В и слободчиков психология становления и развития человека в образовании доклад

Обновлено: 07.07.2024

(Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассиздат, 2000)

Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
Основные ступени развития субъектности человека.

1. Ступень оживления
1.1. Родовой кризис - становление телесности человека (- 2 мес. - +3 нед.)
1.2. Новорожденность - синтез психосоматического единства (3 нед. - 3,5 мес.)
1.3. Кризис новорожденности - становление адресного поведения (3,5 мес. - 7 мес.)
1.4. Младенчество - синтез чувственно-практической достоверности себя в мире (6 мес. - 12 мес.)

2. Ступень одушевления
2.1. Кризис младенчества - обретение субъектности в действии (11 мес. - 18 мес.)
2.2. Раннее детство - синтез самости (1 год 3 мес. - 3,0 года)
2.3. Кризис раннего детства - становление самодействующего субъекта (2,5 г. - 3,5 г.)
2.4. Дошкольное детство - синтез субъекта собственных действий (3,0 года - 6,5 лет)

3. Ступень персонализации
3.1. Кризис детства - становление личного поведения (5,5 лет - 7,5 лет)
3.2. Отрочество - синтез субъекта деятельности (7,0 лет - 11,5 лет)
3.3. Кризис отрочества - становление субъекта социальных отношений (11,0 лет - 14,0 лет)
3.4. Юность - синтез личностного способа бытия (13,5 лет - 18,0 лет)

4. Ступень индивидуализации
4.1. Кризис юности - становление авторства в собственной жизни (17,0 лет - 21,0 год)
4.2. Молодость - синтез субъекта социальной жизни (19,0 лет - 28,0 лет)
4.3. Кризис молодости - становление субъекта собственной жизнедеятельности (27,0 - 33,0 года)
4.4. Взрослость - синтез уникального самобытия человека (32,0 года - 42,0 года)

5. Ступень универсализации
5.1. Кризис взрослости - обретение универсальных оснований бытия (39,0 лет - 45,0 лет)
5.2. Зрелость - синтез полноты реальной жизни (44,0 года - 60,0 лет)
5.3. Кризис зрелости - откровение Ино-бытия (55,0 лет - 65,0 лет)
5.4. Старость - душа, насыщенная жизнью (62,0 года - . )

(Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.
Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека)

Новорожденность. Есть серьезные основания, в противовес, взглядам Л.С. Выготского, данную стадию выделять в качестве самостоятельной и стабильной. Здесь происходит отлаживание и совершенствование уже включенных (но всегда культуросообразных) органических систем, их поддержка. Но главное — осуществляется интенсивная их координация также по особой программе (режим питания, сна и др.), осуществляется формирование новых реакций и схем поведения (например, реакция на влажность, холод и др.), преодоление некоторых врожденных реакций (пеленание — как способ преодоления эмбрионального поведения). Действия взрослого в этих условиях никогда не реактивны, а конструктивны, и потому в каждый отдельный момент времени избыточны относительно реальных возможностей, состояний, реакций новорожденного. Принципиально важно, что только внутри такой программы возможно наше понимание состояний ребенка, их адекватное прочитывание. Мы понимаем самой этой программой, мы понимаем тем, что делаем, а не тем, что думаем о . Программа ухода за ребенком (не в медицинском, а в психологическом смысле) на данной стадии есть язык новой формы со-бытия ребенка и взрослого.

Врожденная пластичность человеческой телесности (как одна из предпосылок к универсальному развитию) позволяет ребенку уподобляться, идентифицироваться вплоть до импринтинга с программой организации его жизнедеятельности, со способами вхождения взрослого в со-бытие, что приводит к становлению целостных, теперь уже организменных, образований, в частности к многочисленным видам сосредоточения. В народной педагогике издревле использовались особые средства формирования подобных сосредоточении (соска, люлька, яркие игрушки, колыбельные песни и др.), так как именно сосредоточение оказывается первой телесно-поведенческой формой самостоятельности ребенка и его обособленности от жизнедеятельности взрослого. Таким образом, в стадии новорожденности осуществляется первичный организменный синтез в виде относительно упорядоченной группы соматических функциональных органов, становящихся впоследствии основой собственно органов чувств, передвижения, органов отношения и общения. Этот первичный синтез находит свое прямое выражение в так называемом комплексе оживления, который оказывается ярким симптомом критической стадии следующего периода.

Схематическое описание первой ступени имело своей целью демонстрацию возможного способа упорядочивания существующей фактологии развития психосоматической реальности в младенчестве; очевидно, что можно не только детализировать подобное описание, но и поставить ряд задач для целенаправленного поиска недостающих данных. Характеристики других ступеней будут даны в предельно краткой форме.

Виктор Слободчиков - Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах

Виктор Слободчиков - Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах краткое содержание

Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Книга адресована преподавателям психолого-педагогических дисциплин педагогических вузов и классических университетов, аспирантам и магистрантам кафедр психологии и педагогики. Она может быть полезна практическим психологам образования, педагогам, менеджерам образования и другим специалистам гуманитарной сферы.

Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Виктор Слободчиков

Вместе с тем на фоне нарастающей педагогической экспансии в виде новых технологий и образовательных проектов, информатизации и компьютеризации образовательных процессов остро встает проблема осуществления безопасного образования, которому естественно присущи любовь и уважение и к детству вообще, и к конкретному ребенку в частности. Сегодня школьная перегрузка достигла уже катастрофических размеров, стала основной внутренней бедой школы. По данным Института возрастной физиологии РАО, сама школа является причиной до 40 % всех факторов, ухудшающих условия существования детей. За годы обучения в школе в пять раз возрастает количество нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения, в четыре раза – количество нарушений психического здоровья детей.

Антропологический императив образования

В третьем тысячелетии система образования России должна претерпеть кардинальные изменения, которые касаются не только структуры его организации, методологии и технологии построения образовательных процессов во всех звеньях этой системы, но главным образом переопределить цели образования, его стратегические ориентиры, место в общественной жизни, позволяющие адекватно отвечать на вызовы XXI в. Образование в XXI в. призвано стать образованием для всех и одновременно для каждого; должно иметь смыслообразующим стержнем духовно-этическую доминанту; призвано носить творческий и инновационный характер; должно строиться на подлинно научных основах; быть многообразным, адекватным культурному разнообразию человечества и всей страны – удовлетворять основные потребности этнокультурных, социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и духовные запросы отдельной личности. В настоящее время уже вполне очевидна фундаментальная зависимость перспектив нашей цивилизации от тех способностей и качеств человека, которые становятся и формируются в образовании.

Слободчиков В.И.

Виктор Иванович Слободчиков - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви.

В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. Не всем мечтам Слободчикова суждено было осуществиться. Чиновники не дали Институту педагогических инноваций стать экспертным институтом, а в 2004 году вообще расформировали его на несколько институтов. С 2004 года Слободчиков возглавляет Институт развития дошкольного образования.

Книги (4)

Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе.

Соавтор: Исаев Е.И.

В книге изложены основные подходы к пониманию и объяснению закономерностей психического развития человека, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии; содержание принципа развития в психологии и его категориальный строй; антропологическая модель субъективной реальности и периодизация ее развития в онтогенезе; ступени, периоды и стадии развития субъективности человека в пределах его индивидуальной жизни. Заключают книгу словарь основных понятий и образовательная программа курса.

Развитие субъективной реальности в онтогенезе.

Соавтор: Исаев Е.И.

Здесь изложены основные подходы к пониманию и объяснению закономерностей психического развития человека, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии. Проанализированы философские и методологические основы принципа развития в психологии и его категориальный строй. Обоснованы антропологическая модель и интегральная периодизация развития субъективной реальности в онтогенезе. Представлено описание ступеней, периодов и стадий развития субъективности человека в пределах его индивидуальной жизни.

Соавтор: Исаев Е.И.

В книге представлены мировоззренческие, теоретические и методологические основы психолого-педагогической антропологии как целостного учения о становлении собственно человеческого в человеке, о предпосылках, условиях, средствах становления базовых человеческих способностей на разных ступенях образования.

Содержание работы задает концептуальную рамку и целевые ориентиры современного отечественного образования, которые определяют общую технологию построения вариативных образовательных программ и учебно-методических комплексов для общеобразовательных школ России.

Книга посвящена теоретико-методологическим основаниям инновационного развития отечественного образования.

Смысловым центром содержания работы является определение антропологической перспективы современного образования как фундаментального условия становления человека во всех его измерениях.

Комментарии читателей

Ольга / 20.02.2019 В моей жизни была встреча с В. И. Слободчиков во время учёбы в ОГУ, которая определила многое в моей жизни, работе, мировоззрение. Рада прочесть новые труды.

Терентий К / 19.10.2017 Оборванные на полуслове мысли в видеозаписи конференции Психология XXI века - демонстративное неуважение к докладчику

Любовь Ивановна / 20.03.2010 Прослушала запись на диске выступление на пресс-конференции о здоровье общества. Все сказанное очень мне близко и кажется важным. Хотелось бы обсудить некоторые высказанные мысли

ВЕБИНАР: Краткосрочное психологическое консультирование (КПК): личностная готовность, профессиональная позиция и практические навыки специалиста

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой


Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Главный научный сотрудник лаборатории психологической антропологии и профессионального развития педагогов Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Член диссертационного совета ИИДСиВ РАО.

Научные интересы. Исследования В.И. Слободчикова связаны с изучением вопросов сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования.

В 80-х гг. В.И. Слободчиков пришел к собственному подходу к пониманию человеческой природы, уходящему корнями в христианство.

С середины 1990-х гг. под руководством Слободчикова разрабатывается новое научное направление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах.

С 2008 по 2013 гг. являлся Президентом Российской макаренковской ассоциации.

Основные труды:

  • Методы изучения синтезирующей функции сознания, М., 1975;
  • Вопросы теории и диагностики психического развития, М., 1982;
  • Психологические проблемы становления внутреннего мира человека, М., 1986;
  • Категория возраста в психологии и педагогике развития, М., 1991;
  • Антропологический принцип в психологии развития, М., 1998 (в соавт.);
  • Деятельность как антропологическая категория, М., 2001 (в соавт.);
  • Очерки психологии образования, Биробиджан, 2002;
  • Основы психологической антропологии, М., 1995, 2000, 2013 (в 3-х томах, в соавт.);
  • Антропологическая перспектива отечественного образования, Екатеринбург, 2009, 2-е изд. 2010;
  • Введение в антропологию образования, Биробиджан, 2012 (в соавт.);
  • Ключевые категории мышления профессионального педагога, М., 2013 (в соавт.).

Награжден Медалью К.Д. Ушинского (1995); Орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени (2004).

Читайте также: