Заочная экскурсия в музей гоголя в москве доклад

Обновлено: 15.05.2024

Мемориальный музей Дом Н.В.Гоголя

Музей Гоголя в Москве появился только в 2009 году, к 200-летнему юбилею великого писателя. Разместился он в доме, бывшем последним московским жилищем и местом кончины Гоголя.

Особняк участника войны 1812 года генерала Талызина был вторым домом этого дворянина, ставшим музеем – в первом ранее разместился архитектурный музей. Единственное сохранившееся жилье великого писателя закономерно стало мемориальным зданием. Двухэтажный дом с арочной входной группой вмещает, помимо гоголевской экспозиции, и обширную библиотеку.

Прихожая мемориального дома

Мемориальная экспозиция занимает комнаты первого этажа, часть из которых при жизни Гоголя были предоставлены в его распоряжение. Часть помещений предстают в том качестве, в каком использовались при проживании здесь писателя. Некоторые комнаты переоборудованы в музейные из хозяйских, служивших семейству сенатора Толстого Алексея Петровича.

Прихожая оборудована вешалкой, на которой висят черные плащ и цилиндр. Именно в таком облачении Гоголя представляют многие, привыкшие к образу, запечатленному на множестве скульптурных и живописных изображений. Таким приемом создатели экспозиции музея Гоголя подчеркивают личное присутствие персонажа, которому он посвящен.

Черный плащ и цилиндр, характерное облачение писателя, в мемориальном музее Гоголя. Расположен музей в месте его проживания в течение 4-х лет перед кончиной.

Другим значимым предметом в прихожей предстает дорожный чемодан писателя, по размерам и форме больше похожий на объемистый сундук. Это символ более чем десятилетнего периода жизни писателя, проведенного за рубежами России. Европейские странствия и проживание в Италии снабдили Гоголя новыми материалами и сюжетами для его произведений.

Походный сундук на символической повозке в прихожей музея Гоголя. Иллюстрирует многочисленные странствия писателя, обогащающие его впечатлениями и сюжетами произведений.

Чемодан не размещен так, как обычно располагают подобные предметы, он установлен на символической стеклянной повозке. Композиция ориентирована на создание определенного образа героя – путешественника и творческой личности, не только перевозящего с собой необходимые предметы быта, но и пополняющего свой творческий багаж.

Гостиная дворянского особняка

Оформленная в голубых тонах стен и красноватых оттенках пола и мебели гостиная сенатора Толстого служила всем обитателям дома, но в музейной экспозиции она оформлена предпочтительно вещами, связанными с Гоголем. Здесь писатель принимал своих гостей – как давних друзей Аксакова и Щепкина, так и друзей по литературной работе, рассказывал о своих произведениях и дальнейших планах, знакомился с новыми авторами и их работами.

Гостиная обставлена мягкой мебелью, расставленной вокруг небольшого столика с личными вещами и книгами, с цветным ковром под ногами. Ниже иконы в красном углу на стенах развешаны картины и гравюры с видами тех мест, где побывал Гоголь во время своих путешествий и заграничного проживания.

Под иконой вывешены изображения тех мест, где побывал писатель во время своих путешествий. Помещение гостиной в музее Гоголя в Москве.

Одним из предметов первостепенного внимания посетителей музея Гоголя является камин в этой гостиной. Причина такого отношения не в уникальности конструкции или внешнего вида, а в роли этого отопительного устройства в истории литературы. Именно в этой топке Гоголь за декаду до своей кончины сжег черновики произведений, среди которых предположительно был и второй том Мертвых душ.

Музей Гоголя, гостиная и ее меблировка. Злополучный камин, поглотивший в своем пламени рукопись второго тома Мертвых душ и другие записи великого писателя.

Однако что именно было здесь предано огню, доподлинно неизвестно, и вряд ли когда-либо прояснится. Найденные после смерти писателя разрозненные фрагменты самого значительного произведения Гоголя позволили воссоздать содержание и издать этот шедевр мировой литературы.

Кабинет Гоголя, он же спальня писателя

Рабочий кабинет Гоголя в мемориальном доме обставлен необходимой для работы и отдыха мебелью темных тонов, стены здесь тоже зеленого цвета, но гораздо бледнее. Слева расположена раздвижная ширма на ковре, далее письменный стол. Как и в гостиной, столешница покоится на единственной фигурной ножке – видимо, именно такая конструкция особенно нравилась писателю и была удобна для работы. Дополняют меблировку небольшой книжный шкаф и конторка для письма стоя.

Интерьер рабочего кабинета писателя в мемориальном музее Гоголя. Конторка, за которой Гоголь предпочитал писать , стоя перед портретом почитаемого им Пушкина.

Конторка является самым главным экспонатом писательского кабинета, поскольку манера писать стоя была характерна для Гоголя, судя по схожим отзывам многих навещавших его друзей и других современников. На конторке стоит небольшой портрет Пушкина, с которым Гоголь был знаком лично и даже поддерживал дружеские отношения. Более того, есть свидетельства о передаче Пушкиным сюжетов Ревизора и Мертвых душ для их использования Гоголю.

На письменном столе кабинета настольная лампа, книга и рукописи под защитным прозрачным укрытием. Диван и два стула расположены рядом, обивка мебели хорошо подобрана в тон окраске стен, занавесу на дверном проеме и даже абажуру светильника. За столом Гоголь писал, утомившись стоять у конторки.

Московский музей Гоголя. Письменный стол и мягкая мебель в кабинете писателя, где он работал в моменты утомления от письма стоя. Гармония окраски стен, обивки мебели и даже абажура настольной лампы.

Здесь же он принимал некоторых посетителей, которым не мог отказать в приеме во время работы. На стене в рамках – графические работы, в которых отмечается отсутствие ярких красок, случайно или в соответствии с предпочтениями хозяина кабинета.

За бросающейся в глаза раздвижной ширмой расположено спальное место Гоголя, предпочитавшего сон непосредственно возле места творческих занятий. Ширма отгораживала от возможных посетителей односпальную кровать, укрытую простенькой накидкой.

Спартанский характер писателя иллюстрирует его спальное место за ширмой в рабочем кабинете, одном из основных помещений мемориального музея Гоголя.

Сама кровать выполнена мастерски из массива древесины, украшена виртуозной резьбой по дереву, изображающей растительный узор, подчеркнутый шишками на боковых стойках.

Также за ширмой просматривается изразцовая облицовка отопительной печи, необходимой любящему тепло и не блещущему здоровьем писателю.

Тематический зал комедии Ревизор

Одна из комнат мемориального музея Гоголя посвящена его бессмертной комедии. Оформленное в характерных для театральных залов красных и розовых тонах, с обильными драпировками и таким же образом окрашенной обивкой мебели, помещение служило для встреч с театральными режиссерами и актерами. Острая и обличительная сатира знаменитой комедии произвела большое впечатление на публику, в том числе на посетившего премьеру в Александринском театре Петербурга императора Николая Первого.

Музей Гоголя, приемная сенатора Толстого, использованная при встрече с актерами Малого театра. Ныне зал посвящен бессмертной комедии Ревизор.

Он принял пьесу благожелательно, хотя жесткую критику принял как личную, и повелел всем министрам Кабинета посетить спектакль. Московская премьера проходила в Малом театре с огромным успехом. Удивительно, но до сих пор бессмертная сатира Гоголя остается столь же актуальной, а Ревизор не покидает театральных сцен. Очевидно, что высмеиваемые в пьесе недостатки живы и сегодня.

Самому же Гоголю игра актеров Малого театра не понравилась, и он пригласил исполнителей ролей в приемную хозяина дома, любезно предоставленную графом Толстым. Авторское чтение текста пьесы, озвучивание монологов героев автором Ревизора было бесценным пособием для театральных артистов.

Один из уголков зала Ревизора в музее Гоголя. Портреты автора пьесы и исполнителей ролей в спектакле, вызвавшем недовольство писателя и организацию показательного авторского чтения текста.

В память об этом событии и о первых исполнителях непростых монологов пьесы оборудован тематический зал музея гоголя, украшенный портретами театральных персон того времени и большим изображением самого автора.

Комната памяти

Незадолго до кончины Гоголь пожелал вместо кабинета ночевать в другой комнате, ранее предназначенной для гостей особняка. Сохранилась кушетка, на которой умер великий русский писатель, и посмертная маска, снятая скульптором Рамазановым.

Публикуется множество версий первопричин смерти Гоголя, в которых не медику разбираться непосильно. Раздуванием необоснованных слухов о душевной болезни, вызвавшей голодание и смерть от истощения, занимался даже уважаемый многими и поныне Чернышевский.

Комната памяти в музее Гоголя, куда он переселился перед кончиной. Место смерти великого писателя, его посмертная маска, снятая скульптором Рамазановым.

Скорее всего этой причиной было причудливое сочетание унаследованного от отца страха погребения заживо в летаргическом сне, перенесенных болезней и их рецидивов и недостаточного уровня медицинской диагностики.

В комнате памяти музея Гоголя размещены рисунки места отпевания – церкви Святой Татьяны, а также погребения – Свято-Данилова монастыря. При этом погребение не было последним, из-за ликвидации монастырского кладбища писателя в 30-х годах прошлого века перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Зал Воплощений

Необычный для мемориальных музеев зал оборудован в бывших служебных помещениях особняка. Руками художников и фантазией сотрудников музея Гоголя создана интерактивная композиция, воплощающая темы и героев произведений писателя, его окружение – родственников, знакомых и друзей.

Фантастически оформленный зал Воплощений, самый популярный у молодежи уголок музея Гоголя. На мониторах компьютеров доступны и биография писателя, и истории создания и сюжеты главных его произведений.

Здесь представлены как вещественные экспонаты, так и впечатления от гоголевских произведений, навеянные ими картины прошлого и будущего. Соседствуют фантастические картины восприятия литературных сюжетов и реалистические изображения местности и обстановки, в которых развертывались описываемые писателем события.

Музей Гоголя, его необыкновенный зал Воплощений. Представлены и материальные экспонаты, и художественное восприятие его загадочных и ярких произведений.

В этом зале установлены несколько компьютеров, которые содержат в электронном виде сведения о биографии Гоголя и окружавших его людях. В привычном для нового поколения виртуальном выражении – темы и сюжеты произведений, их герои с мыслями и действиями.

У мониторов постоянно скапливаются преимущественно юные посетители музея Гоголя, хотя растет и количество взрослых и даже пожилых. Все больше становится посетителей, охотно использующих современные информационные технологии для более глубокого знакомства с биографией и творчеством литературного классика.

Переход на второй этаж музея Гоголя

Коридор, в котором устроены эти необычные ниши, увешан иллюстрациями и графическими изображениями. Здесь те же сведения отображаются в более традиционном формате, их можно использовать для проверки точности восприятия виртуальной информации. Часто этим пользуются ведущие школьных экскурсий, да и обычные посетители не глядя мимо не проходят.

Коридор в музее Гоголя, где в бывших подсобных помещениях расположена только что продемонстрированная экспозиция с изображениями и экспонатами, компьютерами и юными посетителями.

Деревянная лестница с массивными ступенями и солидными широкими поручнями ведет между двух колонн на второй этаж здания. Там в период пребывания Гоголя проживала семья хозяина дома, а сейчас находятся библиотека с читальным залом, а также помещение для публичных мероприятий.

Парадная лестница на второй этаж дворянского особняка, где размещен мемориальный музей Гоголя. Поднимаясь, отражаетесь в старинном зеркале.

Больших размеров старинное зеркало в деревянной оправе отражает потолочную люстру и поднимающихся наверх посетителей.

Концертный зал

Помещение, условно именуемое концертным залом, служит для проведения самых разнообразных мероприятий. Здесь выставлена часть живописных произведений музейного собрания, имеется рояль и аппаратура воспроизведения и усиления звука. Здесь же проводятся традиционные ежегодные гоголевские чтения, охватывающие различные аспекты творчества писателя и его влияние на культуру различных народов.

Концертный зал на втором этаже музея Гоголя, где проводятся ежегодные международные Гоголевские чтения, лектории, концерты и спектакли.

Сохранена и память о последних хозяевах особняка, давших писателю удобное пристанище, окруживших его добрым вниманием и постоянной заботой. Одна из стен концертного зала отведена под размещение витрин с семейной коллекцией фарфоровых изделий, достаточно представительное и ценное собрание.

Витрины музея Гоголя, посвященные коллекции фарфоровых изделий семейства хозяев особняка. На стене портреты сенатора, графа Алексея Петровича Толстого и его супруги.

Сервизы и сувенирные тарелки, статуэтки и фигурки вызывают интерес посетителей, неожиданно получающих дополнительные впечатления. Прижизненные портреты сенатора графа Толстого А.П. и его супруги размещены на стене поверх витрин экспозиции.

Библиотечные залы

История существования библиотеки намного старше самого музея Гоголя, через 2 года ей исполнится 90 лет. У истоков создания научной библиотеки, посвященной в том числе и творчеству Гоголя, стояла супруга пролетарского вождя Ленина – Надежда Крупская.

Зал библиотечного абонемента выглядит традиционно для подобных помещений, центральным объектом здесь является широкий стол для работы посетителей с обширной картотекой.

Абонементный зал научной библиотеки, существующей совместно с музеем Гоголя. Учреждения взаимно дополняют друг друга, о конфликтах речи нет.

Читальный зал выглядит очень уютно благодаря ковровым дорожкам, подобранным в тон занавесям окон с зелеными растениями на подоконниках. Посетителям предоставляются удобные рабочие места за массивными столиками на одного человека.

Читальный зал в библиотеке музея Гоголя, располагающий к спокойной и вдумчивой работе с литературными источниками и архивными изданиями.

Здесь же расставлены удобные мягкие диваны для отдыха. Сочетание музейной экспозиции и библиотечных помещений никоим образом не порождает конфликтов и неудобств, напротив, появляется возможность совместить две цели посещения.

История памятника

Во дворе особняка установлен памятник великому писателю, созданный скульптором Н.А. Андреевым к 100-летнему юбилею со дня рождения Гоголя – в 1909 году. Этот российский и советский ваятель выполнил несколько памятников деятелям искусства, в том числе Островскому, Герцену и Огареву. Неоднократно работал он и над образом Ленина.

Памятник Гоголю, хотя и был дебютом Андреева в монументальной скульптуре, удался ему более всех прочих и заслуженно считается шедевром. Сооружался монумент на собранные пожертвования, медью обеспечил уральский заводчик Демидов. Постамент украшен барельефами героев основных произведений писателя.

Самый выразительный монумент писателя, расположенный во дворе музея Гоголя. Так выразить в бронзе состояние человека дано не каждому скульптору. На пьедестале барельефы с изображениями литературных персонажей.

Вопреки традициям создания памятных монументов скульптор изобразил великого писателя в непростой, даже трагичной ситуации. Опущенные плечи ссутулившегося писателя выдают его подавленное состояние в период творческих сомнений и душевного кризиса. Как бы озябший Гоголь изображен сидящим и кутающимся в свой просторный плащ .

Памятник, установленный на Гоголевском бульваре, плохо сочетался с идеалами социалистического реализма и не нравился регулярно проезжавшему мимо Сталину . По этим причинам, с одобрения вождя народов монумент убрали сначала к месту первичного захоронения Гоголя в Даниловском монастыре, а затем на постоянное место у музея.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Николай Васильевич Гоголь. (20 марта 1809 года – 21 февраля 1852года)

Николай Васильевич Гоголь. (20 марта 1809 года – 21 февраля 1852года)

Дом доктора М. Я. Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь Существует п.

Музей Н. В. Гоголя В 1929 году в домике Трохимовского открыли музей. В годы В.

Музей Н. В. Гоголя В 1929 году в домике Трохимовского открыли музей. В годы Великой Отечественной войны дом сгорел. После войны на его месте построили новый, где сейчас расположен музей.

Церковь Спасо - Преображения, где крестили Н. В.Гоголя Гоголь не выбирал свое.

Церковь Спасо - Преображения, где крестили Н. В.Гоголя Гоголь не выбирал своего места своего рождения, но оно во всех отношениях оказалось историческим. Там где стоял дом Трохимовского, были некогда конюшни гетмана левобережной Украины Даниила Апостола. Апостол одно время имел квартиру в Сорочинцах. От квартиры гетмана вел потайной подземный ход в церковь, высящуюся неподалёку на берегу Псела, - церковь Спасо – Преображения, где крестили Гоголя. Церковь эту построил Даниил Апостол, построил как память о себе и собственную усыпальницу – под тяжкими плитами каменного пола покоятся его останки.

Господский дом в имении родителей Н. В. Гоголя Васильевка В наше время Во вре.

Господский дом в имении родителей Н. В. Гоголя Васильевка В наше время Во времена Гоголя

Церковь в Васильевке Строительство началось ещё при бабушке и дедушке Гоголя.

Церковь в Васильевке Строительство началось ещё при бабушке и дедушке Гоголя и окончилось, когда Н. Гоголь вырос. Сначала Афанасий Демьянович хотел поставить деревянную церковь, что обошлось бы дешевле. Но полтавское духовенство запретило. На каменную денег не было, и Татьяна Семёновна велела провертеть в своем сундуке дырку и стала бросать туда медяки. Годы шли, сундук пополнялся медленно. Умер Афанасий Демьянович, хозяином Васильевки стал его сын, а молиться все так же ездили в Сорочинцы или в Диканьку. Когда весной разливалась Голтва и смывала мосты, родители Гоголя прибавили к накоплениям бабушки выручку 4 ярмарок, и тогда наняли знакомого архитектора, который начертал скромный храм,и через 3 года храм был построен.

Аллея дубов в Диканьке Таинственна глубина лесов на родине Гоголя. И невелики.

Аллея дубов в Диканьке Таинственна глубина лесов на родине Гоголя. И невелики они, а темны, глухи. Мерцает сквозь листву остекленевшая вода прудов, затянутых по краям ряской, в лунную ночь так и кажется, что появятся на берегу пруда русалки, кто – то откликнется. Стоят вдоль дороги в Диканьку тысячелетние дубы – великаны.

Полтавское училище

Нежин

Нежинская гимназия, где учился Н. В. Гоголь с 1821 года по 1828. Гоголь полу.

Гоголь-гимназист Вставали в полшестого утра. Умывались и строем шли в церковь.

Большая Гороховая улица, где снимал свою первую квартиру Гоголь «Во сне и ная.

Дом каретника Иохима на Большой Мещанской улице в Петербурге, где жил Гоголь.

Дом каретника Иохима на Большой Мещанской улице в Петербурге, где жил Гоголь в 1829г. Именно в доме Иохима на Мещанской Гоголь делает поворот в своем петербургском существовании — садится за стол и берет в руки перо.

Дом Зверькова Осенью 1829 года Гоголь поселяется в четвертом этаже на углу Ст.

Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом повестей в 1829 году, Писатель испо.

Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом повестей в 1829 году, Писатель использовал для создания своей первой книги не только украинские исторические предания и фольклор, которые ему помогали собирать его родные и друзья, но и другие источники, такие как рукопись “История руссов” и переводные повести немецких романтиков. “

“Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без же.

“Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился.” (А.С. Пушкин)

Малая Морская улица На Малой Морской улице, в доме Лепена, под номером 97, бы.

Гоголь в Петербурге Петербург Гоголя —это не только целая страна, которая я.

 Портрет Н. В. Гоголя, написанный в Риме русским художником А. А. Ивановым

Портрет Н. В. Гоголя, написанный в Риме русским художником А. А. Ивановым

23 мая 1842 года Гоголь уезжает в путешествие по Европе. Без этого путешеств.

Москва – проездом Дом Шепкина, в котором бывал Гоголь Впервые Гоголь попал в.

Москва – проездом Дом Шепкина, в котором бывал Гоголь Впервые Гоголь попал в Москву в конце июня 1832 года, когда ехал из Петербурга в Васильевку. Во время посещения Москвы Гоголь был в хорошем настроении, не стеснялся новых знакомств, - слава о его сочинениях обогнала его самого и открыла ему двери многих московских домов. Вообще Москва баловала Гоголя.

Дом Погодина на Девичьем поле – первое постоянное обиталище Гоголя в Москве Г.

Последние пристанище Н. В. Гоголя в Москве Дом на Суворовском бульваре, 7А -.

Последние пристанище Н. В. Гоголя в Москве Дом на Суворовском бульваре, 7А - дом Талызина, где у гр. А.П.Толстого жил с 1848 по 1852 год Гоголь.

Кладбище, где похоронен Н. В. Гоголь

Кладбище, где похоронен Н. В. Гоголь

Источники: 1.А. М. Доусов. Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах.

Краткое описание документа:

Данную презентацию можно использовать на первом уроке, при знакомстве с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя. Заочная экскурсия поможет учащимся не только расширить свои знания о знаменитом писателе, но и по - другому взглянуть на его творчество. Познакомиться с историей создания различных произведений Н.В. Гогголя.



Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4

Начало осмотра. Это передняя. Тут находилась вешалка для одежды, встречали гостей. Сейчас здесь находится "сундук странствий". На стене - небольшой портрет Гоголя, сделанный в год его


Слайд 5


Слайд 6

В музее при помощи света и звуков создается картина дороги, движения экипажа, слышен топот копыт и посторонний уличный шум.


Слайд 7


Слайд 8

В гостиной - мебель красного дерева, оббитая штофом, придиванный стол, стулья. На стенах – икона, несколько акварелей и гравюр – виды Симонова монастыря, Колизея, Оптиной пустыни, Петровского путевого дворца, Пантеона,


Слайд 9

На столе - колокольчик для вызова слуги, маленький подсвечник, стопка книг, записная книжка, географическая карта "Владения России в Азии", чашка с блюдцем.


Слайд 10

Бросается в глаза камин, - мрачный, холодный,тот самый, в огне которого в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года сгорел второй том


Слайд 11

. Гоголь не спит. Он вызывает к себе из левой половины дома своего преданного слугу Семена, просит отодвинуть заслонки камина на втором этаже и затопить печь в гостиной. Берет свечу, некоторое время прохаживается с ней по комнатам, потом садится возле камина, и начинает жечь свои рукописи. На мольбы Семена этого не делать, писатель не обращает никакого внимания. Тетради, упакованные в стопки и тесно перевязанные веревками, плохо горят, и Гоголь развязывает их, снимает, чтобы быстрее сжечь.


Слайд 12


Слайд 13

Стрелки каминных часов остановились на цифре "3". В это время в ночь с 11 на 12 февраля по старому стилю были сожжены гоголевские рукописи,хранившиеся в кожаном портфеле в кабинете, и среди нихвторой том "Мертвых душ".


Слайд 14

Кабинет - место, где Гоголь работал, стоя за конторкой, общался с друзьями, отдыхал. Сейчас конторка преобразована в "Алтарь творчества".


Слайд 15


Слайд 16

Во время работы перед глазами Гоголя всегда был портрет А. С. Пушкина. Их связывала личная и творческая дружба. Пушкин подарил Гоголю сюжеты двух его произведений пьесы "Ревизор" и романа-поэмы "Мертвые души".


Слайд 17


Слайд 18

Здесь представлен театральный Гоголь, и зал оформлен в театральном стиле с применением бархатных драпировок, где состоялась премьера


Слайд 19

Авторское чтение состоялось 5 ноября для него граф предоставил свою приемную. Гоголь сидел на диване перед столом, а вокруг на стульях и креслах расположились слушатели: М.Щепкин,


Слайд 20


Слайд 21


Слайд 22

Здесь хранится посмертная маска, снятая скульптором Н. Рамазановым. Его воспоминания полностью опровергают версию о том, что Гоголь был похоронен в летаргическом сне.


Слайд 23


Слайд 24

На стенах портрет митрополита московского Филарета, виды Новодевичьего и Свято-Данилова монастырей. В 1931 году из Данилова монастыря в связи с закрытием кладбища прах Гоголя был перенесен на Новодевичье кладбище. Документы связанные с перезахоронениями находятся в Российском государственном архиве


Слайд 25

На столе под зеркалом копия выписки о смерти из метрической книги записей церкви Симеона Столпника. Прихожанами этой церкви были все жившие в доме Талызина.


Слайд 26


Слайд 27

В этом ярком зале вдоль пестро оформленной иллюстрациями стены стоят компьютеры, где можно получить информацию о классике в более привычном для школьников электронном виде. Да и сам Гоголь становится здесь очень школьным, болезненно знакомым даже тем, кто окончил всего девять классов, — такой Гоголь очень легко вписывается в виртуальную


Слайд 28


Слайд 29


Слайд 30


Слайд 31


Слайд 32


Полный текст материала Презентация к уроку литературы "Дом Гоголя" - мемориальный музей и научная библиотека" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.



Пройдя через чугунные ворота, мы попадаем во двор, где взгляд первым делом падает на памятник Н. В. Гоголю, установленный к 100-летию со дня рождения писателя. Автор работы – скульптор Н. А. Андреев.

Заслуживает внимания история самого дома. Уникальный памятник архитектуры и культуры несколько раз перестраивался и повидал на своем веку разных владельцев.

Известно, что в начале XVII века на территории усадьбы располагался загородный двор, который принадлежал боярам Салтыковым. В 1693 году участок перешел во владение стольнику Ивану Бутурлину. Примерно до середины XVIII века в доме жила семья А. В. Плохово. На рубеже XVIII — XIX веков усадьба стала собственностью жены камергера и тайного советника, свойственницы отца А. С. Пушкина Марии Федоровны Салтыковой. При коллежском асессоре Дмитрии Сергеевиче Болтине у строения между 1806 и 1809 годом появилась пристройка – именно та часть дома, где позднее будет жить Н.В.Гоголь. В 1809 году завершилось строительство большого двухэтажного корпуса служб для размещения людских.

Страшным событием для Москвы стал пожар 1812 года. Он уничтожил деревянные строения. Сильно пострадали главный дом и службы, поэтому Болтин был вынужден переехать в нижегородское имение.

Следующим владельцем усадьбы стал генерал-майор Измайловского полка Александр Иванович Талызин — участник Бородинского сражения. По сохранившимся сведениям, новому хозяину удалось восстановить жилье к 1822 году.

После проведения ремонта у главного дома и служебных корпусов появились одинаковые каменные аркады с балконами над ними. Такие изменения позволили добиться эффекта единого архитектурного ансамбля. С того времени фасад особняка кардинально не изменился.

После смерти генерал-майора дом перешел по наследству его родственнице — титулярной советнице Талызиной. В 1847 году верхний этаж усадьбы снял граф Александр Петрович Толстой, который в это время вернулся из Европы. Вероятно, жена графа Анна Георгиевна купила усадьбу уже в конце 1847 — начале 1848 года. А в декабре 1848 к ним переехал Н. В. Гоголь. Толстой и его супруга были одними из немногих духовно близких Гоголю друзей.

В Москве Гоголь встречался с выдающимися людьми, среди которых были Е. А. Баратынский, Д. В. Давыдов, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, П. А. Вяземский, П. Я. Чаадаев, Н. П. Огарев, В. А. Соллогуб, А. С. Хомяков, М. Н. Загоскин и Г. П. Данилевский, П. А. Федотов и И. К. Айвазовский и др. Дружеские отношения Гоголь поддерживал с профессорами Московского университета: с историками М. П. Погодиным и Т. Н. Грановским, переводчиком и критиком С. П. Шевыревым.


В тот же, московский, последний период жизни писатель готовил к печати второе собрание своих сочинений, работал над духовной прозой.

Гости, посещавшие усадьбу, часто заставали Николая Васильевича работавшим стоя у высокой конторки или переписывавшим рукопись за столом. Сочиняя, писатель часто проговаривал текст, разыгрывая целые сценки.

Музей в последнем доме Гоголя появился, конечно, не сразу, а гораздо позднее. После Толстых усадьбой владели штабс-капитанша Мария Александровна Столыпина, вдова действительного статского советника Наталья Афанасьевна Шереметьева, а также Мария Владимировна Каткова.

После октябрьской революции 1917 года дом перешел в муниципальный фонд и стал использоваться под жилье. К 1964 году в нем проживала 31 семья (77 человек).

Согласно музейному сценарию, в правой половине дома посетители проходят путь Гоголя-писателя, в левой – Гоголя, читающего свои произведения. Научная концепция музейной экспозиции воплощена художником Л. В. Озерниковым.

Интерьеры гостиной, подробно воссозданной по воспоминаниям современников, также очень интересны: старинные книги, гравюры XVIII - XIX веков, мебель красного дерева, в том числе и мемориальный диван.

Соседняя комната – Комната памяти – живое напоминание о загадочной смерти писателя. Здесь представлена его посмертная маска, огороженная ширмой, напоминающей ступенчатую лестницу в небо – символ духовных устремлений Гоголя-христианина. В этом смысле интересны листы с последними записями писателя, стихотворная молитва его авторства. Экспозиция раскрывает последние дни жизни, смерть, похороны и перезахоронение писателя.

Лично меня очень сильно впечатлил Зал воплощений (или Читательский рай). Каждый элемент экспозиции рассказывает о различных периодах жизненной и творческой биографии Гоголя. Здесь есть своя Малороссия, петербургский уголок, заграничная экспозиция. Гоголевские персонажи и произведения воссозданы художественной фантазией автора проекта экспозиции – Леонтия Озерникова. Здесь же располагаются тематические информационные экраны для более полного ознакомления с творческим наследием Гоголя и его судьбой. Расширение музейного пространства за счет использования современных технических средств позволяет достигнуть эффекта присутствия в мире персонажей Гоголя.










Мне повезло посетить музей бесплатно J Лайф-хак прост. Приезжайте в Москву на новогодние каникулы! Со 2 по 8 января по традиции многие музеи и усадьбы Москвы, подведомственные департаменту культуры, можно посетить бесплатно. Надеюсь, эту традицию будут поддерживать.



Из чего состоит Дом Гоголя: жизнь главного мистика русской литературы в экспонатах

Гоголь и Москва

А позже он обзавелся и постоянным московским жильем. Гоголь вернулся в Россию из паломничества по Святой земле в начале зимы 1848 года и по приглашению графа Александра Толстого и его супруги, с которыми познакомился за границей, обосновался в их усадьбе на Никитском бульваре.

Толстые отвели Николаю Васильевичу три небольшие комнаты на первом этаже с отдельным входом из сеней: прихожую, гостиную и кабинет, который одновременно являлся спальней. В них писатель прожил последние четыре года своей жизни.


История дома, который стал Домом Гоголя

Разговоры о важности появления музея Гоголя в Москве начались в 1909 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения писателя. В советское время к теме вернулись в юбилейном 1959 году, однако музею писателя было суждено открыться лишь в 2009-м.

Усадьба Талызиных — Толстых на Никитском бульваре до 1966 года была жилым домом. После революции ее разделили на коммунальные квартиры, нанеся существенный урон интерьерам. К 1966 году, когда историческое здание передали под нужды библиотеки, в доме проживали 77 человек — на каждого приходилось в среднем около восьми квадратных метров жилой площади. После расселения в особняке провели ремонтно-реставрационные работы, которые специалисты признали неудачными, поскольку подлинные элементы обстановки не были сохранены.

В 1974-м библиотека получила имя Николая Гоголя. Тогда же на первом этаже открылись для посетителей две мемориальные комнаты писателя. В 2005-м библиотека стала мемориальным центром, а 27 марта 2009 года в Москве официально появился музей — Дом Гоголя. Сейчас музейная экспозиция состоит из шести мемориальных комнат, расположенных на первом этаже. Их обстановка скрупулезно воссоздана по воспоминаниям современников писателя.

Усадьба Талызиных — Толстых

Любовь к вязанию и вышивке, сон в кресле и другие привычки

В прихожей выставлены дорожный сундук, шинель с цилиндром, а также фотокопия редкого посмертного портрета Гоголя 1852 года работы Николая Андреева, на котором художник изобразил его живым.

Гостиная

Кабинет — кладезь информации о причудах Гоголя. Немногие знают, что он имел привычку работать, стоя за конторкой, которую, видимо, приобрел за полтора года работы писцом в Петербурге.

С загороженной ширмой кроватью из красного дерева связана другая черта писателя: исследователи утверждают, что с 1840 года Гоголь ночевал в кресле, но утром перед приходом слуги приводил кровать в беспорядок, желая скрыть свою блажь.

Кабинет

Несмотря на успех у публики и императора, Гоголю не понравилась ни петербургская, ни московская постановка.

Комната памяти

Николай Васильевич умер не в той комнате, в которой он жил у Толстых. Когда в январе 1852 года писатель серьезно занемог, его перевели в самую теплую гостевую первого этажа.

Стараясь поставить на ноги своего дорогого постояльца, 20 февраля по старому стилю Толстой созвал у себя дома врачебный консилиум, однако светила медицины поставили ошибочный диагноз — менингит. Умирающего лечили насильно, его сажали в теплую ванну, обливая голову холодной водой, ставили горчичники и пиявки, обкладывали тело горячим хлебом. До нового визита эскулапов Гоголь просто не дожил. Писателя не стало утром 21 февраля. Стрелки часов в комнате, где он умер, замерли на восьми часах — это время его кончины.




Страшная легенда о том, что Гоголя все-таки похоронили живым, распространилась по Москве в 1931 году, когда могилу писателя в Свято-Даниловом монастыре вскрыли в связи с уничтожением тамошнего некрополя для переноса останков на Новодевичье кладбище. По свидетельствам нескольких очевидцев, тело в гробу находилось в неестественном положении, а крышка гроба якобы была исцарапана изнутри. Другие осмеливались утверждать, что в гробу отсутствовал череп писателя, который будто хранится неопознанным в одном из московских музеев. В официальных отчетах о вскрытии могилы, которое проводилось под присмотром НКВД, ничего подобного нет.

Впрочем, скульптор Николай Рамазанов, которого вызвали для снятия посмертной маски 21 февраля, в своих воспоминаниях писал, что Гоголь не показался ему мертвым.

Читайте также: