Доклад на тему президентская власть в россии статус полномочия проблемы

Обновлено: 17.05.2024

Рефераты, курсовые, эссе, сочинения и многое другое. Помощь в учебе студентам и школьникам.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Президент – выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления. В президентских республиках президент избирается внепарламентским способом на установленный срок путем проведения прямых (Российская Федерация) или косвенных (США) выборов.

1 Определение понятия “президент”

2 Полномочия президента

2.1 Полномочия в отношении Государственной Думы

2.2 Полномочия относительно органов государственной власти

2.3 Полномочия в отношении внешней политики

2.4 Полномочия вводить военное положения и режим ЧС и ЧП

Определение понятия “президент”

Президент – выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления.

В президентских республиках президент избирается внепарламентским способом на установленный срок путем проведения прямых (Российская Федерация) или косвенных (США) выборов. В республиках такого вида глава государства обладает рядом широких полномочий, так как он объединяет функции главы государства и главы правительства.

В парламентских республиках президент избирается парламентом или особой коллегией, членами которой являются парламентарии. В таких республиках Конституция формально наделяет президента широкими полномочиями, фактически их исполняет премьер-министр.

Полномочия президента

Полномочия президента Российской Федерации определены в четвертой главе Конституции РФ. Ст. 83 Конституции РФ закрепляет следующие полномочий президента РФ.

Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Глава государства принимает решение об отставке Правительства РФ.

Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ. Ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ.

По предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, назначает судей других федеральных судов.

Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора и его заместителей. Вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и заместителей.

Назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.

Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом. Утверждает военную доктрину Российской Федерации.

Формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает своих полномочных представителей.

Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Полномочия в отношении Государственной Думы

В ст. 84 Конституции Российской Федерации определены полномочия президента относительно работы Государственной Думы:

  • назначает выборы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
  • распускает в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты;
  • подписывает и обнародует федеральные законы;
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Не всеми полномочиями глава государства пользуется регулярно.

Например, право вето, которое президент может наложить на тот или иной закон, принятой Государственной Думой и одобренный Советом Федерации.

Полномочия относительно органов государственной власти

П. 1 ст. 85 Конституции РФ определяет полномочиям президента относительно разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ:

П. 2 ст. 85 Конституции Российской Федерации закрепляет полномочия президента относительно действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а именно:

Полномочия в отношении внешней политики

Полномочия президента в данной области закреплены в ст. 86 Конституции:

  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент, как глава государства, определяет основные направления внешней политики государства.

Полномочия вводить военное положения и режим ЧС и ЧП

Являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, президент, в случае агрессии против государства или непосредственной угрозы агрессии, уполномочен вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение. При этом он незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации уполномочен вводить режим чрезвычайного положения на всей территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88 Конституции РФ).

В ст. 89 Конституции РФ закреплены полномочия президента в сфере гражданства:

  • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • осуществляет помилование.

Согласно п. 1 ст. 90 Конституции РФ президент уполномочен издавать указы и распоряжения. Указы и распоряжения президента не должны противоречить главному документу страны и федеральному законодательству. Они обязательны для исполнения на всей территории государства.

Вывод

Президент Российской Федерации, как глава государства, Верховный Главнокомандующий, Председатель Совета Безопасности России, Председатель Государственного совета РФ, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, наделен широким кругом полномочий.

Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, решает вопросы гражданства РФ, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

1. Конституционный статус Президента Российской Федерации.

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти [8, c. 211].

Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т.д.).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции [8, c. 212].

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д. Со временем, вероятно, будет признан и его иммунитет против гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции, нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках этот пост иногда существует (США), а иногда его нет (Франция). В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 году явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах выполняет вице-президент.

Указом Президента РФ от 5 августа 1996 г. в качестве символов президентской власти установлены также Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ. Установлен порядок применения этих символов при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ.

2. Классификация полномочий Президента

Традиционной является классификация полномочий (компетенции) Президента РФ по различным сферам осуществления его деятельности. При этом отдельные исследователи выделяют различное число групп полномочий Президента. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп [7, c. 66]:

• в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц;

• в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами;

• в области внешней политики;

• в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране;

• в области обеспечения конституционного статуса личности.

В.Е. Чиркин говорит о восьми группах полномочий [10, c. 181]:

• в сфере правового статуса личности;

• связанные с федеративным устройством государства;

• в отношениях с парламентом;

• в отношениях с органами исполнительной власти;

• в отношениях с органами судебной власти;

• по урегулированию чрезвычайных положений;

• в военной сфере;

• в области внешней политики.

По мнению Д.Б.Каткова, полномочия Президента РФ следует разделить на шесть групп по следующим сферам:

• полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти;

• участием в законотворчестве;

• функционированием исполнительных органов государственной власти;

• обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

• внешней политикой и обороной;

• иными сферами государственной деятельности.

На мой взгляд, выделение большего количества групп полномочий Президента или совмещение их в более крупные блоки, т.е. выделение меньшего количества групп – не принципиально. Важно, чтобы они охватывали все области жизни общества и все сферы государственного управления, в которых Президент может и должен проявлять свои властные полномочия в целях, обозначенных в присяге. Поэтому мы будем рассматривать полномочия намеренно не определяя число их групп.

Компетенция Президента РФ в отношении исполнительных органов государственной власти.

Президент обладает и арбитражными полномочиями в отношении исполнительных органов. Данное полномочие осуществляется Президентом РФ прежде всего путем использования согласительных процедур. Это право закреплено в ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Оно гласит, что Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда [10].

Таким образом, как видно из описанного, Президент РФ осуществляет непосредственное воздействие на Правительство и принимает важные решения в сфере исполнительной власти.

Многогранность полномочий Президента в отношении исполнительной власти, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, – эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.

Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации. Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий.

Полномочия, связанные с органами законодательной власти.

Право Президента на роспуск Думы обуславливается следующими основаниями: трехкратное отклонение Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ч.4 ст.111), выражение Думой в течение трех месяцев недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). Перечень оснований для роспуска Государственной Думы носит исчерпывающий характер [10, c. 119].

Кроме этого, Президент наделен правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы, пользуется правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, издает нормативные правовые акты и обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране.

Полномочия, связанные с судебными органами.

Судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

В соответствие с Конституцией РФ судьи высших федеральных судебных органов РФ назначаются по представлению Президента.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.


Институт президентства в Российской Федерации был учрежден в 1991 году и за время своего существования пережил не малое количество реформ. В научной доктрине до настоящего времени ведется спор о том, к какому виду президентской республики относится Россия: полупрезидентской или суперпрезидентской. Множество точек зрения и неоднозначная позиция научных деятелей основываются на таком же неопределенном правовом положении самого Президента РФ.

Согласно Конституции РФ [6], главой государства является Президент РФ, который не относится ни к одной из трех ветвей власти, но осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Исходя из закрепленного в Конституции РФ правого статуса, он занимает особое место в механизме разделения властей, обладая своими собственными рычагами воздействия на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

В свою очередь, система разделения властей в Российской Федерации выглядит асимметричной и несбалансированной, с отягощением в сторону полномочий Президента РФ, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему [2].

Так, в настоящий момент данное отягощение имеет благоприятную законодательную основу, которая позволяет президенту обладать достаточно большим набором рычагов воздействия вкупе с политическим влиянием как на органы государственной власти федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации, что подтверждается рядом фактов.

Данное нововведение явно подрывает равенство субъектов Федерации. Поправкой не устанавливается никаких требований к указанным кандидатам, а значит, утверждение представителей Российской Федерации в Совете Федерации остается на полное усмотрение Президента РФ. Возникает вопрос, зачем Российской Федерации иметь собственное представительство, ведь Российская Федерация сама по себе не является субъектом Федерации, она является федеративным государством и из них состоит.

Таким образом, введение данного пропрезидентского представительства в Федеральном собрании РФ является благоприятной почвой для злоупотреблений и дает возможность оказывать пропрезидентским представителям влияние на принятие решений Советом Федерации.

Ярким примером того, что Президент РФ пользуется существующей у него свободой усмотрения принятия государственно значимых решений, является создание федеральных округов и системы территориальных органов федеральной власти на уровне этих округов, которое породило усиление влияния федеральной власти на уровень государственной власти субъектов Федерации. Федеральные округа были созданы Указом Президента РФ [8], хотя вопрос, касающийся основ федеративного устройства, явно должен был быть урегулирован законом, а равно принят Государственной Думой ФС РФ как органом народного представительства и одобрен Советом Федерации ФС РФ как органом представительства субъектов Федерации. Однако данное решение было принято единолично президентом.

Кроме того, указанное изменение должно было быть отражено в Конституции РФ, поскольку оно затрагивает основы федеративного устройства государства, чего так же сделано не было. Данный факт можно расценить как жесткое вмешательство в государственное устройство страны подзаконным нормативно-правовым актом, если считать, что создание федеральных округов меняет государственное устройство [5].

Согласно данному Указу [8] полномочные представители должны главным образом обеспечивать реализацию Президентом РФ своих конституционных полномочий. На сегодняшний день в России и так существует разветвленная сеть территориальных подразделений органов исполнительной власти по федеральным округам (управления Генеральной прокуратуры РФ, главные управления МВД России, межрегиональные инспекции ФНС России и иные ведомства [1], которые так же реализуют государственную политику в своей сфере, а в России государственная политика это та же самая политика президента.

Так, создание указанного механизма является утверждением надсубъектных органов государственной власти, усиливающих ее централизацию, создающих в действительности еще один уровень власти, который входит в противоречие с конституционной моделью федерализма.

Следует акцентировать внимание и на существующей проблеме, связанной со свободой усмотрения Президента РФ при привлечении к конституционной ответственности законодательного органа государственной власти субъекта Федерации и высшего должностного лица субъекта Федерации.

Несмотря на то, что традиционным субъектом привлечения к юридической ответственности выступает суд, в данном случае привлекает к конституционной ответственности (распускает законодательный орган государственной власти субъекта Федерации и отрешает от должности высшее должностное лицо субъекта Федерации) только глава государства. При этом решение о привлечении к конституционной ответственности зависит от его усмотрения, т. е. является его правом, а не обязанностью. Судебный орган в указанной процедуре выполняет функцию установления противоречия в деяниях органов государственной власти субъектов Федерации действующему законодательству. Он лишь устанавливает юридический факт нарушения законодательства, но не применяет меры конституционного наказания [7].

Таким образом, за Президентом РФ, в конечном итоге, остается свобода усмотрения относительно того вопроса, является ли установленное судом нарушение достаточным для применения меры конституционной ответственности.

Необходимо также констатировать тот факт, что Президент РФ обладает чрезмерной свободой подзаконного нормотворчества. Благодаря данной свободе с легкостью существующие законодательные пробелы заполняются массивом подзаконных нормативных правовых актов.

Постоянное расширение полномочий, отсутствие устранения пробелов и коллизий впоследствии могут привести к ужесточению политического режима и отмиранию институтов демократии [5].

Решение существующих проблем, в первую очередь, видится в установлении конкретных правовых границ при принятии главой государства решений в тех сферах, где он обладает чрезмерной свободой усмотрения, в достижении баланса, уравновешивании политического веса трех ветвей власти и президента.

Так, назрела необходимость принятия специального закона о Президенте РФ, где были бы четко прописаны его полномочия, обозначены границы его деятельности и указаны конкретные вопросы, которые могут быть урегулированы правовыми актами главы государства.

Среди радикальных мер по решению существующих проблем можно указать исключение из Конституции РФ правовой нормы, позволяющей Президенту РФ назначать членов Совета Федерации ВС РФ — представителей Российской Федерации, как несоответствующей принципу независимости и самостоятельности каждой из трех ветвей власти, а также упразднение федеральных округов и системы территориальных органов федеральной власти на уровне этих округов, в связи с отсутствием соответствующего правового положения в Конституции РФ.

В качестве альтернативных вариантов решения указанных проблем, может быть предложено принятие соответствующего нормативно-правового акта, устанавливающего требования к кандидату на государственную должность члена Совета Федерации ВС РФ, назначаемого Президентом РФ, а также устанавливающего процедуру назначения на данную должность. Что касается федеральных округов, для признания данной системы действительно необходимой для эффективного функционирования механизма государства и соответствующей Конституции РФ, следует принять Закон о поправке к Конституции РФ, которым было бы внесено изменение в гл.3 КРФ и установлены федеральные округа.

Проблема существующей свободы усмотрения Президента РФ при привлечении к конституционной ответственности законодательного органа государственной власти субъекта Федерации и высшего должностного лица субъекта РФ может быть решена следующим образом: принятие данного решения главой государства может быть поставлено в зависимость от заключения Государственной Думы ФС РФ или Правительства РФ соответственно. Данный механизм обеспечит принятие взвешенного решения, исключит свободу усмотрения и единоличность его принятия, станет составной частью существующей системы сдержек и противовесов, а значит, окажет благоприятное воздействие на достижение баланса полномочий между ветвями государственной власти и главой государства.

Таким образом, указанные меры по решению текущих проблем способствовали бы благоприятному реформированию института президентства в Российской Федерации, повышению его авторитета и действительному соответствию правовых решений и действий Президента РФ закону.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект Федерации, конституционная ответственность, ветвь власти, Совет Федерации, высшее должностное лицо, законодательный орган.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В соответствии со ст. 80 Конституции 1993 г. Президент РФ — глава государства, и в этом качестве он:

• является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

• принимает меры по охране суверенитета, независимости, государственной целостности Российской Федерации;

• обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

• определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент не входит ни в одну из ветвей власти, не является главой исполнительной власти.

Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91).

• решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

• награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские звания, высшие специальные звания;

• осуществляет помилование (ст. 89).

Кроме указанных полномочий как главы государства Президент РФ обладает рядом других не менее важных и, надо сказать, весьма обширных полномочий, которые позволяют ряду исследователей говорить о том, что в России учреждена суперпрезидентская республика, хотя по формальным признакам это полупрезидентская республика. Достаточно сказать, что Президенту РФ напрямую подчинено все силовые министерства и ведомства.

Президент РФ обладает значительными полномочиями.

В области кадровой политики и формирования органов государственной власти:

• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, именно это обстоятельство позволяет считать Россию полупрезидентской республикой;

• по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

• назначает судей федеральных судов районных, городских, областных, краевых и т. д. (кроме судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ);

• формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

• формирует Администрацию Президента РФ;

• назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ.

Согласно ст. 83 Конституции РФ, Президент РФ формирует свою Администрацию, которая действует в соответствии с Положением об Администрации Президента РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 15 апреля 1997 г.

Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ, создает условия для реализации Президентом его функций.

Президент РФ определяет количественный состав Администрации (в настоящее время около 2 тыс. человек), количество заместителей главы Администрации, уровень заработной платы сотрудников и т. д.

Президент РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Большими полномочиями обладает Президент РФ в области внешней политики:

• осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

• назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

• ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

• подписывает ратификационные грамоты;

• принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуе-мых при нем дипломатических представителей.

В области обороны Президент РФ:

• утверждает военную доктрину РФ;

• является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

• вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение.

По ряду других полномочий Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов РФ; вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ активно взаимодействует с парламентом — Федеральным Собранием:

• он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

• при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения он незамедлительно должен сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

• назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

• ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

• назначает выборы Государственной Думы;

• вправе созвать первое заседание Государственной Думы ранее 30-го дня после ее избрания;

• распускает Государственную Думу;

• вносит законопроекты в Государственную Думу;

• обладает правом отлагательного вето, т. е. вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение.

В свою очередь, Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Президент активно взаимодействует с Советом Федерации:

• представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

• вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора.

В то же время Совет Федерации:

• может отрешить от должности Президента РФ;

• назначает выборы Президента РФ;

• утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.

Президент РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ:

• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

• принимает решение об отставке Правительства

• по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

• имеет право отменять постановления Правительства РФ.

Символами президентской власти в Российской Федерации являются: штандарт Президента РФ, Знак Президента РФ и специальный экземпляр

Конституции РФ. Эти символы передают вновь избранному Президенту РФ во время церемонии вступления в должность Президента РФ после принесения им присяги на специальном экземпляре текста Конституции РФ.

Рефераты, курсовые, эссе, сочинения и многое другое. Помощь в учебе студентам и школьникам.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Президент – выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления. В президентских республиках президент избирается внепарламентским способом на установленный срок путем проведения прямых (Российская Федерация) или косвенных (США) выборов.

1 Определение понятия “президент”

2 Полномочия президента

2.1 Полномочия в отношении Государственной Думы

2.2 Полномочия относительно органов государственной власти

2.3 Полномочия в отношении внешней политики

2.4 Полномочия вводить военное положения и режим ЧС и ЧП

Определение понятия “президент”

Президент – выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления.

В президентских республиках президент избирается внепарламентским способом на установленный срок путем проведения прямых (Российская Федерация) или косвенных (США) выборов. В республиках такого вида глава государства обладает рядом широких полномочий, так как он объединяет функции главы государства и главы правительства.

В парламентских республиках президент избирается парламентом или особой коллегией, членами которой являются парламентарии. В таких республиках Конституция формально наделяет президента широкими полномочиями, фактически их исполняет премьер-министр.

Полномочия президента

Полномочия президента Российской Федерации определены в четвертой главе Конституции РФ. Ст. 83 Конституции РФ закрепляет следующие полномочий президента РФ.

Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Глава государства принимает решение об отставке Правительства РФ.

Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ. Ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ.

По предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, назначает судей других федеральных судов.

Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора и его заместителей. Вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и заместителей.

Назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.

Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом. Утверждает военную доктрину Российской Федерации.

Формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает своих полномочных представителей.

Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Полномочия в отношении Государственной Думы

В ст. 84 Конституции Российской Федерации определены полномочия президента относительно работы Государственной Думы:

  • назначает выборы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
  • распускает в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты;
  • подписывает и обнародует федеральные законы;
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Не всеми полномочиями глава государства пользуется регулярно.

Например, право вето, которое президент может наложить на тот или иной закон, принятой Государственной Думой и одобренный Советом Федерации.

Полномочия относительно органов государственной власти

П. 1 ст. 85 Конституции РФ определяет полномочиям президента относительно разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ:

П. 2 ст. 85 Конституции Российской Федерации закрепляет полномочия президента относительно действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а именно:

Полномочия в отношении внешней политики

Полномочия президента в данной области закреплены в ст. 86 Конституции:

  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент, как глава государства, определяет основные направления внешней политики государства.

Полномочия вводить военное положения и режим ЧС и ЧП

Являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, президент, в случае агрессии против государства или непосредственной угрозы агрессии, уполномочен вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение. При этом он незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации уполномочен вводить режим чрезвычайного положения на всей территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88 Конституции РФ).

В ст. 89 Конституции РФ закреплены полномочия президента в сфере гражданства:

  • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • осуществляет помилование.

Согласно п. 1 ст. 90 Конституции РФ президент уполномочен издавать указы и распоряжения. Указы и распоряжения президента не должны противоречить главному документу страны и федеральному законодательству. Они обязательны для исполнения на всей территории государства.

Вывод

Президент Российской Федерации, как глава государства, Верховный Главнокомандующий, Председатель Совета Безопасности России, Председатель Государственного совета РФ, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, наделен широким кругом полномочий.

Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, решает вопросы гражданства РФ, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Читайте также: