Навыки будущего доклад сколково

Обновлено: 18.05.2024

Стратегическое мышление

Выбор и применение стратегий для решения комплексных задач, в том числе открытых, имеющих более одного решения.

Креативное мышление

Продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью.

Системное мышление

Понимание и интерпретация эстетической красоты закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе организованной сетевым образом; управление рисками, компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям).

Критическое мышление

Это понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций.

Коммуникация

Это способность человека к общению. Уровень этого умения зависит и от характера индивида, и от того, как он работает над собой. Искусство коммуникации включает в себя умение устанавливать контакт с окружающими и поддерживать его, а также способность производить на других людей нужное впечатление.

Кооперация

Это способность эффективно работать с другими людьми для достижения общей цели, а также предотвращать и урегулировать конфликты.

Самоорганизация

Это умение организовать ресурсы, имеющиеся в вашем распоряжении.

Саморегуляция

Это способность контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации. Она включает в себя умение справляться с сильной эмоциональной реакцией на различные травмирующие стимулы, умение успокоиться, когда вы расстроены, а также умение справляться с раздражением без эмоциональных вспышек.

Новые грамотности

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

Правовая грамотность — знание своих прав и обязанностей и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми, социальными общностями, организациями; умение применять правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, давать правовую оценку действиям социальных субъектов.

Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.

Предпринимательская грамотность — набор компетенций и знаний, позволяющий начать и вести свой бизнес. Это и проектное мышление, и основы финансовой и правовой грамотности, таймменеджмент, эффективные коммуникации и многое другое.

Платформа дополнительного образования — это точка встречи в интернете авторов инновационных образовательных практик и их потенциальных потребителей. На портале собраны сведения о возможностях детского и молодежного инновационного творчества, которые смогут использовать будущие лидеры страны для формирования своих индивидуальных образовательных траекторий.

Неформальное образование

К неформальному образованию относят практики, которые могут быть реализованы вне государственных институций и не нуждаются в стандартизации образовательных результатов. Как правило, проекты неформального образования ведут инициативные творческие группы, некоммерческие организации, научные сообщества и другие структуры, не связанные напрямую с системой образования.

Неформальное образование представлено в виде множества разнообразных практик, которые реализуются профессионалами высокого уровня в разных сферах, яркими увлеченными людьми, создающими вокруг себя пространства, где для ребят есть свобода выбора получения новых знаний и навыков.

Агентство стратегических инициатив организует коммуникационную площадку по созданию целостного пространства неформального образования. Деятельность АСИ направлена на:

Закрепление эффективных практик неформального образования в образовательном пространстве, в том числе – законодательно

Использование широкого спектра новых и экспериментальных технологий неформального образования в обучении школьников

Проекты

Формирование у детей культуры и навыков собственной безопасности, обучение комплексу собственных действий в нестандартной (опасной) ситуации – универсальному алгоритму (практическому инструменту) действий.

Формирование сети пилотных площадок по обучению школьников основам предпринимательства на базе образовательных организаций в регионах страны.

Создание книг каждого класса, написанных самими школьниками. В данном случае книга становится продуктом деятельности детей и взрослых, в процессе создания которого формируются различные навыки.

Формирование интереса к чтению у детей и молодежи, знакомству через театр с произведениями школьной программы, в том числе русских классиков.

Внедрение в школы современных технологий и образовательных продуктов. Комплексное интеллектуальное развитие ребёнка и поэтапное вовлечение в мир техники и технологий через открытие на базе школ детских научных клубов.

Создание федеральной сети специалистов, работающих с подростковой аудиторией в школах и центрах дополнительного образования, обладающих единым видением проблемы осознанного выбора профессии у подростков и соответствующим апробированным инструментарием для просвещения и развитию навыка осознанного выбора профессии в образовательных учреждениях.

Модельная программа развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации — институциональный механизм внедрения новых принципов развития сектора детского отдыха, основанный на опыте успешных проектов, лучшей региональной практике.

Масштабная апробация цифровой платформы, позволяющей выявлять, поддерживать и сопровождать развитие высокомотивированных и одаренных детей с учетом их особых образовательных потребностей, реализации персонализированного подхода.


Тренды будущего

Эксперты выделили ключевые тренды, которые определят рабочие места и профессии в будущем:

Цифровизация всех сфер жизни

Мы переходим из аналоговой в цифровую реальность. Нас ожидает интернет вещей и интернет всего: от умных часов и домов до транспортных дронов и промышленных станков, способных принимать самостоятельные решения.

Мы живем во время больших данных, которые открыли возможности для обучения искусственного интеллекта. Он способен выполнять сложные интеллектуальные задачи, самостоятельно обучаться и принимать решения. Это уже настоящее, такие системы сегодня используются в финансах, медицине и образовании.

Сейчас быстро развиваются биоинтерфейсы. Например, простейшие из них — умные часы и спортивные браслеты. Биоинтерфейсы будут совершенствоваться. Следующий шаг – развитие нейроинтерфейсов, которые смогут считывать и реагировать на сигналы головного мозга.

Навыки будущего

Автоматизация и роботизация

Машины и искусственный интеллект будут выполнять большую часть физической и умственной работы, что приведет к изменению роли труда человека. Нас ждет распространение беспилотных самоуправляемых машин, автоматизация логистики и всех сфер рутинного умственного труда, например, всевозможных посредников, ассистентов, бухгалтерии.

Глобализация

Экономическая, технологическая и культурная. Мы хорошо знакомы с глобальными цепочками производства. Глобализация распространяется на науку и культуру. Этот тренд будет только усиливаться.

Экологизация

Демографические изменения

Продолжительность жизни будет расти, роль женщин в экономике усиливаться. Меняется модель детства. Оно становиться значимым, а не подготовительным периодом жизни. Дети становятся потребителями и участниками цифровой экономики.

Становление сетевого общества

Больше фрилансеров и интернет-предпринимателей. Осмысленное производство и потребление. Геймификация. Будут распространяться более гибкие способы управления компаниями и сообществами. Agile подход, холократия и бирюзовые организации заменят неэффективные иерархические системы управления.

Ускорение

Предыдущие 6 изменений произойдут под влиянием этого общего метатренда — возрастающей скорости изменений.

Новый сложный мир

В нашем новом сложном мире:

  • не будет профессий, которым обучаются в юности раз и навсегда;
  • будут постоянно появляться новые профессии, которых еще нет, в том числе работа в виртуальной реальности;
  • не будет простой рутинной работы за компьютером и работы на конвейере; появятся задачи принципиально другого уровня сложности;
  • не будет иерархии, где сотрудник не принимает самостоятельных решений и не несет ответственности;
  • исчезнут четкие границы между личным и рабочим временем.

Все эти изменения и тренды повлияют на рабочие места во всех сферах экономики. Новые рабочие задачи создадут новые профессии и потребуют от людей новых навыков. Эксперты прогнозируют большие проблемы перехода в новую цифровую экономику, глобальную безработицу и появление лишних людей, так как их навыки больше не будут востребованы.

Навыки 21 века

Эксперты выделили 7 навыков, необходимых человеку для работы в новом сложном мире.

Концентрация и управление вниманием, осознанность

Чтобы справляться с информационной перегрузкой и управлять сложной техникой.

Эмоциональная грамотность

Эмоциональный интеллект, понимание своих и чужих эмоций, эмпатия, сочувствие помогут сохранить себя и взаимодействовать с другими в человекоцентрированной экономике.

Цифровая и медиа грамотность, информационная гигиена

Цифровая грамотность будет необходима, как сейчас умение писать и читать. Без информационной гигиены будет невозможно сохранить здоровье в сложной и токсичной информационной среде.

Творчество и креативность

В условиях сложной, неопределенной и изменчивой среды, когда рутинная работа будет автоматизирована, станет ценным умение создавать новое и находить нестандартные решения.

Экологическое мышление

Для преодоления экологического кризиса и выстраивания экоориентированной цивилизации будет необходимо понимать связность мира, воспринимать себя в связанности с экоситемой и не вредить ей.

Кросскультурность и кооперация

В коллективах будут вместе работать люди с большими различиями в (суб)культуре и возрасте. Поэтому терпимость к другим культурам и поколениям и умение решать сложные задачи в кооперации станут необходимыми навыками.

Способность к (само)обучению

Человеку придется учится всю жизнь и уметь выбирать индивидуальную стратегию обучения.

Навыки будущего

  • способность ставить цели и достигать их (сила воли),
  • способность к саморефлексии (осознанность),
  • способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).

Авторы отмечают, что люди, способные перестраивать свои экзистенциальные навыки в зрелом возрасте, также изменяют и широкий набор аспектов своей жизни.

Как развить нужные навыки?

Отличная новость, друзья! Все навыки будущего (кроме цифровой грамотности, но включая цифровую гигиену) мы можем развить в себе с помощью практик майндфулнесс (осознанности). Это научно доказанный факт. Внимание и сосредоточенность, эмоциональный интеллект, эмпатию, ощущение сопричастности, сочувствие и принятие, творчество – вот то, что мы тренируем и культивируем с помощью практик майндфулнесс.

Эти навыки помогут вам стать человеком будущего и не оказаться за бортом нового, сложного мира. Не остается никаких сомнений, что главное качество или, если хотите, скилл человека будущего – осознанность.Сделайте вклад в свое будущее и вводите практики майндфулнесс в свою жизнь уже сегодня, а Art Of Balance вам в этом поможет.

Вам будет интересно:

Дмитрий Сениченков

Дмитрий Сениченков

Навыки будущего humaneducation.ru

Давайте поговорим о будущем.
Точнее о том, как связано будущее и система образования.
Знаете, про эту связь говорят гораздо меньше, чем стоило бы. Для многих “инновации в образовании” — это “как бы покрасивее упаковать таблицу умножения, чтобы наиболее эффективно засунуть её в детей”. Это грустно.
Образование же, на самом деле — не про то чтобы впихнуть в себя какие-то знания и кому-то что-то сдать. Образование — это про то, как найти своё место в мире, делать для него что-то полезное, поменьше переживать и побольше радоваться.
А для этого надо что-то понимать про этот самый мир и в какую сторону он меняется.

Именно про это рассказывают ребята из Global Education Futures и WorldSkills Russia в своём докладе “Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире”. Они показывают 7 трендов, которые уже меняют мир и дальше будут менять его всё сильнее, и анализируют, как изменится рынок труда, и чему в связи с этим стоит учиться.

Перед вами мой конспект этого доклада.

7 трендов, определяющих образ рабочего места в XXI веке

7 трендов humaneducation.ru

Источник: Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

Тренд 1. Цифровизация всех сфер жизни
Всё, что нас окружает, соединяется в единую сеть. Всё имеет цифровую копию.
Интернет в кормушке для кошки и в подкожном чипе, который считывает уровень сахара в крови; искусственный интеллект, который постоянно учится и понимает обычную человеческую речь; Pokemon Go и интернет непосредственно в мозге.
Пожалуй, это наши дети будут учить нас жить в мире со всеми этими штуками, а не мы их.

Тренд 2. Автоматизация в промышленности и экономике
Это известная страшилка про то, что нас всех заменят роботы.
Не сразу и не всех, но многие профессии действительно скоро перестанут быть человеческими: роботы на конвейерах вместо ручного труда, транспортные автопилоты вместо водителей, искусственный интеллект, который закажет билеты вместо туроператора или персонального ассистента.
Если ты научил программу один раз, тебе никогда не придётся повторять обучение — в отличие от новых сотрудников.

Тред 3. Глобализация экономики, знаний и технологий
Для многих процессов в мире государственные границы не имеют значения.
Нутелла собирается из десятков ингредиентов, изготовленных в разных частях света; открытия совершают группы ученых, ни разу не встретившихся лично; “Игра престолов” выходит в один и тот же час во всех странах мира, чтобы пираты не слили её в сеть раньше релиза.
С одной стороны, мы учимся мыслить на уровне целого мира, но с другой — рискуем потерять самобытность.

Тренд 4. Экологизация
Если раньше экология заботила только горстку “зеленых” фриков, то сейчас проблемы на планете уже нельзя не воспринимать всерьёз.
Между 1970 и 2020 годом с лица Земли исчезли две трети популяции диких животных; энергетические ресурсы истощаются, а их использование приводит к изменениям климата и угрозе жизни на земле; но при этом активно развиваются альтернативные источники энергии, всё больше людей говорит об озеленении городов, а многие страны запрещают одноразовый пластик.
Распространяется экологическое мышление: люди и бизнесы объединяются в экосистемы, где каждый видит себя частью большего и влияет на всю систему в целом.

Тренд 5. Демографические изменения
Когда меняется состав тех, кто может работать, меняется и рынок труда.
Продолжительность жизни стремительно растёт, пожилых людей становится больше, на пенсию они выходят позже; больше женщин идут работать; детство уже не воспринимается как этап подготовки к жизни, но как полноценный её этап, и многие дети начинают участвовать в экономике, ещё не окончив школу.
Жизнь больше не делится на “подготовка-работа-пенсия”, нужно уметь учиться и переучиваться всю жизнь.

Тренд 6. Сетевое общество
Не только кормушки для кошек связаны в единую сеть, но и мы с вами.
Всё больше людей становятся фрилансерами и предпринимателями, которые работают из любой точки мира и тусуются в коворкингах; распространяется экономика совместного потребления и краудфандинг; бизнес становится гибким и самоорганизующимся; блокчейн упрощает бюрократию.
Обществу уже не нужно так много посредников и управленцев, сколько есть сейчас.

Тренд 7. Ускорение технологических и социальных изменений
Мир развивается настолько быстро, что отдельно взятый человек физически не может осознать все изменения.
Электричество распространилось за десятилетия, смартфоны — за годы; каждое новое преобразование занимает всего треть времени от предыдущего.
В этой бешеной гонке многие чувствуют себя потерянными и ненужными.

Хоть доклад и называется “Навыки будущего”, но мы ведь не про будущее говорим, а про самое настоящее настоящее. У меня под окном три машины с надписью “каршеринг”, а в магазине напротив стоит терминал по работе с биткоинами (понятия не имею, что с ними делать). Эти штуки появляются стремительно и тут же становятся чем-то обыденным.

Мир, в котором развиваются эти тренды, называется VUCA world: Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность.

Как в этом мире меняется и будет меняться производство?

  • Большинство рутинных задач перейдут роботам — как в промышленности, так и в сфере услуг.
  • В мире, заполненном стандартизированными продуктами будет расти спрос на уникальное производство — вещи, сделаные руками мастеров.
  • Также в сфере услуг — когда много функций заберут роботы, обслуживание живыми людьми будет цениться выше.
  • Большую часть логистики будут выполнять автопилоты.
  • Поскольку интеллектуальная работа будет всё сложнее, больше людей будет работать в командах, а не по одиночке.

С учетом всего этого у людей есть два варианта, как не остаться на обочине: трансформировать свою профессию под требования времени — или освоить новую.

Вот в каких областях точно ещё долго будет нужен живой человек:

  • Креативная экономика — писать картины, музыку, сценарии для компьютерных игр;
  • Киберэкономика — вести видеоблоги, профессионально играть в компьютерные игры;
  • Человекоориентированные сервисы — открывать авторские кофейни, массажные салоны и образовательные центры;
  • Новый технологический сектор — заниматься био- и нейротехнологиями, обучать искуственный интеллект;
  • Экологическая сфера — восстанавливать экосистемы, озеленять города.

Для многих людей всё это звучит очень страшно. Они не видят себя в таком будущем.
Чтобы совершить переход в новый сложный мир, нужно мыслить по-новому: в том числе, изменить своё отношение к тому, что вообще такое работа. Идея не в том, что нужно каждый месяц переучиваться, пытаясь догнать убегающий мир — это не принесет ничего кроме стресса. Нужно найти свой собственный смысл в этом мире, и тогда работа станет всего лишь его проявлением.
Возможно, после автоматизации большинства рабочих мест многие страны введут Безусловный Базовый Доход для каждого гражданина — и тогда…

Люди смогут начать вспоминать, что же они хотели делать, до того, как им сказали, что они должны зарабатывать на жизнь. Избавившись от необходимости постоянно думать о деньгах для обеспечения базовых потребностей, человек сможет относится к работе как к пространству для собственного развития, общения с другими людьми и реализации своего предназначения.

Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

Какие навыки нужны в новом сложном мире?

В каждой профессии людям нужны 2 вида навыков: жесткие (hard skills) и мягкие (soft skills).
Жесткие навыки — это умение работать с техникой и выполнять конкретные задачи, которые можно проверить и измерить. Например, программирование.
Мягкие навыки сложнее проверить и продемонстрировать — это, например, умение улаживать конфликты и управлять временем. И именно они помогут оставаться на плаву, что бы ни происходило в мире.
Если раньше базовыми навыками считалась способность читать, писать и считать, то сейчас часто говорят о навыках 4К: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа, которыми стоит владеть каждому человеку.

Дальше авторы доклада расширяют список необходимых навыков до вот такого:

Базовые навыки XXI века humaneducation.ru

Источник: Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

А в основе развития личности — экзистенциальные навыки: способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).

Какое образование сформирует эти навыки?

Образовательные системы почти во всех странах мира созданы для того, чтобы готовить людей к обстоятельствам прошлого — к общественному послушанию, к труду, в основном не требующему творческого подхода, к стандартным рабочим процессам, к конкурентным трудовым средам. Современная модель массового образования возникла в XIX веке, когда основной задачей образования была подготовка людей к работе на фабриках или в государственном бюрократическом аппарате. Все система образования была выстроена таким образом, чтобы ученик привыкал жить в ритме индустриального общества: рабочая неделя с жестким монотонным расписанием, звонок, оповещающий о начале и окончании каждого урока и всего учебного дня, и так далее.

Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

Но это больше не работает. Миру не нужны люди с конвейерным мышлением. Чтобы быть современным, образование должно стать неформальной экосистемой. Конструктором, где каждый может собрать индивидуальное образование под себя — из групповой работы, общения с наставником, лабораторий в дополненной реальности, онлайн-курсов. Образование перестанет запираться в стенах школы и выйдет в мир: стажировки в компаниях, городские сообщества, группы по интересам, включающие людей всех возрастов.
И будет много инструментов навигации, чтобы каждый выстраивал подходящую ему траекторию образования в доступном вокруг реальном и цифровом мире.

По докладу неочевидна связь между навыками XXI века и образованием, так что я резюмирую от себя.
В нынешней системе образования главное — знания, в том числе потому, что их легко измерить тестами. Но в новом сложном мире умение договориться, объединиться, быстро найти нужную информацию и предложить свежее решение — важнее, чем вызубрить ключевые даты первой мировой войны. Впихнуть в себя всю информацию всё равно невозможно, её слишком много, надо уметь с ней грамотно обращаться. А сформируются эти навыки в свободной среде, где люди творят, взаимодействуют между собой, каждый несёт ответственность за своё образование и наполняет его своим смыслом.
Пора перестать разделять образование и жизнь.

А что дальше?


Мы при поддержке партнеров осуществили множество проектов в более чем 50 странах мира. Основные проекты представлены ниже

Этот доклад был подготовлен более чем 700 экспертами из 45 стран мира, и в нем рассматриваются навыки будущего для 7 отраслей промышленности, а также их потребности в профессиональном образовании и подготовке.

В этом докладе, исследуются навыки, знания инструменты, которые поддерживают обучение на протяжении всей жизни и самостоятельное обучение. Доклад основан на 40 тематических исследований образовательных во всем мире.

Включает 8 лекций и "лабораторий", онлайн-дискуссии и ряд продуктов, созданных сообществом из более чем 100 экспертов.

В программе принимали участие 11 регионов России, которые представляли региональные университеты, технопарки, бизнес-сообщества и регулирующие органы

Международная программа, которая проходит в нескольких странах, чтобы продемонстрировать различные подходы к формированию новых моделей образования, существующих в США, Европе, России и Китае

Методология, которая вовлекает молодых учащихся в проектирование будущего образования в школах, семьях и городах. Проекты, использующие эту методологию, реализованы в России, Латвии, Калифорнии (США) и Аргентине.

Отчет подводит итог трехлетнему исследованию GEF , в котором приняли участие сотни лидеров в области образования на пяти континентах. Мы выделяем ключевые моменты системных преобразований, которые могут воплотить образование будущего в реальность.

В центре внимания форума было развитие "Сложной личности", а также новые и будущие компетенции, необходимые всем молодым специалистам для процветания в сложном и постоянно меняющемся обществе.

На Protopia Futuriser встретились 150 лидеров изменений из 12 стран и новаторов, которые экспериментировали с совместным созданием новой образовательной экосистемы.

Встреча в Москве стала ключевым мероприятием GEF, в котором приняли участие основные партнеры программы "Глобальное будущее в области образования". Цель совещания состояла в том, чтобы представить текущие результаты инициативы GEF и обсудить практические совместные мероприятия, которые могут начать строить мосты из настоящего времени в желаемое будущее образования.


В исследовании представлен обзор профессий будущего, чтобы дать представление о том, куда направляется разитие рынка труда. Исследование проводилось совместно с Московской школой управления СКОЛКОВО и Агентством стратегических инициатив.

GEF в партнерстве с WorldSkills Russia Russia провели серию сессию форсайт сессий, направленных на формирование видения будущих компетенций, востребованных на формирующемся рынке труда.

Форум GEF был проведен совместно с Глобальным технологическим симпозиумом в Калифорнии. Ключевые доклады и групповые дискуссии с инноваторами в области образования стали основой для сессии Rapid Foresight.

Серия лекций о вызовах протопии и практиках будущего.

Цель этих лекций - описать, что такое общество мудрости и процветания, и определить основные модели развития культуры и человека, которые помогают нам создать модель такого общества.

Набор включает в себя 8 лекций и лабораторий, онлайн-дискуссии и ряд продуктов, созданных сообществом из более чем 100 участников.

Это образовательная программа для лидерских команд из 11 регионов России, которые представляли региональные университеты, технопарки, бизнес-сообщества и регулирующие органы. Целью программы было развитие региональных команд и помощь в создании дорожных карт развития региональных образовательных экосистем, а также запуск пилотных проектов, таких как форумы, конкурсы и другие инициативы.

Weavers Academy проходила с июня по декабрь 2018 года в Нидерландах (Мастрихт), в России(Москва) и в Швейцарии (Берн). Партнерами программы стали Фонд "Ashoka", Московская школа управления "Сколково", THNK, Chaos. В рамках программы 25 лидеров экосистемных проектов со всего мира выращивали многопрофильные "сообщества" и развивали собственные экосистемные проекты.

В последние годы во всем мире был создан ряд карт для глобального сообщества новаторов в области образования с целью укрепления сотрудничества между новаторами и пользователями инноваций во всем мире. Однако большинство из этих проектов сосредоточены на постепенных инновациях, которые улучшают существующие учебные заведения, и позволяют педагогам "догнать" тех, кто находится в более развитых регионах.

Исследования GEF указывают на необходимость революционных масштабируемых инноваций, которые начинают формировать образовательные системы будущего - экосистемы обучения на протяжении всей жизни. В этом проекте мы определяем, какие образовательные инновации лучше всего подходят для создания "экосистемного" образования. Мы разрабатываем определения и критерии "экосистемных" инноваций, а также создаем прототип карты "экосистемных" инноваций для региона России, Украины, Евразийского Союза и стран Балтии.

Проект реализуется при поддержке Фонда Рыбакова

Эта программа, созданная как партнерство Global Education Futures, Global Change Leaders Collaborative, Фонда "Ашока" и Московской школы управления СКОЛКОВО, представляет собой многомодульную международную программу, которая проходит в нескольких ключевых точках мира, демонстрируя разнообразные подходы к формированию новых моделей образования, существующих в США, Европе, России и Китае. Она ориентирована, прежде всего, на новых лидеров, которые управляют образовательными экосистемами.

Цель программы заключается в подготовке лидеров, которые будут вести трансформацию образовательных экосистем в нескольких регионах мира. Программа преследует три цели: она призвана дать толчок существующим командам , чтобы помочь им в работе по трансформации образования в своих регионах; она позволяет инкубировать проекты системных изменений в образовании в ходе программы; она помогает создавать новые знания и практики "ткачества" или "садоводства экосистем".


В настоящее время дети и молодые учащиеся, являющиеся основными бенефициарами будущих образовательных систем, недостаточно представлены в процессе проектирования. Во время одной из первых встреч "Будущее глобального образования" в Менло-Парк, Калифорния, в апреле 2015 года, Валери Хэннон и Марк Пренский предложили создать методологию, которая принесет голос молодежи в образовательную систему. В конце 2015 года, во время разработки национальной "дорожной карты" детства, Екатерина Лукша разработала такую методологию, которая вовлекает молодых учащихся в качестве участников проектирования будущего обучения в школах, семьях и городах. С тех пор эта методология применяется при разработке образовательной политики на региональном и национальном уровнях, а также при перепроектировании школ, детских домов, летних лагерей и других образовательных форматов. Проекты, использующие эту методологию были реализованы в России, Латвии, Калифорнии (США) и Аргентине.


Методология Voice of Youth предлагает преобразовать отношения между учителями и учениками, между детьми и взрослыми в более искренние, более равные, более открытые и наделяющие более широкими правами и возможностями. За занятиями, на которых учащиеся открывают и представляют свои мысли и чувства о своем желаемом будущем, следуют занятия, на которых их наделяют правами и возможностями, чтобы сделать это будущее реальностью. Таким образом, дети и взрослые становятся творцами новых способов обучения. Самый важный переход, который может произойти, - это преобразование мышления учителя из автократического и патриархального в более демократичный и целостный образ взаимодействия.


В настоящее время мы создаем международную платформу, которая объединит голоса молодых учащихся планеты и позволит распространить этот подход на международном уровне. Мы приветствуем партнеров, которые хотят сотрудничать с нами в дальнейшем применении и развитии методов Voice of Youth

14-й форум "GELP Москва" организован GEF в партнерстве с Global Education Leaders Partnership . Форум предоставил возможность для интенсивного обучения и сотрудничества между международным сообществом лидеров в области образования и сообществом лидеров в области образования России/СНГ. Как и другие мероприятия, организуемые GEF и GELP, это мероприятие в значительной степени было основано на широком участии международных эеспертов.


В центре внимания форума было развитие "Сложной личности", а также новые и будущие компетенции, необходимые всем нашим молодым людям для процветания в сложном и постоянно меняющемся мировом обществе.


GELP является одним из наиболее мощных альянсов глобальных лидеров в области образования, идейных лидеров и консультантов, приверженных делу преобразования систем обучения для удовлетворения потребностей учащихся. Это партнерство направлено на радикальное преобразование образования в интересах будущего, укрепление процесса сотрудничества и взаимного обучения между лидерами в области образования, а также на уделение особого внимания экосистемам образования и условиям функционирования системы образования. Для этого с 2009 г. организованы многочисленные конференции, сессии и проекты по всему миру.


Protopia Futuriser это встреча глобальных лидеров изменений, которые экспериментировали с совместным созданием новой образовательной экосистемы посредством обмена практикой, коллективной игры и создания сети международных трансформационных команд. В первой встрече приняли участие 150 лидеров в области образования из 12 стран.

Protopia Futuriser был нацелен на создание международных команд студентов/преподавателей, которые создают "точки привлечения будущего" - преобразующие проекты, которые могут способствовать появлению нового образования и нового общества. Особое внимание было уделено проектам, которые касаются или объединяют три типа образовательных "площадок":

  • Университет/школа как сердце образовательной "экосистемы", которая преображает окружающую среду (перестраивает свой город/регион, создает новую промышленность и т.д.).
  • Культурный/образовательный центр для городских учащихся на протяжении всей жизни, который привлекает городских активистов и действует как центр трансформации города.
  • Образовательная онлайн / оффлайн платформа для региональной / страновой / глобальной активности


Встреча в Москве стала ключевым событием в деятельности GEF, в ходе которой ключевые партнеры программы приняли участие в обсуждении вопроса о том, как сделать видения GEF реальностью.

Цель встречи состояла в том, чтобы представить текущие результаты инициативы GEF и поразмышлять о ее пути, обсудить практические совместные действия, которые позволят строить мосты из настоящего в желаемое будущее, а также установить связь с инициативами, которые существуют в России и могут стать частью глобального движения за реформы в области образования. В совещании приняли участие партнеры из компаний Ashoka, GELP, ASI, WorldSkills и другие партнеры GEF. Была создана идея движения Protopia Labs, и начат ряд экспериментов во всей системе образования.

Ключевыми результатами московской встречи GEF стали обобщение вклада GEF в международный диалог о будущем образования и первая схема развития движения лидеров изменений в сфере образования.

Global Education Futures в партнерстве с WorldSkills Russia провела форсайт сессию , направленную на создание видения будущих компетенций, востребованных на развивающихся рынках труда. Сессия Future Skills Foresight прошла в рамках международных сессий по определению будущего направления развития и долгосрочных "правил игры" для глобальной образовательной системы. Участниками сессии форсайта стали официальные и технические делегаты движения WorldSkills, а также международные эксперты в области экономического роста и профессионального образования.

Тематические группы были сформированы таким образом, чтобы дать участникам наибольшую возможность обсудить вопросы изменения различных сфер экономики и соответствующих систем обучения. Основными темами для обсуждения были:

  • Какие процессы технологических и социальных изменений окажут наибольшее влияние на рынок труда ?
  • Как конкретно изменяются процессы в производстве и сфере услуг, какие новые компетенции (знания и навыки) необходимы, и какие компетенции устаревают с появлением новых технологий?
  • Какие новые процессы подготовки кадров необходимо внедрять в связи с изменением необходимых компетенций?

Форум GEF в Калифорнии был проведен совместно с Глобальным Технологическим Симпозиумом . На нем были рассмотрены основные изменения в области образования, обусловленные технологическими инновациями, крупными социальными и экономическими преобразованиями, а также личными и коллективными требованиями к образованию, отвечающему потребностям XXI века.

Читайте также: