Ольфакторные средства общения доклад

Обновлено: 02.07.2024

Роль запахов в жизни человека. Функции запахов в коммуникации. Символический и психофизиологический аспекты воздействия запаха на человека. Мир вещей, одежды и украшений человека как средство коммуникации

Ольфакция — наука о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, их роли в коммуникации.

1. Обоняемая повседневность.

Повседневность — это всегда естественные или, точнее, непроизвольно возникающие запахи. А разрыв повседневности, праздник, ассоциируется с преднамеренно создаваемыми запахами. Это родительские духи или отцовский одеколон из пульверизатора, плюс — дым от дорогих папирос (гостей).

Став взрослыми, респонденты обнаружили, что запахи будней остались у них дома, а запахи праздников — это ароматы хорошей международной гостиницы, вообще заграницы.

Запах утра, дня и вечера

Суточный цикл можно представить как последовательность запахов или действий над запахами.

Если все индивиды будут индивидуальны и неповторимы, как неповторимы черты лица и запахи каждого человека, город взорвется. Если все будут на одно лицо и будут вонять/благоухать одним и тем же, он опять-таки взорвется.

Жить друг с другом столь большие скопления людей могут только при одном условии. А именно: разнообразие индивидов сводится в близкое к обозримому для каждого индивида число типов, при этом число типов всегда больше индивидуально-обозримого. Не особенно упрощая, можно сказать, что и число запахов и их комбинаций должно быть примерно таким же.

Обозримость социального пространства, определяющая его размеры, может сильно варьироваться. Она зависит и от способов, которыми люди аггрегируются в типы (группы, категории), и от способов, которыми осуществляется общение. Одно дело — постоянное деление на цехи или сословия, другое — на классы или статусные группы, между которыми проходят каналы мобильности, третье — деление на группы по стилям жизни, которые можно менять, четвертое — по настроям или модальностям, потребительским и ролевым ситуациям, в которых можно находиться попеременно, а то и одновременно. Искусственные запахи обслуживали все перечисленные системы — историю парфюмерии можно излагать по этой схеме.

Итак, запах ночи, запах человека — неповторим. А публичный запах непременно состоит из комбинации стандартных ароматов, аттестованных рекламой и общественным вкусом.

Далее совершается движение на работу. Человек в собственном автомобиле может контролировать обонятельную среду. А в автобусе и в электричке его ждет навязанный обонятельный контакт.

Дорога с работы. Невозможность соблюсти свою и чужую обонятельную приватность вносит вклад в так называемую транспортную усталость.

Наконец, вечер, выходной, праздник — парфюмерный апофеоз. По традиции, которая существовала на протяжении жизни всех ныне живущих, это время требовало особой чистоты и использования особых украшающих запахов даже от тех, кто в повседневности к ним не прибегал. Наши интервью показывают, что у очень многих респондентов представление о хорошем запахе связано именно с этим вечерне-праздничным комплексом и с запахами гостей, родителей, пришедших из гостей, из театра.

Какая личность без интима?

Запах родного и чужого дома различается четко. На это есть норма. В интервью большинство респондентов отмечали, что знают запах собственного дома, хотя чувствуют его только после достаточно долгого отсутствия. В образовании запаха дома участвует много факторов. Это запах материалов (дерево), красок (пола, стен), тканей (шторы, одежда), разнообразных хранимых веществ, от керосина до перца, это запах газа, хлорки, и так далее и так далее.

Верные выбранному вначале принципу, мы ограничимся только теми запахами дома, которые окажутся связаны с телесностью. Разнообразие и при этом ограничении будет очень велико.

В чужом доме чувствуется запах их уборной, их любимой собаки-кошки, их табака, еды, которую они готовят, которую едят, хранят, выбрасывают. По запаху нетрудно угадать статус семьи. Иногда, говорят, можно выяснить национальность хозяев. А если постараться — то и количество и возраст жильцов, их вкусы в еде и обычаи в уходе за собой, их достаток и их взаимоотношения. Все это отражается в том, каким оказывается запах дома.

Обоняние чужих телесных запахов — одно из условий интимности. Часть членов семьи состоит в интимных отношениях по обоюдному согласию. Но часть оказывается в условиях навязанной интимности. Во всех помещениях внедомашнего жилья эта навязанная интимность — всеобщий удел.

Разумеется, то же самое можно сказать о впечатлениях, доставляемых слухом и зрением. Но в иных случаях звуковая и визуальная изоляция удается, а ольфакторная проницаемость сохраняется.

Детство и запах

О запахе табака и дыма курящих взрослых родственников в наших интервью были разноречивые показания. Курение производит как минимум четыре рода запахов. Запах самих родительских сигарет, папирос, табака, как правило, назывался приятным. В одном из интервью запах, оставшийся в коробке из-под сигар деда (дед курил их до рождения рассказчика), назван вообще самым приятным в жизни.

Детям часто не нравится запах, исходящий от рук курящих родителей. Но запах от волос (усов) приятен. Как указала одна респондентка, когда я чувствовала, как пахнет табаком от пиджака, в котором отец приходил с работы, я гордилась отцом.

Запах пепельниц, окурков воспринимался детьми по-разному. Запах старых трубок назван приятным.

Косметика матери, как показали интервью, обычно нравится или очень нравится детям.

В свою очередь, запах собственного (маленького) ребенка для родителя или воспитателя, по заявлениям респондентов, всегда различим и значим. В интервью все родители указывали, что запах своего (маленького) ребенка им нравится: это любимый, милый запах. Указывали, что есть запах больного ребеночка. Он беспокоит, но все равно родной. Существенно, что для матери не является неприятным запах испражнений своего ребенка. Надо помыть, и все.

Пространство эротики можно назвать изотропным — в том смысле, что для каждого находящегося в нем все остальные равно близки в смысле половой привлекательности или равно вовлечены в половое общение с ним. Меру вовлеченности каждый определяет для себя сам, а потому для одних это пространство эстетического переживания, для других — романтических настроений, для третьих — легкого гормонального возбуждения, огня в крови, и т.д.

Запах в пространстве эротики

В соответствии со сказанным, в пространстве эротики визуальные, слуховые и обонятельные образы направлены от всех ко всем. Люди дарят друг друга знаками расположенности к общению. В интересующей нас сфере запахов эту функцию обслуживают как природные, так и искусственные средства.

3. СТАТУС И ЗАПАХ

Дурной запах может быть инструментом подавления слабого сильным, но он может быть и инструментом сопротивления слабого.

На протяжении последнего десятилетия в нашей стране, наряду с горячо дебатируемыми политическими, социальными и культурными трансформациями, произошло — без всяких споров и обсуждений, — резкое изменение норм публичного и интимного поведения людей. Произошло в той его части, что относится к воспринимаемым и производимым людьми запахам.

В России за краткий исторический период реформ возникло два новых класса — предпринимательский и менеджерский. Эти сословия оказались экспонированы так называемому Западу и были заинтересованы в срочном освоении сложившихся там стандартов бытового поведения, в том числе ольфакторной коммуникации. В условиях новой бытовой культуры они должны были учиться (а самые старшие из них — переучиваться) тому, какой запах должен от них исходить, а какой не должен.

Во-первых, вырос их выбор для тех ролевых ситуаций, в которых и ранее обязательно использовались искусственные запахи (женские духи для выхода в праздничный день).

В-третьих, ароматические вещества стали применяться и там, где раньше в них не возникало необходимости, например, при стирке белья, при мытье посуды и пр. Те категории населения, что включились в новую бытовую культуру, стали заботиться о поддержании особого ароматического режима в различных занимаемых или используемых ими помещениях — в отелях, жилых комнатах, кухнях, туалетах, автомобилях. Вместе с евроремонтом и иномаркой пришел и новый запах обитаемого помещения. Это запах, который стоит денег. Зато он сам говорит о деньгах. Но не только о них: он говорит о новой жизни, новых целях и ценностях в ней.

Однако телереклама, обслуживающая данные новшества, донесла нечто из меняющейся интимной жизни новых высших сословий до всей остальной массы жителей. Повседневный быт богатых часто играет роль зрелища и праздника для остальных, и всегда не бесследно. Даже тем, кто не приобщился к новым стандартам поведения, реклама жевательных резинок и дезодорантов, прокладок и лосьонов навязала проблематизацию такого явления, как запахи, издаваемые ими самими и их партнерами по повседневному общению.

Разумеется, и до появления означенной рекламы эти люди каким-то образом обходились с запахами. Туземная культура запахов — как различение благо- и зловония, как совокупность предписаний, запретов и норм относительно того, кому и чему, когда и где, как и чем пахнуть, — существовала, как и в любом другом обществе. Но ее отличие от неожиданно явившейся новой культуры состояло прежде всего в том, что запахи тела, в особенности нежелательные, не могли быть предметом публичного обсуждения (и тем паче — дискурса!). Поэтому в публичных ситуациях они вообще не имели существования, или, как выражался Ю.М. Лотман, не порождали текста. Теперь же тексты на сей предмет возникают в беспрецедентном изобилии и поступают по наиболее массовому и выраженно публичному каналу — телевизионному.

Итак, можно заключить, что по масштабам и характеру изменений, которые претерпела система регуляции поведения в данной сфере, описанные явления вполне сопоставимы с так называемой сексуальной революцией, — что, впрочем, естественно, ибо все это части единого процесса.

Функции запахов как знаков: 1. Запахи рождают воспоминания. 2. Запахи способствуют или препятствуют коммуникации. 3. Запахи создают ситуацию личностного комфорта или дискомфорта. 4. Запахи привлекают внимание к объекту или порождают неприятие и отторжение объекта

Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда. В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “По одежке встречают…” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

Швейцарский психолог М.Люшер предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.

Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся. Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.

Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы.

Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности.

Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.

Педиатры заметили, что хронически больные дети, находясь в удовлетворительном состоянии, выполняют рисунки в сине-голубых тонах и оранжевой гамме – в период обострения болезни.

Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.

Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или иной экстремальной ситуации.

Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, но по тому, как человек одевается, можно судить, в какой он степени подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Важной деталью в одежде являются украшения.

К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.

С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.

Престижные украшения. Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом, можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя представляете, утерев им нос и поставив на место.

Членский значок той или иной организации. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.

Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.

Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.

Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и судя по ним, можно определить победителя.

Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.

Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.

Крупные украшения. Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.


Кристина Курганская

Кристина Курганская – ольфакторный експерт, основатель и управляющий партнер агентства аромабрендинга Ol.factory и парфюмерного бутика Kamana

Ольфакторика: что это такое и почему для нас так важны ароматы

Возможно, скажу парадоксальную вещь, но парфюмерия, которая черпает многое из ольфакторики, зародилась не потому, что человечеству нравились приятные запахи, а совсем наоборот. Люди использовали ароматические сочетания из привычных или экзотических компонентов, чтобы как-то маскировать амбре немытого тела или неприятных запахов от выгребных ям. Достаточно быстро люди отметили удивительное влияние запаха на поведение окружающих. Мастера-парфюмеры начали анализировать разные компоненты и подметили: лаванда обладает успокаивающим эффектом, цитрусовые – бодрят, а запах сандала, мускуса или амбры создает атмосферу достатка и богатства.

Почему запахи влияют на наше поведение?

Ольфакторика: что это такое и почему для нас так важны ароматы

Поделюсь интересной информацией: идея про управление состояниями в древние времен была не новой и уже тогда было известно, что такое афродизиаки. Вещества, которые могут усиливать половое влечение и заинтересовывать партнера, использовались во все времена. Другое дело, что долгое время этим все и ограничивалось. Именно исследования ольфакторных специалистов и парфюмеров помогли понять: запах может работать не только в сексуальной сфере. Психология ароматов куда шире и сильнее, поскольку наше тело откликается на них без прямого участия сознания. Так уж устроена физиология человека: я делаю вдох – и обонятельные луковицы в носу улавливают частицы запахов, передавая их напрямую в лимбическую систему, которая отвечает за множество важнейших функций. Сон, память, эмоции, выработка некоторых гормонов – все это в наших с вами организмах регулируется именно лимбическим отделом мозга, причем сознание здесь не принимает особого участия, наши реакции – подсознательны.

Аромат как инструмент управления настроением

Ольфакторика: что это такое и почему для нас так важны ароматы

Раскрою небольшой секрет: подбирая определенные комбинации запахов, можно направлять поведение человека, взаимодействовать с его состоянием и даже провоцировать на конкретные действия. В профессиональной парфюмерии набор таких комбинаций называют парфюмерным гардеробом. Точно так же, как человек подбирает определенную одежду и аксессуары под конкретное событие, так и разные ароматы уместны в разных ситуациях. Запах – это простейший способ перенастроить себя. Ведь реакции каждого из нас зависят от настроения, ну а настроение можно переключать, используя те или иные ароматы. Поэтому, например, когда я иду на свидание, ни за что не использую парфюмы с ветивером, ведь он придает решительности и помогает решать сложные задачи. Думаю, вы согласитесь со мной, что это не лучшее состояние для романтического вечера. Ароматы – это очень обширная и неимоверная интересная тема. И очень скоро я продолжу знакомить вас с их необыкновенными секретами.

Подписывайся на наш Viber и не пропускай самые полезные материалы от Beauty HUB!

Хеморецепция, представленная такими анализаторами как обоняние и вкус – в свете современных научных исследований, – служит весьма значимым информационным каналом невербальной коммуникации. Ольфакторная система представляет собой совокупность запахов, оказывающих влияние на коммуникацию. Очевидно, что зрительное и слуховое восприятие являются наиболее важными определителями социальной ситуации в западных странах, однако обоняние тоже может влиять на восприятие людей. Система обоняния человека еще мало изучена нашей наукой, однако мы знаем, что животные получают огромное количество информации благодаря обонянию: они чувствуют присутствие врага, метят территорию, находят представителей своего вида или стаи, узнают о готовности к размножению и об эмоциональном состоянии других особей.

Выделяют два типа запахов, относящихся к ольфакторным компонентам невербальной коммуникации: естественные (запах тела) и искусственные (косметики, парфюмерии, посторонние).

Действительно, если мы и располагаем какими-либо исследованиями в этой сфере, то это отнюдь не исследования отечественных психологов, а в основном – американских. Так, исследования показали, что родители могут узнать по запаху своих детей (в том числе появившихся на свет только два часа назад) с вероятностью подчас свыше 90%; дети в основном способны распознавать по запаху братьев и сестер (Lord & Kasprzak, 1989; Porter, Cernoch & Balogh, 1985; Porter, Cernoch & McLaughkin, 1983; Porter & Moore, 1981; Russel, 1976). В возрасте шести недель дети отличают запах груди матери от запаха чужой женщины.

Роль, которую запахи играют в человеческом общении, существенно различается в зависимости от принадлежности людей к определенной культуре. Известно, что жители Азии стараются скрыть запах подмышек. Однако в некоторых арабских странах запах тела играет при общении значительную роль. В жизни арабов обоняние занимает важное место. Это не только один из способов установить пределы личного пространства, но и существенный элемент сложной системы поведения. Арабы при разговоре постоянно дышат на собеседников. Чувствовать запах друга при разговоре с ним не только приятно, но и желательно, а не позволить ему почувствовать твое дыхание – значит, совершить постыдный проступок. С другой стороны, американцы, приученные не дышать в лицо собеседнику, в такой ситуации автоматически совершают этот проступок, всего лишь пытаясь соблюдать правила вежливости[213].

И.С. Кон считает, что одно из самых перспективных направлений изучения сексуальности – исследование ольфакторной коммуникации[214]. Запахи играют громадную роль в жизни человека. Наши далекие предки уже знали, например, о стимулирующей роли запаха пота, который они использовали в качестве элемента любовной магии и соответствующих ритуалов.

В некоторых странах Средиземноморья молодые мужчины во время танца размахивают перед лицом партнерши носовым платком, предварительно проведя им у себя подмышками.

Помимо обыденных запахов, излучаемых человеческим телом и свидетельствующих о состоянии здоровья, гигиены и т.п., излучаются запахи, создаваемые специфическими для мужчин и женщин веществами – феромонами. Это вещества, с помощью которых человек сообщает другому человеку о своей готовности к сексуальному контакту. Самец бабочки находит самку за километры именно благодаря таким феромонам. Один из немногих смешных выводов заключается в том, что наша цивилизация резко снижает сексуальное влечение тем, что люди перед сексуальным общением моются, они смывают с себя именно эти запахи, возбуждающие представителя противоположного пола.

Феромоны – пахучие химические вещества, действующие в качестве передатчиков определенной биологической информации и вызывающие соответствующие реакции, в том числе сексуальные, у других особей того же вида. Хотя конкретные биохимические механизмы воздействия феромонов на различные аспекты сексуального поведения человека неясны, феромоны являются мощным аттрактантами. В связи с этим возникает и вопрос, нет ли взаимосвязи между феромонами и сексуальной ориентацией?

Если новые научные данные подтвердятся, пишет И.С. Кон, они станут весомым доказательством того, что а) сексуальное поведение человека в некоторых своих аспектах действительно регулируется феромонами и б) что сексуальная ориентация имеет также ольфакторные предпосылки или проявления. Новые исследования имеют и определенный практический смысл. Во-первых, они способствуют выработке более эффективных сексуальных аттрактантов и лекарственных средств. Во-вторых, они показывают, что характерный для современной городской культуры гипертрофированный культ чистоты, увлечения дезодорантами и искоренения всех естественных телесных запахов может иметь отрицательные последствия, ослабляя наши натуральные сексуальные импульсы[217].

Таким образом, система запахов – это специфическое средство социальной стратификации (носитель запаха дорогих импортных духов безоговорочно причисляется к лицам с высоким социальным статусом, к финансово состоятельным, к элите и т. д.), способ идентификации, установления тождества, принадлежности к одной микро-или макрогруппе.

Проксемика

Мы любим обозревать границы,

которые не хотим переступать.

Люди похожи на слова: если не поставить

их на место, они теряют значение.

Пространственная организация также в значительной степени сказывается на процессе взаимодействия людей. Отметим, что исследования этого компонента коммуникации известным американским ученым Э. Холлом привели к образованию новой научной области – проксемики, которую сам автор называет пространственной психологией. Проксемика изучает закономерности пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Пространственная организация общения включает в себя исследование дистанции и ориентации на особенности межличностного общения.

Дистанция.Выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.

Интимная дистанция. Ее пределы – от непосредственного контакта до расстояния 15-45 см. Сверхинтимная зона – до 15 см. Эта дистанция словно зарезервировала область для обмена интимными посланиями на языке тела (взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.).

Довольно легко установить, какого уровня общения желает придерживаться ваш потенциальный партнер. Достаточно намеренно сократить личную дистанцию, и другой человек неосознанно сделает движение, чтобы установить приемлемое для него расстояние. Если вы придвигаетесь (наклоняетесь) к собеседнику или собеседнице, сокращая дистанцию до уровня интимного общения, а он или она не торопится отстраниться, то это, по всей вероятности, свидетельствует о готовности к более близким отношениям. Однако необходимо помнить, что злоупотребление этим диагностическим приемом может быть воспринято как агрессия или панибратство, а может быть – как беззастенчивое заигрывание.

Обычно мы не возражаем против вторжения в нашу интимную зону только в том случае, если оно сочетается с любовью, вознаграждением и похвалой. Эту особенность взяли на вооружение работники криминальной полиции. При допросе подозреваемого они нередко вторгаются в его интимную сферу. Последний сидит не за столом (который мог бы придать ему определенное чувство безопасности), а на открытом месте. Следователь постепенно приближается: с дистанции около 1 м (личное расстояние) он подходит вплотную и, наконец, колени допрашиваемого зажимаются между ногами следователя. За счет этого подозреваемый как бы загоняется в угол[219].

Руководители также могут усиливать свои начальственные притязания посредством пространственного притеснения своих подчиненных.

По мнению немецкого психолога Хорста Рюкле[220], при нарушении границ интимного пространства человека следует иметь в виду следующие возможные реакции:

ü беспокойное ерзанье на стуле – желание удалиться;

ü закидывание ноги на ногу, движение прочь от захватчика – подготовка к бегству;

ü постукивание пальцами – сигнал внутренней тревоги;

Социальная дистанция. Близкая – 120-210 см. Ее чаще всего используют люди, работающие вместе. Далекая социальная дистанция – от 210 до 350 см. С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношениях.

Публичная дистанция: от 350 до 750 см до более далекой. Это то расстояние, которое обычно отделяет докладчика от его слушателей. Оно позволяет без всякого смущения наблюдать за теми людьми, которые выставляют себя напоказ.

М. Нэпп, Д. Холл называет девять источников вариаций в дистанции общения[222]:

1) пол.В естественном взаимодействии женщины склонны разговаривать с более близкого расстояния (вне зависимости от пола собеседника), чем мужчины (Hall, 1984). Женщины традиционно играют более личностно-ориентированные и просоциальные роли, и поэтому следует ожидать, что репертуар их социального поведения (включая невербальное) будет отражать такую ориентацию.

2) возраст.Если дистанция отражает то, насколько комфортно мы чувствуем себя с собеседником, логично предположить, что с людьми нашей возрастной группы мы будем взаимодействовать с более близкого расстояния. Разумеется, исключениями будут глубокие старики и очень маленькие дети, общаться с которыми (по разным причинам) зачастую необходимо на более близком расстоянии. Как правило, дистанция общения постепенно растет с шести лет до раннего подросткового возраста, затем устанавливаются взрослые нормы (Aiello & Aiello, 1974).

4) тема разговора. Эриксон (Erikson, 1975), изучая сопутствующее беседе поведение, выявил, что изменения расстояния могут отмечать важные части разговора (например, начало, окончание и изменение темы). Соммер, исследуя пределы расстояния, на котором происходит общение, пробовал использовать безличные темы, которые, очевидно, не влияли на выбор дистанции. Личные темы могут требовать для разговора меньшей дистанции, если другие факторы, не относящиеся к личным, не нейтрализуют этого.

5) обстановка. На расстояние в общении влияют освещение, температура, шум и наличие свободного места. Некоторые авторы выдвинули гипотезу, что по мере увеличения размера комнаты люди склонны сидеть ближе друг к другу. Шумные городские улицы могут побудить стоять друг к другу ближе, чем при общении внутри здания. И если обстановка воспринимается как формальная или незнакомая, можно предположить, что от незнакомых людей собеседники будут держаться подальше, а к знакомым поближе.

6) физические характеристики.Выбор дистанции зависит от роста собеседника. Независимо от пола, люди небольшого роста общаются с меньшей дистанции, чем более высокие (Caplan & Goldman, 1981). Собеседники разного роста устанавливают такое расстояние, при котором хорошо видны лица. Также очевидно, что тучные люди соблюдают при взаимодействии большую дистанцию (Lerner, Venning§ & Knapp, 1975).

Серия исследований, проведенных Клеком (Kleck, 1969; Kleck & Strenta, 1985) показала, что люди, общаясь с инвалидами (ампутация левой ноги была смоделирована при помощи инвалидного кресла особой конструкции) выбирают большую начальную дистанцию общения, чем при общении с обычными людьми, но эта дистанция уменьшается по ходу диалога. Подобные результаты были получены при общении с людьми, которых считали эпилептиками, и с людьми, имевшими изъяны на лице (шрамы и большие родимые пятна). Клек особо отметил, что, когда люди с физическими недостатками ожидают, что другие будут вести себя отстраненно, они готовят себя к таким реакциям, и тем самым увеличивают вероятность этого поведения.

8) характеристики взаимоотношений собеседников.Незнакомые люди начинают беседу на большем расстоянии, чем знакомые, а знакомые – немного дальше, чем друзья. При изучении 108 супружеских пар мужей просили идти к женам и остановиться на расстоянии, которое они считают удобным для беседы. Чем меньше мужья были удовлетворены браком, тем больше было это расстояние (Crane, Dollahite, Griffin & Taylor, 1987).

9) черты личности. О влиянии интроверсии и экстраверсии на пространственные отношения было написано много. Утверждать что-либо категорически нельзя, но в целом, очевидно, что интровертам присуща тенденция стоять дальше экстравертов. Другие исследователи утверждают, что тревожные люди поддерживают большую дистанцию, а более близкие расстояния характерны для людей с высокой самодостаточностью, имеющих потребность в общении и не склонных к авторитаризму. Люди с различными личностными отклонениями могут продемонстрировать в экспериментах ненормальное пространственное поведение: располагаться при общении слишком далеко или слишком близко.

Выбор сидячих мест и распределение пространства в маленьких группах.Наука о выборе сидячих мест и распределении пространства в небольших группах называется экологией малых групп. Исследования на эту тему показывают, что в целом наше поведение при размещении за столом не случайно. Иногда его можно объяснить, независимо от того, делается выбор места осознанно или нет. Специфическое положение, выбранное относительно другого человека или людей, изменяется в зависимости от текущей задачи, отношениями между общающимися, количеством и видом свободного места.

Рисунок 5.19. Расположение собеседников за столом (относительно А)

В1 – угловое расположение (характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой);

В2 – позиция делового взаимодействия (партнеры);

В3 – конкурирующе-оборонительная позиция (соперники);

В4 – независимая позиция (отсутствие заинтересованности, нет желания взаимодействовать).

Таким образом, верно выбранная дистанция и расположение коммуникаторов относительно друг друга в пространстве значимы, исходя из тех позиций, что они задают тон дальнейшему общению.

Само слово "ольфакторный" имеет латинское происхождение и переводится как "душистый", "благовонный". Оно применяется к обонятельному восприятию, которое хорошо развито не только у людей, но и у животных .

Общение - это всегда обмен некими знаками, которые могут носить либо вербальный (с помощью речи), либо невербальный (без ее использования) характер.

Ольфакторные средства общения, относятся к невербальным

К ольфакторным средствам общения относится два основных вида:

Окружающие запахи. Например, в комнате стоит устойчивый запах табака, подгоревшей каши и т. д. Все это несет определенную информацию о хозяине квартиры.

Запахи самого человека, как естественные, так и искусственные. Особое значение они имеют в определенных случаях взаимодействия: в процессе интимного общения, в диалоге врача и больного, при уходе матери за новорожденным.

Учеными доказано, что различные запахи оказывают конкретное влияние на организм человека. Так, ароматы липы, эвкалипта и березы стимулируют дыхание, а тополя и сирени - угнетают его. Сосна своим запахом способна нормализовать пульс и снизить давление. Аромат мелиссы, ванили и валерианы благотворно действуют на сердце и сосуды.

Люди отражают невербальные сигналы по-разному. Это зависит от развитости органов чувств, например, обоняния. Ольфакторные невербальные средства общения требуют хорошего восприятия запахов. Использование партнером парфюмерии часто может многое рассказать о нем собеседнику. Люди, которые по своим обязанностям должны уметь влиять на людей, используют этот мощный фактор воздействия.

Общеизвестно, что слово несет лишь от 20 до 40% информации, основная же нагрузка лежит на невербальных средствах общения, которые могут:

Подтверждать сказанное. Например, тонкий аромат изысканных духов из Франции убеждает в том, что собеседница недавно посетила европейскую страну и у нее великолепный вкус.

Опровергать речь человека. Запах пота и дешевой парфюмерии может не сочетаться с рассказом о себе.

Дополнять информацию. Например, запах несвежей рубашки подтверждает, что собеседник не имел возможность побывать дома и переночевать в нормальных условиях.

Акцентировать внимание собеседника на значимых моментах. Партнер по диалогу восторженно рассказывает о посещении бани, источая запах чистого тела.

Ольфакторные средства общения могут заменять информацию. Так, мужчина, использующий любимый аромат своей девушки, демонстрирует определенное к ней отношение.

Запахи выполняют ряд социально-психологических функций — прежде всего, создают образ человека и управляют впечатлением, отношениями и т.д.

Ольфакторные средства общения в психологии изучаются с помощью поисковых исследований. В основном изучаются искусственные запахи (парфюм), которые используют конкретные индивиды. По ним оценивались следующие параметры: активность, независимость, коммуникативная компетентность, самоконтроль, креативность. Результаты позволяют дать рекомендации для формирования имиджа деловых людей.

Одним из наиболее известных экспертов, изучающих влияние запахов на эмоционально-волевую сферу личности является Ольга Александр. Она работает в Париже и консультирует дипломатический корпус и европейских политиков, раскрывая тонкости многочисленных ароматов. С представителями различных стран и конфессий необходимо использовать ольфакторные средства общения. Это в психологии называется созданием ольфакторного имиджа. Важно знать, какие ароматы способствуют расположению к себе человека, а какие, наоборот, отталкивают. ( из инета)

Читайте также: