Философия и экономическая теория доклад

Обновлено: 04.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЛОСОФИИ И ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В статье приводится анализ взаимоcвязи и пересечения определений экономики и философии, который приводит к постановке проблемы об их равенстве и последствиях. Приводится критическое философское рассмотрение, позволяющее преодолеть тотальный экономизм теоретического понимания действительности

Ключевые слова: философия, экономика, экономизм, философия экономики, экономическая модель, мыслительная конструкция.

Annotation: The article provides an analysis of the intersecting definitions of Economics and philosophy, which leads to the formulation of the problem of their equality and consequences. The critical philosophical, allowing to overcome total Economism of theoretical understanding of reality is given

Keyword: philosophy, Economics, Economism, philosophy of Economics, economic model, mental construction.

В рассмотрении вопроса о взаимодействии философии и экономики в западных (М. Блауг, Р.Л. Хайлбронер и др.) и в отечественных исследованиях (О.И. Ананьин, В.А. Канке и др.) приоритет традиционно отдавался взгляду с точки зрения экономики, то е отождествлению философии и экономики.

совершенством, ввиду чего философия стала пониматься как сугубо абстрактное метафизическое знание, оторванное от действительности. Требовались новые способы понимания развития общественных структур. Ч. Дарвин разработал концепцию эволюции живых организмов, которая А. Смитом и К. Марксом была успешно перенесена в социальную сферу.

Достижение богатства значимо только тогда, когда возможно его поддержание или продление, а это, в свою очередь, осуществимо только при условии эффективной реализации экономического теоретического знания на практике. Продленное безбедное существование обеспечивается богатством, значит, стремление к нему и определяет цель существования человека. Отсюда происходят утилитаристские и прагматические экономические концепции (И. Бентам, Дж. Милль и др.; английская, и американская философские школы), в связи с чем меняется и понятие истины: истинно то, что полезно.

Следующим этапом экономического исследования является эксперимент. Его основная цель – практическое подтверждение модели совершенствования и дальнейшего развития экономической системы. Возникает ситуация, при которой искусственно созданная модель начинает внедряться в реальное существование той или иной общественной структуры (например, в промышленное производство). Эксперимент может длиться от нескольких минут (олигопольный эксперимент) до нескольких лет (экспериментальная экономика). Апробирование заканчивается тем, что испытуемые начинают воспринимать абстрактную математически выстроенную теоретическую модель сначала в виде повторяющейся игры, а затем – в качестве повседневного опыта, то есть обыденного течения жизни.

Экономическая модель становится данностью всех, кто включен в ее практическое подтверждение. По мнению Р.Л. Хайлбронера, многообразие экономико-математических концептов – это попытка проанализировать по возможности как можно более точно те объективные экономические процессы, которые происходят в условиях разных политических систем [2,стр.67]. Для такого точного описания экономисту-наблюдателю требуется единственное это – сформулировать более логичный, математически подтверждающий описание, метод. Экономисты предлагают большое количество разнообразных концепций-методов.

Необходимо говорить о том, что произошел разрыв. Экономические концепции, как абстракции, использующие математический метод, насильно внедряются в мир данности, но не совпадают с ним.

Согласимся с тем, что отождествление философии и экономики привело к фатальному исходу: первоначально обессмысливается существование философии, а затем констатируется исчезновение экономики из мира данности. Экономические концепции, как знание, взаимно обращаются друг к

другу, определяясь субъективным пониманием экономиста-исследователя. Поэтому экономика оказывается сокращающейся, само рефлексивной, то есть самодостаточной системой знания.

Если это так, то все понятия, используемые современной экономикой, оказываются абстракциями, то есть относящимися к сфере нематериального.

Для сохранения осмысленного существования и философии, и экономики, необходимо рассматривать их как отдельные самодостаточные системы, не имеющие идеологической претензии на какое бы то, ни было господство, но предъявляющие себя как мыслительные конструкции понимания человеческого общественного бытия. Именно такой способ их самоопределения предъявляет самодостаточность этих пространств знания.

Философия как основное знание предстает в работах М. Хайдеггера.

Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает

человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке. Мысль не потому становится прежде всего действием, что от нее исходит воздействие или что она прилагается к жизни. Мысль действует, поскольку мыслит. Эта деятельность, пожалуй, самое простое и вместе высшее, потому что она касается отношения бытия к человеку. Всякое воздействие покоится в бытии, но направлено на сущее. Мысль, напротив, допускает бытию захватить себя, чтобы сказать истину бытия.

Философия и экономика – самодостаточные, но взаимосвязанные пространства. Философия позволяет экономическому дискурсу избежать идеализации .Обращение философского мышления к экономическому знанию позволяет философии увидеть новые собственные смыслы.

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974

2. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / Пер. с нем. и фр. М.: Изд. дом ГУ – ВШЭ, 2010.

3. Нанси Ж.-Л. О событии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. С. 91-102.

4. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989.

5. Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113-123

6. Хайлбронер Р. Л. Философы от мира сего / пер. с англ. М.: Астрель: CORPUS, 2011.

Гост

ГОСТ

Философия как основа экономической теории

Основные экономические понятия, принципы и термины современности стали продуктом долгого процесса развития экономической теории как науки.

Экономическая наука условно разделяется:

Существует множество причин, по которым необходимо исследование философских основ экономической теории:

  • Эклетичность современной экономической теории, то есть тот факт, что она включает в себя несколько относительно самостоятельных теорий.
  • Знание философской основы экономической теории дает возможность более строгого подхода к любым возможным суждениям общественно-политических деятелей в сфере экономических вопросов.
  • Философские основы экономической теории – часть мировой культуры, при приобщении к которой развивается мировоззрение.

С образованием цивилизованного общества появляются науки, которые занимаются изучением общества. К данным наукам можно отнести:

  • Философию,
  • Историю,
  • Политику,
  • Социальную психологию,
  • Экономическую географию,
  • Демографию и др.

Каждая из данных наук обладает своим интересом и сегментом в исследовании социума, при этом все они находятся в тесной взаимосвязи.

Экономическая теория имеет в совей основе философию, а именно ее разделы, выражающие возникновение и сущность сознания, закономерности изменений в явлениях природы и общества, особенности познания в сфере экономических явлений и процессов.

Философия и экономическая теория

Богатство философских знаний применяется при разработке парадигмы экономического развития, являющейся практическим методом исследования и служащей для создания теорий совершенствования общественной жизни.

В основе экономической науки были накоплены знания, синтезированные в рамках единой парадигмы. Для того, что бы наука получила последующее развитие, требуется обновление, модернизация, упорядочивание, смена парадигмы, предоставление возможности обобщения практики в другом ракурсе для адаптации новых данных науки.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность философии

Слово философия произошло от греческих слов philleo — люблю и sophia — мудрость, то есть переводится, как любовь к мудрости.

В первозданном виде в философию включались все науки о мире, месте и роли в нем людей.

В процессе накопления знаний из философии по очереди выделятся другие общественные науки, обладающие собственным предметом, функциями и ролью.

Философия не занимается описанием, она применяется в процессе познания и увеличивает активную роль совокупности отраслей науки.

Философия и теория экономики представляют собой единство противоположностей.

В экономической теории материальный интерес и предпосылки обеспечивают общие производственные интересы, при этом право выбора форм собственности, ниши на рынке, и прочего остаются предметом предпочтений индивидуумов.

Арсенал методов познания философии в свое время обогатил экономическую теорию.

Применение математических методов в экономической теории приводит к появлению экономической кибернетики, а в дальнейшем к появлению нового раздела экономики — эконометрики.

Эконометрика исследует систему положений и понятий, обозначенных экономической теорией, устанавливая ее границы, способы внедрения новейших понятий и доказательств положений.

Экономическая теория использует методы познания, разработанные философией, в первую очередь, общие принципы научного мышления.

Вся система средств познания (методы, приемы наблюдений объектов исследований, доказательства объективных процессов) составляет методологию экономической теории.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26 09 2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

ЭН зародилась много позже, чем сама экономика. Знания о хозяйстве носили эмпирический характер, не были систематизированы.

ЭН возникла на базе практических и философских исследований в самых различных областях: от осмысления преимуществ частной и общественной собственности до дискуссий о законности взимания ссудного процента.

Предмет науки можно понять через объект изучения. Таким объектом для ЭТ является эк. действительность в целом, вся хозяйственная практика.

На этапе зарождения ЭН (античность и Др. Восток) объект исследования/предмет науки не был определен.

Со времен меркантилистов предметом ЭН считалось ведение хозяйства с целью приращения богатства.

В период становления капитализма ЭН получает название политическая экономия(А. Монкретьен, 1615 г.) Предметом п/э становитсяпроцесс создания и использования материальных благ как источника общественного богатства.

В марксистском понимании предметом политэкономии являются законы функционирования и развития отношений между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества.

По мере дальнейшего развития ЭН ее теоретическая ветвь обособилась от прикладной.

В современной ЭТ понятие политэкономия сменилось понятием экономикс, предметом которого является выбор в условиях ограниченности ресурсов или поведение людей с целью максимизации прибыли.

ЭТ постоянно расширяет предмет своих исследований, проникая в другие науки: социологию, психологию, право, географию, биологию и др.

Комплексное определение предмета ЭТ - отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в результате эффективного использования ограниченных ресурсов.

Философия (греч. philleo — люблю и sophia — мудрость, т. е. любовь к мудрости) первоначально включала в себя все науки о мире и месте человека в нем. По мере накопления знаний из философии стали выделяться другие науки.

ЭТ опирается на разделы философии, которые выражают:

• происхождение и сущность сознания,

• закономерности изменений явлений природы и общества,

• особенность познания в области экономических явлений и процессов.

ЭН опирается на следующие положения философии:

1) единство противоположностей: материального и духовного.В экономике практика относится к сфере материального, теория - к сфере идеального; она оперирует духовными (мысленными) эле­ментами - понятиями, которые должны как можно более точно отражать материальные феномены.

В экономике для человека нет материального без идеального и идеального без материального, они чередуются.

2) Развитие обеспечивается единством и борьбой противоположностей. Любое явление или процесс, развиваясь, проходит фазы возникновения, расцвета, распада и его преодоления, внутренней пружиной которых являются противоречия. Т.е. противоречие обеспечивает развитие экономики.

3) В этом движении действует закон отрицания отрицания, состоящий в том, что всякая система достигает своего расцвета и затем накапливает элементы старения, что приводит к смене (отрицанию), но в новой системе зарождаются причины и механизм последующего отрицания.

4) Переход количества в качество, т.е. накопление количественных изменений вызывает качественные преобразования.

5) Соотношение явлений, процессов, понятий, например, объективного и субъективного, сознательного и стихийного, свободы и необходимости, цели и средств. Например, в с/х человек сознательно использует законы природы. В этом случае деятельность человека есть соединение стихийного и сознательного. Но стихийность может действовать как непознанная необходимость, противоречить интересам человека (наводнение, засуха и т. п.).

Таким образом, фундаментом ЭТ является философское представление о возможности познания мира и его сущности.

• с одной стороны, признается принципиальная возможность познания явлений природы и общества,

• с другой стороны, познание происходит путем раскрытия бесконечной цепи больших и малых тайн, и всегда что-то остается неизвестным.

Читайте также: