Доклад коста хетагуров основоположник осетинской литературы

Обновлено: 29.04.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

_МКОУ СОШ№3 с. Чикола

Тема: « К. Л. Хетагуров: поэт, писатель, публицист…"

Подготовила Гамазова Альбина Лазаревна

Содержание

150-летие К.Л. Хетагурова…………………. 17

Введение.

Коста Хетагуров – великий поэт и выдающийся общественный деятель, в творчестве которого рельефно отразилось духовное и материальное состояние осетинского народа в конце XIX века. Художник-реалист, верный защитник интересов беднейшего крестьянства, смелый обличитель насилия и произвола, горячий патриот, Коста создал такие литературные произведения, которые всколыхнули широкие массы осетинского народа и пробудили их от политической спячки.

Биография.

Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальности произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден вернуться в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому – либо важному и достойному

его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.

26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору

расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб . Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не смог. 19 марта 1906г.

перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Поэт. Писатель.

Поэтическая деятельность К.Л.Хетагурова падает в основном на 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Это был период в истории русской литературы, когда в ней господствовали символисты самых разнообразных оттенков.

Цепью железной нам тело сковали,

Мертвым покоя в земле не дают.

Край наш поруган, и с гор нас прогнали,

Всех нас позорят и розгами бьют.

Коста не имел перед собой сложившуюся литературу, он обратился прежде всего к осетинскому фольклору, а потом к русской классической реалистической литературе, к поэзии Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Крылова и нашел у них богатую школу поэтического мастерства.

Широкая популярность Коста объясняется его близостью к народу. Сюжеты народного творчества лежат в основе многих его стихотворений. Народное творчество стало первой школой великого поэта. Народ был постоянным источником поэтического вдохновения Коста. Он, как гражданский поэт, не хотел оторваться от земли, не мог стоять в стороне от народных дум. Он ненавидел поэзию без цели, аполитичность была совершенно чужда ему.

Коста хорошо знал и высоко ценил близкий ему осетинский фольклор. Еще в детские годы, на своей родине, в горном ауле Нар, Коста слышал и величественные сказания о нартах-богатырях и задорные песни бродячих певцов.

Народное творчество осетин очень богато и по содержанию, отличаясь разнообразием сюжетом, и по форме, оно привлекало к себе пристальное внимание поэта. Однако огромная заслуга Коста Хетагурова заключается в том, что он создавал новое, освещая образцы народного творчества своим истолкованием. Как великий мастер слова, он не выхолащивал душу из родных творений, наоборот, он вкладывал в них свое горячее поэтическое сердце и возвращал народу его творения в отшлифованном виде.

За счастье народа, за его светлое будущее боролся Коста всю свою жизнь.

Я не боюсь разлуки и изгнанья,

Предсмертных мук, темницы и цепей.

И грудью грудь насилия встречаю

И смело всем о правде говорю!

Вот его поэтическое кредо.

Коста высоко ставил революционно-демократическое течение в русской литературе. В ней ему были созвучны мотивы борьбы за права народа, любовь к народу, служение его интересам и ненависть к угнетателям. Высокая идейность и глубина реалистического изображения окружающей действительности роднит Коста с Некрасовым. С русской культурой и русским народом великий поэт Осетии был связан всем своим существом, русский язык стал для него вторым родным языком. Коста впитал лучшие идеи, которые создал в художественной литературе гений великого русского народа.

Коста был далек от националистических тенденций. Не замыкаясь в узкие рамки своей нации, он сознательно ориентировал молодую осетинскую интеллигенцию на русскую реалистическую литературу.

Поэзия К.Л. Хетагурова дает яркие картины горской жизни. В своих произведениях поэт реалистически изображает будни бедняка-горца. Он прекрасно знал душу горца, его быт, чаяния, думы.

Наблюдая мрачные картины горской жизни, Коста не впадает в уныние. В бедняцких массах видит он жизненную силу. Коста оптимист в изображении бедняцкой массы, и в этом величие поэта.

Многосторонний писательский талант Коста Хетагурова ярко сказался и в области прозы, хотя прзой он писал очень немного.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском.

Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г.. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие, вековое

Свое внимание он сосредотачивает на внутренних противоречиях горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных конфликтах.

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы – это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле

Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда, объектом обличения в его лирике выступают не чиновники, а нравственный и психологический мирок воинствующего мещанства. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл

обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже в ряде интимно-лирических произведениях. И выражается она двояко: поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Либо противопоставляет ему собственный идеал.

Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих

Имя Коста для последующих поколений осетин стало своеобразным мерилом не только поэтической одаренности, мудрости художника, мужества общественного деятеля, по и человеческой личности. В нем, в Коста Хетагурове, в идеальной полноте и гармонии выражен национальный характер осетинского народа, выкристаллизованный на протяжении его трудной многовековой истории.

Коста является истинным сыном, подлинным национальным поэтом осетинского народа. Он вышел из народа, всю свою бесстрашную жизнь провел в нужде и гонениях, преследуемый царским правительством. Вся его кипучая деятельность связана с думами и чаяниями осетинской бедноты, которой он посвятил всю свою жизнь. Личная жизнь для поэта была лишь постольку ценна, поскольку она беззаветно служила трудовому народу. Иных стремлений у Коста не было.

«За вас отдам я жизнь…все помыслы и силы,

Всего себя лишь вам я посвятить готов…

Вы так мне дороги, так бесконечно милы,

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы - это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений.

Значительным выступлением Коста в защиту народного образования Осетии была его борьба за сохранение осетинской женской школы.

В 1862г. один из первых представителей осетинской интеллигенции, священник Алексей Колиев, у себя на дому открыл небольшую школу для осетинских девочек. Школа быстро завоевала популярность и стала первым очагом просвещения среди женщин Осетии. В начале января 1891г. из тифлисского экзархата прибыла специальная комиссия и без какой бы то ни было мотивировки, учинив явный административный произвол, закрыла школу. Группа осетин во главе с К.Л. Хетагуровым решила отстоять школу и подала жалобу на имя опер-прокурора святейшего синода и благодаря настойчивости выиграла дело.

Письма Коста представляют большой интерес не только в смысле изучения по ним личной жизни поэта. В них мы находим отклики на крупные явления общественной жизни, происходившие в его время. По ним можно определить пульс, биение общественной жизни в России, в частности состояние туземного населения в 80-90-е годы прошлого столетия.

Видное место в творчестве К.Хетагурова занимает проблема раскрепощения женщины. Этому вопросу отдали дань почти все классики русской литературы. В своих художественных произведениях Коста создал яркие образы осетинской женщины, в потрясающих картинах нарисовал ее нищету и бесправие.

Говоря об общественно-политических взглядах К. Хетагурова, в заключение нужно отметить, что в своем творчестве К.Хетагуров отразил самые существенные стороны в экономической, общественно-политической и культурной жизни Осетии второй половины XIX век, а также других народов России.

150-летие К.Л.Хетагурова

В представлении осетин Коста Хетагуров не только национальный поэт, но и национальный герой. Осетия отмечает в нынешнем году знаковое событие - 150-летие основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова. Коста Леванович Хетагуров не только основоположник осетинской художественной литературы. Он - поэт, прозаик, драматург, публицист, этнограф, художник, общественно-политический деятель, борец за свободу народа. Коста боролся не только за свободу осетинского народа, но и за справедливость человечества. Об этом говорят его поэтические строки:"Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое. "

К какому бы жанру он не прикоснулся, как в литературе, так и в искусстве - все у него получалось великолепно. Вот почему известный русский писатель Александр Фадеев назвал его Леонардо да Винчи осетинского народа.

25 декабря 1894 года газета "Северный Кавказ" сообщала, что всем годовым подписчикам в 1895 году бесплатно выдаст "Сборник стихотворений" Коста Хетагурова. Это еще раз подчеркивает его известность, популярность не только у осетин, но и других народов, живущих на Кавказе. В том же году по его жалобе освободили всех незаконно арестованных по Северному Кавказу.

Вот почему осетинский народ при жизни о нем слагал героические песни. До него такого почета никто не удостоился. А его произведения, а именно "Ирон фандыр" ("Осетинская лира"), для осетин имеет такую же значимость, как для православных - "Библия". Эту уникальную книгу еще никто не смог как следует перевести на другой язык. Да и невозможно ее переводить. Гениальная его поэтика и ювелирная простота читателям доступны только на языке, на котором они были созданы - на осетинском языке. Как будто мы все видим, понимаем в его гениальных произведениях, сочиняем о них десятки книг, а на самом деле до их сути еще никто не смог дойти.

Роль Коста Хетагурова в истории осетинского народа огромна. Он всю Осетию поднял, как флаг, и показал ее всему миру. Он, как и Александр Сергеевич Пушкин, без загрязнения совести мог сказать: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа", - но, несмотря на его гениальность, он был человеком более чем скромным. В своем предсмертном стихотворении "Знаю" ("Зонын") в переводе на русский язык М.Исаковского скромно потому звучит:

Каждый, наверное, скажет

То, что обычай велит.

После же - не вспомните даже,

Где я в могиле зарыт.

2009 год, когда осетинский народ отмечает 150-летие Коста Хетагурова, объявлен Годом осетинского языка и осетинской литературы. В этом нет ничего удивительного. Без Коста Левановича осетинский язык не был бы так красноречив и звучен, как сейчас. Впервые, благодаря ему, мы увидели, как красив и многогранен наш родной язык. А то, что он одним взмахом осетинское художественное слово поднял на уровень мировой литературы - об этом и слов нет.

Так бывает очень редко, чтобы основоположник литературы и литературного языка сам стал ее вершиной. И было бы даже смешно 150-летний юбилейный год нашего поэта отделять от года нашего родного языка и литературы.

В юбилейные дни в Осетию, во Владикавказ, прибывает всегда мощный десант поэтов и прозаиков. Каждый юбилей Коста Хетагурова превращается в большой праздник поэзии и значительное событие в общественной жизни. К знаменательным датам всегда старались делать достойные поэта творческие подарки. Я горд тем, что в бытность мою президентом Республики Северная Осетия–Алания во Владикавказе под научной редакцией профессора и народного поэта Осетии Шамиля Джикаева вышло в свет пятитомное академическое собрание сочинений Коста Хетагурова, обрёл новый облик музей Хетагурова, его высокое имя было присвоено одной из звёзд.

Заключение

Творчество Коста Хетагурова связало воедино опыт прошлого, реалии настоящего и устремлённость в будущее осетинского народа. Поэт-трибун, бесстрашный публицист-обличитель, активный общественный деятель, К. Хетагуров был востребован временем и снискал при жизни всеобщее признание. Он мыслил масштабно, не замыкался в узком национальном пространстве, был великим гуманистом, далеко опередившим своё время. Ярким и убедительным доказательством этого служат так часто цитируемые знаменитые строки, ставшие своеобразным девизом его личности:

Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – Отечество моё.

Это был настоящий творческий подвиг, потому что стать писателем двуязычным, одинаково сильным и одинаково оценённым, для того времени было явлением уникальным. Эта грань творчества Хетагурова дала основание поэту Николаю Тихонову сказать, что великий осетинский поэт Коста Хетагуров был одновременно и выдающимся русским писателем.

Хетагуров черпал литературное вдохновение в богатом национальном фольклоре, истоки которого уходят в глубокую древность. Но именно русские классики служили ему путеводной звездой в творчестве и помогли, минуя начальные ступени литературного развития, выразить думы народные в зрелых поэтических формах. И Коста Хетагуров никогда не забывал этого.

В творчестве Хетагурова шёл процесс постижения явлений российской действительности тех времён. В своих произведениях он правдиво изображал общественные нравы, оставаясь мастером психологического анализа личности во всех её социальных и национальных особенностях.

Дружба и братство для великого осетинского поэта были священными. Без них он не мыслил ни будущего своего народа, ни развития культуры в целом:

И обновлённый мир

Отдастся вечно миру,

С презреньем бросив нож,

Запёкшийся в крови…

Минуло более ста лет со дня написания этих строк. К сожалению, нож и теперь блещет в руках… Но это не умаляет горячей веры поэта в возможность согласия. Напротив – придаёт ей силу духовного завещания.

Сегодня, когда на Кавказе сеют семена межнационального раздора, уроки Коста, практика его литературной и общественной деятельности, убеждённость в необходимости общекавказского содружества и внутрикавказской толерантности приобретают актуальный характер.

Поэзия без дыхания времени обречена на забвение. Хетагуров жил в бурную эпоху, предвещавшую великие перемены. Это был период, когда общество нуждалось в тех, кто пел гимн свободному человеку. И Коста до последних дней из стихотворения в стихотворение, с убеждённостью в своей правоте собственным творчеством отстаивал идеи свободы, возрождения человеческой личности, шагнув к нам через столетие со своей неумирающей песней.

История жизни общественного деятеля, поэта и художника, основателя осетинской художественной литературы и живописи Косты Хетагурова. Отражение социально-экономического, политического положения Северного Кавказа в его творчестве, значение его наследия.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.12.2009
Размер файла 26,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Cиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальностью произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве.

Биография К. Хетагурова

В истории Осетинского народа

Имя Коста для последующих поколений осетин стало своеобразным мерилом не только поэтической одаренности, мудрости художника, мужества общественного деятеля, по и человеческой личности. В нем, в Коста Хетагурове, в идеальной полноте и гармонии выражен национальный характер осетинского народа, выкристаллизованный на протяжении его трудной многовековой истории.

В представлении осетин Коста Хетагуров не только национальный поэт, но и национальный герой.

Карачай - вторая родина Коста Хетагурова

К. Хетагуров прекрасно знал историю, географию, культуру и быт горских народов, особенно карачаевцев, среди которых прошли его детство, юность и зрелые годы. Известный кавказовед-этнограф, доктор исторических наук Борис Калоев в своей книге "Вторая родина Косты" пишет: "Критикуя составителя "Географии России", Коста определяет территорию расселения многих народов Кавказа, их этнический состав: "В верховьях Кубани, - пишет он, - живут карачаевцы; ниже от них вперемежку ногайцы, абазины и 2-3 аула кабардинцев (черкесов - Б.К.). На севере от Эльбруса живут балкарцы, родственные карачаевцам. На северо-востоке опять кабардинцы".

Хетагуров бывал во всех ущельях Карачая, но особенно его покоряло Тебердинское, где Исламом Крымшамхаловым был основан курортный поселок Теберда. Там, рядом с озером Кара-Кёль, стоял бревенчатый дом в коронованном солнцем краю, где Коста находил уют и вдохновение. Там сестра Ислама подарила другу своего брата башлык, черкеску, бурку собственного производства. Поэт очень любил ходить в них и фотографироваться.

Среди произведений Коста Хетагурова, посвященных Карачаю, особое место занимает картина "Долина Теберда", где щедро раскрылся высокий дар самобытного художника. Здесь перед нами встает одухотворенная величественная природа Домбая, передается любовь автора к горам его второй родины. Не менее интересны картины "Природный мост", "Виды Большого Карачая". В них мы узнаем течения бурной Кубани у аулов Каменномост и Карт-Джурт.

Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих этих традиций.

Список использованной литературы

· Казбека Челехсаты ОСЕТИЯ И ОСЕТИНЫ

· Коста Хетагуров. Стихотворения и поэмы Советский писатель. Ленинградское отделение, 1976 г.

· Собрание сочинений в пяти томах. Том 3 Коста Хетагуров Издательство Академии наук СССР, 1960

Подобные документы

К. Хетагуров как основоположник осетинской литературы, поэт, просветитель, знакомство с биографией. Анализ стихотворения "Мать сирот". Основные причины выселения К. Хетагурова за пределы Осетии. Особенности выхода осетинских стихов "Осетинская лира".

презентация [5,3 M], добавлен 28.01.2013

Кавказ в жизни поэта. Кавказ в художественных произведениях и живописи М.Ю.Лермонтова. Тема кавказской природы в стихах и поэмах М.Ю.Лермонтова. Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова. Отличительные черты кавказского характера.

реферат [23,5 K], добавлен 04.04.2004

Зинаида Николаевна Гиппиус - крупнейший представитель литературы "серебряного века". Изучение детских годов, образования и положения в обществе поэтессы. Описания семейной жизни. Отражение политических пристрастий на литературном творчестве З. Гиппиус.

презентация [1,6 M], добавлен 15.12.2014

История жизни выдающегося русского поэта Бориса Пастернака. Детство будущего поэта, влияние отца и матери на его жизнь. Отношение к творчеству, чувственность в стихотворениях. Причастность к христианству - "предмет редкого и исключительного вдохновения".

презентация [8,0 M], добавлен 20.11.2013

Развитие литературы и культуры казахского народа. Творчество Абая Кунанбаева – классика казахской литературы, композитора, выдающегося общественного деятеля. Самобытность и оригинальность творчества Абая. Идейная близость поэта к русской литературе.

доклад [16,6 K], добавлен 06.05.2009

Значение творчества А.С. Пушкина для русской литературы. Детство и лицейские годы поэта. Жизнь на Кавказе и в Одессе. Ссылка в Михайловское. Жизнь в Москве, самовольный отъезд на Кавказ. Болдинская осень, свадьба поэта. Дуэль и трагическая гибель поэта.

реферат [28,3 K], добавлен 23.04.2011

Описание основных фактов из жизни Сергея Александровича Есенина. Их отражение в творчестве и проявление в ведущих мотивах его произведений. Признание первого стихотворения поэта. Отношение Есенина к революции. Самобытность его поэзии. Образ жизни поэта.

Коста Хетагуров – великий поэт и выдающийся общественный деятель, в творчестве которого рельефно отразилось духовное и материальное состояние осетинского народа в конце XIX века. Художник-реалист, верный защитник интересов беднейшего крестьянства, смелый обличитель насилия и произвола, горячий патриот, Коста создал такие литературные произведения, которые всколыхнули широкие массы осетинского народа и пробудили их от политической спячки.

Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальности произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден вернуться в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому – либо важному и достойному

его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.

26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору

расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб . Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не смог. 19 марта 1906г.

перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Поэтическая деятельность К.Л.Хетагурова падает в основном на 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Это был период в истории русской литературы, когда в ней господствовали символисты самых разнообразных оттенков.

Цепью железной нам тело сковали,

Мертвым покоя в земле не дают.

Край наш поруган, и с гор нас прогнали,

Всех нас позорят и розгами бьют.

Коста не имел перед собой сложившуюся литературу, он обратился прежде всего к осетинскому фольклору, а потом к русской классической реалистической литературе, к поэзии Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Крылова и нашел у них богатую школу поэтического мастерства.

Широкая популярность Коста объясняется его близостью к народу. Сюжеты народного творчества лежат в основе многих его стихотворений. Народное творчество стало первой школой великого поэта. Народ был постоянным источником поэтического вдохновения Коста. Он, как гражданский поэт, не хотел оторваться от земли, не мог стоять в стороне от народных дум. Он ненавидел поэзию без цели, аполитичность была совершенно чужда ему.

Коста хорошо знал и высоко ценил близкий ему осетинский фольклор. Еще в детские годы, на своей родине, в горном ауле Нар, Коста слышал и величественные сказания о нартах-богатырях и задорные песни бродячих певцов.

Народное творчество осетин очень богато и по содержанию, отличаясь разнообразием сюжетом, и по форме, оно привлекало к себе пристальное внимание поэта. Однако огромная заслуга Коста Хетагурова заключается в том, что он создавал новое, освещая образцы народного творчества своим истолкованием. Как великий мастер слова, он не выхолащивал душу из родных творений, наоборот, он вкладывал в них свое горячее поэтическое сердце и возвращал народу его творения в отшлифованном виде.

За счастье народа, за его светлое будущее боролся Коста всю свою жизнь.

Я не боюсь разлуки и изгнанья,

Предсмертных мук, темницы и цепей.

И грудью грудь насилия встречаю

И смело всем о правде говорю!

Вот его поэтическое кредо.

Коста высоко ставил революционно-демократическое течение в русской литературе. В ней ему были созвучны мотивы борьбы за права народа, любовь к народу, служение его интересам и ненависть к угнетателям. Высокая идейность и глубина реалистического изображения окружающей действительности роднит Коста с Некрасовым. С русской культурой и русским народом великий поэт Осетии был связан всем своим существом, русский язык стал для него вторым родным языком. Коста впитал лучшие идеи, которые создал в художественной литературе гений великого русского народа.

Коста был далек от националистических тенденций. Не замыкаясь в узкие рамки своей нации, он сознательно ориентировал молодую осетинскую интеллигенцию на русскую реалистическую литературу.

Поэзия К.Л. Хетагурова дает яркие картины горской жизни. В своих произведениях поэт реалистически изображает будни бедняка-горца. Он прекрасно знал душу горца, его быт, чаяния, думы.

Наблюдая мрачные картины горской жизни, Коста не впадает в уныние. В бедняцких массах видит он жизненную силу. Коста оптимист в изображении бедняцкой массы, и в этом величие поэта.

Многосторонний писательский талант Коста Хетагурова ярко сказался и в области прозы, хотя прзой он писал очень немного.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском.

Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г.. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие, вековое

Свое внимание он сосредотачивает на внутренних противоречиях горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных конфликтах.

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы – это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле

Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда, объектом обличения в его лирике выступают не чиновники, а нравственный и психологический мирок воинствующего мещанства. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков смысл

обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже в ряде интимно-лирических произведениях. И выражается она двояко: поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Либо противопоставляет ему собственный идеал.

Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих

Имя Коста для последующих поколений осетин стало своеобразным мерилом не только поэтической одаренности, мудрости художника, мужества общественного деятеля, по и человеческой личности. В нем, в Коста Хетагурове, в идеальной полноте и гармонии выражен национальный характер осетинского народа, выкристаллизованный на протяжении его трудной многовековой истории.

Коста является истинным сыном, подлинным национальным поэтом осетинского народа. Он вышел из народа, всю свою бесстрашную жизнь провел в нужде и гонениях, преследуемый царским правительством. Вся его кипучая деятельность связана с думами и чаяниями осетинской бедноты, которой он посвятил всю свою жизнь. Личная жизнь для поэта была лишь постольку ценна, поскольку она беззаветно служила трудовому народу. Иных стремлений у Коста не было.

«За вас отдам я жизнь…все помыслы и силы,

Всего себя лишь вам я посвятить готов…

Вы так мне дороги, так бесконечно милы,

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы - это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений.

Значительным выступлением Коста в защиту народного образования Осетии была его борьба за сохранение осетинской женской школы.

В 1862г. один из первых представителей осетинской интеллигенции, священник Алексей Колиев, у себя на дому открыл небольшую школу для осетинских девочек. Школа быстро завоевала популярность и стала первым очагом просвещения среди женщин Осетии. В начале января 1891г. из тифлисского экзархата прибыла специальная комиссия и без какой бы то ни было мотивировки, учинив явный административный произвол, закрыла школу. Группа осетин во главе с К.Л. Хетагуровым решила отстоять школу и подала жалобу на имя опер-прокурора святейшего синода и благодаря настойчивости выиграла дело.

Письма Коста представляют большой интерес не только в смысле изучения по ним личной жизни поэта. В них мы находим отклики на крупные явления общественной жизни, происходившие в его время. По ним можно определить пульс, биение общественной жизни в России, в частности состояние туземного населения в 80-90-е годы прошлого столетия.

Видное место в творчестве К.Хетагурова занимает проблема раскрепощения женщины. Этому вопросу отдали дань почти все классики русской литературы. В своих художественных произведениях Коста создал яркие образы осетинской женщины, в потрясающих картинах нарисовал ее нищету и бесправие.

Говоря об общественно-политических взглядах К. Хетагурова, в заключение нужно отметить, что в своем творчестве К.Хетагуров отразил самые существенные стороны в экономической, общественно-политической и культурной жизни Осетии второй половины XIX век, а также других народов России.

В представлении осетин Коста Хетагуров не только национальный поэт, но и национальный герой. Осетия отмечает в нынешнем году знаковое событие - 150-летие основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова. Коста Леванович Хетагуров не только основоположник осетинской художественной литературы. Он - поэт, прозаик, драматург, публицист, этнограф, художник, общественно-политический деятель, борец за свободу народа. Коста боролся не только за свободу осетинского народа, но и за справедливость человечества. Об этом говорят его поэтические строки:"Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое. "

К какому бы жанру он не прикоснулся, как в литературе, так и в искусстве - все у него получалось великолепно. Вот почему известный русский писатель Александр Фадеев назвал его Леонардо да Винчи осетинского народа.

25 декабря 1894 года газета "Северный Кавказ" сообщала, что всем годовым подписчикам в 1895 году бесплатно выдаст "Сборник стихотворений" Коста Хетагурова. Это еще раз подчеркивает его известность, популярность не только у осетин, но и других народов, живущих на Кавказе. В том же году по его жалобе освободили всех незаконно арестованных по Северному Кавказу.

Вот почему осетинский народ при жизни о нем слагал героические песни. До него такого почета никто не удостоился. А его произведения, а именно "Ирон фандыр" ("Осетинская лира"), для осетин имеет такую же значимость, как для православных - "Библия". Эту уникальную книгу еще никто не смог как следует перевести на другой язык. Да и невозможно ее переводить. Гениальная его поэтика и ювелирная простота читателям доступны только на языке, на котором они были созданы - на осетинском языке. Как будто мы все видим, понимаем в его гениальных произведениях, сочиняем о них десятки книг, а на самом деле до их сути еще никто не смог дойти.

Роль Коста Хетагурова в истории осетинского народа огромна. Он всю Осетию поднял, как флаг, и показал ее всему миру. Он, как и Александр Сергеевич Пушкин, без загрязнения совести мог сказать: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа", - но, несмотря на его гениальность, он был человеком более чем скромным. В своем предсмертном стихотворении "Знаю" ("Зонын") в переводе на русский язык М.Исаковского скромно потому звучит:

Каждый, наверное, скажет

То, что обычай велит.

После же - не вспомните даже,

Где я в могиле зарыт.

2009 год, когда осетинский народ отмечает 150-летие Коста Хетагурова, объявлен Годом осетинского языка и осетинской литературы. В этом нет ничего удивительного. Без Коста Левановича осетинский язык не был бы так красноречив и звучен, как сейчас. Впервые, благодаря ему, мы увидели, как красив и многогранен наш родной язык. А то, что он одним взмахом осетинское художественное слово поднял на уровень мировой литературы - об этом и слов нет.

Так бывает очень редко, чтобы основоположник литературы и литературного языка сам стал ее вершиной. И было бы даже смешно 150-летний юбилейный год нашего поэта отделять от года нашего родного языка и литературы.

В юбилейные дни в Осетию, во Владикавказ, прибывает всегда мощный десант поэтов и прозаиков. Каждый юбилей Коста Хетагурова превращается в большой праздник поэзии и значительное событие в общественной жизни. К знаменательным датам всегда старались делать достойные поэта творческие подарки. Я горд тем, что в бытность мою президентом Республики Северная Осетия–Алания во Владикавказе под научной редакцией профессора и народного поэта Осетии Шамиля Джикаева вышло в свет пятитомное академическое собрание сочинений Коста Хетагурова, обрёл новый облик музей Хетагурова, его высокое имя было присвоено одной из звёзд.

Творчество Коста Хетагурова связало воедино опыт прошлого, реалии настоящего и устремлённость в будущее осетинского народа. Поэт-трибун, бесстрашный публицист-обличитель, активный общественный деятель, К. Хетагуров был востребован временем и снискал при жизни всеобщее признание. Он мыслил масштабно, не замыкался в узком национальном пространстве, был великим гуманистом, далеко опередившим своё время. Ярким и убедительным доказательством этого служат так часто цитируемые знаменитые строки, ставшие своеобразным девизом его личности:

Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – Отечество моё.

Это был настоящий творческий подвиг, потому что стать писателем двуязычным, одинаково сильным и одинаково оценённым, для того времени было явлением уникальным. Эта грань творчества Хетагурова дала основание поэту Николаю Тихонову сказать, что великий осетинский поэт Коста Хетагуров был одновременно и выдающимся русским писателем.

Хетагуров черпал литературное вдохновение в богатом национальном фольклоре, истоки которого уходят в глубокую древность. Но именно русские классики служили ему путеводной звездой в творчестве и помогли, минуя начальные ступени литературного развития, выразить думы народные в зрелых поэтических формах. И Коста Хетагуров никогда не забывал этого.

В творчестве Хетагурова шёл процесс постижения явлений российской действительности тех времён. В своих произведениях он правдиво изображал общественные нравы, оставаясь мастером психологического анализа личности во всех её социальных и национальных особенностях.

Дружба и братство для великого осетинского поэта были священными. Без них он не мыслил ни будущего своего народа, ни развития культуры в целом:

И обновлённый мир

Отдастся вечно миру,

С презреньем бросив нож,

Запёкшийся в крови…

Минуло более ста лет со дня написания этих строк. К сожалению, нож и теперь блещет в руках… Но это не умаляет горячей веры поэта в возможность согласия. Напротив – придаёт ей силу духовного завещания.

Сегодня, когда на Кавказе сеют семена межнационального раздора, уроки Коста, практика его литературной и общественной деятельности, убеждённость в необходимости общекавказского содружества и внутрикавказской толерантности приобретают актуальный характер.

Поэзия без дыхания времени обречена на забвение. Хетагуров жил в бурную эпоху, предвещавшую великие перемены. Это был период, когда общество нуждалось в тех, кто пел гимн свободному человеку. И Коста до последних дней из стихотворения в стихотворение, с убеждённостью в своей правоте собственным творчеством отстаивал идеи свободы, возрождения человеческой личности, шагнув к нам через столетие со своей неумирающей песней.

Коста — на родине его часто называют только по имени — стал основоположником осетинской литературы и осетинского литературного языка, выдающимся поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, этнографом, просветителем, краеведом и первым профессиональным художником Осетии.

Сын офицера


Фоторепродукция: ТАСС

Жизнь Коста Хетагурова, как и многих известных людей, окутана множеством мифов. Согласно одним источникам, мать поэта умерла в 1859 году, при его рождении, и сына якобы хотели похоронить вместе с ней: ребенка бы никто не вырастил в сложных условиях высокогорного аула Нар. Но факты подтверждают, что матери Коста не стало, когда тому было два-три года.

Еще один ложный образ — представление о поэте как о человеке угнетенном.

— К сожалению, в какой-то период создали именно такой образ: ущербного, нездорового и испытывающего материальные лишения человека. Да, конечно, это было в конце жизни, когда он был тяжело болен. Но родился Коста по меркам того времени в сравнительно обеспеченной семье, — объясняет кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Залина Кусаева. — Отец, уйдя в отставку в чине подпоручика, работал начальником сотни дивизиона — сегодня он был бы начальником в полиции.

За боевые заслуги кроме всевозможных наград Левану Хетагурову в числе более сотни представителей осетинских семей были предоставлены земли в Карачаево-Черкесии. Леван Хетагуров основал там селение — Георгиевско-Осетинское, впоследствии названное именем его сына. Семья получала доход, сдавая земли в аренду.

Странные желания

Учился Коста в сельской церковно-приходской школе, потом — в мужской прогимназии Владикавказа, а затем по ходатайству отца поступил в Ставропольскую прогимназию, где остался на 10 лет.

Здесь он стал, по воспоминаниям одноклассников, всеобщим любимцем: активно участвовал в культурной и общественной жизни, прекрасно декламировал стихи, исполнял главные роли в спектаклях, пел оперные арии, танцевал и музицировал.

Неудивительно, что после гимназии Коста поступает в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Отец добился для него стипендии, хотя стремление сына стать художником никогда не понимал.

— У осетин в приоритете всегда было военное поприще, — говорит Залина Кусаева, — поэтому, конечно, Леван Хетагуров стремился, чтобы сын выбрал военную карьеру, и недоумевал, откуда у Коста тяга к творчеству, ведь в окружении мальчика ни художников, ни писателей не было.

Горец в блестящем Петербурге


Фото: Anna P. / Фотобанк Лори

Открытка начала XX века

Парень из далекого осетинского села начинает обучаться вместе с передовой российской молодежью. И горский юноша, носивший исключительно национальную одежду, идеально вписывается в петербургскую интеллигенцию.

— Надо понимать, что родившийся в высокогорном осетинском ауле Нар Хетагуров потом станет одним из просвещеннейших людей своей эпохи, — объясняет Кусаева. — Сейчас его стихи переведены на многие языки мира.

Правда, завершить образование в академии Хетагурову не удалось: его стипендию растратили чиновники на Кавказе. Подрабатывая по ночам в портах, разгружая баржи, он серьезно подрывает здоровье. В итоге Коста уезжает из Петербурга.

— Одна курсистка рассказывала, что Коста был интересен девушкам своим благородством, образованием, достойным поведением. Зная о его сложностях, они часто приглашали Хетагурова в гости. Им было интересно общение с ним, но преследовалась и другая цель — хоть как-то накормить Коста, — рассказывает исследовательница. — Однако гость всегда сдержанно и категорически отказывался от угощения, хотя при этом несколько дней мог ничего не есть.

Не ради денег

Хетагуров продолжал вести сдержанный образ жизни и вернувшись на Кавказ и погрузившись в творчество.

— Коста прекрасно мог себя содержать на средства за аренду земель в Карачаево-Черкесии, — объясняет Залина Кусаева. — Но он был настолько отзывчив к проблемам окружающих, что отдавал последние сбережения.

Известен факт, когда ближайший родственник просил у Коста деньги приятелю на лечение. Коста, не задумываясь, оправил необходимую сумму.

Драматург-новатор


Фото: Константин Фарниев

С театром у Хетагурова оказались многогранные и долгие отношения.

Ну, а венцом его театральной деятельности стало драматургическое творчество.

— Театр был близок Коста, он прекрасно знал теорию драмы и сам явился новатором, использовав такое жанровое определение пьесы, как фантазия, — рассказывает Кусаева. — До Коста никто подобную жанровую форму, которую он привнес в драматургию из мира музыкального искусства, не применял.

Не революционер


Коста Хетагуров. Автопортрет (фрагмент), до 1906 г.

Северо-Осетинский республиканский художественный музей

Менее известна, но не менее важна общественно-политическая деятельность Хетагурова. Он — автор ярких публицистических произведений, и многие исследователи пытались связать его имя с революционно-настроенной молодежью, рассказывает Залина Кусова.

Человеком Хетагуров был предельно справедливым и глубоко неравнодушным, и его творчество во многом было обличительным. И конечно, это не нравилось властям. Поэт дважды оказывался в ссылке.

Борец за права женщин

— В обществе того периода (конец XIX века. — Ред.) была поднята проблема женской эмансипации и образования, — говорит Кусова. — Коста входил в число той интеллигенции, которая ратовала за предоставление женщине права на образование. Другая часть противилась и переживала, что женщина утратит свое основное предназначение — быть хранительницей домашнего очага.

Все эти противоречия Хетагуров отразил в своем драматургическом творчестве. А еще вместе с единомышленниками он боролся против закрытия благотворительной женской Ольгинской гимназии во Владикавказе. И цель была достигнута, но последовало наказание: Хетагурова сослали в родовое село Георгиевско-Осетинское. В ссылке, как вспоминали современники, он сумел сосредоточить вокруг себя северокавказскую интеллигенцию.

Вторая ссылка

Ко мнению Хетагурова прислушивались. К примеру, после его статьи о состоянии медицинских учреждений во Владикавказе, опубликованной в Санкт-Петербурге, в Осетию приехала комиссия с проверкой.

Муза всей жизни


Фото: Тимур Агиров

Коста Хетагуров. Портрет А.Я. Поповой. 1901 год. Северо-Осетинский республиканский художественный музей


Фото: Тимур Агиров

Коста Хетагуров. Портрет А. А. Цаликовой (фрагмент). 1898 год. Северо-Осетинский республиканский художественный музей


Фото: Тимур Агиров

Коста Хетагуров. Скорбящий ангел. 1898 год. Северо-Осетинский республиканский художественный музей

Один из мифов об осетинском поэте — о его чрезмерной любвеобильности. Коста якобы предлагал руку и сердце то одной девушке, то другой.

Ах, с каким безграничным восторгом, дитя,

На руках из мишурного света

Я унес бы далеко, далеко тебя

И любил бы любовью поэта…

Детский слух услаждал бы я лирой своей,

И под звуки ее безмятежно

Засыпала б ты сладко на груди моей,

А я пел бы, баюкал бы нежно…

Много, много сложил бы я песен тогда

На чарующем лоне природы

О восторгах любви, наслажденьях труда

И о светлом блаженстве свободы…

Хотя Коста был приверженцем традиционной осетинской культуры и для него было важно продолжение рода, семью он так и не создал. За четыре года до ухода из жизни ему засватали девушку. Она дала согласие, Коста даже начал строить дом во Владикавказе. Но невеста заболела и незадолго до свадьбы умерла. Немногим пережил ее сам Хетагуров. Тяжело и продолжительно болевший туберкулезом, в 1906 году он умирает, не оставив наследников.

И долго буду тем любезен я народу…

— Коста писал и на осетинском, и на русском. Его произведения признаны образцом блестящего билингвизма, — говорит Кусаева. — Если современный русский язык берет свое начало со времен Пушкина, то осетинский — со времен Коста.

Читайте также: