введены и будут иметь должный эффект. Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

Дистанционное обучение - это новая форма взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии посредствам телекоммуникаций, предполагающая использование своеобразных средств, методов, способов обучения. Она состоит из тех же слагаемых, что и любая система обучения: цели, обусловленные социальным заказом, содержание, программа обучения, методы, формы, принципы, средства обучения.

Средства телекоммуникации, являющиеся центральным звеном дистанционного обучения, используются для достижения следующих целей:

-обучение образовательных процессов необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

-осуществление обратной связи между учителем и обучаемым;

-обмена управленческой информацией внутри системы дистанционного обучения;

-выхода в международные информационные сети.

В центре процесса обучения находится самообразование, как самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Обучаемый учится самостоятельно получать знания, пользуясь разнообразными источниками информации. Обращаясь к различным способам познавательной деятельности, работает с полученной информацией в удобное для него время. Самостоятельное приобретение знаний с самого начала вовлекает обучаемого в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, а предусматривающую их применение для решения разнообразных реальных проблем. Организация самостоятельной (индивидуальной и групповой) работы обучаемых предполагает использование новейших педагогических технологий. Адаптивных к данной форме обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социально значимых качеств личности.

Дистанционное обучение – не альтернатива традиционному обучению, а специфичная форма его продолжения и совершенствования.

Содержание педагогической деятельности в системе дистанционного обучения существенно отличается от традиционной. В условиях дистанционного обучения основными задачами сетевого учителя являются следующие:

• конструирование индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося, что предполагает: формулирование целей и задач для каждого отдельного учащегося на языке учащегося, определение инвариантного и вариативного для каждого учащегося содержания – теоретических практических задач, разработка оптимальной для каждого учащегося системы контроля;

• управление самостоятельной работой учащихся по освоению учебного содержания;

• организация занятий в режиме реального времени, что предполагает: выбор оптимальной формы проведения занятия, конструирование плана занятия, составление инструкции для учащихся;

• инициирование обсуждений в режимах on-line, что предполагает создание проблемных ситуаций и моделирование дискуссий;

• оценивание результатов деятельности учащихся и их коррекция, что предполагает: комментирование результатов выполнения тестовых заданий, проверку и оценивание заданий с открытым ответом, проверку, оценивание и комментирование домашних заданий;

• руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения, предполагающее организацию как индивидуальной, так и групповой и коллективной деятельности.

Давайте рассмотрим взаимодействие между обучающимися и учителями.

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и учителя. Наиболее широкое распространение в нашей школе получили следующие:

При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся учитель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Дистанционное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Персонификация обучения. Обучающийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.

Проведение обучения обучающихся, имеющие ограниченные возможности.

Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают обучающихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов обучающимся могут предлагаться:

компьютерные обучающие программы;

электронные учебные пособия;

компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

учебные аудио и видеоматериалы;

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней.

Возможность выбора учреждения, в котором будет происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в непосредственной близости от места проживания учащегося.

Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:

Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.

Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.

Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.

Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.

В настоящее время востребованность дистанционной формы обучения неуклонного растёт. Это объясняется тем, что она гибка, удобна и доступна, предполагает широкую вариативность и дифференциацию в выборе и содержания, и форм получения образования.

Дистанционное обучение школьников при выполнении определённых условий, таких как наличие качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.), ответственность и самомотивация обучающихся, осуществление жёсткого контроля со стороны родителей, является средством обеспечения доступного качественного образования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что востребованность дистанционного обучения, в том числе и в начальной школе, в ближайшее время будет возрастать. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа, что позволить минимизировать его недостатки и развить положительные стороны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цифровая образовательная среда помогает развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Возможность получить знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации - это то качество, которое требуют современные работодатели от своих подчиненных. И электронный образовательный контент сегодня дает учащимся возможность быть завтра востребованными на рынке труда.

Ещё 20-30 лет назад человек, желающий получить новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения, библиотеки. А сегодня для обучения нам нужен компьютер с доступом в интернет.

Сегодня, хотим мы этого или нет, но набирает популярность дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии между учителем и учащимися. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет. Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья и т.д.

Преимущества дистанционного обучения.

Дистанционное обучение позволяет:

- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;

- обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;

- обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей;

- развить у учащихся умение самостоятельно учиться;

- обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса по предмету;

- обеспечить обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;

- организовать работу с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

- оказывать помощь учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;

- оказывать помощь по профильному изучению интересующих учащихся предметов;

- при заочной форме обучения;

- организовать выполнение проектов и исследовательских работ.

Сегодня эта форма актуальна в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Карантин заставил людей кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Кто-то освоился очень быстро и теперь успешно балансирует между работой и домашними обязанностями. А вот учителям повезло меньше: мало того, что нужно полностью менять формат привычных занятий, так ещё и новые технологии осваивать приходится, чтобы хоть как-то организовать учебный процесс. Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Анкетирование, проведенное в августе показало, что педагоги школы хорошо владеют ИКТ.

1. Какие средства ИКТ вы используете в своей повседневной практике?

-текстовый редактор – 89%

-электронные базы данных-71%

-электронные таблицы – 89%

-программы для создания презентаций – 89%

-распечатка доп.упражнений – 89%

-программы для работы с видео, звуком и графикой – 78%

-презентации, видеофильмы – 100%

- электронная почта – 100%

- поиск информации в интернете – 100%

- электронные тесты – 68%

- электронные словари и энциклопедии – 68%

- интерактивные доски – 25%.


2. Каким способом вы используете ИКТ для реализации профессиональных задач:

- делаю поурочное планирование –24

- ищу учебные материалы в Интернете – 100%

- использую ИКТ для мониторинга развития учащихся – 57%

- эффективно использую ИКТ для объяснения на уроке – 78%

- использую ИКТ для взаимодействия с учителями и родителями – 78%


3. Как ИКТ влияют на вашу работу?

-скорее помогают – 57%

-скорее мешают – 0

-в равной степени помогают и мешают – 18%.


4. 36% педагогов требуется помощь в овладении ИКТ.

5. 82% опрошенных считают, что использование ИКТ облегчают подготовку к урокам.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей.

Минусы дистанционного обучения:

1.Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

2.Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, результат обучения напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

3.Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

4.Отсутствует постоянный контроль над обучающимися. А мы знаем, что контроль является мощным побудительным стимулом.

5.В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

6.Многодетные семьи оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда невыполнимо.

7.Для учителя дистанционное обучение означает ненормированный рабочий день. И это не всегда положительно отражает на качестве образования.

8.Маленьким детям дистанционное обучение даётся с огромным трудом. Для них способность учится самостоятельно, без контроля, не всегда заканчивается успешно. Трудно представить, как первоклассники будут обучаться дистанционно. Дети день и ночь мечтают пойти в школу, общаться с первым учителем, одноклассниками. Ребёнок и не поймёт, как ему правильно учиться.

9.Порой и в классе трудно контролировать поведение детей, а следить за их поведением онлайн кажется и вовсе невозможным. Особенно, если всё время возникают какие-нибудь трудности: то соединение плохое, то не открывается файл, а то и вовсе компьютер сломался.

10. воздействие технических средств на учеников (рябь монитора, шум от системного блока или ноутбука, колонок, микрофона, светоотражение лучей от экрана или электронной доски).

Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.

Как учить? Как продолжить обучение, чтобы переход был наименее болезненным для учеников и помог учителю сохранить тот уровень обучения, который уже продемонстрирован участникам образовательных отношений. Дистанционные технологии обучения предполагают общение между учеником и учителем, хоть и на расстоянии. Но как вести уроки без доски и мела, когда ничего нельзя записать, показать, без живого общения? Может, просто указывать ссылки на видеоуроки для изучения новой темы, как мы это делали весной? Но ведь не каждый ученик может настроить себя так, чтобы полностью изучить новые темы без помощи учителя. И будет ли тогда целесообразно такое обучение? А значит, проведение онлайн-уроков просто необходимо. Самое сложное – это провести урок так, чтобы по своей сути онлайн-урок оставался тем же традиционным уроком, но проводимым в режиме онлайн-трансляции и с соблюдением учителем всех требований к традиционному уроку.

В первую очередь при разработке урока для дистанционного обучения принимаем во внимание изолированность учеников, для которых учебные материалы готовим с необходимыми инструкциями или пояснениями.

Вероятнее всего большинство из нас выберут платформу Zoom. Эта платформа позволяет без особого труда организовать бесплатно (что немаловажно) конференцию длительностью 40 минут, управлять участниками конференции. Программа подходит не только для индивидуальных, но и групповых занятий, ученики могут заходить как с компьютера, так и с планшета и телефона. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции.

Zoom обеспечивает обратную связь между учителем и учениками. Самый простой способ провести урок в Zoom – это попросить учеников открыть их печатные учебники и по ним заниматься. В это время учитель может открыть электронную версию учебника у себя на компьютере, включить демонстрацию экрана в Zoom, чтобы показывать ученикам, что именно надо делать, на какие вопросы отвечать и какое задание выполнять. При изучении новой темы можно включить видеоурок, презентацию и т.д.

На мой взгляд, один из путей изучения той или иной темы такой: онлайн-урок по новой теме проводит учитель, в качестве домашнего задания дается ссылка на видеоурок или прикрепляется презентация, указываются страницы учебников и номера. На следующем уроке учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, составленные учителем. После проверки можно было оценить уровень усвоения новых знаний и продолжить изучение темы с учетом результатов.

Как предотвратить, или хотя бы минимизировать списывание с решебников, ГДЗ, друг у друга? И здесь существует самый простой алгоритм работы:

Составление заданий учителем (5-8классы).

Задания из других учебников, сборников.

Если задания из учебника, то обязательно добавить дополнительное задание или требование к выполнению задания.

Какие могут возникнуть трудности при дистанционном обучении?

1.Переизбыток коммуникации

Работая с учениками дистанционно, педагог должен как-то с ними общаться, чтобы организовать учебный процесс. Многие используют социальные сети или видеочаты, однако большинство всё же полагается на старые добрые емейлы. Трудности возникают с любым из этих способов коммуникации: и чаты, и почта одинаково быстро засоряются.

2. Доступ к заданиям

Дистанционное обучение эффективно только в том случае, если материалы будут доступны ученику. Несмотря на то, что современные дети буквально живут технологиями, некоторые из них до сих пор не имеют компьютера и смартфона с доступом к Интернету. И если у вас есть такой ученик, тогда возникает вопрос — как организовать его обучение?

Самое очевидное решение — обратиться к классному руководителю, а он в свою очередь должен связаться с родителями учащегося и передать список заданий на несколько дней.

А вот как эти задания потом проверить — мы должны решить. Если это самостоятельная или контрольная работа, то, очевидно, проверяем все работы. Если это очередная домашняя работа, то проверяем не менее 25% работ, т.е. если в классе 24 ученика, то проверяем ежедневно в этом классе не менее 6 работ.

3. Видеоуроки

Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для многих педагогов. Оказавшись в незнакомой ситуации, мы по инерции стремимся действовать по привычной схеме. Многие учителя пытаются повторить обычные школьные уроки в онлайн-режиме. Однако, дистанционное обучение требует других способов подачи материала и методик для вовлечения детей. Видеоуроки значительно упрощают процесс передачи информации и создают условия, максимально похожие на обстановку в классе: дети устанавливают зрительный контакт с учителем и получают визуальную репрезентацию происходящего. Однако такой способ проведения уроков несёт в себе немало трудностей. Прямые трансляции трудно контролировать, особенно если учитель дома не один. Появление кота или собаки в камере — это не самая досадная неприятность, которая может помешать работе. Гораздо хуже, если дома есть маленький ребенок, который привык громко играть или постоянно отвлекать родителя от его дел. Такая практика может поставить учителей в неудобное положение и значительно усложнить и без того нелегкую задачу. В конце концов, мы не обучены работе в прямом эфире: реальность такова, что этот метод преподавания требует много времени и может быть действительно стрессовым для человека, проводящего урок. Но так как мы поставлены перед необходимостью проводить видеоуроки, то, возможно, стоит попробовать записать пробный видеоурок. Это поможет вам избежать лишнего стресса и неприятных казусов во время прямой трансляции. Кроме того, наличие записи означает, что контент будет доступен в любое время, а значит, ученик всегда сможет пересмотреть видео и повторить пройденный материал.

Перегруппируйте темы, поставив в начало более простые. Первые несколько дней главная задача для Вас и Ваших учащихся — не содержание, а освоение нового формата.

4. Предоставление обратной связи

5. Учет особенностей современных детей.

6. Грамотная формулировка заданий.

7. Удерживайте внимание обучающихся.

И взрослому, и ребенку трудно долго концентрироваться на одном изображении. Чаще переключайте внимание детей: используйте видеоролики, добавьте в свои материалы иллюстрации и интересную инфографику. Если Вам нужно дать классу упражнение во время урока, подберите заранее платформу с подходящими заданиями и отправьте детям ссылку. Детям будет интересно, а вам не придется проверять сфотографированные тетради. Дети не видят, если Вы переключаете что-то у себя на компьютере или пытаетесь открыть программу — не молчите, комментируйте свои действия. Так Вы удержите внимание детей.

Вреден ли ребенку и учителю компьютер?! Да, вреден, но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, необходимо найти возможности сократить вред, причиняемый компьютером, и попытаться научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу. Здоровьесбережение на онлайн-уроках – задача учителя. Обучение онлайн требует того, что ребенок много работает на компьютере. Повредит ли здоровью ребенка длительное сидение перед экраном? При соблюдении принципов здоровьесберегающего обучения мы сможем сохранить психологическое и физическое состояние ученика и на онлайн-уроках. Следует учитывать сложности восприятия информации – невсегда хорошая связь, напряжение зрительного и слухового аппаратов, эмоциональное напряжение. Обязательно нужно правильно построить урок (смена видов деятельности), передавать доброжелательный, поддерживающий эмоциональный фон, проводить физминутки для глаз и снятия физического напряжения.

При дистанционном обучении, как никогда, необходимо соблюдать правила, которые обезопасят здоровье наших юных гениев: соблюдать чувство меры, время должно быть строго регламентировано, делать паузы, использовать оптимальные настройки монитора. Нельзя забывать, что всё хорошее в меру! Даже самый замечательный и полезный урок, организованный с помощью дистанционного обучения может стать вредным для ребёнка. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, к психологической зависимости от виртуального мира. Но те, кто не пренебрегает правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не испытает. И компьютер для них будет только другом.

Понятие дистанционного обучения и качества дистанционного образования. Блоки показателей качества. Студент как результат образовательного процесса. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Понимание качества людьми различных слоев общества.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.04.2012
Размер файла 48,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет непрерывного профессионального образования

по курсу Управление качеством

на тему: Качество дистанционного обучения

Профессиональное образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. Эффективность и качество являются ключевыми параметрами, по которым судят об общественно-экономической значимости сферы образования. Но если эффективность обычно рассматривается как экономическая или экономико-управленческая категория, то понятие качества, включающее в себя, наряду с экономическими, социальные, познавательные и культурные аспекты профессионального образования, воспринимается как всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности, ее результатов. Если эффективность образования определяется, в том числе и количественно - в зависимости от выбранного подхода (внутренняя или внешняя эффективность, стоимостная или статистико-параметрическая) или объекта исследований (учебное заведение или его подразделение, система образования в целом или ее конкретная ступень), то для его качества до настоящего времени общепринятого определения не найдено. Такое положение дел объясняется, во-первых, неоднозначностью самого понятия качества, различные аспекты которого и их взаимозависимости, как правило, не поддаются адекватному формализованному представлению. Во-вторых, тем, что основные общественные группы, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе или оценивают и используют его результаты (студенты, преподаватели, руководители образования, работодатели), имеют разные представления о качестве образования и поэтому предъявляют к нему разные требования. В последние несколько лет все возрастающий интерес вызывает качество дистанционного образования, особенно в вопросах: что и как, т. е., что такое качество в дистанционном образовании и как его измерить и им управлять?

Понятие дистанционного обучения и качества дистанционного образования

Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия- электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.

Существуют различия между обычным образованием и дистанционным обучением у каждого есть свои преимущества и недостатки, у каждого можно анализировать качество обучения

Подход к пониманию качества дистанционного образования можно представить в виде следующей схемы

Рис. 1. Подход к формированию качества образования

Система менеджмента качества в образовании строится на (следующих принципах:

понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;

постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Система менеджмента качества должна:

1. способствовать повышению качества образовательных услуг;

2. определять последовательность и взаимодействие процессов оказания образовательных услуг;

3. обеспечивать результативность процессов;

4. обеспечивать ресурсную и информационную поддержку;

5. осуществлять мониторинг образовательных процессов;

6. позволять выявлять отклонения достигнутых результатов и постоянно совершенствовать образовательные процессы.

Показатели качества образования

Исходя из подхода к пониманию качества образования можно выделить следующие блоки показателей качества:

1. Состояние материально технической базы дистанционного обучения;

2. качество учебных программ;

3. качество студентов;

4. качество инфраструктуры;

5. качество знаний;

6. внедрение процессных инноваций;

7. востребованность людей обучившихся по дистанционному обучению;

8. конкурентоспособность людей обучившихся по дистанционному обучению.

Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок, характеристики компьютеров и сетевого оборудования.

Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний -- студент.

Именно для него разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве студента. Студент является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество студента можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

знания, полученные при дистанционном обучении;

владение иностранным языком;

Немаловажное значение имеет также мотивация учащихся. У студентов-дистанционников она очень велика, они осознают, что в дистанционном образовании результат зависит от них самих больше, чем при очном обучении. Это отчасти компенсирует недостаток живого учебного общения. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования, а не корочек.

Таким образом, дистанционный вариант получения образования так же, как и заочный или экстерновый, выбирает сам студент.

Качество знаний определяется их фундаментальностью глубиной и востребованностью в работе обучения.

Все перечисленные показатели не поддаются количественной оценке и могут быть рассчитаны как альтернативные показатели, а также путем бальных оценок.

Конкурентоспособность выпускников на рынке труда отражают показатели:

1. продолжительность времени трудоустройства на работу по специальности после окончания обучения;

2. количество человек, получивших работу по специальности в общей численности обученных при дистанционном обучении.

Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.

Применяемые технические средства также определяют качество образования. Технические средства, используемые студентом самостоятельно при изучении дисциплины в условиях отсутствия преподавателя, приобретают важное значение. Особенно мультимедийные технологии. Цена обучения в условиях экономического кризиса приобретает первостепенную важность. Это подтверждает "бум" приема в негосударственные вузы по низкой цене, в 2-3 раза дешевле, чем в государственных вузах. Цена обучения связана с уровнем жизни населения, региональным расположением учебного центра и объемом услуг. В условиях рыночного спроса и предложения она также влияет на качество обучения. Учиться дистанционно намного легче и комфортнее, чем на очной форме обучения что расслабляет. Учишься, когда захочешь и сколько захочешь. С точки зрения удобства и комфортности - да. Но это, скорее всего недостаток, особенно если сравнить с условиями, в которых проходят очные занятия во многих современных российских вузах. А вот учебная дисциплина при дистанционном обучении - понятие гораздо более конкретное, чем при очных занятиях. В том числе и потому, что студент четко осознает следующее: его успехи в большой степени зависят как раз от соблюдения учебной дисциплины. Есть достаточно жесткий график учебной отчетности, контролей, общения с преподавателем и администрацией программы. С другой стороны, вместо 5-6 предметов в семестр можно брать 2-3 и благодаря этому учиться не 4-5 лет, а 6-8.

Оценка качества дистанционного обучения

Хотя в концепции дистанционного обучения нет ничего нового, усовершенствования в технологиях, на которые оно опирается, крайне усложняют оценку подходов к обучению. Существует некоторые критерии для определения эффективности образовательных программ с применением современных технологий.

1. Во-первых, определить, насколько студенты удовлетворены учебным курсом, можно просто попросив их дать оценку эффективности программы. Хотя такой метод может показаться субъективным, на самом деле ничто не может заменить непосредственную реакцию. Кроме того, не меньшее значение имеет и выяснение того, в какой мере удалось добиться поставленных целей. К примеру, может ли студент после окончания курса продемонстрировать свое умение на практике? Еще один важный момент -- объем учебного материала, который студенту требуется изучить во внеаудиторное время; сколько своего свободного времени придется потратить студентам на изучение курсовых материалов?

Модели управления качеством

С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000.

Тестирование знаний путем проведения контрольных мероприятий является важным и необходимым элементом учебного процесса, однако в системе управления качеством результаты тестирования играют лишь вспомогательную роль. Действительно, тестирование непосредственно не указывает на причины и источники появления изъянов, оно является выборочным в отношении изучаемого материала и направлено преимущественно на оценку знаний и в меньшей мере на выявление умений обучаемых. Кроме того, на экзаменах и зачетах выявляется итоговый уровень полученных знаний и, если он недостаточен, то для соответствующих индивидов этот уровень оказывается окончательным, исправление возможно уже только по отношению к последующим поколениям студентов.

Поэтому интерес представляет вторая модель управления качеством образования на основе контроля не только знаний обучаемых, но и процессов обучения, их организации и применяемых средств. Другими словами, положения стандартов ISO 9000 при соответствующей интерпретации могут быть полезно использованы и в сфере образования. Поэтому в основу управления качеством в образовании целесообразно положить вторую модель.

Понимание качества людьми различных слоев общества и интересов

Администрация. С точки зрения администрации, качество представляет собой очень важные активы. Администрация (директорат, президент, группа управления) обычно измеряют качество обучения, основываясь на числе студентов, закончивших курс, средних оценках, прибыльности и тому подобных показателях. В настоящий момент качество -один из основных объектов стратегии институтов дистанционного образования.

Заключение

Дистанционное обучение открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Дистанционное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны, его эффективность можно определять по качественным показателям.

Востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Процессный подход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие.

Список использованных источников

2. Управление качеством: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и д.р. Под ред. С.Д. Ильенковой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004.- 334с. 3. Качество дистанционного образования (концепции, проблемы, решения) EDQ-2005. Материалы международной научно-практической конфере нции 29-30 ноября 2005 г.

Читайте также: