Доклад чтение с листа на уроках сольфеджио

Обновлено: 17.05.2024

Оценить 1523 0

Подготовила: Пасиченко С. И.

преподаватель I категории

О П Е Н И И С Л И С Т А

Пение с листа нужно подготовить тщательно продуманными, постепенно усложняющимися интонационными упражнениями. Рекомендуются примерно следующие виды интонационных упражнений.

Пение отдельных, не связанных друг с другом устойчивых ладовых ступеней.

Упражнениям должна предшествовать сознательная ладотональная настройка слуха: учащиеся должны знать, в какой тональности происходит настройка, должны услышать и спеть тонику.

Педагог может называть ступени, которые учащиеся должны петь, но лучше показывать указкой их обозначения на одной из вышеприведенных схем или просто по вертикальной записи на классной доске:

Учащиеся поют, называя звуки, в той тональности, которая в данное время изучается.

Можно петь также по звукоряду какой-либо тональности, записанному на доске нотами (обозначения ступеней ставим над нотами), например:

В этом случае, однако, педагог должен иметь в виду два обстоятельства, затрудняющих работу. Во-первых, обозначения ступеней могут выпадать из круга внимания учащегося; а ведь важно как раз то, чтобы дети всегда сознавали, какую ступень они поют. Во-вторых, указка педагога движется по записи звукоряда то справа налево, то слева направо; но обычная нотная запись читается всегда слева направо; чтобы избежать путаницы в представлениях детей, в начале обучения для показа движения мелодии нецелесообразно применять такую нотную запись звукоряда.

Пение Звука за звуком, по указке педагога, коротких фраз, состоящих вначале из одних только ступеней , затем также из неустойчивых, достигаемых без скачков, например: V – III , I – V – I , V – II – V – I , V – III – V – I , V – III – II – I , V – VI – V – III – V , I – III – II – I , I – III – II – V – I , V – VI – VII – I , V – VI – VII – V - I , и т.п.

Важнейшая черта этих последних интонационных упражнений заключается в том, что педагог заставляет учащихся сначала запомнить фразу в целом, причем не только зрительно, но главным образом внутренним слухом, и лишь после этого петь ее вслух. Это уже непосредственная подготовка к пению с листа по нотам.

Однако переходя к пению по нотам, учащийся встретится с новыми трудностями. До сих пор педагог сообщал учащимся ритмическое движение в готовом виде. Вначале оно было равномерным, не требовало особого внимания. Позже учащийся должен был внимательно следить и за ритмическим рисунком, понять и воспроизвести его. Это нелегко: чтобы по показу педагогу интонировать чисто и без задержек ритмически разнообразную фразу, нужно достаточно свободно владеть слуховыми представлениями ладовых ступеней. Все же учащийся воспринимал ритмическое движение до сего времени непосредственно в показе педагога, а затем он должен создавать это движение самостоятельно по нотной записи.

Кроме того учащийся должен теперь самостоятельно охватить фразу как единое целое, сначала глазом, затем внутренним слухом. Наконец возрастает объем мелодий, которые нужно петь с листа; в связи с этим необходимо чувствовать фразу как часть более крупного целого, представить себе ладотональную и метроритмическую перспективу от одной фразы к следующей, на протяжении предложения или периода.

Для целеустремленного преодоления новых трудностей необходимы: а) предварительный разбор мелодии; б) настройка слуха; в) пение мелодии по нотам в уме; г) неоднократное пение вслух.

Все это выполняется учащимися вначале под руководством и при помощи педагога, затем все более самостоятельно.

Как разбор мелодии, так и слуховая настройка имеют две стороны: ладотональную и метроритмическую.

Ладотональный разбор мелодии должен включать в себя не только определение тональности, но и нахождение важнейших опорных звуков мелодии по фразам. Соответственно, для ладотональной настройки слуха желательно пропеть не только стандартные упражнения – тонику, тоническое трезвучие, гамму, но и простые интонации, подводящие к найденным опорным звукам.

В плане метроритмического разбора нельзя ограничиваться определением одного лишь размера; кроме того, обязательно обратить внимание на начало мелодии с сильной или со слабой доли и на фразировку. Необходимо отметить в нотной записи место окончания каждой фразы; э то делается лучше всего при помощи запятых поставленных над нотным станом.

Далее нужно разобрать встречающиеся в мелодии ритмические длительности, возможные ритмические трудности.

Большое внимание нужно уделить предварительной метроритмической настройке слуха. Для этого, прежде чем приступить к пению, нужно четко протактировать одну фразу или всю мелодию, с ясным представлением рисунка (схемы) тактирования, начало фраз (с сильной или слабой долей) и определенного темпа (обычно несколько замедленного по сравнению с окончательным).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила М.Ю. Глушенкова

Г]олученные знания на уроках сольфеджио должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте, по музыкальной литературе, хору, вокальному ансамблю.

Одной из основных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Данная проблема осложняется тем, что из-за групповых занятий на уроках сольфеджио трудно учесть индивидуальные особенности музыкального слуха каждого учащегося. Хорошо развитый внутренний слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, повышает самоконтроль над исполнением музыки. Вопросы, рассматривающие систему свойств внутреннего музыкального слуха, не получили до сих пор достаточного научного развития, поэтому нередко возникают противоречивые представления о природе внутреннего слуха и способах его развития Й дальнейшего совершенствования.

Идеальный внутренний слух обладает свойствами, развитыми самым наилучшим образом. Относительный или абсолютный, он должен быть и мелодическим и гармоническим, отличаться яркостью представлений, произвольно или непроизвольно опираться на чувство музыкальной логики, быстрое, точное, полное вспоминание, иметь значительный объём памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения.

Необходимыми условиями успешного развития слуха являются: системность и последовательность в работе, индивидуальный подход к учащемуся, методически правильный подбор упражнений, постепенное их усложнение, выполнение каждого упражнения вплоть до получения необходимой реакции. Бессистемность работы намного увеличивает время для достижения цели, намного снижает результаты и делает их непрочными, т.к. ученики теряют слуховые навыки.

Подготовительным этапом для пения с листа должно быть разучивание отдельных мелодий без текста, с помощью инструмента, с последующим разбором выученных примеров.

Анализу в этих случаях подвергаются ладовые, метроритмические структурные особенности исполняемой мелодии.

При разучивании примеров следует требовать от учащихся свободного воспроизведения заданного материала, достигаемого многими учащимися лишь в результате многократного повторения задания во время домашней работы.

В первую очередь необходимо развивать у учащихся чувство отдельных ступеней лада и тонического центра. При пении с листа необходимо правильная ладовая настройка. Желательно чтобы она проводилась самими учащимися по данной тонике, взятой на инструменте или найденной по камертону, Ученик поет тоническое трезвучие и гамму этой тональности. Укрепление ощущения тонического трезвучия имеет большое значение для чистого интонирования.

Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лиш в дальнейшем переходить к индивидуальному пению. Петь следует не подыгрывая на инструменте. Подыгрывания возможны лишь опорных местах или при наиболее сложных интонационных каждый поправляемый звук нужно брать на инструменте его учеником.

мелодии происходит от того, что учащийся не услышал ступеней, образующих данный интервал.

Большую помощь при пении с листа оказывает осознание структурных особенностей музыкального примера. Необходимо чтобы ученик мог устанавливать границы фраз, связанные с этим членением цезуры. Важно также, чтобы ученик хорошо представлял звучание начального звука каждой фразы.

Чистота интонации зависит в значительной степени от того, насколько учащиеся глубоко осознали ладогармоническую основу отдельных ступеней.

Указанные в мелодии аккорды играются трехголосно в среднем регистре фортепиано, и одновременно пропиваются мелодии, Аккордовое сопровождение не должно заглушать пения, а лишь гармонически поддерживать исполняемый голос.

После этого перейти к пению мелодии с сопровождением при выборе удобных положений аккордов необходимо, чтобы мелодия звучала выше, чем аккордовое сопровождение. Поэтому звуки аккордов должны быть взяты, главным образом, в малой октаве и нижней части первой октавы.

Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученйых мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий. Этот навьж имеет большое практическое значение.

1. Давыдова ЕВ. и Запорожец СФ.. музыкальная грамота, вып.1, М.,

2. Максимов СЕ. Развитие гармонического слуха. М., Музгиз, 1960г.

З. Серединская В.О. О развитии внутреннего слуха на уроках сольфеджио. М., Музгиз, 1962г.

5. Оськина С.Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования/ С.Е, Оськина; Д.Г. Парнес — 2-е изд., испр. и доп.

bingamin.72@mail.ru

Среди музыкантов бытует ошибочное мнение, чтению нот с листа нельзя научить: кому дано, тот прочтет и без правил, а кому не дано, тому не поможешь. Но из практики следует, что мастерство в чтении с листа результат не только природного дара, оно достигается с помощью определенных и систематических занятий. А развивать этот навык следует с самого начала занятий на инструменте.

Неотъемлемой частью процесса специального обучения музыканта является навык чтения нот с листа.
Я. Рябинков

Если читающий с листа стремится как можно полнее передать выразительность музыки, то такое чтение нот – художественный процесс.

Для умеющего читать с листа открывается возможность самостоятельно знакомиться с новым репертуаром, пополнять его новыми произведениями и расширять свой музыкальный кругозор. Таким образом чтение с листа имеет большое развивающее значение и способствует общему профессиональному росту учащегося.

При чтении литературного текста взрослому читателю не обязательно рассматривать каждую букву. По нескольким начальным буквам он может догадаться о смысле всего слова, а дальше и фразы. Также и при чтении нот с листа необходимо развивать способность ускоренного восприятия нотного текста, уметь одним взглядом охватить по возможности все нотные и буквенные обозначения.

К ним нужно присоединить как развивающие моменты: подбор по слуху, транспонирование, пение с дирижированием.

Основными составляющими этой области являются знания, получаемые учащимися на уроках сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературе и задача педагога по специальности найти им практическое применение.

Транспонирование предварительно выученной мелодии следует осуществлять вначале на квинту вверх или вниз (это легче, так как сохраняется аппликатура) и только в дальнейшем на другие интервалы.

Далее чтение с листа продолжается на инструменте и проходит несравненно продуктивнее:
Ученик, уже имея представление об исполняемом фрагменте (как двигательное, так и звуковысотное), работает уже более осознанно.
Прием чтения с листа при помощи пения с движениями рук можно разделить на две ступени сложности.

Одновременно с чтением следует проводить и посильный для ученика теоретический анализ музыкального текста, выясняя, как строится мелодия (встречаются ли в ней повторы, секвенции), где границы фраз, предложений, каков тональный план т.д.
Особенно подробно следует проанализировать фразировку. Для объяснения принципа фразировки мы прибегаем к различным сравнениям, сохраняющим все же главный принцип: начало – кульминация – уход. Начиная фразу, советуем пользоваться небольшим количеством смычка, подход к кульминации – увеличение количества смычка и переход к его более звучной части – середине; конец фразы – тихий уход, постепенное затихание.

Учитывая дефицит времени ученика и зачастую перегруженную программу, мы считаем, что регулярное 15-20минутное чтение в классе раз в неделю – тот минимум, который необходимо уделять этой важной стороне музыкального обучения. Конечно, ученику следует читать самостоятельно и дома.

Чтение с листа – искусство, доступное каждому музыканту, проявившему при этом настойчивость и терпение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью предмета сольфеджио является обучение, воспитание и развитие разных сторон музыкального слуха. В процессе занятий учащиеся должны приобрести также целый ряд навыков, в первую очередь - чтения и записи музыки.

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

Детская Музыкальная Школа №1 Кировского района г. Казани

«ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

Преподаватель теоретических дисциплин

Ляшко Евгения Александровна

Основной целью предмета сольфеджио является обучение, воспитание и развитие разных сторон музыкального слуха. В процессе занятий учащиеся должны приобрести также целый ряд навыков, в первую очередь - чтения и записи музыки.

- умением чувствовать тональности, удерживать ее строй, ориентироваться в ступенях тональностях;

- мысленно ощущать мелодию, ее форму и логику развития;

- умением ощущать и сохранять непрерывность пульсации долей в данном темпе и четко выполнять ритмический рисунок;

- умением владеть своим голосом, петь без поддержки инструмента.

Все эти способности вырабатываются как в самом процессе чтения, так и в других формах работы: при пении интонационных упражнений, при слушании музыкальных произведений и при записи диктантов.

Преподавателю следует отбирать примеры для чтения с листа. Для этого нужно определить трудности примера (ладовые, интонационные, ритмические), наметить основную задачу, которую он ставит перед обучающимися, и выбрать соответствующую форму поведения.

Здесь имеется в виду диапазон, а, главное, тесситура мелодии. Жанр также имеет большое значение: легче всего поются народные песни, мелодии для голоса (песни, романсы, арии), труднее для исполнения - инструментальная музыка.

Метроритм и форма.

Кроме ритмического рисунка на трудности примера влияет его
структура. Повторность, квадратность формы всегда легче воспринимается, чем более сложная, неквадратная структура (с расширениями, дополнениями). Необходимо научить обучающегося разбираться в структуре примера и не разрешать ему петь, прежде чем он не сделает его мысленный анализ. Такие приемы развития, как секвенцирование, варьирование часто не осознаются детьми и воспринимаются, как новый материал, что создает дополнительные трудности.

Большое значение для развития навыка чтения с листа имеет эстетическая сторона подобранного примера - его выразительность, яркость и художественная ценность. Чем красивее мелодия, тем легче ребенку, слушая свое исполнение, увлекаясь, творчески представлять дальнейшее развитие ее. Такие мелодии легко запоминаются, легко поются. Важна также логическая ясность мелодии, облегчающая ее понимание и исполнение, и доступность примера для данного возраста. Художественный образ мелодии, ее интонации должны быть близки и понятны обучающимся, доставлять удовольствие, воспитывать вкус.

Очень важен начальный подготовительный период к этому виду работы. Особенность этого периода заключается в том, что внимание обучающихся можно фиксировать не на всем процессе чтения с листа, а на отдельных его элементах: на качестве пения, жестах, умении удержать тональность, анализировать, мысленно предслышать написанное.

Систематическую работу по чтению с листа необходимо начинать с третьего класса. В первых двух классах проводится большая практическая подготовительная работа по ознакомлению с мажорными и минорными ладами, с узкими интервалами, а также с основными размерами (2/4, ¾, 4/4) простейшими ритмическими фигурами.

Успешные занятия детей в первых двух классах позволяют им в дальнейшем начинать работу по пению с листа. В третьем классе у детей еще нет свободы в чтении с листа, у них неясны внутренние представления при виде нотного текста, нет органичной стройности в выполнении ритма. Кроме того, индивидуальные особенности учащегося создают для каждого свои трудности: одному трудно дается ритм, другой не чувствует ладовой организованности звуков мелодии, третий не владеет голосом и т.д. Все это обязывает, используя разные формы чтения с листа, ставить перед собой и обучающимися разные задачи, отрабатывать в этом сложном процессе разные стороны. Из своего опыта могу рекомендовать следующие формы для овладения навыка чтения с листа:

Подготовительные формы

Их основная задача - фиксировать внимание детей и отрабатывать не все сразу, а по частям. Такую форму использую в течение всего времени работы при появлении новых трудностей в примерах.

Чтение нот в ритме или сольмизация

Этот прием помогает овладеть техникой называния нот, отсутствие которой часто тормозит чтение с листа. Полезно проводить его, меняя темп. Нужно следить за четким произнесением ритмических групп.

Отстукивание ритма

Такая форма работы воспитывает у учащихся чувство живого, выразительного темпа. Способствует более точному и быстрому усвоению различных ритмических групп. Вначале эти упражнения кажутся трудными, но эти трудности быстро ликвидируются, т.к. ее причина - непривычные движения.

Основным приемом проведения на уроке чтения с листа является пение с названиями нот (сольфеджирование). Приемы сольфеджирования очень разнообразны. Например:

2) Пение с гармонической поддержкой или с аккомпанементом. Помогая детям сохранять ладотональную основу при пении, этот прием хорошо развивает творческую инициативу, организует процесс пения во времени.

3) Пение в разных темпах. Необходимо для развития техники сольфеджирования. Для чтения в быстрых темпах использую более легкие примеры.

Работая над чтением с листа, преподаватель должен увлечь детей этой интересной формой работы. Нужно показать, как, глядя в ноты, можно озвучить и услышать написанную музыку, не прибегая к инструменту. Это очень важно - приучить детей к тому, что во время пения нельзя подыгрывать себе.

Преподаватель должен помочь ребенку воспитать самостоятельность. Для того чтобы научить обучающегося самостоятельному чтению с листа, рекомендую следующие приемы:

Петь одному, стоя за партой, так, чтобы не видеть клавиатуры фортепиано.

Стремиться пропеть весь пример от начала до конца, не останавливаясь, даже если будут ошибки. Если же возникают трудности и остановки - начать петь с начала или со следующей фразы.

В четвертом классе у учащихся уже есть навык чтения с листа. Главное внимание обращаю на выработку техники и качества этого навыка. Расширение диапазона, круга тональностей, новых ритмов и размеров, хорошая дикция, осмысленность пения - основные задачи этого класса.

Формы работы в основном те же, что и в третьем классе: сольмизация, простукивание ритма, разучивание, пение наизусть и в транспорте (более легких примеров), беглое чтение с листа и пение с сопровождением педагога.

Двухголосное пение в четвертом классе изучаю в виде разучивания с текстом и сольфеджирования. Читать с листа еще слишком трудно. Приступая к разучиванию нового примера, отдельные обороты с детьми пропеваем сразу двумя голосами. Выбираю удобные части, где от унисона голоса раздваиваются, или несколько одинаковых интервалов (например, терций и секст), которые идут подряд в параллельном движении.

Главной задачей двухголосия в четвертом классе является закрепление навыка ансамблевого пения, выработка строя. Полезной формой работы является разучивание и пение примеров хором. В группе с хорошо интонирующими детьми перехожу к двухголосному пению группами по 4-6 человек и пению дуэтом.

В своей работе над двухголосным пением использую разнообразные примеры:

Примеры на гомофонно-гармоническое параллельное движение голосов;

Примеры с интонацией и разным ритмом;

Примеры вступления голоса после пауз;

Это создает дополнительные трудности, но делает работу разнообразной. Возникает ряд новых задач: правильно согласовать динамику в разных партиях, уметь выделить вступление. Все это будет способствовать общей музыкальности и кругозора детей, сделает работу интересной. При пении канонов с легкими мелодиями важно приучить учащихся к тому, что главная задача - слышать, что поет другой голос, а не петь только свою партию. Можно устроить интересную игру - петь, разделив класс на две группы:

- сидящим в одном ряду противопоставить другой ряд;

- разделить соседей по парте;

При работе над двухголосным чтением с листа полезна игра одного голоса на инструменте и пение другого или пропевание одного голоса с одновременным исполнением другого. При этом нужно играть громко, а петь тихо. Преподаватель же проверяет, слышит ли обучающийся весь комплекс, или он занят лишь исполнением своей партии, механически блуждая по клавиатуре фортепиано.

Накопленный опыт ансамблевого двухголосного пения позволяет в четвертом классе приступить к трехголосному пению. Прорабатывается трехголосие в основном в классе, хором. Пристyпить к трехголосному пению возможно лишь после нескольких подготовительных упражнений:

- играя трехголосный аккорд, нужно научитъ детей одновременно подпевать один из голосов поочередно;

- петь обращения трезвучий путем наслоения голосов;

- пропеть двухголосые примеры с отдельными включениями третьего голоса;

- пение примеров, в которых третий голос представляет собой нечто вроде органного пункта или остальных басов.

Читайте также: