Проблема человека в немецкой классической философии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Кант утверждает двойственную природу человека и мира. С одной стороны, человек — это обладатель рассудка и законодатель подвластного ему мира явлений, с другой стороны, он обладатель чистого разума и воли, законодатель нравственного мира свободы и абсолютных ценностей. Как часть чувственного мира явлений человек подчинен причинной закономерности, необходимости, как носитель духовного начала… Читать ещё >

Классическая немецкая философия и проблема человека ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Характерная для философии XVII—XVIII вв. тенденция вовлечения человека в абсолютно независимые объективные сферы, в разумный порядок в различных формах сохраняется и развивается в идеалистических системах немецкой классической философии и получает свое наиболее законченное выражение в панлогизме Гегеля.

Здесь абстрактно-всеобщее разумной природы материи, противопоставленное философией XVIII в. абстрактной субъективности христианства, его спиритуализму, приобретает абстрактно-логическую завершенность, и вместе с тем в мирском обличий утверждается всевластие некогда отвергнутого абсолютного спиритуалистического начала религии. Вновь проявляет себя характерное для философии прошлого противоборство объективного и субъективного в понимании человека, дуализм души и тела. Это сказалось в дуалистическом компромиссе кантовской философии, в интеллектуалистическом волюнтаризме Фихте и, наконец, в панлогизме Гегеля.

Кант утверждает двойственную природу человека и мира. С одной стороны, человек — это обладатель рассудка и законодатель подвластного ему мира явлений, с другой стороны, он обладатель чистого разума и воли, законодатель нравственного мира свободы и абсолютных ценностей. Как часть чувственного мира явлений человек подчинен причинной закономерности, необходимости, как носитель духовного начала он свободен и примыкает к сверхъестественному миру высших нравственных ценностей и идеалов. Трансцендентальная теория познания Канта определяет характер его философского учения о человеке. В ней он подчеркивает активную созидательную роль абстрактного познающего субъекта. Здесь у Канта обнаруживается важная для развития последующей философии тенденция утверждения человека в качестве автономного первоначала и законодателя своей теоретической и практической деятельности. Согласно Канту, для того чтобы человек непрестанно стремился к моральному совершенству и верил в возможность достижения идеала и счастья, необходимо убедить его в существовании свободы, бога и бессмертия души.

В философии тождества Шеллинга характерный для Канта и Фихте переход к приоритету нравственного, практического разума, находит свое выражение в приоритете теоретического и эстетического разума. Шеллинг приравнивает философию природы и философию духа.

Немецкие идеалисты в известной мере преодолевают созерцательность старого рационализм" картезианского и спинозовского типа.

Центральным пунктом его философии становится человеческий индивидуум. Антропологический монизм Фейербаха устраняет утверждаемый идеализмом конфликт между духом и плотью, ведет к признанию природы, материи единственной субстанцией, порождающей самого человека. Материальное тело служит основой целостности человеческого существа. Основанные на чувстве отношения между людьми, особенно между людьми разного пола, составляют подлинный центр фейербаховской философии человека. Он стремится преодолеть однозначность и бесплотность рационалистически понятого человека. Однако, рассматривая человека как природное существо, он отрывает его от конкретных общественных связей, условий жизни, которые и определяют его разумность и чувственность, делают его тем, кем он является в действительности. Несмотря на то что Фейербах преодолевает разрыв между человеком и объективной действительностью, делает он это за счет утраты специфических особенностей человеческого бытия. Он не раскрывает социальной природы человека как активного, практически-деятельного существа.

Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

- глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

- совместить в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

Актуальность немецкой классической философии в том, что она легла в основу популярных современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма.

Целью работы можно считать - выявление немецкой классической философии и определение ее значимости в общем контексте творчества ее мыслителей.

В связи с этим представляется необходимым решить такие задачи:

- исследовать характерные черты немецкой классической философии;

- рассмотреть основные проблемы немецкой классической философии;

- определить место и значение немецкой классической философии в истории.

1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим по крайней мере некоторые из ее характерных черт.

Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Центры философских открытий - Франция, Англия. С 17 века остались вопросы о методе познания, о месте человека в окружающем мире, о целях его деятельности.

Возрастает роль личности. Ориентация на историзм, гуманизм. С другой стороны – нельзя полностью погрузиться в чувственность. Появляются идеи

Лейбница о том, что разум – это ступень к Божеству.

Локк (в конце 17 века) предлагает систему, когда через чувства воспитывается разум человека. Появляется британский эмпиризм: Д. Беркли, Давид Юм. Основные идеи их в том, что чувства поставляются плотью, а мышление основано на чувственном восприятии. Поэтому без чувств мышление не возможно.

Проблемы философии 18 века: Через разум возможно движение к Божеству. Мышление воспитывается через чувства. Чувства необходимы для познания Бога

19 век. Идеализм.

Одна из черт интеллектуальной жизни 19 века – разрыв между художественными и научными занятиями.

Если раньше мыслители занимались наукой и искусством с позиций общего принципа гармонии, то в 19 веке под влиянием романтизма возникла жесткая реакция против давления научного прогресса на человека. Научный образ жизни с его экспериментами, казалось, подавляет дух свободы и исканий, который требуется от художников. Научный подход не позволит открыть секреты природы – этот взгляд разделял и Гете, хотя он не был романтиком.

В то же время появилось расхождение между наукой и философией.

Огромное влияние науки поднимает новые социальные проблемы этического характера.

Осталось требование – не выходить за рамки опыта и объяснения его. Это было связано с обращением к Канту и его последователям. Искать причины феномена и стремиться объяснить переход к миру ноуменов, где категории и объяснения не применяются – оказалось несбыточным. Такой подход к научной теории характерен для целого поколения ученых, которые интересовались философским содержанием исследовательской деятельности.

Содержательной линией сравнения классики и современности может стать интерпретация взглядов на предмет философии, объектом методологического сравнения становятся стили мышления. Картина мира не таинственна и постижима имеющимися в распоряжении деятельного человека средствами.

Немецкая классическая философия с точки зрения современной философии характеризуется как некая общая ориентация, идейная стилистика мышления.

Классика интерпретируется в качестве культурно-философски-методологического стандарта применения субъективной способности человека полагания своего Бытия в мире[5. С.102].

Во второй половине 19 века под влиянием романтиков с их субъективизмом, возрастает интерес к проблемам нерационального вообще.

Ницше, Дильтея, интуитивиста Бергсона.

Хайдеггер объявлял Шеллинга вершиной немецкой классической философии. К немецкой классической философии обращаются, отыскивая в ней нерациональное или иррациональное.

Если дальше проследить развитие иррационалистических идей по хронологии – то мы придем к философскому психоанализу, экзистенциализму и т.д.

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

- повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

- особое внимание уделила проблеме развития;

- значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

- взглянула на историю как целостный процесс.

3. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ

С конца 18 столетия стало очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука это времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектическую противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость. Философски обобщить состояние и уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знания легло на плечи немецких философов[1. С.302]..

Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли. Это положение можно уподобить положению греческой философии в античном мире.

Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской и, следовательно, мировой культуре. Новизна утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.

Найденные новые концепции не отрицают старых, т.к. истины относительны и многогранны.

Формирование таких тезисов стимулировало появление в 19 в. новых отраслей знания. Немецкая классическая философия дала толчок росту наук о культуре, гуманитарном знании.

Философские открытия немецкой классической философии: выработаны идеи опознавательной активности субъекта, развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания.

Разработка философских понятий и категорий была проведена на очень высоком уровне. Немецкая классическая философия до сих пор является образцовой.

Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, — тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности.

Обобщая сказанное, следует сказать: немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли. Это вовсе не значит, что развитие философской мысли закончено немецкой классической философией. Вовсе и вовсе нет! Как не может остановиться развитие содержание нашего воззрения на мир и наше место в этом мире, точно так же не может остановиться развитие философской мысли народами еще существующей европейской культуры. Но все же, следует признать, что после немецкой классической философии европейская философия, философия европейских народов выходит за рамки собственно европейских народов и начинает развиваться в мировом масштабе, это во-первых, а во-вторых - внутри самой европейской культуры начинает развиваться кроме традиционно античных, также на основах некогда чуждым и, в последнее время, враждебных духу и основам античной философии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – 344 с.

В отличие от немецкого идеализма материалист Л. Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, эмпирического человека, которого он понимает, прежде всего, как часть природы, чувственно-телесное существо. Антропологический принцип, являющийся стержнем всей его философии, предполагает именно такое понимание человека. Антропологический монизм Фейербаха направлен против идеалистического понимания человека, против дуализма души и тела и связан с утверждением материалистического взгляда на его природу. Но самого человека Фейербах понимает слишком абстрактно. Его человек оказывается изолированным от реальных социальных связей и деятельности. В основе его философской антропологии лежат отношения между Я и ТЫ, при этом особенно важными в этом плане оказываются отношения между мужчиной и женщиной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 9. Немецкая классическая философия

Тема 9. Немецкая классическая философия И. КАНТ…Бытие не есть реальный предмет, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно

VII КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

VII КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии.2. Философия И. Канта и ее критическая направленность.3. Активность субъекта в философии И. Фихте.4. Эволюция Ф. Шеллинга от натурфилософии до философии

VII. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

VII. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Социальные предпосылки и гносеологические основания классической немецкой философии.2. Критический характер философии И. Канта и ее этическая направленность.3. Проблема свободы в философии И. Канта.4. Проблема права и государства в

Глава VI Немецкая классическая философия

Глава VI Немецкая классическая философия 1. Общая характеристика Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724—1804), Иоганна Готлиба Фихте

Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков

Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.1. Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего

61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков

61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.1. Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего

1. Марксизм и классическая немецкая философия

1. Марксизм и классическая немецкая философия Обстоятельства возникновения труда Энгельса о Фейербахе 80 – 90-е годы XIX века – период смены поколений в социалистическом движении. Плеяда молодых революционеров, активно включившихся в теоретические дискуссии и

Глава 4. Немецкая классическая философия

Глава 4. Немецкая классическая философия 1. Истоки и предпосылки Немецкой классической философией в отечественной литературе принято называть совокупность философских учений И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Их объединяет пристальное

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой

§ 2. Немецкая классическая философия о природе права и государства

§ 2. Немецкая классическая философия о природе права и государства Представители немецкой классической философии обратили внимание на заблуждение мыслителей XVII-XVIII веков, суть которого состояла в смешении права и закона, а также отождествлении закона с

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.Она представлена философским творчеством:— Иммануила Канта (1724–1804);— Иоганна Готлиба Фихте

Глава 6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679–1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России,

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия — особое явление в истории европейской мысли. По масштабности и глубине затронутых в ней проблем ее можно сравнить только с греческой классической философией. Пять философов: Кант, Гердер, Фихте, Шеллинг и

И. Кант (1724—1804 гг.) отстаивает точку зрения, что:

2) он принадлежит двум мирам: с одной стороны - природной необходимости, а с другой—нравственной свободе и абсолютным ценностям. Главная роль отводится нравственной деятельности человека;

4) основное отличие человека от других существ—самосознание;

5) у человека есть сознательное и бессознательное—«темные представления, не контролируемые разумом.

Г. Гегель (1770—1831) утверждал, что человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

1) Отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человечеству его человечность.

Л. Фейербах (1804-1872), понимает человека в первую очередь:

1) как часть природы, существо чувственно—телесное;

2) абстрактно, таким образом, человек оказывается изолированным от реальных социальных связей и деятельности.

К. Маркс (1818—1883)считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

В Русской философии проблема человека решается в двух основных направлениях:

Материалистическое (Белинский, Герцен, Чернышевский, Антонович и др.) - утверждает что:

а) человек вышел из животного сна, благодаря разуму;

Теологическое (Федоров, Вл. Соловьев, Бердяев, Флоренский и др.) - подчеркивает, что человек одновременно является:

а) божеством и ничтожеством;

б) микрокосмом и микротеосом; так как человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке.

Анализируя и объединяя особенности понимания человека в различные исторические периоды Макс Шелер (1874—1928), немецкий философ, полагал, что множество концепций можно свестик пяти идеям:

первая - основанная на религиозной вере: сотворение человека Богом, его грехопадении и спасении Иисусом Христом (Богочеловеком), о бессмертии души, воскресение плоти, страшном суде и т. д. Эта идея более могущественная, чем даже научные концепции. Умом многие уже не верят, но чувствами, эмоциями еще часто возвращаются к ней;

вторая- изобретение греков –homo sapiensчеловеческому роду присуще специфическое деятельное начало—разум. Благодаря разуму человек может познать сущее, мир и самого себя. Разум есть частичная функция Божественного, которое снова и снова порождает мир и порядок в нем;

третья - вообще отрицает особую специфическую способность человека к разуму. Человеческий дух есть дальнейшее развитие высших психических способностей, которые уже отмечаются у высокоорганизованных животных. Человек есть особый вид животного и, в первую очередь, не разумное существо, а определяемое влечениями;

четвертая - утверждает, что тысячелетняя история человека есть путь не развития, а упадка. Человек хуже всех животных приспособлен к окружающему миру. Он являет собой не только тупик развития, но и тупик жизни вообще. Практически вся энергия потребляется разумом, потому что он лишен инстинктов и не знает, что ему делать. Из-за своей биологической слабости и бессилия он создал цивилизацию, государство, право, производство и т. д.

Дух—это демон, паразит, внедряющийся в жизнь и в душу, чтобы подорвать их. Человеческая история есть процесс вымирания заведомо обреченного на смерть вида, уже рожденного обреченным;

пятая - атеистическая антропология утверждает, что Богу нельзя существовать во имя ответственности, свободы, предназначения и самого смысла бытия человека. Человек остается величайшей тайной для самого себя. Уже один его образ не совпадает с его сущностью. Бог или природа сотворили человека, но при этом не дали ему ни определенного места, ни особого наследия. Человек может делать то, что хочет, быть тем, кем хочет по своему выбору, в отличие от любого другого существа, он сам оказывается для себя и мастером и строителем. Он может опуститься на нижнюю ступеньку животного мира, но может подняться до вершин духовного творчества. В нем заложен зародыш к любой деятельности.

Подводя итог и обобщив разноречивые сведения о человеке можно сказать что:

во-первых, человек уникален и универсален. Он венец природы, которому нет равных; обладает уникальными способностями. Ему ничто не чуждо—ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность;

во-вторых, человек— это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир символизируется в различных формах его деятельности: в игре, в труде, в художественном творчестве. Поэтому он оказывается существом специальным;

в-третьих, человек есть единое единство, состоящее из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический—все это объединено в каждой конкретной личности;

в-четвертых, человек—существо историческое и стремится внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, его везде ожидают кризисы, он сам есть существо кризисное;

в-пятых, человеку свойственно держать ответственность перед самим собой. Понимая это, он ищет выход из сложившейся ситуации.

Таким образом, многообразие человека предопределяет и многообразие проблем.

ЧЕЛОВЕК / НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ / АНТРОПОЛОГИЯ / КАНТ / ГЕГЕЛЬ / ШЕЛЛИНГ / СОЛОВЬЕВ / ТВОРЧЕСТВО / БОГ / ВСЕЕДИНСТВО / ИСТОРИЯ / ВОЛЯ / ДУХ / ДОБРО / ЗЛО / MAN / GERMAN PHILOSOPHY / ANTHROPOLOGY / KANT / HEGEL / SHELLING / SOLOVIEV / CREATION / GOD / ALL-UNITY / HISTORY / GOOD WILL / SPIRIT / KINDNESS / EVIL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мочалов Евгений Владимирович

Рассмотрена проблема человека , представленная в творчестве немецких мыслителей Канта , Гегеля , Шеллинга . Подробно проанализировано влияние идей этих мыслителей на становление проблемы человека в русской философии всеединства , представленной ее основателем В.С. Соловьевым.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мочалов Евгений Владимирович

2000. 03. 033. Роцинский С. Б. Владимир Соловьев и западная мысль: критика, примирение, синтез. - М. , 1999. 176 с. Библиогр. : С. 162-172

Концепция личности в русской и немецкой философии ХIХ - начала ХХ века (опыт компаративистского анализа)

MAN PROBLEM IN GERMAN AND RUSSIAN PHILOSOPHY OF ALL-UNITY

The article deals with the man problem, given in creative works of German philosophies such as Kant , Hegel , Shelling . The influence of the ideas of these thinkers on the man problem is analyzed in detail in Russian philosophy of all-unity , represented by its founder V.S. Soloviev .

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ И РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА

Ключевые слова: человек, немецкая философия, антропология, Кант, Гегель, Шеллинг, Соловьев, творчество, Бог, всеединство, история, воля, дух, добро, зло.

Рассмотрена проблема человека, представленная в творчестве немецких мыслителей Канта, Гегеля, Шеллинга. Подробно проанализировано влияние идей этих мыслителей на становление проблемы человека в русской философии всеединства, представленной ее основателем В.С. Соловьевым.

MAN PROBLEM IN GERMAN AND RUSSIAN PHILOSOPHY OF ALL-UNITY

Key words: man, German philosophy, anthropology, Kant, Hegel, Shelling, Soloviev, creation, God, all-unity, History, good will, spirit, kindness, evil.

The article deals with the man problem, given in creative works of German philosophies such as Kant, Hegel, Shelling. The influence of the ideas of these thinkers on the man problem is analyzed in detail in Russian philosophy of all-unity, represented by its founder V.S. Soloviev.

Немецкая классическая философия представляет собой уникальное явление в истории мировой духовной культуры. О ее связи и влиянии на русскую философию написано достаточно много работ и статей, и выделить что-либо принципиально новое или сказать что-либо новое чрезвычайно трудно. Свою задачу мы видим в том, чтобы акцентировать внимание на рассмотрении проблемы человека в творчестве немецких мыслителей, ее соотнесенности с идеями В.С. Соловьева.

Общеизвестен тот факт, что он говорит о человеке как о цели, но не как о средстве. Когда человек создает моральный закон, нравственность, в этом смысле он проявляет свою свободу, свою сущность, которая делает его не-

обыкновенно красивым духовно и очень возвышенным. Кант постоянно подчеркивает, что главные и важнейшие свойства в человеке - это его достоинства и самоценность. Но такая постановка вопроса требует и осмысления проблемы зла, с которой мы уже сталкивались в византийском богословии.

При рассмотрении философии Канта необходимо принять к сведению положение о том, что она явилась апогеем в пропаганде философии Просвещения. Это обстоятельство чрезвычайно важно, потому что оно как бы соотносит философию Канта с богословием той эпохи, а именно с немецким протестантизмом.

Моральный долг человека диктует ему делать то, что не идет вразрез со свободой человека. А свобода человека заключается в постоянном следовании божественной необходимости. Исходя из этого, моральное воспитание человека направлено на изменение его характера, на развитие его способностей, на осознание им подлинных мотивов своих поступков. Победа над злом понимается Кантом как своего рода революция в образе чувств и мыслей. Известный исследователь творчества Канта А. Гулыга так писал об этом моменте: «Кант в свое время сам пережил ее и считал, что коренное нравственное обновление, своего рода второе

Другим великим мыслителем, который так или иначе затронул проблему человека в своем творчестве и оказал также большое влияние на русскую философию, был Г. Гегель (1770-1831 гг.). Дело в том, что вся его философия может быть воспринята как система абсолютного и завершенного знания, для постижения которого необходим прежде всего субъект абсолютного духа или абсолютный дух. Постараемся понять сущность этой системы и увидеть, каким образом она относится к человеку и какое место принадлежит ему.

В антропологии Гегеля обращает на себя внимание то, что человек рассматривается там довольно разнопланово и интересно. Он не понимается в природно-физиологическом и естественнонаучном аспекте. Гегель исходит из того, что свое учение о человеке пытается построить в его отношении к Богу. Он определяет человека как божественное творение и особенное внимание обращает на цель его существования. Позиция мыслителя сформулирована достаточно ясно: человек должен сам себя раскрыть, сам себя показать в бытии, сам себя обнаружить.

Отметим также тот факт, что суть теодицеи Гегеля сконцентрирована в его философии религии и философии истории. Оценивая религию, Гегель пишет, что вся ее эволюция может быть понята как идея богооправдания [3, т. 1, с. 271]. Считаем привлекательной мысль Гегеля о человеческой истории, также являющейся своеобразной предпосылкой и возможностью для объяснения проблем возникновения добра и зла, для объяснения сущности человека. Говоря об основных исторических процессах, Гегель полагает, что сами исторические факты дают нам богатейший материал для объяснения того обстоятельства, что Бог не причастен к злу. Именно с этим и связано рассуждение Гегеля о человеке и его месте в мире.

Суть влияния Гегеля на русскую философию может быть понята по-разному. Это или русское гегельянство, когда в России Гегель приобрел своих приверженцев и сторонников идей. Но есть и другая сторона, которая заключается в том, что его идеал послужил катализатором для русской философии. Многие мыслители, отталкиваясь от положений Гегеля, стремились выработать свои собственные философские системы, стремились по-своему объяснить те проблемы, которые были подняты Гегелем. В задачу нашего исследования входит показ гегелевской антропологии. Остановимся на ней подробнее.

Таким образом, можно сделать вывод, что диалектический человек в гегелевской философии означает смертное существо, которое способно существовать в природном мире [7, с. 146].

Именно в этом моменте происходит преодоление гегелевской антропологией теологии христианства. Гегель считает, что христианское богословие истинно только при одном условии: насколько оно может быть соотнесено с Богом.

Следующим этапом в развитии взглядов немецких мыслителей на человека стало творчество В.И. Шеллинга (1775-1854 гг.).

Необходимо иметь в виду, что проблема человека подчас скрыто, подчас явно существует на всем протяжении его философского творчества. Она проявляет себя по-разному, становясь или основной темой, или второстепенной. Необходимо подчеркнуть, что сам человек, природа взаимоотношений человека и природы, человека и Бога - это те проблемы, которые составляют суть и ядро антропологии Шеллинга. В своих ранних философских произведениях он говорил о том, что напрасно было бы ждать великого прогресса человечества от доброй воли людей. Поэтому, чтобы стать лучше, нужно уже быть положительным, и изменение человека должно произойти от осознания своей сущности, т.е.

для того, чтобы стать добрым на практике, нужно стать добрым в теории. Главное место в этом процессе должно принадлежать познанию.

Философ рассматривает человека в тесном единстве с волей и действием, которое является для человека очень естественным и осознанным. Истинная философия рассматривает человека как свободного. Он не должен быть сведен к какой-либо вещи, не должен рассматриваться как какое-либо дело. Шеллинг говорит, что принцип единства, совершенного единства является очень важным для человека потому, что в конечном итоге, рано или поздно, человеческий род должен соединиться и будет восприниматься как совершенная личность.

Шеллинг был глубоко уверен в том, что причиной существования мира выступает не Сам Бог как таковой, а Его основа, т.е. природа, материя, являющаяся как бы первым бытием, первоначалом. Именно поэтому о существующем мире можно говорить как о становящемся Боге, о становлении Бога. И тем не менее природные процессы в философии Шеллинга прежде всего духовны. Сознание человека является результатом, продуктом природного и исторического развития. Философ полагает и утверждает, что если материя является вечной основой существования Бога, то она должна хотя бы в скрытой и замкнутой форме содержать в себе сущность Бога, содержать в себе божественную идею, божественный свет или разум.

Значение идей Шеллинга для истории русской философии трудно переоценить. Дело в том, что рассмотрение Шеллингом природы фактически означало осуществление своеобразной революции в философии. Две главные

и основные идеи Шеллинга о тождестве субъекта и объекта и о понимании природы как живого развивающегося организма способствовали фактически постановке вопроса о соотношении духа и материи с абсолютом и, в частности, пониманию того, что вся вселенная является как бы зримым воплощением присутствия абсолюта. В философии Шеллинга - фактически - преодолеваются раздробленность и разделенность существования человека.

В трактовке процесса самосотворения Бога Шеллинг обращается к человеку, потому что только в человеке Творец может постичь тайну происхождения, тайну сотворения мира. Шеллинг пишет, что, существуя в начале истории как абсолютное равенство, Бог делает Себя неравным по отношению к Себе Самому. Он должен попытаться взглянуть на Себя как на другого. Вот это желание Шеллинг называет божественным воспламенением. Он говорит, что свободное воспламенение должно иметь своею целью творение. Это означа-

Человек, который оторван от Бога, от Его центра, не может обладать и истинным познанием, такой человек неверно познает Бога. В оторванности, в независимости от Бога человек не может найти истину, и такое положение человека проявляется в своеволии, которое страшно. Разумеется, необходимо сказать, что Шеллинг, как и B.C. Соловьев, сближает нравственность с религией. Подлинная нравственность для них - это постоянное претворение добра, постоянная борьба со злом, когда зло обезврежено, когда добро может торжествовать и проявляется очень зримо. У этих мыслителей настоящая жизнь человека возможна только в Боге, в свободном соединении и свободном общении человека и Бога.

Подчеркнем также, что воссоединение человека с Богом воспринимается Шеллингом в этическом и эстетическом контексте. Он сравнивает взаимоотношения человека и Бога с автором и произведением. Если автор независим от произведения, то мы всего лишь актеры, которые просто играют; если же

Он не независим от нас, от Своего произведения, то Он последовательно от-

1. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. 528 с.

2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990. 412 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1972.

4. Гулыга А.В. Гегель / А.В. Гулыга. М.: Молодая гвардия, 1994. 256 с.

5. Гулыга А.В. Кант / А.В. Гулыга. М.: Молодая гвардия, 1994. 304 с.

6. Кант И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1964.

7. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля / А. Кожев. М.: Логос; Прогресс-Традиция, 1998. 208 с.

8. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. М.: Прогресс, 1990. 720 с.

9. Тиллих П. Избранное. Теология культуры / П. Тиллих. М.: Юрист, 1996;

10. Тиллих П. Систематическая теология: в 3 т. / П. Тиллих. СПб.: Университетская книга, 2000.

11. Цит. по кн.: Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

12. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: в 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1989.

MOCHALOV YEVGENIY VLADIMIROVICH - doctor of philosophical sciences, professor, philosophy for humanitarian specialties department chairman, Mordvinian State University, Russia, Saransk.

Читайте также: