Доклад социализация детей с аутизмом

Обновлено: 04.07.2024

возрасте д о т рех лет; б) психопатол огических изменений в о всех трех сферах :

эквивалентных социаль ных взаимодействиях, функция х общения и поведени я,

которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические

диагностичес кие че рты о бычно дополняют другие неспецифические проблемы,

такие, как фоб ии, расст ройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и

направленная на себя агрессивность. Атипичный аутизм - тип общего

нарушения развит ия, отличающийс я от детского аутизма возрастом, в ко то ром

начинается расстройство, или отсутств ием триа ды пат ологических нарушений,

необходимой для п остановки диагноза детского аутизма. Атипич ный а утизм

чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих

тяжелое, специфи ческое рецепт ивное ра сстройство развития речи. [3]

С сентября 2013 го да, после п ринятия нов ого закона «Об образовани и в

детей с РАС выбирают именно этот вид образования. Основн ой особенностью

последнего являет ся и ндивидуальн ый под ход к соз данию специальных условий

для каж дого ученика. В этом сл учае школа является той естестве нной с редой,

которая го т овит р е бёнка к дальнейшей самостоятельной жизни, к социаль ному

С момента, когда человек начинает прово дить время с двумя - тремя (и

более) людьми, насту пает процесс формирован ия социальн ой активности.

Другими словами, процесс социал изации - это процесс взаимодейств ия

личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной

стороны, способ передачи и нд ивиду социального опыта, способ включения

его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс

личностных изменений. Люди, страдающие расст ройствами аутистическо го

спектра, самые большие трудности испытываю т в овладении социальными

У большинства детей с РАС, независимо от уровня их интеллектуального

развития, овладен ие социальными навыками вызывает значительн ые (иногда

почти непреодолимые) трудности. Основными проблемами социализации д ет ей

с расстройствами аутистическог о спектра являются: искажённое восприятия

внешних раздражителей, обеднен ность эмоционально - волевой сферы.

Наблюдается полное отсутствие или низкая потребность в контактах со

сверстниками, отсутствует модуляция п оведе ния в социально - бытовых

ситуациях. Аномалия или полное отсутствие речи усугубляют процесс

взаимодейств ия с окружающими, дети зачастую не стремятся компенсировать

невербальным и средствам и общени я: мимикой, же стами. Наблюдается

Наличие о писанных и мног их други х наруше ний обосновывает

необходимость проведения коррекционной работы по данным направлениям,

что будет способствовать адаптации, социализации д ете й с РАС и дальнейшему

усвоению им и АООП НОО. [9 , c.27] И чем раньше такая работа начнется, тем

больше возможн остей у ребенка с РАС для дальнейшей успеш ной

социализации. Как правило, диагноз РАС ставитс я детям само е раннее к трем

годам, а в у слов иях нашего города 3 - х летние дети, как правило, уже зачислены

в детский сад, а значит именно специалисты детского сада начинают проц есс

формирования к оммуникативног о и социальн ого навыка.

Возможности социализации лиц с расстройствами аутистического спектра

- возможно более р аннее начало специализи рованной коррекции, ее

комплексный ме дико - психолог о - педагогический хара ктер;

- адекватный и гиб кий подход к выбору методов коррекц ионной работы,

ее последовательн ость, продолж ительность, д остаточный объ ем;

Не мене е важным в успешной социализаци и р е бенка с РАС будет играть

ме ждисциплина рная команда, осуществляющая психолог о - педагогиче ское

сопровождение ребенка с РАС. В такую команду входя т: воспит атель (если

ребенок дошкольного возраста), учитель (если ребенок школьник), педагог -

психолог, учитель - логопед, учитель - дефектолог, социальный педагог, ть ютор,

Воспитатель/учит ель осуществляет постоя нное и непрерывное

наблюдение, обучение и воспи тание ре бенка с РАС. Именно

воспитатель/учител ь принимает окончательн ое решение при постан овке

коллегиальных коррекцио нных и о бразовательных задач, стратегии

сопровождения и оказания комплексно й помощи детям с РАС и их родителям

Педагог - психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействи я с

детьми и взрослыми, развивает комм уникативные навыки, проводит

мероприятия по профилакт ике и коррекции дезада птивного поведе ния, проводит

работу по коррекции нарушений в развитии познаватель ной сферы. Оказывает

консультативн ую помощь специалиста м и педагогам по вопросам раб оты с

дезадаптивным и формами поведе ния, способам форми рования

Учитель - дефект олог является специалистом, который имеет специальные

знания по организации работы с детьми с РАС, и его помощь направлена на

освоении образовательных программ. Этот специалист обеспечивает грамотную

профессиональ ную поддержку не только ученику, но и мето дическую

поддержку воспитателю/учителю, а также родителям (законным

представителям ). Он осуществляет пом ощь в адаптации учебн ых, дидактическ их

материалов и образовательн ой сред ы. Так же у чите ль - дефектолог и гр ает

большую роль в формировании коммуникативног о навыка между ребенком с

РАС и взрослым, вы страивая перв ичные фо рмы социальног о взаимодействия.

Учитель - логопе д занимается не только развитием речи, но и формами

альтернативно й коммуникации при необходимости, том числе использовать для

общения на первых этапах разв ития социал изации яз ык жестов или карт очки -

Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка,

консультирова ние по организационным вопросам при обучении , контроль за

соблюдением прав ребенка в школе. Оказывает помощь в организации форм

социального взаимодействия ребенка с РАС и людьми из различных социально -

Только командный подход в сопровождении ребенка с РАС может д ать

хороший результат в формировани и социализации. В то же время социализация

невозможна без коммуникации. Э т и д ва навыка должны развиваться

одновременно и в равной сте пени. Че м лучше буд ет р азв ит к оммуникатив ный

навык, тем успеш нее у ребенка будет прохо дить и социализ ация.

Коммуникац ия — процесс обмена информацией между л юдьми. Кажд ый

из нас постоя нно стан овится участни ком этого проце сса. Он обес печивает

индивидуальн ое выживание человека и его взаимодействие с о кружающ ими.[ 2 ,

c .3 ] Для выстраивания комм уникации и спользуютс я след ующие формы

общения: речь, жестикуляц ия, язык жес тов, рисунки, п исьмо.

Начиная работу с ребенком с РА С, опре деляемся с помощью р одителей,

какую форму общения будем и споль зовать и развивать в процессе воспита ния и

обучения. Так к ак ребенок с РАС чаще всего имеет значительную заде ржку в

развитии речи, то на первых п ора х социализации это может быть язык жесто в

или рисунки, как способ общени я для выстраивания ком муникации. Даль ше

формируем 9 важных навыков общения: просьба о желаемом предмете (о

поощрении), просьба о помощи, просьба о перерыве, отказ, согласие, р еакц ия на

На простых навы ках общения разв иваются комму никативные навыки.

Развитие коммуникации у д етей с РАС способствует снижению дезаад аптивного

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Доклад на тему:

Учитель надомного обучения:

Кушалина Альбина Витальевна.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют наиболее трудно адаптируемую группу детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Проблемой детей с РАС занимаются многие учёные всего мира. Это вызвано тем, что в последнее время значительно увеличилось число детей с РАС и это странное заболевание трудно поддаётся коррекции. Вскоре после рождения или в течение первых пяти лет жизни у ребёнка могут появиться первые признаки:

-нарушено социальное развитие (отсутствует интерес к социальным контактам с родителями или другими взрослыми),

- отсутствует или недоразвит комплекс оживления,

-первых улыбок, эмоциональной привязанности);

-отсутствует или имеется недоразвитие речи (неспособность ребёнка употреблять язык как средство общения),

- развитие эхолалий, не эмоциональностью и недоразвитие речи;

-проявляются необычные реакции на среду (ребёнок сопротивляется изменениям, у него наблюдается повторяющийся характер и стереотипность движений, он не способен к ролевым играм, не умеет фиксировать внимание на одном аспекте предмета).

Ребёнку с расстройствами аутистического спектра важно чётко знать порядок действий и тогда деятельность для него приобретает какой-либо смысл. Он недостаточно осознаёт своё тело, у него нарушена пространственная ориентация и поэтому следует в комнате для занятий помещать зеркала на уровне глаз ребёнка и время от времени показывать в зеркале его отражение. Интеллект сохранён (хотя есть случаи, когда аутизм сопровождается умственной отсталостью) и он обладает развитой интуицией и это помогает ему строить своё общение с окружающим миром несколько по другому, как другие люди. Ребёнок имеет свой собственный, воображаемый мир, в отличие от действительности, в котором он чувствует себя комфортно и который для него является реальным и разнообразным. Семья, воспитывающая атипичного ребёнка, значительно отличается от других семей. Очень часто папы, не приняв диагноз ребёнка, уходят из семьи, и воспитанием занимается мама. Кому-то из родственников приходится уволиться с работы и заниматься только ребёнком. Если позиция близких родственников носит пассивно-сострадательный характер, то ребёнку невозможно помочь. Помощь родственников будет действенной, если они продумывают его жизнь до мелочей. Дети нуждаются в строго расписанном распорядке дня, который не должен нарушаться. Только час можно выделить ребёнку, чтобы он побыл наедине с самим собой, а в остальное время – занятия со специалистами и дома, игры с мамой, массаж и т.д. и тогда мозг его будет всегда в рабочем состоянии. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но освоить окружающий мир ему помогут только близкие люди в семье. Аутичного ребёнка зачастую не принимают в детский сад; принять гостей или пойти самим в гости проблематично, так как для окружающих ребёнок не предсказуем; его трудно понять; не всякая еда ему по душе; не всегда обладает навыками самообслуживания. Всё это мешает ребёнку с РАС приспособиться к реальной жизни и социализация ребёнка аутиста в общество почти невозможна из-за глубоких нарушенных контактов с окружающим миром.

Нарушения адаптации и социализации могут сохраняться в течение всей жизни. Назовём основные трудности социальной адаптации: – социализация и трудности в общении; – невозможность устанавливать эмоциональные связи; – нарушено речевое развитие. Речь и коммуникация, социальное взаимодействие, воображение, эмоциональная сфера – это области, в которых названные трудности особенно проявляются. Для установления активного взаимодействия с миром ребёнку мешают механизмы защиты: – он избегает дискомфортных впечатлений, стремится уйти от направленных на него воздействий, что мешает ему вступать в контакт со средой; – центром его внимания является не то, что он любит, а, наоборот, то чего он опасается, боится и не любит, то есть формируется отрицательная избирательность; – он находится в постоянной защите своего микромира от окружающих, а это не способствует развитию умений активного влияния на мир; – он выстраивает систему защиты от вмешательства близких людей в его жизнь; устанавливает максимальную дистанцию от них; использует их как необходимое условие своей жизнедеятельности.

Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.

Гоман А.Н. Интеграция аутичных детей в социальную и учебную среду: современные тенденции / А.Н. Гоман. //Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 2016. С.124.

В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм входит в четверку самых распространенных детских заболеваний. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. В связи с этим социализация детей с РАС является актуальной проблемой, успешное решение которой определяет перспективу дальнейшего психического развития ребенка и психоэмоциональную атмосферу в семье.

Этапы коррекционной работы с детьми проходят по следующей схеме. Начинаем с тщательной диагностики, в ходе которой оцениваются не только нарушения, но и резервы ребенка. После проведения диагностики специалисты, обсуждают результаты, составляют индивидуальную программу реабилитации.

Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный и очень бережный процесс - включения ребенка в коррекционную среду. Начинается работа с индивидуальных занятий, затем – переход ребенка в микрогруппу, потом групповые занятия и только после этого мы организуем специальные занятия, расширяющие рамки реабилитационного пространства: посещаем музеи, библиотеки, Выставочный зал, бываем в гостях в Доме ветеранов, организуем экскурсии по городу.

За плечами специалистов центра 20 лет поисков и открытий, бесценного опыта изучения программ и методик, разработки и совершенствования методов и технологий для достижения успешной социализации детей с ограниченными возможностями.

Все мы рождаемся с разными возможностями, иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов у детей с ограниченными возможностями меньше. Принятие и понимание ребенка, способны привести к положительным личностным изменениям и оказать терапевтический эффект.

Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным:.

Социализация детей с ОВЗ через арт-терапию В современных социально-экономических условиях остро встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченные возможности.

Социализация детей с ОВЗ через игру Тема Социализация детей с ОВЗ через игру Ф. И. О. Архипова Марина Александровна Место работы: ГОКУ СКШ № 11 г. Иркутска Должность: Воспитатель.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Социализация детей дошкольного возраста Социализация детей дошкольного возраста Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной.

Одним из основных аспектов расстройства аутистического спектра (РАС) является социальная дисфункция. Она может проявляться в различных формах поведения, от полного избежания какого-либо личного взаимодействия, до полной монополизации разговоров по одной, интересующей только говорящего, теме.

Социализация аутистов

Не существует фиксированной схемы социальной дисфункции, но она почти всегда является одним из основных идентификаторов РАС и часто наиболее выделяется при взаимодействии с кем-то из спектра.

Трудно справляться с социальной дисфункцией пациентам с РАС, потому что социальные навыки охватывают такую широкую гамму возможностей. К ним относятся:

  • вербальная и невербальная коммуникация;
  • аналитические и интеллектуальные навыки;
  • чувственное восприятие;
  • понимание контекста в социальных ситуациях.

Модификации

Помощь детям, страдающим аутизмом, адаптироваться к окружающей среде, является одним из аспектов комплексного подхода к лечению, но также важно структурировать среду таким образом, чтобы она максимизировала шансы вашего ребенка на успех.

Помощь детям аутистам

Для создания комфортных условий для ребенка можно провести следующие модификации:

  1. Комната для отдыха – эта комната будет безопасным местом для вашего ребенка, где он может расслабиться, успокоится, преодолевая страх, агрессию и усталость.
  2. Рабочее место и игровое пространство.
  3. Обеспечение комфортной для ребенка цветовой гаммы вокруг.
  4. Зонированное освещение.

Модификацию необходимо проводить не только по отношению домашней среды, но и детского сада или школы. Методом наблюдения подбираются более комфортные условия для обучения, игры и отдыха малыша.

На данном этапе окружающая среда меняется под ребенка с аутизмом.

Десенситизация

Десенситизация — это плавное подавление чувствительности к стимулам неприятного характера. Например, прежде чем ребенка оставить на целый день в детском саду, его необходимо сначала приводить на несколько минут, увеличивая постепенно время. В данный период играет важную роль момент поощрений, у малыша должна создаваться положительная ассоциация с новым местом и новыми людьми.

Сочетание стимулов

Рассматриваемая новая ситуация или навык приравнивается к полезным ощущениям и эмоциям. На данном этапе часто со стороны педагога или воспитателя привлекаются к игре типично развивающиеся дети. Все игры проводятся со взаимодействием типичного и аутичного ребенка, так называемое двустороннее обучение.

Обучение просьбам

Обучение детей аутистов

Важно не просто нужно научить взаимодействовать ребенка с социумом, но и научить его просить помощи. На данном этапе эффективны ролевые игры. Социализация для аутичных детей должна быть постепенная, плавная и осторожная.

Пятиступенчатая модель

  1. Провести оценку социального взаимодействия.
  2. Определить разницу между отсутствием навыков и способностью их применения.
  3. Определить стратегию и метод корректировки.
  4. Применить стратегию.
  5. Наблюдать и оценить прогресс.

Важно понимать, что все дети уникальны, и данный алгоритм нельзя воспринимать линейно. Необходимо учитывать сложность заболевания, уровень подготовки и степень обучаемости ребенка. Каждые дополнительные данные должны стимулировать к новому оцениванию и подбору методики.

Оценка социального взаимодействия (ОСВ)

ОСВ – это первый шаг в проведении процедуры социализации. На данном этапе проводится оценивание всех препятствий, которые мешают ребенку состоять в социальных отношениях с окружающими.

В период оценивания определяются слабые и сильные стороны ребенка. Тестирование подразумевает применение целого комплекса методов: интервью, наблюдение, стандартные тесты поведенческого типа.

На основании полученных результатов разрабатывается индивидуальная стратегия работы над социализацией аутиста.

Недостаточно владение навыками или отсутствие умений их применения

Второй этап – это определение разницы между отсутствием навыков и способностью их применения. Успех дальнейшего применения методики будет напрямую зависеть от способности разграничить данные понятия.

Нет навыка – ребенок не знает, как наладить взаимодействие с социумом.

Нет способности – у ребенка есть навык общения, но по каким-то причинам у него не получается его применять.

В первом случае роль взрослых – научить навыкам общения, во втором случае – убрать препятствующие элементы и правильно мотивировать.

Коррекционные стратегии – правильный выбор

Социализация при аутизме должна проходить в позитивном окружении – сверстники обучаются взаимодействовать в течение дня с ребенком-аутистом, включая его в групповые обучающие или спортивные команды. В случае изменения ребенка под социум, работа ведется над его поведенческими особенностями. По отдельности эти два метода не работают, важно работать в двух направлениях.

Социальные навыки – методы обучения

Основные вопросы при выборе метода обучения:

  1. Восполняет ли выбранная методика недостаток навыка?
  2. Помогает ли программа использовать навыки?
  3. Соответствует методика уровню развития малыша?

Перечень эффективных методов работы над приобретением социальных навыков:

  1. Привлечение сверстников в процесс коррекции.
  2. Занятия, направленные на понимание и распознавание чувств и мыслей.

Кэрол Грей отмечает свою концепцию относительно составления подобного рода историй:

Важно заинтересовать и мотивировать, только в таком случае проявится интерес к познанию навыка и его использовании в естественных условиях.

Социальная помощь аутистам

Внедрение выбранных методов поведенческой коррекции

После проведения оценки социального функционирования и подбора методов для обучения пришла пора приступить к реализации коррекции. Социализация детей с аутизмом должна проводиться в разных внешних условиях и с разными инструкторами.

Основная задача: привить навыки и научить ими пользоваться в комфортных для аутиста условиях.

На данном этапе наблюдается тесный контакт между ребенком, родителями, врачами, педагогами и сверстниками. Самое оптимальное количество занятий по социализации: 30 часов/12 недель с равномерным распределением.

Основные принципы обучения:

  • интенсивность (небольшими дозами, но часто);
  • всеохватывание (использование разных сред, посещаемых ребенком).

Оценка и изменение метода вмешательства

Оценивание результативности хоть и стоит на последнем месте в алгоритме, его необходимо проводить на протяжении всего процесса социализации.

Не видите результата работы – выбранная методика нуждается в корректировке.

Оценивание результативности поможет и дальше, в процессе овладения новых навыков, и позволит создать целостную картину всего процесса обучения.

Вывод

Изучив большое количество информации и отзывов, можно сделать вывод, что дети с аутизмом вне зависимости от степени заболевания, поддаются поведенческому корректированию и могут стать полноценной частью общества. Вот только с условием, что общество их примет.

Видео — Социализация детей с аутизмом

Видео — Аутизм — развитие и социализация

Социализация детей с аутизмом

Социализация детей с аутизмом

× Close

Социализация детей с аутизмом

асстройства аутистического спектра (РАС) — это широкая группа нарушений развития, которую объединяет наличие качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации, а также повторяющийся стереотипный характер поведения и интересов. Симптомы должны быть заметны до достижения ребенком возраста трех лет. Аутизм — это клинический диагноз, то есть ставится только на основании наблюдения за поведением ребенка.

Спектр проявления аутизма очень широкий. Перед вами может быть ребенок с выраженной интеллектуальной недостаточностью или, напротив, с высокими когнитивными способностями, вплоть до одаренности. Может иметь место грубая задержка речевого развития, или, наоборот, речь будет не по возрасту развитой и богатой. Объединяют эти случаи нарушения сферы социального взаимодействия и коммуникации. А причины и патогенетические механизмы могут быть различны. Так, например, известно более 200 генов, изменения в работе которых ассоциированы с развитием аутистической симптоматики.

Социальное взаимодействие

Прогноз развития и успешности социальной адаптации неоднозначный. Вообще, если учесть ширину спектра аутистических расстройств, очень сложно представить какого-то медианного ребенка с этим заболеванием. Прогноз будет зависеть от того, с какой именно формой аутизма мы имеем дело.

Согласно исследованиям, прогноз для людей с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью хуже, чем для людей просто с интеллектуальной недостаточностью, например с синдромом Дауна. Точно так же, если говорить о высокофункциональных аутистах — людях с нормальным интеллектом, — их возможности реализации (самостоятельное проживание, получение специальности, работа) гораздо хуже, чем у нейротипичных сверстников. Для того чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим подробнее, что такое социальное взаимодействие и коммуникация и как они нарушаются при аутизме.

Социальное взаимодействие — это любое действие человека, в основе которого лежит социальный мотив. Например, улыбка, с помощью которой вы располагаете собеседника к себе. Зрительный контакт: во время разговора мы смотрим друг на друга и оцениваем, понимает ли нас собеседник, интересно ли ему то, что мы говорим. Стремление разделить какие-то свои хорошие и плохие переживания. Не будет преувеличением сказать, что любое наше поведение в какой-то степени имеет социальную направленность. Представим ситуацию: ребенок идет в школу, там он старается получить хорошую оценку, так как хочет, чтобы его похвалили родители. В основе его действий лежит социальный мотив: он это делает для признания его другим человеком, а вовсе не потому, что цифра 5 красивее цифры 2. Так происходит в норме. Так происходит и при других нарушениях развития, которые не сопровождаются симптомами аутизма. У детей с аутизмом эти формы поведения нарушены уже в раннем возрасте.


Следующая группа симптомов — нарушения коммуникации. Коммуникация — это обмен информацией. Она бывает вербальной, когда мы передаем информацию посредством речи, письменной или устной, и невербальной — это жесты, мимика, которые в норме тоже очень выразительны и могут до определенной степени заменить речевое общение.

У людей с аутизмом в большинстве случаев речь развивается с задержкой или выраженным своеобразием. Задержка чаще всего проявляется в более позднем появлении слов и фраз, специфических аграмматизмах. Речь часто стереотипная, зачастую ребенок говорит только цитатами или заученными фразами, а самостоятельно предложения не строит. Частый симптом — эхолалия — повторение только что услышанного высказывания. В любом случае, вне зависимости от уровня развития речи, главным признаком будет то, что речь не используется для общения. Невербальная коммуникация — жесты и мимика — также нарушена при аутизме. Ребенок с задержкой развития речи будет изъясняться жестами, мимикой и сможет донести до вас свою мысль. Ребенок с аутизмом этого делать не будет.

Третья группа симптомов — это стереотипный, ограниченный характер интересов. Существует много вариантов, как это может проявляться. Высокофункциональные люди с аутизмом могут углубленно изучать какую-то одну узкую тему, будут говорить только на эту тему и больше ни на что не обращать внимания. У детей с задержанным развитием это будет проявляться в более грубых формах. Это может иметь вид сенсомоторных стереотипий, когда дети фиксируются на каких-то конкретных ощущениях: смотрят на воду, или перебирают пальцами около глаз, или фиксируются на каких-то звуках. В основе этого поведения — стремление получать одинаковые ощущения. Поэтому эта группа симптомов очень трудна для коррекции. Ребенок хочет получать одинаковые ощущения, научается их получать, все время стремится вернуться к этой деятельности, для реализации которой ему никто не нужен. Это деятельность, которая сама себя подкрепляет и не содержит в себе никакого развития.

Процесс социализации


Единственный выход, который существует, — это психологическая и педагогическая коррекция. На настоящий момент наиболее эффективной считается методика прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis — ABA), основанная на принципах бихевиоризма. Идея в том, что любое поведение имеет причину, которая его вызывает, и последствия, которые могут его подкреплять или, наоборот, гасить. Коррекция поведения будет заключаться в успешном манипулировании стимулами внешней среды. Это позволит сформировать необходимые навыки и купировать нежелательное поведение. При этом подходе все сложные навыки разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.

Чаще всего, однако, преодолеть все трудности развития не удается, поэтому движение должно быть двусторонним. Социализация — это жизнь в обществе: обучение в школе, поход в музей, или театр, или магазин, получение профессии. Поэтому возможности социализации ребенка напрямую зависят от возможности общества принять этого ребенка. Сейчас у нас развивается инклюзивное образование, и дети с особенностями развития могут обучаться в массовых школах, а школа должна иметь возможность принять любого ребенка. Это очень сложный и тернистый путь, который плохо продуман, мало понятен его участникам и для каждого конкретного ребенка может оказаться неудачным. Но в итоге, я думаю, на поколенческом уровне эта практика даст результаты. Современные дети вырастут, зная, что среди нас есть люди с особенностями развития: с аутизмом, синдромом Дауна, с другими заболеваниями. И тогда люди с аутизмом будут меньше изолированы от общества. Чем больше общество осведомлено о том, насколько оно неоднородно, тем проще оно будет воспринимать непохожих людей и тем больше людей с особыми потребностями будут в него встроены.

Читайте также: