Молодежные ценности и поведенческие стереотипы доклад

Обновлено: 04.07.2024

Сущность и порядок формирования стереотипов поведения, их разновидности и отличительные признаки, влияние культуры и ментальности на данный процесс у молодежи. Методы и подходы к изучению социальных стереотипов в отечественной и зарубежной психологии.

Рубрика Психология
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 08.09.2008
Размер файла 656,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ориентация молодых людей на те, или иные виды профессий во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые связываются с теми или иными профессиями. Подростки, непосредственно не включенные в реальную систему производственных отношений, скорее всего, могут строить свои базовые представления о той или иной профессии на реально более доступном им слое социальных стереотипов, которые они воспринимают в кино, литературе, где определенным образом фиксируются связи между профессиями и социальным стереотипами.

Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили. Один из способов достичь этого - выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение.

Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует

самореализации и самовыражению.

На формирование социальных стереотипов оказывает большое влияние культура. Под культурой понимается пласт, сосредотачивающий выражение духовных потребностей человека, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Социокультурная среда, окружающая современную молодежь, характеризуется целым рядом негативных процессов в сфере духовной жизни, утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

индивидуальность, неповторимость в компании, в толпе своих.

Стоит отдельно рассмотреть религию как часть общей культуры, которая

также оказывает влияние на развитие духовной сферы человека. Религия - это тип мировоззрения, господствующий в обществе. Она диктует нормы морали, правила поведения, общественные ценности, причем подчас в строгой, догматической форме, не оставляя права выбора и места для размышлений. В настоящее время широко распространен стереотип о том, что современная молодежь довольно набожна. На первый взгляд, несомненно. Большинство молодых людй в настоящее время называют себя верующими людьми. Лишь немногие в Бога не верят. Но при более тщательном рассмотрении отчетливо можно уловить некоторую поверхностность этой веры. Большинство верующих не исполняет обрядов христианской религии (не ходит в храмы, не исповедуется, не соблюдает религиозных праздников). В защиту этой точки зрения могут служить данные о причине веры в Бога. На первом месте среди причин собственной веры - необходимость в ней, желание получить надежду, уверенность в будущем дне, причем культивируют силу и уверенность не в себе, а во внешнем факторе. Среди других причин веры наиболее часто упоминается меркантильный интерес, то есть помощь от Бога в обмен на веру в него. Таким образом, по сравнению с прошлыми годами, количество верующих несомненно увеличилось, однако необходимо отметить, что акцент делается на психотерапевтические факторы религии, нежели чисто философские моменты. То есть люди ищут в Боге опору, защиту в трудные минуты жизни и при этом совершенно не задумываются над такими теологическими аспектами религии, как сущность Бога.

Необходимо рассмотреть влияние политической ситуации на сознание молодежи. Прежде чем начать рассмотрение этого фактора, необходимо сказать несколько слов о сущности такого явления, как государственная идеология.

Государственная идеология - политика государства по формированию образа мыслей и стиля поведения своих граждан, направленное на установление контроля над развитием личности человека, стандартизовав ее и сформировав в ней именно те качества, что нужны обществу и государству.

В современной России имеется государственная идеология. Это так называемая идеология либерализма, впервые появившаяся в Англии. Основной

постулат: преобладание личных интересов над общественными (общество нужно постольку, поскольку оно помогает отдельному его члену) Смелзер Н. Социология. М., 1994. с.67. . Основные ценности: свобода человека в решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие

реальных механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими людьми.

Политический процесс в России формирует новые представления о современной власти, о роли государственных структур в жизни общества, которые, став устойчивыми элементами политического сознания, будут еще долгие годы обусловливать политические процессы в государстве.
Социальные стереотипы являются мощным средством манипулирования политическим сознанием всех слоев общества. Процесс тиражирования политической информации, имеющий цель вызвать в сознании и поведении людей однородную реакцию, возможен только через использование определенных социальных стереотипов, на основе которых у военнослужащих создаются свои собственные поведенческие и психологические мотивы. Возникает вопрос, какой набор социальных стереотипов создает сегодняшняя политическая система для ее успешного функционирования, какие политические ценности несут эти стереотипы, какое влияние окажут они на становление личности в политике?

Процесс образования нового типа политической культуры связан с разрушением прежних систем ценностей, а там где продолжают доминировать старые ценностные ориентации и социальные стереотипы, это зачастую отражается в противоречивых результатах осуществления социально-политических и экономических реформ.

Политическая социализация является неотъемлемым атрибутом функционирования всех типов современных общественных систем. Это производная, составная часть более общего явления - социализации, представляющей собой процесс формирования общественных качеств индивида, его адаптация и включение в социальную среду.
Как явление, политическая социализация охватывает все социальные группы, в том числе и молодежь, а также отдельного индивида, живущего и действующего в обществе. По содержанию она представляет собой непрерывный процесс освоения

индивидом политических ценностей и традиций, социальных стереотипов и образцов политического поведения, его включения в различных формах в политику.

Какой молодые люди видят свою страну в будущем и что они готовы сделать для этого? Лишь немногие молодые люди, в основном, более старшая молодежь, могут четко и аргументировано объяснить свои политические взгляды в общем на текущую политику государства.

Отношение к политике как к виду деятельности, профессии и к политикам какк людям, к их человеческим качествам среди молодежи достаточно негативное. В основном, нынешнее поколение считает всех современных политиков людьми корыстными, основная задача которых - поиск выгоды для себя, и лишь, может, только некоторые считают, что бывают исключения. Доверие к деятелям сегодняшней политической арены среди молодежи крайне мало.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы видим - в среде молодежи официальная идеология государства отклика не находит, большая часть молодежи аполитична (причины - недоверие политикам, большое количество бытовых проблем) и не имеет четко выраженных политических убеждений. Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных молодых людей.

. На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально.

Снижение политической активности молодежи в последнее десятилетие

свидетельствует об ослаблении её влияния в политической сфере по сравнению с другими возрастными группами. Политические ориентации молодежи тесно связаны с её социально-экономическим положением. Относительно благополучнаямолодежь тяготеет к рыночным и либеральным ценностям, менее благополучная - к национально-патриотическим, неблагополучная - к социалистическим.

Кроме факторов направленно влияющих на молодежную среду извне, нельзя

игнорировать те процессы, которые происходят непосредственно внутри этой социальной группы. Межличностные отношения можно разделить на вертикальные (с иновозрастными группами) и горизонтальные (внутри самого этого общества). Данные многих социологических исследований по этому вопросу представляют нам следующую картину: молодежь в большинстве своем испытывает чувство одиночества, но оно внутреннего характера, то есть вызвано претензиями качества, а не количества. Многие проблемы возникают внутри социальной группы. Чем вызван этот дискомфорт?

На первом месте стоит лицемерие. Люди чувствуют фальшь, искусственность, неискренность в отношениях друг с другом. Анализируя слова и поступки, они отказываются воспринимать подобные явления. Многие сегодня считают причиной собственных затруднений в общении недостаточную умственную развитость своих собеседников. То есть по тем или иным причинам объективно или нет, они считают себя интеллектуально выше людей своего круга общения, а поэтому не могут адекватно с ними общаться. Очевидно, действия этих людей рождают другую причину недовольства в кругу общения - высокомерие.

Очевидно, в молодежной среде проходит бум моды на различные вредные привычки: курение, пьянство, наркомания и возрастает число их противников.

Новое поколение отличает отсутствие особых комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом: не испытывают коммуникативных затруднений, и лишь единицы говорят о наличии серьезных комплексов. Из этого можно сделать вывод, что грань в общении между полами легко преодолевается.

В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие

навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения - жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру.

В отношениях по вертикали данные исследований показывают, что большая часть современной молодежи относится к жизненному опыту взрослых категорически отрицательно. Другие относятся к старшим с уважением, и умеют правильно синтезировать и совмещать свой собственный опыт с социальным опытом старшего поколения.

Итак, межличностные отношения являются основным фактором воздействия и формирования мировоззрения. И именно в среде молодежи общение сегодня проходит далеко не безпроблемно, конфликты наблюдаются как с людьми старшими по возрасту (вопрос пересмотра традиционных ценностей) и внутри молодежной группы. Разрешить данный проблемы достаточно сложно, так как они вызваны специфическими чертами характера подрастающего поколения: максимализм, требовательность, желание возвысится над сверстниками.

Нельзя также не затронуть вечную проблему взаимоотношения отцов и детей. Взаимоотношения с родителями среди данной социальной группы населения подчас становится камнем преткновения во многих вопросах. Институт семьи влияет на многие аспекты поведения молодого поколения, как в социально-экономическом, так и в психологическом плане.

Нынешние модели поведения среди молодежи обуславливаются современными тенденциями развития общества. С раннего возраста молодое поколение обретает определенную независимость в решении многих вопросов. Новому поколению, буквально с юности, приходится самостоятельно принимать решения по многим вопросам. И неслучайно, люди более старшего возраста оценивают сегодняшнюю молодежь как более восприимчивую и адаптированную к непростым современным рамкам поведения в новой экономической среде.

Таким образом, были рассмотрены основные аспекты становления личности, и в частности, социальных стереотипов поведения современной молодежи, которые формируются под влиянием множества факторов, описанных выше. Сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека, их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом, влечет за собой раздражение, чувство дискомфорта, приводит к серьезным нарушениям психического равновесия, вплоть до стрессовых состояний, которые могут стать причиной инсульта или инфаркта. Отчасти враждебное отношение к новому определяется подсознательно действующим инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов.

2 Исследование социальных стереотипов поведения молодежи

2.1 Организация и методы исследования

Цель эмпирического исследования - выявить психологические особенности и стереотипы поведения молодежи, определяющие их профессиональный выбор.

Предмет исследования - социальные стереотипы поведения молодежи, а именно, стереотипы, связанные с теми или иными профессиями.

Объект исследования - учащиеся 10-ых (11 человек) и 11-ых (15 человек) классов средней общеобразовательной школы № 518 Центрального округа города Москвы; представители старшего поколения (20 человек) в возрасте от 45 до 60 лет.

Исследование проходило в три этапа.

Данная анкета направлена на проведение анализа сформированности социальных планов старшеклассников, в том числе карьерных устремлений молодежи; изучение профессионального выбора молодежи - как выбора профессии, так и предпочтительной сферы деятельности; рассмотрение мотивационных составляющих профессионального самоопределения, а также выявления социальных стереотипов, которыми руководствуется современная молодежь при выборе профессии.

Метод репертуарных решеток Дж. Келли предназначен для исследования индивидуальной категориальной структуры личности, изучения того, как человек воспринимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует свой жизненный опыт и окружающий мир. В нашем исследовании с их помощью мы сможем выявить индивидуальную систему представлений человека о различных профессиях, разобраться в причинах предпочтения данным конкретным человеком той или иной профессии.

Haбор oбъектов шкaлиpoвания задавался списком из 18 различных профессий: cлесарь, aктep, пpoдaвeц, писатель, ученый, дипломат, юрист, журналист, менеджер, программист, милиционер, служащий, учитель, врач, инженер, военнослужащий, агроном, психолог.

Третий этап. На заключительном этапе нашего исследования проводилась обработка, анализ и интерпретация полученных данных.

Гост

ГОСТ

Социальный стереотип — это элемент обыденного сознания, сущность которого состоит в том, что он выражает отношение или установку соответствующей социальной группы к некоторому явлению. Именно стереотип определяет моральные нормы, формирует политические, религиозные и мировоззренческие концепции.

Сущность стереотипов

Поведенческие стереотипы весьма разнообразны. Они способны во многом определять человеческое поведение, суждения и отношение к окружающему миру и людям. В состав стереотипов можно включить такие частные случаи как этнические, гендерные, политические и целый ряд прочих стереотипов.

Стереотип представляет собой эмоционально-оценочное образование, природа которого формируется из двух составляющих: знаний и отношения (установок). Знание должно быть стандартным (упрощенным), а отношение является эмоциональным.

Стереотипные образования (образы, суждения, оценки) сосредоточены с помощью готовых формул. Чаще всего они представлены пропагандистскими штампами, которые конкретизированы средствами массовой информации благодаря языковым средствам и визуальным изображениям. Как правило, стереотипы проявляются через ярлыки, ложные обобщения. Последние очень активно используются пропагандой с целью вызова соответствующей эмоциональной реакции.

Стереотип аккумулирует определенный стандартизованный коллективный опыт. Он внушается человеку в процессе обучения и общения с другими, помогая ориентироваться в жизни и некоторым образом направляя поведение.

Стереотипы формируются на разных уровнях сознания:

  • Теоретический (например, доктрины),
  • Практический (пропаганда, психологическая война и др.).

Внедрение стереотипов в сознание человека в общественной жизни происходит с детства. В этом принимают участие такие институты, как школа, семья, религия. Самое интенсивное воздействие осуществляется СМИ (печать, радио, телевидение).

Готовые работы на аналогичную тему

Социальные стереотипы современной молодежи и их роль в регуляции поведения

Молодежь включает поколение людей, которое проходит этап социализации и усваивает (в более зрелом возрасте уже усвоило) образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Эта категория представлена социально-демографической группой, выделяемой на основании совокупности возрастных характеристик. Для нее характерны особенности социального положения, обусловленные социально-психологическими свойствами.

От того, какие стереотипы влияют на поведение молодого поколения, зависит социальное развитие общества в целом, включая энергию, мировоззрение, нравственное здоровье и будущее всей нации.

Для нашего общества характерно особое экономическое положение страны, крушение старого мировоззрения. Все это способствовало появлению в нашем обществе серьезных трудностей и внутренних конфликтов. Особо трудно в этот период становится подрастающему поколению. Среди молодежи в такие времена усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение в отношении взрослых людей. В любых формах эта группа общества начинает проявлять жестокость и агрессивность.

С точки зрения социальных стереотипов принято рассматривать 2 аспекта воздействия общественного прогресса в качестве объективного фактора на развитие молодёжи. С одной стороны, постоянно меняющиеся объективные и субъективные условия макросреды способны опосредовать включение этой группы в социальную структуру общества. Это отражается на формировании социального облика и на степени развития самой социальной структуры.

С другой стороны, факторы общественного прогресса отображаются в сознании молодых людей. Они оказывают воздействие на человеческие потребности, интересы, стереотипы, ценностные ориентации. В рамках поведенческих программ, в конечном счете, это отражается на социальном облике этого поколения.

Молодежь оказалась самой уязвимой социальной группой в экономических процессах. Она испытывает сильное напряжение со стороны различных политических сил и движений. Для молодых людей не присущи четкие социальные ориентиры, а сама эта группа находится в ситуации жизненного самоопределения. Наряду с этим, только молодые поколения имеют возможность преодолевать идеологические и психологические стереотипы.

Молодежь формирует новые системы ценностных ориентаций, для чего у нее существуют все объективные предпосылки. Они включают:

  • Творческий характер мышления,
  • Творческий аспект деятельности,
  • Высокую социально-экономическую0 мобильность,
  • Психологическую гибкость,
  • Желание на практике воплощать в жизнь систему новых ценностей,
  • Открытое отношение к восприятию новых нетрадиционных объемов знаний и др.

Молодёжь можно отнести к тому возрасту, который считается сенситивным для восприятия социального опыта. По этой причине эта группа всегда находится в активном творческом поиске разнообразного социального опыта. Она вырабатывает модели собственного поведения.

Специфика стереотипов заключается в том, что подверженность их влиянию очень высокая. С одной стороны, молодые люди так компенсируют недостаток социального опыта. С другой стороны, стереотипы предназначены для упрощения определённых моделей поведения.

Для понимания особенностей мировоззрения молодежи, включая ее стереотипы, необходимо обратиться к факторам, влияющим на их формирование. Фактор представлен каким-либо явлением внешнего мира, воздействующим на сознание человека, которое постоянно находится в процессе изменения.

Сознание постоянно испытывает влияние внешних и внутренних процессов, а создание стереотипов происходит под воздействием бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды. На молодежь также очень сильно влияет целенаправленная и идеологическая пропаганда СМИ.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Психодиагностика.docx

Министерство Образования и Науки

Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего

Филиал федерального государственного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

Выполнили: Студентки 2 курса группы СПд – 201

Проверил: Чернобровина А.Н.

  1. Психологические механизмы образования стереотипов

1.2. Формирование стереотипов: психологический анализ

2. Исследование степени доверия молодежи современным стереотипам

Список использованной литературы

Стереотип (греч. stereos + typos – "твердый" + "отпечаток") – это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения с их внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Стереотипы, как некие устоявшиеся мнения, иногда несут эмоциональную заряженность. Как полезную, позитивную, так и не очень.

Суть нашего исследования в том, чтобы выяснить, каково процентное соотношение этих 2х групп и влиянию каких стереотипов люди наиболее подвержены.

Установить, насколько устойчивы стереотипы среди современной молодежи.

1) проанализировать понятие стереотип

2) выявить психологические механизмы образования стереотипов

4) проанализировать результаты исследования

5) определить самые популярные стереотипы

Психологические механизмы образования стереотипов

1.2. Формирование стереотипов: психологический анализ.

Стереотипы являются продуктом нормальных, психологических процессов, которые естественным и неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Следовательно, чтобы понять, как стереотипы создаются и сохраняются, важно обладать базовым пониманием психологических процессов, из которых они произрастают. Эти процессы включают в себя избирательное внимание, оценку, формирование понятий и категоризацию, атрибуции, эмоции и память.

Психологи соглашаются, что количество стимулов, которые воздействуют на наши органы чувств, слишком велико, чтобы мы могли их обработать и осмыслить в своей повседневной жизни. Невозможно прореагировать на все сигналы и стимулы, которые приходят к нам из окружающего мира. Мы выбираем, на какие стимулы откликнуться (к примеру, на слова на этой странице, на голос человека, который с вами разговаривает) и сенсорные модальности или каналы, посредством которых мы реагируем (например, зрение или слух). Этот процесс называют избирательным вниманием. Как правило, избирательное внимание относится к процессу, посредством которого мы фильтруем многие из стимулов, бомбардирующих наши органы чувств, тем самым получая более содержательный, ограниченный набор информации, который мы можем затем обработать. Поскольку наша сенсорная и перцептивная системы обладают ограниченными возможностями, т. е. мы должны изыскать способы ограничения количества информации, которую мы фактически получаем и обрабатываем. Этому селективному процессу присущи определенные искажения. Его хорошо иллюстрирует феномен вечеринки с коктейлем: люди часто могут слышать свое имя, произнесенное в другом конце комнаты на вечеринке, несмотря на то что одновременно раздается множество других звуков.

Когда мы наблюдаем какие-то события или общаемся с другими людьми, то постоянно оцениваем эти стимулы. Оценкой называют процесс, посредством которого мы определяем релевантность стимулов с точки зрения их значения для нашей жизни. На основании процесса оценки у нас возникают эмоциональные реакции, а затем мы принимаем решения, касающиеся адекватных поведенческих откликов, которые Лазарус называет копированием. Процесс оценки релевантен стереотипам, поскольку он обеспечивает психологический механизм, посредством которого мы активно воздействуем на входящие стимулы и обрабатываем их с учетом того, насколько они для нас значимы.

Формирование понятий и категоризация

В своей повседневной жизни мы сталкиваемся со множеством стимулов — с объектами окружающего мира; с людьми, которых мы встречаем; с тем, что мы слышим или говорим, — и практически невозможно, чтобы мы отследили их все. То есть когда наше сознание создает ментальные образы всех людей, мест, событий, ситуаций и действий, с которыми мы сталкиваемся, невозможно представить все эти стимулы в виде одиночных, независимых блоков информации. Поэтому мы формируем понятия, посредством которых можем мысленно представлять эти события, ситуации, места и людей, так чтобы наше сознание могло с ними работать.

Понятие — это ментальная категория, которую мы используем для классификации событий, объектов, ситуаций, поведения или даже людей согласно тому, что мы воспринимаем как общие свойства.

Мы формируем понятия, с тем чтобы можно было оценивать информацию, принимать решения и действовать соответствующим образом. (Культуры различаются именно по тому, какими могут быть эти общие свойства; этот вопрос обсуждается более полно в главе 6.) Мы пользуемся этими общими свойствами, которые помогают нам при классификации или категоризации — процессе, посредством которого психологические понятия группируются вместе.

Намного легче и эффективнее создать понятия или категории информации, а также оценивать эти категории и действовать исходя из них, чем обрабатывать каждый индивидуальный элемент. В психологии исследование формирования понятий предполагает изучение того, как люди классифицируют или категоризируют события, объекты, ситуации и людей, превращая их в понятия.

Формирование понятий и категоризация дают нам возможность организовать многообразие окружающего нас мира в виде конечного числа категорий. Эти категории, в свою очередь, основываются на частных свойствах объектов, которые мы воспринимаем или считаем подобными в некотором психологически значимом отношении. Например, мы можем объединить все объекты определенного цвета, все типы выражений лица, отражающие какую-то эмоцию, и т. д. Как только подобные понятия сформированы, мы можем подойти к индивидуальному стимулу посредством категории и собрать информацию о нем, основанную на этой категории.

Существует множество теорий относительно того, как происходит формирование понятий. Однако наиболее важно для нашего обсуждения признание существования понятий и их общей полезности в организации окружающего нас мира.

Одной из распространенных характеристик людей является ощущаемая потребность мысленно объяснить причины событий и поведения. Атрибуцией называют процесс, посредством которого мы делаем выводы о причинах поведения, как нашего собственного, так и других людей. Атрибуции выполняют в нашей жизни важные функции. Они позволяют нам организовывать информацию в психологически значимом ключе. Эта психическая организация необходима по крайней мере из-за количества событий, происходящих вокруг нас. Ряд исследований показал, что атрибуции связаны с контролем, и что люди, стремящиеся к контролю, производят атрибуции чаще, чем остальные. Атрибуции также помогают людям упорядочивать новую информацию о мире и устранять несоответствия между новым и старым способами понимания намерений и поведения окружающих.

Эмоции — неотъемлемая и важная часть нашей обычной, повседневной жизни. Эмоции — важные мотиваторы нашего поведения, говорящие нам, что нужно бежать, когда мы боимся, или нападать, когда мы разгневаны. Эмоции — это важные устройства вывода данных по первому требованию, говорящие нам, как мы интерпретируем события и ситуации вокруг нас. Эмоции являются также важными межличностными маркерами, информирующими нас о состоянии наших отношений с другими людьми.

Семантическая память является особым типом долговременной памяти для правил, идей и общих понятий о мире, включая других людей; она обычно основывается на обобщениях или образах, связанных с событиями, опытом и усвоенными знаниями. Семантическая память может быть также основана на вербальном знании, передаваемом от одного человека к другому, без какой- либо опоры на фактический опыт или интеракцию с объектом памяти. Она относится к знаниям, которые накоплены за долгий период времени, и постоянно модифицируются или подкрепляются, когда индивид имеет дело с родственными фактами, событиями или опытом. Эти свойства семантической памяти делают ее особенно релевантной нашему пониманию стереотипов.

Статья посвящена жизненным приоритетам современной молодежи. В настоящее время жизненные ориентации молодежи изменили свой вектор в сторону индивидуальной направленности.

Ключевые слова

Текст научной работы

Каждое поколение вносит что-то новое в развитие общества. Однако при этом все новое базируется на старых основах. Молодежь — это отражение направления развития общества. Глядя на молодых людей, можно понять, куда и с какой целью движется общество [1].

Иногда пожилые люди ругают молодежь, считая, что они ведут себя не так, как следовало. Однако при этом не стоит забывать, что именно эти пожилые люди и воспитали новое поколение. Конечно, ценности современной молодежи отличаются от ценностей прошлых поколений. Но это вполне нормальное явление, которое показывает, что общество не стоит на месте. Единственная проблема в этом вопросе, которая может вызывать тревогу, — это если ценности меняются не в лучшую сторону.

Каковы ценности молодежи?

Жизненные ориентации современной молодежи изменили свой вектор, уйдя от социальной (коллективистской) направленности к индивидуальной. Главным стремлением каждого человека стало личное материальное благосостояние. К сожалению, ценность оплаты труда стала цениться больше свободы или ценности интересной работы.

Отсюда проистекает внимание молодежи к таким общественных проблемам, как рост цен, преступности, инфляция, коррупция, социальное разделение общества, проблемы экологии, пассивность граждан [4; 5].

Гражданская позиция и общественные нужды ушли на последние позиции, уступив место проблемам материальной обеспеченности и здоровья. Однако, несмотря на то, что в анкетах молодежь выбирает в числе первых такую ценность, как здоровье, на практике мы видим, что стремление к здоровому образу жизни выражено достаточно слабо.

Результаты социологических исследований говорят, что в ТОП-10 жизненных ценностей современной молодежи входят такие ценности:

  1. Семейные ценности.
  2. Материальное благополучие.
  3. Общение, друзья.
  4. Здоровье.
  5. Образование, интересная работа, самореализация.
  6. Свобода, самостоятельность.
  7. Престиж, положение в обществе.
  8. Отдых, хобби, спорт.
  9. Творчество.

Как видно из списка, семейные ценности у молодежи стоят на первом месте. В этот пункт входит как родная семья, в которой человек родился и рос, так и будущая семья, которую планируется создать [6].

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием [7].

Характеризуя молодежное сознание и систему ценностей современной молодежи, социологи выделяют:

  • возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;
  • признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом в сфере досуга;
  • приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;
  • вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;
  • слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов [10; 11].

Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых прогрессивных ценностей [12].

Список литературы

Цитировать

Читайте также: