Доклад профилактика жестокого обращения с детьми

Обновлено: 05.07.2024

Участники: администрация и педагогический коллектив образовательной организации.

Предварительная подготовка рабочего пространства перед началом выступления:

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации.

Форма проведения: доклад, с использованием презентации.

Цель доклада: Освоение знаний, необходимых для осуществления деятельности в области профилактики физического насилия над детьми. Формирование профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи:

  • Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми.
  • Дать представление о том, что такое физическое насилие.
  • Обосновать характеристики феномена насилия в отношении детей. Рассмотреть всевозможные факторы риска, формы, способы выявления случаев жестокого обращения с ребенком.
  • Проанализировать нормативно-правовое обеспечение процесса профилактики насилия в отношении детей.
  • Исследовать организацию, содержание деятельности специалистов, формы и методы их работы, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
  • Разработать меры, которые надо предпринять, если родители или иные лица попали под подозрение в жестоком отношении к детям.

В современном обществе проблема насилия и жестокого обращения с детьми − одна из самых наболевших и острых. Последствия жестокого обращения оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка, что отражается на его поведении и учебе.

Актуальность данной темы связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия - уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Одной из основных трудностей в данном вопросе является сложность выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на формирование личности и психики ребенка.

Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми - это многоаспектная уголовно-правовая проблема, которой в теории уголовного права уделяется относительно слабое внимание, сама проблема нуждается в разработке.

  • Преднамеренное (умышленное) применение физической силы и власти;
  • Принудительное воздействие, притеснение;
  • Действие обидное, незаконное, своевольное, действительное или в виде угрозы;

Результатом (либо высокой степенью вероятности) которой являются:

  • Телесные повреждения;
  • Смерть;
  • Психологическая травма;
  • Отклонения в развитии или различного рода ущерб;
  • Сексуальный ущерб и страдания.

Классификация форм и видов жестокого обращения.

Вид

Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения)

Бесконтактная жестокость (без применения телесного соприкосновения)

Пренебрежение основными нуждами (Содействие беспризорности)

Жестокое обращение можно разделить на две формы:

  • Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения).
  • Бесконтактная жестокость (без применения телесного соприкосновения).

В контактной форме жестокого обращения можно выделить виды:

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие.

В бесконтактной форме жестокого обращения соответственно можно выделить следующие виды:

  • сексуальное совращение;
  • психологическое насилие;
  • эмоциональное насилие;
  • пренебрежение основными нуждами (Содействие беспризорности).

Я остановлюсь на одной из основных форм жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие - умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Факторы, связанные с жестоким обращением с детьми.

В семьях, где дети подвергаются насилию, почти всегда присутствуют четыре характеристики (которые в некоторых случаях повышают и риск неудовлетворения потребностей детей):

1. Родители психологически предрасположены к тому, чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности.

Факторы, способствующие формированию такой предрасположенности, весьма сложны, но в своих крайних формах являются проявлением серьезных проблем в сфере развития и психики.

Наличие этих факторов, очевидно, связано с особенностями воспитания родителей, и существует более высокая вероятность того, что родители, которые в детстве были жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, будут также применять насилие в отношении своих детей и не заботиться о них. При этом многие люди, с которыми в детстве обращались не лучшим образом, никогда не причиняют вреда своим детям.

3. Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций.

Насилие над детьми часто провоцируется внешним стресс-фактором, который становится последней каплей для уязвимой семьи. Постоянная подверженность членов семьи различным стрессам и кризисным ситуациям также повышает и вероятность неудовлетворения потребностей детей.

4. Родителям, которые допускают жестокое обращение с детьми, часто не хватает поддержки отдельных людей и общества в целом.

Очень важно, чтобы педагоги могли распознавать по физическим и поведенческим признакам детей, подвергающихся физическому и моральному насилию.

Вид

Сущностная характеристика

Состав действий

Результат

Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения)

вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставиться в физически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения

презрительное отношение родителя к ребенку, применение жестоких приемов дисциплинирования (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т.д.)

1.Телесные повреждения;
2.Смерть;
3.Психологическая травма;
4.Отклонения в развитии или ущерб другого рода

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Особенности внешнего вида ребёнка и характер травм:

  • внешние повреждения, имеющие специфический характер (синяки и ссадины, разрывы и порезы во рту, на губах, раны неизвестного происхождения, отпечатки пальцев, следы от ударов ремнем, укусов, возможно, различной давности, выбитые и расшатанные зубы, прижигания горячими предметами, горячими жидкостями, сигаретные ожоги, участки облысения и т.д.);
  • повреждения внутренних органов или костей, припухлость и болезненность суставов, множественные переломы, которые не могли быть следствием несчастных случаев.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка:

  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм (придумывает невероятные объяснения имеющимся физическим повреждениям);
  • плаксивость, одиночество, замкнутость, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • суицидальные попытки;
  • совершает побеги из дома, боится идти домой, особенно после получения плохих отметок жалуется на болезненность при движениях, неловкость передвижения;

Обратить внимание на появление повреждений после пропуска занятий в школе, выходных или каникул.

Телесные повреждения, полученные детьми в результате физического насилия, не всегда имеют явный насильственный характер. Специалисты, работающие с детьми, не всегда имеют возможность осмотреть ребёнка с целью выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Заподозрить физическое насилие над ребёнком чаще позволяют имеющиеся у него особенности поведения. Характерные для физического насилия поведенческие нарушения зависят от возраста ребёнка. Так один из исследователей рассматриваемого явления, Сафонова Т.Я., выделяет следующие психологические и поведенческие нарушения, характерные для детей разного возраста, подвергшихся и/или подвергающихся физическому насилию.

Дети младшего раннего возраста (до 3-х лет):

- малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);
- боязнь родителей или взрослых;
- постоянная настороженность;
- плаксивость, капризность;
- печальный внешний вид, редкое проявление радости;
- агрессивность.

Дети дошкольного возраста:

- пассивность, смирение с происходящим;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;
- псевдовзрослое поведение;
- агрессивность;
- жестокость по отношению к животным;
- лживость и воровство.

Дети младшего школьного возраста:

- стремление скрыть причину имеющихся у них травм;
- нежелание возвращаться домой после школы;
- замкнутость, отсутствие друзей;
- плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация внимания;
- агрессивность;
- воровство;
- уходы из дома.

- бродяжничество;
- делинквентное поведение;
- употребление алкоголя или наркотиков;
- депрессия, суицидальные попытки.

Наиболее распространённые повреждения при физическом насилии - ушибы и ссадины, затем идут переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребёнку боли, ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты психологического насилия. Опасность физического насилия (тяжесть его последствий) в значительной мере зависит от возраста ребёнка. Родители, применяющие физическое насилие, склонны со временем прибегать к более тяжёлым его формам. Поэтому незначительная травма, причинённая маленькому ребёнку, является фактором риска более тяжёлого насилия в будущем.

Неспособность родителей или одного из них защитить ребёнка от агрессии со стороны окружающих, а также оставление его без необходимого ухода или в ситуации, представляющей опасность для жизни ребёнка, может повлечь столь же негативные последствия, как и преднамеренное нанесение телесных повреждений. Такие умышленные или неосторожные действия родителей могут рассматриваться как пассивная форма физического насилия или как пренебрежение основными потребностями ребёнка.

Повышенный риск стать жертвой физического насилия имеют дети-инвалиды, особенно воспитывающиеся в социально неблагополучных семьях. В некоторых случаях само физическое насилие в сочетании с пренебрежением основными потребностями ребёнка, в том числе с неоказанием необходимой медицинской помощи, может быть причиной инвалидизации ребёнка.

Физическое насилие над детьми встречается во всех слоях общества. Однако значительно чаще оно имеет место в семьях с низкими доходами или находящимися в изоляции, а также в многодетных семьях. Распространению физического насилия над детьми способствуют различные социальные факторы. В качестве особо значимых Зиновьевой Н.О. и Михайловой Н.Ф. справедливо выделены:

  • отсутствие в общественном сознании понимания безусловной недопустимости физических наказаний;
  • постоянная демонстрация насилия в средствах массовой информации, что способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь;
  • обеспечение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну затрудняет своевременно выявление фактов насилия по отношению к детям и эффективное вмешательство на ранних стадиях семейной дисфункции;
  • недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы, отсутствие чётких критериев жестокого обращения с детьми;
  • низкая правовая грамотность населения, в частности, недостаточная осведомлённость детей о своих правах;

В большинстве случаев дети, пострадавшие от физического насилия, остаются в семье. Оставление ребёнка в семье предполагает проведение с ней активной социальной работы.

Основными направлениями этой работы являются следующие:

  • воздействие на причину, создающую напряжённую обстановку в семье;
  • оказание семье необходимой материальной поддержки;
  • повышение родительской компетенции, развитие у родителей необходимых навыков;
  • психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей, обучение их навыкам преодоления стресса;
  • повышение педагогической компетентности родителей, обучение их ненасильственным приёмам воспитания и поддержания дисциплины;
  • помещение ребёнка в детское учреждение или группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;
  • оказание поддержки родителям (содействие в трудоустройстве, получении медицинской помощи);
  • улучшение взаимоотношений между членами семьи, в том числе и отдельно проживающими прародителями.

Все перечисленные выше направления работы должны осуществляться во взаимосвязи, для чего необходим план работы семьей. Учитывая ограниченный спектр мероприятий, которые могут быть реализованы в рамках одного ведомства (образования, социальной защиты, внутренних дел), план должен иметь межведомственный характер. Такой план может быть принят муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, включающей представителей всех заинтересованных в судьбе ребёнка и его семьи органов и учреждений.

Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком

Специалист отдела опеки и попечительства совместно со специалистом организации, сотрудником органов внутренних дел незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться - в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

Любая профилактическая работа должна строиться на взаимодействии всех субъектов профилактики. Родители, опекуны, патронатные воспитатели, воспитатели семейных групп, родители, утратившие, но восстановившие родительские права должны стать не просто полноценными участниками профилактической работы, но и активными ее исполнителями.

Практическая часть

Необходимо понимать, что без решения вопросов, включающих анализ эффективности и планирования, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организации профилактического процесса и его координации, невозможно выстроить эффективную систему профилактики жестокого обращения с детьми в образовательном учреждении.

В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в области правового просвещения, а также распознавания маркеров риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Комплекс внутришкольных мероприятий по теме физического насилия:

  • Проведение тематических педагогических советов, совещаний, семинаров, родительских собраний, консультаций.
  • Планирование работы по профилактике насилия и жестокого обращения в подростковой среде, детско-родительских отношениях и образовательном учреждении.
  • Составление социального паспорта класса, школы.
  • Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН, КДН.
  • Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки, социально-активную деятельность (волонтерское движение).

Причины и условия возникновения жестокого обращения, последствия для ребенка и семьи носят комплексный характер (медицинский, психологический, социальный и юридический) и оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка. Трудности выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на развитие личности и психики ребенка требуют отдельного внимания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми

hello_html_68d693e0.jpg

Дети- во всех смыслах-наше будущее. Если мы не хотим иметь жестокое будущее, мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем.

В последние годы в связи с общим кризисом, интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

Согласно полученным данным, исследователи пришли к выводу, что уровень домашнего насилия поразительно высок. В частности около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, что для многих жертв заканчивается смертью. Более того, 50 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от семейного насилия.

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в наши дни становится все более и более актуальной, поэтому и мы не смогли обойти ее стороной и занялись ее разработкой. Что подразумевается под жестоким обращением и насилием? Что делать, если есть подозрение на жестокое обращение с ребенком? Куда обратиться и что предпринять в этом случае? Как поговорить с ребенком, как убедить его в том, чтобы он рассказал, что с ним случилось, ни в коей мере не придавая это общественной огласке? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться при работе с такими случаями? Как не допускать подобных случаев с детьми? Как корригировать поведение детей и подростков, переживших жестокое обращение и насилие? Все эти вопросы волнуют многих специалистов, работающих с детьми.

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.

Психологическое насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация,развращение.

На образовательном уровне моральная жестокость заключается в том, что родители позволяют ребенку постоянно прогуливать школу, над ребенком нет никакого контроля, родители также не позволяют ребенку участвовать в каких – либо школьных мероприятиях, или родители не обеспечивают ребенка всем необходимым ему для занятий в школе. Последствия моральной жестокости у детей.

Внешние проявления:
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- у грудных детей обезвоживание, опрелости, сыпи;
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
- нечистоплотность, не свежий запах.

Физические признаки:
- отставание по физическим признакам (рост, вес) от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- запущенный кариес;
- отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.

Распознание факта физического насилия над ребенком.

Характер повреждений:

- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигание горячими предметами;

- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

- повреждения внутренних органов;

На случайный характер травм указывает:

- множественность повреждений, различная степень давности (свежее и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно – гигиеническая запущенность);

- появление травм после выходных и праздничных дней.

Сексуальное насилие.

Сексуальное насилие, или развращение, есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. К данному виду насилия относятся:

- половой акт с ребенком;

- любой телесный контакт с половым органами ребенка, а так же ласки эрогенных зон;

- сексуальная эксплуатация ребенка, для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

- демонстрация эротических, или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;

- совершение полового акта в присутствии ребенка.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его насильственным, поскольку ребенок:

- не обладает силой воли, находясь в зависимости от взрослого;

- может не осознавать значение сексуальных действий, в силу функциональной не зрелости;

- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

- патриархально – авторитарный уклад;

- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

- конфликтные отношения между родителями;

- мать ребенка чрезмерно занята на работе;

- ребенок долгое время жил без родного отца;

- вместо родного отца – отчим или сожитель матери;

- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами, имеют психические заболевания.

Сексуальное насилие, является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка, и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет.

Рассказать кому – либо о сексуальном насилии для жертвы трудно по многим причинам:

- угрозы со стороны насильника;

- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, ребенок может жалеть его;

- жертва может считать себя виновным в насилии;

- ребенок любит насильника или нуждается в нем;

- ребенок не понимает, что-то, что с ним делают плохо;

- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.

Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, пострадавшие от насилия, как правило, нуждаются в различных видах помощи: медицинской, правовой, психологической, социальной.

Обратим внимание на психологической помощи детям, пережившим жестокое обращение. Это связано с тем, что в отличие от соматических последствий жестокости (физические травмы, при сексуальном насилии – заболевания, передающиеся половым путем, беременность) психологические последствия могут длиться достаточно долгое время и определять жизнь человека в семье, взаимоотношения с окружающими людьми, вызывать различные коммуникативные трудности.

Условно можно выделить три основных компонента психологической помощи ребенку, оказавшегося в сложной ситуации:

Работа с пострадавшим ребенком в эмоциональном ключе по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний.

Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, а связана с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослым.

Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка (в первую очередь, родителями). Работа с родителями должна быть направленная на развитие навыков ненасильственного воспитания, повышения грамотности в воспитательной позиции, в эмоциональной поддержке и эмпатии.

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.

Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.

Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.

Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.

Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.

Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.

Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.

Помогите определить основную трудность, проблему.

Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.

Способствуйте повышению самооценки.

Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).

Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.

Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.

Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.

Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.

Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направленные на преодоление кризиса, на решение экономических проблем, являются главными и безотлагательными, особенно актуальным и требующим пристального внимания, становится вопрос о молодом поколении, его физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном положении и развитии.

Жестокое обращение с детьми

(Родительское собрание)

Для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направленные на преодоление кризиса, на решение экономических проблем, являются главными и безотлагательными, особенно актуальным и требующим пристального внимания, становится вопрос о молодом поколении, его физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном положении и развитии.

Из истории слайд5

Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.

их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;

детей продавали и покупали.

Слайд6Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением.

Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям.

В Москве в середине ноября 2009 г. морской офицер сбросил с восьмого этажа двух приёмных детей, за что осуждён на 9 лет тюремного заключения.

Всю страну взволновало убийство девятимесячного ребёнка отцом в присутствии матери, объявивших, чтобы скрыть преступление, об исчезновении ребёнка.

Высочайшая трагедия общества, в котором такие вопиющие случаи вышли за пределы единичных.

Ужасно то, что мы стали привыкать к этому, стараемся не замечать, миримся с тем, с чем мириться нельзя. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Обратимся к статистике, которая неумолимо свидетельствует об остроте проблемы.

Слайд7Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. - из детских домов и интернатов.

В России регистрируется свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних.

Слайд9Достоянием гласности стали вопиющие факты: сотни детей живут на свалках, в подвалах и на вокзалах,

в течение ряда лет малолетний ребенок живет в собачьей конуре и не понимает человеческой речи;

в результате неправильного лечения и халатности врачей дети умирают и становятся калеками;

из-за безответственного отношения родителей, их пьянства, наркомании дети голодают, подвергаются физическому насилию.

Что попадает под понятие "жестокое обращение с детьми"? Слайд10

Жестокое обращение с детьми — действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка, а так же его развитию.

Более широкое понятие жестокого обращения раскрыто на схеме. Слайд11

Это когда ребенка оставляют без присмотра,

когда ребенка бьют или причиняют ему вред, срывая на нем зло,

когда разрушают у ребенка уверенность в себе,

когда дразнят и унижают ребенка,

когда не заботятся о том, чтобы ребенок был чист, одет, накормлен,

когда ребенка лишают родительской ласки,

когда ребенка не слушают,

когда не заботятся о здоровье ребенка,

когда обманным путем похищают ребенка,

когда не считают нужным отправлять ребенка в школу,

когда ребенку показывают порнографические материалы.

Слайд12 Жестокость по отношению к детям может возникать в силу таких причин, как негативные нравственные качества взрослых, нередко вызываемые неудовлетворённостью сложившимся образом жизни, социальным положением в обществе, отсутствием работы и других неудач, следствием чего возникают конфликты в семье, проявляются психические заболевания.

Слайд13 Выделяют несколько видов жестокого обращения:

Слайд14 1. Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).

Слайд15 Физическое насилие проявляется как:

заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

избиение ремнем, веревками;

нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Слайд16 2. Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды. К сексуальному развращению относится также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

Слайд17 3.Психическое (эмоциональное) насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.);

Слайд18 К психологическому насилию относится

открытое неприятие и постоянная

угрозы в адрес ребенка в открытой

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Слайд19 4.Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются

Слайд20 Одним из проявлений жестокого обращения является отсутствие любви у женщины к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности.

Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желаемой беременности, они часто имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются. и др.

Слайд21 Последствия жестокого обращения с детьми в семье

уход в религиозные секты;

объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

агрессивное, преступное поведение детей;

сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия

Слайд22 Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми?

Слайд23 Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов.

Слайд24 Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей,— это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

Слайд25 Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить.

Слайд26 Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение. Детские мокрые, грязные пеленки, плач, потребности невыносимы для таких родителей.

Слайд27-28 В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми

Слайд29 Еще одна треть родителей обычно не проявляют жестокости к своим детям.

Однако они могут так поступать, находясь в состоянии стресса. Такие родители просто никогда не учились тому, как любить детей, общаться с ними и воспитывать их

Слайд30 В настоящее время создано множество общественных организаций для того, чтобы выявить тех детей, которые подвергаются избиениям, или тех, о ком не заботятся родители

Слайд32 -Родители могут охотно согласиться поместить его в детский дом.

Слайд33 -В некоторых случаях ребенку разрешают оставаться дома с родителями, но в строгом соответствии с эффективными программами обучают родителей умению заботиться о детях и справляться со стрессовыми ситуациями.

Слайд34 Каждый ребенок имеет право на счастье.

Слайд35 Права детей регулируются и защищаются основными законами:

Семейный кодекс РФ

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

Федеральный Закон об образовании

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ

Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Слайд36 Четыре заповеди мудрого родителя

Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Избегайте свидетелей.

Слайд37 Способы открыть ребёнку свою любовь

Называйте ребёнка ласковыми

именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

Прикосновение

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.


Слайд39 Дети – главный подарок для мира,
С ними чудесней земная картина.
Всё понимают, берутся за всё
Лучшее с ними людское житьё
Частенько слабы, неумелы их руки,
Но некогда думать ребятам о скуке.
В движеньях, заботах их время проходит,
Удача к усердным с годами приходит.
В детские годы мечты расцветают,
Взрослые часто об этом не знают.
Надо детишкам права объяснить,
Многому надо их обучить.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!


Жизнь современного человека несет вслед за собой высочайшее проявление цивилизации. Различные её элементы, такие как искусство, язык, идеи, верования должны рассматриваться как внешнее проявление души создавших их людей. Одним из наиболее древних и значимых социальных институтов различных эпох является институт семьи.

Семья оказывает наиболее значимое воздействие на формирование личности детей, которые являются лакмусовой бумагой уровня воспитанности, культуры, духовности родителей. Формирование семьи, выступающей классическим примером социального института, обусловлено заложенными в ней механизмами продолжения рода, ценностно-нормативными регуляторами: созреванием, ухаживанием, выбором жизненного спутника, нравственными и социальными нормами, на которые опираются члены семьи, регулируя внутрисемейные отношения.

Однако опасной тенденцией современности становится ослабление влияния семьи как воспитательного микросоциума. Агрессия и насилие в современном обществе по отношению к детям нарастает. Это связано с социально-экономической ситуацией в стране. Потеря работы родителями, злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами, следствием которых становятся детские психические травмы, увлечения компьютерными играми, утрата чувства семьи и дома, неуверенность в завтрашнем дне, одиночество, усугубляющиеся жестоким обращением с детьми, ведущим за собой разрушение психического здоровья ребенка, вплоть до его потери. Жестокое обращение с детьми может проявляться в насмешках, оскорблениях, унижающих сравнениях, необоснованной критике, отверженности, холодности, оставлении без психологической и моральной поддержки. В современном мире такое обращение родителей со своими детьми не является редкостью. В мире гибнут тысячи детей от увечий, нанесенных родителями, зачастую таких родителей самих в детстве подвергали насилию.

По данным Аналитического центра Государственной Думы РФ, 30–40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Это явление с каждым годом становиться опаснее, ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избивают родители, для многих подобное воспитание имеет фатальный исход. По данным следственного комитета Российской Федерации по Омской области, за 11 месяцев 2013 года на территории Омской области совершено 185 тяжких и особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе 8 убийств [7].

Проблема жестокого обращения с детьми не встречает должного понимания со стороны общественности. Опыт работы с семьями показывает, что не только взрослые, но и дети не готовы полностью осознавать меру ответственности за свое поведение. На общественное обсуждение не выносят внутренние проблемы семьи. Нередко жестокое обращение в семье является нормой поведения. Мифом общественного сознания является представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях. Насилие над детьми в семье осуществляется независимо от культурных, экономических и религиозных аспектов. Пороки взрослого человека толкают на неприемлемое отношение к ребенку. Однако в неблагополучных семьях жестокое обращение встречается чаще. Ежегодно увеличивается число родителей, состоящих по этой причине на учете в полиции.

а) медицинском — как семью, у членов которой наблюдаются медико-биологические отклонения, ярко выраженные заболевания, препятствующие ее полноценному функционированию;

б) социально-административном — как семью, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей;

в) психолого-педагогическом — как семью, внутрисемейные и внешние социальные связи которой нарушены, что ведет к личностной деформации ее членов.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми.

В основе организации профилактики лежат принципы доверия гуманизма, системности и превентивности. Достижение социального эффекта связано с реализацией мероприятий по предупреждению насилия в семье, препятствующих превращению жестокого обращения с детьми в общественную норму.

Разработанная нами программа социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми предполагает работу с семьями, находящимися в социально опасном положении. В целевую группу входят дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети из многодетных и малообеспеченных семей, проживающие и обучающиеся на территории Советского административного округа города Омска. Рассчитана программа на три календарных месяца.

Основное внимание в программе направлено на снижение уровня агрессии. В ее задачи входит: формирование у учащихся негативного мнения обо всех формах жестокого обращения; оказание психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся; осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей; оказание помощи родителям по формированию педагогически грамотных взглядов на воспитание, детско-родительские отношения, разрешение конфликтов.

Основными направлениями деятельности выступают: ознакомление учащихся младшего школьного возраста с формами жестокого обращения и его последствиями; формирование представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях; пропаганда здорового образа жизни. Программа состоит из следующих блоков:

1. Теоретический блок включает 2 занятия и дает возможность познакомиться участникам между собой, прослушать лекции о Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенка.

2. Практический блок включает 5 занятий и дает возможность участникам получить практические навыки по сплочению коллектива и построению эффективного командного взаимодействия; занятия способствуют формированию нравственных качеств детей, включению их в ситуации позитивного межличностного взаимодействия.

3. Контрольный блок включает 2 занятия и дает возможность отследить динамику отношения участников программы к жестокому обращению с детьми.

Занятия проводятся в групповой форме в виде лекций, тренинга, бесед. Индивидуальные беседы с несовершеннолетними проводятся при участии педагога-психолога. Социально-педагогическое и психологическое консультирование по возникающим вопросам и психокоррекция осуществляются по мере востребованности.

Ожидаемый результат: формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения; увеличение числа детей, получивших достоверную информацию о жестокости в семье, путях ее преодоления; формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности; отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.

На стыке различных отраслей знаний, среди множества проблем одной из наиболее актуальных является проблема жестокого обращения. Наиболее ранимыми к проявлением любого вида насилия являются, прежде всего, дети. Очень важно предупредить жестокое обращение, так как последствия пережитого ребенком оставляют отпечаток не только на его личности, но и на том обществе, в котором живет ребенок. Сегодня однозначный ответ о создании единой системы профилактики жестокого обращения с детьми не найден. Дальнейшие исследования необходимы для поиска новых форм, методов, средств осуществления профилактики этого опасного социального явления.

1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2005. — 256 с.

2. Большакова О. Н. Межведомственное взаимодействие структур по решению проблем домашнего насилия / О. Н. Большакова, Т. А. Косенкова, Т. В. Сытикова // Социальная работа. — 2005. — № 2. — С. 28–30.

3. Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.

4. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.

5. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб.: Речь, 2003. — 248 с.

6. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2007. — 240 с.

8. Ярская-Смирнова Г. Р., Романова П. В., Антонова Е. П. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. — 2008 — № 1. — С. 34–39.

Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, ребенок, семья, опасное положение, занятие, Омская область, отношение, родитель, трудная жизненная ситуация, формирование.

Читайте также: