Государственная система профориентации в россии доклад

Обновлено: 05.07.2024

• службы занятости населения: психологическое кон­сультирование в выборе профессии и профессио­нальной ориентации, психологическое просвеще­ние сотрудников служб занятости;

• государственные и коммерческие предприятия: пси­хологическое консультирование сотрудников, испы­тывающих профессиональные трудности, кризис, не­удовлетворенность, переживающих конфликт; помощь службам развития персонала; формирова­ние резерва на выдвижение; прогнозирование карь­еры; определение профпригодности, участие в атте­стации работников;

• центры психологического консультирования: оказа­ние помощи и поддержки людям, испытывающим трудности и конфликты в профессиональной жизни; проектирование альтернативных сценариев профес­сиональной биографии.

Таким образом, в деятельности профориентолога можно выделить следующие функции: диагностичес­кую, прогностическую, консультативную, профессиографическую

Основные виды деятельности профориентолога:

• профессиональное консультирование, связанное с адекватным выбором профессии и форм подготовки, проектированием и сопровождением профессио­нальной карьеры, сменой профессии;

• психологическая профилактика, направленная на предупреждение негативных явлений, обусловлен­ных длительным выполнением одной профессио­нальной деятельности, на создание благоприятного психологического климата и предупреждение про­фессиональных конфликтов;

• психологическая помощь безработным, а также ра­ботникам, переживающим кризисы профессиональ­ного развития и конфликты профессионального са­моопределения; психологическое обеспечение профессионального самосохранения;

• диагностика, позволяющая определять профессио­нальную пригодность, готовность и предрасполо­женность к выполнению профессиональной деятель­ности, психологическое здоровье, профессионально важные качества и деформации, психические состо­яния в трудовом процессе;

• разработка профессиограмм, моделей специалиста, экспертиза факторов результативности деятельнос­ти, конструирование методик аттестации работников;

• мониторинг профессионального развития, включа­ющий создание банка данных, рекомендаций по пе­ремещению и оптимальному использованию специ­алистов;

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития .

. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. . динамики мыслительной деятельности. Задержка психического развития психогенного происхождения .

• психологическое сопровождение профессионально­го образования, профессионального роста и карье­ры персонала.

Тема 2. Система профориентации

Профессиональная ориентация — это сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социаль­ными, образовательные с психологическими. Участвуют в профориентационной работе многие социальные институты: система образования всех уровней, семья, общественность, средства массовой ин­формации, предприятия, специальные службы.

Государственная система профориентации в России представля­ет собой совокупность государственных и муниципальных органов и организаций, деятельность которых направлена на развитие профес­сиональной ориентации, образование, содействие занятости, здраво­охранения, социальной защиты и психологической поддержки граждан.

Основными субъектами государственной системы проф­ориентации являются: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, учреждения (центры) профориентации и психологической поддержки населения Минтруда России, подразделения профориентации и психологической поддержки насе­ления территориальных органов Минтруда России по вопросам заня­тости населения, образовательные учреждения разных типов и видов, органы местного самоуправления.

Рассмотрим более подробно компетенцию государственных уч­реждений (центров) профориентации и психологической поддержки населения, центров занятости населения, а также образовательных учреждений — основных субъектов профориентации.

К учреждениям профессиональной ориентации и психологиче­ской поддержки населения относятся учреждения, основной деятель­ностью которых является профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, со­циально-профессиональная адаптация и психологическая поддержка различных категорий населения Российской Федерации.

Учреждения (центры) профориентации и психологической под­держки населения:

— осуществляют координацию и информационно-методическое обеспечение деятельности в области профориентации и психологической поддержки населения в соответствующей территории;

— осуществляют научно-методическую деятельность в пределах своей компетенции;

— оказывают психолого-профориентационные услуги различным категориям населения, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг;

— -оказывают на договорной основе дополнительные психолого-профориентационные услуги населению и организациям; реализуют дополнительные образовательные программы в области профориентации и психологической поддержки населения.

Территориальные органы Минтруда России по вопросам заня­тости:

Основные направления деятельности Психологической службы

. психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров. 3.2. Психологическая профилактика (поддержка): — оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности . основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и .

— осуществляют профессиональное консультирование безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда;

— обеспечивают психологическую поддержку безработных граж­дан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния и
разрешения психологических проблем, препятствующих их профес­сиональной самореализации.

— обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом;

— способствуют развитию трудовой мотивации, профессиональ­ных интересов и формированию профессиональных склонностей учащихся;

— проводят системную профориентационную работу, привлекая для этих целей специалистов соответствующих организаций и учре­ждений, а также родительскую общественность;

— организуют профессиональное просвещение и консультирова­ние учащихся, формируют у них на основе комплексного изучения личности профессиональные намерения, сознательный подход к выбору профессии в соответствии с их индивидуальными психологическими особенностями, состоянием здоровья, а также потребностями региона в кадрах;

— обеспечивают мероприятия профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профес­сионального образования;

-создают условия для социальной адаптации студентов (слушателей) и их адаптации к будущей профессиональной деятельности; способствуют формированию профессиональной мобильности выпускников;

— организуют мероприятия по формированию у студентов (слушателей) адекватного представления о рынке труда и требованиях ра­ботодателей, эффективных способов поведения на рынке труда.

Службы практической психологии образования:

— содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;

— создают психологические условия для развития и проявления познавательных и творческих способностей, формирования нравст­венных качеств личности;

— оказывают психологическую помощь педагогическим коллек­тивам и родителям в преодолении отклонений в психическом разви­тии учащихся;

— внедряют достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.

Профессиональная ориентация – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. (БСЭ)
Профессиональная ориентация- комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных:
-на формирование профессионального призвания;
— на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Основными формами профессиональной ориентации являются:

— профессиональное просвещение;
— профессиональное самоопределение;
— профессиональное консультирование;
— трудоустройство;
— профессиональный отбор;

Тема 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда

. групп, в которые они входят. Стоит подчеркнуть, что личностные предпосылки эффективного труда не сводятся к профессиональному мастерству, умелости, как бы ни было это важно. Если еще . к культуре, ко всем достоинствам личности. На рынке труда повысился спрос на людей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, обладающих культурой поведения и общения, знающих иностранные .

История становления профориентации

Начало профориентации нередко относят к 1908 г.-к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США).

Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.

. - М., 1987. - С. 103 - 121. Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка. Младшие школьники имеют значительные резервы развития. В этот . действий, · рефлексия, · мотив достижения успеха. В целом младший школьный возраст не имеет больших трудностей для работы учителя, но вместе с тем надо помнить, что именно .

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками

. на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве .

Развитие профориентации в России, СССР и Российской Федерации

Еще до революции в Санкт-Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М. А. Рыбникова и И. А. Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии.

В целом В дореволюционной России профориентации как са­мостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались.

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марк­систской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И.Ленина) была со­здана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору про­фессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен воп­рос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская.

Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (проф­отбора) занимались педологи. В 1930-е гг. Центральная лаборато­рия по профконсультаций и профотбору ВЦСПС начала разраба­тывать систему школьной профориентации. В 1932 г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной проф­ориентации. Таким образом, в период нэпа и в начале 1930-х гг. профориентация активно развивалась.

Организация профилактической работы в дошкольно-школьном отделении поликлиники

. развитие негативных процессов в состоянии здоровья. Дошкольно-школьные отделения ведут организационно-методическую работу по повышению квалификации медицинского персонала, обслуживающего детские коллективы, способствуют внедрению . существует ряд противопоказаний: - все болезни в остром периоде; - хронические болезни в период обострения, требующие специального лечения; - перенесенные инфекционные .

В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резко свертывание профориентационной работы. Таким образом, в пе­риод сталинского тоталитаризма профориентацию, реально свя­занную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

— создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах — множество пунктов и профконсультаций — ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически и для становления школьной психологической службы);

— на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили );

Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью

-наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался);

— в итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совер­шенствования.

Таким образом, рост свободы в обществе вызвал резкое воз­рождение и развитие школьной профориентации.

Один из примеров невнимания к школьной профориента­ции — Второй съезд школьных психологов в Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упомина­ния о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностике, психотерапии, хотя и психодиагностика, и психокоррекции, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают школьнику решить главный вопрос — что делать после школы, т.е. вопрос самоопределения.

Таким образом, сейчас для профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают.

На рубеже XX и XXI вв. появились надежды на возрождение и развитие профориентации, и для этого были серьезные основания. Например, директора некоторых школ, понимая необходимость профориентационной работы, привлекают к ней психологов и педагогов. Но без должного научно-методического руководства и контроля, к сожалению, зачастую эта работы превращается в про­фанацию: подростков тестируют с помощью методик, предназна­ченных явно для других целей, и выдают рекомендации о выборе профессии. Есть примеры возрождения профориентации в бо­гатых и относительно стабильных нефтяных компаниях, где профориентация рассматривается как элемент кадровой полити­ки. Но и здесь многое делается напоказ, т. е. сама профориентация не рассматривается как глубокая, системная и растянутая во вре­мени работа: нередко профориентация проводится в сжатые сро­ки (в течение двух-трех дней), с большими массами школьников (от 80 до 100 человек) и по очень интенсивным программам (по 8 — 10 ч в сутки).

Система профориентационной работы во вспомогательной школе

. индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Поэтому профориентационная работа во вспомогательной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. . Основные направления профориентации определяются задачами и конечной целью профориентации. В основу всей воспитательной работы в школе по вопросам профориентации учащихся должен .

К сожалению, недопонимание важности профориентационной работы (как со школьниками, так и со взрослым населением) приводит к тому, что средства, вложенные в профориентацию, часто расходуются неразумно. Например, после недальновидных заявлений и соответствующих действий некоторых высокопоставленных чиновников из Московского департамента занятости ушли с работы около половины профконсультантов, на подготовку которых в свое время было затрачено много бюджетных средств.

В итоге получается, что в 1930-е гг.- развитие профориентации ограничивалось политическими способами, в 1970-1980-егг.- бюрократическими, а сейчас – экономическими мерами. Т.е периоды расцвета профессионального самоопределения в определенной степенью связаны с уровнем реальной свободы выбора для большинства населения данного общества. А это значит, что сама профориентация

(и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства.[1]

[1] Пряжникова Е.Ю, Пряжников Н.C/ Прфориентология-М.2005.-С7

Примеры похожих учебных работ

Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема.

. профориентации как психологического явления, состоящего из двух взаимосвязанных сторон: - принятие учащимися решения о своем профессиональном . профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации. 2. Пропаганда профессий, .

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

. включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения; в профориентации предметом является субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в "пространстве" личностных смыслов самой трудовой деят. и .

Психологические особенности труда учителя

. результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки: - По содержанию: профессиональная деятельность . труд учителя; -Исследовать особенности труда учителя. Глава 1: Психологические особенности труда учителя 1.1 Структура труда .

Психологические характеристики труда юриста

. 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ТРУДА юрист психологический интеллектуальный труд На сегодняшний день профессия юриста является . лиц, занимающих перечисленные должности, развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия .

Проблемы профессиональной и социально-психологической адаптации персонала

. психологическая совместимость работника данной специальности, но и его профессиональная . периода . результатов труда. Следующей . профессий; • менеджеры среднего звена; • менеджеры высшего звена. Такое разделение позволяет учитывать психологические .

Психологические особенности труда юриста

. труда, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени). Говоря о социальной подструктуре : - умение осуществлять психологический . процессе профессионального обучения формируются профессиональная . права, эта профессия несет .

Многие специалисты настаивают, что система школьного образования не должна ограничиваться только обучением детей базовым дисциплинам. Современные школы должны готовить учащихся к выбору будущей профессии, по крайней мере, начиная с 11-12 лет. А еще лучше, если к будущей профессии дети начнут готовиться в детском саду.

Состояние и перспективы системы профориентации

Согласно статистическим данным практически каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию. А в будущем мы будем менять профессию вдвое чаще – порядка 6-8 раз. Это свидетельствует о том, что знакомить детей с профессиями нужно как можно раньше.

Конечно же, с формальной точки зрения система профориентации уже существует в российских школах, и даже вроде бы пытается работать (речь идет о тех экскурсиях на предприятия, с помощью которых старшеклассникам пытаются рассказать о разных профессиях). Но практика показала, что до сих пор не выработано единой системы информации и инструментов, которые бы действительно помогали учащимся выбрать свою профессию.


Состояние системы профориентации в школах РФ

Многим родителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок постоянно меняет свое мнение о том, кем он хочет стать: сегодня малыш хочет быть клоуном, завтра космонавтом, а послезавтра продавцом мороженого. Такое непостоянство объясняется просто: у детей разные мечты, но они не могут логически объяснить и идентифицировать свои интересы. Понято, что они интересуются всем тем, что их окружает и вызывает приятные эмоции (например, клоуном ребенок хочет стать после посещения цирка, а продавцом мороженого – после семейного похода в парк), но умы их слишком незрелые, чтобы определить какую именно профессию они предпочтут в будущем.

Статистика говорит о том, что 30% учеников покидают школу, имея лишь смутное представление о возможностях трудоустройства, плохо оценивая свои способности и интересы относительно подходящей карьеры. Многие поступают в высшие учебные заведения независимо от того к какой специальности они наиболее подготовлены или имеют природную склонность. Соответственно, неправильный выбор ВУЗа и направления обучения чаще всего приводит к зря потраченным годам. То есть молодые люди обучаются в той предметной области, в которой заведомо никогда не будут работать.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день среди учащихся школ зафиксирована очень низкая осведомленность о карьерных перспективах. Несмотря на то, что тестирование на выявление профессиональных интересов прошел каждый второй старшеклассник, каждый пятый школьник говорит о том, что школа никак не помогает ему определиться с будущей профессией. При этом ученики отмечают, что уроки профориентации в большинстве своем скучные, абсолютно не вызывают интереса и в лучшем случае ограничиваются парой экскурсий на предприятия города, носящие исключительно формальный характер.

А вместе с тем профориентация – это процесс развития, который должен облегчить для школьников приобретение профессиональных навыков, знаний и отношений. Инструменты профориентации должны способствовать самопознанию учащихся и помогать им серьезно взглянуть на свое будущее, исследуя разные варианты профессий. Именно такой формат профориентации в конечном итоге приведет к принятию ребятами обоснованных решений с заранее разработанными планами по достижению карьерных высот.

Отметим, что системным подходом к вопросу профориентации школьников на данном этапе занялись только экологи. Именно при их активном участии в России был реализован социальный проект "Зеленая кисточка", направленный не только на развитие детской профориентации, но и на формирование экологического сознания и культуры у подрастающего поколения.


Благодаря "Зеленой кисточке" любой школьник из любого региона РФ, принимающий участие в проекте в течение шести месяцев, имеет возможность познакомиться с прикладными аспектами таких профессий как инженер-эколог и специалист по охране труда. При этом дети учатся ответственно относиться к сохранению окружающей среды и ценить как собственную безопасность, так и безопасность других людей.

Остается только сожалеть, что представители других отраслей до сих пор не оценили всю важность профориентации школьников и не прислушались к мнению Владимира Путина. А он не один раз заявлял о том, что современной России жизненно необходимо выстроить современную систему профориентации школьников, в которой активными участниками должны стать не только университеты и научные коллективы, но и успешные российские компании и предприятия.

Перспективы системы профориентации

Специалисты уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Причем чем раньше она будет внедрена, тем лучше. Самым лучшим вариантом внедрения в школьную программу может стать либо отдельная дисциплина, связанная с учебным планом, либо проект, реализуемый на базе школы, в ходе которого школьникам будет предоставляться целостная информация, советы и рекомендации.

Образовательная организация должна поддерживать учеников самыми разными способами не только в процессе обучения, но и в выборе будущей профессии. А для этого учащимся необходимо давать практическое представление о мире труда и занятости посредством реальных встреч с людьми, занятых в той или иной профессиональной сфере.

Школы могут устраивать дни профессий, на которые можно пригласить родителей и других людей, которые хотят и могут рассказать школьникам о своей профессии и ответить на их вопросы. Нужно искать любую возможность, чтобы "окунуть" учащихся в реальную рабочую атмосферу действующего предприятия или компании. И делать это нужно не только для того, чтобы они узнали о профессиях, к которым проявляют интерес. Намного важнее, что в ходе посещений предприятий и компании школьники будут узнавать о тех специальностях, о которых они никогда не слышали или мало знают.


Самое удивительное то, что ученики школ сами заинтересованы в реально работающей системе профориентации. Если верить опросам, которые проводились среди школьников 13-18 лет, дети хотят, чтобы в школах:

  • ввели предметы, помогающие выбрать профессию,
  • сделали упор на индивидуальное обучение с преобладанием предметов, необходимых для освоения будущей профессии,
  • приглашали на уроки представителей разных профессий,
  • проводили "работающее" тестирование на определение профориентации.

Инструменты, которые помогают учащимся выбрать свою профессию

Специалисты считают, что наиболее эффективными инструментами профориентации сегодня являются:

  • определение навыков при сопоставлении профилей работы;
  • тесты, направленные на определение способностей учащихся с целью повышения их мотивации;
  • коллекции видео с интервью успешных в своей профессии людей, анализирующие детали, которые помогли им добиться успеха, и подчеркивающие важность школьного образования.

Продуктивным упражнением, особенно среди учеников младшей школы, является создание среды, в которой дети могут играть разные профессии. Например, в классной комнате можно "открыть" магазин или ресторан, чтобы ребята получили представление о том, как нужно обслуживать клиентов или управлять бизнесом.


Ролевые игры – интересный и эффективный способ, который помогает направлять образование. Некоторые задания могут выполняться дома. Например, дети, которым нравится работать с животными, могут добровольно участвовать в благотворительных проектах, чтобы убедиться в том, что профессия ветеринара станет для них верным выбором.

Безусловно, сложно выработать единую систему профориентацию по всей стране. Но вполне возможно делать на местах многое, что связано с профориентацией, принципиально и последовательно.

Реальность заключается в том, что современный мир совершенно не похож на то время, которое было два десятка лет назад. И сегодня даже родители не всегда могут дать своим детям правильный совет: как в силу каких-то личностных особенностей или стереотипов, так и из-за изменившихся условий на рынке труда. Постоянно создаются новые специальности (о которых родители не имеют никакого представления) и для молодых людей открываются новые рабочие места.

Кстати, при определении перспектив трудоустройства сегодня важны не только когнитивные способности, но и некогнитивные навыки, характер, настойчивость, способность справляться с неудачей, устанавливать связи и критически мыслить.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И КАРЬЕРА

В Рекомендации № 150 Международной Организации Труда, упомянутой выше, под-
черкнута актуальность принятия и развития в странах-участницах государственной поли-
тики и национальных программ профессиональной ориентации. Их важнейшими целями
определены: обеспечение свободного выбора профессии, рода деятельности в соответ-
ствии со способностями, интересами каждого, с учетом потребностей общества; содей-
ствие развитию творчества и инициативы для повышения эффективности труда и полу-
чения удовлетворенности от деятельности; защита трудящихся от безработицы и потери
доходов. Особое место в политике и программах профориентации, проводимых на на-
циональном уровне, в документах отведено системам разнообразной профориентации,
доступной всем слоям общества.

Мировой опыт, сложившиеся концептуальные подходы к профориентационному делу во
многих странах, большая отечественная практика, к которой автор имеет непосредствен-
ное отношение на протяжении более четверти века (в качестве заместителя председателя
Госкомтруда Узбекской ССР, заместителя начальника управления Госкомтруда СССР, заме-
стителя директора Московского и сотрудника Всероссийского научно-практического цен-
тра профориентации и психологической поддержки Минтруда Российской Федерации),
еще 10-15 лет тому назад, позволяли сделать вывод о том, что развитие профориентации в
стране как одной из важнейших социальных гарантий является функцией государства.

Актуальность данной проблемы стала возрастать по мере продвижения общества
к рыночной экономике и демократическим формам бытия. В данных условиях грядет и
коренная перестройка профориентационной деятельности в России. Профориентация
ощущается как неотъемлемая часть социальной политики государства, формирования
трудового потенциала, механизма управления трудом, занятостью. С ней связаны мно-
гие аспекты модернизации образования и экономики, молодежной политики, здоровья
и благосостояния нации.

В первом документе были изложены концептуальные положения формирования и реа-
лизации государственной политики в области профориентации, цели, принципы и основ-
ные направления такой деятельности: обеспечение прав гражданина в сфере профес-
сиональной ориентации и предоставление соответствующих гарантий; развитие системы
профориентационных услуг; совершенствование работы специализированных служб; со-
действие международному сотрудничеству и др.

В проекте Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке
населения в Российской Федерации в обобщенном виде были изложены основные поня-
тия, направления, цели и методы психолого-профориентационной работы. Впервые пред-
принята попытка дать определение государственной системе профориентации, очертить
компетенции ее основных субъектов, обозначить социальные гарантии в данном вопросе.


В глобальных изменениях рыночной конъюнктуры, изменении социальной среды и социальных связей, а также нарастающим техническим прогрессом и глобализацией, возникает вопрос места человека и его труда в этих процессах. Труд человека и его эффективность зависит от многих составляющих факторов. Какое профессиональное будущее он видит перед собой, какой потенциал скрыт в человеке, каким образом его раскрыть, и эффективно применить в стремительно изменяющемся мире с пользой для себя, общества и государства. Таким вопрос с технической точки зрения занимаются кадровые службы, центры занятости, кадровые агентства и агентства подбора персонала.

Профориентация— это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию труда человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно, случайно и опирается на стереотипы, молодым людям оказывается недостаточная помощь и информация.

На каждом этапе человек делает выбор, на который оказывает влияние различные факторы, исходящие, как от социальной среды, так и от самого человека. Влияние имеет мотивационную и операционную сферу. Мотивационная сфера это склонности, интересы, намерения, цели. Операционная: знания, умения, опыт, способности. Профессиональное самоопределение, карьерный рост и развитие человека это непрерывная цепь профессионального выбора и процессов.

Трудовые ресурсыявляются важнейший элементпроизводительных сил. Демографические факторы выступают функцией социально-экономического развития и оказывают большое влияние на экономический рост. К анализу трудовых ресурсов относят: возраст, здоровье, образование, доход, мобильность. В таком случае профориентация является важной частью качества трудовых ресурсов. Таким образом, все факторы влияют на конкурентоспособность страны на международной арене. Согласно статистическим данным Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия заняла 45 место, переместившись с 53 места [2]. Анализ таких данных проводится по ряду показателей, в том числе деловому климату и качеству трудовых ресурсов, развитие которых недостаточно развито. Именно в вопросах повышения качества трудовых ресурсов важна профориентация с ранних лет, и получением человеком максимальных возможностей для раскрытия и реализации потенциала.

Внутренняя и внешняя профориентация.

Существует также внешняя и внутренняя профориентация. Внешняя профориентация это, прежде всего, информирования о возможностях, выявление потребностей и способностей человека, развитие потенциальных навыков и умений, накопление опыта, выбор направления обучения. В выборе будущей профессии оказывает влияние все, что окружает человека: друзья, интересы, родители, выбор профиля школы, дальнейший выбор образования или работы.

Внутренняя профессиональная ориентация — это деятельность, по введению новых работников в курс их новых задач на новом месте работы, по ознакомлению их с руководителями и рабочими группами. Данный термин обычно используется при описании периода вхождения работника в должность. Такой работой, как правило, занимается отдельное лицо в небольшой компании, в крупных: отделы кадров, отдел обучения, или HR специалисты.

Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что любая организация — это, прежде всего общественная система, а каждый работник — это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки организационной культуры. Попадая на новое место работы, человек часто чувствует себя одиноко и дискомфортно. Требуется время, прежде чем новичок научится ориентироваться на работе, а выстроенная программа внутренней ориентации может помочь сэкономить время. Первые несколько дней являются решающими в направлении соискателя на верный путь, выявление его ожиданий и потребностей, и зависит от ориентированности на социализацию новых сотрудников и корпоративной политики компании.

Для понимания процессов социализации, а также ряд происходящих современных тенденций, стоит обозначить, что проблематика и вопросы профориентации не являются новыми, и интересуют любые государства и общественные системы в любой период истории. Рациональное и эффективное управление ресурсами, производствами и производящей эффективностью является не прихотью, а необходимостью.

Исторические примеры традиций профориентации.

Конечно, стоит признать роль прогресса, изменение технологической базы и информационных технологий, и возможность человека более свободно и мобильно выбирать профессию и искать себя, с максимальной эффективностью. Роль профориентации оценена и применяется как в странах Запада, так и Востока, с учетом национальных и исторических традиций и культур. На Западе в форме узкоспециализированных институтов, колледжей, с предварительной и постоянной системой тестирований. На Востоке, где сохраняется преемственность традиций, знаний и профессия передается из поколения в поколение (Индия) [3] или человек работает всю жизнь в одном коллективе в рамках корпорация и корпоративных связей (Япония) [4] и стремится достичь максимального уровня своей профессиональной компетенции с дальнейшей передачей в рамках корпорации: т. е. возникает преемственность профессиональных навыков, их накопление и совершенствование.

  1. согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России);
  2. случайный, необдуманный выбор;
  3. выбор по призванию;
  4. выбор по расчету. [20]

В СССР профориентация строилась исходя из возможностей человека, потребностей самореализации, потребностей общества и уровня образования. Возможно имеются расхождение теории и практики такой модели, но к её реализации стремились на государственном уровне. Если образование техническое — значит, человек шел дальше по технической профессии с четким планом дальнейшего развития, повышением квалификации, и дальнейшим карьерным ростом в зависимости от достижений. Т. е. образование определяло профессию и деятельность. Человек знал, куда идет работать, что делать, а на производстве лишь оттачивал навыки. Это давало возможность государству планировать и управлять процессами производствами через квоты образования. Для человека же это была уверенность в завтрашнем дне, сокращение времени на социализацию к производству, сокращение времени на поиск работы. Тем самым это давало возможность планировать семью, будущее, и иметь более устойчивое психологическое состояние. [21]

На данный момент образование, профориентация, трудоустройство подчинено спросу и предложению. Происходит отмиранию старых и появление новых профессий. Большая часть деятельности кадровых агентств выстраивается на собственных методиках, или сводится к получению данных от соискателя и передача работодателю, т. е. человек не получает в рамках профориентации в кадровых агентствах новых навыков и умений. Таким образом, система образования, стажировок, практики, дальнейшего трудоустройства — процессы крайне хаотичны. Любые кризисные явления лишь разогревают и ухудшают ситуацию с рынком труда и трудоустройством человека.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов — профориентаторов [22]

Не смотря на это существует большой набор тестов определения, предрасположенностей, навыков полученных и потенциальных: для того что бы человек максимально эффективно мог себя проявить.

Наиболее подходящим вариантом системного решения вопросов профориентации, по мнению ряда экспертов, является тестирование в школе на самоопределение. Такой подход разделяет и государство [5]. Где на протяжении обучения можно проводить ежегодные тестирования, отслеживать динамику навыков, интересов, желаний учащегося. Это требует также новых навыков, стандартов тестирования, стандарта образования профориентатора. Также необходимо объединять теорию, передовую практику, и передовые технологии в один органичный продукт, который приносит результат. Если характер тестирования будет носить, лишь бюрократический, декларативный характер, тем самым ситуацию можно лишь усугубить.

Работодателю нужен молодой человек, без детей, не женатый, с опытом работы 3–5 лет, с несколькими высшими образованиями на стартовые позиции, с минимальной заработанной платой — это рациональное поведение в бизнес процессах — свести затраты к минимуму.

Соискатель ищет работу с дипломом, максимально оплачиваемую, не имея опыта, с завышенными ожиданиями по отношению к себе и своему труду, и желанием заниматься, чем хочет. Получается, что работодатель не может найти такого человека, так как не может удовлетворить завышенные требования соискателя. Соискатель не идет на такую работу, так как это не оправдывает ожидания после получения диплома. Таким образом, человек не работает по специальность. Предприятие работает не эффективно и не на полную мощность, даже если потребность в кадрах имеется. В итоге работодатель набирает всех желающих на своих условиях, по непрофильному образованию и обучает с самого начала. Соискатель идет также не по профессиональному пути своей квалификации, и также начинает всё с нуля [10]. Таким образом, молодой выпускник не может найти работу, и применить свои навыки с высшего учебного заведения, который порой остаются теоретическим. Такая ситуация носит системный и комплексный характер, и негативна как для выпускников вызов, так и для работодателей, так и государства. Такую тему также поднимали еще в 2007 году на федеральной повестке, в рамках встречи В. В. Путина [11] и В. В. Володина. [12]

Профориентация на данном этапе общественного развития только набирает обороты, такие центры уже появляются [13], однако такие тенденции носят достаточно хаотичный и бессистемный характер, если рассматривать с точки зрения общества, государства, правовой системы в целом. Также стоит отметить тенденцию совмещение интернет технологий (тестирование, основные вопросы по трудоустройству и законодательству, советы) и реальных мероприятий. [14]

Существуют различные подходы в определении предрасположенности и дальнейшей реализации потенциала. Можно сделать вывод, что человек обретая себя, приносит пользу обществу больше, и работает эффективнее для себя. Максимальная эффективность достигается системностью профориентационных мероприятий, раннем обнаружении способностей, и возможности их раскрыть и реализовать у ребенка, и в дальнейшей жизни.

Если взять роль некоммерческих организаций в процессах профориентации и государства то можно отметить, лишь информативный характер мероприятий. Реализуемая в предыдущее годы молодежная политика была во многом направлена на поддержание позитивных форм досуга, развитие организационной свободы общественных объединений, коррекцию девиантного поведения. В большинстве случаев это информирование о здоровом образе жизни и профилактике рискового поведения. Как правило, данные программы ограничиваются только информированием, не используют эмоциональное воздействие на подростков и молодежь для повышения уровня мотивации на здоровый образ жизни и привитие ответственного отношения к своему здоровью.

С другой стороны, имеет место также нарастающая тенденция инклюзивных школ как элемента профориентации. Когда рассматривается практический пример различных компаний и организаций, подростки и студенты имеют возможность познакомится с процессами изнутри предприятий, компаний или агентств, а также напрямую получить информацию от сотрудников в рамках обзорных мероприятий [15]

Смена ориентиров на примере Атласа профессий.

Не смотря на то что профориентация не выстроена на текущий момент как целостная государственная система составляющая политическую и общественную стратегию направленную на раскрытие и реализацию потенциала, стоит отметить что такие попытки начинают есть. Об успехах и системы подачи информации судить рано, но такие разработки уже есть. Так, Агентство стратегических инициатив по поддержки проектов (АСИ) в наблюдательном совете которого находится президент РФ В. В. Путин, представила Атлас профессий будущего, которые будут востребованы, по мнению экспертов и аналитиков. Такие данные являются публично-доступными с 17 февраля 2014 года [16].

Экспресс образование играет важную роль в возможности получить навыки, опыт и компетенцию с необходимой теоретической базой для дальнейшей работы. К примеру, такие центры проводят курсы, обучающие программы, обзорные экскурсии, семинары, решают кейсы из реальных рабочих ситуаций. Курсы такого типа длятся от 1 месяца до 1 года [17]. Стоит отметить, что курсы ведут как правило, практики, передавая действующий опыт. Также на базе таких центров формируются площадки прямого взаимодействия работодатель — соискатель. Т. е. на обучения приходят соискатели по определенному, интересному им направлению, а обучение проводят работодатели по необходимым для них требования и критериям. Таким образом, человек в короткие сроки может получить специализированное профильное образование и устроиться на работу, не теряя время на получение высшего образования. Также по итогам таких курсов выдаются сертификаты, и если учебные центры имеют образовательную аккредитацию, такой сертификат цениться среди всего ряда работодателей по линии схожих профессии [18]. В рамках таких центров решается целый социально-значимых задач, не заметный на первый взгляд:

  1. Соискатель получает только необходимую информацию с практическим опытом.
  2. Соискатель более уверен в том, куда он пойдет работать.
  3. Работодатель видит соискателя или уровень подготовки по сертификатам после обучения, и может отобрать кадры с максимальной эффективностью для себя и производства (что ведет к развитии предприятия и росту экономики как таковой.
  4. Экономия времени как соискателя, так и работодателя.
  5. Адекватная оценка требований и ожиданий, так как соискатель показывает себя в рамках обучения, а работодатель видит показатели этого обучения и может выбирать подходящие кадры.

Стоит отметить что курсы в различных учебных центрах представлены абсолютно разные: бухгалтерия, профессиональная охрана, кондитеры, ИТ специалисты, сварщики и т. д.: т. е. профессии как производящие продукцию, так и создающие услуги, что крайне важно для экономического развития.

По итогам работы, можно сделать следующие выводы:

Среди проблематики профориентации можно выделить:

  1. Отсутствие практической части в области высшего и средне — специального образования, отсутствие целостности закрепления полученных теоретических знаний;
  2. Формальное отношение к образованию;
  3. Отсутствие законодательной базы;
  4. Отсутствие целостной системы профориентации и её механизмов на общегосударственном уровне;
  5. Недооцененность профориентации с точки зрения влияния государственной политики, экономических, социальных процессов;
  6. Хаотичность и несогласованность имеющихся процессов: образования, трудоустройства, профориентации.

Возможные механизмы улучшения профессиональной ориентации и её эффективности:

  1. Совершенствование законодательной базы;
  2. Развитие инфраструктуры для профориентации и самореализации населения;
  3. Использование действующей инфраструктуры для внедрения профориентации и апробации её эффекта на базе бизнес инкубаторов, центров инноваций социальной сферы, центров социальной защиты, ресурсных центров НКО, центров занятости населения;
  4. Совершенствование образовательных стандартов основного и дополнительного образования, высшего и среднего специального образования, с применением лучших образовательных и профориентационных практик;
  5. Создание профориентационных стандартов для определения потенциала человека, подбор максимально подходящей профессии исходя из предрасположенностей, необходимые как для раскрытия лучших личных и трудовых качеств, повышения качества жизни, развитие здоровой и качественной конкуренции рынка труда.

В итоге продуктом внедрения профориентации можно выделить комплексно следующий ряд потенциальных изменений:

 Для государства: повышение качества трудовых ресурсов, развитие экономической сферы, повышение конкурентных преимуществ на международной арене.

 Для экономики: с экономической точки зрения система сопровождения профессионального самоопределения должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, успешную профессионально-трудовую адаптацию. Также стоит отметить, что грамотная профориентация и анализ перспективных сфер, дает возможность снизить безработицу, что экономит бюджетные средства. В отношении бюджета высокооплачиваемые специалисты, выполняющие качественно работу, получающие большое денежное вознаграждения, увеличивают налоговые поступления. Суммарные положительный эффект от профориентационных мероприятий и правильно выстроенной модели может достигать до 1,6 трлн. руб. [19]

Для человека: выбор профессии исходя из своих желаний, с адекватным денежным вознаграждением, развитие гармоничной личности, и саморазвитием, является благом для всех элементов общества: социальных институтов, государства, экономики, развития личности.

Выводом исследования в таком случаи, можно обозначить, что построение системы профориентации требует осмысления как научным сообщество, так обществом и государством. Профориентацию нельзя пускать на самотек, так как процесс требует четкой и тонкой отладки, с понятными правилами, но необходим со школы и в дальнейшей жизненной стратегии человека. Необходимо постепенно готовиться к изменениям и воспринимать их, быть в рамках тенденции сейчас, но знать? что будет потом. Профориентация может стать точкой роста развития всех институтов государства и общества. Эта стратегическая задача будет достигнута при активном взаимодействии государственной власти, органов местного самоуправления, высшей школы, бизнес — сообщества и общественных организаций в рамках использования модели корпоративного партнерства создания социально значимых консорциумов в рамках связки общественность — государство — высшая школа — бизнес, с учетом интересов всех участников.

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, профориентация, работа, государство, профессиональная ориентация, соискатель, высшее образование, максимальная эффективность, профессиональное самоопределение, Россия.

Читайте также: