Доклад сказка о потерянном времени

Обновлено: 02.07.2024

Шварц Е.Л. – знаменитый советский писатель, подаривший нам большое количество произведений и пьес. Одним из самых интересных и остающимся актуальным по сей день произведением является Сказка о потерянном времени.

Сказка повествует о мальчике Пете Зубове и ещё троих ребятах, который любили заниматься всякой ерундой и зря терять время. Этим воспользовались злые волшебники, которые собрали потерянное время, изготовили из него волшебные лепёшки и с их помощью вернули себе молодость. Вот только Петя и ещё трое ребят стали стариками. Сначала Петю это забавляло, ему казалось, что это всего лишь сон, однако со временем оказывается, что всё происходит взаправду. В итоге Петя не может ни подать достойный пример ребятам в школе, ни помочь женщине на рынке, которая торгует яблоками, да что там: Петю не узнала собственная мама. Только собака Дружок и признала своего хозяина.

Огорчённый и пристыженный, Петя уходит в лес, и там находит жилище волшебников. К счастью, сами волшебники заняты тем, что пакостят среди других ребят, поэтому Петя безопасно проникает в их жилище. Там он находит волшебную кукушку, которую Петя напоил водой – чего злые волшебники в жизни не делали – и та раскрывает ему секрет: надо только повернуть стрелки часов назад – и Петя станет мальчиком. Однако Петя, узнав, что ещё трое ребят стали жертвой этого колдовства, решает сначала найти их.

С помощью Дружка Петя находит сначала двух девочек, а потом и последнего мальчика, с которыми спешит в лес. Уже в самом доме их настигают злые волшебники, но Петя успевает повернуть стрелки часов. В результате ребята принимают свой прежний облик, а волшебники навсегда пропадают.

Главная мысль. Данная сказка несёт множество замечательных посылов. Здесь и необходимость учиться – достаточно вспомнить, как Пете в образе дедушки презрительно сказали: “Бороду отрастил, а ума не нажил”. Так же фильм учит доброте и дружбе: верный пёс не забыл дружбу своего хозяина, а кукушка в ответ на доброту открыла важный секрет. Кроме того, Петя раскрывает в себе лидерские качества, когда не позволяет девочкам уговорить себя пойти посмотреть фильм с возрастным рейтингом.

Учит благородству: Петя не стал сам поворачивать стрелки часов, ведь в этом случае остальных ребят было бы нельзя расколдовать. Ну и, конечно, самый главный посыл: нельзя просто так терять своё время, наверстать которое потом уже не получится. У данной сказки есть отличная экранизация, которую можно будет посмотреть, а потом и обсудить вместе со своим ребёнком.

2 вариант

Главным героем в произведении является мальчик школьного возраста, который учился на одни двойки. Он бездельничает, ничего не желает делать, все время твердит как ему тяжело и однажды пожелал быстрее состариться и уйти на пенсию. И как-то его желание сбылось.

Мальчик очень удивился, ведь только вчера он был подвижным юнцом, а сегодня у него, как у старичка все болело, и он кашлял. Петю не узнала даже его мама, поэтому он очень расстроился.

Позже он узнает о том, что его детства украли какие-то волшебники. Им самим нужна его молодость.

Помимо героя Пети, есть еще трое ребят, которых тоже постигла такая же участь. Оказывается волшебники специально наказывали тех детей, которые теряли свое время. Они превращали детей в стариков, а сами овладевали их молодостью, чтобы дальше совершать свои злые поступки.

Петя нашел в лесу жилище этих самых злых колдунов и проник к ним. В этом жилище он нашел кукушку, которая была волшебной, он дал ей попить, чего не делали до этого волшебники. Позже кукушка рассказывает Пете тайну, о том, как вернуть мальчику снова детство. Весь секрет состоит в том, что нужно повернуть стрелки на часах назад. Прежде, чем вернуть себе детство, он хотел найти ребят, которых тоже постигла такая же участь.

Мальчик находит их, побеждает их и снова становится ребенком. Именно с этого момента герой тщательнее относится к своему времени. Он отыскал этих девочек и мальчика и вместе с ними отправился в лес, там их настигают злые колдуны. Но тем не менее мальчик все же успевает повернуть стрелки на часах.

Эта сказка хочет донести читателям то, что нежно ценить свое время, так как вернуть его обратно просто невозможно. Еще произведение учит доброте, ведь даже кукушка ответила мальчику хорошим поступок взамен на его доброе деяние. Также произведение учит дружбе, ведь верный и преданный пес все-таки признал в старике своего маленького хозяина, в отличие от других.

Сказка учит читателя проявлять благородство, ведь герой произведения не думал только о себе, он пошел искать других ребят, а потом уже только повернул стрелки обратно, дабы, чтобы и к другим ребятам вернулась молодость.

В конце сказки все-таки добро победило зло. Дети получили же отличный урок о потерянном времени. Ведь время уходит быстро и практически незаметно. Поэтому нужно его беречь, каждую минутку, правильно пользоваться им. Сказка заставляет задуматься не только юных читателей, но и взрослых, ведь они также не могут распределять правильно свое время и тогда оно быстро пролетает и незаметно наступает старость.

Сочинение 3

Время – это то, над объяснением существования чего бьются до сих самые блестящие и гениальные умы человечества. Но объяснение никак им не поддается. Время… это секунда? Час? Два? Сутки – это много? Наверное, это то, что незримо ускользает в никуда, протекая сквозь пальцы, точно через решето, пока люди рассуждают, любят и ненавидят, злятся и радуются, смеются и плачут. Время – это человеческая жизнь: хрупкая и непостижимая. Мы обязаны беречь каждую свою секунду, которую мы проводим в этом мире, проводить из с пользой. Ведь время нельзя повернуть на несколько мгновений назад, оно идет только вперед, оставляя в сердцах людей следы. Эти следы – память, воспоминания и то, что мы бережно перечитываем ночами в блокноте, исписанном до дыр в страницах.

Сказка писателя по фамилии Шварц именно о том, что необходимо беречь и ценить каждое мгновение, минуту. Необходимо беречь свое время, а не растрачивать его понапрасну.

Главный герой – мальчик-школьник, который является двоечником. Он не любит учиться и постоянно жалуется на свою тяжелую участь учащегося. Тут он однажды заикается о том, что лучше было бы, если бы он скорее состарился и пошел бы на пенсию. В один из дней его прошения сбываются и просыпается состарившимся пенсионером.

Он в панике, ведь только вчера он был веселым мальчишкой, а сегодня его жизнь – это боли в спине, постоянный кашель и седая борода.

По сюжету произведения герой узнает, что его время детства украли злые волшебники, чтобы самим стать молодыми.

Мальчик находит их, побеждает их и снова становится ребенком. Именно с этого момента герой тщательнее относится к своему времени.

Сказка учит ценить свое время, ведь его не вернуть так просто, а придется заплатить дорогую цену.

Сказка о потерянном времени - анализ сказки Шварца

Несколько интересных сочинений

Замечательная повесть Лескова Левша наполненная уникальным количеством проработанных персонажей, и интересной историей, которая не похожа на своих соратников по цеху, как и любое другое произведения появилась на свет не сразу

Главный герой Петрусь родился слепым. Подвижный и любознательный мальчик может развиваться только с помощью звуков. Мать и его дядя всячески этому способствуют.

Сказка рассказывает о борьбе добра со злом. В образе добра представлена молодая царевна. Девушка рано потеряла мать, воспитывается в семье отца и мачехи.

Природа – это прекрасный мир, который окружает человека. Это горы, поля, леса, реки, озера. Природа дает людям кров, пищу и одежду, это воздух, которым они дышат. Не беречь природу, значит не беречь себя и своих близких.

ФИО автора: Шварц Евгений Львович

Название: Сказка о потерянном времени

Жанр: Сказка

Год написания: 1940 год


Главные герои

Петя Зубов – третьеклассник, лентяй и ротозей.

Маруся Поспелова – ученица 3 класса, также большая лентяйка.

Наденька Соколова – ученица 3 класса, лентяйка и прогульщица.

Вася Зайцев – второклассник, легкомысленный, проказливый, ленивый мальчик.

Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые волшебники, пожилые люди, отобравшие у детей их время, чтобы самим стать молодыми.

для самых рациональных -

для самых компанейских -

Сюжет

Петя Зубов был одним из самых слабых учеников в своём классе, который обещал нагнать ребят по всем предметам, но никогда не сдерживал своё обещание. Однажды Петя, как обычно, опоздал в школу. Он протянул пальто гардеробщице, но та приняла третьеклассника за старичка. Посмотрев на себя в зеркало, Петя увидел седину и бороду.

Петя очень испугался и бросился домой, но даже родная мама не признала в нём своего сына. Тогда постаревший мальчик ушёл, куда глаза глядят. Так он оказался в лесу, где набрёл на пустой домик. Уставший Петя лёг на сено в углу и уснул. Проснулся он от голосов: за столом сидели два мальчика и две девочки, которые разговаривали старческими голосами и называли друг друга по имени-отчеству.

Петя узнал, что это были злые волшебники, которые ловили ленивых детей, теряющих время понапрасну. Им удалось поймать не только Петю Зубова, но и ещё трёх детей, ставших стариками. Один из волшебников, Сергей Владимирович, проговорился, что заколдованные ребята вновь смогут стать детьми, если в полночь повернут стрелки часов на 77 оборотов назад.

Ребята поспешили к лесной избушке, где, дождавшись полночи, принялись откручивать назад стрелки часов. В этот миг проснулись волшебники, которые стали стареть буквально на глазах. На последнем обороте стрелок злые волшебники исчезли, а старички вновь стали детьми.

План пересказа

  1. Петя Зубов превращается в старичка.
  2. Мама не узнаёт Петю.
  3. Лесная избушка.
  4. Тайна злых волшебников.
  5. Поиски заколдованных детей.
  6. Встреча с Марусей, Наденькой и Васей.
  7. Стрелки часов.
  8. И снова детство!

Главная мысль

Если впустую тратить время, то можно не заметить, как прошла вся жизнь.

Чему учит

Сказка учит ценить не только своё время, но и время окружающих людей. Она учит тратить драгоценное время только на добрые, полезные дела.

Отзыв

Сказка очень поучительная и напоминает о том, что если не ценить своё время, то можно не заметить, как пришла старость, а изменить уже ничего будет нельзя. Хорошо, что ребята вовремя спохватились и исправили свои ошибки.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о потерянном времени

Рисунок-иллюстрация к Сказке о потерянном времени.

Пословицы

  • Время как воробей: упустишь — не поймаешь.
  • Упустишь минутку — потеряешь час.
  • Потерянную вещь можно найти — потерянное время никогда.

Что понравилось

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сказка о потерянном времени . Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Русский советский писатель, Русский советский писатель, драматург, автор более 20-ти пьес для драматического и кукольного театра, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Оба замечательных фильма снимались именно по сценариям Евгения Шварца, изрядно преобразившего, а точнее сказать — обогатившего классические сюжеты.

96157 96158 96171 96147 96166 96170 96144 96167 96165 96173 96151 96148 96172 96149 96161 96160 96164 96156 96163 96146 96153 96154 96145 96169 96152 96155 96150 96159 96168 96162

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях


Русская литературная сказка изначально создавалась как произведение, выполняющее явно выраженную воспитательную функцию. Это особенно четко прослеживается на примере сказок В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX в., несмотря на масштабность, происходивших в стране изменений, русская литературная сказка сохранила свой воспитательный смысл. Благодаря этому в настоящее время потенциал литературной сказки может быть использован для развития личностных качеств ребенка и формирования у него гуманистической системы ценностей. Потенциал литературной сказки реализуется в процессе формирования целостной личности, развитии у детей способности восприятия, интерпретации и анализа информации. Благодаря чтению сказки ребенок получает возможность переживать различные жизненные ситуации, что способствует развитию способности к моральному оцениванию собственных действий и действий окружающих. Это позволяет значительно эффективнее формировать личность ребенка, чем простые указания взрослого.

Процесс восприятия текста сказки проходит у ребенка через несколько стадий. Первая из них связана с впечатлением, которое оказывает сказка на чувства ребенка. На этой стадии осуществляется первичное эмоциональное воздействие сказки и за счет этого у ребенка возникает определенный познавательный интерес к ее прочтению. Вторая стадия восприятия связана с усилением эмоционального воздействия сказки за счет актуализации имеющегося жизненного опыта ребенка и пробуждения воспоминаний. На третьей стадии происходит уподобление себя героям произведения и восприятие сказки как реальности, в которой мог бы действовать ребенок. На четвертой стадии происходит осмысление сказки, когда ребенок отходит от ее контекста и начинает открывать индивидуальный смысл произведения. На пятой стадии ребенок сопоставляет содержание прочитанной сказки с жизнью и пробует найти общие, объединяющие их, моменты [1].

Постижение смысла сказки, перенесение ее содержания во внутренний план деятельности ребенка становится условием его воспитания и развития. Однако ребенок не всегда может открыть всю полноту смыслов, заключенных в сказке, поэтому он нуждается в подсказках взрослого. Родители или педагоги, используя свой жизненный опыт, могут указать ребенку на отдельные моменты сюжета, противоречивый смысл которых, пока еще не вполне доступен для понимания ребенка. Положительный эффект заключается в том, что сказка в этом случае никогда не примет характер морализирования, а будет воспринята детьми именно, как источник знаний. Самостоятельное открытие ребенком значений сказки будет способствовать принятию гуманистических ценностей и установок и поможет лучше ориентироваться в ситуациях нравственного выбора.

Формирование умения самостоятельно делать такой выбор, предполагает высокую активность ребенка в эмоциональном, социальном и познавательном плане. Побуждение ребенка к такой активности не исчерпывается только чтением сказки, для этого могут привлекаться и другие виды искусства — кино и мультипликация. Они могут дополнить смысл прочитанной сказки и в ряде случаев дать наглядное объяснение поступкам героев. Кроме этого возможна организация тематических игр по мотивам сказок и использование специально разработанных упражнений, связанных с сюжетом сказки.

В связи с этим можно отметить, что образ времени в сказке оказывается достаточно противоречивым. С одной стороны, значительная часть жизни детей оказывается похищенной злыми волшебниками, которые нашли способ прибавить ее себе. С другой стороны времени у детей становится слишком много, как с точки зрения возраста, так и с точки зрения времяпрепровождения. Формально герои повести не отстают от времени, а скорее обгоняют его, как и свой возраст. Такое положение дел подчеркивается за счет использования образов злых волшебников, которые, несмотря на значительное омоложение, не утратили своего опыта. Чтение сказки должно помочь ребенку понять, что возраст человека связан не только с количеством прожитых лет, но и с определенным опытом, полученным в результате учебной и трудовой деятельности.

В фильме достаточно подробно раскрывается это отношение между возрастом и опытом. К детям, неожиданно ставшим стариками, окружающие относятся соответственно их внешности. Так как с точки зрения большинства, они достигли определенного положения в обществе, люди ожидают от них соответствующего поведения, поэтому неспособность детей вести себя соответствующим образом воспринимается негативно. Внешность детей, на основании которой окружающие судят об их положении, становится основным препятствием для обучения какому-либо делу, следовательно, дети, превращенные в стариков, оказываются отвергаемыми обществом. Этот момент может быть использован для того, чтобы показать детям, насколько важно овладение какой-либо профессией, поскольку она позволяет добиться признания окружающих в качестве личности. Это может быть также проиллюстрировано примером из фильма, где злые волшебники передают другим детям свой отрицательный опыт, обучая их различным проделкам.

Отдельное место занимает в сказке тема взаимовыручки, так как детям приходится помогать друг другу, чтобы вернуть потерянное время. Этот момент по-разному раскрывается в сказке и фильме. Согласно сказке дети, превращенные в стариков, должны собраться вместе, так как это является важным условием их обратного превращения. В фильме решение найти остальных сверстников Петя Зубов принимает самостоятельно, понимая, что он может и не делать этого. Согласно сюжету сказки, на поиски других превращенных детей у Пети Зубова уходит целый день. В итоге поиски успешно завершаются, благодаря тому, что дети занимаются несвойственной взрослым деятельностью.

Во-вторых, в произведении достаточно явно представлено социальное измерение времени, что выражается через неспособность превращенных детей к взрослой деятельности. Это позволяет говорить о том, что возраст измеряется не только количеством прожитых лет, но и полученным социальным опытом. Отсутствие такого опыта порождает непонимание и напряженность в отношениях с окружающими людьми.

  1. Царева, Р. Ш. Проблемы постижения психолого-педагогического потенциала литературы // Вестник Башкирского университета. — 2013. — Т.18, № 4. — С.1291–1295
  2. Шварц, Е. Л. Сказка о потерянном времени. — Петрозаводск: Карелия, 1975. — 14 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потерянное время, ребенок, Сказка, время, русская литературная сказка, сюжет сказки, чтение сказки, литературная сказка, младший возраст, полная мера.

Читайте также: