Эстетотерапия в реабилитации доклад

Обновлено: 04.07.2024

Определение реабилитации

Под реабилитацией подразумевают восстановление здоровья, физических функций и трудоспособности, утраченных в результате заболеваний, травм или вредных факторов окружающей среды.

Различают 5 видов реабилитации:

— Медицинскую — представляет собой комплекс лечебных и профилактических средств, восстанавливающих здоровье человека. Это лечебные мероприятия, которые проводят врачи, младший и средний медперсонал, пока пациент находится под их наблюдением в ЛПУ.
— Физическую — восстанавливает здоровье с помощью физических упражнений, природных факторов и др. Проводят ее врачи ЛФК, физиотерапевты, массажисты.
— Психологическую — помогает поддержать психологическое состояние пациента, сформировать у него позитивный настрой к лечению и выздоровлению. Проводят ее психологи и психотерапевты.
— Трудовую — направлена на подготовку пациента к трудовой деятельности с учетом его физических и умственных возможностей.
— Бытовую — помогает пациенту стать социально полноценным, т.е. способным самостоятельно себя обслуживать в быту. Ее обеспечивают органы соцзащиты.

Физическая реабилитация

Цель реабилитации — с помощью комплекса специальных средств восстановить нарушенные функции организма, быстрее вернуть пациенту утраченное здоровье, возможность трудиться и участвовать в общественной жизни. Если это невозможно — развить компенсаторные функции и помочь приспособиться к новым условиям.

История развития физической реабилитации

Реабилитацию для восстановления утраченных физических функций организма начали активно использовать с начала ХХ века.

Первая причина — это вспышка полиомиелита в США в 1916 году. Лечение этого заболевания сопровождалось длительным постельным режимом, который приводил к физической слабости, атрофии мышц и ограничению движений даже после выздоровления. Тогда для борьбы с этими осложнениями врачи начали использовать физические упражнения и массаж.

Также развитию физической реабилитации способствовали две мировые войны. Во время них резко выросло число инвалидов среди мужчин трудоспособного возраста, бывших военных. Поэтому физическую реабилитацию начали активно внедрять практически во всех армиях, которые участвовали в войнах.

Постепенно реабилитацию начали использовать в мирное время. В начале 50–хх годов прошлого столетия английские врачи Карл и Берта Бобат разработали методику восстановления пациентов с неврологическими расстройствами — Бобат–терапию. Она доказала свою эффективность в лечении ДЦП, последствий травм, инсультов и продолжает активно использоваться в наше время.

Сегодня проблемы реабилитации стоят не менее остро — вместе с техническим прогрессом растет уровень травматизации. Это ведет к росту инвалидности и большим экономическим потерям, поэтому интерес к реабилитации продолжает расти. Использование ее средств на ранних этапах лечения позволяет вернуть пациентам физическую полноценность и обеспечить им независимость.

Задачи и принципы физической реабилитации

Главная задача реабилитации — как можно полнее восстановить функции организма и его физическую активность.

К частным задачам физического восстановления относятся:

– возвращение пациенту возможности передвигаться, выполнять бытовые обязанности и самому себя обслуживать;
– восстановление утраченных трудовых навыков;
– предотвращение развития осложнений, которые ведут к утрате работоспособности;
– замедление прогресса заболевания.

Физические функции могут восстановиться в результате медицинской реабилитации, под действием лекарств. Но врачебный опыт доказывает, что в комплексе с физической реабилитацией это происходит быстрее, т.к. они взаимно дополняют друг друга.

Методы физической реабилитации

У лекарств узкий спектр механизма действия, поэтому они воздействуют всего на 1–2 звена развития болезни А физические упражнения и факторы среды действуют более широко — влияют на дыхательную, сердечно–сосудистую, опорно–двигательную и другие системы организма.

Без физического аспекта восстановления процесс выздоровления может затянуться, увеличатся сроки постельного режима и нетрудоспособности.

Для достижения максимальной эффективности физическую реабилитацию важно проводить с соблюдением шести ее основных принципов:

1. Начинать реабилитацию как можно раньше.

Реабилитационные меры должны быть включены в процесс лечения сразу — это поможет предотвратить необратимые изменения и развитие инвалидности.

2. Комплексно использовать лечебные методы.

В ходе реабилитации должны участвовать разные специалисты: врачи ЛФК, массажисты, физиотерапевты, психологи, терапевты, травматологи и др.

3. Составлять индивидуальную программу для каждого пациента.

Необходимо учитывать физиологические и другие особенности каждого пациента. Подробнее правила составления программы реабилитации мы рассмотрим ниже.

4. Соблюдать непрерывность и преемственность реабилитации.

Перерыв на любом этапе программы может спровоцировать ухудшение состояния пациента и потерю достигнутого результата.

5. Мероприятия по реабилитации должны быть социально направленными.

Восстановление утраченных физических функций проходит эффективнее, когда пациент занимается не один, чувствует поддержку врачей и членов своей семьи.

6. Следить за адекватностью физических нагрузок и эффективностью реабилитации.

Чрезмерные, несвоевременные нагрузки могут ухудшить самочувствие больного, а недостаточные наоборот — не дать никакого результата.

Правила составления программы реабилитации

Качество и скорость восстановления пациента напрямую зависит от профессиональных и педагогических навыков врача — насколько ему удастся правильно оценить состояние пациента, составить для него адекватную программу, а главное — мотивировать ее выполнять.

Перед тем, как приступить к составлению и внедрению программы реабилитации, врач:

— Выясняет характер и степень нарушенных функций;
— Устанавливает возможность полного или частичного восстановления;
— Определяет прогноз развития приспособительных и компенсаторных механизмов пациента;
— Оценивает физические возможности организма.

Чтобы составить максимально эффективную программу реабилитации, врачу важно соблюдать следующие правила:

Персонально подходить к каждому пациенту. Для двух разных пациентов с одинаковым диагнозом нельзя использовать одну и ту же программу реабилитации, т.к. для одного она может быть слишком легкой, а для другого — невыполнимой, из–за разности пола, возраста, физических возможностей и степени тяжести заболевания.

Мотивировать пациента активно и сознательно участвовать в процессе выздоровления. Если пациент не верит в положительный исход заболевания и не хочет выполнять рекомендации врачей, то эффективность реабилитации сводится к нулю, какие бы квалифицированные специалисты с ним не работали.

Постепенно увеличивать физическую нагрузку. Количество упражнений, их интенсивность, число подходов и сложность должны постепенно нарастать, как внутри каждого занятия, так и в ходе всей программы, иначе результата не будет.

Систематичность. Процесс реабилитации может длится месяцы и даже годы, поэтому только систематическое применение ее средств может дать стойкий, положительный результат.

Цикличность. Важно чередовать физическую нагрузку с отдыхом.

Очередность. Упражнения должны последовательно воздействовать на разные группы мышц.

Разнообразие. Важно регулярно дополнять комплексы упражнений новыми элементами. Не менее 10–15% упражнений всегда должны быть новыми, остальные 85–90% повторяются для закрепления результата.

Суть программы реабилитации заключается в повторяющейся и адекватно растущей физической нагрузке во время каждой тренировки. Она способствует восстановлению нарушенных функций организма, его приспособлению к меняющимся условиям среды, улучшению двигательных навыков, а также развитию силы, выносливости, гибкости и т.д.

Что относится к методам физической реабилитации

Рассмотрим подробно, какие методы помогают врачам в восстановлении физических возможностей пациентов и улучшении их состояния.

Лечебная физкультура (ЛФК)

Физические упражнения — это мощный стимулятор жизненных функций организма. Они направленно действуют на органы и ткани, способствуют активации обмена веществ, улучшению кровообращения, уменьшению застойных явлений и повышению настроения.

Эффективность физических упражнений зависит от соблюдения правильной техники их выполнения, поэтому пациенты должны тренироваться под контролем методиста лечебной физкультуры.

ЛФК — это основное средство физической реабилитации и подробнее узнать о ней можно здесь.

Лечебный массаж

Различают классический (ручной), аппаратный, ножной, комбинированный массаж. Классический пользуется большей популярностью, по сравнению с остальными, т.к:

– у него есть разнообразные приемы (растирание, поглаживание, постукивание, давление и т.д.);
– он позволяет менять дозировку и зрительно оценивать правильность проведения и эффект от процедуры;
– его можно делать не только в условиях стационара или массажного кабинета, а также дома, в ванной, в бане;
– можно освоить самомассаж.

Средства физической реабилитации

Только во время классического массажа специалист может руками почувствовать изменения в массируемых тканях и воздействовать строго на определенные точки.

Эффекты от массажа:

— усиление обменных процессов, крово– и лимфообращения;
— уменьшение боли;
— ускорение процессов заживления, например, образование костной мозоли при переломе;
— снятие напряжения и спазма;
— предотвращение развития контрактур и ограничения подвижности в суставах.

Физиотерапия

Метод основан на применении с целью лечения физических факторов: электрического и магнитного полей, токов разной частоты, вибрации, ультразвука, УФО, воды, тепла, воздушного давления и др.

Физические факторы оказывают местное (через кожу и слизистую оболочку) и общее лечебное действие на организм. Они хорошо снимают боль, воспаление и спазм, тонизируют, успокаивают и способствуют повышению иммунитета.

Механотерапия

Занятия на тренажерах помогают дозировать нагрузку, развивать мышечную силу и выносливость. Особенно популярны тренажеры для подвесной терапии. Они помогают выявить и устранить участки нервно–мышечного напряжения, нормализовать двигательную функцию и снять боль.

Трудотерапия

Этот вид реабилитации еще называют эрготерапией. Она занимается трудовой и социальной адаптацией людей, которые частично или полностью утратили физические способности — трудовые и бытовые навыки.

Специалисты нашей клиники окажут вам помощь в восстановлении после травм и заболеваний с помощью самых эффективных средств физической реабилитации: лечебной физкультуры, массажа и механотерапии.

Показания для реабилитации

Теперь остановимся подробнее на состояниях и заболеваниях, при которых пациенты должны пройти реабилитацию для полного выздоровления.

При травмах костей, суставов, связок и сухожилий

Травма — это повреждение в результате физического, химического или механического воздействия. Она бывает с повреждением тканей (открытая) или без (закрытая).

В зависимости от причины, травмы бывают:
– бытовые;
– производственные;
– уличные;
– транспортные;
– спортивные;
– военные.

По виду повреждения травмы делятся на:

– ушибы;
– вывихи;
– переломы;
– разрывы;
– растяжения.

Повреждения опорно–двигательного аппарата при травмах вызывают нарушения двигательных функций и приводят к серьезным патологическим сдвигам во всем организме — сбоям в работе нервной, сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем.

Длительное нахождение в вынужденном положении и отсутствие адекватной двигательной активности со временем приводит к развитию слабости мышц, нарушению чувствительности и подвижности, появлению контрактур. Также развиваются нарушения в работе внутренних органов: запоры, отеки, тромбоз, застойные явления в легких и др.

Реабилитацию пациентов с травмами важно проводить с соблюдением принципов восстановления — начинать мероприятия как можно раньше, комплексно, с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента.

Главная роль отводится лечебному массажу, физиотерапии и физическим упражнениям.

При нарушениях осанки и сколиозах

Нарушения осанки (патологические лордозы и кифозы, сутулость) — это не заболевания. Но без своевременной коррекции они приводят к нарушению подвижности грудной клетки, смещению внутренних органов, ухудшению поддерживающей функции позвоночника и развитию хронических заболеваний.

Для коррекции нарушений осанки назначают физические упражнения для тренировки мышц спины, что улучшает их питание и развивает подвижность позвоночника. Узнать подробнее о нарушениях осанки и их профилактике можно здесь.

Сколиоз — это заболевание позвоночника, которое сопровождается его деформацией и скручиванием вокруг своей оси. Его лечение — процесс сложный. Правильно подобранный комплекс средств ЛФК играет в нем ведущую роль. Узнать о них подробнее можно здесь.

При деформациях стоп

Под реабилитацией при плоскостопии, варусной и вальгусной установки стоп понимают исправление деформации, коррекцию уплощенных сводов, укрепление мышц голени и стопы.

К важным составляющим реабилитационной программы относятся физиотерапия, массаж, физические упражнения, ношение ортопедических стелек. Больше информации на эту тему здесь.

При болезнях суставов

Основные проявления артритов и артрозов — боль, хруст, скованность движений в пораженном суставе, вплоть до полной его неподвижности. Часто в воспалительный процесс вовлекаются связки, что еще больше усугубляет физическое и психологическое состояние пациента.

Для данной группы пациентов рекомендованы занятия на тренажерах, физиотерапия, массаж, физические упражнения. Комплексы составляют так, чтобы улучшить растяжимость связок, укрепить мышцы и развить подвижность пораженного сустава.

При болезнях сердца и сосудов

Самая частая причина инвалидности — заболевания сердечно–сосудистой системы. Они ухудшают физическое состояние пациента, качество его жизни и повышают риск смерти.

Развитию этой группы заболеваний способствует низкая двигательная активность, поэтому регулярные физические тренировки — действенный способ их профилактики и предупреждения осложнений.

Эффекты от физических упражнений:

– улучшение питания миокарда;
– укрепление сердечной мышцы и сосудистой стенки;
– развитие компенсаторных возможностей организма;
– повышение работоспособности и выносливости сердца.

Регулярные занятия способствуют улучшению физического самочувствия пациентов — уменьшаются отеки и одышка, нормализуются давление и частота пульса.

При заболеваниях органов пищеварения

Гастриты, язвенная болезнь, панкреатиты, холециститы относятся к одним из самых частых заболеваний, поражающих людей трудоспособного возраста.

В состав реабилитационных мероприятий обязательно входят физические упражнения, массаж, физиотерапия. Они способствуют нормализации обмена веществ, улучшению секреторной, моторной, всасывающей и выделительной функций пищеварительного тракта.

После хирургических операций

Хирургические операции сопровождаются рассечением кожи, мышц, сосудов и нервов. Это вызывает сильные боли после окончания действия наркоза. Из–за длительного постельного режима после операции могут развиться пневмония, ателектаз (спадение) легких, тромбоз вен, нарушение моторики кишечника. Для предотвращения этих осложнений пациентам в раннем послеоперационном периоде показана ЛФК, а также массаж и физиотерапия.

После родов

Послеродовый период длится 1,5–2 месяца с момента рождения ребенка. В этот период матка сокращается до нормальных размеров, а смещенные ею органы брюшной полости и малого таза возвращаются на свои места. Комплексы упражнений помогают укрепить ослабленные мышцы, нормализовать работу кишечника и мочевого пузыря, а также улучшить лактацию.

Подробнее познакомиться с частыми осложнениями этого периода можно в наших статьях: диастаз мышц живота и слабость мышц тазового дна.

Особенности восстановления спортсменов

Для спортсменов травмы — это невозможность тренироваться и вынужденный отказ от привычного образа жизни. За долгие годы регулярных тренировок у них вырабатываются условно–рефлекторные связи, которые разрушаются в результате нарушения привычного режима.

Пропуск соревнований, страх утратить спортивную форму и больше не вернуться к карьере — эти и другие отрицательные эмоции ухудшают психологический настрой и приводят к еще большему функциональному расстройству спортсменов.

Реабилитацию спортсменов проводят так, чтобы после нее они вновь могли переносить большие физические нагрузки, а не просто восстановить трудовые и бытовые навыки. Чем больше средств используют специалисты для восстановления спортсменов, тем эффективнее и быстрее оно происходит.

Заключение

Выздоровление еще не значит полное восстановление физического и психоэмоционального состояния пациента. Часто после травм и заболеваний остаются последствия, которые мешают ему вернуться к нормальной жизни. Ограничение подвижности, нарушение чувствительности, боль — эти симптомы могут стать причиной длительной утраты трудоспособности и даже инвалидности, поэтому каждый пациент должен пройти реабилитацию.

Это совокупность методов психотерапевтического воздействия через обращение к творческой сфере человека. Психоэстетотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, но, пожалуй, в групповой чаще и с большим эффектом. Ее суть в вовлечении испытуемого в процессы созерцания (восприятия) или созидания произведений творчества. В первом случае говорят о пассивной терапии, во втором – об активной.

Под творчеством в первую очередь имеется в виду искусство. И тогда эту группу методов именуют арт-терапией. Чаще других используются: музыка (музыкотерапия); танцы (танцевальная терапия); изобразительное творчество (рисование, лепка), иногда отождествляемое с арт-терапией в целом; кино (кинотерапия). Арт-терапия в настоящее время находится явно на подъеме, предлагая все новые и новые методики психокоррекции. Другим компонентом эстетотерапии выступает группа методов, использующих литературно-поэтическое творчество: библиотерапия, сказкотерапия.

Эти методы являются мощным средством нефармакологического и несуггестивного (без внушения) воздействия на эмоциональную и мотивационную сферы личности. С их помощью возможно изменять настроения и отношения, корректировать ценностные ориентации, обеспечивать глубокий отдых и увлекать приятной творческой деятельностью.

Главная цель пассивных методов, где клиент выступает в роли зрителя, слушателя, – это его отвлечь, успокоить. Реже – возбудить, воодушевить, вызвать эмоциональный подъем. Произведения подбираются с учетом вкусов, эстетических потребностей и уровня художественной грамотности пациента. Очень часто пассивная психоэстетотерапия имеет не только самостоятельное значение, но и сопровождает другие психотерапевтические методы с тем, чтобы создать для их использования благоприятный фон и усилить терапевтический эффект. Так, рекомендуется применение музыкотерапии при занятиях аутогенной тренировкой для моделирования соответствующего состояния покоя и расслабления. Совместный просмотр или прослушивание произведений искусства облегчают межличностные контакты между врачом и больным при разъяснительной терапии, между участниками коллективной и групповой форм терапии.

Активные способы эстетотерапии – это приемы, при которых пациент сам участвует в исполнении произведений искусства: рисует, поет, играет на музыкальных инструментах. Эти методы формируют у пациента самостоятельность, стимулируют творческую активность. Занятия в группах способствуют расширению контактов, уменьшают замкнутость и фиксированность на своих негативных переживаниях.

Говоря о медицине и лечении в целом, нельзя не затронуть такой аспект медицинской практики, как восстановление и реабилитация. Актуальность данного направления связана с все большей потребностью пациентов с тяжелыми нарушениями после инфарктов, инсультов и т.д. в коррекции их жизненных функций.

Понятие и цели восстановительной медицины

реацентр

Восстановительная медицина – это область науки и клинической деятельности, направленная на создание условий для восстановления утраченных функций в результате болезни либо воздействия неблагоприятных внешних факторов. Путем применения преимущественно немедикаментозных способов подразумевает снижение инвалидизации, а также укрепление здоровья и улучшения жизни в целом.

В качестве подраздела восстановительной медицины Всемирная организация здравоохранения выделяет медицинскую реабилитацию – комплекс мероприятий по предупреждению инвалидности и оказанию помощи в максимальном восстановлении физической, психологической, социальной, профессиональной полноценности. Согласно определению, реабилитация преследует целью:

  • Восстановление здоровья и предупреждение инвалидности. Ускорение регенерации, сведение к минимуму связанных с болезнью функциональных и анатомических нарушений, а в случае их необратимости – создание максимально благоприятных внешних условий.
  • Оказание психологической помощи, формирование положительного настроя и уверенности в успехе проводимых восстановительных мероприятий. Устранение психологических и функциональных препятствий для общения с окружающими.
  • Формирование навыков самообслуживания, приспособление к окружающей среде, подготовка к физической активности и к самостоятельному передвижению, с учетом индивидуальных возможностей.
  • Восстановление профессиональных функций или переквалифиации, адаптация в трудовом коллективе.

Этапы реабилитации

Реабилитация - это длительный поступательный процесс, во время которого пациент проходит фазы выздоровления, приспособления к новым условиям и включение в жизнь общества. Учитывая эту последовательность, ВОЗ выделяет уровни, или этапы реабилитации:

  1. Стационарный. Этот этап начинают уже в больничной палате, применяя как лекарственные и хирургические, так и немедикаментозные методы и приемы, в том числе психотерапию. Итогом стационарной работы должно быть выздоровление, а в случае хронического заболевания либо необратимого увечья – ремиссия, способность к самообслуживанию, восстановление жизненных функций (дыхательной, пищеварительной и т.д.).
  2. Санаторно-курортный. Его осуществляют на базе специализированного реабилитационного центра (профильное санаторно-курортное учреждение, санаторий-профилакторий и т.д.). Сочетание природных факторов (грязелечение, гирудотерапия, солнечные ванны, талассотерапия), физических методов (лечебная гимнастика, массаж, трудотерапия), психотерапии способствует подготовке реабилитируемого к последующей трудовой и социальной активности.
  3. Амбулаторный. Заключительный этап медицинской реабилитации, направленный на поддержание достигнутых реабилитируемым результатов. Проводимая на данной стадии экспертиза трудоспособности определяет степень функциональных и профессиональных возможностей (полное выздоровление, неполная реабилитация, инвалидизация).

Основные реабилитационные методики

В самом процессе восстановления пациента важна комплексность и индивидуальный подход, тем более что современная медицина располагает огромным количеством реабилитационных методик.

Основные из них:

  • Физиотерапия– использование природных факторов в целях стимуляции процессов обмена, улучшения микроциркуляции, ускорения заживления ран. Помимо этого методика позволяет облегчить болевой синдром, снять напряжение мышц, повысить мышечный тонус, благодаря чему широко применяется в реабилитации пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата и переломами.
    • электростимуляция – воздействие переменным электрическим током низкого напряжения; – магнитыми полями;
    • электрофорез и фонофорез – введение лекарственных препаратов под воздействием постоянного тока либо ультразвука соответственно; – лечение кислородом под повышенным атмосферным давлением, проводимое в специальной камере (барокамера);
    • бальнеотерапия – применение в лечебных и профилактических целях минеральных вод для питья, а также в виде ванн, душа, саун; - электротерапевтический метод, основанный на использовании с лечебно-профилактическими и реабилитационными целями диадинамических токов;

    Кроме того к реабилитационным методикам относят методы протезно-ортопедической реконструкции (протезы, специальная обувь), эрготерапию (трудолечение), логопедическую помощь, различные виды психотерапии.

    Социальная реабилитация алкоголиков - Алкоклиник

    Полное устранение следов хронического алкоголизма относится к сложным и длительным процессам. Для достижения положительного результата необходима совместная работа психиатров-наркологов, специалистов по реабилитологии, психологов, психотерапевтов. Успех лечения становится более ощутимым, если в реабилитации активно участвует сам пациент и его близкие. Кроме традиционного медикаментозного лечения и психотерапии требуется сложный комплекс психологического переориентирования личности. Устранение болезненных установок завершается здоровой мотивацией.

    Ресоциализация может проходить как на базе специализированного отделения, так и в амбулаторном режиме.

    Принципы и особенности социальной реабилитации алкоголизма

    Восстановительный процесс включает необходимое долечивание имеющихся хронических заболеваний, расширенной психотерапии, настройки на выздоровление.

    Пациенты получают - Алкоклиник

    • Осознание всего вреда и последствий злоупотребления алкоголем.
    • Признание наличия у себя патологии.
    • Мотивацию, основанную на желании избавления от алкогольной зависимости.
    • Формирование необходимости ведения здорового, полноценного и трезвого образа жизни.
    • Целеустремленность к решению задач в будущем.
    • Разрыв психологической составляющей с асоциальным прошлым, привычками.
    • Приобретение новых связей, знакомств, интересов, опирающихся на доброжелательность и уважение, отзывчивость и понимание.

    Все эти человеческие качества, утраченные за годы болезни, оказывают сильное оздоровительное влияние даже в тяжёлых клинических ситуациях.

    Методики воздействия на психику пациентов

    Все способы психотерапии в реабилитационном центре основаны на рационалистических формах убеждения. Психотерапевту необходимо установить позитивный фон мышления, настроить клиентов на получение положительного результата. Достижение этой цели приводит к цепной реакции, дающей сознанию выздоравливающего человека оздоравливать свою личность собственными силами.

    Для решения этих задач врач прибегает к:

    • Сеансам внушения в состоянии бодрствования. Проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия.
    • Гипнотическим видам суггестивного воздействия, укрепляющим и дополняющим результаты, полученные на сознательном уровне.
    • Формированию навыков самоконтроля эмоционального фона и основных физиологических функций органов и нервной системы.
    • Методикам, предупреждающим и останавливающим развитие стрессорной реакции на внешние раздражители.
    • Привитию навыков аутогенной тренировки.
    • Обучению и освоению приёмов дыхательной гимнастики, оказывающей общеоздоровительное влияние на весь организм и на психику в частности.

    В каких случаях требуется психотропная медикаментозная терапия

    У ряда пациентов остаются выраженные проблемы, которые тяжело устранить одной курсовой терапией хронического алкоголизма.

    У некоторых людей возобновляются:

    • Нарушения сна.
    • Эмоциональные перепады.
    • Симптомы психической тяги.
    • Периоды агрессивности, депрессии.

    Для того, чтобы быстро и качественно снять эти рецидивирующие отголоски болезни к психотерапии добавляется индивидуальный подбор психофармакотерапевтических средств.

    Подбор медикаментов для лечения - Алкоклиник

    Чаще всего применяются:

    • Седативные препараты, устраняющие эмоциональные вспышки, злобность, беспокойство и тревожность.
    • Ноотропы, стимулирующие обменные процессы в мозге и предупреждающие развитие проявлений деградации личности.
    • Антидепрессанты, нужные в случае прогрессирования психической подавленности.
    • Метаболические и адаптогенные средства.
    • Витаминотерпия.

    Врачи не применяют готовые схемы, а препараты и дозы подбираются каждому пациенту в зависимости от появившейся или развивающейся проблемы. Реабилитационный процесс требует еще более тщательного и осторожного подбора лекарств. Своевременное обнаружение отклонений даёт возможность устранить их в начале развития минимальными дозами и редкой кратностью приёма. Для этого каждый участник реабилитации часто осматривается специалистами.

    Методики социальной реабилитации алкоголизма

    Методики социальной реабилитации алкоголизма - Алкоклиник

    Все клиенты обязательно включаются в одну из оздоровительных программ. В центре применяются самые эффективные программные разработки, принятые практикой всех ведущих клиник мирового уровня.

    Пациентам рекомендуют: курс 12 шагов, метод Маршака, Миннесотскую модель, реабилитацию по Шичко и ряд других вариантов. Некоторые клиенты изъявляют желание проходить дальнейшее оздоровление по одной из программ и после выхода из центра.

    Роль арт-терапии в восстановительном процессе

    Данное направление основано на целительных свойствах творческих начал. С его помощью стабилизируются психика выздоравливающего человека. Врач на первых этапах арт-терапии получает дополнительные данные о бывшем алкоголике, позволяющие выявить скрытые чувства: ненависти, страха, радости и т.д.

    • Исцеляющие свойства изобразительного искусства, воплощаемого через написание тематических рисунков.
    • Книготерапию – излечение произведениями литературы и поэзии.
    • Воздействие музыкой.
    • Драматические спектакли.
    • Создание песочных и глиняных композиций, как метод символического целительства.

    Восстановление при помощи физических упражнений

    Восстановление при помощи физических упражнений - Алкоклиник

    Оздоравливающее влияние физической культуры известно со времен древности. Умеренные мышечные нагрузки стимулируют и нормализуют все виды обмена веществ в организме. На этом фоне в кровь выделяется большое количество соединений, контролирующих положительные эмоции человека, в частности – эндорфинов. Их присутствие позволяет смягчить или полностью устранить негативные психические отклонения. Упражнения дополняются туристическими походами, прогулками, плаванием, бегом. В комплексе эти меры помогают снимать остаточные явления хронического алкоголизма.

    Групповые формы психооздоровления

    При необходимости реабилитационный этап дополняется семейной психокоррекцией. Часто в семьях, кроме бед пациента, имеются неблагоприятные проявления созависимости. Заметить и устранить их может только опытный психотерапевт. Создание здорового домашнего микроклимата – один из залогов нормальной будущей жизни выздоравливающих лиц и их близких.

    Запись на консультацию

    Проконсультируйтесь
    со специалистом


    2. Образовательные технологии: учеб. пособие / А. Пехота, А. Киктенко, А. Любарская и др.; под общ. ред. А.М. Пехоты. – К.: А.С.К., 2001. – 256 с.

    5. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы: учебник для студентов пед. фак. – К.: Абрис, 1997. – 416 с.

    6. Федий О.А. Подготовка педагогов к использованию средств эстетотерапии: теория и практика. – Полтава: ПНПУ, 2009. – 404 с.

    7. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 24-26.

    Быстрые темпы развития экономической, социальной, культурной, производственной жизни общества, инновационные процессы в образовательном пространстве, изменение ценностей и ориентаций требуют от системы образования пересмотра взглядов на проблему совершенствования и повышения эффективности профессиональной подготовки педагогических кадров.
    В связи с этим актуализируется поиск модели педагогического образования, базирующейся на принципах природосообразности, гуманизации, индивидуальной творческой самореализации.

    Традиционная ориентация на подготовку специалистов с заранее определенной совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков уступает место личностно-смысловому наполнению образовательного процесса, что выражается в личностном развитии студента, обогащении его опыта, становлении его индивидуальности. Большое значение в реализации основных задач профессионального развития будущих педагогов имеет применение личностно ориентированного подхода в образовательном процессе вуза.

    Теоретические основы внедрения личностно ориентированного подхода в учебный процесс являются предметом исследования таких отечественных ученых, как И. Бех, А. Бойко, И. Зязюн, А. Пехота, С. Сысоева, В. Семиченко, Л. Хомич и др. Различные аспекты профессиональной подготовки будущих учителей с позиции личностно ориентированного подхода рассмотрены в работах И. Бужины, И. Гавриш, А. Снисаренко, П. Щербаня и др.

    Проблему профессиональной подготовки будущего педагога к использованию различных средств психолого-педагогического и терапевтического воздействия на личность осветили в своих работах украинские (У. Дутчак, А. Кондрицкая, И. Малишевская, Б. Нестерович, Н. Павленко, О. Федий, А. Филь и др.) и российские ученые (Л. Аметова, Т. Глухова, М. Гузева, Л. Лебедева, Е. Морозов, Н. Сергеева и др.).

    Цель статьи заключается в теоретическом обосновании проблемы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы к эстетотерапевтической деятельности с позиции личностно ориентированного подхода.

    В контексте нашего исследования заслуживает внимания исследование И. Якиманской, которая считает, что основной целью личностно ориентированного образования является создание необходимых условий для раскрытия и дальнейшего целенаправленного развития индивидуально личностных качеств воспитанника, предоставление культурного контекста формам поведения и согласование их с социокультурными нормами [7].

    А. Савченко считает, что ориентация на гуманистические ценности образования дает возможность перейти к личностно ориентированной модели воспитания и обучения и максимально индивидуализировать воспитательный процесс, создать условия для самосовершенствования, саморазвития личности, содействие в определении его собственных возможностей, осмыслении жизненных целей, что невозможно в условиях авторитарно-дисциплинарной воспитательной системы [5].

    Таким образом, нынешняя трактовка личностно ориентированного подхода в образовании базируется, прежде всего, на признании индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

    Личностно ориентированный подход в системе эстетотерапевтической подготовки будущих учителей начальных классов характеризуется следующими признаками:

    – организация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в процессе общения и эстетотерапевтической деятельности;

    – создание условий для развития творческого потенциала личности студента;

    – приспособление методики к учебным возможностям студента, актуализация проблемы личностного роста личности средствами эстетотерапевтического воздействия;

    – предоставление возможности студенту максимально реализовать себя в процессе эстетотерапевтической деятельности, проявить избирательность к вариативным формам, методам изучения учебного материала;

    – обеспечение условий сотрудничества и сотворчества преподавателя и студента как равноправных субъектов эстетотерапевтического процесса;

    – учет индивидуального опыта студента, его потребности в самореализации, саморазвитии, самоутверждении.

    Следует отметить, что профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов к использованию эстетотерапевтических средств в профессиональной деятельности требует коррекции содержания, форм, методов обучения.

    Итак, личностная ориентированность подготовки будущих учителей начальных классов предполагает направленность процесса на профессионально-личностное развитие студентов, раскрытие индивидуально-творческого потенциала, формирование эстетотерапевтической компетентности, создание психологически комфортной образовательной среды средствами эстетотерапии.

    Читайте также: