Разные этапы освоения культур однкнр 5 класс доклад

Обновлено: 28.06.2024

Планируемые результаты освоения предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР

Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в семье и в обществе.

Первоначальные представления о светской этике, религиях, их роли в культуре и истории.

Воспитание свободы совести и вероисповедания, духовных традиций.

Веротерпимость, уважение к религиозным чувствам.

Основные нормы морали, духовные ценности, хранимые в традициях народов России.

Значение нравственности и веры в жизни семьи и общества.

Роль религий в становлении государства.

Этапы освоения предметных результатов ОРКСЭ и ОДНКНР по УМК Н.Ф. Виноградовой

I этап. ОРКСЭ. Первое полугодие 4 класса. Основы духовно-нравственной культуры, занятия всем классом.

II этап. ОРКСЭ. Второе полугодие 4 класса. Изучение выбранного модуля, занятия по группам.

III этап. ОДНКНР. 5 класс. Основы духовно-нравственной культуры, занятия всем классом.

Дети знакомятся с традиционными религиями и светской этикой, изучают истории возникновения религий, начинают понимать объединяющие идеи, получают знания о религиозной традиции как таковой и об особенностях каждой религии. В результате освоения материала ученик узнает, как рождались общечеловеческие ценности, каковы их основные составляющие, как они вбирали в себя лучшее, что было принято народами по всей Земле. Так воспитывается толерантность и уважение к последователям разных религий и к атеистам.

Дидактическая система курса (мотивация, содержание, методы, средства, формы, контроль, дифференциация) выстраивается от цели. Конечно, учебная программа направлена не только на предметные, но также на личностные и метапредметные результаты. Контроль и оценка в первую очередь выявляют то, что ребенок знает, и как можно ему помочь преодолеть трудности. В начальной школе работа ведется на пропедевтическом уровне: от детей не требуется зазубривать понятия, они должны только иметь общее представление о терминологии, ориентироваться в характеристиках. В средней школе ученики уже составляют своими словами краткие характеристики терминов и понятий.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Рабочая тетрадь.

Основные цели заданий, представленных в рабочей тетради: формирование у учащихся умений применять полученные на уроках знания, развитие жизненно важных ценностных ориентиров, становление качеств личности, обеспечивающих успешную социализацию в обществе в условиях многонациональной российской культуры. В процессе выполнения практических и творческих заданий у пятиклассников сформируются представления о нравственных ценностях общества, а также универсальные учебные действия, позволяющие им решать познавательные, коммуникативные и рефлексивные задачи. Специальное внимание уделяется самоконтролю и самооценке. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Главные понятия ОРКСЭ и ОДНКНР

Духовно-нравственная культура — система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов.

Религиозная культура — система взглядов на мир, ценности, нравственные идеи и правила поведения, особенности обрядов, традиций разных религий.

Светская этика — законы и правила поведения в обществе, взаимоотношений между людьми, независимые от принадлежности к религиозной вере.

Используйте учебный диалог. Выстраивайте его вокруг определенной проблемы, в общении задействуйте всех присутствующих в классе (чтобы дети учились слушать друг друга), не давайте оценки в процессе общения.

Предлагайте учебные ситуации. Пусть в воображаемых ситуациях дети попробуют представить себя на месте людей прошлого, а в реальных попытаются разобраться, как поступать в обстоятельствах, актуальных в наши дни.

Организуйте совместную деятельность учеников в разных формах. Работая в парах и группах, дети научатся договариваться и понимать друг друга, что особенно важно с учетом тем и задач данного курса.

Основы религиозной культуры и светской этики. 4 класс. Учебник. Часть 1


В ходе урока раскрывается вопрос о том, что в наши дни сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к культурной самобытности многонационального народа России является одной из главных задач государства и современного общества.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Многонациональная культура России"

Россия – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, в котором проживает более 190 народов. Они говорят на двухстах семидесяти семи языках и диалектах. Большинство из них сложились как этнические общности на территории нашей страны и сыграли огромную роль в формировании российской государственности.


Среди народов России есть многочисленные и малочисленные, даже такие, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек.

Пожалуй, ни в одной другой стране мира культура не испытывала такого разнообразного влияния от многочисленных народов и этнических групп.

А что такое культура? В широком смысле – это, прежде всего, всё то, что создано человеком. А в узком смысле – это традиции народа, поэзия и литература, фольклор, кухня и многое другое. Богатство национальных культур – это достояние всей страны.

Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, предметы быта и так далее.

Учёные-лингвисты насчитывают в нашей стране примерно двести семьдесят языков и диалектов. Ими на равных учтены и такой язык, как русский, которым владеют более девяноста семи процентов населения нашей страны, и язык негидальцев – маленького народа (менее шестисот человек), живущего на реке Амур.


Визитной карточкой культуры любого народа является национальный костюм. Уникальны и интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнаментальные вышивки на одежде.

Этнографы давно доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения, – предохранять человека от воздействия внешней среды – напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.

И хотя в повседневной жизни на улицах наших сёл и городов человека в таком костюме встретить практически невозможно, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески по-прежнему хранятся во многих семьях и, конечно, в многочисленных музеях нашей страны.

А представить себе народные танцы без национальных костюмов практически невозможно. Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий.

Многонациональная культура народов России проявляется также в различных народных промыслах и ремёслах.

Возьмём, к примеру, европейскую часть нашей страны. Сколько здесь уникальных народных промыслов! Это и федоскинская лаковая миниатюра, и жостовская роспись, и абрамцево-кудринская резьба по дереву, и хотьковская резьба по кости, и богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву и множество других.

Огромное количество уникальных народных промыслов и ремёсел существует на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.

Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья – нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из неё различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды.

Широко известно в нашей стране и мире искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Например, дагестанское село Кубачи является одним из крупных центров производства кованых и чеканных изделий из меди и латуни. Это разнообразные литые бронзовые котлы, латунные чеканные кувшины и сосуды, декоративные подносы, различные чаши и кубки.

Но наряду с традиционными ремёслами, творческая энергия нашего народа создаёт и новые, которые тоже обогащают культуру нашей страны.


Например, придуманная уральской художницей Верой Леонтьевой технология филигранной бересты. Эта технология позволяет создать из простой берёзовой коры настоящие произведения искусства.

Конечно же, в культуру России входят не только народные сказания, обряды, ремёсла, но и произведения писателей и поэтов – Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Владимира Набокова, Бориса Пастернака; композиторов и музыкантов – Мстислава Ростроповича, Сергея Прокофьева, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича; художников – Казимира Малевича, Марка Шагала, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана, Ивана Шишкина и представителей других творческих профессий, творческий путь которых связан с нашей страной.

Неотъемлемой частью культуры любой страны являются памятники архитектуры, которые являются своеобразными национальными символами. Например, для французов – это Лувр и Эйфелева башня в Париже, для итальянцев – римский Колизей и Пизанская башня, для американцев – Белый дом в Вашингтоне и статуя Свободы в Нью-Йорке.

В России, в том числе и благодаря многонациональной культуре, было построено такое огромное количество ярких, уникальных памятников архитектуры, что выбрать из них самые лучшие достаточно сложно.

Согласитесь, что, бывая за границей, мы с уважением относимся к народам, сохранившим своё национальное искусство, промыслы, ремёсла, национальную самобытность, но знаем ли мы и ценим ли национальную культуру народов своей страны?

Согласитесь, очень важно для взаимопонимания и взаимоуважения наших народов знать, что дорого и свято для каждого народа, что кощунственно, а порой неприемлемо и даже оскорбительно в силу их национальных традиций, нравственных ценностей, религии, национального воспитания и этики.

После написания диктанта многие с удивлением узнали, что табасаранский язык внесён в Книгу рекордов Гиннесса, потому что в нём около сорока шести различных падежей.

Средняя оценка за диктант составила пятьдесят шесть баллов из ста возможных. Итоги диктанта продемонстрировали, что вопросам изучения истории и культуры народов России необходимо уделять повышенное внимание.

Кстати, вы и сами можете оценить свои знания о культуре народов нашей страны, написав данный диктант. Найти его можно в Интернете. Интересно, сколько баллов вы наберёте.

Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, чтобы всё наше культурное богатство не было замкнуто в пределах одного народа. Живя бок о бок, представители разных народов привносят в общество свою культуру, обычаи, взгляды на жизнь, обогащая тем самым культуры друг друга.


Автором слов песни является дагестанский поэт, аварец по национальности, Расул Гамзатов. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнев. Положил на музыку композитор, еврей по национальности, Ян Френкель.


В наши дни сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к культурной самобытности многонационального народа России является одной из главных задач государства и современного общества.

Культура играет важную роль в развитии цивилизации. На протяжении прогресса человеческого общества, существуют случаи исчезновения целых наций, но благодаря культуре древних народностей, они вошли в мировую историю, на многие сотни лет.

Каждая из стран всего мира, отличается уникальной, непохожей на другие страны, культурой. Россия – страна, обладающая богатой историей и богатым культурным наследием. Культура России берет свои истоки, еще в Древней Руси. Этому свидетельствуют, сохранившиеся по сей день, древнерусские храмы и памятники зодчества, находящиеся под охраной всемирной организации ЮНЕСКО. Каждый этап развития государства оставлял свой отпечаток на культурных традициях всего русского народа. Впоследствии этого, образовалась держава, с богатым культурным наследием, изучаемым и вызываемым интерес у людей во всем мире.

Произведения русской литературы, входят в программу образовательных учреждений многих стран запада. Творения известных русских классиков, возглавляют списки лучших произведений столетия. По ним, до сих пор ставятся пьесы, и снимаются фильмы знаменитыми режиссерами. Русская живопись также получила известность во всем мире. Музыкальные сочинения, созданные российскими композиторами, вызывают восторг у знатоков классики, а русский балет всегда являлся предметом для подражания.

Культура России – это не только литература, древние памятники, великие войны и сражения, вошедшие в историю, но и богатые национальные традиции, обычаи народов, духовные ценности. Россия - страна многонациональная. Известно, что в ее состав входят народы, более двухсот национальностей. Каждый народ, отличается характерными чертами: языковыми принадлежностями, традиционными ценностями и особенностями национального темперамента. Совместное сосуществование народов России, во многом повлияло на культуру всей страны в целом.

Каждый край огромной России, славится своей уникальной особенностью и вызывает интерес у путешественников. В центральной части страны возведено множество исторически значимых строений. История сооружения этих зданий и их оригинальная архитектура, имеет большое значение в российском культурном наследии. Север страны известен меховым производством и изготовлением костяных изделий. Особой частью культуры татар, является национальная кухня, блюда которой, переняли многие народы. Народы Северного Кавказа, отличаются яркой темпераментностью, но на весь мир они прославлены, благодаря своему национальному танцу – лезгинке. Традиционный танец, не единственная особенность горских народов. Некоторым их представителям сквозь века передалось ювелирное и оружейное ремесло. Уникальна, и все еще, не до конца исследована, разносторонняя духовная культура бурят, ведь народов проживающих в России много и не все изучены полностью.

Все народности, выделяются своей исключительностью и достойны изучения и распространения. Вполне естественно то, что под влиянием технологического прогресса, историческая память нации слабеет, и национальная культура теряется. Во избежание этого, в музеях всей страны хранятся предметы, имеющие важное культурное значение. Проводятся множество выставок, фольклорных мероприятий. Организовываются туры, по местам культурного наследия, для привлечения туристов и молодежи. Несмотря на множество различий между собой, у народов России есть одна общая черта – уважение к традициям предков. Благодаря этому, национальные особенности народов России, будут передаваться из поколения в поколение еще долгие годы. И возможно, что через многие века, представители будущего поколения, будут восхищаться уникальной культурой многонациональной России.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработан­ных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кри­зису всех сфер общественной жизни, происходит разрыв ценностных связей между старшими и новыми поколениями.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о развитии, сохранении и укреплении народных традиций и обычаев. Традиции прямо обращены к духовному миру человека, формируют духовные качества и определенные правила поведения. Обычаи - это отношения, передающиеся из поколения в поколение, они не имеют юридической силы, но обладают силой общественного влияния.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, формирование национального характера.

В содержание национальной культуры входят такие базовые элементы как, национальные ценности, которые общество хранит в своих культурных, семейных и социально-исторических традициях, передавая их из поколения в поколение, обеспечивая тем самым развитие общества в современных условиях. Необходимо выделить некоторые источники нравственности и человечности в сфере национальной культурной жизни, которые являются основополагающими для того, чтобы человек мог противостоять разрушительному влиянию и мог плодотворно развиваться, совершенствуя свое сознание, систему общественных отношений и свою жизнь в целом.

Традиционно принято считать, что к основным источникам нравственности в нашей стране относятся - многонациональный народ нашей страны, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. На основе традиционных источников нравственности можно определить базовые национальные ценности России. В первую очередь к национальным ценностям необходимо отнести патриотизм, проявляющийся в любви к России, в частности к своей малой родине, к своему народу, служение Отечеству.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, но и фактор воспитания играет не маловажную роль и имеет мощную силу.

Так как программа ОДНКНР предполагает вариативность реализации, я как учитель - предметник выбрала для себя интегрированный вариант: через включение в рабочие программы тем и вопросов, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания, а также через внеурочную , а именно проектную деятельность обучающихся.

Особое внимание я хотела бы уделить именно внеурочной деятельности.

Одной из целей федерального государственного образовательного стандарта является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Проектная деятельность - одна из форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь необходимых результатов, как общеобразовательных и метапредметных, так и личностных.

Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления обучающихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу.

Для ученика проект представляет возможность расширять кругозор, раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и очень значим для них самих.

Особое место в проектной деятельности учащихся я отвожу тематике имеющей прямое отношение к формированию и воспитанию гражданина России, воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, что позволяет развивать нравственные качества, способствовать приобретению патриотических знаний, укреплять традиции и обычаи народов России.

Проектную деятельность я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность при этом занимает значительное место, а связь этих видов деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, потому что большинство проектов начинается и заканчивается на уроке.

Читайте также: