Доклад интеграция урочной и внеурочной деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий.

Слайд №3

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

• Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.

• Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.

• Обеспечивают возможности обучающегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

[i]Слайд №4[/i]

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

Цель образования – научить обучающихся ставить и решать возникающие проблемы.

Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить пути решения проблем.

В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся.

Слайд №5[/b]

Требование ФГОС – обеспечить достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Это более всего возможно при интеграции образовательной деятельности во

время урочной и внеурочной деятельности.

В современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы.

Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для творческой организации обучения, воспитания и развития личности обучающегося.

Решить это можно с помощью внеурочной деятельности, которая направлена на расширение образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся, и позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

Роль внеурочной деятельности по любому предмету огромна. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало интереснейших разделов, тем. Знакомство с ними является источником умственного обогащения учащихся.

Любое исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом и для него, и его родителей. Выполненное удачно, такое задание положительно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности ребенка, на развитие его взаимодействия с родителями, улучшая морально-психологическую атмосферу в семье.

Поэтому на современном этапе развития педагогической теории и практики стало очевидным, что не меньшая роль в деле успешного освоения образовательной программы принадлежит внеурочной деятельности.

Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности – системный целенаправленный управляемый процесс совместной творческой деятельности родителей, педагогов и школьников.

Занятия по внеурочной деятельности должны быть направлены на то, чтобы не было четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Урок может логично переходить в занятие внеурочной деятельностью и наоборот.

2. Разъяснение терми нов.

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Интеграция – это не механическое соединение предметов.

Интеграция – это сближение и связи отдельных систем (тем, знаний учащихся) в единое целое, т. е. синтез - возникновение нового.

[i]Слайд № 7[/i]

Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий – урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

Слайд № 8[/b]

Что такое внеурочная деятельность?

«Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Основная цель внеурочной деятельности:

[i]Слайд № 9[/i]

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

В ходе внеурочной деятельности достигаются – ценности, ориентиры, потребности и интересы человека, удельный вес которого гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

[i]Слайд № 10[/i]

Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью ООП, разрабатываемой самостоятельно в соответствии с ФГОС. Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе внеурочной деятельности и должны соответствовать планируемым результатам ООП.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

[i]Cлайд № 12[/i]

Основные принципы и уровни организации внеурочной деятельности:

- учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию.

[i]Слайд № 13[/i]

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

В таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, тематические, лагерные смены, летние школы.

Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.

3. Принципы и уровни интеграц ии. [/i]

Слайд № 14

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

В основе интеграции лежат следующие принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации.

4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Слайд № 15

Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на разных уровнях.

Низкий уровень интеграции характеризуется полным отсутствием целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий.

Средний уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но односторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот, урочных занятий с внеурочными.

Высокий уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно спланированы связи между урочными и внеурочными занятиями.

Слайд № 16

4. Ожидаемые результаты интеграции урочной и внеурочной деятельности.

повышение качества обучения;

повышение роли индивидуальных достижений в развитии учащихся;

повышение степени удовлетворения социальных потребностей.

Именно в результате интеграции урочной и внеурочной деятельности происходит выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Слайд № 17, № 18, № 19

Направления деятельности Название кружков Формы работы

Рассмотрим, как же осуществляется взаимосвязь или интеграция общего образования и внеурочной деятельности :

Слайд № 20, № 21

Слайд № 22, №23

Слайд № 24, №25

Слайд № 26, № 27, № 28, № 29

- Создание условий для познавательной активной деятельности обучающихся, формирования навыков общения и навыков групповой работы;

-Создание условий для воспитания воспитанников в духе патриотизма и любви к Родине, обеспечение их нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического и этического развития, саморазвития личности;

- Содействие развитию организаторских, творческих способностей и инициативы, умений жить в коллективе.

Слайд № 30, № 31

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям ;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Слайд № 32

В образовательный процесс нашей начальной школы успешно вошел такой вид учебной и воспитательной работы, как проектная деятельность. Метод проектов относят к педагогическим технологиям 21 века.

Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

Проекты различных направлений служат продолжением урока предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой работе.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности,патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться как личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков так, чтобы школа стала для него вторым домом. Это, в свою очередь, даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Слайд № 33

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт)

Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт) Добрый день. Представляю вашему вниманию краткосрочный проект по здоровьесбережению: "Здоровье воспитанника и воспитателя - основа успешной.

Основная образовательная программа ООО реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН. Урочная и внеурочная деятельность ребенка представляют собой единое целое пространство его деятельности, где он не просто овладевает знаниями и навыками, но осознает свои ценности, интересы, возможности, выбирает сферу для самопроявления, подходящую ему по его интересам, пробует свои силы, наращивает способности, получая помощь взрослых, чем и запускается механизм его саморазвития. Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. Именно в результате интеграции урочной и внеурочной деятельности происходит выстраивание цепи, обеспечивающей детям корректировку, поддержку на этапах адаптации на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

ВложениеРазмер
integratsiya_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx 41.13 КБ
integratsiya_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.ppt 3 МБ

Предварительный просмотр:

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности

«Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно…

приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек

Михаил Афанасьевич Булгаков

  • Глобальные изменения, происходящие в общественной жизни на мировом и российском уровне (инновационность, социальная мобильность, глобализация, изменения потребностей экономики, запросы личности), оказывают серьезное влияние на всю систему образования. Пытаясь идти в ногу со временем школа стремительно меняется.
  • Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности обучающегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Цель образования – научить обучающихся ставить и решать возникающие проблемы.

  • Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить пути решения проблем. Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

В современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для творческой организации обучения, воспитания и развития личности обучающегося, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности, учета личностных особенностей обучающихся, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

  • Решить это можно с помощью внеурочной деятельности, которая направлена на расширение образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся, и позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

Роль внеурочной деятельности по любому предмету огромна. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало интереснейших разделов, тем. Знакомство с ними является источником умственного обогащения учащихся.

Любое исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом и для него, и его родителей. Выполненное удачно, такое задание положительно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности ребенка, на развитие его взаимодействия с родителями, улучшая морально-психологическую атмосферу в семье.

Поэтому на современном этапе развития педагогической теории и практики стало очевидным, что не меньшая роль в деле успешного освоения образовательной программы принадлежит внеурочной деятельности.

  • Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга.

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их

употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы -лишь одно из средств раскрытия.

Освоение возрастного нормативного

Построение пространства саморазвития.

Социализация детей, формирование социально- адаптированной личности

Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т. Шацким. Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность ребенка представляют собой единое целое пространство его деятельности, где он не просто овладевает знаниями и навыками, но осознает свои ценности, интересы, возможности, выбирает сферу для самопроявления, подходящую ему по его интересам, пробует свои силы, наращивает способности, получая помощь взрослых, чем и запускается механизм его саморазвития.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Именно в результате интеграции урочной и внеурочной деятельности происходит выстраивание цепи, обеспечивающей детям корректировку, поддержку на этапах адаптации на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Цель ОО – создание единого образовательного пространства через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, способствующей реализации системно-деятельностного подхода для успешного развития и социализации обучающихся.

  • Процесс интеграции (от лат. Integration – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимодополняемости. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
  • Что такое внеурочная деятельность?

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП, поэтому она является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, участие в которых является обязательным.

1) Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательной деятельности.

2) Реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН.

Основная цель внеурочной деятельности:


  • Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов -ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, тат как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
  • Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации

рабочих программ внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью ООП, разрабатываемой самостоятельно в соответствии с ФГОС. Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе внеурочной деятельности и должны соответствовать планируемым результатам ООП.

  • Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию обучающегося в образовательной организации;
-выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности;
- создавать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширять рамки общения в социуме;
-расширять общекультурный кругозор;

-формировать позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
-формировать нравственные, духовные, эстетические ценности;

-включаться в личностно значимые творческие виды деятельности.

  • Основные принципы организации внеурочной деятельности:
    - учёт возрастных особенностей;
    -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
    - связь теории с практикой;
    - доступность и наглядность;
    - включение в активную жизненную позицию.
  • В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

В таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки обучающихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы. По мере накопления знаний меняются характер и содержание занятий.

Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.

Результаты внеурочной деятельности обучающихся

Эффективностью работы по реализации внеурочной деятельности является достижение определенных уровней.

Результаты первого уровня: усвоение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимания социальной реальности и повседневной жизни); приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения, об основах здорового образа жизни, об истории своей семьи и Отечества, о правилах конструктивной групповой работы (об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования).

Это те знания, которые помогут лучше ориентироваться в жизни окружающего общества.

Результаты второго уровня: развитие социально значимых отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру).

Но этого не достаточно для полноценного развития личности.

Но ученику важно не только что-то знать и ценить, но и пробовать реализовать свои знания и отношения в жизни, в действии, в поступке – результат третьего уровня.

Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

-рост общей активности школьников при проведении школьных дел;

-повышение познавательного интереса у учащихся;
-повышение качества образования школьников;
-повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей);
-осознанный выбор профессии;
-развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

  • При подготовке к педсовету было проведено социологическое исследование , целью которого было проанализировать систему ценностей подростков, их интересы и потребности в сфере свободного времени, изучить удовлетворенность от занятий внеурочной деятельностью.

Исследование проводилось в форме анкетирования среди обучающихся 5-7 классов.

Всего в исследовании приняли участие 202 респондента, что составило 77% от общего количества обучающихся данной возрастной категории.

1) Не все кабинеты, в которых осуществляется внеурочная деятельность оснащены современными средствами передачи информации (компьютер, проектор, телевизор), поэтому реализовывать внеурочную деятельность достаточно проблематично.

2) Ещё одной проблемой является посещаемость внеурочных занятий. Дети, отзанимавшись 6-7 уроков, стремятся быстрее уйти домой, и лишь единицы остаются на внеурочные занятия.

3) Требования СанПин определяют обязательный перерыв не менее 40 минут между уроком и занятием внеурочной деятельности.

4) Низкая мотивация педагогов к реализации внеурочной деятельности. Это объясняется высокими требованиями (разработка рабочих программ, большая затрата времени на подготовку и проведение внеурочного занятия, организация и осуществление мониторинга формирования универсальных учебных действий и др.).

5) Недостаточная методическая подготовка педагогов. Следует организовать проведение методических занятий, прохождение курсовой подготовки, обмен опытом педагогов, имеющих положительный и продуктивный пример реализации внеурочной деятельности.

Отработка механизма реализации внеурочной деятельности требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагоги. Тем не менее, уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.

Обучение в современной школе становится более личностным, то есть школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребёнка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы, готов ли будет выпускник использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, в нашем современном обществе.

Все эти правила касаются всего учебно-воспитательного процесса: основного образования и внеурочной деятельности.

1. Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

3. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
4. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
5. Поощряйте исследовательскую работу учеников

6. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Необходимо создавать условия обеспечивающую хорошую успеваемость и качество обучения .В рамках возможностей нашей школы можем эффективно реализовать программы внеурочной деятельности как более углубленное изучение русского языка, математики и др.предметов.

Организация внеурочной деятельности в нашей начальной школе видим в интеграции основного общего и дополнительного образования.

Цель интеграции внеурочной и урочной деятельности - помочь каждому ребенку выбрать индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, обеспечить максимально возможную в школе самореализацию личности.

На мой взгляд правильная интеграция внеурочной и урочной деятельности приводит к снижению учебных перегрузок учащихся.

Особенно эффективно интеграция внеурочной и урочной деятельности осуществляется через блок проектной деятельности.

Становится возможным воздействовать на процесс освоения знаний обучающимся таким образом, чтобы в течение всего периода обучения актуализировать приобретаемые знания, умения и навыки, составляющие базовую основу предполагаемой компетенции, и провоцировать мотивацию учеников к самостоятельно инициируемому опережающему обучению через реализацию программ внеурочной деятельности по всем предметам учебного плана. Организация проектной деятельности способствует реализации деятельностного подхода к обучению, позволяющего быстрее и легче реализовать сверхзадачу – перевод обучающегося в режим саморазвития, изменить статус ученика: утвердить его в роли субъекта учебной деятельности.

Блок проектной деятельности будет координировать работу учителей-предметников, классных руководителей, психолога, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования, преподавателей информатики по реализации межпредметных или социально-значимых проектов.

Интеграция форм обучения заключается в задействовании в образовательном процессе, помимо традиционных уроков, разнообразных форм познавательной деятельности, объединяющих учебный процесс с реальной жизнью. Специально организованная внеурочная деятельность позволяет создать условия для практического применения полученных знаний. Внедрение внеурочной деятельности в образовательный процесс расширяет формы и аудиторию презентаций детских достижений в учебной и внеурочной деятельности, творчестве и спорте.

В нашей школе проводятся интересные предметные недели, которые рассматриваются как звенья общей цепочки интегрированного процесса, учителя участвуют в школьных муниципальных олимпиадах ,всероссийских конкурсах.

личностный рост учащихся

образовательные достижения учащихся (способ­ность к выбору, умение организовывать учебно-позна­вательную деятельность

рост профессионально-педагогического потен­циала коллектива

оптимизация использования ресурсов (экономия временного ресурса за счет интеграции основного и дополнительного образования,

достижение положительной динамики в результатах по освоению образовательных программ .


В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности.

Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Учителя начальных классов получают возможность формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов.

В 2011 году в связи с введением ФГОС в 1-х классах при организации внеурочной деятельности, педагоги столкнулись с рядом проблем: недопонимание значимости внеурочной деятельности и её связи с урочной деятельностью, отсутствие опыта организации данной деятельности и др.

Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, пришли к выводу,что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга.

Урочные занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведённого времени и определённого контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий –урок -по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учёта личностных особенностей педагогов и школьников, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. Эту связь можно проследить в таблице:

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы всего лишь одно из средств.

Освоение возрастного нормативного пространства.

Построение пространства для саморазвития.

Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности.

Опора на общечеловеческий опыт познания.

Опора на личный опыт из практической жизнедеятельности ребёнка.

Адаптирующее и корректирующее образование.

Развивающее и реабилитирующее образование.

Осмыслив выводы, представленные выше, педагоги нашей школы наметили для себя некоторые пути в организации занятий внеурочной деятельностью:

1. На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия. В связи с этим, посещение занятий обязательно для всех. В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

2. Занятия внеурочной деятельностью нацелить на формирование УУД. С этой целью в рабочих программах внеурочной деятельности сформировать планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).

4. Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе, ведущую роль в её организации и проведении отвели классным руководителям, т. к. учителя начальных классов гораздо лучше других специалистов ориентируются в содержании занятий внеурочной деятельности, педагоги получили возможность глубоко познать ребёнка как в учебной, так и во внеурочной деятельности, большую часть времени дети проводят под присмотром одного педагога, у классного руководителя появилась дополнительная возможность организации жизнедеятельности коллектива.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом:

Проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно на примере любого занятия.

- Тайны за горизонтом

- Какой остров самый большой в мире?

- Жили-были динозавры. и не только они.

- Эти удивительные животные

- Загадки под водой и под землей

Основу содержания курса составляет система понятий, которая несет научно-целостную нагрузку, и через которую раскрываются законы развития природы. Курс дает новые знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, существующих между отдельными природными компонентами, знакомит с представлениями о единстве природы, ее ценности и уникальности.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Основной акцент в содержании сделан на развитие у младших школьников наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственые связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и этого не достаточно для развития творческих способностей учащихся, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

В этих видах работы задействованы основные познавательные процессы и приёмы умственной деятельности ребёнка: целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память, вариативность и гибкость мышления обучающихся, направленные на формирование универсальных учебных действий.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Программа обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок.

В этом прослеживается связь с уроками:

Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов вычислений, построение форм с учетом основ геометрии; работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно — прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Эта программа направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Основные задачи, которые позволяет решать данная программа:

- Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т. д.;

- Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

- Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

- Формирование чувства национального достоинства.

Практика показала, что плодотворны и интересны детям следующие виды организации внеурочной деятельности:

- Игровая, где учащиеся могут попробовать себя в роли экскурсовода, посетителя, смотрителя музея

- Познавательная, где школьники рассматривают объекты с помощью инструментов(документ — камера, цифровой микроскоп и т. п.), формулируют устные высказывания, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают, рассуждают

- Досугово-развлекательная деятельность, досуговое общение (виртуальные и реальные экскурсии)

- Проблемно — ценностное общение (этические беседы)

После всего выше изложенного можно сказать, что урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

2. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004

3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.

4. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников

5. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.

6. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, занятие, программа, Развитие, связь, дополнительное образование, народное творчество, начальная школа, окружающий мир, урочная деятельность.

Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной

эколого-биологическое дополнительное образование детей — развитие интереса ребенка к изучению экологии родного края, охране.

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном. внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном. внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Формирование экологической культуры младших школьников.

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников начальных классов.

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Читайте также: