9 религия как элемент культуры доклад

Обновлено: 19.05.2024

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Содержание

Введение 3
1. Место религии в системе культуры 5
2. Функции религии 8
3. Религиозное и светское в культуре 11
4. Роль мировых религий в культурном наследии и развитии общества 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

религия в системе культуры.doc

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Не вдаваясь в анализ различных подходов к определению религии, рассмотрим основные элементы, которые имеются в разных религиях и потому, можно думать, характеризуют сущность религии вообще.

1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. Без богов религии нет 2 .

4. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Они имеют своим источником магическую составляющую мифологии (заклинания и жертвы божествам, волшебство и чародейство, основанные на принципе сопричастности) и представляют собою не что иное, как религиозную магию. Религиозные обряды и ритуалы очень разнообразны и в каждой религии имеют свою специфику. Однако во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное, индивидуальное обращение к Богу с молитвами, выражающими любовь, послушание, благодарность и другие чувства, а также просьбы и пожелания. Религиозный культ включает также коллективные богослужения с молениями, песнопениями и другими ритуальными действиями — поклонами, омовениями, манипуляциями со священными предметами, шествиями и т. п.

Выделяются четыре основные функции религии в обществе:

1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта

Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов

Австралии, обратил внимание на то, что религиозные символы, ценности,

обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость

и стабильность первобытных обществ.

Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:

1) будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является;

2) если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущие им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению интегративной функции религии.

2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.

3. Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.

4. Коммуникативная функции проявляется прежде всего по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер.

В современной философии, пожалуй, самой авторитетной является деятельностная концепция культуры, разделяемая многими философскими и научными школами. В отечественной традиции культура – способ человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах труда, в социальных нормах и учреждениях, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе и к самим себе. Культура подразделяется на материальную и духовную. Религия связывается с областью духовной культуры.

В отечественном религиоведении проблема соотношения культуры и религии стала рассматриваться сравнительно недавно. Философия религии несовместима с вульгарным подходом к религии, где она низводится до явления вне культуры, антикультуры, и не приемлет соответствующего уровня размышления в религиозно-философской традиции. Религия является элементом культуры, который в определенных исторических условиях играет в системе духовной культуры существенную роль. Религия связана в основном с репродуктивным (нетворческим) элементом духовной культуры. Сущность религии не содействовала развитию личности, чего нельзя сказать о внерелигиозных функциях религиозных организаций. Последние в определенных условиях могли выполнять творческие функции по отношению к личности, социальной (класс, этнос) группе и обществу в целом

Следует различать понятия “функция”- и “роль” религии, они связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Существует несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе- разлегитимирующая.

Религия - первооснова культуры. Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Религия как элемент культуры.doc

1. Понятие, происхождение и сущность религии……………….…………….4

2. Место религии в культуре……………. .…………………………….……….7

3. Культура и различные типы религий….…………………………………….9

Список использованной литературы…………………………………………20

Религия - первооснова культуры. Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа.

Весьма заметное явление современной культурной ситуации - религиозный ренессанс, несмотря на то, что ни один европейский философ ХIХ века, кроме Ф. Шеллинга, не подозревал, что в будущем религия сохранит себя. Конечно русские религиозные мыслители, напротив исходили из представления о возрождении религиозного сознания. Большинство футурологов ХХ столетия были убеждены, сто сакральная зона культуры окажется потесненной. Никто не мог помыслить, что в конце минувшего столетия вопросы веры займут огромное место в зоне культуры.

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении культуры и религии.

Задачи: 1) Рассмотреть сущность и происхождение религии.

2) Рассмотреть структуру религии.

3) Определить место религии в культуре.

4) Рассмотреть культуру основных мировых религий.

1. Понятие, происхождение и сущность религии.

Религия наделена особым предназначением в культуре. По выражению А. Тойнби религия выступала "куколкой" зарождающихся цивилизаций, во многом определяя тип нарождающейся культуры. Религия несет в себе особое духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека. Религия отзывается на вечную потребность человека в бессмертии, возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец, религия канонизирует многие ценности культуры.

Религия часто выступает как направляющая сила. Данная трактовка возникла в XIX в. Ее основоположником является И.Кант. В основе лежит утверждение о том, что религия является прежде всего регламентирующим фактором человеческого бытия и в ее основе лежит практический разум. Данную теорию продолжил Макс Вебер, по мнению которого религиозная вера создавала "психологическую устремленность, которая указывала индивиду направление и нормы жизни, поведение и убеждение в его правильности". Религия дает человеку возможность осознавать смысл своего бытия. А.Тойнби рассматривал религию как движущую силу и основу всякой культуры. А.Энштейн выделял признак религиозности человека как способность задаваться вообще вопросом смысла жизни. Этой же версии придерживался и К.Г.Юнг, который утверждал, что предназначение религиозных символов заключается в возможности придавать смысл человеческой жизни.

Рассмотрим структурные элементы религии. Религия в структурном отношении явление сложное. Она включает в себя: религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Все эти элементы имеют связь с культурой. Религиозное сознание не может существовать автономно в духовном мире субъекта, не пересекаясь с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, наукой, политикой, правом. Религиозная деятельность – часть общественной духовной деятельности. Религиозную деятельность разделяют на внекультовую и культовую.

Внекультовая деятельность может выступать в предметно-практической, духовно-практической и духовно-теоретической формах. Предметно-практическая деятельность – производство средств религиозного культа (иконы, свечи, кресты). Духовно-практическая религиозная деятельность – миссионерство, преподавание богословских дисциплин, пропаганда в средствах массовой информации. Духовно-теоретическая внекультовая деятельность состоит в продуцировании религиозных идей, систематизации и интерпретации богословских текстов, их комментировании и разъяснении.

Религиозные организации упорядочивают религиозную деятельность. Они могут быть ориентированы на нерелигиозные сферы деятельности, например, экономическую (банки), политическую (религиозные партии). Но главными элементами религиозных организаций являются те, которые связаны непосредственно с религиозной деятельностью.

Можно выделить следующие формы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация и культ.

Наиболее распространенной формой является церковь. Церковь (греч.– Божий дом), то есть обитель Бога. В современном понимании церковь – это форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян.

Организация служителей культа, то есть духовенства, держится на принципах иерархического и авторитарного подчинения. Что касается мирян, то они, подчиняясь правилам церкви, более свободны в своих поступках, чем духовенство.

В более узком смысле церковь – это место, в котором происходят ритуальные действия. Церковь – особым образом организованное пространство, которое в корне отличается от повседневного. В нем мирянин осознает себя совершенно иначе, чем в реальном пространстве. Пространство храма – это знаковое, ритуализированное пространство, сближающее человека с Богом.

Секта (от греч. – учение, направление) – группа оппозиционеров внутри какой-либо религии, неудовлетворенная существующим в церкви положением дел, выдвигающая новые идеи, ведущие подчас к замкнутости и оторванности от основного религиозного направления. Деятельность секты в сознании ее единомышленников понимается как путь к духовному возрождению, восхождению к новым высотам духа через ряд моральных и ритуальных запретов и ограничений. Иногда секта может превратиться в церковь (учение секты ессеев легло в основу христианства) или в деноминацию.

Деноминация(от лат. – переименование) – промежуточное звено между церковью и сектой. Она может возникнуть на основе церкви, как возникло, например, лютеранство внутри католицизма, превратившееся впоследствии в одну из деноминационных ветвей протестантства, в свою очередь не ставшего отдельной религией. Иногда деноминация вырастает из секты, которая, преодолевая свою замкнутость, выходит на контакт с более широким кругом верующих.

Вероучение – совокупность догматов и положений какой-либо религии.

Культ – крайняя форма секты. Культы призывают к радикальным изменениям человека, группы, общества. (Не путать культ как важнейший вид религиозной деятельности и культ как форму религиозной организации).

Все указанные элементы религии находятся в тесном взаимодействии с культурой, частью которой они сами и являются, но вопрос о соотношении религии и культуры не решается однозначно. Например, католические теологи не считают, что религия есть часть культуры. По их мнению, религия автономна от культуры, но может на нее воздействовать.

Другая точка зрения принадлежит православным богословам. Они полагают, что культура является следствием религии. Культура – боковые побеги культа (П.Флоренский). Многие современные культурологи считают, что культура– более широкое понятие, и религия является важнейшей ее составляющей.

2. Место религии в культуре

Вера и истина, имея единый латинский корень, в религиозном сознании отождествлялись. В христианстве считается, что Бог есть высшая добродетель, истина и красота. Но в процессе исторического развития культуры произошло размежевание между верой и истиной. Хотя и первая, и вторая стремились объяснить миропорядок, но каждая со своей точки зрения. Проблема веры и знания – одна из острейших в гуманитарном знании. Были времена, когда религиозная вера стимулировала образование и просвещение. В период ускорения христианства этому процессу сопутствовало открытие церковных школ, создание монастырских библиотек, позднее университетов.

Но есть и другие стороны отношений веры и знания. Католическая инквизиция сожгла на костре Джордано Бруно, преследовала Галилея. Их открытия рушили представления о геоцентрической системе мироздания. Наука вошла в противоречие с ортодоксальным религиозным мировоззрением. Переворот в представлениях о мире произвела современная космонавтика. Церковь должна была принять эти открытия и дать им свои объяснения, что весьма затруднительно, поскольку религия консервативна, ее догматика незыблема, а наука динамична, устремлена вперед.

Наука сыграла существенную роль в секуляризации культуры. Секуляризация – характерный признак современности. Секуляризация – это процесс, при котором падает былое социальное величие религии, значимость ритуалов, появляется скептицизм в отношении религиозной веры. Процессу секуляризации способствовали следующие факторы: развитие науки, развитие государства, развитие капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии.

Под воздействием этих факторов сформировалась светская культура. Понятие светской культуры не есть отрицание религии. Светская культура ассимилирует элементы религиозной культуры. Верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе, жить по его правилам, его интересами. Но представитель духовенства ограничен в ведении светского образа жизни, тем более монахи, которые разрывают свои прежние общественные связи.

Светская культура, в которой религия играет немаловажную роль, сохраняет церковные традиции – обряды, праздники, их нравственный смысл и значение. Бывает так, что люди, на первый взгляд неверующие, формально исполняют некоторые религиозные ритуалы. В качестве примера можно привести недавнее прошлое нашей страны, когда официальная идеология исключала религию из жизни человека; верующих преследовали, храмы уничтожали, как и другие символы веры. Однако не только представители старшего поколения, но и среднего отмечали религиозные праздники, такие, как Пасха. А на Новый год в домах издавна ставили елки со звездой на вершине – символом звезды Вифлеема, символом Рождества. На протяжении истории религиозное сознание не единожды адаптировалось к формам светской культуры, уступая под ее воздействием некоторые свои позиции.

Религия и нравственность. Религия и нравственность являются важнейшими составляющими духовной культуры. Испокон веков связь религии и нравственности была нерасторжимой. Нравственное начало – стержень духовной культуры. В светской культуре нравственное начало в той или иной степени дистанцируется от религии, а иногда и теряет с ней связь.

Дело в том, что религиозные заповеди, как правило, имеют общечеловеческие истоки. Нравственные законы в этом случае отождествляются с религиозными, например, декалог Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа. Именно на их основе многие выдающиеся представители современности формулировали свои собственные нравственные постулаты.

Религия - это система, регулирующая общественные отношения, продвигающая идеи, формирующая сознание людей. Религия создает определенные нормы и регулирует взаимосвязь людей в обществе. Это взаимосвязь человека с высшим разумом (Богом).

Благодаря этому явлению из поколения в поколение передаются обычаи и традиции, решаются проблемы личности и социума, регулируются отношения людей в обществе, люди объединяются в группы, которые формируют общий взгляд на мир.

Для общества религия выполняет множество функций. Она способствует формированию в сознании человека идеалов, наполняет жизнь смыслом, компенсирует бессилие и зависимость человека от естественных условий жизни. Ситуации, которые нам непосильны, мы отдаем воле Божией. Например, когда человек сталкивается с несправедливостью, и не может воздействовать на обидчика, он надеется на то, что Господь накажет его. С помощью религии, в душе человека устанавливается спокойствие и вера в счастливое будущее. Это происходит в процессе общения верующих, священников, совершения церемоний и обрядов. В сознании человека появляется вера в счастливое будущее.

Религия устанавливает нормы, взгляды, правила поведения, формируя и ориентируя поведение человека.

Религия рассматривает смысл жизни, решение жизненных проблем, восприятие смерти, существование потусторонних сил. Она формирует сознание человека и способы восприятия внешнего мира. Каждая из разновидностей религии имеет свою систему ценностей, которые регулируют отношения между людьми, поступки людей, их действия. Религиозные учения также касаются семейных взаимоотношений, интимных взаимоотношений.

Религиозное направление объединяют нации, помогают формировать и укреплять государства. Кто же время, из-за противоречий религиозных взглядов, религия может привести к распаду или разъединению общества или государства.

Взаимосвязь культуры и религии

Религия является элементом культуры, она возникла в результате работы человеческого разума и человеческой деятельности. Возникновение религиозных учений связано с тем, что человек не мог превзойти силы природы, объяснить какие-либо явления. По этой причине он начинал поклоняться природе и обожествлять ее. Этим объясняется появление религиозных систем, связанных с поклонением богам, предстоящим в образе природных явлений. С XVIII по ХХ век между верой и наукой возникали противоречия. С развитием научных и теоретических знаний, религиозные учения начинали считаться пережитком прошлого. В ХХ веке церковь вообще была отделена от государства. В период развития человечества считалось, что религия выражает зависимость человека от природы.

В наше время люди имеют право выбора. Мы стремимся самостоятельно найти ответы на интересующие вас вопросы. Для кого-то религия является важной составляющей жизни, кого-то она вообще не интересует. Развитие цивилизации, несомненно, очень важно для общества. Новейшие технологии разработки улучшили качество нашей жизни. Но, в тоже время, лишили жизнь эмоций, впечатлений, тайны бытия.

Человек не может жить одной наукой. Душа должна быть наполнена красотой, любовью и силой. Проживая жизнь, человек должен оставить после себя какой-то след. В современном мире наши души лишилась многих ценностей. Мы настолько увлеклись работой, преувеличением своих доходов, собственной жизнью, что уже не знаем что нам нужно для счастья. Ответить на вопрос, чего не хватает душе, будет очень сложно. Возможно, именно с таким образом жизни связано множество проблем современных людей. Мы настолько замкнулись в себе, что уже не замечаем других людей, нас не интересует их жизнь, взгляды, интересы. Стремительный образ жизни действует на нас губительно, духовность уходи в прошлое.

Задумайтесь, возможно, именно нехватка духовных составляющих меняет нашу жизнь в худшую сторону. Обратите внимание на вещи окружающие вас, на природу. Вы не будете ей поклоняться, вы должны заметить ее красоту, сохранить первозданный вид, оберегать. Природа же внесет в вашу жизнь краски, в ней столько неповторимых явлений и существ, что, открыв свою душу, вы не устанете наслаждаться окружающим миром.

С древних времен человеку свойственно быть в обществе, люди строили города, добывали пищу, защищались от врагов, все это делал не один человек, группа людей. Не только взаимопомощь объединяет нас, общение является самым важным элементом культуры. Из поколения в поколение человек передавал опыт, знания, учения, традиции. Человек без традиций не имеет истории. Мы почитаем своих предков, благодарим их и помним. Знание истории своего народа, семьи характеризует духовность человека. Без истории мы никто.

Депрессии, ненависть друг к другу, зависть - результат нехватки духовности. С современным ритмом жизни мы стали очень черствы к окружающим нас людям. Религия это проявление культуры, человеку стоит пересмотреть свои взгляды на духовное и религиозное воспитание. Душевные качества закладываются в детстве, поведение и культура родителей является первым и самым важным примером для детей.

Остановитесь, оцените свою жизнь, культуру, религиозные и духовные взгляды. Каких качеств вам недостает, что вы хотите изменить? Вы не сможете изменить мир, если начнете с себя. Подумайте о том, в каком мире будут жить ваши дети. Неизвестно, что нас ждет дальше. Вернитесь к культуре, духовности, религии, общению, созерцанию прекрасного сегодня. Вашему примеру последуют многие люди, который беспокоятся о будущем цивилизации. У человека есть душа, и он должен всегда стараться наполнить ее жизнью и любовью.

Никогда не поздно вернуться к религии и культуре. Главное понять, что это действительно важно. Религия, как одна из форм культуры, поможет вам совершенствовать и развивать благородные человеческие качества. И ваша душа будет наполнена чистотой, красотой и любовью.

Религия является основой и стержнем культуры. Она вдохновляет на создание новых культурных ценностей, диктует жанровую направленность в искусстве и сберегает общественное культурное наследие.

Религия как элемент культуры

  • Религия как элемент культуры
  • Религия как общественный феномен
  • Что такое религия

В первую очередь, стоит рассматривать религию как совокупность мировоззрений, взглядов и представлений для объединения людей. С другой стороны, религия – это форма удовлетворения духовных потребностей. В самом обыденном понимании люди говорят о религии, как о вере в сверхъестественное.

Принято выделять несколько критериев религии, каждый из которых оставляет свой неизгладимый отпечаток на образе жизни, деятельности и развитии человечества. Во-первых, люди стремятся жить согласовано с требованиями их вероисповедания. Во-вторых, каждый человек верит в сверхъестественное, не требуя доказательств. В-третьих, люди объединяются в группы, конфессии для поклонения высшим силам.

Религия как феномен культуры имеет свои определенные признаки. Первый – люди принимают истину без каких-либо доказательств. Второй признак – это поклонение культу, почитание предметов, образов, наличие определенных обрядов. Третий признак – жизнь, согласно канонам церкви, поддержание нравственных ценностей, соблюдение религиозных норм. В качестве четвертого признака можно выделить символы, которые присутствуют в каждой религии.

Яркие явления религии как культуры – это мифы. Своеобразные сказки, они дают объяснения различным особенностям природы, рассказывают о происхождении множества явлений, воспевают подвиги людей и Богов. Мифы слагались в ту эпоху, когда у людей не хватало знаний, чтобы объяснить все происходящее вокруг. Однако и по сей день мифология остается важнейшим аспектом культуры и религии.

Безусловно, религия – это один из основных факторов истории. Большинство людей, так или иначе, оценивает себя и свои поступки через призму принадлежности к вероисповеданию. Именно религия как элемент культуры позволяет каждому человеку быть ближе к моральным нормам, стремиться к идеалу.

Читайте также: