Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья развитием физических качеств доклад

Обновлено: 04.07.2024

Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание его физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Специфическое содержание физической подготовки составляет воспитание силовых, скоростных способностей и выносливости, а также гибкости и ловкости.


В целом эта сторона спортивной подготовки в большей мере, чем другие, характеризуется физическими нагрузками, воздействующими на морфофункциональные свойства организма и направляющими тем самым его физическое развитие. Физическая подготовка является в этом отношении основополагающей стороной содержания спортивной тренировки.

Физическая подготовка - это процесс, в ходе которого достигается тот или иной уровень физической подготовленности.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид спорта), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Физиологические механизмы развития силы

развитие силы зависит от

1. Внутримышечные факторы

- физиологического поперечника (наибольший для перистых мышц), который увеличивается при силовой тренировке.

- состав мышечных волокон, который заложен генетически: красные – медленные, белые – быстрые волокна.

- Миофибриллярная гипертрофия мышцы – т.е. увеличение мышечной массы, которая развивается при силовой тренировке. (плечо – до 80см, бедро – 95см и более).

2. Нервная регуляция обеспечивает развитие силы за счет

- Увеличение частоты нервных импульсов, обеспечивающих переход от слабых одиночных сокращений их волокон к мощным титаническим.

- Синхронизация ДЕ – одновременное сокращение возможно большего числа ДЕ резко увеличивает силу тяги мышцы.

Межмышечная координация – сила мышцы растет при одновременном расслаблении ее антогонитса.

Все это улучшается при силовой тренировке

Физиологические механизмы развития быстроты Быстрота зависит от следующих факторов:

1. Лабильность - скорость протекания возбуждения в нервных, мышечных клетках,

2. Подвижность нервных процессов – скорость смены в коре больших полушарий возбуждения и торможением и наоборот.

3. Соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах.

4. Пропускная способность мозга – количество перерабатываемой информации в единицу времени.

Результатом тренировки является улучшение этих показателе, но все же в большей степени они заложено генетически.

Общая выносливость зависти от доставки кислорода работающим мышцам и главным образом, определяется функционированием кислороднотранспортной системы: сердечно-сосудистой, дыхательной и системой крови.

Развитие общей выносливости обеспечивает разносторонне перестройки в дыхательной системе :

- Происходит увеличение легочных объемов (на 10-20%) и емкостей (ЖЕЛ до 6-8 литров), тогда как у не тренированных людей ЖЕЛ составляет 3,5-5 литров

- у тренированных лиц во время выполнения работы увеличение потребления кислорода происходит, в больше степени, за счет увеличения глубины дыхания до 50-55% от ЖЕЛ, тогда как у не тренированных - за счет частоты дыхания. Т.е. при развитии выносливости при одной и той же нагрузке частота дыхания уменьшается, а глубина дыхания увеличивается.

- увеличивается диффузная способность легких, что обусловлено увеличением альвеолярной поверхности и объема крови в легких.

- увеличивается мощность и выносливость дыхательных мышц, что приводит к увеличению объема вдыхаемого воздуха.

Все эти изменения способствуют экономизации дыхания: большему поступлению кислорода в кровь при меньших величинах легочной вентиляции. Происходит повышение возможности более выгодной работы за счет аэробных источников энергии и позволяет спортсмену дольше не переходить к энергетически менее выгодному использованию анаэробных источников, т.е. повышает вентиляционный порог анаэробного обмена.

Развитие выносливости приводит к перестройкам сердечно-сосудистой системе:

- увеличение объема сердца и утолщение сердечной мышцы – спортивная гипертрофия,

- рост сердечного выброса (увеличение ударного объема крови)

- замедление ЧСС в покое до 40-50 уд.мин – спортивная брадикардия,(у не тренированных людей нормой считается 60-80 уд.мин) что облегчает восстановление сердечной мышцы и последующую ее работоспособность

- снижение АД в покое (ниже 105 мм.рт.ст.) – спортивная гипотония.

При хорошей спортивной подготовленности у спортсмена во время выполнения работы систолическое давление увеличивается, а диастолическое давление понижается, тем самым увеличивается пульсовое давление (т.е. разница между систолическим и диастолическим давлением). Если же диастолическое давление во время работы повышается - это говорит о плохой тренированности.

В системе крови происходит увеличение циркулируемой крови, увеличение общего количества эритроцитов, гемоглобина, уменьшение содержания молочной кислоты.

В скелетных мышцах - накопление миоглобина, гликогена, становится богаче капиллярная сеть, увеличивается число митохондрий, которые отвечают за тканевое дыхание.

Мышечные волокно включаются по сменно, восстанавливая свои ресурсы во время отдыха.

В ЦНС - работа на выносливость сопровождается формированием стабильных рабочих доминант, которые обладают высокой помехоустойчивостью.

Ловкость зависит от:

1.ориентации в вероятной среде

2. быстроты реакции на движущийся объект

3. высокого уровня лабильности и подвижности нервных процессов.

4. умения легко управлять различными мышцами.

Гибкость зависит от морфофункциональных особенностей, а именно:

- эластичности мышечного аппарата

- состояния межпозвоночных дисков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"

Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и на.


Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"

Упражнения круговой тренировки для мальчиков и девочек.


Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у младших школьников

Развитие основных физических качеств с помощью подвижных игр.

Развитие основных физических качеств на уроках физической культуры

Развитие основных физических качеств на уроках физической культуры.


Технологическая карта урока физической культуры Развитие основных физических качеств

Технологическая карта урока физической культурыучителя МБОУ СШ № 9 г.Гуково Абдукадыровой Елены Евгениевны Учебный предметФизическая культураКласс3БАвтор УМКМатвеев А. П. Физическая культур.


Пояснительная записка. Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьни.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточной устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной трудовой и соревновательной деятельности. Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств человека.

Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация). Эти качества должны развиваться в комплексе, так как развитие одного качества влияет на развитие другого.

Актуальность выбранной мной темы объясняется тем, что в наше время большинство людей малоподвижны. Даже молодежь не очень балует себя физическими нагрузками. А недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на возможностях человека во всех сферах жизни. Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм о сердечных заболеваний. Двигательная активность — вот в чем нуждается для нормального функционирования., для укрепление здоровья и хорошего самочувствия.

Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.

1. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств школьника

Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом.

В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку.

Специальная физическая подготовка - связана с профессиональной или спортивной деятельностью, критерием оценки является спортивный результат.

Общая физическая подготовка - включает в себя уровень знаний и умений, навыков в жизненно важных или, как говорят, прикладных, естественных, основных видов движений. Жизненная полезность движений, частая применяемость, практическая используемость их в жизни.

Уровень развития этих движений ускоряет процесс специальной физической подготовки.

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовки (О.Ф.П.) - это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая результатов в короткий срок, при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений известен, т.к. в этих движениях большое количество мышечных групп, что способствует повышению объема веществ в организме, усилению деятельности внутренних органов, совершенствуя подвижность нервных процессов.

Знание возрастного развития основных движений должно способствовать улучшению методики работы со школьниками.

В процессе формирования двигательных умений и навыков развивается физическое качество: ловкость, скорость, выносливость, сила, меткость и т.д.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Все это является фундаментом к выполнению нормативов комплекса "ГТО".

Таким образом, первостепенное значение для успешной сдачи норм комплекса ГТО учащимися имеет разносторонняя физическая подготовленность, базирующаяся на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т.п.), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно-массовой работы.

2. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Приобщение учащихся к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Утренняя гигиеническая гимнастика – это одна из основных составляющих в организации и планировании самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3—5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная.

Если рассматривать формы самостоятельных занятий физической культурой поподробнее, можно выделить следующие: ходьба и бег, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипед, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, занятия на тренажерах.

Ходьба и бег. Ходьба — естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно. При хорошем самочувствии и свободном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно переходить к чередованию бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Бег — наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения уровня физической тренированности, а так же укрепления сердечно-сосудистой системы.

Из всего богатого арсенала тренировочных средств бегунов на средние и длинные дистанции для любителей оздоровительного бега подходят только три.

1. Легкий равномерный бег от 20 до 30 мин при пульсе 120— 130 ударов в мин. Для начинающих бегунов это основное и единственное средство тренировки. Подготовленные бегуны используют его в разгрузочные дни в качестве облегченной тренировки, способствующей восстановлению.

2. Длительный равномерный бег по относительно ровной трассе от 60 до 120 мин при пульсе 132—144 удар/мин раз в неделю. Применяется для развития и поддерживания общей выносливости.

3. Кроссовый бег от 30 до 90 минут при пульсе 144—156 удар/мин 1—2 раза в неделю. Применяется для развития выносливости только хорошо подготовленными бегунами.

Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие — темп бега должен быть невысоким и равномерным. Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется длительное время.

Плавание. Плаванием занимаются в летние периоды в открытых водоемах, а в остальное время — в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью.

Ходьба и бег на лыжах. Индивидуальные самостоятельные занятия можно проводить на стадионах или в парках в черте населенных пунктов. Полезно заниматься на лыжах каждый день хотя бы по одному часу. Минимальное количество занятий, которое дает оздоровительный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неделю по 1—1,5 ч и более при умеренной интенсивности.

ЧСС подсчитывается в течение 10 с сразу после окончания занятия или после прохождения отрезка дистанции с определенной интенсивностью и переводится на число ударов в 1 мин.

Велосипед. Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему. Ритмичное вращение педалей увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие. Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции. Хорошо иметь велосипедный спидометр, с помощью которого можно определить скорость передвижения и расстояние.

Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика — это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, приседах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, танцевальными элементами.

Атлетическая гимнастика. Атлетическая гимнастика — это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.

Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить к гимнастическим общеразвивающим упражнениям для всех групп мышц (разминка).

Занятия на тренажерах. Тренажеры применяются как дополнение к традиционным занятиям физическими упражнениями и спортом, делают их более эмоциональными и разнообразными.

Таким образом, планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями направлено на достижение единой цели, которая стоит перед учащимися всех медицинских групп, - сохранение хорошего здоровья, поддержание высоко уровня физической и умственной работоспособности.

Положительного результата в занятиях физической культурой можно добиться только при многолетних непрерывных занятиях, основанных на учете закономерностей развития организма и особенностей вида занятий (вида спорта).

3. Техника движений и ее основные показатели.

В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача, осознаваемая как конкретный желательный результат действия, и способ, каким она решается. Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими различными способами (например, выполнить прыжок в высоту можно отталкиваясь и ближней к планке, и дальней от нее ногой), причем среди них есть относительно менее эффективные и более эффективные. Те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений.

Основа техники движений — это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, какие, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т.д.).

Главное определяющее звено (или звенья) техники движений — это наиболее важная часть данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение движений, входящих в состав главного звена, обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует значительных мышечных усилий.

Правильное исходное положение служит одной из важных предпосылок эффективного выполнения последующих движений, в частности их внешней результативности. Особые требования в этом отношении предъявляются к спортивным стартовым положениям (низкий старт спринтера, боевая стойка фехтовальщика, боксера и т. д.)

Движения отдельных звеньев двигательного аппарата человека по форме траектории криволинейны (а не прямолинейны), что обусловлено естественными особенностями строения и функций органов движения живых существ. Общий же путь перемещения тела нередко должен быть возможно близок к прямолинейному (например, при ходьбе, беге), что требует тонкого согласования траекторий отдельных звеньев тела и общей траектории движения тела.

Таким образом, применительно к физическим упражнениям техника движения означает определенную упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напряжений) фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (отличающимися меньшими напряжениями либо расслаблением). Оптимальная степень нарастания и спада усилий, а также рациональное соотношение длительности фаз напряжения и расслабления, позволяет оптимизировать режим мышечной деятельности и целесообразно использовать как внутренние, так и внешние силы движения.

В исполнении указа Президента в нашем городе проводится разъяснительная работа по ознакомлению с условиями, видами испытаний, и нормативной частью комплекса.

В нашей школе вот уже два года проводится пропагандистская работа по популяции ГТО, а так же консолидированная информационно – просветительская работа.

Учителями физической культуры совместно со старшеклассниками, в образовательном учреждении, как в урочное, так и во внеурочное время, на переменах, проводятся: динамические физкультминутки, массовые лектории.

Так в сентябре 2015 года школу посетил и провел зарядку с учащимися российский гребец - конаист, спринтер, Иван Штыль. Выступающий за сборную России с 2005 года. Бронзовый призёр летних Олимпийских игр в Лондоне, двенадцатикратный чемпион мира, девятикратный чемпион Европы, неоднократный призер чемпионатов мира и Европы, обладатель Кубка мира. Выступает за Приморский край, город Владивосток, заслуженный мастер спорта.

В 2016 году школу посетил Иван Савкин, пауэрлифтер дважды вписан в Книгу рекордов Гиннесса, мастер спорта по жиму лежа.

На общешкольном классном часе демонстрируется и разъясняется информация о комплексе ГТО в виде презентации с викториной , а также просмотром документального фильма о развитии ГТО.

Физическая подготовка — это целенаправленный процесс развитие физических качеств, которые нужны человеку для разучивания различных физических упражнений и умения применять их в повседневной жизни.

Физическая подготовленность — это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой.

Сила — это качество, позволяющее преодолевать внешнее сопротивление за счёт напряжения мышц.

Быстрота — это качество, позволяющее выполнять движения в минимально короткое время.

Выносливость — это качество, позволяющее выполнять работу с умеренной нагрузкой длительное время.

Гибкость — это качество, с помощью которого движения выполняются с наибольшей амплитудой.

Ловкость — это качество, с помощью которого человек способен быстро овладевать сложными по координации, движениями и перестраивать свою деятельность в зависимости от внезапно возникающих условий.

Координация движений — это качество, позволяющее быстро, без ошибок и лишних мышечных напряжений осваивать и выполнять сложные двигательные действия.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Для того чтобы правильно и красиво выполнять физические упражнения, необходимо развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и координацию движений.

Физическая подготовка — это целенаправленный процесс развития физических качеств, которые нужны человеку для разучивания различных физических упражнений и умение применять их в повседневной жизни.

Физическая подготовленность — это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой.

Чтобы иметь хороший уровень физической подготовленности, недостаточно заниматься физическими упражнениями только на уроках физической культуры. Необходимо ещё не меньше двух раз в неделю в свободное от учёбы время заниматься физическими упражнениями вне школы: бегать, плавать, кататься на лыжах, конька, роликах, играть в подвижные и спортивные игры.

Занятия физической подготовкой положительно влияют на освоение двигательных действий и развитие физических качеств организма. А всё это вместе способствует укреплению здоровья человека.

Это происходит потому, что развитие физических качеств улучшает работу основных органов и систем организма.

Хороший уровень физической подготовленности позволяет человеку легче переносить физические и умственные нагрузки, противостоять различным заболеваниям и травмам, быстрее приспосабливаться к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Для гармоничного развития необходимо развивать все физические качества. Принято выделять следующие физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений.

Первое физическое качество человека, с которого начинается процесс физической подготовки, — сила. Так происходит, потому что это качество проявляется при выполнении любого движения, так как оно связано с работой мышц и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, сила является основой развития всех остальных физических качеств.

Сила — это качество, позволяющее преодолевать внешнее сопротивление за счёт напряжения мышц. Внешним сопротивлением может быть сопротивление партнёра или вес различных предметов. Сила проявляется за счёт работы мышц. Во время сокращения и расслабления мышц приводятся в движение руки, ноги голова. С помощью мышц внутренние органы поддерживаются в определённом положении.

Для укрепления мышц необходимы регулярные занятия физическими упражнениями. Во время таких занятий улучшается кровоснабжение органов, увеличиваются объём и масса мышц, крепче становятся кости.

Быстрота — это качество, позволяющее выполнять движения в минимально короткое время. Быстрота тесно связана с работой центральной нервной системы.

Она зависит от скорости сокращения мышц, которая регулируется нервными импульсами, исходящими из мозга. Чем сильнее импульс, тем быстрее сокращаются мышцы.

Выносливость — это качество, позволяющее выполнять работу с умеренной нагрузкой длительное время. Развитие выносливости связано в первую очередь с работой дыхательной и кровеносной систем.

Система дыхания. Человек дышит, выполняя вдох и выдох. Сменяя друг друга, вдох и выдох обеспечивают прохождение воздуха через легкие. С вдохом в организм поступает кислород, а с выдохом из организма удаляется углекислый газ. Получая достаточное количество кислорода, человек меньше утомляется, становится более работоспособным.

Систематические занятия упражнениями для развития выносливости положительно влияют на дыхательную систему, способствуя повышению потребления кислорода организмом.

Кровеносная система. Она доставляет кислород и питательные вещества ко всем органам и уносит от них углекислый газ. Кровеносная система состоит из сердца и множества крупных и мелких сосудов, по которым течёт кровь.

Сердце обеспечивает движение крови. Оно работает как насос. Расслабляясь, оно наполняется кровью, а сокращаясь — выталкивает кровь в сосуды, которые пронизывают всё тело человека.

Занятия физическими упражнениями, направленные на развитие выносливости способствуют тому, что сердце становится сильнее. Улучшение работы сердца положительно влияет на состояние кровеносных сосудов. Они становятся более эластичными и упругими, увеличиваются в диаметре, пропускают большее количество крови, несущей кислород и питательные вещества ко всем органам. Это ускоряет общий обмен веществ в организме. В результате человек приобретает способность без утомления длительно выполнять физические и умственные нагрузки.

Гибкость — это качество, с помощью которого движения выполняются с наибольшей амплитудой.

Гибкость связана с опорно-двигательной системой и зависит от подвижности суставов.

Недостаточная двигательная активность может стать причиной заболевания суставов, изменения их формы, уменьшения амплитуды движений.

Физические упражнения для развития гибкости помогают сохранить здоровье суставов и служат профилактикой их заболеваний и травматизма, которые могут ограничить не только амплитуду движений, но и саму возможность двигаться.

Ловкость — это качество, с помощью которого человек способен быстро овладевать сложными по координации, движениями и перестраивать свою деятельность в зависимости от внезапно возникающих условий.

Ловкость зависит от уровня развития физических качеств (быстрота, сила) и психических качеств (внимание, память, сообразительность, быстрота реакции).

Координация движений — это качество, позволяющее быстро, без ошибок и лишних мышечных напряжений осваивать и выполнять сложные двигательные действия. Она связана с деятельностью центральной нервной системы, которая согласовывает работу мышц. По мере многократного повторения изучаемого действия скованность пропадает, а точность возрастает, в результате координация улучшается. Развитие координации движений помогает человеку уверенно пользоваться освоенными движениями в повседневной жизни, использовать их легко и без излишних усилий.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Информация о тестовом вопросе:

Вставьте пропущенные слова:

«Физическая подготовленность – это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий _____________________________________.

Сила – это качество, позволяющее преодолевать внешнее сопротивление за счёт ___________________________.

Информация об ответах:

«Физическая подготовленность — это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой.

Сила — это качество, позволяющее преодолевать внешнее сопротивление за счёт напряжения мышц.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными

Выберите тип интерактивного теста:

Подчеркивания / зачеркивания элементов

Информация о тестовом вопросе:

Физическая подготовка человека.

А. это целенаправленный процесс развития физических качеств, которые нужны человеку для разучивания различных физических упражнений и умения применять их в повседневной жизни.

Б. это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой

Информация об ответах:

А. это целенаправленный процесс развитие физических качеств, которые нужны человеку для разучивания различных физических упражнений и умения применять их в повседневной жизни.

Б. это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических качеств.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Развивая таким путем физические качества, достигают, при известных условиях, существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др., повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет говорить об управлении их развитием.

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т. д.).

Известно, что до настоящего времени уровень развития двигательных качеств у детей, достигаемый в процессе физического воспитания в школе, в том числе на уроках физической культуры, относительно невысок и не удовлетворяет современным требованиям.

В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья детей, повышением их функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, является ведущим в программе начальных классов общеобразовательной школы.

Проблемам физической подготовленности школьников педагоги и научные работники уделяют большое внимание, как в России, так и за рубежом, ведётся поиск научно обоснованных средств и методов совершенствования системы физического воспитания, в том числе, в условиях общеобразовательной школы.

Для рациональной организации и физиологического обоснования процесса физического воспитания школьников необходимо знание и учет особенностей их естественного развития.

Важнейшее значение имеет раннее формирование физической активности детей, содержанием которой является систематическая мотивированная деятельность, направленная на физическое совершенствование. Физическое совершенствование, а через него и укрепление здоровья, возможно только при построении учебного процесса, не противоречащего темпам и направленности индивидуального развития ребёнка.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.

К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров - разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.

Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей.

Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.

Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.

Виды физической подготовки

Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом.

В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку.

Специальная физическая подготовка - связана с профессиональной или спортивной деятельностью, критерием оценки является спортивный результат.

Общая физическая подготовка - включает в себя уровень знаний и умений, навыков в жизненно важных или, как говорят, прикладных, естественных, основных видов движений. Жизненная полезность движений, частая применяемость, практическая используемость их в жизни.

Уровень развития этих движений ускоряет процесс специальной физической подготовки.

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовки (О. Ф. П.) - это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая результатов в короткий срок, при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений известен, т. к. в этих движениях большое количество мышечных групп, что способствует повышению объема веществ в организме, усилению деятельности внутренних органов, совершенствуя подвижность нервных процессов.

Знание возрастного развития основных движений должно способствовать улучшению методики работы со школьниками.

В процессе формирования двигательных умений и навыков развивается физическое качество : ловкость, скорость, выносливость, сила, меткость и т. д.

Характеристика состояния организма при физической деятельности

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Все это является фундаментом к выполнению нормативов комплекса "ГТО".

Первостепенное значение для успешной сдачи норм комплекса ГТО учащимися имеет разносторонняя физическая подготовленность, базирующаяся на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т. п., которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно-массовой работы.

Уровень двигательных возможностей наиболее полно отражает функциональное состояние организма школьников, которое проявляется в умении выполнять различные двигательные действия при соответствующем уровне развития двигательных качеств. Для каждого возрастного периода школьников свойственны анатомо-физиологические особенности. Исходя из особенностей детского и юношеского возрастов, их физического развития и физической подготовки устанавливаются учебные нормативы и нормативы ГТО. Эти особенности детей не являются постоянными и неизменными. В результате целого ряда факторов внешней среды, совокупности условий жизни, включая и организованный процесс физического воспитания, типичные для школьного возраста признаки их возможности изменяются.

Как пишет Л. П. Матвеев (1984) "принимая во внимание возрастные особенности, очень важно исходить из того, что задачей учителя отнюдь не является пассивное приспособление к ней. Наоборот, он должен содействовать прогрессивному их изменению, вдумчиво используя условия и закономерности объективного процесса развития человека. Надо активно подкреплять и поправлять, даже преднамеренно вызывать желаемые изменения в функциональных проявлениях организма. Тем более необходимо выявлять и очень строго учитывать в процессе обучения и воспитания все индивидуальные проявления возрастных особенностей, чтобы строить учебно-воспитательную работу на основе реальных возможностей детей.

Так, А. А. Минк (1980) указывает, что учитывая особенности опорно-двигательного аппарата, необходимо настойчиво избегать неправильных поз, высоких нагрузок на позвоночник, одностороннего напряжения мышц туловища, сильных толчков и сотрясений тела, перенапряжения суставно-связочного аппарата и мышц при длительных мышечных усилиях, особенно статического характера и т. п. В то же время следует постоянно активизировать деятельность мышечной системы, выравнивая уровень развития отдельных мышечных групп и контролируя эту работу по осанке.

Большую осторожность в нагрузках необходимо соблюдать в отношении органов кровообращения и дыхания, особенно в среднем школьном возрасте. Широко пользуясь упражнениями, вызывающими усиленную деятельность этих органов, необходимо строго дозировать физические напряжения, помня о слабой сократительной способности сердечной мышцы в младшем школьном возрасте, недостаточном совершенстве аппарата регуляции сердечной деятельности вплоть до конца переходного (среднего) возраста, физиологическом узкогрудии и других особенностях детского организма. Постоянно следует помнить об опасностях для сердца завышенных, излишне уплотненных нагрузок в беге и аналогичных ему циклических движениях, больших мышечных напряжений с натуживанием, а также формирования усилия после гриппа, ангины и других болезненных состояний.

Наибольшее внимание следует уделять неокрепшей еще нервной системе детей, к которой постоянно предъявляются очень высокие требования всеми учебными предметами. Интеллектуальные усилия в процессе обучения двигательным действиям, контроль за своими движениями и управление ими, повышенные волевые и эмоциональные напряжения, связанные с преодолением разного рода трудностей в условиях двигательной деятельности, - все это тоже является значительной нагрузкой для нервной системы. Правильное регулирование, видоизменение и постепенное, строго последовательное увеличение этой нагрузки позволяет укрепить нервную систему и повышать ее работоспособность. Необходимо иметь ввиду еще одну особенность детей - их легкую, часто излишне повышенную возбудимость, а также тесно связанную с ней высокую реактивность. Легкая возбудимость характерна для большинства детей всех возрастных групп, хотя степень ее выражения неодинакова. Она выше всего у младших школьников, долго еще сохраняется у подростков и начинает заметно спадать только в старшем школьном возрасте. Это явление обусловлено общими функциональными особенностями нервной системы детей. Осложняет работу еще и недостаточная устойчивость внимания, поверхностность восприятий, эмоциональная несдержанность и др. Высокая реактивность детей выражается в быстрых, часто преждевременных, и сильных реакциях. При этом они далеко не всегда достаточно целесообразно, а иногда и опасны. Наиболее ярко это качество проявляется в подростковом возрасте.

Работы великих физиологов И. М. Сеченева, Н. Е. Введенского, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и их учеников с достаточной полнотой вскрыли механизм влияния движений на сложные жизненные процессы в нашем организме, они указали на отрицательные явления. Какие наблюдаются при длительном вынужденном покое. Покой и движение - это два антипода (противоположности) они определяют состояние и характер жизненных процессов в организме, оказывают влияние на интерактивность и особенности работы сердца, легких, пищеварительного тракта, нервной и мышечной систем, обмен веществ. Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств.

Развитие физических качеств

Развитие физических качеств - это целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью. К основным физическим качествам человека силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость и непосредственно связанные с ними морфо-функциональные свойства организма. Эти качества определяют степень развития различных физических и двигательных способностей человека (силовые, скоростные, координационные и т. д.)

Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточной устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной трудовой и соревновательной деятельности. Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств человека.

Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация). Эти качества должны развиваться в комплексе, так как развитие одного качества влияет на развитие другого.

Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.

Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов. Поэтому правильное построение урока, оптимальное чередование разных видов занятий оказывает большое влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма.

Под особый контроль должны быть взяты: состояние здоровья, уровень физического развития и степень физической подготовки личности учащихся, т. к. в соответствии с этими показателями определяются: содержание, формы, общий объем и планы проведения учебно-воспитательной работы, а также, характер и интенсивность нагрузок.

Список использованной литературы:

1. Бальсевич В. К. "Здоровье в движении" М. "Советский спорт", 1988г.

2. Баршай В. М., Рябцева Е. И., Янсон Ю. А. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи. Ростов-на-Дону РГПИ 1987г.

3. Богословский В. П. "Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию", М. Просвещение, 1984г. Журналы "Легкая атлетика" 1985-1988гг.

4. Интернет ресурсы.

Адаптивная физическая культура: программа для детей с отклонениями в состоянии здоровья постоянного и временного характера. Задачи программы: Формирование у детей личной ответственности за свое здоровье. Укрепление здоровья,улучшение физического развития,закаливание.

Индивидуально — дифференцированный подход в развитии физических качеств дошкольников при обучении катанию на коньках Индивидуально – дифференцированный подход в развитии физических качеств дошкольников при обучении катанию на коньках. Актуальность В последнее.

Использование детских тренажеров в развитии физических качеств детей Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Проектная деятельность по разработке комплекса спортивных игр, направленных на развитие физических качеств дошкольников Проектная деятельность по разработке комплекса спортивных игр, направленных на развитие физических качеств детей дошкольного возраста 1.

Развитие физических качеств в дидактической игре

Развитие физических качеств в дидактической игре Физиологи, гигиенисты, врачи, психологи и педагоги всего мира справедливо называют движение фундаментом настоящего и будущего здоровья детей,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие моменты о самостоятельных занятиях общей физической подготовкой.

Общая физическая подготовка как средство укрепления здоровья

Здоровье — это такая жизненная ценность, которая занимает высшую ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в числе таких сфер человеческой деятельности, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизни.

Забота о сохранении и укреплении собственного здоровья - это личная обязанность каждого, без перекладывания ее на окружающих.

Медицина, конечно, сильная вещь, но и она не может избавить человечество от всех болезней. Человек - сам хозяин своему здоровью. С самого раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены.

Здоровый образ жизни - наиболее приемлемое и эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, а также способ профилактики болезней.

Одной из составляющих здорового образа жизни является двигательная активность.

Самый верный и доступный путь к высокой работоспособности, творческой активности, физическому совершенству и долголетию – регулярная двигательная активность.

Выполнение оптимальных физических нагрузок является очень важным фактором при занятиях физическими упражнениями. Малые нагрузки не оказывают заметного влияния на организм, средние наиболее благоприятны, а сильные могут нанести вред здоровью занимающегося. Для ориентировки можно использовать классификацию, основанную на реакции сердечно - сосудистой системы на нагрузку. Если сразу после выполнения физических упражнений частота пульса не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120—160 — средней, более 160 — большой. Максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.

Уроки физкультуры, помимо обучения двигательным умениям и навыкам, а также технике и тактике спортивных игр, призваны развивать двигательные способности учащихся. Для этого используется общая физическая подготовка (ОФП). Она является не только частью школьной программы. ОФП обязательна для профессиональных спортсменов, незаменима для приверженцев здорового образа жизни.

Общефизическая подготовка направлена на развитие основных физических качеств человека - силы, выносливости, гибкости, ловкости и быстроты. А самое главное, что любая физическая активность укрепляет здоровье. ОФП существенно улучшает физиологические и биохимические процессы. Организм становится более стойким к негативным воздействиям окружающей среды, активизируется работа иммунной системы, замедляются процессы старения. Обеспечивая всестороннее физическое развитие человека, ОФП является базой для специальной физической подготовки в системе спортивной тренировки.

Состояние здоровья и уровень физической подготовки у всех людей будут строго индивидуальны. Исходя из этого нужно подбирать такой уровень нагрузки, который будет не способен нанести вред организму и в то же время будет способствовать прогрессу в физическом совершенствовании.

В процессе занятий по повышению уровня общей физической подготовки необходимо менять уровень нагрузок. Если она останется постоянной, то не принесет должных результатов и станет привычной для человека. Таким образом, необходимо постоянно осуществлять корректировку и менять дозировку нагрузки.

Изменять уровень нагрузки можно следующими способами:

- увеличивать или уменьшать количество повторений упражнения;

- увеличивать амплитуду движения;

- менять исходное положение упражнения;

- увеличивать или уменьшать скорость или темп выполнения упражнения;

- интервал и характер отдыха между повторениями.

Объём физической нагрузки на уроках физкультуры в школе является недостаточным. Крайне необходимо дополнять этот объём физической активностью во внеурочное время. На первое место здесь выходят занятия в спортивных секциях. А на втором месте стоят самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями являются неотъемлемой частью рациональной организации учебной деятельности и труда, восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффективному восстановлению организма после утомления. Основная цель самостоятельных занятий — сохранение и укрепление здоровья, постоянное физическое совершенствование, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Одной из форм занятий являются самостоятельные тренировочные занятия в свободное время.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить с использованием тренировочных и соревновательных упражнений различных видов спорта или систем физических упражнений. При этом обязательно учитывать возрастные особенности. Школьникам, имеющим высокий уровень физической подготовленности, рекомендуется заниматься спортом; имеющим средний уровень физической подготовленности — оптимальнее всего занятия общей физической подготовкой; имеющим низкий уровень физической подготовленности — лучше выбрать занятия с оздоровительной направленностью.

Выбор количества и продолжительности занятий в значительной степени зависит от цели самостоятельных занятий. Для поддержания физического состояния на достигнутом уровне достаточно заниматься два раза неделю, для его повышения — 3—4 раза, а для достижения существенных результатов —4—7 раз в неделю по 1—1,5 ч. Занятия менее двух раз в неделю никоим образом не способствуют укреплению здоровья и процессу физического совершенствования.

Лучшее время для тренировок — вторая половина дня, через 2—3 ч после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак. Утром необходима зарядка.

Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т. е. способствовать развитию основных физических качеств, укреплению здоровье и повышению общей работоспособности.

Таким образом, совершенствование личной физической подготовленности необходимо осуществлять как для поддержания, так и для укрепления здоровья. Занятия физкультурой способствуют укреплению сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, органов дыхания, нормализации работы пищеварительного тракта. При нагрузках увеличивается мышечная сила и развивается выносливость. Организм становится устойчивым и невосприимчивым к самым различным заболеваниям. Все это обуславливает важность и необходимость самостоятельных занятий физическими упражнениями начиная со школьной скамьи и на протяжении всей жизни.

Читайте также: