Доклад социально педагогическое сопровождение семьи

Обновлено: 30.06.2024

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семье детях, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразные типы и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни.

Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не всё обстоит просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Во-первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения в образовательных школах; и наконец, в–третьих, наблюдается воздействие завышенных социальных требований.

Вследствие этого возросла напряжённость в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции в необходимом объёме из-за дополнительной нагрузки на работе, значительно возросшей в последние годы. С другой стороны, многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.

Поскольку в настоящее время давление на российскую семью с каждым днём растёт и большая его доля приходится на детей, имеет смысл обратить внимание именно на эту категорию граждан, которые нуждаются в особой защите не только от социальных трудностей, но зачастую и от своих собственных родителей.

Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни.

Работая с семьями, изучая их, мы убедились: одна из причин, обусловливающих сегодня невысокую эффективность воспитательных функций родителей, – их конфликтность. Совершенно очевидно, что любой семейный конфликт ведёт к возникновению у ребёнка серьёзных проблем, зачастую влечёт за собой ту или иную форму безнадзорности.

Одной из самых распространённых среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведёт к определённым нарушениям в психическом и личностном развитии ребёнка.

Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, сказывающиеся на психическом состоянии ребёнка в разведённой, осиротевшей и внебрачной семье. В наше время количество одиноких матерей, к сожалению, неумолимо растёт и поэтому очень важно знать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей.

Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострения не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

Определенное влияние на педагогическую функцию семьи оказывает её состав, образование и возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании индивидуальной работы с семьей.

Образовательный уровень родителей – высшее образование имеют – 23% родителей, среднее специальное – 48% и среднее – 29%.

Современные технологии помощи неблагополучной семье осуществляются через комплексный, дифференцированный, системно-деятельностный подходы.

Основная роль в работе с неблагополучными семьями принадлежит зам. директора по ВР, классным руководителям, педагогу-психологу, социальному педагогу.

Главной целью работы является формирование позитивного отношения к детям как высшей ценности человеческих отношений и к семье как наиболее целесообразной форме воспитания и жизнеобеспечения ребёнка.

  • разработка и осуществление действенных мер по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности;
  • повышение педагогической культуры родителей учащихся и привлечение их к совместной с подростками и педагогами деятельности;
  • определение роли семьи и формирование нравственно-этических ценностей личности учащегося;
  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям учащихся.

Основная же задача – помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и социально-педагогической работы.

  • Повышение её активной жизненной позиции.
  • Повышение престижа здоровой семьи.
  • Воспитание коммуникативной культуры.
  • Поддержка самореализации членов семьи.
  • Социальное партнёрство служб, работающих в системе социальной помощи семье.
  • Профилактика семейных проблем.

Этапы работы с семьёй:

1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений за помощью.
2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи, знакомство со всеми членами семьи, её окружением.
3. Диагностика причин неблагополучия семьи, её особенностей, ценностных ориентаций.
4. Составление социального паспорта семьи.
5. Составление плана работы с неблагополучной семьёй и его реализация.
6. Текущие и контрольные обследования семьи.
7. Анализ результатов работы с неблагополучной семьёй.

Формы работы:

1. Социальный патронат.
2. Консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.)
3. Социально-педагогический мониторинг семьи.
5. Родительские тематические собрания.
6. Психодиагностика (мониторинг).
7. Психокоррекция.
8. Психопрофилактика и просвещение.

Механизм реализации:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив;
  • установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
  • психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, проведение совместных проблемных семинаров;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
  • организация совместной деятельности учащихся и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание;
  • создание системы оказания психолого-педагогической и социально- педагогической помощи родителям учащихся.
  • возрождение традиций семейного воспитания, утверждение
    здорового образа жизни;
  • улучшение микроклимата в семье;
  • обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком);
  • оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций;
  • уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности,
    правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;
  • повышение уровня психолого – педагогической культуры педагогов и родителей;
  • улучшение взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
  • активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.

В работе с семьёй необходимо, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло их детям, и постоянно заботились бы об этом доме. А школа, в свою очередь помогла бы родителям установить со своими детьми такие отношения, чтобы каждый член семьи был самым любимым и самым необходимым. Мы признаём и всячески поддерживаем главенствующую роль семьи в воспитании детей.

Таким образом, успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений; умению социальных педагогов, педагогов-психологов и классных наставников видеть сложные взаимоотношения в семье, деликатно их корректировать, гармонизировать. Участвуя в жизни класса, родители общаются и с другими детьми, лучше понимают своего ребёнка; охотнее воспринимают советы учителя, психолога, социального педагога.

Гост

ГОСТ

Социальное сопровождение

В статье 22 вышеуказанного Закона определяются принципы содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, а также юридической и социальной помощи, которые не относятся к перечню социальных услуг. Именно в них и закреплены основы социального сопровождения граждан.

Социальное сопровождение обеспечивается при необходимости таким категориям граждан, как родители, опекуны, попечители а также иным законным представителям несовершеннолетних.

Задачи социального сопровождения

Выступая сложным процессом, который формализован посредством законодательства, социальное сопровождение решает ряд ключевых задач, которые являются очень важными для успешного развития общества и благополучной жизнедеятельности широких слоев населения.

Задачи социального сопровождения следующие:

  • Создание комфортных условий для самореализации человека в рамках семейных и общественных отношений.
  • Содействие в адаптационных процессах клиентов к реальным условиям их жизнедеятельности, а также к новым социально-культурным условиям, если дело касается мигранта или иностранного гражданина, прибывшего с определенной целью в нашу страну (обучение, работа, временное проживание).
  • Повышение социального статуса человека, введение его в образовательную среду. Зачастую человек нуждается в социальном сопровождении, если теряет прежнее место работы из-за недостаточного уровня знаний и навыков. В данном случае он отправляется на повышение квалификации или переобучение.
  • Помощь в реабилитации человека, выведение его из кризисных ситуаций. Сопровождение может носить медицинский и психологический характер, а также включает в себя технологии по адаптационной работе.
  • Нормализация отношений с социумом и утверждение себя в нем.
  • Восстановление функций здоровья, избавление от ряда вредных привычек. Обычно, это медицинская реабилитация в наркологических централ, избавление от алкогольной и наркотической зависимости, а также от вредной привычки, такой, как курение и употребление запрещенных и опасных для жизни токсичных препаратов.

Готовые работы на аналогичную тему

Осуществление этих функций входит в сферу компетенций специалистов социальной сферы, а также психологов, педагогов и медицинских работников. Все они являются сотрудниками служб социального сопровождения.

Служба социального сопровождения – это система органов, целью которой является создание равных для всех членов общества возможностей реализоваться и стать социально и политически активной личностью.

В работе этих служб границы между людьми стираются, поскольку помощь могут получить абсолютно все граждане: трудоспособные, нетрудоспособные, инвалиды, несовершеннолетние и прочие социально-демографические и возрастные категории граждан.

Социальное сопровождение неблагополучных семей

Неблагополучная семья относится к тем типам, в которых нарушена структура, а также обесцениваются ключевые и основополагающие семейные ценности, функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания детей, в результате чего идентифицируются такие проявления, как асоциальное поведение и иные девиации.

Существует две группы неблагополучных семей, которые нуждаются в организации социального сопровождения:

  • Первая группа – семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Сюда входят так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.
  • Вторая группа неблагополучных семей – внешне респектабельные и приличные семьи, образ жизни которых не вызывает явного беспокойства со стороны общества, но ценностные установки родителей и их поведение расходится с общечеловеческими моральными ценностями и понятиями чести и достоинства индивида.

Как мы указали ранее, независимо от типа, любая неблагополучная семья нуждается в социальном сопровождении. В настоящее время давление на российскую семью усилилось до максимального уровня, и растет с каждым днем. Основная его доля приходится на детей, и именно по этой причине следует обратить внимание именно на эту категорию граждан, поскольку дети нуждаются не только в защите от социальных трудностей, но иногда и в защите от установок собственных родителей и близких родственников.

Задачами социального сопровождения неблагополучных семей являются следующие:

Цель исследования – изучить особенности социально-педагогического сопровождения семей, находящихся в социальном опасном положении
Объект исследования - социально- педагогическое сопровождение семей, находящихся в СОП.
Предмет исследования – особенности социально-педагогического сопровождения семей, находящихся в СОП
Гипотеза исследования: система мер социально-педагогического сопровождения семьи в СОП может быть эффективна, если:
- выявлены основные проблемы и причины семейного неблагополучия.
- определены сущность и направления социально-педагогического сопровождения семьи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМ СЕМЬЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ ……………………………………………………
5
1.1. Понятие социально-педагогического сопровождения..…………………
5
1.2. Понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении ……….
8
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОП………………………………………………………………………………
14

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсач Социально-педагогическое сопровождение семей в СОП.doc

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМ СЕМЬЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ ……………………………………………………

1.1. Понятие социально-педагогического сопровождения..…………………

1.2. Понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении ……….

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОП……………………………………………………………………… ………

Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью - основной и наиболее уязвимый социальный институт. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом. т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

В то же время следует отметить, что не все документы срабатывают должным образом и проблема детей, в особенности семей, остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы.

Большое значение для исследования данной проблемы имеют первые положения о социально- педагогическом сопровождении развития семьи, имеющие место в трудах А. Дистервега, В.П. Кащенко, Я.А. Коменского, Я. Корчака, С.Т. Шацкого и др. Настоящее исследование осуществлялось на основе анализа трудов ученых, внесших значительный вклад в разработку социально-педагогических основ поддержки семьи: Н.И. Костомарова, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Б.Т. Лихачева, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого и др.

Цель исследования – изучить особенности социально-педагогического сопровождения семей, находящихся в социальном опасном положении

Объект исследования - социально- педагогическое сопровождение семей, находящихся в СОП.

Предмет исследования – особенности социально-педагогического сопровождения семей, находящихся в СОП

Гипотеза исследования: система мер социально-педагогического сопровождения семьи в СОП может быть эффективна, если:

- выявлены основные проблемы и причины семейного неблагополучия.

- определены сущность и направления социально-педагогического сопровождения семьи;

1. Рассмотреть понятие социально-педагогического сопровождения.

2. Выявить специфику семьи, находящейся в СОП .

3.Рассмотреть основные пути и направления социально-педагогического сопровождения семей, находящейся в СОП.

4. Провести исследование семьи, находящейся в СОП и основные направления работы с семьей в СОП.

5. Выявить особенности неблагополучной семьи, находящейся в СОП.

Методы исследования: теоретический анализ педагогических, социологических, психологических литературных источников и нормативно-правовой документации; обобщение практики специалистов по оказанию социально-педагогической поддержки семьи; сбора информации; опытно-экспериментальная работа; методы математической статистики.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,. заключения, библиографического списка.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

1.1. Понятие социально-педагогического сопровождения

Под сопровождением Л. М. Щипицына и Е. И. Казакова понимают метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [10].

Следовательно сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

-диагностики существа возникшей проблемы;

-информации о путях возможного решения проблемы;

-консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

-первичной помощи при реализации плана решения.

В последнее время активно разрабатывается теория педагогической поддержки (О.С. Газман, А.В. Мудрик, В.П. Бедерханова, Т.В. Фролова, С.Д. Поляков, Н.Н. Михайлова, Т.В. Анохина, Е.А. Александрова, Д.В. Григорьев).

Особого внимания заслуживают концепция педагогики индивидуальности (О.С.Гребенюк, Т.Б. Гребенюк) и концепция экзистенциальной педагогики (М.И. Рожков).

М.И. Рожков отмечает, что в психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [16].

Социально-педагогическое сопровождение, по мнению М.И. Рожкова, имеет свою специфику и, прежде всего, направлено на поддержку в построении им своих социальных отношений, на обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Рожков М. И. выделяет три компонента социально-педагогического сопровождения: пропедевтический, актуальный, рефлексивный [16].

Пропедевтический компонент предполагает формирование социальной компетентности детей в процессе специальных проводимых с ними занятий.

Актуальный компонент предполагает конкретную деятельность педагога в период возникновения реальной ситуации, требующий помощи и поддержки взрослых людей.

Рефлексивный компонент или компонент последействия предполагает осмысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Сопровождение должно иметь цель, критерии, результат.

Читайте также: