Доклад социализация детей с аутизмом
Обновлено: 04.07.2024
возрасте д о т рех лет; б) психопатол огических изменений в о всех трех сферах :
эквивалентных социаль ных взаимодействиях, функция х общения и поведени я,
которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические
диагностичес кие че рты о бычно дополняют другие неспецифические проблемы,
такие, как фоб ии, расст ройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и
направленная на себя агрессивность. Атипичный аутизм - тип общего
нарушения развит ия, отличающийс я от детского аутизма возрастом, в ко то ром
начинается расстройство, или отсутств ием триа ды пат ологических нарушений,
необходимой для п остановки диагноза детского аутизма. Атипич ный а утизм
чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих
тяжелое, специфи ческое рецепт ивное ра сстройство развития речи. [3]
С сентября 2013 го да, после п ринятия нов ого закона «Об образовани и в
детей с РАС выбирают именно этот вид образования. Основн ой особенностью
последнего являет ся и ндивидуальн ый под ход к соз данию специальных условий
для каж дого ученика. В этом сл учае школа является той естестве нной с редой,
которая го т овит р е бёнка к дальнейшей самостоятельной жизни, к социаль ному
С момента, когда человек начинает прово дить время с двумя - тремя (и
более) людьми, насту пает процесс формирован ия социальн ой активности.
Другими словами, процесс социал изации - это процесс взаимодейств ия
личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной
стороны, способ передачи и нд ивиду социального опыта, способ включения
его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс
личностных изменений. Люди, страдающие расст ройствами аутистическо го
спектра, самые большие трудности испытываю т в овладении социальными
У большинства детей с РАС, независимо от уровня их интеллектуального
развития, овладен ие социальными навыками вызывает значительн ые (иногда
почти непреодолимые) трудности. Основными проблемами социализации д ет ей
с расстройствами аутистическог о спектра являются: искажённое восприятия
внешних раздражителей, обеднен ность эмоционально - волевой сферы.
Наблюдается полное отсутствие или низкая потребность в контактах со
сверстниками, отсутствует модуляция п оведе ния в социально - бытовых
ситуациях. Аномалия или полное отсутствие речи усугубляют процесс
взаимодейств ия с окружающими, дети зачастую не стремятся компенсировать
невербальным и средствам и общени я: мимикой, же стами. Наблюдается
Наличие о писанных и мног их други х наруше ний обосновывает
необходимость проведения коррекционной работы по данным направлениям,
что будет способствовать адаптации, социализации д ете й с РАС и дальнейшему
усвоению им и АООП НОО. [9 , c.27] И чем раньше такая работа начнется, тем
больше возможн остей у ребенка с РАС для дальнейшей успеш ной
социализации. Как правило, диагноз РАС ставитс я детям само е раннее к трем
годам, а в у слов иях нашего города 3 - х летние дети, как правило, уже зачислены
в детский сад, а значит именно специалисты детского сада начинают проц есс
формирования к оммуникативног о и социальн ого навыка.
Возможности социализации лиц с расстройствами аутистического спектра
- возможно более р аннее начало специализи рованной коррекции, ее
комплексный ме дико - психолог о - педагогический хара ктер;
- адекватный и гиб кий подход к выбору методов коррекц ионной работы,
ее последовательн ость, продолж ительность, д остаточный объ ем;
Не мене е важным в успешной социализаци и р е бенка с РАС будет играть
ме ждисциплина рная команда, осуществляющая психолог о - педагогиче ское
сопровождение ребенка с РАС. В такую команду входя т: воспит атель (если
ребенок дошкольного возраста), учитель (если ребенок школьник), педагог -
психолог, учитель - логопед, учитель - дефектолог, социальный педагог, ть ютор,
Воспитатель/учит ель осуществляет постоя нное и непрерывное
наблюдение, обучение и воспи тание ре бенка с РАС. Именно
воспитатель/учител ь принимает окончательн ое решение при постан овке
коллегиальных коррекцио нных и о бразовательных задач, стратегии
сопровождения и оказания комплексно й помощи детям с РАС и их родителям
Педагог - психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействи я с
детьми и взрослыми, развивает комм уникативные навыки, проводит
мероприятия по профилакт ике и коррекции дезада птивного поведе ния, проводит
работу по коррекции нарушений в развитии познаватель ной сферы. Оказывает
консультативн ую помощь специалиста м и педагогам по вопросам раб оты с
дезадаптивным и формами поведе ния, способам форми рования
Учитель - дефект олог является специалистом, который имеет специальные
знания по организации работы с детьми с РАС, и его помощь направлена на
освоении образовательных программ. Этот специалист обеспечивает грамотную
профессиональ ную поддержку не только ученику, но и мето дическую
поддержку воспитателю/учителю, а также родителям (законным
представителям ). Он осуществляет пом ощь в адаптации учебн ых, дидактическ их
материалов и образовательн ой сред ы. Так же у чите ль - дефектолог и гр ает
большую роль в формировании коммуникативног о навыка между ребенком с
РАС и взрослым, вы страивая перв ичные фо рмы социальног о взаимодействия.
Учитель - логопе д занимается не только развитием речи, но и формами
альтернативно й коммуникации при необходимости, том числе использовать для
общения на первых этапах разв ития социал изации яз ык жестов или карт очки -
Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка,
консультирова ние по организационным вопросам при обучении , контроль за
соблюдением прав ребенка в школе. Оказывает помощь в организации форм
социального взаимодействия ребенка с РАС и людьми из различных социально -
Только командный подход в сопровождении ребенка с РАС может д ать
хороший результат в формировани и социализации. В то же время социализация
невозможна без коммуникации. Э т и д ва навыка должны развиваться
одновременно и в равной сте пени. Че м лучше буд ет р азв ит к оммуникатив ный
навык, тем успеш нее у ребенка будет прохо дить и социализ ация.
Коммуникац ия — процесс обмена информацией между л юдьми. Кажд ый
из нас постоя нно стан овится участни ком этого проце сса. Он обес печивает
индивидуальн ое выживание человека и его взаимодействие с о кружающ ими.[ 2 ,
c .3 ] Для выстраивания комм уникации и спользуютс я след ующие формы
общения: речь, жестикуляц ия, язык жес тов, рисунки, п исьмо.
Начиная работу с ребенком с РА С, опре деляемся с помощью р одителей,
какую форму общения будем и споль зовать и развивать в процессе воспита ния и
обучения. Так к ак ребенок с РАС чаще всего имеет значительную заде ржку в
развитии речи, то на первых п ора х социализации это может быть язык жесто в
или рисунки, как способ общени я для выстраивания ком муникации. Даль ше
формируем 9 важных навыков общения: просьба о желаемом предмете (о
поощрении), просьба о помощи, просьба о перерыве, отказ, согласие, р еакц ия на
На простых навы ках общения разв иваются комму никативные навыки.
Развитие коммуникации у д етей с РАС способствует снижению дезаад аптивного
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Доклад на тему:
Учитель надомного обучения:
Кушалина Альбина Витальевна.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют наиболее трудно адаптируемую группу детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Проблемой детей с РАС занимаются многие учёные всего мира. Это вызвано тем, что в последнее время значительно увеличилось число детей с РАС и это странное заболевание трудно поддаётся коррекции. Вскоре после рождения или в течение первых пяти лет жизни у ребёнка могут появиться первые признаки:
-нарушено социальное развитие (отсутствует интерес к социальным контактам с родителями или другими взрослыми),
- отсутствует или недоразвит комплекс оживления,
-первых улыбок, эмоциональной привязанности);
-отсутствует или имеется недоразвитие речи (неспособность ребёнка употреблять язык как средство общения),
- развитие эхолалий, не эмоциональностью и недоразвитие речи;
-проявляются необычные реакции на среду (ребёнок сопротивляется изменениям, у него наблюдается повторяющийся характер и стереотипность движений, он не способен к ролевым играм, не умеет фиксировать внимание на одном аспекте предмета).
Ребёнку с расстройствами аутистического спектра важно чётко знать порядок действий и тогда деятельность для него приобретает какой-либо смысл. Он недостаточно осознаёт своё тело, у него нарушена пространственная ориентация и поэтому следует в комнате для занятий помещать зеркала на уровне глаз ребёнка и время от времени показывать в зеркале его отражение. Интеллект сохранён (хотя есть случаи, когда аутизм сопровождается умственной отсталостью) и он обладает развитой интуицией и это помогает ему строить своё общение с окружающим миром несколько по другому, как другие люди. Ребёнок имеет свой собственный, воображаемый мир, в отличие от действительности, в котором он чувствует себя комфортно и который для него является реальным и разнообразным. Семья, воспитывающая атипичного ребёнка, значительно отличается от других семей. Очень часто папы, не приняв диагноз ребёнка, уходят из семьи, и воспитанием занимается мама. Кому-то из родственников приходится уволиться с работы и заниматься только ребёнком. Если позиция близких родственников носит пассивно-сострадательный характер, то ребёнку невозможно помочь. Помощь родственников будет действенной, если они продумывают его жизнь до мелочей. Дети нуждаются в строго расписанном распорядке дня, который не должен нарушаться. Только час можно выделить ребёнку, чтобы он побыл наедине с самим собой, а в остальное время – занятия со специалистами и дома, игры с мамой, массаж и т.д. и тогда мозг его будет всегда в рабочем состоянии. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но освоить окружающий мир ему помогут только близкие люди в семье. Аутичного ребёнка зачастую не принимают в детский сад; принять гостей или пойти самим в гости проблематично, так как для окружающих ребёнок не предсказуем; его трудно понять; не всякая еда ему по душе; не всегда обладает навыками самообслуживания. Всё это мешает ребёнку с РАС приспособиться к реальной жизни и социализация ребёнка аутиста в общество почти невозможна из-за глубоких нарушенных контактов с окружающим миром.
Нарушения адаптации и социализации могут сохраняться в течение всей жизни. Назовём основные трудности социальной адаптации: – социализация и трудности в общении; – невозможность устанавливать эмоциональные связи; – нарушено речевое развитие. Речь и коммуникация, социальное взаимодействие, воображение, эмоциональная сфера – это области, в которых названные трудности особенно проявляются. Для установления активного взаимодействия с миром ребёнку мешают механизмы защиты: – он избегает дискомфортных впечатлений, стремится уйти от направленных на него воздействий, что мешает ему вступать в контакт со средой; – центром его внимания является не то, что он любит, а, наоборот, то чего он опасается, боится и не любит, то есть формируется отрицательная избирательность; – он находится в постоянной защите своего микромира от окружающих, а это не способствует развитию умений активного влияния на мир; – он выстраивает систему защиты от вмешательства близких людей в его жизнь; устанавливает максимальную дистанцию от них; использует их как необходимое условие своей жизнедеятельности.
Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.
Гоман А.Н. Интеграция аутичных детей в социальную и учебную среду: современные тенденции / А.Н. Гоман. //Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 2016. С.124.
В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм входит в четверку самых распространенных детских заболеваний. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. В связи с этим социализация детей с РАС является актуальной проблемой, успешное решение которой определяет перспективу дальнейшего психического развития ребенка и психоэмоциональную атмосферу в семье.
Этапы коррекционной работы с детьми проходят по следующей схеме. Начинаем с тщательной диагностики, в ходе которой оцениваются не только нарушения, но и резервы ребенка. После проведения диагностики специалисты, обсуждают результаты, составляют индивидуальную программу реабилитации.
Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный и очень бережный процесс - включения ребенка в коррекционную среду. Начинается работа с индивидуальных занятий, затем – переход ребенка в микрогруппу, потом групповые занятия и только после этого мы организуем специальные занятия, расширяющие рамки реабилитационного пространства: посещаем музеи, библиотеки, Выставочный зал, бываем в гостях в Доме ветеранов, организуем экскурсии по городу.
За плечами специалистов центра 20 лет поисков и открытий, бесценного опыта изучения программ и методик, разработки и совершенствования методов и технологий для достижения успешной социализации детей с ограниченными возможностями.
Все мы рождаемся с разными возможностями, иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов у детей с ограниченными возможностями меньше. Принятие и понимание ребенка, способны привести к положительным личностным изменениям и оказать терапевтический эффект.
Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным:.
Социализация детей с ОВЗ через арт-терапию В современных социально-экономических условиях остро встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченные возможности.
Социализация детей с ОВЗ через игру Тема Социализация детей с ОВЗ через игру Ф. И. О. Архипова Марина Александровна Место работы: ГОКУ СКШ № 11 г. Иркутска Должность: Воспитатель.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.
Социализация детей дошкольного возраста Социализация детей дошкольного возраста Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной.
Одним из основных аспектов расстройства аутистического спектра (РАС) является социальная дисфункция. Она может проявляться в различных формах поведения, от полного избежания какого-либо личного взаимодействия, до полной монополизации разговоров по одной, интересующей только говорящего, теме.
Не существует фиксированной схемы социальной дисфункции, но она почти всегда является одним из основных идентификаторов РАС и часто наиболее выделяется при взаимодействии с кем-то из спектра.
Трудно справляться с социальной дисфункцией пациентам с РАС, потому что социальные навыки охватывают такую широкую гамму возможностей. К ним относятся:
- вербальная и невербальная коммуникация;
- аналитические и интеллектуальные навыки;
- чувственное восприятие;
- понимание контекста в социальных ситуациях.
Модификации
Помощь детям, страдающим аутизмом, адаптироваться к окружающей среде, является одним из аспектов комплексного подхода к лечению, но также важно структурировать среду таким образом, чтобы она максимизировала шансы вашего ребенка на успех.
Для создания комфортных условий для ребенка можно провести следующие модификации:
- Комната для отдыха – эта комната будет безопасным местом для вашего ребенка, где он может расслабиться, успокоится, преодолевая страх, агрессию и усталость.
- Рабочее место и игровое пространство.
- Обеспечение комфортной для ребенка цветовой гаммы вокруг.
- Зонированное освещение.
Модификацию необходимо проводить не только по отношению домашней среды, но и детского сада или школы. Методом наблюдения подбираются более комфортные условия для обучения, игры и отдыха малыша.
На данном этапе окружающая среда меняется под ребенка с аутизмом.
Десенситизация
Десенситизация — это плавное подавление чувствительности к стимулам неприятного характера. Например, прежде чем ребенка оставить на целый день в детском саду, его необходимо сначала приводить на несколько минут, увеличивая постепенно время. В данный период играет важную роль момент поощрений, у малыша должна создаваться положительная ассоциация с новым местом и новыми людьми.
Сочетание стимулов
Рассматриваемая новая ситуация или навык приравнивается к полезным ощущениям и эмоциям. На данном этапе часто со стороны педагога или воспитателя привлекаются к игре типично развивающиеся дети. Все игры проводятся со взаимодействием типичного и аутичного ребенка, так называемое двустороннее обучение.
Обучение просьбам
Важно не просто нужно научить взаимодействовать ребенка с социумом, но и научить его просить помощи. На данном этапе эффективны ролевые игры. Социализация для аутичных детей должна быть постепенная, плавная и осторожная.
Пятиступенчатая модель
- Провести оценку социального взаимодействия.
- Определить разницу между отсутствием навыков и способностью их применения.
- Определить стратегию и метод корректировки.
- Применить стратегию.
- Наблюдать и оценить прогресс.
Важно понимать, что все дети уникальны, и данный алгоритм нельзя воспринимать линейно. Необходимо учитывать сложность заболевания, уровень подготовки и степень обучаемости ребенка. Каждые дополнительные данные должны стимулировать к новому оцениванию и подбору методики.
Оценка социального взаимодействия (ОСВ)
ОСВ – это первый шаг в проведении процедуры социализации. На данном этапе проводится оценивание всех препятствий, которые мешают ребенку состоять в социальных отношениях с окружающими.
В период оценивания определяются слабые и сильные стороны ребенка. Тестирование подразумевает применение целого комплекса методов: интервью, наблюдение, стандартные тесты поведенческого типа.
На основании полученных результатов разрабатывается индивидуальная стратегия работы над социализацией аутиста.
Недостаточно владение навыками или отсутствие умений их применения
Второй этап – это определение разницы между отсутствием навыков и способностью их применения. Успех дальнейшего применения методики будет напрямую зависеть от способности разграничить данные понятия.
Нет навыка – ребенок не знает, как наладить взаимодействие с социумом.
Нет способности – у ребенка есть навык общения, но по каким-то причинам у него не получается его применять.
В первом случае роль взрослых – научить навыкам общения, во втором случае – убрать препятствующие элементы и правильно мотивировать.
Коррекционные стратегии – правильный выбор
Социализация при аутизме должна проходить в позитивном окружении – сверстники обучаются взаимодействовать в течение дня с ребенком-аутистом, включая его в групповые обучающие или спортивные команды. В случае изменения ребенка под социум, работа ведется над его поведенческими особенностями. По отдельности эти два метода не работают, важно работать в двух направлениях.
Социальные навыки – методы обучения
Основные вопросы при выборе метода обучения:
- Восполняет ли выбранная методика недостаток навыка?
- Помогает ли программа использовать навыки?
- Соответствует методика уровню развития малыша?
Перечень эффективных методов работы над приобретением социальных навыков:
- Привлечение сверстников в процесс коррекции.
- Занятия, направленные на понимание и распознавание чувств и мыслей.
Кэрол Грей отмечает свою концепцию относительно составления подобного рода историй:
Важно заинтересовать и мотивировать, только в таком случае проявится интерес к познанию навыка и его использовании в естественных условиях.
Внедрение выбранных методов поведенческой коррекции
После проведения оценки социального функционирования и подбора методов для обучения пришла пора приступить к реализации коррекции. Социализация детей с аутизмом должна проводиться в разных внешних условиях и с разными инструкторами.
Основная задача: привить навыки и научить ими пользоваться в комфортных для аутиста условиях.
На данном этапе наблюдается тесный контакт между ребенком, родителями, врачами, педагогами и сверстниками. Самое оптимальное количество занятий по социализации: 30 часов/12 недель с равномерным распределением.
Основные принципы обучения:
- интенсивность (небольшими дозами, но часто);
- всеохватывание (использование разных сред, посещаемых ребенком).
Оценка и изменение метода вмешательства
Оценивание результативности хоть и стоит на последнем месте в алгоритме, его необходимо проводить на протяжении всего процесса социализации.
Не видите результата работы – выбранная методика нуждается в корректировке.
Оценивание результативности поможет и дальше, в процессе овладения новых навыков, и позволит создать целостную картину всего процесса обучения.
Вывод
Изучив большое количество информации и отзывов, можно сделать вывод, что дети с аутизмом вне зависимости от степени заболевания, поддаются поведенческому корректированию и могут стать полноценной частью общества. Вот только с условием, что общество их примет.
Видео — Социализация детей с аутизмом
Видео — Аутизм — развитие и социализация
× Close
Социализация детей с аутизмом
асстройства аутистического спектра (РАС) — это широкая группа нарушений развития, которую объединяет наличие качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации, а также повторяющийся стереотипный характер поведения и интересов. Симптомы должны быть заметны до достижения ребенком возраста трех лет. Аутизм — это клинический диагноз, то есть ставится только на основании наблюдения за поведением ребенка.
Спектр проявления аутизма очень широкий. Перед вами может быть ребенок с выраженной интеллектуальной недостаточностью или, напротив, с высокими когнитивными способностями, вплоть до одаренности. Может иметь место грубая задержка речевого развития, или, наоборот, речь будет не по возрасту развитой и богатой. Объединяют эти случаи нарушения сферы социального взаимодействия и коммуникации. А причины и патогенетические механизмы могут быть различны. Так, например, известно более 200 генов, изменения в работе которых ассоциированы с развитием аутистической симптоматики.
Социальное взаимодействие
Прогноз развития и успешности социальной адаптации неоднозначный. Вообще, если учесть ширину спектра аутистических расстройств, очень сложно представить какого-то медианного ребенка с этим заболеванием. Прогноз будет зависеть от того, с какой именно формой аутизма мы имеем дело.
Согласно исследованиям, прогноз для людей с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью хуже, чем для людей просто с интеллектуальной недостаточностью, например с синдромом Дауна. Точно так же, если говорить о высокофункциональных аутистах — людях с нормальным интеллектом, — их возможности реализации (самостоятельное проживание, получение специальности, работа) гораздо хуже, чем у нейротипичных сверстников. Для того чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим подробнее, что такое социальное взаимодействие и коммуникация и как они нарушаются при аутизме.
Социальное взаимодействие — это любое действие человека, в основе которого лежит социальный мотив. Например, улыбка, с помощью которой вы располагаете собеседника к себе. Зрительный контакт: во время разговора мы смотрим друг на друга и оцениваем, понимает ли нас собеседник, интересно ли ему то, что мы говорим. Стремление разделить какие-то свои хорошие и плохие переживания. Не будет преувеличением сказать, что любое наше поведение в какой-то степени имеет социальную направленность. Представим ситуацию: ребенок идет в школу, там он старается получить хорошую оценку, так как хочет, чтобы его похвалили родители. В основе его действий лежит социальный мотив: он это делает для признания его другим человеком, а вовсе не потому, что цифра 5 красивее цифры 2. Так происходит в норме. Так происходит и при других нарушениях развития, которые не сопровождаются симптомами аутизма. У детей с аутизмом эти формы поведения нарушены уже в раннем возрасте.
Следующая группа симптомов — нарушения коммуникации. Коммуникация — это обмен информацией. Она бывает вербальной, когда мы передаем информацию посредством речи, письменной или устной, и невербальной — это жесты, мимика, которые в норме тоже очень выразительны и могут до определенной степени заменить речевое общение.
У людей с аутизмом в большинстве случаев речь развивается с задержкой или выраженным своеобразием. Задержка чаще всего проявляется в более позднем появлении слов и фраз, специфических аграмматизмах. Речь часто стереотипная, зачастую ребенок говорит только цитатами или заученными фразами, а самостоятельно предложения не строит. Частый симптом — эхолалия — повторение только что услышанного высказывания. В любом случае, вне зависимости от уровня развития речи, главным признаком будет то, что речь не используется для общения. Невербальная коммуникация — жесты и мимика — также нарушена при аутизме. Ребенок с задержкой развития речи будет изъясняться жестами, мимикой и сможет донести до вас свою мысль. Ребенок с аутизмом этого делать не будет.
Третья группа симптомов — это стереотипный, ограниченный характер интересов. Существует много вариантов, как это может проявляться. Высокофункциональные люди с аутизмом могут углубленно изучать какую-то одну узкую тему, будут говорить только на эту тему и больше ни на что не обращать внимания. У детей с задержанным развитием это будет проявляться в более грубых формах. Это может иметь вид сенсомоторных стереотипий, когда дети фиксируются на каких-то конкретных ощущениях: смотрят на воду, или перебирают пальцами около глаз, или фиксируются на каких-то звуках. В основе этого поведения — стремление получать одинаковые ощущения. Поэтому эта группа симптомов очень трудна для коррекции. Ребенок хочет получать одинаковые ощущения, научается их получать, все время стремится вернуться к этой деятельности, для реализации которой ему никто не нужен. Это деятельность, которая сама себя подкрепляет и не содержит в себе никакого развития.
Процесс социализации
Единственный выход, который существует, — это психологическая и педагогическая коррекция. На настоящий момент наиболее эффективной считается методика прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis — ABA), основанная на принципах бихевиоризма. Идея в том, что любое поведение имеет причину, которая его вызывает, и последствия, которые могут его подкреплять или, наоборот, гасить. Коррекция поведения будет заключаться в успешном манипулировании стимулами внешней среды. Это позволит сформировать необходимые навыки и купировать нежелательное поведение. При этом подходе все сложные навыки разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.
Чаще всего, однако, преодолеть все трудности развития не удается, поэтому движение должно быть двусторонним. Социализация — это жизнь в обществе: обучение в школе, поход в музей, или театр, или магазин, получение профессии. Поэтому возможности социализации ребенка напрямую зависят от возможности общества принять этого ребенка. Сейчас у нас развивается инклюзивное образование, и дети с особенностями развития могут обучаться в массовых школах, а школа должна иметь возможность принять любого ребенка. Это очень сложный и тернистый путь, который плохо продуман, мало понятен его участникам и для каждого конкретного ребенка может оказаться неудачным. Но в итоге, я думаю, на поколенческом уровне эта практика даст результаты. Современные дети вырастут, зная, что среди нас есть люди с особенностями развития: с аутизмом, синдромом Дауна, с другими заболеваниями. И тогда люди с аутизмом будут меньше изолированы от общества. Чем больше общество осведомлено о том, насколько оно неоднородно, тем проще оно будет воспринимать непохожих людей и тем больше людей с особыми потребностями будут в него встроены.
Читайте также: