Доклад тюремная медицина в россии

Обновлено: 17.05.2024

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Филичкин А. А.

Ретроспективный анализ российского законодательства по вопросам регулирования отношений, связанных с охраной и поддержанием здоровья лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях

Проблемы производства и труда в процессе реформы системы исполнения уголовных наказаний в Российском государстве

Становление системы учреждений исполнения наказаний в виде лишения свободы в советский период развития украинского государства

иНЕ MAKING ОЕ РЕ^Ь НЕЛШН СЛЯЕ 8ЕЯУ1СЕ IN ЯТ881Л

А.А. ФИЛИЧКИН (Академия ФСИН России)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

Пенитенциарная медицина в России формировалась и развивалась в течение нескольких столетий.

В 1787 г. Екатерина II собственноручно составила Проект об устройстве тюрем, в котором содержались указания об устройстве тюремных больниц с койками для больных, сменами белья и т. д. Был разработан даже проект штатов тюремных больниц, но не реализовался в полной мере.

В 1819 г. основывается Попечительное о тюрьмах общество, и его первым председателем назначается князь Голицын. В 1830 г. секретарем, а в дальнейшем директором Московского комитета этого Общества стал знаменитый филантроп доктор Ф.П. Гааз (1780-1853). Благодаря его настойчивости было отменено этапирование арестантов с приковыванием их по нескольку человек к одному пруту, введены облегченные кандалы, построена больница для заключенных со школой для детей и мастерскими.

В 1831 г. издается Инструкция по основным правилам тюремного распорядка, в которой довольно подробно изложены порядок приема осужденных в больницы, лечения, содержания больных, выписки выздоравливающих и др.

Закон от 4 июля 1866 г. определил основные условия организации исполнения наказаний в виде ареста: устройство и содержание арестных домов, нормы жилой площади на арестованного, порядок размещения арестантов в зависимости от пола, возраста и сословия, снабжение их одеждой, бельем и пищей, в том числе лечение больных арестантов.

Определяющим моментом для становления всей пенитенциарной системы можно считать

подписание Александром II в марте 1879 г. Указа об учреждении в Петербурге в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления.

В 1890 г. появился Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей, а в 1898 г. -руководство для попечителей и смотрителей арестных домов. В этих документах рассматривались также вопросы медицинской помощи заключенным.

Устав о содержащихся под стражей предусматривал лечение больных арестантов за счет казны. До революции при каждой тюрьме имелся врач. Он осматривал арестантов при приеме в тюрьму, оказывал помощь при болезни, определял возможность содержания в одиночной камере, освобождения от прогулки, следил за состоянием здоровья лиц, водворенных в карцер, санитарным состоянием тюрем. В обязанности врача входило не реже одного раза в три месяца производить наружный телесный осмотр всех заключенных.

При крупных тюрьмах существовали тюремные больницы. Кроме того, допускалось приглашение к больным (за их счет) врачей, не состоявших в штате тюрьмы, и перевод в случае необходимости в местные городские, земские больницы. Для этого требовалось заключение тюремного врача, разрешение губернской тюремной инспекции, а в отношении подследственных и подсудимых - согласие прокурорского надзора.

О многих аспектах медицинской помощи в местах заключения того времени можно узнать из очерка врача Шлиссельбургской каторжной тюрьмы доктора медицины Е. Эйхгольца. В задачи врача входили: санитарный надзор за состоянием мест заключения, контроль за распределением работ в зависимости от здоровья и непосредственно лечебная работа. Госпитализировались, как правило, только больные, тре-

бующие постоянного медицинского наблюдения и усиленного питания. Остальные (инвалиды, старики, малокровные, переутомившиеся на тяжелых работах) получали помощь в своих камерах или группировались в специально выделенных камерах с ослаблением тюремного режима: их освобождали от работы, разрешали днем опускать койки, давали дополнительное питание (обычно бутылку молока и фунт белого хлеба)1 .

После Октябрьской революции 1917 г. работа по оказанию медицинской помощи заключенным была возложена на Наркомздрав РСФСР. Такой порядок оказания медицинской помощи существовал вплоть до создания в 1930 г. Управления исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, в составе которого имелись должности медицинских работников. После ряда переименований в июне 1934 г. оно перешло в состав НКВД СССР.

27 октября 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли решение о передаче всех исправительнотрудовых учреждений системы НКВД СССР и союзных республик - домов заключения, изоляторов, исправительно-трудовых колоний, бюро принудительных работ со всеми подсобными учреждениями, предприятиями и личным составом - в ведение ГУЛАГа, где был образован Отдел мест заключения. Таким образом, вся система мест лишения свободы страны была сконцентрирована в этом ведомстве. Одним из подразделений центрального аппарата ГУЛАГа было Санитарное управление, имевшее подчиненные органы на периферии (санитарные отделы).

История развития медицинского обеспечения в исправительно-трудовых учреждениях ГУЛАГа в литературе представлена мало, за исключением работ Б.А. Нахапетова2, З.А. Астемирова3 и С.И. Кузьмина4, что не позволяет судить обо всех сторонах деятельности медицинской службы того времени.

История санитарной службы тесно связана с историей самого ГУЛАГа.

Можно выделить следующие периоды развития: изоляция и устрашение осужденных (19181930); массовое уничтожение осужденных (19311942); интенсивное трудовое использование осужденных (1943-1955); относительная гуманизация советской исправительно-трудовой системы (1956-1963)5.

На начальном этапе, когда состояние здоровья осужденных было удовлетворительным, основной упор в медицинском обслуживании делался на создание в системе мест заключения учреждений для больных осужденных, а

именно: колоний для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных, институтов психиатрической экспертизы, больниц и т. п.

С течением времени исправительно-трудовые лагеря превратились, по существу, в каторжные, рассчитанные не столько на исправление и тем более лечение увечных и больных осужденных, сколько на их уничтожение. Тяжелый отупляющий труд, жестокая борьба за существование, голод, произвол уголовников, плохая одежда, скверное медицинское обслуживание -все это стало нормой7 .

Основной работой санотделов во всех лагерях была борьба по ликвидации вспышек эпидемий сыпного и брюшного тифа, а также с цинготными заболеваниями. Во всех лагерях наблюдалась неукомплектованность санчастей врачами и младшим медперсоналом. Не хватало самых необходимых медикаментов8 .

С началом Великой Отечественной войны материально-бытовое положение заключенных и их медицинское обеспечение существенно осложнились. Неудовлетворительное медицинское обслуживание при 12-часовом рабочем дне повлекло за собой высокую смертность среди заключенных, особенно в 1942 и 1943 гг.

В 1944 г. было разработано Положение о больницах для заключенных в исправительнотрудовых лагерях и колониях НКВД СССР, в котором определены основные задачи и функции больниц, их структура и порядок работы.

В послевоенные годы медицинская помощь заключенным основывалась на общих принципах советского здравоохранения. Она была доступна всем нуждающимся и предоставлялась бесплатно. Лечебные учреждения организовывались исходя из норм количества больничных коек в пределах от 3 до 6 % к списочному составу контингента. Объективные статистические показатели физического состояния заключенных, общей и больничной смертности, заболеваемости с потерей трудоспособности и исходов лечения в больницах в начале 1950-х годов свидетельствовали об улучшении медицинского обслуживания контингента.

Из справки заместителя начальника 2-го управления ГУЛАГа по данным на 1 января 1953 г.: «. для оказания заключенным медицинской помощи в лагерях и колониях ГУЛАГа имеется: амбулаторий - 3446, больниц и стаци-

В 1956 г. были изменены штаты пенитенциарных лечебных учреждений в сторону их приближения к штатам лечебных учреждений Министерства здравоохранения. Изменился порядок планирования медицинской службы колоний. С 1957 г. при крупных колониях стали организовывать медико-санитарные части с больницами на 10, 25 и 35 коек с соответствующим штатом медицинского персонала, а при небольших колониях - врачебные или фельдшерские пункты с изоляторами до 5 коек. Кроме того, в каждом УИТК (ОИТК) МВД (УВД) имелась центральная больница, а в некоторых республиках, краях, областях их было несколько. Такой порядок организации медицинского обеспечения, в том числе и планирования, сохранился практически до настоящего времени10 .

С 1989 г. организация медицинского обеспечения лиц, лишенных свободы, строилась на основе Руководства по медицинскому обеспечению лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР, введенного в действие приказом МВД СССР от 17 ноября 1989 г. № 285. В нем определены задачи, описано оснащение и порядок работы медицинских учреждений, представлены типовые должностные обязанности руководителей больниц и медико-санитарных частей, приведены типовые правила внутреннего распорядка для больных осужденных и другие инструктивные материалы.

В 1993 г., признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Российской Федерации принимает Осно-

вы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 29 которых гласит, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет бюджетов всех уровней.

С 1998 г. уголовно-исполнительная система была передана из ведения МВД в Министерство юстиции Российской Федерации. В этот период начала реализовываться программа реформирования уголовно-исполнительной системы, охватывающая все направления ее деятельности, в том числе и организацию медицинского обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах, колониях.

В ГУИН Минюста России было создано Медицинское управление. За короткий промежуток времени сформированы аппараты управления медицинской службой во всех территориальных органах УИС. Созданы санитарно-противоэпидемическая служба, являющаяся частью государственной системы санитарно-эпидемиологического надзора, и служба военно-врачебной экспертизы11 .

В соответствии со ст. 101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

В настоящее время для оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения уголовно-исполнительной системы существует 1014 медицинских частей, 133 больницы различного профиля, в том числе 78 - соматических, 50 - туберкулезных, 5 - психиатрических, 57 -лечебно-исправительных учреждений (ЛИУ) для больных туберкулезом и 9 ЛИУ для больных наркоманией12 .

Отдельной вехой в развитии пенитенциарной медицины является медицинское обслуживание личного состава Федеральной службы исполнения наказаний.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе имеется 37 лечебно-профилактических учреждений для личного состава, в том числе 24 центра медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 3 санатория. Все учреждения имеют статус юридического лица14 .

В последние годы в связи с присоединением России к ряду международных конвенций о правах человека и вступлением в Совет Европы повысилось внимание к соблюдению прав

заключенных, условиям их содержания, медицинского обслуживания. Это ставит перед медицинской службой ФСИН России новые задачи, решение которых позволит выйти на новый этап развития пенитенциарной медицины в России.

Для решения этих задач необходимо увеличение бюджетного финансирования до уровня потребностей, создание соответствующих социально-экономических условий для закрепления квалифицированных медицинских кадров и их обучения, расширение связей с международными организациями и фондами, формирование навыков здорового образа жизни, социальной и медицинской реабилитации осужденных.

Залогом успешного развития пенитенциарной медицины является работа по снижению заболеваемости и смертности, эпидемическому благополучию населения на государственном уровне.

1 См.: Грекова Т.И., Голиков Ю.П. Медицинский Петербург. СПб., 2001. С. 87-88.

2 См.: Нахапетов Б.А. К истории санитарной службы ГУЛАГа // Вопр. истории. 2001. № 6. С. 126-136.

3 См.: Астемиров З.А. История советского исправительно-трудового права: Лекция. Рязань, 1975.

4 См.: Кузьмин С.И. Лагерники. ГУЛАГ без ретуши // Молодая гвардия. 1993. № 3. С. 114-163.

5 См.: Лукина Е.А. Соотношение российского законодательства и международно-правовых норм, регламентирующих охрану здоровья осужденных. Рязань, 2005. С. 105.

6 ГАРФ, ф. Р-9414, оп. 1, д. 2740, л. 89а.

7 См.: Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме // Знамя.

1989. № 3. С. 144-192.

9 ГАРФ, ф. Р-9414, оп. 1. д.152, л. 192-193.

10 См.: Сажин В.Л., Юрьев В.К. Здоровье и болезни заключенных. СПб., 1999. С. 5.

11 См.: Кононец А.С. Служба здравоохранения // Пре-

ступление и наказание. 2004. № 3. С. 23.

12 См.: Кононец А.С. Основные принципы организации здравоохранения в России // Соответствие законодательства РФ европейским стандартам в сфере медицинского обслуживания в УИС: Сб. материалов круглого стола. Рязань, 2005. С. 28.

Чтобы снизить смертность в российских тюрьмах, медработников ФСИН надо переподчинить Министерству здравоохранения, утверждают правозащитники. Тяжелобольных заключенных они предлагают освободить немедленно

В больнице при исправительной колонии. Декабрь 2014 года

Реформа системы

Сейчас в системе ФСИН 133 больницы, 56 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и девять лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией; в бюджете ведомства отдельная строка посвящена медобслуживанию. Так, в 2013 году на лекарственное обеспечение заключенных было выделено 1,98 млрд руб., на закупку медоборудования — 394 млн руб., приводят авторы доклада данные ФСИН.

Без кадров и финансов

Недостаточное финансирование лечебных учреждений ФСИН очевидно. В 2013 году ФСИН просила свыше 6 млрд руб. на лекарства и 3,8 млрд руб. на медоборудование, а получила в разы меньше.

Однако ключевая проблема — отсутствие специалистов, отмечается в докладе. Из-за низкого уровня престижа идет отток квалифицированного персонала, а недавние выпускники не готовы занимать вакантные места. Наиболее дефицитные специальности — инфекционисты, неврологи, онкологи, хирурги, стоматологи и гинекологи. И это при том что, по словам Петрякова, который был членом ОНК в Чувашии, зарплата гражданского врача-инфекциониста и медика в структурах ФСИН примерно одинаковая — 20–22 тыс. руб.

Другая серьезная проблема — отсутствие сотрудничества между территориальными органами ФСИН и гражданскими медцентрами. В разговоре с РБК автор исследования отмечает, что все данные по контрактам такого рода засекречены: даже когда ФСИН анонсирует договор с больницей, как в Ленинградской области, то не уточняет ни перечень услуг, ни название учреждения. А если такие контракты и заключаются, то администрация учреждений не всегда готова обеспечить этапирование пациента, говорят правозащитники.

Среди болезней, которые приводят к смерти заключенных, на первом месте сердечно-сосудистые заболевания (23,5% умерших), затем следуют ВИЧ (19,4%), травмы и отравления (16,2%) и онкология (10,9%). На долю всех остальных заболеваний приходятся 22,4% умерших, говорится в докладе.

В настоящее время закупку препаратов против ВИЧ для учреждений ФСИН осуществляет Минздрав. Общая сумма заявки ФСИН на 2015 год на препараты составила 2,3 млрд руб.; фактически же препаратов поступило лишь на 1,98 млрд руб. Согласно сайту госзакупок, в 2015 году аукционы на закупку ряда препаратов для нужд тюремщиков не проходили.

Досрочное освобождение


7 июля вышел доклад Института проблем правоприменения в Санкт-Петербурге, который посвящён проблемам оказания медицинской помощи осуждённым в разных странах мира.

  • Тюремная медицина не должна быть частью системы ФСИН

В исследовании написано, что медики, работающие в учреждениях ФСИН, до сих пор подчиняются региональным управлениям ФСИН России. Это означает крепкую связь тюремных врачей с пенитенциарной службой и делает их частью ФСИН, а не элементом системы гражданского здравоохранения. Такое подчинение снижает качество медицинской помощи. Оно вынуждает тюремных медиков руководствоваться субординацией, а не реальными нуждами заключённых.

Кроме того, тюремная медицина структурно отделена от гражданской системы здравоохранения и состоит из целой сети ведомственных лечебных учреждений. Похожая система работает в Нидерландах, но и там она неэффективна. Создание ведомственных больниц, которые, как правило, оснащены хуже гражданских учреждений, ухудшает качество медицинской помощи и затрудняет госпитализацию осуждённого или подследственного в обычную больницу.

Поэтому стоит ликвидировать фактическое подчинение тюремных медиков администрации СИЗО и ИУ и ускорить интеграцию тюремной медицины в систему гражданского здравоохранения.

  • Нарушение принципов оказания медицинской помощи.

Сепарация тюремной медицины от системы национального здравоохранения влечёт ещё и нарушение принципа непрерывности медицинской помощи. Документы из гражданских больниц не принимаются в учреждениях ФСИН России, а данные о полученных в СИЗО или ИУ заболеваниях и их лечении зачатую недоступны гражданским врачам. Это замедляет и усложняет диагностику заболеваний и их лечение. В докладе отмечено, что эта проблема обычно решается созданием электронной системы медицинских данных, доступ к которой имеют все врачи.

В тексте доклада также отмечены нарушения принципа эквивалентности медицинской помощи в обычных больницах и медицинских учреждениях. Эта проблема существует в США и в большинстве европейских стран, включая Россию. В нашей стране качество оказания медпомощи в ведомственных учреждениях ФСИН России на порядок ниже, чем в обычных больницах. Это вызвано критической нехваткой медикаментов, недостаточной квалификацией персонала и игнорированием передовых практик, которые не заимствуются тюремными врачами из-за сепарации пенитенциарного здравоохранения от гражданской медицины.

Очевидно, что для решения проблемы нарушения принципов оказания медицинской помощи российской тюремной медицине необходимо серьёзное реформирование. Для этого необходимо создать систему обмена медицинскими данными между тюремными врачами и гражданскими специалистами, повысить квалификацию работников ведомственных медицинских учреждений ФСИН и серьёзно улучшить их оснащение лекарствами.

  • Фактическая платность медицинской помощи.

В предыдущем абзаце говорилось о плохой обеспеченности тюремных больниц самым простым оборудованием и базовым набором медикаментов. Поэтому оказание медицинской помощи осуждённым и находящимся в СИЗО людям фактически становится платным. Это оставляет многих заключённых и подследственных без медицинской помощи, потому что далеко не у всех есть возможность покупать лекарства и передавать их тюремным врачам. Схожая проблема есть и в США: страховка покрывает далеко не все медицинские услуги, и часть из них заключённые оплачивают самостоятельно.

Очевидно, что каждый осуждённый должен иметь реальную, а не иллюзорную возможность получить бесплатную медицинскую помощь. Для реального обеспечения права каждого человека, находящегося в СИЗО или ИУ, на бесплатную медицинскую помощь необходимо серьёзно улучшить оснащение ведомственных учреждений здравоохранения и прекратить практику покупки осуждёнными и подследственными лекарств за свой счёт.

  • Стигматизация и недостаточная квалификация тюремных медиков.

Существование проблемы слабой связи системы оказания медпомощи в учреждениях ФСИН с национальной системой здравоохранения приводит к некоторой стигматизации тюремных медиков внутри профессионального сообщества. Автор исследования связывает это с тем, что профессия тюремного врача как в России, так и в других странах часто не является престижной. Причинами этого служит более низкое качество медицинских услуг и более скромные зарплаты в тюремных больницах по сравнению с гражданскими учреждениями здравоохранения. В докладе отмечено, что к этим проблемам в России добавляется и запрет врачам, имеющим воинское звание внутренней службы ФСИН, практиковать в гражданских больницах. Это сильно снижает квалификацию тюремных медиков и отрывает их от профессионального сообщества.

Автор исследования считает, что для тюремных медиков стоит создать специализированные программы обучения, в которых особое внимание будет уделяться медицинской этике и специфике работы с осуждёнными. Такие программы уже начинают появляться в некоторых европейских странах. Значительных успехов в этом направлении достигли Франция и Нидерланды.

Можно сказать, что в России необходимо повысить авторитет профессии тюремного врача, создать для таких медиков адаптированные программы обучения и курсы повышения квалификации. Иначе работа медиком в учреждениях ФСИН будет оставаться несколько маргинализированной, что снижает качество медицинской помощи и квалификацию самих медицинских работников.

  • Недостаток врачей в исправительных учреждениях и СИЗО.

Автор доклада отмечает, что острой проблемой российской тюремной медицины является нехватка медицинских работников: на тысячу осуждённых приходится лишь 11 врачей общей практики. Несмотря на то, что в Шотландии, Франции и Нидерландах этот показатель соответствует российским данным, в этих странах проблема нехватки тюремных врачей не стоит столь остро. Дело в том, что во Франции и Голландии значительную часть работы выполняет младший медицинский персонал, который решает вопрос о необходимости оказания медицинской помощи и занимается первичной диагностикой заболеваний. В докладе отмечено, что в российских больницах медсестёр и медбратьев практически нет, поэтому их функции вынуждены брать на себя врачи и работники ФСИН.

Нехватка врачей в учреждениях ФСИН сильно снижает качество медицинской помощи и нивелирует право каждого осуждённого или подследственного на её оказание. Поэтому необходимо увеличить штат врачей и переложить часть работы на младший медицинский персонал, которого российской тюремной медицине также заметно не хватает.

При оказании некоторых видов медицинской помощи тюремная медицина России и других стран демонстрирует заметный перекос в сторону наказания, а не лечения. Например, в Нидерландах и США, как и в России, склонных к аутоагрессии и суицидам осуждённых часто наказывают и ограничивают в правах, а не лечат. Автор исследования отмечает, что многим людям, склонным к таким проявлениям, требуются не дисциплинарные меры вроде водворения в отдельные камеры, а полноценная психиатрическая помощь.

Карательный характер медицины в учреждениях ФСИН России подчёркивает тот факт, что решение о необходимости медицинской помощи часто принимает не врач, а сотрудник пенитенциарного учреждения, у которого нет медицинского образования. Это повышает вероятность злоупотреблений и делает целый пласт тюремной медицины непрозрачным.

Все это говорит о том, что России, как и другим государствам, стоит снизить влияние карательных практик на оказание медицинской помощи в пенитенциарных учреждениях. Акцент стоит сделать на терапии и качественном лечении, что позволит приблизить качество тюремной медицины к гражданскому здравоохранению.

Очередное исследование на тему проблемы оказания медицинской помощи людям, находящихся в учреждениях ФСИН России, вновь говорит о необходимости реформы тюремной медицины. Доклад демонстрирует существование похожих проблем и в других странах мира. Это облегчает задачу российским властям, которые, опираясь на положительный опыт некоторых европейских стран, должны прямо сейчас приступить к решению проблем тюремного здравоохранения. Курс на игнорирование этих проблем будет означать пренебрежение здоровьем осуждённых и человеческими жизнями, что абсолютно недопустимо в современном государстве.

С древнейших времен главное назначение тюрьмы состояло в том, чтобы изолировать преступника, сохранить его до суда и вынесения приговора, а затем тюрьма освобождалась от своего постояльца (его казнили, ссылали на каторгу или отпускали на волю, в зависимости от решения судей).


Период Февральской революции 1917 года характерен нестабильностью тюремной системы, которая в сознании народа отождествлялась с насилием. Возросло количество побегов из - под стражи и беспорядков в учреждениях. Переломить такое настроение в условиях политической напряженности в стране было крайне трудно. В этих условиях Главное управление мест заключения было вынуждено не только отказаться от предложенной им же гуманизации, но и принять неотложные меры по ужесточению порядка и условий содержания заключенных. Этот период пенитенциарной истории России можно назвать самым трагическим как для осужденных, так и тех, кому приходилось руководить лагерями и другими исправительными учреждениями. От тяжелого изнурительного труда, бытового неустройства и болезней гибли тысячи заключенных.

Становление советской исправительно-трудовой системы было связано с поиском наиболее рациональной и приемлемой формой оказания медицинской помощи и обеспечения медицинского надзора, при которой исключалась бы полная зависимость медицинского персонала от администрации мест заключения.

Общий порядок и условия организации медицинского надзора были определены Инструкцией для мест лишения свободы РСФСР по медико-санитарной части, утвержденной 21 июля 1921 года Народным Комиссаром здравоохранения, Председателем ВЧК, Народным Комиссаром внутренних дел, Народным Комиссаром юстиции.

В обязанности врача мест лишения свободы вменялось наблюдение за санитарным состоянием всех помещений и точным соблюдением в них гигиенических требований в целях поддержания санитарного благоустройства и предотвращения эпидемических заболеваний среди заключенных.

Для постоянного санитарного обслуживания места лишения свободы, врачу предоставлялась возможность по его выбору и с согласия администрации создать из числа заключен­ных, для обеспечения контроля и поддержания на должном уровне санитарного порядка, санитарный отряд, численность которого зависела от наполнения места заключения. В качестве стимулов для заключенных, принимающих участие в работе санитарного отряда, он мог использовать денежное вознаграждение за счет Наркомздрава, а также возбуждать ходатайства перед администрацией места заключения о при­менении предусмотренных Законом льгот. Для приема лиц, вновь поступающих в места заключения в обязательном порядке, выделялось изолированное от остальных карантинное помещение, срок пребывания в котором должен был быть не менее двух недель. Для обслуживания карантинного отделения рекомендовалось назначить особый медицинский персонал и надзор, с тем, чтобы можно было своевременно выявлять заболевших и, в случае необходимости изолировать их от других лиц, содержащихся в карантинном отделении во избежание распространения заболевания на других заключенных.

Организация медико-санитарного обеспечения осужденных возлагалась на различные ведомства: Наркомат здравоохранения, НКВД (Главное управление лагерей), Министерство внутренних дел.

По времени это совпадало с утверждением и началом реализации Программы реформирования уголовно-исполнительной системы, которая охватывает все направления ее деятельности, в том числе и организацию медицинского обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, и воспитательных колониях. С этого момента оказание квалифицированной медицинской помощи, создание соответствующих санитарно-гигиенических условий содержания стало важнейшим разделом деятельности УИС.

Читайте также: