Доклад повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ

Доклад на тему:

Заведующая Краснокустовским филиалом МБОУ Мучкапской СОШ Корвина О.В.

Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире.И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся.

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога, которые приемлемы для педагогов Краснокустовского филиала МБОУ Мучкапской СОШ:

Работа в методических объединениях, творческих группах; Все педагоги посещают методические объединения, выступают с докладами, обобщают опыт работы, нередко являются членами творческой группы по разработке рабочих программ, членами жюри конкурсов профессионального мастерства

Исследовательская, экспериментальная деятельность; вместе со своими учащимися педагоги участвуют в различных конкурсах по исследовательской деятельности, а также являются участниками школьной экспериментальной площадки.

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Каждый педагог в соответствии с законом об образовании через каждые 3 года проходит КПК по предмету, иногда проблемные КПК, где и знакомятся с инновационными педтехнологиями.

Различные формы педагогической поддержки;

Обобщение собственного педагогического опыта; Обобщают опыт педагоги на заседаниях методических объединений, а также при составлении портфолио для аттестации на квалификационную категорию. В нашем филиале 100% педагогов имеют квалификационную категорию: 1 учитель – высшую, 9 – первую КК.

Использование ИКТ. Всего педагоги филиала освоили работу с ПК, а также в сети интернет, что позволяет участвовать в профессиональных интернет-сообществах (прошколу.ру, инфоурок, мультиурок, продлёнка.ру, опенкласс и многие другие) где также могут приобретать опыт работы других педагогов и делиться своим опытом. Профессиональные сообщества помогают педагогам при подготовке к урокам или мероприятиям.

Начальные классы хорошо оснащены технически, потому уроки проходят с использованием интерактивных досок, проекторов. Учителя-предметники, по возможности, на своих уроках используют современные средства обучения: компьютер, проектор.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Именно, в последние три года повышение уровня профессиональной компетентности учителя и желание учителей работать над своим самообразованием и повышением профессиональной компетентности, позволило повысить уровень качества знания в нашем филиале до 80%.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого–педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство).

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.

Слагаемых развития профессиональной компетентности педагога достаточно много. Одно их перечисление займет не мало времени, да и рационально ли это делать? Поэтому остановлюсь лишь на тех, которые, прежде всего, в моей профессиональной деятельности обеспечивают высокую производительность и качественную результативность обучения школьников, определяют радость и наслаждение от любимого дела.

Учителю очень важно осознавать себя одухотворенной личностью . Без этого невозможна высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, невозможно сохранение активной профессиональной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Состояние душевного подъема необходимо учителю и для эффективного осуществления целостного педагогического процесса, решения задач обучения, воспитания, развития школьников.

Состояние творчества является основой педагогического мастерства учителя. Оно приобретается только в процессе значимой деятельности. В противном случае рассуждения на эту тему бесперспективны. Сама профессиональная деятельность многое дает педагогу для развития его творческого потенциала. Но это происходит лишь в том случае, когда эта деятельность творческая. Только осознав творческую природу своей работы, он перестает трактовать ее как простую передачу новым поколениям определенного набора знаний, по иному смотрит на обмен коллег инновационным опытом.

Привлекательная сторона педагогической профессии именно в творчестве. По мере усиления творческой составляющей возрастает интерес учителя к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп. Такой учитель работает с перспективой; он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой учащихся к творческому труду.

Важное место в профессиональном росте личности занимают ее морально - психологические качества , которые отражают как общие для всех профессий свойства, так и специфические, присущие только специалисту в определенной области практики. Следует понимать, что в социальной среде существуют определенные каноны, требования к личности учителя, которые необходимо учитывать. Они отражают исторические закономерности развития общества, его экономический уклад, традиции, общепринятые ценности.

Начала душевного подъема учителя во многом определяются его ценностной ориентацией. Это, прежде всего аспекты целеполагания личности, то, к чему она стремится, каковы ее потребности и интересы.

Одним из важнейших слагаемых профессиональной компетентности учителя является всецелое принятие им гуманистической психологии, представляющую личность как неповторимую индивидуальность и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, уважении, признании, любви и т.д.

Высшей потребностью личности является потребность в реализации своих возможностей. Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, быть востребованной обществом личностью. Полноценно функционирующий человек открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию.

Одним из главных принципов гуманистической психологии является безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, иначе развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Гуманистический учитель должен иметь способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание, быть искренним в отношениях с учениками, открытым к сотрудничеству и способным оставаться самим собой. Эти свойства личности учителя-гуманиста обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.

К достоинствам гуманистической психологии относится, во-первых, внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие его личности посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образовательное учреждение. Следовательно, для педагога очень важно своевременно овладевать знаниями в области информационных компьютерных технологий .

Требования к содержанию профессионального образования учителя многоплановы и определяются потребностями общества. Наличие знаний как некой систематизированной информации – это самая первая ступень, которую преодолевает учитель.

Акценты во взаимодействии между педагогом и учащимися сместились. Наиболее успешными и популярными среди современных школьников становятся учителя с более выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с учениками, с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом, более выраженной экспрессией. Совокупность этих качеств определяет партнерский тип личности.

Но весь профессионализм учителя пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер находят в нем свое отражение. В успешном обучении и воспитании подрастающего поколения личность учителя не могут заменить ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации. Личность педагога надо рассматривать в неразрывном единстве с методами и средствами достижения качественных показателей его деятельности. Именно в контексте таких умозаключений мы можем говорить о его призвании, природой данной способности выполнять особую миссию в жизни общества.

а) Важное место в личности учителя занимает ценностная составляющая. Это существенный фактор социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида, его авторитета в глазах окружающих. Каждому человеку присуща индивидуальная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. В связи с тем, что учитель может оказывать непосредственное влияние на духовную сторону своих учеников, его ценностная ориентация представляет особую значимость. Чем богаче представлена система ценностей педагога, тем больше оснований у него для ценностного обмена в межличностных отношениях.

б) Большое значение имеет характерологическая составляющая личности, обладающая выходами во все основные сферы психики человека: познавательную, эмоциональную, волевую. Но и ум, и чувства, и воля, в свою очередь, влияют на характер.

Характер проявляется в системе отношений: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительство, аккуратность или неряшливость). В каждом из этих отношений проявляются потребности личности, которые притягивают или отталкивают людей.

в) Включение культурологической составляющей в структуру личностного компонента учителя предполагает как его общую, так и профессиональную культуру. Есть культурные ценности непреходящие, вечные, которые составляют фундамент общей культуры педагога. В процессе педагогического взаимодействия важно научиться диалогу культур, который приводит к сотрудничеству и компромиссу.

Через культуру учителя преломляются его профессиональные качества и личностные особенности. Она отражается во всех сферах жизнедеятельности. Педагогическая культура является частью общей культуры учителя, базируется на ней и проявляется в реализации профессиональных функций.

Для школьников очень важно, чтобы учитель давал им надежду на будущее, строил позитивные для них перспективы, по сути дела, был оптимистом.

Такова структура личностного компонента, являющегося одним из слагаемых профессиональной компетентности педагога.

Собственный педагогический опыт приводит к убеждению в том, что целесообразнее стремиться к обновлению, чем покорно следовать сложившейся ситуации, сетуя на других и ощущая постоянное недовольство собой. Наша профессия такова, что наряду с общими стрессогенными факторами в ней присутствует множество профессиональных стресс-факторов. Это требует повышенной интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой готовности. С годами вырабатывается свод правил, которые воспитывают в себе определенную стрессоустойчивость.

1. Регулярно планировать дела, чтобы не допускать дезорганизации и путаницы в намеченном.

2. Признавать и принимать некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоответствия; ставить только достижимые цели.

3. Избегать ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию во многих областях жизни создает тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.

4. Быть положительной личностью, избегать критиковать других, сосредоточивать внимание на положительных качествах окружающих, хвалить их за то, что самому в них нравится.

Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее.

Часто для учителя его ученики становятся источником обретения силы и веры. Мы – счастливые люди. Мы каждый день смотрим в широко раскрытые глаза детей и вместе с ними живем в детстве и юности. Их достижения и успехи, радость доверительного общения позволяют обрести внутреннюю устойчивость, уверенно глядеть в будущее, обновлять свои взгляды и позиции. Если обратить внимание на людей чье творческое долголетие вызывает восхищение, то можно обнаружить, что оно связано, прежде всего, с постоянными контактами, обменом мнениями, взаимодействием с молодыми людьми.

Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся.

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога, которые приемлемы для учителей математики Кировского района

Все педагоги посещают заседания районного методического объединения, выступают с докладами, обобщают опыт работы, нередко являются членами творческой группы по разработке рабочих программ, членами жюри конкурсов профессионального мастерства

  • Исследовательская, экспериментальная деятельность; вместе со своими учащимися педагоги участвуют в различных конкурсах по исследовательской деятельности, а также являются участниками школьных экспериментальных площадок.
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Каждый педагог в соответствии с законом об образовании через каждые 3 года проходит курсовую подготовку на базе СОРИПКРО, иногда проблемные КПК, где и знакомятся с инновационными педтехнологиями.
  • Обобщение собственного педагогического опыта; Обобщают опыт педагоги на заседаниях методических объединений, а также при составлении портфолио для аттестации на квалификационную категорию.
  • Использование ИКТ. Всего учителя математики района освоили работу с ПК, а также в сети интернет, что позволяет участвовать в профессиональных интернет-сообществах (про школу.ру, инфоурок, мультиурок, продлёнка.ру, опенкласс и многие другие) где также могут приобретать опыт работы других педагогов и делиться своим опытом. Профессиональные сообщества помогают педагогам при подготовке к урокам или мероприятиям.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Именно, в последние три года повышение уровня профессиональной компетентности учителя и желание учителей работать над своим самообразованием и повышением профессиональной компетентности, позволило повысить уровень качества знания.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого–педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство).

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.

Слагаемых развития профессиональной компетентности педагога достаточно много. Одно их перечисление займет не мало времени, да и рационально ли это делать? Поэтому остановлюсь лишь на тех, которые, прежде всего, в моей профессиональной деятельности обеспечивают высокую производительность и качественную результативность обучения школьников, определяют радость и наслаждение от любимого дела.

Учителю очень важно осознавать себя одухотворенной личностью. Без этого невозможна высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, невозможно сохранение активной профессиональной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Состояние душевного подъема необходимо учителю и для эффективного осуществления целостного педагогического процесса, решения задач обучения, воспитания, развития школьников.

Состояние творчества является основой педагогического мастерства учителя. Оно приобретается только в процессе значимой деятельности. В противном случае рассуждения на эту тему бесперспективны. Сама профессиональная деятельность многое дает педагогу для развития его творческого потенциала. Но это происходит лишь в том случае, когда эта деятельность творческая. Только осознав творческую природу своей работы, он перестает трактовать ее как простую передачу новым поколениям определенного набора знаний, по иному смотрит на обмен коллег инновационным опытом.

Привлекательная сторона педагогической профессии именно в творчестве. По мере усиления творческой составляющей возрастает интерес учителя к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп. Такой учитель работает с перспективой; он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой учащихся к творческому труду.

Важное место в профессиональном росте личности занимают ее морально - психологические качества, которые отражают как общие для всех профессий свойства, так и специфические, присущие только специалисту в определенной области практики. Следует понимать, что в социальной среде существуют определенные каноны, требования к личности учителя, которые необходимо учитывать. Они отражают исторические закономерности развития общества, его экономический уклад, традиции, общепринятые ценности.

Начало душевного подъема учителя во многом определяются его ценностной ориентацией. Это, прежде всего аспекты целеполагания личности, то, к чему она стремится, каковы ее потребности и интересы.

Высшей потребностью личности является потребность в реализации своих возможностей. Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, быть востребованной обществом личностью. Полноценно функционирующий человек открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию.

Одним из главных принципов гуманистической психологии является безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, иначе развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Гуманистический учитель должен иметь способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание, быть искренним в отношениях с учениками, открытым к сотрудничеству и способным оставаться самим собой. Эти свойства личности учителя-гуманиста обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.

К достоинствам гуманистической психологии относится, во-первых, внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие его личности посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образовательное учреждение. Следовательно, для педагога очень важно своевременно овладевать знаниями в области информационных компьютерных технологий.

Требования к содержанию профессионального образования учителя многоплановы и определяются потребностями общества. Наличие знаний как некой систематизированной информации – это самая первая ступень, которую преодолевает учитель.

Акценты во взаимодействии между педагогом и учащимися сместились. Наиболее успешными и популярными среди современных школьников становятся учителя с более выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с учениками, с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом, более выраженной экспрессией. Совокупность этих качеств определяет партнерский тип личности.

Но весь профессионализм учителя пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер находят в нем свое отражение. В успешном обучении и воспитании подрастающего поколения личность учителя не могут заменить ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации. Личность педагога надо рассматривать в неразрывном единстве с методами и средствами достижения качественных показателей его деятельности. Именно в контексте таких умозаключений мы можем говорить о его призвании, природой данной способности выполнять особую миссию в жизни общества.

а) Важное место в личности учителя занимает ценностная составляющая. Это существенный фактор социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида, его авторитета в глазах окружающих. Каждому человеку присуща индивидуальная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. В связи с тем, что учитель может оказывать непосредственное влияние на духовную сторону своих учеников, его ценностная ориентация представляет особую значимость. Чем богаче представлена система ценностей педагога, тем больше оснований у него для ценностного обмена в межличностных отношениях.

б) Большое значение имеет характерологическая составляющая личности, обладающая выходами во все основные сферы психики человека: познавательную, эмоциональную, волевую. Но и ум, и чувства, и воля, в свою очередь, влияют на характер.

Характер проявляется в системе отношений: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительство, аккуратность или неряшливость). В каждом из этих отношений проявляются потребности личности, которые притягивают или отталкивают людей.

в) Включение культурологической составляющей в структуру личностного компонента учителя предполагает как его общую, так и профессиональную культуру. Есть культурные ценности непреходящие, вечные, которые составляют фундамент общей культуры педагога. В процессе педагогического взаимодействия важно научиться диалогу культур, который приводит к сотрудничеству и компромиссу.

Через культуру учителя преломляются его профессиональные качества и личностные особенности. Она отражается во всех сферах жизнедеятельности. Педагогическая культура является частью общей культуры учителя, базируется на ней и проявляется в реализации профессиональных функций.

Для школьников очень важно, чтобы учитель давал им надежду на будущее, строил позитивные для них перспективы, по сути дела, был оптимистом.

Такова структура личностного компонента, являющегося одним из слагаемых профессиональной компетентности педагога.

Собственный педагогический опыт приводит к убеждению в том, что целесообразнее стремиться к обновлению , чем покорно следовать сложившейся ситуации, сетуя на других и ощущая постоянное недовольство собой. Наша профессия такова, что наряду с общими стрессогенными факторами в ней присутствует множество профессиональных стресс-факторов. Это требует повышенной интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой готовности. С годами вырабатывается свод правил, которые воспитывают в себе определенную стрессоустойчивость.

1. Регулярно планировать дела, чтобы не допускать дезорганизации и путаницы в намеченном.

2. Признавать и принимать некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоответствия; ставить только достижимые цели.

3. Избегать ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию во многих областях жизни создает тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.

4. Быть положительной личностью, избегать критиковать других, сосредоточивать внимание на положительных качествах окружающих, хвалить их за то, что самому в них нравится.

Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее.

Часто для учителя его ученики становятся источником обретения силы и веры. Мы – счастливые люди. Мы каждый день смотрим в широко раскрытые глаза детей и вместе с ними живем в детстве и юности. Их достижения и успехи, радость доверительного общения позволяют обрести внутреннюю устойчивость, уверенно глядеть в будущее, обновлять свои взгляды и позиции. Если обратить внимание на людей чье творческое долголетие вызывает восхищение, то можно обнаружить, что оно связано, прежде всего, с постоянными контактами, обменом мнениями, взаимодействием с молодыми людьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Выступление на методическом объединении учителей естественного научного цикла районной педагогической конференции «Совершенствование качества образования в целях обеспечения единства образователь.


Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя.

Выступление на августовской конференции по теме"Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя".


Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Статья содержит мысль об усилении роли и значении школьной методической службы. Автор делится своим опытом по организации методической работы внутри школы, говорит о наиболее важных и продуктивных фор.


Повышение качества образования напрямую зависит от уровня квалификации учителя. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по этому вопросу.

Индивидуальный образовательный план повышения уровня профессиональной компетентности учителя английского языка

индивидувальный образовательный план повышения профессиональной компетентности учителя.


Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога
Выступление на МО учителей истории и обществознания "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и.


Оценить 5198 0

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Комитета по образованию администрации Егорьевского муниципального района

учитель начальных классов

2015-2016 учебный год.

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя.

"Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель" К. Ушинский.

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Заказ государства - повышение качества образования.

Одно из важнейших условий решения этого вопроса - повышение компетентности, профессионализма учителя.

Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования, должностные и функциональные обязанности и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным?

Причины постановки вопроса о компетентности учителя в последнее время таковы:

Целенаправленная работа информационно-ресурсного центра района, областного института развития образования, которые постоянно разрабатывают, внедряют и закрепляют различные способы совершенствования педагогического мастерства. У педагогов просто нет времени для застоя.

Изменение психологии детей. Сегодня с ребенком нельзя общаться по принципу: “Я учитель – значит, я прав”. Дети сегодня во многом более самостоятельны, чем в советское время. Плохо это или хорошо, но все мы знаем, что дети получили весь набор прав и забывают о своих обязанностях. А мы всегда находимся под строгим контролем у учащихся. Учитель должен делать каждый урок интересным, соблюдать букву закона, уважать каждого ребенка, больше внимания уделять дифференцированному и индивидуальному подходу.

Изменение отношения детей к образованию. В массе своей дети либо надеются на материальные возможности родителей, либо не видят смысла в стремлении к учебе, так как таковых возможностей нет. Отсюда перед учителем стоит задача увлечь ребенка, дать ему веру в собственные силы.

Не последнюю роль играет и повышение материальной заинтересованности учителя в результатах своего труда.

Меня и моих коллег волновал вопрос: педагогические компетенции - это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребёнка можно научить читать и писать? Что является критериями педагогического мастерства? Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у педагогов? Может ли каждый учитель овладеть педагогическими компетенциями?

Изучая этот вопрос, мы выяснили: исходя из современных требований, можно определить следующие основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;

Обобщение собственного педагогического опыта;

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”. Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем. “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)

Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся.

Слагаемых развития профессиональной компетентности педагога достаточно много. Одно их перечисление займет не мало времени, да и рационально ли это делать? Поэтому остановлюсь лишь на тех, которые, прежде всего, в моей профессиональной деятельности обеспечивают высокую производительность и качественную результативность обучения школьников, определяют радость и наслаждение от любимого дела.

Учителю очень важно осознавать себя одухотворенной личностью. Без этого невозможна высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, невозможно сохранение активной профессиональной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Состояние душевного подъема необходимо учителю и для эффективного осуществления целостного педагогического процесса, решения задач обучения, воспитания, развития школьников.

Важное место в профессиональном росте личности занимают ее морально - психологические качества, которые отражают как общие для всех профессий свойства, так и специфические, присущие только специалисту в определенной области практики.

Одним из важнейших слагаемых профессиональной компетентности учителя является всецелое принятие им гуманистической психологии, представляющую личность как неповторимую индивидуальность и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, уважении, признании, любви и т.д.

Высшей потребностью личности является потребность в реализации своих возможностей. Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, быть востребованной обществом личностью. Полноценно функционирующий человек открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию.

Одним из главных принципов гуманистической психологии является безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, иначе развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Гуманистический учитель должен иметь способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание, быть искренним в отношениях с учениками, открытым к сотрудничеству и способным оставаться самим собой. Эти свойства личности учителя-гуманиста обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образовательное учреждение. Следовательно, для педагога очень важно своевременно овладевать знаниями в области информационных компьютерных технологий.

Требования к содержанию профессионального образования учителя многоплановы и определяются потребностями общества. Наличие знаний как некой систематизированной информации – это самая первая ступень, которую преодолевает учитель.

Потребность в новых знаниях является основой развития его профессионализма.

Но весь профессионализм учителя пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер находят в нем свое отражение. В успешном обучении и воспитании подрастающего поколения личность учителя не могут заменить ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации.

Для школьников очень важно, чтобы учитель давал им надежду на будущее, строил позитивные для них перспективы, по сути дела, был оптимистом.

Такова структура личностного компонента, являющегося одним из слагаемых профессиональной компетентности педагога.

Собственный педагогический опыт приводит к убеждению в том, что целесообразнее стремиться к обновлению, чем покорно следовать сложившейся ситуации, сетуя на других и ощущая постоянное недовольство собой. Наша профессия такова, что наряду с общими стрессогенными факторами в ней присутствует множество профессиональных стресс-факторов. Это требует повышенной интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой готовности. С годами вырабатывается свод правил, которые воспитывают в себе определенную стрессоустойчивость.

1. Регулярно планировать дела, чтобы не допускать дезорганизации и путаницы в намеченном.

2. Признавать и принимать некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоответствия; ставить только достижимые цели.

3. Избегать ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию во многих областях жизни создает тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.

4. Быть положительной личностью, избегать критиковать других, сосредоточивать внимание на положительных качествах окружающих, хвалить их за то, что самому в них нравится.

Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее.

Часто для учителя его ученики становятся источником обретения силы и веры. Мы – счастливые люди. Мы каждый день смотрим в широко раскрытые глаза детей и вместе с ними живем в детстве и юности. Их достижения и успехи, радость доверительного общения позволяют обрести внутреннюю устойчивость, уверенно глядеть в будущее, обновлять свои взгляды и позиции. Если обратить внимание на людей чье творческое долголетие вызывает восхищение, то можно обнаружить, что оно связано, прежде всего, с постоянными контактами, обменом мнениями, взаимодействием с молодыми людьми.

Рекомендации

по стрессоустойчивости.

Наша профессия такова, что наряду с общими стрессогенными факторами в ней присутствует множество профессиональных стресс-факторов. Это требует повышенной интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой готовности. С годами вырабатывается свод правил, которые воспитывают в себе определеннуюстрессоустойчивость.

1. Регулярно планировать дела, чтобы не допускать дезорганизации и путаницы в намеченном.

2. Признавать и принимать некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоответствия; ставить только достижимые цели.

3. Избегать ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию во многих областях жизни создает тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.

4. Быть положительной личностью, избегать критиковать других, сосредоточивать внимание на положительных качествах окружающих, хвалить их за то, что самому в них нравится.

Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее.


Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии…

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся.

Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; обобщение собственного педагогического опыта; использование ИКТ.

Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает значимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности — это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Компетентность учителя — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство).

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.

В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

В настоящей работе рассматривается уровень профессиональной подготовки педагогических работников образовательных учреждений города Арзамаса. На основе статистических данных нами был составлен собирательный портрет педагога г. Арзамаса Нижегородской области. В целом в городе с населением около 105 тысяч человек работает более тысячи педагогов. Педагоги-женщины составляют 88,3 %, мужчины — 11,7 % от общего количества работающих педагогов. Высшую категорию из них имеют 23,4 %. В возрасте до 35 лет в городе Арзамасе педагогами работает 26,30 % человек, 56 % старше 35 лет, 17,7 % работают в пенсионном возрасте.


Нами была проанализирована курсовая подготовка руководящих и педагогических работников ОО г. Арзамаса за 3 учебных года (2013–2015гг). На рисунке 1. представлены процентные показатели курсовой подготовки руководящих и педагогических работников ОО г. Арзамаса в сравнении с руководящими и педагогическими работниками ОО других городов Нижегородской области в период с 2013 по 2015 учебный год. В дополнительном образовании г.Арзамаса этот показатель равен 83 %, в дошкольном образовании — 77,09 % и в общем — 83 %, тогда как по области показатели распределились следующим образом: в дополнительном — 69,59 %, в дошкольном — 71,38 %, в общем — 74 %.

Рис. 1. Курсовая подготовка руководящих и педагогических работников ОО г. Арзамаса за 3 года (2013–2015 гг.)

Данные показатели свидетельствуют о том, что педагоги и руководящие работники ОО г.Арзамаса более активны и достигают больших результатов в повышении квалификации, чем педагоги руководящие работники ОО других городов Нижегородской области. А это в свою очередь свидетельствует о непрерывном повышении качества образования в городе Арзамасе.

Также были проанализированы итоги аттестации педагогических работников в 2015–2016 учебном году (см. рис.2).


Рис. 2. Итоги аттестации педагогических работников в 2015–2016 учебном году

Как показал анализ данных, высокий уровень профессиональной подготовки выявлен у 76 человек, получивших высшую категорию, у 169 человек, получивших I категорию. Меньшую долю составляют педагоги, получившие подтверждение соответствия занимаемой должности (СЗД), не соответствующие I категории и не получившие подтверждение соответствия занимаемой должности. Это свидетельствует о высоком качестве подготовки педагогических работников в 2015–2016 учебном году. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов города может свидетельствовать о повышении качества образования города в целом.

В исследовании выявлена доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию по всей Нижегородской области. В городе Арзамасе она составила 23,4 %, тогда как наивысший показатель — 38,2 % в Советском районе г. Н.Новгорода и наименьший — 22,0 % в Воскресенском районе.

Муниципальная сеть образовательных организаций города Арзамаса состоит из 16 общеобразовательных организаций, 34 дошкольных организаций и 5 учреждений дополнительного образования детей. Каждая из них имеет в своих направлениях дальнейшей деятельности работу по улучшению качества образования путем повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.

Таким образом, оценивая уровень профессиональной подготовки педагогических работников города Арзамаса, мы можем с уверенностью сделать вывод о том, что его повышение играет немаловажную роль в организации качественного образования учащихся. Развитие профессионально-педагогических способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель.

Основные термины (генерируются автоматически): Арзамас, Нижегородская область, педагог, профессиональная подготовка, работник, курсовая подготовка, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, умение, высокий уровень.

Читайте также: