Доклад русские народные волшебные сказки

Обновлено: 05.07.2024

Волшебные сказки — конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.
В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.
В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Содержание

1. Введение
2. Общая характеристика волшебных сказок, их особенности.
3. Способность героев активно бороться со злом и побеждать, воплощение в героях лучших человеческих качеств.
4. Национальный колорит в картинах народного быта.
5. Роль животных в сказках.
6. Чудесные свойства обычных вещей предметов.
7. Заключение.
8. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

работа готовая.docx

Контрольная работа

По дисциплине Детская литература

Тема работы Волшебные сказки.

Специальное дошкольное образование

Преподаватель

фамилия, имя, отчество

  1. Введение
  2. Общая характеристика волшебных сказок, их особенности.
  3. Способность героев активно бороться со злом и побеждать, воплощение в героях лучших человеческих качеств.
  4. Национальный колорит в картинах народного быта.
  5. Роль животных в сказках.
  6. Чудесные свойства обычных вещей предметов.
  7. Заключение.
  8. Литература.

Сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся.

Вопрос о значении сказки в жизни дошкольника в научной литературе освещен достаточно широко. Педагоги-классики всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, К.Д. Ушинский отмечал: "Я решительно во много раз предпочитаю народные сказки письменной литературе, особенно рассказам, написанным для детей".

Выдающийся чувашский педагог И.Я. Яковлев значительную роль в букварях и книгах для чтения отводил устному народному творчеству. В Симбирской чувашской школе детей вводили в мир сказки, имеющей познавательное и воспитательное значение, развивающей у них чувство любви к родной природе, образному слову. Сказки, притчи, рассказы, басни с нравоучительным смыслом, изложенные доступным, понятным языком способствовали воспитанию у детей трудолюбия, честности, любви, привитию чувства долга перед народом. Они носили характер этических бесед и одновременно выступали как средства убеждения в нравственном воспитании детей.

Мудрость сказки в том, что она не поучает, не предъявляет требований, не наставляет, не морализирует, но, раскрывая проблемы жизни и увлекая слушателя или читателя, помогает ему самостоятельно прийти к правильному решению и тем самым обогатить жизненный опыт и развить сферу убеждений. Важнейшая функция сказки - выявление нравственных ценностей, усвоение нравственных принципов, развитие способности к этическим суждениям и оценкам, формирование у слушателей нравственных отношений.

  1. Общая характеристика волшебных сказок, их особенности.

Наибольшей любовью и маленьких, и подрастающих читателей пользуются волшебные сказки. Здесь во всей полноте используется арсенал художественных средств и создаётся неповторимый фантастический мир, живущий по своим законам. Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется "за тридевять земель" либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из неё победителем. Именно для волшебной сказки характерна цепная композиция с троекратными повторами: Иван-царевич три раза сражается со Змеем Горынычем, царевна-лягушка трижды выполняет задания и т.д. С каждым разом напряжение возрастает: у Змея Горыныча становится всё больше голов, всё более сложным становится задание для царевны-лягушки. Возможны неожиданные повороты сюжета: младший сын сжигает лягушачью шкурку и отправляется в путешествие, чтобы найти возлюбленную.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Отметим, что художественные образы волшебной сказки представляют единую художественную систему, выражающую народные этические и эстетические представления. Каждый из традиционных образов имеет свою постоянную характеристику и действует в сказке согласно своей эстетической функции.

  1. Способность героев активно бороться со злом и побеждать, воплощение в героях лучших человеческих качеств.

В.Я. Пропп, исследовавший сказку по функциям персонажей, устанавливает в волшебной сказке семь основных действующих лиц: вредитель (вредит герою, его семье, борется с ним, преследует его), даритель (передает герою волшебное средство), помощник (перемещает героя, помогает ему в борьбе с вредителем), царица (искомый персонаж), отправитель (отсылает героя), герой, ложный герой. Главных героев волшебных сказок отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идет защищать народ от Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу.

Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

При учете сюжетных различий, авторских интерпретаций сказочные персонажи предстают широкой галереей типических образов. Среди них образ героя особенно важен, ибо он во многом определяет идейно-художественное содержание волшебных сказок, воплощая в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы психологического характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке мы уже находим наметки изображения личности.

И все же говорить об индивидуализации образов можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою одного сюжета, будут повторены в героях других сказок. Поэтому справедливо мнение об изображении в сказках единого народного характера. Этот народный характер нашел воплощение в разных типах героев — мужских и женских образах.

Сказочный герой по существу безымянен. Имя Иван допускает любые замены — Василий, Фрол, Иван крестьянский сын, Иван Медведко и другие.

Особую убедительность правильным поступкам придает начальное ошибочное поведение. Иван-царевич думает, где достать богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался, отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает нужный совет.

Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой) служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными - богатырским конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета - где найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.

Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений. Антитеза — это художественный прием, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику. Противопоставление героя его противнику (вредителю) имеет особенное значение, так как взаимоотношения этих персонажей являются выражением различных жизненных принципов и таким образом становятся средством раскрытия идейного содержания сказок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

П Л А Н

Отличительные особенности фольклора русского народа.

Русская народная сказка – сокровищница народной мудрости,

свод законов человеческой жизни и общения.

История происхождения волшебных сказок, связь с мифологическими и мистическими представлениями.

Особенности волшебных сказок.

Бытовые сказки – их разнообразие, юмористический и сатирический характер. Особенности бытовых сказок.

Список использованной литературы

Отличительные особенности фольклора русского народа

Фольклор – сложное, синтетическое искусство; нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства: словесного, музыкального, театрального. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отразил в себе особенности различных периодов истории. Именно поэтому им интересуются и его изучают различные науки.

Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высочайшими художественными качествами. Художественная система русского фольклора своеобразна. В нем выработались особые жанровые формы произведений: былина, сказка, пословица, песня.

Народное поэтическое творчество имеет свои особые приемы и способы композиции: цепочная связь и ступенчатое сужение образов, градация, лейтмотивы, троекратные повторения. Велика роль фантастики, чудесного в сюжетах, особенно в сказках.

Отличия фольклорных произведений состоит также в том, что они создаются не на книжном, литературном языке, а на живом, разговорном, народном языке, имеющем свои лексические и звуковые черты, в том числе ударения, что идет от местных говоров.

Полно, солнышко, из-за лесу светить,

Полно, красно, в саду яблони сушить;

Ай за славной за речкой за Камышинкой…,

а также разнообразные типы повторений слов и словосочетаний.

Рифма используется в фольклоре лишь в особых случаях и имеет отличный от литературной формы характер. Это чаще всего рифма глагольная, парная.

Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые непрерывно связаны между собой.

2. Русская народная сказка – сокровищница народной мудрости, свод законов человеческой жизни и общения

Сказка – популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется как песня, а рассказывается. Предметом повествованием в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это определяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, четкостью и динамичностью. Положительный герой преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.

Сказка отличается строгой формой. В ней почти не дается картин природы и быта, действие как бы обнажено. Сказке присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовка, повторение эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.

Сказка, несмотря на значительную роль фантастики имеет жизненные основания: в ней в особой форме отражается действительность, чаяния и ожидания народные, мечтания о лучшей жизни. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, мечтали об ускорении движения по земле.

У сказки особая власть над людьми. Все подвластно силе могучего человеческого воображения. Волшебники действительно приходят к людям. Приходят, чтобы воодушевить, вдохновить, объяснить, посочувствовать, погоревать, утешить, воззвать к делам.

3. История происхождения волшебных сказок, связь с мифологическими и мистическими представлениями.

Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в социально-бытовых сказках; в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.

Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Однако вопрос о фантастике в волшебных сказках требует рассмотрения ее характера, происхождения, жизненных основ и отношения к мифу.

Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как баба-Яга, кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, в образе морозко, одушевление деревьев (говорящие деревья); в-четвертых, антропоморфизм—наделение животных человеческими качествами — разумом и речью (говорящие конь, серый волк).

Спорным остается вопрос о прямом происхождении волшебной сказки из мифа. Е. М. Мелетинский считает, что происходила трансформация мифа в сказку. На такой точке зрения стоят многие фольклористы. Но она требует еще достаточного обоснования. Правильно лишь мнение о том, что мифологическое мировоззрение дало основу поэтической форме сказки, создалась поэтическая мифология сказки. Перечисленные выше элементы мифологии, вошедшие в волшебную сказку, приобрели художественные функции.

Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса, о которых в них говорится, имеют жизненные основания. Это, во-первых, отражение особенностей груда и быта людей родового строя, их отношения к природе, часто их бессилие перед ней; во-вторых, отражение особенностей феодального строя, прежде всего раннего феодализма (царь — противник героя, борьба за наследство, получение царства и руки царевны за победу над злыми силами). Характерно, что капиталистические отношения не нашли отражения в волшебных сказках. Очевидно, ее развитие остановилось до формирования капиталистической формации.

Жизненной основой волшебных сказок была и та мечта о власти над природой, которая, по мнению М. Горького, так характерна для них.

4. Особенности волшебных сказок .

Сюжетный состав русских волшебных сказок исключительно богат. Из 192 сюжетов, включенных А. Аарне в указатель, Н. II. Андреев обнаружил в русских сказках 144, сверх этого 38 сюжетов неизвестны фольклору других народов.

В. Я. Пропп в указателе сюжетов, приложенном к изданию сказок Афанасьева (1957), делит русские волшебные сказки на группы соответственно действующим персонажам, что обусловлено его теорией функций действующих лиц.

Среди эпизодов и мотивов, составляющих действие, выделяются те, которые употребляются наиболее часто, обычны для волшебных сказок: причина, заставляющая героя действовать (отлучение от дома, трудное поручение), появление цели действия, выполнение поручения (нередко поиски похищенной девушки), обнаружение предмета поисков, стремление победить или перехитрить врага, бегство от него и . погоня, содействие чудесных помощников и использование чудесных предметов, битва с врагом, победа и наказание врага, торжество героя, который получает невесту и царство. Такова основная сюжетная схема волшебной сказки. Она варьируется в связи с конкретным содержанием произведения.

Сюжетные эпизоды и мотивы следуют в сказке в определенном порядке. Но вместе с тем в волшебных сказках чаще, чем в других разновидностях сказок, наблюдается так называемая контаминация—соединение различных сюжетов или включение в сюжет мотивов другого сюжета. При этом не нарушается целостность произведения, так как включается лишь то, что соответствует основному сюжету. Основой контаминации чаще всего служит тематическое сходство сюжетов.

Волшебные сказки имеют структуру, отличную от структуры сказок о животных и социально- бытовых. Прежде всего, им свойственно наличие особых элементов, которые получили название присказок, зачинов и концовок. Они служат внешнему оформлению произведения и обозначают его начало и конец.

Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы.

Повествование в волшебных сказках развивается последовательно, действие динамично, ситуации напряженны, нередко происходят страшные события, многое случается неожиданно, положения, в которые попадают герои, повторяются: три брата три раза ходят ловить Жар-птицу, три раза бьется герой со Змеем, три препятствия встречает он при достижении цели, три волшебных предмета бросает он при бегстве. Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, преодоление их героем обнаруживает его удивительные качества. Удивительное — характерная особенность волшебных сказок.

Персонаж в волшебной сказке всегда носитель определенных моральных качеств. Комплекс основных черт его всегда устойчив. Могут меняться сюжетные ситуации, в которые он попадает, могут меняться второстепенные его черты, но основные сохраняются. Устойчивость особенностей характеров — первая отличительная черта персонажей этого рода сказок. Вторая — постоянство оценки персонажей: положительные действущие лица всегда положительны, отрицательные — отрицательны.

В некоторых сказках особенности героев раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным.

И Ивану-царевичу и Иванушке-дурачку обычно содействуют в достижении цели лица и животные, которых называют чудесными помощниками, так как они обладают способностями совершать чудеса. В такой роли нередко оказываются жены или невесты героев, особенно Василиса Премудрая и Елена Премудрая; помогают героям и богатыри-великаны; Дубыня, Вернидуб, Объедало, и Опивало; помогают и животные: сивка-бурка, конек-горбунок, серый волк, собака, кот и друг ие, которым помог или которых спас герой.

Важную роль в достижении героем цели выполняют чудесные предметы. Их довольно много, они разнообразны: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, дубина- самобойка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Пользуются герои, особенно при-бегстве, гребешком, который, если бросишь его, превращается в лес и закрывает от погони; полотенцем или платком, которые превращаются в реку или озеро; волшебное зеркальце показывает, что происходит вдалеке (правда, им может воспользоваться и злая мачеха).

Антитетичная композиция волшебных сказок определяет Наличие в них персонажей, враждебных положительным героям. Наиболее часто выступают в сказках баба-яга , змей и кощей Бессмертный.,

Баба-яга, змей и кощей — враждебные силы. Победа героя над ними — торжество добра и справедливости.

5. Бытовые сказки – их разнообразие, юмористический и сатирический характер. Особенности бытовых сказок.

Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия, получили название социально-бытовых.

Социально-бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в.два этапа: бытовые — ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные — с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывалй недовольство и протест, были почвой социальной критики. Положительный герой социально-бытовых сказок — социально активный, критически настроенный человек.

Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян.

Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках. Так, в одной сказке Горшеня заставляет барина везти себя на спине. В другой мужик дурачит глупую барыню, обманывает барина.

Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться человек, жадный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее. Поэтому такого рода сказки звучали в крепостной деревне как беспощадное обличение бар, как отрицание их права распоряжаться судьбою крепостных. В сказках есть сюжеты, в которых барин, а чаще барыня попадают в иную жизненную обстановку, например барыня во сне переносится в избу сапожника, пробует и там распоряжаться, но получает хороший урок.

Весьма популярны сказки о любовных похождениях попа. Поп ходит и к купчихе, и к барыне. Но если тут все кончается для него благополучно, то попытки ходить к жене мужика или плотника приносят ему много огорчений. Сатиричен и образ попадьи.

Идейная сторона социально-бытовых сказок проявляется и в оценке действительности, и в оценке поведения персонажей. Два вида этих сказок — сказки с более развитыми социальными и бытовыми мотивами — разнятся между собой в том, что в первых ярче проявляется сатира, а во вторых — юмор. Несправедливые социальные порядки обличаются с едкостью и беспощадностью, бытовые неурядицы осмеиваются в тоне незлобливой и остроумной шутки.

Две названные разновидности сказок различаются и тем, что в первых обычно нет моралистических выводов — сатира их не требует, для нее необходим не морализм, а разоблачение; для бытовых сказок характерна поучительность, особенно для сказок на семейные темы.

Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальных, связаны с особым составом персонажей. Если в социальных сказках представлены барин, купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика, старухи, солдата.

В бытовых сказках выделяются две группы произведений: одни посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступают глупец (дурак), лгун, лентяй, хитрец, вор; другие изображают семейные конфликты, их герои — глупый и ленивый муж, злая и строптивая жена, бывалый солдат, доверчивые старики.

Наконец, существует серия сказок, которые принято называть новеллистическими и которые чаще всего разрабатывают сюжеты о споре мужа и жены, об испытании верности жены, о лености жены и глупости мужа, о спрятанном и наказанном любовнике. Обычно муж при содействии кума отучает жену командовать собой. Комизм особенно ярок в рассказах о старике и старухе, которые ревнуют друг друга. Широко популярен сюжет о Николе Дуплен- ском. Муж путем хитроумных уловок изобличае г любовника, избивает его и наказывает жену.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская сказка – художественное творение, в котором отложилась тысячелетняя история народа, это красочный наряд его памятливой души.

Раздельность национального бытия, сложившаяся в прошлом, еще не скоро уступит место всечеловеческому единству. Но и там, в отдаленном будущем, сохранится что-то, что свяжет, в силу закона общих традиций, культуру будущего со всем ценным, что исторически ей предшествовало. Вместе с русским языком русские сказки, как и сказки и языки других народов, выявят свою принадлежность к общечеловеческой культуре.

Причастность сказочного фольклора к социальной педагогике неоспорима. Люди всегда будут озабочены, чтобы лучшие жизненные свершения нашли тех, кто их продолжит. Сказочному вымыслу открыта даль времени, куда устремлен всемирный прогресс. Огненный свет, сыплющийся с крыльев жар-птицы, еще не раз ударит в глаза ребенку, а взрослый – услышит стук копыт коня, на котором Иван-царевич в который раз проскачет по широкому простору тридевятого царства.

У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. В него входят и сказки.

Сказка – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом, произведения такого содержания, которое требовало использование приёмов неправдоподобного изображения реальности, это веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Литература.docx

У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. В него входят и сказки.

Сказка – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом, произведения такого содержания, которое требовало использование приёмов неправдоподобного изображения реальности, это веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира.

Волшебные сказки

Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Они были весьма популярны в народе. В известных сборниках русских сказок помещено значительное число произведений этой жанровой разновидности. Волшебная сказка, так же как многие сказки восходят корнями своими к глубокой древности. В них сохранились древние верования. Это одна из самых крупных повествовательных форм классического фольклора.

Ученые предполагают, что волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, когда вся страна была раздроблена на отдельные земли и княжества. Но зародилась она гораздо раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси покланялись языческим богам. Именно поэтому в волшебных сказках герой встречается с водяным царем, русалками, лешим. Ему помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко. Всё в мире волшебной сказки необыкновенно: люди, земля, даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьёт недругов; мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.

Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома – всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках – тёмная, солнце – красное, море – синее, лебеди – белые, луга – зелёные. Это все густые, глубокие цвета, не полутона. Меч у героя – острый, дворцы – белокаменные, камни – самоцветные, столы – дубовые, пироги – пшеничные и так далее. Вещи и предметы имеют чёткие формы: известны их материал, качество. Всё вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

Общая характеристика, особенности

Главный герой сказки всегда молод. По преданиям первобытного человека, мудрость можно получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Отсюда все эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный и подводный мир, в далекое тридевятое царство - тридесятое государство. Именно поэтому главный герой уходит из родного дома, а затем из обычного мира. Поиски, сражения — все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в другом странном мире. Основной герой русской волшебной сказки по существу один. Облик, поведение, судьба героя одни и те же. Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает темные силы сказочного царства, завоевывает царство. В волшебной сказке герой общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики. Тут и невиданные звери: Олень - Золотые рога, Свинка - Золотая щетинка, Жар - Птица. Нередко в руги героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой.

Женские образы волшебной сказки, ее героини более разнообразны, чем мужские. Тут и мудрые девы, владеющие чудесной колдовской силой, красавицы, нежные, поэтические верные возлюбленные, которые ради любимых могут истоптать три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три каменных просвиры. Рядом с основными героями всегда стоят их чудесные помощники, различные по своему характеру, происхождению, они едины в своей роли - дополняют и довершают действия основных героев, помогают им в их борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты.

Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это невидящая мужа мачеха, это старшие братья героя и так далее.

Со всеми отрицательными героями ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван- царевич, Иван-дурак и другие. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Всё это вызывает у нас восхищение. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

Но всё в волшебных сказках заканчивается благополучно – чаще всего женитьбой Ивана-царевича или Ивана-дурака на распрекрасной царевне или королевне.

Воспитательное значение волшебной сказки

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий выработанным и проверенным народом. О педагогической ценности сказки сказано немало. Особенно ценили их как методологический инструмент и широко использовали в своей работе талантливые русские педагоги К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с её стройной композицией приучает ребёнка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряжённее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой приём помогает ребёнку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Художник – иллюстратор Иван Яковлевич Билибин


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




СЕКРЕТЫ РУССКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С раннего детства в нашу жизнь входят русские народные сказки - одно из самых загадочных явлений культуры. Они представляют собой устные рассказы, пришедшие к нам из древности и сохранившие мир славянского язычества, обычаи и обряды тех времён. Сказки – непоседы. Они не остаются на том месте, где впервые были рассказаны, а разлетаются по всему свету, передаются от поколения к поколению. В сказках всегда есть необычные, фантастические, чудесные события, которые привлекают внимание и детей, и взрослых. Это неудивительно, ведь важнейшей их особенностью является то, что рассказывают сказки для развлечения, чтобы слушателям было интересно. Однако есть и другая, очень важная черта фольклорных сказок - их воспитательная направленность. Она основана на общенародном идеале и формирует верные представления о том, что хорошо, а что дурно, кого можно считать красивым во всех отношениях человеком, а кого – нет, какие поступки достойны уважения и восхищения, а какие – порицания. И эти воспитательные задачи решаются в сказках как-то очень ненавязчиво, легко. Очевидно, этому способствуют особые законы их построения, а также удивительный, неповторимый язык.

Основная часть

У волшебной сказки есть своя композиция, структура. Она обычно начинается с характерного зачина. Вот пример такого зачина:

Часто такая отлучка героя происходит на фоне нарушениязапрета со стороны старших, мудрых наставников. Это и ведет к беде.

Таким образом (нарушением завета и бедой) приводится в движение весь ход сказки, то есть ее сюжет.

В этот момент на пути героя обычно встречаются дарители, помощники. Ими могут быть животные, птицы, сказочный конь, случайные попутчики – старухи и старики. Герой помогает им, проявляет доброту, а взамен получает волшебные дары: ковер-самолет, клубочек, сапоги-скороходы, шапку-невидимку, дубинки, скатерть-самобранку и т.д.

Здесь, очевидно, заключается один из главных уроков сказки: каждая незначительная встреча, испытание в жизни могут рассматриваться как судьбоносные. Положительный герой всегда внимателен к подобным встречам и проявляет при этом свои лучшие человеческие качества.

Далее ему предстоят настоящие испытания. Противники, злые силы всегда превосходят героя. Он же, как правило, в начале повествования и не умен, и не слишком силен, и совсем не собран … Он Иван-дурак. Но зато в сказке Иван хитер, изобретателен, бескорыстен, великодушен. Он спаситель и избавитель. Он не требует похвалы и никогда ее не получает. Таковы особенности характера главного героя волшебной сказки. Чаще всего его зовут Иван: Иван-царевич, Иван–крестьянский сын, Иван-коровий сын… Оказывается, по переписи населения, сделанной в XVII веке, каждый четвертый мужчина на Руси был Иваном! (2)

Часто избушка Бабы Яги имеет вид животного. Она обнесена забором, на котором нередко выставлены черепа. Стоит она на куриной ноге, охраняется животными. Баба Яга – хозяйка леса, и все его сказочные обитатели находятся у нее на службе.

Герой, попадая к Бабе Яге, подвергается испытаниям, а дальше она пропускает только достойных. Выспрашивая о цели визита, Яга кормит, поит персонажа, может уложить его спать – и все для того, чтобы дать герою силы выдержать испытания, которые его ожидают в потустороннем мире. Если герой ведет себя уверенно, Баба Яга всегда поможет ему.

Особый элемент композиции волшебных сказок – это переправа. Герой либо садится на коня или на ковер-самолет, либо надевает сапоги-скороходы и в одно мгновение оказывается в Тридевятом царстве. Примечательно, что все способы переправы отражают представление о странствовании умершего в загробный мир.

Змей никогда не пытается убить героя оружием или лапами; он пытается его вбить в землю и тем самым уничтожить. Одолеть же врага можно, только срубив все головы. Как правило, такая задача решается только в третьем бою.

Обладая волшебными средствами, герой похищает царевну или искомый предмет. Заколдованный – расколдовывается, мертвый – оживает. Теперь путь Ивана лежит домой, а там его ждет воцарение, свадьба. Он меняет свой облик: из невзрачного юноши чудесным образом превращается в настоящего красавца – богатыря.

Помимо особенностей сюжета, композиции и специфики персонажей волшебных сказок, стоит также отметить некоторые языковые и стилистические особенности этого жанра УНТ.

Очевидно, что описания в сказках заменяются поэтическими формулами. Обязательный признак подобных формул – повторяемость.

Заключение

Список использованной литературы

Читайте также: