Первые декреты советской власти о социальном обеспечении доклад

Обновлено: 13.05.2024

В соответствии с новым законом от 18 июля 1870г. в 509 городах России были созданы выборные бессословные органы городского самоуправления – городские думы. Они избирались на 4 года, подчинялись местной администрации и Сенату.

В компетенцию городских дум входило:

- продовольственное обеспечение граждан;

- развитие народного образования и культурных учреждений;

- налаживание местной промышленности и торговли;

- городское хозяйство: освещение, водоснабжение, транспорт, дорожное строительство, благотворительные и лечебные заведения.

Совместно с земскими органами городские думы занимались книгоиздательской деятельностью, открытием библиотек, клубов, народных домов. (В 1914 в стране было 237 клубов и 145 нар. дома)

Занимались городские думы организацией медицинской помощи населению, строительством новых больниц, амбулаторий, пунктов медицинской помощи, сотрудничая в этом с благотворительными обществами и частными лицами. Органы городского самоуправления тесно сотрудничали с земствами, и это способствовало увеличению числа социальных заведений разного профиля. (9584)

Оживление церковно-приходского призрения стало возможным только после отмены крепостного права. Закон 1864 г. предусматривал устройство приходских попечительств. В число попечителей входили местные священники, лица, выбираемые собранием прихожан на определенный срок, из них в обязательном порядке – церковный староста и волостной старшина. Вообще сами попечительства возникли быстро, но также быстро и закрывались. Те из них, которые продолжали существовать, содержали церковно-приходские школы и благотворительные учреждения.

Основным видом приходского призрения было содержание приютов для детей и богаделен для престарелых. В них, как правило, дети получали хорошее образование, что отрывало их от той среды, в которой они родились. Таким образом, в крупных городах церковно-приходские попечительные общества играли существенную роль наряду с другими органами социальной направленности в деле оказания помощи нуждающимся.

Лекция №_____

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СССР (3 этап)

Революционные события в 1917г. привели к смене политического режима в стране. В октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и власть перешла к 2ому Всероссийскому съезду Советов, в составе которого преобладали большевики. С первых дней своего существования советское государство взяло на себя решение социальных вопросов в интересах низов общества.

В 1918г. был принят впервые в стране Кодекс законов о труде, закрепивший правовые гарантии для рабочих и служащих. (Таким образом, социальная защита трудящихся была поставлена на прочную законодательную основу.) В том же году была учреждена Инспекция труда и упразднена фабричная и горная, существовавшая при царском режиме. (цель – охрана труда, жизни, здоровья всех лиц, занятых любой хозяйственной деятельностью).

Наркомат здравоохранения был создан 11 июля 1918г. Он возглавил руководство лечебным и аптечным делом, учреждениями социальной гигиены и прочим. (в это время были сформулированы основные принципы советской медицины: профилактика болезней, бесплатность и общедоступность мед. услуг)

С конца 20 г. с развертыванием индустриализации и быстрым ростом численности раб. класса правительство расширяет меры по его соц. защите и повышению уровня организации пенсионного обеспечения. Постановлением наркомата труда от 5 марта 1928г. впервые ввели пенсии по старости в текстильной промышленности по достижении у мужчин возраста – 60 лет, у женщин – 55 лет при стаже трудовой деятельности в 25 лет. А с апреля 1929г. пенсии по старости стали получать рабочие и других отраслей.

Значительные достижения первых пятилетних планов, увеличение промышленного потенциала и национального богатства страны позволило закрепить в Конституции 1936г. право всех граждан на социальное обеспечение по старости, болезни, утрате трудоспособности. Пенсии по старости и инвалидности назначались на одинаковых условиях. Ограничения в пенсионном обеспечении, распространявшиеся на лиц, лишенных избирательных прав по социальному происхождению или положению, были отменены. Таким образом, в 20-30 г. были заложены основы социальной политики государства в области гарантий прав трудящихся. Это была передовая система для того времени.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ПЛАН

1. Курс большевиков на социалистическую революцию. Обострение политической борьбы в России

2. Первые декреты Советской власти

Введение

Большевистская партия накануне съезда Советов являлась, пожалуй, самой многочисленной и организованной партией. Демократическое обсуждение вопросов в ЦК РСДРП(б), постановка актуальных вопросов и, казалось бы, простые предложения по их решению придавали привлекательность большевикам. В конечном итоге это вовлекло в ряды партии новых членов. К этому можно добавить ещё одну черту, которая не могла не нравиться широким массам. В отличие от других партий большевики были партией, которая если ставила вопрос, то стремилась его решить.

Не могли решить министры-социалисты, возглавляемые эсером, министром-председателем, Верховным главнокомандующим А.Ф. Керенским, вопрос о заключении мира и выходе из войны. Попытки братания между частями Юго-Западного фронта и немецкими частями пресекались артиллерийским и пулемётным огнём.

Партии эсеров и меньшевиков оказались не в состоянии добиться созыва Учредительного собрания. Борьба большевиков за его созыв до победы Октябрьского вооружённого восстания определялась стремлением показать недееспособность политики Временного правительства.

Обострение общенационального кризиса, сложная расстановка классовых сил не только не снимали, а наоборот требовали решения вопроса о власти. Но каким путём – радикальным, то есть вооружённым, или демократическим? В конце 1917 г. Ленин с учётом реальной ситуации с предельной ясностью сформулировал практические предложения о безотлагательной подготовке вооружённого восстания.

Против ленинского предложения о вооружённом восстании выступили Зиновьев, Каменев и Троцкий. Вопреки противодействию Каменева и Зиновьева расширенное заседание ЦК поддержало резолюцию от 10 октября и создало Военно-революционный центр по руководству восстанием.

Успех готовившегося восстания зависел от ряда обстоятельств: от политической, военно-технической подготовки и правильного выбора момента начала восстания.

1. Курс большевиков на социалистическую революцию. Обострение политической борьбы в России

Одновременное вхождение руководителей социалистических партий в состав Временного правительства и в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов не устраняли двоевластия. Более того, это делало эти две партии сторонниками и соучастниками проводимой правительственной политики. Учитывая роль и место этих партий в советах, орган революционной народной власти становился ответственным за деятельность Временного правительства. Советы рабочих и солдатских депутатов превращались в заложников правительства.

Многие партийные функционеры РСДРП(б) вплоть до возвращения В.И. Ленина из эмиграции не допускали мысли о возможности устранения Временного правительства и передаче власти Советам, были против перспективы дальнейшего развития буржуазно-демократической революции и её перерастания в социалистическую. Более того, на Всероссийском совещании партийных работников, проходившем в конце марта – начале апреля 1917 года в Петрограде, хотя и незначительным большинством голосов, но было принято решение о создании комиссии для переговоров с меньшевиками о принципиальных условиях объединения.

Только под влиянием В.И. Ленина внутри РСДРП(б) стали меняться подходы к оценке происходящих в России событий. Ленин первым заявил о завершении этапа буржуазно-демократической революции и переходе к этапу социалистической революции. Поэтому он призвал прекратить поддержку Временного правительства, добиваться передачи всей полноты власти Советам, проводить антивоенную политику. Это был новый подход к оценке сложившейся ситуации. Не случайно, поэтому Ленин не сразу получил поддержку в рядах партии. Первая реакция на его Апрельские тезисы в кругах большевиков была неоднозначной – его обвиняли в авантюризме и непонимании российских условий. Однако в течение апреля соотношение сил в партии изменилось в пользу Ленина.

Нельзя исключать, что именно радикализм В.И. Ленина, его вера в победу пролетарской революции, которая, по его убеждению, могла решить основные насущные вопросы, о которых мечтали миллионы тружеников России – прекращение войны и земельный вопрос, - привели в ряды большевиков тысячи новых членов партии и привлекли к ним миллионы сочувствующих.

Именно до такого тяжёлого положения были доведены широкие народные массы России в сентябре-октябре 1917г. К осени 1917г. В народных массах накопилась громадная усталость от обещаний, особенно Керенского, решить насущные вопросы, вывести страну из общенационального кризиса. Для этого народу нужен был мир, крестьянам – земля, рабочим – фабрики и заводы. Программу выхода из кризиса предлагала РСДРП(б).

24 октября В.И. Ленин обратился к членам ЦК с письмом: «Я пишу эти строки 24-го, положение донельзя критическое. Яснее ясного, что теперь, уже поистине, промедление в восстании смерти подобно.

В ночь с 25 на 26 октября Временное правительство было арестовано. За время работы оно неоднократно меняло свой состав и не решило ни одного принципиального вопроса – о войне и мире, земельный, не провело выборы в Учредительное собрание.

До последнего момента не было ясности о возможном соотношении сил на II съезде Советов. 25 октября в 22 часа 40 минут меньшевик Ф.И. Дан от имени ЦИК первого созыва объявил II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов открытым. Съезд оказался весьма представительным. Своих делегатов на съезд направили 402 Совета. Наибольшее число делегатов на съезд направили важнейшие промышленные центры страны. В работе съезда участвовали свыше 200 делегатов армии и флота. Если во фронтовых и армейских комитетах главенствующую роль играли меньшевики и эсеры, то среди делегатов флота, особенно Балтийского, и отдельных соединений действующей армии было много большевиков.

Временное правительство низложено. Большинство членов Временного правительства уже арестовано…

Между тем Петроградский ВРК принимал приказы, декреты, воззвания: назначил комиссаров в министерства и другие государственные учреждения, распорядился об освобождении из Петропавловской крепости министров-социалистов Временного правительства. ВРК призвал армию выбирать военно-революционные комитеты, железнодорожников – поддерживать порядок и не задерживать подвоз продовольствия к городам и фронтам.

Силы, противостоявшие советской власти, время зря не теряли. 25 октября пытается действовать Комитет общественной безопасности. Он организует в защиту Временного правительства демонстрацию думских гласных, некоторых членов распущенного предпарламента, лидеров меньшевиков и эсеров. Около 400 демонстрантов направились к ещё не взятому к тому времени Зимнему дворцу, но были остановлены цепью вооружённых матросов.

В ночь на 26 октября на заседании Комитета общественной безопасности было решено его преобразовать из городского органа в орган всероссийский – Комитет спасения родины и революции. В состав Комитета вошли представители Петроградской городской думы, ЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов первого созыва (полномочия которого уже прекратились), Исполкома всероссийского съезда крестьянских депутатов, члены фракций меньшевиков и эсеров, ушедшие со II съезда советов, представители распущенного предпарламента, некоторых фронтовых и профессиональных организаций.

Появляется воззвание Комитета спасения родины и революции, которое было распространено не только в Петрограде, но и по России. Вокруг Комитета объединяются силы, оставшиеся верными Временному правительству.

В Петрограде сторонники Временного правительства не собирались сдаваться и готовы были к борьбе за власть вооружёнными методами. Петроградский гарнизон в своей основе стоял на стороне ВРК. Казачьи части, расквартированные в городе и ушедшие накануне из Зимнего дворца, держались нейтрально. Пожалуй, единственной силой, на которую мог рассчитывать и опереться Комитет спасения родины и революции, оставались военные училища и школы прапорщиков.

Прибывший в штаб северного фронта Керенский 26 октября отдал приказ о походе на Петроград. Приказ в войсках был воспринят довольно пассивно, и на Петроград двинулась лишь часть 3-го кавалерийского корпуса, которым командовал генерал Краснов. Керенский рассчитывал нанести удар по Петрограду, привлечь на свою сторону неустойчивые части Петроградского гарнизона и восстановить власть Временного правительства.

В Смольном обстановке 26 октября была не менее напряжённой, чем в городе: предстояло провести фракционные заседания, договориться о создании правительства, обеспечить в городе хотя бы относительный порядок, удержать на своей стороне гарнизон, информировать провинцию о положении дел в Петрограде, подготовиться к возможному бою с частями, поддерживавшими Керенского, продумать меры борьбы с Комитетом спасения родины и революции и т.д.

Правда, большевики имели весомый аргумент: за ними шли широкие массы рабочих, солдат и матросов. Большевики могли рассчитывать на поддержку части крестьянства. От первых шагов, которые предстояло сделать РСДРП(б), зависели судьба восстания в Петрограде и поддержка социалистической революции в России.

2. Первые декреты Советской власти

Заседание II съезда Советов предполагалось начать в час дня, и актовый зал Смольного института был переполнен. Но только в 20 часов 40 минут президиум съезда занял свои места.

Вечером 26 октября впервые в президиуме появился В.И. Ленин. Его появление на трибуне было встречено продолжительными аплодисментами. Предстояло принять важные документы, первым из которых был предложен для рассмотрения Декрет о мире. После короткого обсуждения Декрет о мире был принят.

Декрет о мире предусматривал отмену тайной дипломатии, незамедлительную публикацию тайных договоров и немедленное начало переговоров о заключении мира. В качестве первых шагов предлагалось срочно заключить перемирие.

Второй вопрос, который предстояло решить съезду, был вопрос о земле, волновавший многомиллионное крестьянство России. На трибуну съезда снова поднялся В.И. Ленин и зачитал пункты декрета, составленного на основании 242 наказов местных советов крестьянских депутатов.

От имени фракции большевиков съезду было предложено принять написанное В.И. Лениным постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства. В предложенном постановлении предлагалось «образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров…

В первый состав СНК вошли только большевики. Левые эсеры войти в новое правительство отказались. Совет Народных Комиссаров возглавил В.И. Ленин. Народными комиссарами стали: по внутренним делам – А.И. Рыков, по земледелию – В. Милютин, по труду - А.Г. Шляпников, по делам торговли и промышленности – В.П. Ногин, по народному просвещению – А.В. Луначарский, по финансам – И.И. Скворцов (Степанов), по иностранным делам – Л.Д. Бронштейн (Троцкий), по делам юстиции – Г.И. Оппоков (Ломов), по делам почт и телеграфов – Н.П. Авилов (Глебов), по делам национальностей – И.В. Джугашвили (Сталин). В состав комитета по военным и морским делам вошли В.А. Антонов-Овсеенко, Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко.

Состав совнаркома оставался однопартийным до декабря 1917 г. Одобрив состав Совнаркома, II съезд советов приступил к избранию Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, председателем которого стал Л.Б. Каменев. ВЦИК стал высшим законодательным органом страны между съездами Советов. Съезд принял важное решение о том, что ВЦИК может быть пополнен представителями тех групп и партий, которые ушли со съезда. И, действительно, ВЦИК постоянно пополнялся.

II съезд советов рабочих и солдатских депутатов занимает особое место в истории нашей страны. Съезд решил ключевые вопросы – о мире и земельный. Но вместе с тем нельзя забывать о том, что большевики остались на съезде без поддержки других социалистических партий, что ослабляло их позиции.

Заключение

На протяжении только одного 1917 года произошло столько событий огромной исторической значимости, которые в состоянии потрясти не только Россию, но и весь мир: падение монархического режима Февральская революция, падение буржуазного правительства и первая в мире пролетарская революция, формирование первого в мире рабоче-крестьянского правительства – Совета Народных Комиссаров. Итогом года стали возросшая популярность радикальных революционных сил, Октябрьская революция и приход к власти большевиков.

Если Февральскую революцию ждали, то Октябрьская стала неожиданностью, которую можно было избежать. Поэтому отношение к ней не однозначно. Развернулась борьба между популярными силами. Существовало немало партий и группировок, целиком или частично поддерживаемых силами, между которыми развернулась бескомпромиссная борьба. Некоторые группы населения и отражающие их настроение партии пытались встать на позиции нейтралитета. Но это была шаткая позиция, и сохранить нейтралитет в условиях гражданской войны было невозможно.

Не все партии социалистической ориентации разделяли тезис Ленина о возможности победы социалистической революции в одной отдельно взятой стране. Однако, отрицая ленинский тезис, они не могли предложить путь выхода из кризиса, в который попала Россия. Не сумев в результате Февральской революции даже приблизиться к решению двух главных для России задач – выхода из первой мировой войны и земельного вопроса, - они обрекли себя на поражение.

Большевики в своих действиях пошли дальше и решительнее своих противников и возможных союзников, начав своё существование в качестве правящей партии с принятия на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Декретов о мире и земле. Далее последовали декреты об осуществлении рабочего контроля над производством, повсеместном создании на всех уровнях Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Действия большевистских лидеров отличались новизной, которую не могли принять не только бывшее российское Временное правительство, но и зарубежные государства.

Уже к концу 1917 года начали исчезать терпимость, снисходительность, интеллигентность. На смену им шли вера исключительно в свою правоту и отрицание права на жизнь иных точек зрения. Эта позиция породила ожесточённость, бескомпромиссность, жестокость, озлобление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Викторов В.В. Россия на грани веков (конец XIX – начало XX века). Ч.2. Год 1917 по свидетельствам современников: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Амона. – М.: Финансовая академия, 1999. – 184 с.

2. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 году. - Отечественная история, 1997г, № 1.

3. Декреты Советской власти. – М., 1957. Т.1.

4. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М., ПРИОР, 2000.

5. Ленин В.И. Большевики должны взять власть // ПСС. Т. 34. С. 239-241.

6. Ленин В.И. Марксизм и восстание // ПСС. Т. 34. с. 242-247.

7. Ленин в.И. Второй Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов // ПСС. Т. 35. С. 7-29.

8. Мунчаев Ш.М. История Российского государства. Учебник для вузов. – М., ЮНИТИ,

9. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. – М., 1998.

10. Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. Щетинов Ю.А. История России. XX век. – М., 1999.

11. Рид Дж. Восставшая Мексика. Десять дней, которые потрясли мир. Америка 1918 // Библиотека всемирной литературы; Сер.3 М. 1968. Т. 174.

12. Суханов Н.Н. Записки о революции: В 3 т. – М., 1992. Т.3. Кн. 5, 6,7.

Это декреты, которые принимались с 26 по 29 октября. Даже из названий видно, что они преследовали 2 цели: формирование структуры власти и получение признания у народа, введением популярных мер, темы которых часто поднимались в обществе. Теперь рассмотрим основные пункты каждого Декрета, чтобы достоверно понимать, что происходило в СССР в первые дни после октябрьской революции.

Мир без аннексии и контрибуции

Первый декрет советской власти это декрет о мире, принятый 26 октября 1917 года. Этот документ часто хвалится историками, но тут нужно понимать ряд нюансов:

  1. Мирный договор советская сторона ни с кем не подписывала.
  2. Это был выход из войны в одностороннем порядке

Ленин на плакате с призывом о мире

Армейские революционные комитеты

Декрет предписывал 3 вещи:

  1. Во всех армиях создаются революционные комитеты.
  2. Эти комитеты несут ответственность за ситуацию на фронте.
  3. Главнокомандующие армиями обязаны подчиняться комитету.

Советские историки преподносили это как попытку подчинить армию новому правительству. Но представьте к какому хаосу это привело. Была действующая царская армия, которая ведет боевые сражения, и в которой система управления и субординации выстроена. Приходят Большевики и создают Армейские революционные комитеты, войти в которые могут только солдаты. Этим солдатам обязаны подчиняться генералы. Эти солдаты утверждают или отвергают любые решения армейских штабов. Солдаты могут не отдавать воинское приветствие старшему по званию, имеют право не выполнять приказы. В общем армия разложилась.

Вся земля народу

  • Вся земля конфискуется в пользу государства. Также конфискуются поместья, усадьбы, церковные и монастырские земли. Все имущество требуется переписать и передать в собственность революционному правительству. Порча любого имущества каралась расстрелом.
  • Конфискации не подлежали земли простых крестьян и казаков.
  • Все земельные вопросы решаются в соответствии с Крестьянским наказом о земле.

Право на землю по Декрету получили все трудоспособные граждане без различий по половому признаку. Земельные наделы периодически требуется делить с увеличением населения. Земля закрепляется за человеком пока тот в состоянии ее обрабатывать. После - земельный участок изымается, а нетрудоспособный человек получает пенсию.

Историческая справка

Собрание по земле в селе 1917 год

Утверждение СНК (Совета Народных Комиссаров)

Для управления страной создавался СНК. Декрет устанавливал, что этот орган обладает всей полнотой власти и подчиняется только Всероссийскому съезду Советов.

Состав совета народных комиссаров утверждался 28 октября 1917 года:

  • Председатель - Ленин В.И.
  • По делам армии и флота - Дыбенко Ф.М., Антонов А.А., Крыленко Н.В.
  • Народное просвещение - Луначарский А.В.
  • Торговля и промышленность - Ногин В.П.
  • По делам иностранным - Бронштейн Л.Д. (Троцкий)
  • Продовольствие - Теодорович И.А.
  • Юстиция - Ломов Г.И.
  • По делам национальностей - Джугашвили И.В. (Сталин)
  • Почта и телеграф - Глебов Н.П.
  • По делам железнодорожным - временно вакантный пост

Независимость городов в продовольственном деле

  • Все продовольственные грузы конфискуются в пользу городского самоуправления. Посылки, проезжающие через город, помощь Красного Креста и других организаций - все конфисковывалось.
  • Город вправе устраивать трудовую повинность для учащихся старших классов школы и для студентов.
  • Руководство города имеет право взять под контроль любое предприятие. Представители города могли прийти в любую частную лавку, сказать что теперь она служит интересам города, город начинает набирать штат этой лавки, формировать ценовую политику и так далее. Подчинять города могли себе от лавки до целых промышленных комплексов.
  • Определяется право равного получения пищи всеми жителями городов.
  • Городское самоуправление вправе конфисковать любое помещение под надобности продовольственного дела.

Отмена смертной казни

  • Смертная казнь на фронтах запрещена.
  • Все солдаты и офицеры, находящиеся под арестом, немедленно освобождаются.

считать это правильным шагом или нет - каждый решает сам. Напомню только, что смертная казнь на фронтах была введена Керенским.

О СМИ

  • прямо или косвенно призывают к сопротивлению новому Правительству.
  • извращают факты и занимаются клеветой
  • призывают к преступной деятельности

Запрет и закрытие прессы возможно было только после решения СНК.

  • Рабочее время ограничено 8 часов в сутки и 48 часов в неделю. То есть 6 дней из 7 были рабочими.
  • Рабочим должно предоставляться время для обеденного перерыва (не больше 1 часа) и выходные в праздничные дни.
  • Наем на работу лиц моложе 14 лет запрещается. При найме на работу лиц моложе 18 лет - продолжительность рабочего дня устанавливается 6 часов.
  • официальные выходные дни: 1 и 6 января, 27 февраля, 25 марта, 1 мая, 15 августа, 14 сентября, 25 и 26 декабря.
  • По решению трудящихся все правила могут быть изменены для каждого предприятия в отдельности.
  • За нарушение закона - до 1 года тюрьмы.

В целом Декрет установил четкие правила для рынка труда, но реально все еще менялось. Этот Декрет был временным решением.

Первые дни после революции

* - статья составлена по материалам Государственного архива России и по фактическим текстам первых Декретов, которые были утверждены большевиками.

Исследование основных направлений в реализации социальной функции в советский период развития Российского государства. Организация и развитие социального страхования и социального обеспечения; регулирование трудовых отношений и ликвидация безработицы.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.05.2017
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Новикова Анна Сергеевна

События октября 1917 года послужили отправной точкой для нового этапа исторического развития Российского государства. Революционные действия привели к переменам в системе общественных отношений, включая и сферу социальных отношений. Начавшиеся изменения сущности государства обусловили установление тотального контроля над всеми сферами жизни общества, а также определили необходимость проведение действенных мероприятий по реализации социальной политики.

Последствия промышленной революции и капиталистических отношений стали причиной имущественного расслоения общества на классы. Возникшие противоречия между классами привели к нарастанию социальных недовольств в обществе, что требовало незамедлительного решения со стороны государства.

Взяв курс на построение социалистического государства, советская власть стала проводить политику по созданию бесклассового общества. Согласно марксистской теории государство стремилось создать общество всеобщего равенства и социальной справедливости, в котором удовлетворялись бы потребности всего населения. Перед государством стояла задача по обеспечению всех членов общества средствами к существованию и свободному развитию. [1]

С момента образования Советского государства социальная политика занимает одно из ведущих мест в системе его функций. Вся функциональная система носила социальный характер, что было обусловлено стоящими перед новым государством целями и задачами. Сложившейся к тому времени тяжелая социальная обстановка в стране указывала на необходимость проведения незамедлительных мероприятий по совершенствованию социальной сферы государства. Основными направлениями по преобразованию социальной жизни общества являлись социальное обеспечение, здравоохранение, образование и трудовые отношения.

Реализация социальной функции в первые годы советской власти была весьма затруднена сложившейся тяжелой социально-экономической обстановкой стране. Последствия военных действий и революционных событий порождали недовольства среди населения. Бедственное положение значительной части граждан, низкий уровень жизни, отсутствие необходимой медицинской помощи, распространение беспризорности и высокий уровень смертности, особенно среди детей, требовали незамедлительного изменения социальной обстановки в стране.

Особое значение для развития социальной деятельности Советского государства имела система социального обеспечения. 29 октября (11 ноября) 1917 г. при Совете народных комиссаров создается Наркомат государственного призрения, который в апреле 1918 г. переименовывается в Наркомат социального обеспечения. С этого времени социальная поддержка граждан возлагается на специальные органы государственной власти, ведающие социальным и пенсионным обеспечениям, оказывающие помощь инвалидам и осуществляющие защиту материнства и детства.

Организация и развитие системы социального обеспечения и социального страхования являлись одним из важнейших направлений в реализации социальной функции. Социальная помощь оказывалась представителям наемного труда и членам их семей и охватывала все виды рисков, в том числе болезнь, старость, получение увечий, инвалидность, беременность и т.д.

В 1918 г. вводится в действие Положение о социальном обеспечении трудящихся[3], которым закрепляется новое направление реализации социальной функции в виде социального обеспечения. Правом на социальное обеспечение обладали трудоспособные граждане в случае временной или постоянной утраты способности к трудовой деятельности. Данное Положение определенные виды предоставляемого социального обеспечения: пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и другие. Особенностью данного акта являлось то, что его меры социальной поддержки были направлены лишь на представителей рабочего класса. Социальное обеспечение крестьян не являлось частью государственной системы, предоставлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи[4]. По Положению о крестьянских обществах взаимопомощи социальное обеспечение предоставлялось из колхозных касс взаимопомощи семьям военнослужащих, инвалидам, престарелым и самым бедным жителям деревни. Также они оказывали содействие при наступлении бедствий, организовывалась общественная трудовая помощь.

Также существовали и иные категории граждан, как например ремесленники, лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, а также выходцы из дворянства, буржуазии, духовенства, бывшие высшие государственные чиновники, которые не обладали правом на социальное обеспечение за счет государства.

Таким образом, принцип общедоступности социальной поддержки был весьма ограничен и скорректирован в соответствии с положениями, определяющими роль труда в обществе. Всеобщее равенство и социальная справедливость на деле оставались лишь провозглашенными лозунгами, поскольку всегда оставались определенные категории граждан, лишенные права на получение социальной поддержки государства.

Помимо материальной помощи, для решения проблемы безработицы была организована в 1918 г. биржа труда [7]. Она осуществляла учет безработных, оказывала им социальную помощь, подбирала возможные варианты для трудовой деятельности.

Немаловажное значение в развитии социальной политики Советского государства имело создание пенсионного обеспечения. Первоначально правом на пенсионное обеспечение обладали солдаты Рабоче-Крестьянской Красной Армии в случае наступления инвалидности и члены их семей при потере кормильца [9]. Лишь в 1930 г. было введено обеспечение по старости, основанием, для предоставления которого являлось наступление пенсионного возраста для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет[10].

Особое внимание социальной политики было направлено на развитие системы здравоохранения. Существовавшая к моменту образования Советского государства высокая смертность и массовое распространение различных инфекционных заболеваний, нехватка квалифицированных кадров и специализированных учреждений указывали на глубочайшие недостатки в системе здравоохранения. В связи с этим 26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов создается Медико-санитарный отдел, а со временем и в остальных районах были созданы аналогичные отделы и Врачебные коллегии. Но для налаживания организации и дальнейшего развития здравоохранения необходимо было создать единую систему, что обусловило образование Народного комиссариата здравоохранения, в ведение которого перешло все руководство медико-санитарным делом страны[11].

Вся система здравоохранения Советского государства основывалась на положения бесплатности и общедоступности. Развивалось повсеместное строительство государственных больниц и лечебных учреждений. Немаловажное значение имели и профилактические медицинские мероприятия по оздоровлению общества и предупреждению развития инфекционных заболеваний. В первые годы советской власти было принято значительное количество нормативных актов, регламентирующих деятельность системы здравоохранения. Только В.И.Лениным как председателем Совнаркома было подписано больше 200 декретов и постановлений [12].

Социально-экономические проблемы общества в большей степени влияют на незащищенные слои населения, особенно на детей. Вследствие чего в стране широко была распространена беспризорность и безнадзорность среди молодого поколения. Причинами этому были также: голод, бедность, безработица и т.д. Родители не могли не только обеспечить, но и прокормить себя и своих детей. Кроме того много детей потеряло родителей во время Первой мировой и Гражданской войн. Толпы детей перемещались по стране в поисках какого-либо пропитания и пристанища. Результатом развития данной проблемы стало распространение различных заболеваний среди детей и рост детской смертности.

Вопросы организации помощи беспризорным детям находились в ведении Народного комиссариата государственного призрения, а затем перешли к Наркомату социального обеспечения. В 1919 г. был создан Совет защиты детей[14], с 1921 г. образована Комиссия по улучшению жизни детей[15]. Задачами указанных органов являлось оказание помощи несовершеннолетним в виде одежды, продовольствий, жилья и т.д. Для ликвидации детской беспризорности создавались детские дома, в которых предоставлялось питание и медицинское обслуживание.

В 1920-е гг. создаются детские адресные столы, а при Наркомпросе РСФСР - Центральный детский стол. Эти подразделения сосредоточивали все сведения о детях РСФСР, которые потеряли родителей или утратили связь с ними. Они были предназначены для розыска родственников и возвращения детей домой.

Задача государства о полной ликвидации беспризорности в первые годы советской власти была практически невыполнима. Для этого необходимо было наличие огромных материальных средств, которых в тот период катастрофически не хватало. Но государство смогло предотвратить дальнейшее развитие беспризорности, приостановить ее рост и распространение. Были заложены основы для дальнейшей борьбы с этой проблемой.

Другим направлением реализации социальной функции стало организация и развитие образования, культуры и науки. В 1918 г. произошло отделение церкви от государства и школы от церкви[16], тем самым были введены светские принципы обучения.

Перед государством стояла задача по проведению культурной революции для социалистического преобразования страны. Для этого необходимо было ликвидировать неграмотность среди населения, обеспечить развитие народного просвещения, подготовить квалифицированные кадры, организовать развитие науки и культуры.

При Совнаркоме был создан Народный комиссариат просвещения. В его ведении находились все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения[17].

Советская власть смогла обеспечить занятость большой части населения, создала возможность для предоставления бесплатной медицинской помощи, развивала систему всеобщего бесплатного образования, пенсионного обеспечения, осуществляла социальную защиту беспризорных детей. Став единственным субъектом социальной политики, государство осознало всю важность и значимость социальной функции, и благодаря планомерной реализации социальной деятельности в социальной сере произошли существенные изменения. Но это были лишь предпосылки для дальнейшего развития системы социальной поддержки населения.

советский трудовой страхование социальный

1. В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, Т.6. С. 232.

4. Положение о крестьянских обществах взаимопомощи от 28.09.1924//СУ РСФСР, 1924, №81, с.813

7. Декреты Советской власти. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. С. 424 - 426.

9. Декрет СНК от 7.08.1918// СУ РСФСР, 1918, №58, с. 637

10. Правила обеспечения по старости от 11.02.1930//Известия НКТ СССР, 1930, №10, с. 234.

11. Декрет СНК РСФСР от 18.07.1918 "О Народном Комиссариате Здравоохранения (Положение)" // "СУ РСФСР", 1918, N 52, ст. 590 "Известия ВЦИК", N 153, 21.07.1918

12. Сергеев Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы: Учебник. Киев: Высшая школа, 1988. С. 56.

13. ЦА ФСБ России. Ф. 66. Оп. 1. Д. 102. Л. 30

15. Декрет ВЦИК от 10.02.1921 "О Комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете по улучшению жизни детей"// "СУ РСФСР", 1921, N 11, ст. 75; "Известия ВЦИК", N 31, 12.02.1921.

16. СУ РСФСР. - 1918. № 18. - Ст. 263.

17. Постановление Наркомпроса РСФСР от 23.02.1918 "О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по Просвещению" // "СУ РСФСР", 1918, N 28, ст. 367; "Газета Рабочего и Крестьянского Правительства", N 31, 23.02.1918.

18. Декрет Совета Народных Комиссаров о ликвидации безграмотности в Республике от 26 декабря 1919 г. // Собр. Узак., 1919, N 67, ст. 592).

Подобные документы

Понятие и социальное назначение государства, его функции. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики. Сущность и основные направления социальной политики государства. Система социальной защиты населения в рыночной экономике.

курсовая работа [30,2 K], добавлен 27.09.2011

Понятие, принципы и сущность социального государства. Характеристика государства как социального института, его развитие в странах СНГ. Особенности развития социальной политики в европейских странах. Предпосылки формирования социального государства в РФ.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 16.10.2014

Регулирование положения, отношений и взаимодействия основных элементов социальной структуры общества. Изучение основных моделей социального государства: либеральной, консервативной, корпоративной и социал-демократической. Их роль и участие в политике.

реферат [25,4 K], добавлен 17.06.2015

Понятие и виды пенсий. Общая характеристика страховой и накопительной пенсии. Место социального страхования в государственной системе социальной защиты населения. Понятие и сущность Конституции как основного закона государства, ее основные функции.

реферат [53,2 K], добавлен 10.02.2015

Изучение сущности и задач социальной политики государства. Анализ основных направлений данной деятельности на современном этапе. Характеристика состава государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; их роль в осуществлении социальной политики.

курсовая работа [971,7 K], добавлен 11.12.2014

Основные этапы становления систем социального обеспечения. Его сущностные признаки на современном этапе. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, меры по совершенствованию социальной политики.

презентация [402,6 K], добавлен 12.04.2016

Теоретические подходы к пониманию социальной функции государства. Право частной собственности, наследования. Государственное (обязательное) социальное страхование. Виды, условия, размеры обеспечения. Проблемы формирования социального государства в России.

Читайте также: